Для того, чтобы определить место методологии педагогики в общей системе методологического знания, нужно учесть, что различают четыре его уровня.
Содержание высшего – философского – уровня составляют вся система философского знания: категории, законы, закономерности, подходы. Так, для педагогики философский закон перехода количественных изменений в качественные проявляется в уровнях развития и образования человека.
Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические положения, которые можно применять ко всем или к большинству научных дисциплин (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д.). Так, системный подход в педагогике предусматривает необходимость рассмотрения объектов и явлений педагогической действительности как целостных систем, имеющих определенную структуру и свои законы функционирования.
Третий уровень – конкретно-научная методология – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и первичную обработку.
К настоящему времени после многолетних обсуждений, дискуссий и конкретных исследовательских разработок сформировалось следующее определение методологии педагогики (третий уровень методологии): методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценки качества исследовательской работы. (В.В. Краевский, М.А. Данилов)
К ведущим задачам методологии педагогики В.В. Краевский относит: 1. Определение и уточнение предмета педагогики и еѐ места среди других наук. 2. Определение важнейшей проблематики педагогических исследований. 3. Установление принципов и методов добывания знаний о педагогической действительности. 4. Определение направлений развития педагогической теории. 5. Выявление путей взаимодействия науки и практики, основных способов внедрения достижений науки в педагогическую практику. 6. Анализ зарубежных педагогических концепций.
Методология педагогики – учение о пед.знании, процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практ.применения для преобразования и совершенствования системы обучения и воспитания.
Положения методологии педагогики:
1. Учение о структуре и функциях пед.знания
2. Исходные, ключевые, фундаментальные пед.положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл
3. Учение о логике и методах пед.исследования
4. Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.
Методологические принципы –основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Принципы всегда должны быть научно обоснованными, носить обобщенный характер и быть обязательными для исполнения.
1) Объективности
2) Сущностного анализа (движение от описания к объяснению)
3) Генетический (рассмотрение на основе анализа условий происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня другим). Генетический метод — методологический принцип, требующий изучения социальных, технических и иных явлений в их развитии, позволяющий отследить их происхождение, этапы преобразования.
4) Принцип единства логического и исторического (изучение истории, теории и перспектив развития)
5) Концептуального единства – если не вырабатывает своей концепции, то присоединяется к существующей.
6) Системный подход – изучение в комплексе характера взаимодействия между элементами.
7) Целостности – осторожное вычленение отдельных элементов, нельзя рассматривать в отрыве.
8) Деятельностный подход – исследование реального процесса взаимодействия человека с окружающим миром.