Вопрос № 49 Характеристика новой экономической политики. Перестройка государственного аппарата в годы НЭПа. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Вопрос № 49 Характеристика новой экономической политики. Перестройка государственного аппарата в годы НЭПа.

2017-05-14 619
Вопрос № 49 Характеристика новой экономической политики. Перестройка государственного аппарата в годы НЭПа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. Была принята 21 марта 1921 года X съездом ВКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразверстки продналогом в деревне, использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

 

НЭП позволил быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.

 

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы). Сталин и его окружение взяли курс на принудительное изъятие хлеба и насильственную коллективизацию деревни. Проводились репрессии против управленческих кадров (Шахтинское дело, процесс Промпартии и др.). К началу 1930-х годов НЭП был фактически свёрнут.

Вопрос № 80. Перестройка государственного аппарата в годы НЭПа.

Реорганизация привела к уточнению функций всех государственных органов.

Усиление роли Президиума ВЦИК, утверждавшего проекты декретов СНК.

Январь 1922 – разграничение компетенции между СНК и СТО (Совет труда и обороны). В ведении последнего остаются экономические функции: утверждение хоз. планов, отчетов экономических наркоматов.

1923 – СТО РСФСР преобразуется ЭКОСО – экономическое совещание.

Малый СНК готовил дела и проекты для обсуждения в СНК и СТО. Мог также по особому распоряжению СНК или председателя СНК рассматривать вопросы иностранной политики, экономики и бюджета.

1920 - Реорганизация Наркомата РКИ (Рабоче-крест. Инспекции) из Нарком госуд. контроля.

1923 Наркомат РКИ объединился с Центральной конторльной комиссией ЦК РКПб.

1921г. февраль – Создание Государственной общеплановой комиссии при СТО (Госплан) 1923 – составление плана для промышленности в целом.

Центры и главки ВСНХ преобразованы в органы планирования и контроля.

1923 – все отраслевые главки ликвидируются и в структуре ВСНХ создаются Главное экономическое управление – руководство промышленностью в целом и Центральное управление государственной промышленности - отраслевое регулирование (внутри создавались отраслевые отделы).

1922 г. май. При СТО создается Комиссия по внутренней торговле (Комвнутторг). В 1924 преобразована в Наркомат внутренней торговли.

 

Вопрос № 50 Образование СССР. Декларация и Договор об образовании СССР 1922 г.Конституция СССР 1924г.

В декабре 1922 г. / съезд Советов СССР

утвердил Декларацию и Договор об образо-

вании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украи-

ной, Белоруссией и ЗСФСР. Каждая из республик уже имела свою

конституцию. Съезд Советов СССР принял решение о разработке об-

щесоюзной Конституции (проект был разработан в течение 1922 г.), ко-

торая и была утверждена II съездом Советов СССР в январе 1924 г.

Возникшие в ходе ее разработки разногласия по вопросам национально-государственного строительства регулировались решением XII съезда

РКП(б).

В феврале 1923 г. в проектной комиссии было сделано предложение

преобразовать Совет национальностей (до этого входящий в Наркомнац

как представительный орган разных национальностей) в орган СССР,

превратив его во вторую палату ВЦИК. По одному проекту Совет

должен был состоять из представителей всех (федеральных, автоном-

ных) республик и автономных областей, по второму — только из пред-

ставителей четырех федеративных республик. Принималась более слож-

ная модель, позднее закрепленная в Конституции.

Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г.

 

Конституция Союза Советских Социалис-

тических Республик состояла из двух раз-

делов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании

СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной

политики советского государства, на причины объединения советских

республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие).

Договор состоял из одиннадцати глав: ≪I. О предметах ведения верхов-

ных органов власти СССР; II. О суверенных правах союзных республик

и о союзном гражданстве; III. О Съезде Советов СССР; IV. О Цент-

ральном Исполнительном Комитете СССР; V. О Президиуме ЦИК

СССР; VI. О Совете Народных Комиссаров СССР; VII. О Верховном

суде СССР; VIII. О народных комиссариатах СССР; IX. Об Объеди-

ненном Государственном политическом управлении; X. О союзных рес-

публиках; XI. О гербе, флаге и столице СССР≫.

По Конституции в исключительное ведение Союза входили внешние

сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и

руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование

экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная

юстиция). Утверждение и изменение основных начал Конституции нахо-

дились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За со-

юзной республикой сохранялось право выхода из Союза, территория

могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союз-

ное гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР,

избиравшийся от городских Советов (один депутат от 25 тыс. избирате-

лей) и от губернских съездов Советов (один депутат от 125 тыс. избира-

телей).

В период между съездами высшим органом власти был Центральный

исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК состоял из Со-

юзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоявше-

го из представителей союзных и автономных республик (пять депутатов

от каждой) и автономных областей (по одному депутату от каждой).

ЦИК работал в сессионном порядке, число председателей Ц И К СССР

соответствовало числу союзных республик.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодатель-

ным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избирав-

шийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приоста-

навливать действие постановлений съездов Советов союзных республик

и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и

СНК союзных республик. ЦИК СССР формировал высший исполни-

тельный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров

СССР (СНК СССР), в который входили председатель СНК, его за-

местители и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отрас-

лями государственного управления. Пять наркоматов были общесоюзны-

ми: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей

сообщения, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными:

ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ.

Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных рес-

публик через уполномоченных (уполномоченные общесоюзных наркома-

тов входили с правом совещательного голоса в СНК республики), объ-

единенные — через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд

наркоматов были республиканскими: юстиции, внутренних дел, земледе-

лия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения.

Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных

комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные

комиссариаты посылали туда своих уполномоченных. ЦИК союзной

республики не мог приостанавливать решения СНК СССР, но мог об-

жаловать их в ЦИК.

Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК

СССР, на который возлагались и функции конституционного суда.

Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено Всесоюз-

ному съезду Советов, право менять ≪неосновные начала≫ Конституции

имели ВЦИК и его Президиум, обязанные предоставлять свои поправки

на ратификацию Съезду.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования

СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного

союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрис-

дикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и

вопросы, которые не составляли исключительной компетенции Союза.

Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представи-

телями. Однако положения Конституции давали Центру значительные

полномочия для контролирования периферии и были направлены на

создание новой политической культуры, ≪пролетарской по содержа-

нию и национальной по форме≫ (Сталин), на компромисс между ком-

мунистическими планами всеобщего объединения и национальными тра-

дициями.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.