Вопрос № 38 Октябрьская революция 1917 г. и установление Советской власти. Законодательные акты II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Вопрос № 38 Октябрьская революция 1917 г. и установление Советской власти. Законодательные акты II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов.

2017-05-14 624
Вопрос № 38 Октябрьская революция 1917 г. и установление Советской власти. Законодательные акты II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Осень, 1917 – обострение политического кризиса в России. => 10 окт 1917 – ЦК РСДРП принял решение о подготовке вооружённого восстания. => Создание военно-революционного комитета.

Функции ВРК: определение боевой силы для обороны столицы, меры по охране города от погромов, поддержание рев дисциплины. ВРК стал новым органом, сосредоточившим в себе всю военную власть.

21 окт – переход Петроградского гарнизона под командование ВРК и отказ починяться ВП. Верными ВП остались штаб Петроградского военного округа, юнкера и казаки.

ВРК назначал комиссаров в воинские части и отдельные районы СПб с целью его защиты от покушений контрреволюционных сил. => раздача оружия рабочим, установление контроля над типографиями.

25 окт 1917 – начало боевых действий со стороны ВРК. => захват стратегических объектов СПб.

25 окт 1917 – начало работы 2 Российского съезда С и Р депутатов. РССРД – «высший орган власти в России». В схезде принимали участие – РСДРП (м,б) и ПСР. Часть членов РСДРП (м) и ПСР бойкотировали съезд и покинули его.

По итогам заседания – переизбрание ВЦИК и создание СНК (правительство России); провозглашение власти Советов (единственная форма власти) => устранение комиссаров ВП.

АКТЫ 2 СЪЕЗДА СРД

1. Декрет о мире. (26 окт 1917) Содержал положения о заключении мира без аннексий и контрибуций, рассекречивании всех депломат актах (отмена тайной дипломатии). Провозглашался принцип «мирного сосуществования» и права наций на самоопрделение.

2. Декрет о земле (26 окт 1917). Основан на крестьянских наказах и агарной реформе эсеров. Многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное). Конфискация помещичьих земель и имений. Причём отмечалось, что «Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются»; Переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов; Переход земли в достояние государства с последующей безвозмездной передачей её крестьянам. «Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением её между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями»; Отмена права частной собственности на землю. «Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования»; Запрет применения наёмного труда.

3. Обращение «к гражданам России» и к «Рабочим, солдатам и крестьянам».

Ноябрь, 1917 – декрет ВЦИК и СНК об уничтожении сословий и гражданских чинов, октябрь – постановление о создании в армии ревкомитетов, январь 1918 – Декрет СНК об отделении Церкви от государства.

12 ноября 1917 – выборы в Учредительное собрание (назначены ещё ВП). Большиство получили РСДРП (м) и ПСР.=> оппозиция РСДРП (б).=> изменение состава и руководства комиссии по выборам в УС.

5 января 1917 – открытие УС2 => принятие декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (ДПТЭН). В ней сформулированы главные принципы РСДРП (б): Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.
Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик. Подтверждение законодательных актов СНК. Курс на построение социализма. Отказ части членов УС одобрять его => роспуск УС2.

Вопрос № 39 Создание высших органов государственной власти и управления Советского государства (октябрь 1917 - 1918 гг.). Образование и компетенция советских правоохранительных органов (милиция, ВЧК).

После роспуска Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Параллельно с этими Советами существовала система Советов крестьянских депутатов, находившихся под сильным политическим влия­нием партии эсеров.

В ноябре 1917 г. состоялся Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, принявший решение об объединении с Советами рабочих и солдатских депутатов. Тогда же состоялось объединенное заседание ВЦИК, Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Чрезвы­чайного Всероссийского съезда Советов крестьянских депу­татов. Окончательное объединение Советов произошло в янва­ре 1918 г. на Третьем Всероссийском съезде Советов.

В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов, высшим органом власти в стране был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Пленарные заседания проходили не реже одного раза в две недели. Структура ВЦИК включала: президиум, отделы и комиссии. Президиум состоял из представителей партийных органов, готовил материалы к заседанию ВЦИК, контролировал работу комиссий и отделов. Его заседания проходили два–три раза в неделю. Организацию и ведение текущей работы осуществляли отделы ВЦИК: Военно-революционный комитет, агитационный, казачий и др.

