Завершающим этапом работы военного преподавателя при проектировании и конструировании профессионально-ориентированной технологии обучения является разработка соответствующей технологической карты. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Завершающим этапом работы военного преподавателя при проектировании и конструировании профессионально-ориентированной технологии обучения является разработка соответствующей технологической карты.

2017-05-14 720
Завершающим этапом работы военного преподавателя при проектировании и конструировании профессионально-ориентированной технологии обучения является разработка соответствующей технологической карты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Так, например, А. И. Уман [93] представляет технологическую карту в виде своеобразной процессуальной модели, в которой отдельно описываются действия преподавателя и обучающихся. Каждому действию преподавателя соответствует точно определенное действие обучающегося. При этом действия обоих описываются не только поэтапно, но и пооперационно. Вся деятельность преподавателя и обучающегося разбита автором на три этапа: введение нового материала, его закрепление и организация домашнего задания.

 


 

47. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины.

Поскольку система высшего образования как социальный институт общества выполняет социальный заказ, то она выступает как объект социального управления со стороны государства В рамках этой политики на государственном уровне разрабатываются и принимаются соответствующие федеральные программы, а также концепции развития и реформирования системы образования. В качестве одного из ведущих направлений развития высшего образования в России сегодня рассматривается его информатизация. Под информатизацией образования в широком смысле понимается комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией, в узком – внедрение в учреждениях системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах [84].

В руководящих документах Правительства Российской Федерации и Министерства образования в качестве стратегической цели информатизации высшей школы провозглашается глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов с современным типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.

Наряду со стратегической целью определены и частные цели информатизации высшего образования. К ним, в частности, относятся:

– подготовка обучающихся к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества;

– увеличение степени доступности образования за счет развития средств телекоммуникаций и системы дистанционного обучения;

– интеграция национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную инфраструктуру мирового сообщества и др.

Несмотря на все трудности, переживаемые нашим государством на современном этапе его развития, процесс информатизации высшего военного образования в России идет. Однако темпы его остаются весьма низкими. Они серьезно сдерживаются рядом причин:

– во-первых, в военных вузах отсутствует единая методология проектирования и внедрения в педагогическую практику информационных средств обучения;

– во-вторых, разработка научно-педагогических основ информатизации не успевает за развитием компьютерной техники и программно-аппаратных средств;

– в-третьих, применение информационных средств не ориентировано на создание целостных дидактических комплексов, позволяющих на информационном уровне всесторонне обеспечить учебный процесс;

– в-четвертых, обучение не связано единым замыслом в рамках технологического подхода, а направлено на достижение “узких” (тактических) учебных целей – ускорение усвоения учебного материала, “натаскивание” по узким темам, демонстрация трудновоспроизводимых физических процессов;

– в-пятых, слабо развита координация и кооперация военных вузов различных силовых министерств и ведомств при разработке программного и методического обеспечения процесса информатизации;

– в-шестых, руководящий и профессорско-преподавательский состав недостаточно подготовлен к использованию современных информационных средств. Все это приводит к разрыву между потенциальными и реальными возможностями информатизации учебного процесса в военных вузах.

Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины представляет собой систему, в которую интегрируются прикладные программные педагогические продукты, базы данных и знаний в изучаемой предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих реализуемую военным педагогом технологию обучения.

Принципиальными особенностями дидактического комплекса являются:

Во-первых, ДК рассматривается как целостная система программных средств, интегрированных с целью сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления учебной и другого рода информации как курсантам и слушателям, так и преподавателю в соответствии с применяемой им технологией обучения.

Во-вторых, все элементы комплекса взаимосвязаны между собой, имеют единую информационную основу и разрабатываются не только в соответствии с замыслом реализуемой с их помощью технологией обучения, но и в целях единой концепции профессиональной подготовки будущих офицеров в данном учебном заведении.

