Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-05-13 | 1081 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Основные направления в исследовании ринолалии.
Первые работы по ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и неба, написаны врачами. Вопрос о лечении больных с расщелинами неба обсуждался в отечественной литературе уже в начале 19 века. Н.И.Пирогов, Н.В.Воронцовский, П.Субботин обсуждали вопрос о том, какие показатели размеров неба благоприятствуют наиболее успешной логотерапии при гнусавости. В ходе постепенного медицинского и педагогического изучения сущности дефекта выработались два направления в педагогических методах устранения нарушений речи при открытой ринолалии.
Одно из них принято в Германии и ряде других стран. Оно исхо-дит из принципа комплексного воздействия на весь периферический речевой аппарат с акцентом на вовлечение вдеятельность мягкого неба.Применяемые упражнения частично носят силовой характер. Логопе-дическиезанятия сочетаются с применением электро- и вибро-массажа. Наиболее яркий представитель немецкого направления – профессор Г.Гутцман. Он рекомендует проводить речевую тренировку с применением обтуратора. Улучшение небно-глоточногосмыкания достигается при накладывании обтуратора или зажимании крыльев носа, т.к. в это время образуется сильное давление во рту, которое способствует подъему небной занавески кверху.
Принципы немецкой школы на основании личного опыта были модифицированы М.Е Хватцевым. Он рекомендовал сложный комплекс упражнений с применениим большого количества механических приемов.
|
Второе направление, условно называемое французским, базирует-ся на постановке правильного дыхания и голоса (С. Борель-Мезони). Это направление основано на физиологически естественных,ненапряженныхдифференцированныхречевых движениях. С некоторой модификацией оноразвивалосьв ряде работ советских авторов.
Ф.А.Рау рекомендовал вести занятия по воспитанию правильного произношения в дооперационном периоде по общепринятой методике постановки звуков. Была сделана первая попытка дать краткую (11занятий) последовательную методику логопедических занятий с использованием приема воспитания правильного произношения звуков при зажатых крыльях носа.
В работах Т.Н. Воронцовойпредставлены принципы, методы и система исследования лиц, страдающих ринолалией.Исследование строится на основе применения комплекса приемов, направленных на выявление состояния тех или иных компонентов речи. Использование и сопоставление результатов исследования позволяют более глубоко изучить структуру дефекта, точнее диагностировать нарушение, дифференцировать приемы логопедической работы.
рентгенография – для изучения анатомо-физиологического состояния речевого аппарата, получения наиболее полных данных оструктурных и функциональных особенностях неба и глотки;
Методу рентгенографии уделяется особое внимание в работе Н.И. Серебровой. Применение этого метода показало, что эффективность логопедической работы зависит от ряда факторов: от подвижности мягкого неба и задней стенки глотки, от расстояния между задней стен-кой глотки и мягким небом, от ширины средней части глотки. Сопос-тавление этих данных еще до начала логопедической работы позволяет решить вопрос о возможности или невозможности полной компенсации речевого дефекта общепринятыми средствами. Был предложен один из вариантов логопедической работы. На занятиях больные обучались ос-новным правилам речевого выдоха. Одновременно методика предусма-тривала коррекцию голоса и артикуляции звуков.
|
Одной из первых рекомендовала занятия в дооперационном пери-оде А.Г. Ипполитова. Ее система является оптимальной при коррекции звукопроизношения у детей, не имеющих отклонений в фонема-тическомразвитии.Логопедические мероприятия направлены на активизацию мягкого неба, воспитание правильно направленной голосовыдыхательной струи, развитие правильной деятельности органов произношения, снятие сопутствующих движений лицевой мускулатуры, на постановку звуков и их автоматизацию в речи. Принципиальная новизна методики состоит в том, что при вызывании звука первоначальное внимание ребенка направлено только на артикулему.
Вопросам ранней коррекционной помощи детям с челюстно-лицевой патологией посвящены работы Т.В. Волосовец. Впервые представлена система исследования и коррекции речи у детей с врож-денными расщелинами верхней губы и неба в возрасте 1-3 лет. Охарактеризованы особенности речевого онтогенеза, выражающиеся в отсутствии интенсивного лепета.
Автор указывает на влияние ведущей деятельности возраста на речевое развитие и предлагает проводить коррекционное воздействие на детей в процессе формирования предметно-игровой деятельности.
Проблемами комплексного изучения и устранения речевых рас-стройств у детей с челюстно-лицевой патологией за рубежом зани-мались D.C. Wilson, H.I. Morris, B.J. McWilliams, E.T. McDonald, C.VanRiper, M.E. Morley и т. д.
Таким образом, историографический анализ позволяет сделать вывод о том, что помощь детям с открытой ринолалией, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и неба, до настоящего времени представляет собой проблему для логопедии, психологии и целого ряда наук медицинского цикла.
Классификация ринолалии.
В настоящее время выделяют 3 основных формы ринолалии:
Открытая,закрытая,смешанная.
Общий признак закрытой ринолалии: проход в носовую полостьвсегдаоказывается закрыт, в том числе и для носовых звуков, голосимеет глуховатый оттенок, как при насморке.
При смешаннойринолалии наблюдается комбинация проявлений, характерных для открытой и закрытой ринолалии.
ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.
|
Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофоническизвучатлир. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.
Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.
Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерийного пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба.
Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее.
Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.
Органическая открытая ринолалия может быть приобретенной или врожденной.
Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при Рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба.
Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др.
Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.
ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ
Общий признак закрытой ринолалии: проход в носовую полостьвсегдаоказывается закрыт, в том числе и для носовых звуков, голосимеет глуховатый оттенок, как при насморке.
|
образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м, н, н. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б, д, д. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.
Причина закрытой формы — чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.
М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии):переднюю закрытую — при непроходимости носовых полостей изаднюю закрытую — при уменьшении носоглоточной полости.
Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.
Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.
Детей обучают протяжному утрированному произнесению, чтобы ощущалась сильная вибрация на крыльях и основании носа. Таким же образом упражняют гласные перед назальными звуками (ам, ом, ум, ан).
СМЕШАННАЯ РИНОЛАЛИЯ
Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митронович-Моджеевска) выделяют смешаннуюринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбо-глоточного контакта функционального и органического происхождения.
Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!