Второй Всероссийский съезд Советов избрал правительство - Совет народных комиссаров (СНК) «для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли в состав СНК. В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения во ВЦИК. Последний утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

К середине 1918 г. число наркоматов (НК) было увеличено. Были образованы НК государственного контроля, промышленности и торговли, Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) и др.

Заседания СНК проходили ежедневно, а с декабря 1917 г. сложилась практика проведения совещаний заместителей наркомов, с января 1918 г. эта форма работы была превращена в постоянно действующую комиссию СНК (Малый Совнарком). Ее решения утверждались правительством без повторного рассмотрения.

С окт. 1917 г. до июл 1918г. (до принятия Конститу­ции) ВЦИК принял более 100 декретов, постановлений и других актов. Законодательная деятельность СНК часто под­вергалась критике со стороны оппозиции. В ноября 1917 г. ВЦИК подтвердил законодательные полномочия правительства. Это положе­ние было закреплено специальным постановлением ВЦИК, а позднее вошло в Конституцию РСФСР. В июне 1918 г. ВЦИК исключил из своего состава предста­вителей партий эсеров (правых и центра) и меньшевиков.

Партийный аппарат власти на местах, быстро укрепляв­шийся после Октябрьской революции, оказывал заметное влияние на систему местных органов.

В июне 1918 г. ВЦИК принял специальное постановление «Об исключении из состава ВЦИК и местных Советов пред­ставителей контрреволюционных партий эсеров (центра и правых) и меньшевиков». Проходила тотальная большевиза­ция местных Советов.

Деятельность центральных государственных органов также осуществлялась под контролем партийных органов. Партийным решениям придавалось значение законодатель­ных актов, все чаще стали приниматься совместные поста­новления правительственных и руководящих партийных ор­ганов по наиболее значимым вопросам.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.

28 окт 1917 – постановление НКВД «О рабочей милиции» при Советах рабочих и солдатских депутатов. Данный документ не устанавливал структуры, функций и принципов организации милиции => они определялись в процессе её создания правотворчеством масс (стихийно то есть). В то же время продолжала действовать милиция ВП: комиссия по её ликвидации создана в ноябре 1917 года. Весна 1918 года – завершение ликвидации милиции ВП.

СУД.

ноя 1917 – разработка П.Стучкой декрета о суде №1 и его внесение во ВЦИК.=> промедление в связи с наличие более приоритетных задач. => принятие Декрета о суде №1 СНК самостоятельно.

По декрету все старые судебные учреждения были упразднены. ДЕКРЕТ О СУДЕ №1 предполагал создание местные суды и рев трибуналы. Складывалось 2 судебные системы: общая и особая. Общая: судьи должны избираться непосредственно населением; в армии – полковыми советами или полковыми комитетами. Апелляционная инстанция – съезды местных судей. Особая: создавалась для борьбы против контрреволюционных сил. Состояла из рабочих и крестьянских трибуналов. Судьи и заседатели должны избираться Советами для обеспечения классово выдержанного подхода. Действие института мировых судей приостанавливалось до замены этих судей местными судами, избираемыми «на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно — районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Все гражданские дела, цена иска по которым не превышала 3000 руб., а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы (при цене гражданского иска не свыше 3000 руб.), объявлялись подведомственными местным судам. При этом решения таких судов были окончательны и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке.

Допускался кассационный пересмотр решений местных судов по взысканиям, превышающим 100 руб., и по лишению свободы на срок свыше 7 дней. Кассационной инстанцией провозглашались уездные (в Москве и Петрограде — столичные) съезды местных судей.

Подведомственность иных дел оставалась неопределённой до издания «особого декрета».

Институты судебного следствия, прокурорского надзора и адвокатуры также упразднялись. Производство предварительного следствия возлагалось на местных судей, а функции обвинителя и защитника могли исполнять «все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами».

15 февраля 1918 года проект ДЕКРЕТА О СУДЕ № 2передаётся на утверждение Президиума ВЦИК, 20 февраля — утверждён и 22 февраля опубликован.

Декретом были созданы окружные народные суды в качестве судов первой инстанции для гражданских и уголовных дел, не отнесённых к подведомственности местных судов по Декрету № 1. При этом специально огововаривалось, что дела из брачно-семейных правоотношений (в том числе, связанные с актами гражданского состояния), а также «вообще дела, оценке не подлежащие» подсудны по первой инстанции местным судам, а дела о конкурсах на сумму свыше 3000 руб. — окружным судам.

