Вопрос? А, зачем же нам этот лишний воздух? Может быть лучше с первого дня учиться дышать носом? Он (нос) возьмёт ровно столько воздуха, сколько нужно. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Вопрос? А, зачем же нам этот лишний воздух? Может быть лучше с первого дня учиться дышать носом? Он (нос) возьмёт ровно столько воздуха, сколько нужно.

2019-08-02 178
Вопрос? А, зачем же нам этот лишний воздух? Может быть лучше с первого дня учиться дышать носом? Он (нос) возьмёт ровно столько воздуха, сколько нужно. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если вы ещё не освоили правильное дыхание то, выполните это УПРАЖНЕНИЕ: Наберите воздух и задержите дыхание… А теперь просто беззвучно «разомкните» некий «комок» в горле… Х-х-х-х-х… «Лишний» воздух вышел. Обратите при этом внимание на то, что диафрагма совершенно пассивна! Она не работает! Вы ведь не стремитесь «выдохнуть» сознательно! Воздух вышел не под воздействием ее (диафрагмы) прогибания вверх, а благодаря избыточному давлению в легких! А вот оставшийся в легких воздух вытолкнуть наружу может только диафрагма! Давления-то, внешнее и внутреннее, уравнялись! То есть включается ЖЕЛАНИЕ ВЫДОХНУТЬ. И диафрагма начинает работать! Продолжите выдох и почувствуете «работу» диафрагмы в области живота.

Если одновременно «захотеть» издать звук, то связки не только разомкнутся, но и ЗАВИБРИРУЮТ с нужной частотой! Это уже зависит от мозга, если он «музыкально натренирован», прозвучит та нота, которую вы хотите спеть.

ПРОВЕРЕНО НА ПРАКТИКЕ, ВНИМАНИЕ! Если вокалист освоит механизм работы певческого дыхания, позиционного голосоведения (среднего положения гортани), включения ВСЕЙ резонаторной системы, то всё, что ему будет необходимо спеть, ОН СПОЁТ,  не задумываясь ни о какой методике. Нас создали совершенными и мы способны брать высокие ноты, вести мелодию плавно, окрашивая свой звук в том случае, ЕСЛИ ОТСУТСТВУЕТ СТРАХ!

Тот воздух, который будет выходить из легких под действием САМОЙ ДИАФРАГМЫ  и является «вокально-правильным». Связки смогут полностью «обработать» его поток, звук будет чистым и без шумовых «примесей».

 Вот именно такой, «правильный» поток воздуха нужно координировать, чтобы петь громче/тише или ниже/выше. Потому что таким потоком управляет диафрагма, подчиняющаяся НАМ, а не давление, которое подчиняется природе. Физической, при этом, а не биологической.

 Конечно, реально, на практике, вокалист все равно «берет дыхание» с небольшим избытком и берёт его, то носом, то ртом.

Во-первых, у него нет времени, чтобы взять, выпустить лишнее, а потом работать с оставшимся воздухом. Во-вторых, существует такое понятие, как «придыхательная» атака звука. Так вот, небольшой избыток воздуха, создающий «придыхание» в момент звукоизвлечения, тоже должен откуда-то взяться! В-третьих, в момент выступления даже опытный вокалист может «хватануть» лишнего воздуха, но он с ним справится, потому что ОПЫТНЫЙ! Ну и, в четвертых, лучше взять с избытком, чем с недостатком, лучше пусть останется, чем не хватит. Но с НЕБОЛЬШИМ избытком. А вырабатывается этот навык тренировками, и только ими. Длинная гласная, удерживаемая опёрто, на одной высоте и с одним и тем же «качеством» звука  и громкости от начала фонации до конца.  Найдите опору. Опёртый звук – это не обязательно звук громкий. Это звук, в котором нет ни избытка, ни недостатка воздуха, его количество ОПТИМАЛЬНО для нужной высоты.

Простые, но полезные упражнения. Дыхательно - координационный комплекс.

Задача: Короткий вдох (носом, при открытом, если вам так удобно) - опорный выдох - свобода и длина дыхания.

Координация. Рекомендую делать следующее упраж­нение:

1). Сначала сидя, плотно упереться спиной в спинку стула. Голова двигается только влево и вправо, прокатываясь по линии декольте... НЕ ФИКСИРУЕТСЯ, тут же скатывается обратно. При этом мы делаем: 1. - короткий вдох носом; 2. - плавный выдох на любую шипящую; 3. беззвучную трель; 4. Звучную трель...... вновь короткий вдох и пошли по полукругу, меняя последовательность.