В-третьих, изначально при проектировании ДК предусматривается возможность его использования как в локальных и распределенных компьютерных сетях военного вуза, так и при дистанционной форме обучения. Таким образом решается вопрос о его поддержке имеющимися в учебном заведении информационными и телекоммуникационными средствами, а также средствами связи.

В-четвертых, проектирование и конструирование ДК осуществляется в соответствии с требованиями иерархии и модульности и в программном и в технологическом смысле.

Таким образом, в отличие от ПМК, который представляет собой программно-техническую систему, поддерживающую определенную методику обучения, ДК рассматривается как дидактическая система, позволяющая военному педагогу через информационную составляющую ИТОУП реализовать целостную технологию обучения. Этим решается задача гарантированного достижения целей профессиональной подготовки обучающихся. Каждый элемент ДК является не просто носителем соответствующей информации, но и выполняет специфические функции, определенные замыслом военного педагога, реализуемые в проекте технологии обучения. Следовательно, ДК можно рассматривать как целостную дидактическую систему, представляющую собой постоянно развивающуюся базу знаний в определенной предметной области.

Все перечисленное помогает избегать недостатки, существующие при использовании в учебном процессе ПМК.

Рабочая программа представляет собой нормативный документ, определяющий назначение и место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста ФАПСИ, ее научное содержание и организационно-структурное построение. Программа состоит из пяти разделов: целевая установка, организационно-методические указания, содержание, плановая таблица распределения учебного времени, литература.

Следующий элемент ДК – компьютеризированный учебник (далее по тексту КУ), который является основным носителем научного содержания учебной дисциплины. Структурно КУ представлен в виде дидактически взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей – текстовой и компьютерной.

Текстовая часть КУ представляет собой специально подготовленный курс лекций (учебно-методическое пособие), в котором для курсантов и слушателей, наряду с раскрытием основного научного содержания дисциплины, приводятся методические рекомендации по самостоятельному изучению учебного материала с использованием других элементов ДК. Таким образом, текстовая часть является не только источником теоретических знаний, но и своеобразным путеводителем по курсу, дающим рекомендации пользователям по выбору наиболее рациональной “траектории” учения путем использования на каждом этапе определенных элементов ДК

Компьютерная часть КУ включает в себя совокупность двух программных продуктов, представленных в ДК учебной дисциплины “Психология и педагогика” электронными конспектами лекций и электронным альбомом схем и наглядных пособий.

Электронные конспекты лекций – наборы динамических и статических компьютерных слайдов по каждой из тем учебной дисциплины.

Вторым элементом компьютерной части КУ является электронный альбом схем и наглядных пособий по учебной дисциплине. Он включает в себя совокупность динамических компьютерных слайдов, разбитых на отдельные разделы.

Одним из важных элементов ДК является типовой комплект средств информационной поддержки учебной дисциплины. Его состав детерминирован содержанием учебной дисциплины и возможностью его реализации с помощью педагогических программных продуктов.

Информационно-справочная система представляет собой электронную гипертекстовую структуру (глоссарий) и включает два электронных словаря-справочника, один по педагогике, другой по психологии.

Электронный практикум по дисциплине также представляет собой гипертекстовую структуру, в него включены учебные темы, по которым учебной программой предусмотрены самостоятельные и практические занятия. Для каждого из них указаны учебные вопросы, тематика специальных сообщений, задания для самостоятельной проработки и рекомендованная литература.

Названный элемент ДКИО может быть реализован в виде контрольно-обучающей программы, позволяющей пользователю самостоятельно осуществлять оценку усвоения им приобретенных знаний. Программа предусматривает работу обучающегося в двух режимах - обучения и контроля.

Обобщая сказанное, важно еще раз подчеркнуть, что ДК рассматривается как специализированная база знаний. Такие базы используются сегодня в военных вузах практически повсеместно, когда речь идет об обработке значительных массивов информации. Обязательными требованиями к ним являются адекватность структуры, а также наполнение базы знаний содержанием конкретной предметной области.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.