Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
|
из
5.00
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
|
|
Педагогическая деятельность - это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной (родители) и профессиональной (вуз).
С труктуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов, методов и средств педагогической деятельности, педагогических действий (операций), предмета и результата (продукта) педагогической деятельности, оценки результата и корректирующих педагогических действий.
Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект — тот, кого воспитывают, формируют как личность. Цель определяет содержание деятельности (что делать?), мотив - её причину (почему или для чего делать?).
К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса, всевозможные носители информации и другие.
Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.
Результат педагогической деятельности соотносится с её целью, а предмет — с продуктом.
Результат — это реально достигнутый итог педагогической деятельности.
К профессиональным функциям педагога относятся:
Образовательная функция реализуется через информационную, развивающую, ориентирующую функции.
Коммуникативная функция выражает сущностную характеристику педагогической деятельности, так как она невозможна без общения с воспитанниками, их родителями, коллегами и другими участниками педагогического процесса.
Конструктивная функция состоит в том, что учитель создает проекты уроков, внеклассных дел, разрабатывает задания учащимся и т.д.
Стимулирующая (мобилизационная) функция заключается в том, что педагог стимулирует (мобилизует) учащихся на выполнение заданий, упражнений, дел и т.п.
Организаторская функция заключается в управлении деятельностью учащихся, которое предполагает и ее организацию. Кроме того, педагог организует деятельность коллег, родителей, собственную деятельность.
Исследовательская функция реализуется через умения изучать личность воспитанника, группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности, организовать и осуществить педагогическое исследование.
Коррекционная функция связана с тем, что на основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся. Все функции взаимосвязаны, дополняют, проникают друг в друга.
Педагогическая деятельность может быть рассмотрена как атрибут функционирования педагогической системы. Соответственно предмет психологии учителя – психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешной деятельности. Анализ педагогической деятельности возможен на трех уровнях:
– педагогической системы, где она может быть рассмотрена как педагогическая профессия;
– образовательного учреждения, когда к ней подходят с позиции требований к субъекту педагогической деятельности;
– педагогического взаимодействия, когда ее оценивают как психологическую составляющую педагогического общения и взаимодействия.
Главное в психологической динамике деятельности учителя – выявление и использование его личностного потенциала как системообразующего фактора педагогического процесса, восхождение от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от типовых педагогических приемов к технологиям личностно-ориентированным.
В структуре педагогической деятельности выделяются следующие компоненты:
Гностический компонент – это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.
К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби.
Специальные знания включают владение предметом, а также знание по педагогике, психологии и методике преподавания.
Знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т.е. деятельности по приобретению новых знаний являются важной составляющей гностического компонента.
Конструктивные или проектировочные способности являются определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства. От них зависит эффективность использования всех других знаний. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.
Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель.
Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т. п.
Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения, но и самоорганизации деятельности преподавателя.
От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т. п.
Можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства (Д. Аллен, К. Райн).
1. Варьирование стимуляции учащегося.
2. Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части.
4. Использование пауз или невербальных средств коммуникации.
5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.
6. Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера.
7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала.
8. Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности.
9. Определение сосредоточенности внимания, степени включенности учащегося в умственную работу по внешним признакам его поведения.
10. Использование иллюстраций и примеров.
11. Использование приема повторения.
Профессиональная компетентность педагога предполагает наличие у него широкого диапазона профессиональных знаний и умений.
На эффективность педагогической деятельности оказывают влияния такие факторы:
- хорошее знание своего предмета, что дает преподавателю раскрепощенность и уверенность во время занятия;
- способность к постоянному обучению (усвоение нового в предметной, педагогической, психологической области);
- наличие потребности в достижениях (стремление превзойти уже достигнутый уровень)
Требования к преподавателю высшей школы могут быть сформулированы следующим образом:
1. Профессиональная компетентность (основывается на специальной научной, практической и психолого-педагогической подготовке).
2. Общекультурная гуманитарная компетентность (знание основ мировой культуры, наличие гуманистических личностных качеств, ответственность за результаты собственной деятельности, мотивация к самосовершенствованию).
3. Креативность (нестандартное мышление, владение инновационной стратегией и тактикой, быстрая адаптация к изменениям в содержании и условиях проф.деятельности).
4. Коммуникативная компетентность (владение иностранным языком, компьютером, умение общаться).
5. Социально-экономическая компетентность (знание основ современной экономики, бизнеса, права, экологии).
Научно-педагогические кадры. Процесс формирования научно-педагогических кадров включает в
|
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2025 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!