2). Далее, выполняйте упражнение стоя. Все гласные на одном звуке. Приседая, держа спину ровно, копчик смотрит в пол. Руки вытянуты перед собой, синхронно вниз с приседанием и звукоизвлечением (ИЭАОУЫ). Я рекомендую выполнять любые движения руками, повороты, главное, чтобы всё это не сводило отработанный, опорный выдох на «НЕТ».

Одной рукой, тоже самое (довод обязателен), только в сторону. Опора, ноги не отрываются от пола (АИЭУОЫ)

Опорная нога вперёд, перенос веса тела на другую ногу. Рука в локте согнута. Разогнули, вдох и начало упражнения (УЭИАОЫ). Делайте это упражнение так же на трель («Вентилятор»), всё, делайте с движением, только не останавливайтесь (не фиксируйте положение ни головы, ни рук)

Вернитесь к упражнению на шесть фонем АОУИЭЫ. Покажите сами, как плавно, один звук меняет другой, обратите внимание студента на то, как Вы дышите и особенно на то, что Вы не боитесь, если Вам не хватит (всё зависит от выбранного вами темпа) дыхания на все шесть гласных звуков. Спойте четыре фонемы, задержите дыхание (поставьте точку), сбросьте остаток воздуха, и тут же, сделав короткое, не громкое, но активное дыхание через нос, повторите упражнение. Спросите у студента, что особенного он заметил в Вас, когда Вы делали упражнение?

 Услышав ответ, подытожьте его и дайте верное объяс­нение того, как должен дышать вокалист при пении. Объясните студенту, что даже, если он все лёгкие заполнит воздухом, это не сыграет большой роли (скорее навредит) для правильного вокала, в лёгких отсутствуют мышцы, которые бы смогли удержать воздух, так необходимый для опёртого, обертонного звука, а значит…

Попросите студента посмеяться. При этом бока и живот выступают вперёд. Заметил – ли это ученик? Двигаясь вниз, диафрагма вытесняет внутренности и поэтому живот и бока немного выступают наружу. Таким образом, заполняются воздухом нижние отделы лёгких, которые в повседневной жизни мы используем мало. Диафрагменное дыхание и есть правильное дыхание, которому Вы должны научить ученика (если он дышит неверно во время пения). Как показывает практика, диафрагменное дыхание намного эффективнее, чем грудное.

Упражнение с Jozin z Bazin. Учимся, играя. Фиксированный выдох.

Взяв эту незамысловатую мелодии, которая пользуется огромной популярностью, очень легко ложится на слух, со сменой ладов, что так же интересно, я предлагаю сказать весь звуковой алфавит на одном дыхании, при этом звуковая высота имеет место быть только на гласных звуках. Подъём, по полутонам, а так же в варианте неподготовленной смены тональности. После исполнения раз пять алфавита, предло­жите ученику, на эту же мелодию посмеяться на слоге «Ха». Это сохраняет энергию, и, что самое главное, даёт нам больше контроля над голосом.  

Далее, перенеситесь вместе с учеником в рентген кабинет. Вспомните вместе с ним, что происходит там, когда мы сдаём флюорографию? Да, нас просят какое – то время не дышать, чтобы снимок получился точным.

Упражнение «В рентген - кабинете» После того, как вы задержали воздух в легких и почувствовали тонус диафрагмы, перенесите внимание выше, на связки, но не расслабляйте диафрагму, оставьте ее в таком «замороженном» состоянии! А теперь чуть подайте воздух вверх, «уприте» его в связки. Не очень понятно, как это – «упереть в связки»? Представьте, что вы уже начали что-то говорить, но в последнюю секунду вдруг остановились, поняв, что этого сейчас говорить нельзя! Или вас оборвали на полуслове… Я ска… И воздух уперся в связки.

 Вторая фаза происходит через секунду после первой, описываю долго, а процесс-то короткий! Повторяем: Вдох диафрагмой половины объема легких (примерно) – задержали дыхание, не расслабляя внутри живот (диафрагма в тонусе) – сомкнули связки и уперли в них воздух снизу. Расслабились и выдохнули. На весь процесс ушло 2 секунды. Обязательно повторите это несколько раз для запоминания цепочки действий.    Вывод: ПФД (память физического действия). ВЫ НАРАБАТЫВАЕТЕ МЫШЕЧНУЮ ПАМЯТЬ, которая будет служить Вам при пении ВСЕГДА, не думая уже ни о какой методике.

