Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-05-14 | 364 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Преподаватель обобщает основные мысли, высказанные группами, поощряя обмен мнениями. Он обращает внимание студентов на записанные на доске аргументы, подчеркивает их разноплановость и разновесность. Для анализа приведенных аргументов можно предложить студентам следующие вопросы.
1. При каком типе обучения уделяется больше внимания интересам и потребностям самих детей?
2. Какой тип обучения более гуманистичен?
Обобщая высказывания студентов преподаватель может включить информацию о периоде узаконенного раздельного обучения в нашей стране (1943-1954), показав при этом роль социально-политических факторов. После этой информации уместно перейти к основному проблемному вопросу дискуссии.
Проблемный вопрос: как вы думаете, почему в последнее время в нашей стране стали появляться средние учебные заведения, в которых мальчики и девочки обучаются раздельно? Поясните вашу точку зрения. Обсуждение.
Контрольные вопросы
1. В какие годы XX века в России было узаконено раздельное по полу обучение?
2. Какая государственная политика определяла принцип раздельного по полу обучения в этот период?
3. Какая модель поведения для мальчиков и девочек обычно реализуется в раздельных по признаку пола учебных заведениях?
4. Чем вызвано появление в последние годы в нашей стране учебных заведений, в которых реализуется принцип раздельного по полу обучения?
Литература
1. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. В. Костиковой. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
2. Кон И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. — М.: Из-во ОГИ, 1997.
3. Курильски-Ожвэн Ш. Русская культурная модель и эволюция нормативного регулирования семьи // Общественные науки и современность. - 1995. - № 5. - С. 155-163.
|
4. Наследова Г. А., Тихомирова Е. М. К вопросу о психологическом обосновании целесообразности раздельного обучения / Женский вопрос в контексте национальной культуры: психологический подход. - СПб., 2000.
5. Рабжаева М. Круглый стол: «Раздельное обучение: за и против» // Посиделки: Информационный листок. — СПб., 2002. — № 3.
6. Хасбулатова О. А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000) // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. — М.: МЦГИ.2001.
7. Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. РАН ИНИОН. — Саратов: Гос. техн. ун-т; М., 2001.
Приложение 1
Темы для дискуссий
Тема 1 [2]
В свое время в советских школах отменили раздельное обучение из-за того, что при нем не удается использовать задатки женского ума. В результате девочки получают заниженный уровень образования и оказываются невостребованными в обществе, где правят мужчины. Но оказалось, что совместное обучение отрицательно сказывается на детской психике. Особенно «страдают» мальчики. Так считает Галина Козловская, доктор медицинских наук, заведующая отделом Центра психического здоровья.
Женский и мужской организмы устроены по-разному. У них разный обмен веществ, разные характеристики поведения. Женщине, например, свойственны нежность, грациозность, мягкость, уступчивость. Мужчине, напротив, присущи азартность, решительность, резкость, удаль и так далее. Совместное же обучение делает половую ориентацию смешанной. Феминизирует мужчин и омужествляет женщин. У девочек появляется стремление играть мужскую, доминирующую роль, а мальчики соглашаются на второстепенную, роль ведомого.
Другая проблема в том, что в школе сейчас преподают в основном женщины. И это крайне отрицательно сказывается именно на мальчиках. Они вынужденно перенимают женский тип поведения.
Поэтому очень важно, чтобы в классах для мальчиков преподавали учителя-мужчины. Ведь даже в семье пацан может надерзить матери, не слушать ее, но беспрекословно подчиняется отцу. Аналогичную картину мы наблюдаем и в школе. Например, учительница разрывается, а у мальчишки на его скучающей физиономии написано: «Да кто ты такая, чтобы на меня орать?» А учителю-мужчине часто даже голоса повышать не надо — мальчишки и так его слушаются. Если же он вдобавок интересно ведет уроки, — ученики вообще смотрят ему в рот и ходят за ним следом. Так что раздельное обучение (при условии, что в мальчиковые классы придут преподавать мужчины) может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины.
|
Одна из самых распространенных педагогических ошибок — установка на послушность ребенка, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. Но мальчики, как правило, совсем другие. Они более шумные, подвижные, активные. Находясь же в ситуации педагогического давления, когда нужно тридцать пять — сорок минут просидеть в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс.
На мальчика, который на уроке вертится, прикрикивают, он нервничает и от этого еще хуже усваивает материал. Ему пишут замечание в дневник. Он приходит домой, где его тоже ждет за это наказание. Потом родителям выговаривают, что они неправильно воспитывают ребенка и вообще он умственно недоразвит. Мальчик начинает заниматься с репетиторами. В результате еще меньше отдыхает и зарабатывает школьный невроз. В 90 процентах случаев он наблюдается именно у мальчиков.
