Основные направления и организация логопедического обследования в условиях ПМПК. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Основные направления и организация логопедического обследования в условиях ПМПК.



Логопедическое обследование.

Результаты логопедического обследования предполагают описание качественного своеобразия речевого развития обучающегося.

v Импрессивная речь.Отмечаются:

а) доступность понимания просьб, связанных с обиходным предметным миром;

б) понимание сложных речевых инструкций;

в) понимание наименований предметов, действий и признаков, вопросов косвенных падежей, поставленных к объектам действий;

г) различение значения предлогов, грамматических форм словоизменения и словообразования;

д) точность понимания слов.

v Экспрессивная речь.Отмечаются: наличие и развернутость экспрессивной речи (отдельные слова, простые фразы, развернутые фразы, связная речь); внятность; использование выразительных мимики и жестов в общении.

· Лексический строй.Отмечаются: объем активного словаря; характеристика лексико-грамматических разрядов, используемых в активной речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, предлоги и т.п.); соответствие словаря возрасту; точность употребления слов.

· Грамматический строй(исследуется способность к словоизменению и словообразованию, построению разных по типу и объему предложений). Отмечаются: возможности грамматического оформления на морфологическом и синтаксическом уровне; наличие и характер аграмматизма; правильность употребления предлогов и падежных окончаний существительных; возможность пользоваться нормами согласования; умение пользоваться способами словообразования; объем и типы предложений.

· Связная речь (обследуется при составлении рассказа по сюжетной картине, серии сюжетных картин, пересказа). Отмечаются: самостоятельность повествования; логичность и последовательность, развернутость, полнота содержания, учет деталей, адекватность использования лексико-грамматических средств.

v Фонетический строй речи.

· Состояние звукопроизношения оценивается в условиях изолированного произношения, в открытых и закрытых слогах, слогах со стечением согласных, в начале, середине и конце слов, во фразах и спонтанной речи. Отмечаются: произношение каких звуков нарушено, характер нарушения в различных условиях произнесения (искажение, отсутствие звука, замена другим звуком, смешение).

· Состояние звукослоговой структуры слов. Отмечаются: характер нарушения в различных условиях воспроизведения (сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков).



· Просодика. Отмечаются: темп речи (норма / ускоренный / замедленный); ритм речи (норма / скандированный / аритмия); наличие разных видов интонации (повествовательная, вопросительная, побудительная); модуляции (модулированный / маломодулированный / немодулированный).

v Фонематические процессы. Обследование фонематической стороны речи включает выявление состояния фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений. Отмечаются: наличие ошибок слуховой и произносительной дифференциации фонем, какие фонематические признаки не распознаются ребенком; доступность форм фонематического анализа; характер ошибок; степень сформированности действий фонематического анализа и синтеза; точность и дифференцированность фонематических представлений.

v Строение и моторика артикуляционного аппарата.

· Строение артикуляционного аппарата. Отмечаются: наличие отклонений в строении артикуляционного аппарата: губ (расщелина, последствия хейлопластики, ее нависание над нижней губой); челюстей (прогнатия, прогения, открытый передний); расположения зубов; неба (расщелина, последствия уранопластики, готическое небо); языка (макроглоссия, микроглоссия, укороченная подъязычная связка, раздвоение кончика языка).

· Моторика артикуляционного аппарата (способность к выполнению основных артикуляционных движений губ, языка, мягкого неба). Отмечаются: наличие / отсутствие движений; объем (полный / неполный); точность (точные / неточные); темп выполнения (нормальный / быстрый / медленный); способность нахождения и удержания позы, способность к переключению; мышечный тонус (нормальный / повышенный / пониженный); наличие синкинезий, гиперсаливации, гиперкинезов, тремор кончика языка; особенности приема пищи (ест самостоятельно / с помощью, жевание твердой пищи, поперхивание при глотании).



v Дыхательная и голосовая функции.Отмечаются: тип физиологического дыхания (диафрагмальный / грудной / ключичный); темп дыхания (нормальный / учащенный); ритм дыхания (ритмичное / аритмичное); сила голоса или громкость (нормальная / слабый голос); тембр голоса (нормальный / назализованный / глухой / сиплый / хриплый / напряженный / вибрирующий).

 

67. Организация психолого-медико-педагогических консилиумов в деятельности коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушениями речи (детские сады и школы).

Психолого-медико-педагогический консилиум призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий.

ПМПк является объединением специалистов конкретного образовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динaмичeского диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного образовательного учреждения различной этиологии в связи с отклонениями в развитии окончание сужает спектр проблем.

Психолого-медико-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков.

ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательного учреждения в работе консилиума.

Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

В задачи ПМПк образовательных учреждений входит:

· выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;

· выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

· подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;

· выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;

· анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,

· формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

· отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;

· определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью выявления «группы риска»;

· решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости — перевод в специальный (коррекционно-развивающий, компенсирующий и т.п.) класс, выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат; домашнее и др.);

· при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии — определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;

· профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;

· подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;

· организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк.






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.