 Теперь пора переходить к третьей фазе упражнения – к звуку. После упора воздуха в связки нужно издать звук, это уже просто. Какой? Обязательно гласный, лучше «У», или «О». На какой высоте? На любой, вам удобной, не концентрируйтесь сейчас на этом, упражнение преследует другие цели. Спеть гласную лучше коротко. У кого-то, возможно, звуки будут извлекаться с небольшим щелчком, что совершенно нормально. Усложните упражнение и предложите студенту несколько гласных звуков, пусть он их чередует.

Вывод: ПФД (память физического действия). ВЫ НАРАБАТЫВАЕТЕ МЫШЕЧНУЮ ПАМЯТЬ одновременно СО ЗВУКОМ. Одних физических упражнений (накачивание пресса) для вокалиста НЕ достаточно! Необходимы комплексные упражнения – ДЫХАНИЕ + МЫШЦЫ + ГОЛОС!!!

 Теперь повторяем всю последовательность сначала. Повторение, причем многократное, необходимо. Постепенно выработается нужная координация работы диафрагмы, скла­док, и вы сможете больше внимания обращать на сам звук, доверив остальное автоматизму.

- А, что помогает нам удерживать это дыхание? – спросите Вы студента и тут же ответите сами, если не услышите ответ (хотя должен ответить, Вы ему уже рассказывали об этом)

- Мышцы брюшного пресса, косые мышцы живота и спинные – это одна из важнейших зон человеческого тела. Именно эти мышцы могут подтягивать низ живота, заставляя его подворачиваться и работать, как поршень у на­соса. (Расскажите ученику о музыкальном инструменте волынка, и проведите параллель с поющим человеком) К сожалению, эти мышцы, как правило, недостаточно развиты именно для выполнения этой важнейшей функции в процессе пения. Не совсем понятен пример с волынкой?

Предлагаю свой, проверенный, методический приём - САДИМСЯ В АВТОМОБИЛЬ И....ПОЕХАЛИ! Механизм: зажигание-сцепление - газ на 100% схож с механизмом извлечения звука, с его генерацией, используя все четыре скорости движения. У детей от рождения абсолютно правиль­ное дыхание, именно такое, какое необходимо для пения. Расскажите своему ребёнку о движении автомобиля и движении голоса. Ведь никто не захочет врезаться куда – то, будет точно следовать маршруту (голосоведение) и давить плавно на газ, чтобы машина «не чихала» (киксы и выпадение из позиции). Маневренность автомобиля, не что иное, как владение вокальными техниками вокалистом!!!

ВЫВОД: Методика, построенная на ИГРЕ, будет ДОХОДЧИВЕЕ для любого ученика, а для ребёнка – в ОСОБЕННОСТИ!!!

Дыхание ребёнка безукоризненное, лучше не научить. Но со временем, особенно в районах с холодным климатом (у нас, например, в Сибири), тип дыхания меняется и далеко не в лучшую сторону.

Упражнения на ДЫХАНИЕ: Встаньте максимально свободно, но ровно. Проследите, что бы ваши плечи были опущены, шея свободна, не держитесь за инструмент (фортепиано), почувствуйте хорошую опору в ногах. Дышите ровно и спокойно, как дышит здоровый человек. Выдохните воздух. Подтяните низ живота (не вдыхая и не выдыхая), причем если не можете это сделать косыми мышцами, то для начала можете помочь себе руками.

Рекомендация из опыта работы: Все учащиеся, чтобы ощутить мышечную работу, держатся за живот, в дальнейшем, это может стать вредной привычкой, поэтому, не увлекайтесь тактильностью!!!

При вдохе, следить за тем, чтобы не поднимались, ни плечи, ни голова, ни грудная клетка. Теперь сделайте короткий вдох носом (при этом рот можете держать открытым, т.к. при коротком вдохе, вы можете не успеть вдохнуть носом необходимое количество воздуха). Одновременно с вдохом Вы отбрасываете вниз подтянутую часть живота.

Вы уже побывали в «Рентген-кабинете», знаете, что такое закрытая цезура, вот и проверьте всё это на практике.

Упражнение «Точка». Возьмите за основу звук «Ц». Активный, короткий вдох и сделать тридцать толчков на одном дыхании, произнося звук «Ц». Запомните, что между толч­ками, на первом этапе нельзя делать дополнительный вдох. Вы должны полностью понять все возникающие ощущения во время выполнения упражнения.

