ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



Признаками педагогической культуры учителя являются интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство. Учитель является творцом культурных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигает в своей педагогической деятельности. Мастерство педагога как высший уровень развития его профессионализма является результатом многолетнего педагогического опыта и творческого саморазвития личности. Педагогическая культура - основа, которая дает возможность подняться к вершинам мастерства: Педагогическая культура — основание и содержание профессионализма учителя, мастерство — форма его проявления в педагогической деятельности. Восхождение к мастерству — не самоцель. Педагогическое мастерство позволяет сделать учебно-воспитательный процесс увлекательным и легким как для педагога, так и для ученика. Мастерство позволяет достичь высоких оптимальных результатов при малых затратах сил учителя и ученика. Ребенок при общении с педагогом-мастером не замечает, что его воспитывают и обучают: ему просто хочется еще и еще раз встретиться с интересным, добрым и мудрым человеком — Учителем.

Педагогическое мастерство включает следующие компоненты:

▪ Морально-духовные качества: гуманистическая направленность, национальное достоинство, интеллигентность, жизненные идеалы, совестливость, честность, правдивость, объективность, толерантность.

▪ Профессиональные знания учебного предмета, анатомии и физиологии человека, психологии, педагогики, методики обучения.

▪ Социально-педагогические качества: организаторские способности, выдержка, принципиальность и требовательность, оптимизм, чуткость, творческое мышление, внимание, тактичность.

▪ Психолого-педагогические умения: конструктивные, коммуникативные, дидактические, перцептивные, суггестивные, познавательные, прикладные, владение основами психотехники.

▪ Педагогическая техника: внешность, владение мимикой, жестами, телом, культура речи; сохранение темпа, ритма, стиля речи; культура общения; дидактические умения; умение владеть своими чувствами.

В качестве основных критериев педагогического мастерства выделяются следующие:

-гуманистическая направленность всей деятельности преподавателя, то есть уважение личности студента, утверждение моральных ценностей и норм поведения, позитивное влияние на молодежь;



-педагогические способности, а именно:

‒ дидактические (в доступной форме излагать материал, ясно преподносить проблему, вызывать познавательный интерес к предмету);

‒ академические (знание своего предмета и способности к научному поиску);

‒ перцептивные (психологическая наблюдательность, понимание внутреннего мира студента);

‒ организаторские (умение сплотить коллектив, воодушевить его на решение социально значимых задач);

‒ авторитарные (эмоционально-волевое влияние на студентов);

‒ коммуникативные (умение установить целесообразные отношения со студентами, педагогический такт);

‒ речевые способности (умение выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики);

‒ педагогическое воображение (предвидение последствий своих действий, воспитательное проектирование личности студентов);

‒ способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.

- профессиональная компетентность, которая охватывает профессиональные знания (предметные, социальные, педагогические, психологические) и профессиональные умения и навыки (умения преподавать и воспитывать, мотивировать и оценивать поведение студентов);

- педагогическая техника (культура и техника речи, умение одеваться, способность к самоконтролю, самостимуляции и т. п.);

- коммуникативность, то есть профессиональная способность к продуктивному и комфортному общению со студентами.

Важное значение в повышении продуктивности педагогического труда имеет способность педагога выстроить свои отношения со студентами в рамках партнерской педагогики, создавать комфортную для всех участников образовательного процесса образовательную среду.



Развитию познавательной активности и вместе с тем комфортному эмоциональному состоянию обучающихся способствуют следующие характеристики процесса взаимодействия преподавателя и студента:

-партнерские отношения преподавателей и студентов, стремление к общению на равных и реальное его осуществление;

-проблемность и дискуссионность обсуждения учебного материала;

-эмоциональная и содержательная поддержка учебной работы студентов и положительное оценивание любого продвижения в усвоении, при этом важно ориентирование на самооценку;

-адекватное содержательное отношение к ошибке, использование ее не в целях порицания, а для создания развивающей ситуации;

-направленность педагога в отношениях со студентом на его развитие и личностный рост;

-побуждения к работе, опирающиеся на доброжелательные, шутливые замечания; эмоциональность и неформальность разговора с обучающимися.

Современная школа нуждается в преподавателе высокой профессиональной квалификации, обладающем незаурядными интеллектуальными и умственными способностями, способном критически мыслить и творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. Следовательно, помимо профессионально педагогических качеств преподаватель должен обладать еще другими качествами, способствующими его деятельности.


23. ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

1.1 Возникновение идеи нравственного идеала

В этнопедагогике большинства народов ведущее место занимает нравственное воспитание. Понимая под этнопедагогикой систему целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретного этноса, мы должны отметить, что она пронизывает все сферы духовной и материальной жизни народа: обычаи, традиции, обряды, верования, фольклор, игры, игрушки, быт и т.д.

