Проблема систематизации речевых нарушений в логопедии. Психолого-педагогический и клинико-педагогический подход к классификации речевых расстройств. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Проблема систематизации речевых нарушений в логопедии. Психолого-педагогический и клинико-педагогический подход к классификации речевых расстройств.

2017-05-13 2102
Проблема систематизации речевых нарушений в логопедии. Психолого-педагогический и клинико-педагогический подход к классификации речевых расстройств. 5.00 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

1.Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико- педагогической классификации.

2. Психолого-педагогическая классификация.

1. В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна — клинико-педагогическая, вторая — пси­холого-педагогическая, или педагогическая (по Р. Е. Леви­ной).

Названные классификации при различии в типологиии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматривают с разных точек зрения, но они не столько противоречат одна другой, сколько дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной класси­фикации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть раз­делены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформле­ния высказывания, которые называют нарушениями произ­носительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушения­ми речи.

I. Расстройства фонационного оформления выс­казывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритми-ческой организации высказывания, в) интонационно-мелоди­ческой, г) звукопроизносительной организации. Эти расстрой­ства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых суще­ствуют традиционно закрепившиеся термины:

1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

 

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи.


3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.


4. Заикание — нарушение темпо-ритмической организа­ции речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

 

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нор­мальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

 

6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроиз­ношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефек­тами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесе­нии всех звуков речи в полость носа и вней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).

 

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации рече­вого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты.

 

II. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представ­лены двумя видами: алалией и афазией.

1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вслед­ствие органического поражения речевых зон коры головно­го мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

2. Афазия — полная или частичная утрата речи, обуслов­ленная локальными поражениями головного мозга.

Нарушения письменной речи. Подразделяются на две груп­пы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нару­шении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

 

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что при­водит к неправильному воспроизведению звуковой формы сло­ва; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

 

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

 

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного об­раза буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

 

2.Психолого-педагогическая классификациявозникла в ре­зультате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

Внимание исследователей было направлено на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллекти­вом детей (учебной группой, классом).

Нарушения речи в данной классификации подразделяют­ся на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения (фо­нетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

Фонеткко-фонематическое недоразвитие речи нару­шение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстрой­ствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуко­вой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефек­ты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяет­ся на три уровня.

Вторая группанарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правиль­но сформировавшихся средствах общения. Возможен и ком­бинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитиемречи.

Приведенные классификации отражают современное состояние теории логопедии. Между ними нет противоречий — они дополняют друг друга. Оба варианта используются в данном учебнике в качестве его структурной основы.

Задача логопедии — совершенствовать систематизацию речевых нарушений.

Приведенные классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному недоразвитию речи у детей, т. е. к тем случаям, когда нарушения наблюдаются при сохранном слухе и интеллекте. Однако эта категория детей не однородна по своему составу, так как к ней относятся и дети с задержкой психического развития, с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Важно решить вопрос о том, применимы ли разработанные в логопедии классификации к нарушениям речи у названных категорий детей или необходимы новые поиски.

Не менее важным и сложным является вопрос о систематизации речевых нарушений у умственно отсталых и слабослышащих детей.

Наиболее приемлемой для указанных случаев является клинико-педагогическая классификация, поскольку она строится на признаках, максимально-дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих логопеду квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществить логопедическое воздействие с опорой на принцип индивидуального подхода. В свою очередь, те признаки, которые положены в основание психолого-педагогической систематизации, помогут в организации групповых форм логопедической работы при разных формах аномалий, но при общности проявлений речевого дефекта.

12. Основные направления в исследовании дислалии. Классификация дислалии. Характер фонетических расстройств при дислалии.

Дислалия (от греч. dis - приставка, означающая частичное расстройство, и lalio - говорю) - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.

Нарушения произносительной стороны речи проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, реже - их пропусках. Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедший в 1827г., он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии. Позже, в 30-годы XIX века, швейцарский врач Р. Шультесс также вводит в свои работы термин «дислалия», но в более узком значении: он причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. В классификации Куссмауля была принята точка зрения Шультесса, такое же понимание дислалии встречается в работах Гутцмана. Несколько иную позицию занимал польский исследователь В. Олтушевский, который относил к дислалиям случаи нарушения произношения, не обусловленные анатомическими дефектами речевого аппарата. Он выделял две формы: функциональную и обусловленную снижением. Дефекты произношения, обусловленные патологическими изменениями в артикуляционном аппарате, он обозначил термином «дисглоссия» и выделил четыре вида этого дефекта в зависимости от того, какой из артикуляционных отделов оказывается нарушенным: губную, язычную зубную и нёбную.