Из опыта работы:   Лучше всего, моими студентами  запомнилось упражнение «Позовём кошку», а именно: вместо звука «Ц», я предложила использовать два звука «КС» и мы дружно справились, 30 раз её позвав. Уверена, что это упражнение, они никогда не забудут.

Какие мышцы вы чувствуете? Правильно, если вы особенно сильно почувствовали косые мышцы живота, спины, или низ живота (по бокам). Если вам не хватило воздуха, отдохните и попробуйте сделать упражнение снова, только помните, что чем больше вы сделаете вдох, тем быстрее вы выдохнитесь. Вдохнуть перед упражнением надо как обычно, не поднимая плечи и совсем спокойно.

Как только вам удалось беспрепятственно выполнить это упражнение, попробуйте его расширить, за счёт полного выдоха после тридцатого толчка. Выдохните весь оставшийся воздух вместе с глубоким наклоном. Затем, выдохнув всё, не набирая воздух, медленно поднимайтесь и продолжайте упражнение.

Так можно расширить это упражнение до трёх наклонов и более. То есть 30 толчков со звуком «Ц», или «КС», наклон и полный выдох, медленный подъём и продолжение толчков, 30 толчков и снова наклон с выдохом, и всё повторить снова.

2). «…Представьте, что вы – это большой разноцветный надувной мяч. После игры, вас положили на травку отдохнуть и вытащили заглушку, что бы воздух потихонечку выходил. Вы отдыхаете и выпускаете воздух медленно- медленно. Зачем спешить?...» - Так написано во многих методиках, а на практике происходит совершенно НЕ ТАК, а именно:

Проверено на практике: Необходимо небольшое надавливание на мяч, как диафрагма трудится и посылает воздух к связкам. Воздух, никогда не покинет полностью мяч, если не применить физическое воздействие. Другое дело, и это так же проверено, если передавить мяч, нажать на него очень сильно, воздуха больше всё равно не выйдет, поэтому необходим баланс, чего мы и добиваемся для выполнения упражнения на одном дыхании, распределяя выдох, за счёт сбалансированной работы диафрагмы.    Это упражнение можно делать в группе учащихся, некое соревнование под названием «Балансировка», или «Кто дольше продержится!». Одно меня всегда останавливает – неспособ­ность детей принимать проигрыш, поэтому, я делаю по этому поводу вводную часть, трачу на это время и считаю, что подобное время не потеряно даром.

3). Вспомните фонематический алфавит. Проделайте упражнение на следующие фонемы: Й,Ш,Ч,Щ…. чередуйте их, работая мышцами живота, как насосом. Не требуйте от студента точного порядка фонем, пусть он сам решает, какая, за какой пойдёт. Даже, если это будет повторяться одна, или две фонемы, не страшно. Страшно то, если цель будет направлена в порядок звуков, а не на работу мышц при правильном дыхании. 

4). Проделайте то же самое упражнение только с одной фонемой - «Й». Понаблюдайте за работой диафрагмы, мышц живота у студента, и скажите, что данное упражнение необходимо делать, чтобы легче справляться в пении со стаккато.

5). Дайте ученику тон «До» первой октавы и попросите его поговорить «ХА». Задание заключается в активном, свободном выбросе данного слога. Можете оставаться на данном тоне, можете изменять высоту, меняя её на тон вверх, или вниз. Упражнения категорически нельзя делать сидя, т.к. необходимые для их выполнения мышцы будут зажаты. Это упражнение не нанесет никакого вреда голосовым связкам.

6). Произнесите фонематический алфавит на одном дыха­нии. Не волнуйтесь, если придётся в процессе упражнения его добрать. Это будет лучше, нежели Вы будете напрягаться и давиться. Произносите алфавит на стаккато, очень чётко произнося каждый звук, а не букву. Останавливайте студента, если он ошибся в произношении, начинайте заново, выбирая посильный темп.