При раздельном обучении этого стресса можно избежать. Например, уроки для мальчиков сделать короче, грамотно чередовать физическую и умственную нагрузку. Даже посреди урока давать им возможность подвигаться. Ведь сейчас очень многие дети страдают двигательной расторможенностью из-за минимальной мозговой дисфункции. И это опять-таки чаще бывают мальчики.
А в смешанных классах от ребят требуют, чтобы они даже на переменах ходили по струнке. Это же совершенно неприемлемо! Нормальному мальчику, отсидевшему урок, просто необходимо попрыгать по коридору, побороться, повозиться с товарищами. А девочки начинают им подражать, перенимают мальчишечьи привычки. Хотя им-то это совершенно не нужно. У них должен быть другой тип поведения — более степенный, скромный.
|
Есть и еще один аспект.
В начальных классах девочки лучше учатся за счет аккуратности, большей собранности, лучшего почерка и т. п. У мальчиков же на этом фоне формируется комплекс неуспешности.
Так что еще и поэтому раздельное обучение целесообразней. Пусть мальчик будет равным среди равных.
Тема 2 [3]
Новый учебный год преподнес российским детям много сюрпризов: в ряде школ начат эксперимент по переходу на 12-летнее обучение. Тем самым Москва подстраивается под Европу. До сих пор дети учились в средней школе по 11 лет. В скором времени будут введены единые правила проведения вступительных экзаменов в высших и средних специальных учебных заведениях, которые сейчас очень разные. Это делается для того, чтобы уравнять шансы всех абитуриентов, независимо от их места жительства.
В республике Татарстан первоклашки теперь учатся писать латинскими буквами. В Татарстане еще в конце 1990-х годов было решено провести реформу языка, так как многочисленные гласные звуки татарского, родственного турецкому языку, не могут быть адекватно переданы кириллицей — алфавитом, который был создан для богатых согласными звуками славянских языков. Но, безусловно, самый спорный эксперимент проводится в южном российском регионе — на Ставрополье: там, как до революции 1917 года, юноши и девушки снова учатся в разных школах. При этом юноши углубленно изучают естественные науки и много занимаются спортом, а для девушек предусмотрены домоводство и вышивание. «Инициатива», вроде как, исходит с самого верха. Девушки боятся, что в женских школах установится диктат потенциальных фотомоделей и модных фирменных шмоток. Юноши в мужских школах, вполне возможно, будут страдать от тирании агрессивных лидеров. Подростки должны учиться вместе вне зависимости от пола, считает большая часть российского общества: это воспитывает толерантность, считает проректор Московского городского психолого-педагогического института при департаменте образования Московского правительства Елена Борисова. Поэтому она настаивает не только на смешанных классах, но и на приеме детей с физическими недостатками в «нормальные» школы, — а это требование для российского общественного мнения граничит с провокацией. В Московском министерстве образования полагают, что дефицит учителей-мужчин можно сократить путем «серьезного увеличения зарплаты». Однако недостающие штатные единицы могут быть заполнены только путем создания нового поколения учителей. Большинство мам и пап, напротив, приветствует новшество. Большая часть родителей первоклассников высказалась в этом году за раздельное обучение.
|
Приложение 2
Раздельное по полу обучение:
«за» и «против» (по материалам дискуссии)
За раздельное обучение | Против раздельного обучения |
Удобно работать учителю | Закрепляется на уровне сознания половая дифференциация |
Выполнение заказа родителей | Закрепляются гендерные стереотипы |
Позволяет учитывать неравномерность развития мальчиков и девочек | Закрепляются представления о различиях в поведении представителей мужского иженского пола |
Выше успеваемость | Возрастает роль установок учителя |
Снижается подростковая депрессия | Остро ощущается недостаток опыта общения с противоположным полом |
Более адекватная оценка своего пола | Идеализация противоположного пола |
Более адекватная позитивная самооценка | Ориентация девочек на самореализацию в области материнства |
Снижается страх оценки со стороны противоположного пола | В гетерохронной группе более творческая атмосфера |
Усреднение развития | Недостаточная подготовленность учителей (перенос своих гендерных проблем и гендерных стереотипов) |
Снижается роль оценочных стереотипов со стороны учителей | Акцентируется неравенство возможностей в обучении |
В смешанных классах напряженнее отношения между полами | Раздельное обучение противоречит общемировым тенденциям к совмещению мужских и женских ролей и свидетельствует о недостаточном уровне демократизации общества |
Глава 9
Гендерная автобиография
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!