В отечественной логопедии начала ХХ века объем понятия дислалии не отличался от принятого в работах Куссмауля и Гуцмана. Но уже в 30-50е гг. это понятие претерпевает существенные изменения. М.Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия. Он включал в неё звукопроизносительные нарушения, обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи. М. Е. Хватцев выделяет три формы дислалии: механическую, обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелинами нёба, короткой подъязычной уздечкой); органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями челюстей, зубов, языка и нёба; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого нёба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи воздуха и т. д.

В начале 50х годов ХХ в. А.М. Смирнова на основе большого клинического материала публикует классификацию дефектов произношения, которая заметно отличается от предложенной М.Е. Хватцевым. В это же время О.В. Правдина дает иную трактовку дислалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Ею были выделены только две формы дислалии: функциональная и механическая, в состав последней была включены и ринолалия.

В дальнейшем, в 60е годы в работы С.С. Ляпидевского и О.В. Правдиной прослеживается тенденция к делению произносительных дефектов на дизартрию и дислалию и отказу от обобщающего термина «косноязычие». В эти же годы в работах С.С. Ляпидевского и Б.М. Гриншпуна ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение. Это определение дислалии сузило понятие дислалии и сделало его боле четким. В дальнейшем деление дислалии на функциональную и механическую стало разделяться большинством авторов. Лишь в отдельных работах стала упоминаться органическая дислалия, хотя содержание этого словосочетания не у всех авторов совпадало: в работе Е. Ф. Pay и В. А. Синяка термин «органическая дислалия» просто заменен термином «механическая дислалия»

Одна из первых методик обследования звукопроизношения была разработана М.Е. Хватцевым. Основополагающие принци­пы обследования речи детей, в том числе и звукопроизноше­ния, были разработаны в Институте коррекционной педагоги­ки РАО сотрудниками лаборатории логопедии под руковод­ством Р.Е. Левиной.

ЭТИОЛОГИЯ

Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Вредности, ослабляющие ее, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Среди биологических причин выделяют аномалии зубочелюстной системы, отсутствие резцов или их аномалии, возникшие в связи с дефектами развития или приобретенные вследствие травмы; зубные заболевания или возрастные изменения; неправильное положение верхних или нижних резцов (дефекты прикуса); аномальное строение твердого нёба. Кроме того, на правильность произношения звуков оказывают влияние общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребёнка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, шипящие и свистящие.

Дислалия бывает также следствием недостаточной подвижности органов речевого аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Дислалия у детей может быть вызвана также и снижением слуха. На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушения звукопроизношения. Чаще всего при этом наблюдается затруднение в дифференциации шипящих и свистящих, звонких и глухих согласных.

Причиной тяжёлой и длительной дислалии может быть и недостаточное умственное развитие ребёнка. У детей олигофренов в свыше 50% случаев отмечаются нарушения звукопроизношения.

К социальным причинам относятнеблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка: глухонемые родители или родители с явными дефектами речи,подражание неправильным образцам речи; длительная госпитализация; ограничение социальных контактов; недостатки воспитания; отсутствие эмоционально положительного окружения (эмоциональная депривация); сверхшумное окружение; психотравмирующая ситуация в семье.

Формирование произносительной стороны речи — сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками.

Одной из распространённых причин функциональной дислалии является неправильное воспитание в семье. Иногда взрослые специально подлаживаются под речь ребёнка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. Результатом этого является то, что у ребёнка надолго задерживается неправильное произношение.

Дислалия может возникнуть у ребёнка и по подражанию. Как правило, вредным для ребёнка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых ещё не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искажённому произношению взрослых. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектическими особенностями речь.

Плохо сказывается на детской речи и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках. Ребёнок часто путается, переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии может оказаться педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимания на речь ребёнка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного звукопроизношения. То есть речь ребёнка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит развитие произносительных навыков.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую). В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии.