7). Вернитесь к упражнению на шесть фонем АОУИЭЫ. Возьмите дыхание, произносите чистые гласные в любом порядке и закрывайте фразу (заканчивайте упражнение) по своему усмотрению.Следите за тем, чтобы студент завершал упражнение не на выдохе, а произвел сброс остатка воздуха после закрытия упражнения (короткой остановки дыхания). Очень полезно дать на этом упражнении студенту полную ритмическую свободу, я называю этот приём «петь с точками».  Вариантов может быть множество, от раскачивания до целого такта, на какой - то одной фонеме, до быстрого, синкопированного нисходящего, или восходящего движения других гласных на усмотрение самого студента. Подобные упражнения дают азы для импровизирования и, уже во втором семестре студент сможет освоить несложную песенку в джазовом стиле. Но, главное, что я преследую в данном случае – это избавление от страха перед неведанным. Студенту кажется, что импровизировать, это самое сложное, что может быть в вокале, я же, УТВЕРЖДАЮ: «Нет ничего легче!». Вот, поэтому я и предлагаю начать занятие с музыкальной памяти и своей интерпретации на тему, выбранную самим студентом.

Упражнение «Машина» "Посадите" всех своих учеников в «автомобиль» и объясните, что техника дыхания = технике вождения, а именно: Включить зажигание – прогреть машину (настроение, разогретый голосовой аппарат упражнениями – распевками) - Сцепление (ВДОХ + ДИАФРАГМА) - Газ – (ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКА) поехали. Если ученик не контро­лирует свой выдох, он моментально лишится возможности что- либо из себя извлечь, или всё будет толчками, так же, как на машине, когда нет плавного отпускания сцепления и коорди­нации его с педалью газа. Вдох очень короткий и  лучше носом.

Начали: Мгновенная сцепка дыхания диафрагмой и тут же выпускаем медленно воздух на любую из шипящих букв (С-Ц-Ч-Ш-Щ) - Буквы можно по ходу упражнения менять, НО ПРИ ЭТОМ, НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СЛЫШНО НИКАКОГО ПЕРЕХОДА НА НЕЁ. Этого можно достичь, путём усиленной работы диафрагмы при смене  буквы. Гортань сохраняет своё среднее положение и переход не слышен, вы работаете, как будто, с одной из шипящих букв.

Усложняем это же упражнение. По мере его исполнения, производите сцепку выдоха диафрагмой на долю секунды и продолжайте далее выдыхать. Долготу сцепки и выдоха контролируйте сами (от одной, до 3 секунд и более). После сцепления выдоха следите за тем, чтобы продолжение начиналось не рывком, а очень плавно.

Подсказка: Опять же, на помощь приходит надувной мяч. Откройте его и предложите ученику надавливать на него с разной силой. Шум, издаваемый при этом, будет различен. Потом, попросите ученика, положить обе руки на мяч, упереться в него и надавливать с одной и той же силой. Звук выходящего из него воздуха будет РОВНЫМ.

Продолжаем делать это упражнение, только теперь на беззвучную трель. Если у Вас не трудится диафрагма, опора не достаточно хороша, трель не получится.

В продолжении - чередуйте трель беззвучную со звучной. Регулируйте механизм переключения очень плавно, толкайте воздух  сбалансированной работой диафрагмы, регулируйте свою опору, вы же себя слышите и ЧУВСТВУЕТЕ.

Усложняем: Выполняя упражнение на трель, выполняйте сцепление дыхания, так же, как описано выше. Вам будет нелегко после сцепления снова "поехать", не переживайте, если на первом этапе Ваша трель будет останавливаться, то, работая над этим упражнением постоянно, Вы доведёте его до совершенства. Помните, сегодня это упражнение, а завтра это будет большая фраза в песне с закрытой, одной, или несколькими цезурами.

Проверено и придумано на опыте: Закрытая цезура – остановка, путём сцепления диафрагмой воздуха, без дальнейшего добора дыхания, графически изображается, как перечёркнутая галочка.

Упражнение «Включаем зажигание». В данном упраж­нении все задачи остаются прежними, одно разнится – толчок диафрагмой воздуха на вторую часть упражнения на трели, а именно: Короткий вдох, мгновенное сцепление, короткая (точечная) трель, сцепление и толчок воздуха с трелью длиннее по времени. Упражнение выполняется на одном тоне, с подъёмом по полутонам, или с различным изменением подъёмов и спусков на усмотрение аккомпаниатора.  Выполняется с открытыми и закрытыми цезурами, причём, учащийся сам планирует  упражнение, регулируя своё дыхание с мышечной работой. Все упражнения есть в видео формате.