Окружные суды избирались местными Советами по территориям, соответствующим территориям прежних, существовавших до Октябрьской революции, судебных округов (при этом местные Советы по своему соглашению имели право увеличить или уменьшить такую территорию). Члены суда избирались также местными Советами с правом последующего отзыва.

В окружных судах вводился принцип исключительно коллегиального рассмотрения дел. Гражданские дела рассматривались в составе трёх постоянных членов (судей) и четырёх народных заседателей. Уголовные — в составе одного председательствующего-судьи и двенадцати очередных заседателей и двух запасных.

Общие списки народных заседателей составлялись губернскими и городскими Советами на основании кандидатур, представленных районными и волостными Советами, а очередные списки заседателей к каждой сессии окружного суда формировались исполкомами Советов путём жеребьёвки.

Апелляционный порядок рассмотрения дел окончательно отменялся. Допускалась возможность кассационного обжалования решений и приговоров окружных судов, для чего в качестве кассационной инстанции вводился институт областных народных судов.

Областные суды должны были избираться «из своей среды» на общих собраниях постоянных членов окружных судов, при этом лица, избранные членами областных судов, могли быть отозваны как избравшими их собраниями, так и соответствующими Советами.

Областные суды уполномочивались отменить обжалуемое решение как по формальным соображениям, так и в случае его несправедливости.

Судам кассационной инстанции также принадлежало право помилования и смягчения наказаний.

Для обеспечения единообразия кассационной практики в Петрограде предполагалось создание Верховного судебного контроля, члены которого должны были избираться из числа судей областных судов сроком не более чем на один год (с правами отзыва и переизбрания). Планировалось, что Верховный судебный контроль будет выносить обязательные для нижестоящих кассационных судов «объединяющие принципиальные решения» по вопросам толкования законов. При этом в случаях «обнаружения неустранимого противоречия между действующим законом и народным правосознанием» Верховный судебный контроль мог сделать представление в соответствующий законодательный орган о принятии нового закона. Отменять решения Верховного судебного контроля мог только законодательный орган Советской власти, которым на тот момент был ВЦИК.

В судах всех инстанций допускалось «судоговорение на всех местных языках» по решению самого суда совместно с местным Советом.

При рассмотрении гражданских дел в случаях, требующих специальных познаний, допускалось по усмотрению суда приглашение в судебное заседание «сведующих лиц» с правом совещательного голоса.

При Советах учреждались «коллегии правозаступников», избираемые этими Советами с правом последующего отзыва. На членов коллегий правозаступников возлагались функции как общественного обвинения, так и общественной защиты.

ДЕКРЕТ О СУДЕ № 3. Был издан СНК РСФСР20 июля1918 года. Декрет разграничил подведомственность дел между местными народными судами, окружными судами и революционными трибуналами.

Все уголовные дела (за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции) были отнесены к подведомственности местных судов. При этом дела о взяточничестве и спекуляции одновременно изымались из ведения трибуналов.

Местные суды могли налагать наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, «руководствуясь декретами Рабочего и Крестьянского Правительства и социалистической совестью».

Гражданские дела при цене иска до 10 тыс. руб. также были подведомственны местным судам.

Допускалась кассация решений и приговоров местных судов, «по коим присуждено взыскание свыше 500 рублей или лишение свободы свыше 7 дней»; кассационной инстанцией объявлялись Советы местных судей.

Рассмотрение гражданских дел в окружных судах должно было осуществляться в составе одного судьи и четырёх заседателей.

Вместо Высшего судебного контроля, предусмотренного Декретом № 2, планировалось образовать Кассационный суд в Москве как кассационную инстанцию в отношении окружных судов. Формирование этого суда должно было осуществляться ВЦИК.

ВЧК. 7 декабря 1817 года – создание особой системы для подавления политических противников советской власти – Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК).

ВЧК создавалась при СНК (а не при Наркомюсте). Председатель ВЧК – Ф.Э. Дзержинский. Во главе ВЧК – Президиум (председатель, 2 зама и секретаря). В уездах и губерниях создавались местные подразделения ВЧК.

ВЧК так же работала над разоблачением шпионской, диверсионной, террористической и заговорщической деятельностью антисоветских элементов. На практике ВЧК имела оперативные и следственные функции + могла применять прямые меры воздействия в административном порядке (первоначально расстрел не применялся).


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.