Народное воспитание, развиваясь на протяжении всей истории было призвано выполнять ряд функций. Очень важна его роль в механизмах формирования национального самосознания, преодоления отчуждения, воспроизводства этнической культуры. Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности и включает в себя элементы умственного, трудового, физического воспитания. Однако, несмотря на столь широкий спектр выполняемых задач, народная традиция воспитания была в первую очередь ориентирована на нравственное воспитание.

Ярким примером этого является этнопедагогика русского народа. Практически все ее средства и факторы в той или иной степени направлены на формирование у подрастающего поколения ценностей, идеалов, потребностей, нравственных норм, характерных для русского этноса.

Идея совершенства человеческой личности первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является частью его). Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.

Формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности3.

Само понятие совершенства претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Первые проблески сознания предков человека связаны с инстинктом самосохранения; из этого инстинкта в последующем выросла осознанная забота об укреплении здоровья и физическом совершенствовании (по Коменскому - о гармонии в отношении тела). Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать - пусть в первое время и неосознанно - друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, вызывая напряжение сумеречного ума прачеловека; не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.

Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода - наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.

1.2 Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике

Исследователи выделяют ряд факторов народного воспитания: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал, каждый из которых способствует нравственному воспитанию. Важная особенность этнопедагогики - ее природосообразность, возникает благодаря естественности народных традиций воспитания, гармонической включенности в процессы окружающей среды. Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.

Народные игры, способствуя интеллектуальному и физическому развитию, несли в себе определенный нравственный потенциал. В играх в значительной степени нашли отражение национальные особенности, хозяйственно-бытовой уклад, мировоззрение народа, они тесно связаны с исторической судьбой этноса. Все это определяло и функции игр: их посредством ребенку прививалось уважение к национальным обычаям, формировались качества личности, ценные для данного этноса, осуществлялось приучение подрастающего поколения к правилам и нормам поведения.

Следующий фактор - слово, играет в этнопедагогике определяющую роль, тем более в деле морально-нравственного воспитания. Отметив присутствие вербальных элементов практически во всех факторах народного воспитания, выделим собственно словесные средства народной педагогики: пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, скороговорки, прибаутки, басни, притчи, назидания и т.д. Количество словесных форм воздействия на чувства, сознания и поведение ребенка в народной педагогике огромно: поучение, наставление, увещевание, упрек, осуждение, завет и многое другое.

В этнопедагогике русских по традиции одно из важнейших мест занимают сказки. Простота, искренность, непосредственность сказки соответствуют аналогичным свойствам психики ребенка и тем самым позволяют достичь гармонического сочетания умственного и нравственного развития.

Создавая сказки, народ стремился отразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности, принципы и передать их подрастающему поколению: трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, правдивость, человеколюбие и др. воспеваются в сказках, а противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.

Уникальным творением народного творчества являются песни, которые в не меньшей степени, чем сказки, способствуют нравственному воспитанию, поскольку в них народ отразил все свое мировоззрение, в том числе и взгляды на мораль. Складываясь на протяжении нескольких тысячелетий, песни проходили естественный отбор народных педагогов, которые, понимая огромное значение музыкально-поэтических произведений в деле формирования личности человека, культивировали те их виды, которые способствовали умственному, эстетическому, трудовому, нравственному воспитанию4.

Огромное значение в деле формирования нравственной личности играли пословицы, которые, являясь концентрированным выражением народной мудрости, были призваны удовлетворять различные духовные потребности людей: познавательные, этические, эстетические, производственные и т.д. Пословицы русского народа являются развернутой системой, показывающей идеал человека. Он должен быть трудолюбивым, смелым, честным, любящим Родину.

Исключительное место в жизни русских занимала религия, также относящаяся к числу факторов этнопедагогики. Огромный воспитательный потенциал христианства эффективно использовался в народной педагогике: приобщение детей к молитве, исповеди способствовало формированию у них нравственных устоев.

Нравственное воспитание невозможно без важного фактора этнопедагогики - примера-идеала, который призван показать ребенку, каким должен быть человек. Используемые в воспитании былины, легенды, исторические песни стимулировали деятельность ребенка для достижения нравственного идеала. Ясно осознавал русский народ значение личного примера в воспитании, в связи с чем был выработан целый кодекс поведения родителей с детьми.

Другие факторы народной педагогики - труд, искусство, общение, традиции также способствовали нравственному воспитанию детей. Участвуя в трудовой, коммуникативной, эстетической деятельности, ребенок закреплял те черты личности, которые считаются ценными для данного этноса.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.023 с.