Механическая дислалия

Механическая дислалия - нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического речевого аппарата (органов артикуляции), его костного и мышечного строения. Некоторые авторы ее называют органической. Может возникнуть в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. Обычно нарушается произношение групп звуков.

Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные аномалиями зубочелюстной системы: отсутствием резцов или их аномалиями; неправильным положением верхних или нижних резцов; дефектами прикуса (прогнатия – верхняя челюсть сильно выдается вперед; прогения – нижняя челюсть выступает вперед; о ткрытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; боковой открытый прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним); н еправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к дислалии.

Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое («готическое») небо или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.

Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков (они приобретают избыточный шум), губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже – [р] и [р'].

Довольно часто нарушается произношение и гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных.

Однако не всегда зубные аномалии приводят к дефектам произношения: при некоторой деформации зубов оно может оказаться нормальным.

Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык. Сравнительно часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка). При этих дефектах оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках). При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность произношения в целом.

Факты нормального звукопроизношения при аномалиях языка и зубов свидетельствуют о компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение и при нарушенных условиях реализации звуков; один и тот же акустический эффект можно получить разными путями.

Значительно реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врожденные дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте. Таким образом, логопед встречается преимущественно с последствиями деформаций травматического происхождения, при которых в основном нарушается произношение губных звуков вследствие неполного смыкания губ, а также губно-зубных звуков. Иногда наблюдаются дефекты произношения лабиализованных гласных ([ о ], [ у ]).

Во всех случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонда.

Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической.

Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой органической основы.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков.

Обусловлена функциональной может быть биологическими и социальными факторами: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка, особенно в период активного формирования речи.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например [ м ], [ н ], [ т ], [ п ].

Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например [ р ], [ л ], свистящих ([ с ], [ з ], [ ц ]) и шипящих ([ ш ], [ ж ], [ ч ], [ щ ]), заднеязычных ([ к ], [ г ], [ х ] ). Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произносит звуки [к], [г], то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т.е. [ к’ ] и [ г’ ]. исключение составляют звуки [ р ] и [ л ]. мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем твердые варианты.

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах или смешениях.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход – «паоход») и в конце (шар – «ша»).

Искажение звука выражается в том, что в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций вместо правильного произносится звук, который не свойственен фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Например, велярный [ р ], когда вибрирует тонкий край мягкого неба, или увулярный [ р ], когда вибрирует маленький язычок, межзубный[ с ], боковой [ ш ], двугубный [ л ]и др.

Иногда у ребёнка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно выбрать звук. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и тоже слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков.

Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикулярных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребёнка не образовались акустические и артикуляционные образы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного речевого звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается неполной, т.к. не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. Замены могут быть следующими:

o замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных [ к ]и [ г ] взрывными переднеязычными [ т ] и [ д ] («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т.п.);

o замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающих по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным [ т ] («танки» вместо санки);

o замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным [ ф ] («фумка» вместо сумка);

o замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

o замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по ризнаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры).

В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, выделяют следующиевиды дислалии:

1. Сигматизм ( от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук[ с ]) – недостатки произношения свистящих ([ с ], [ с’ ], [ з ], [ з’ ], [ ц ]) и шипящих ([ ш ], [ ж ], [ ч ], [ щ ]) звуков. Один из самых распространенных видов нарушение произношения.

2. Ротацизм ( от названия греческой буквы ро, обозначающей звук [ р ]) – недостатки произношения звуков [ р ]и [ р’ ].

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающец звук [ л ]) – недостатки произношения звуков [ л ] и [ л’ ].

4. Дефекты произношения небных звуков:

Каппацизм – звуков[ к ] и [ к’ ]; гаммацизм – звуков [ г ] и [ г’ ]; х итизм – звуков [ х ]и [ х’ ]; й отацизм – звука [ й ] ( от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающихсоответственно звуки [ к ], [ г ], [ х ], [ й ]).

5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т.д. Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

6. Дефекты смягчения – недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их твердыми, например д’-д, п’-п, к’-к, р’-р и т.д. Исключение составляют только звуки [ ш ], [ ж ], [ ц ], не имеющие мягких пар, и звуки [ ч ], [ щ ], [ й ], которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

Перечисленные виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков — в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что, то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию. Такое деление дислалии направляет внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.

Выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.258 с.