Упражнение «Мотор тарахтит, как  куры  в курятнике». Попросите ученика коротко пропеть (почти сказать),  НО, на точном, примарном тоне слово: «Тук-тук-тук», пройдитесь по клавиатуре с подъёмами и спусками на разные интервалы, вплоть до квинты. Затем, усложните это упражнение, поднимая второе «Тук» на квинту….далее, поднимая  второе «Тук» на октаву от первого тона. Следите, чтобы уходя наверх,  опора трудилась настолько хорошо, чтобы позиция не пострадала и верхнее «Тук» звучало не отдельно от первого, а как единое целое, завершая третьим «Тук».

Усложняйте упражнение изменением ритма, а именно: Первое «Тук» - две четверти; Второе «Тук» - одна восьмая; Третье «Тук» - четверть с точкой. Измените теперь так: Первое «Тук» - одна восьмая; Второе «Тук» - две четверти с точкой; Третье «Тук» - восьмая с точкой. 

Второе «Тук» очень хорошо толкается диафрагмой, удерживается в одной позиции и успевает хорошо окраситься обертонами с чистейшим интонированием во всех трёх точках упражнения.

Подведём итог ВОКАЛЬНОМУ ДЫХАНИЮ. В  вокаль­но-педагогической практике наиболее удобным счи­тает­ся нижнерёберно-диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота….. Певческий вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования…. Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох.

Певцам необходимо  заниматься специальной дыхательной гимнастикой для овладения замедленным выдохом. Спе­циальная тренировка очень важна для развития и закрепления певческого дыхания: она помогает певцу значительно быстрее научиться, не производить шумного вдоха, не вдыхать чрезмерное количество воздуха, небольшим количеством выды­хаемого воздуха получать большой звуковой эффект. Научиться управлять своим дыханием, можно только после­довательно - почувствовав своё тело, избавившись от зажи­мов и вслед за этим отрегулировать вдох и выдох, при осознании правильной мышечной активности. Для начинаю­щих вокалистов это самый главный фактор в обучении. Подсознательное правильное дыхание приходит только с опытом. Правильное певческое дыхание не только развивает вокальные возможности певца, но и является целебным, так как все составляющие дыхательной школы направлены на оздоровление - и духовное и физическое.

ДИАФРАГМА. Мы уже познакомились с ней и подру­жились. Или ещё нет??? Какое страшное, на первый взгляд слово. Научите своих студентов не бояться его, а подружиться с ним. Эта таинственная диафрагма многих вокалистов очень разочаровывает. «…Я не пою на опоре… у меня не поставлен голос… из меня ничего не получиться…» - чистейший пессимизм, от которого необходимо избавить студента и, тем более, убрать это пресловутое слово "ПОСТАВИТЬ". Голос можно и нужно настроить на работу, голос субстанция динамическая, а не статическая. Вот, определённый тон, необходимо именно ПОСТАВИТЬ на ступень и, отклонение от этого тона называется фальшью (грязным исполнением).

В диафрагме и опоре нет ничего сложного и ничего таинственного. Попросту говоря: «Вокальная опора» означает, что развив и правильно скоординировав ваш дыхательный аппарат, вы обеспечиваете себе достаточный запас воздуха, на который вы можете опереться во время исполнения партий любой сложности. Развив работу диафрагматического дыхания, вы сможете петь громко, мощно и выразительно. Вы сможете дотягивать любые ноты до конца, окрашивать их и главное,  мощно выражать свои эмоции во время пения.

Расскажите студенту о музыкальном инструменте волынка подробно. Покажите его на картинке, расспросите, что он видит, и с какой частью инструмента можно связать организм чело­века и в частности вокальную технику дыхания вокалиста. После объяснения (меха - диафрагма, раструб – трахея, рупор - рот), перейдите к  любому, выше описанному упражнению.

Само понятие "петь на опоре" существует на основании личных ощущениях + ПФД  певца. Залог -  правильное дыха­ние, именно певческое, это когда бесшумный и относительно быстрый вдох и долгий постепенный выдох. Экономизация выдоха - основа и опорного пения, и правильного, ровного звуковедения, как следствие - возможность петь более длинные фразы.  В вокальной технике ни одно из составляющих не может существовать отдельно от других. Так взаимосвязано дыхание и звукоизвлечение, атака звука и как следствие, дикция и артикуляция.

Что такое Атака Звука? Атакой звука называют его начало, зарождение. Воинственный смысл слова не имеет отношения к пению. Условно различают три типа атаки: твер­дую (сначала смыкаются голосовые складки, затем давление воздуха размыкает их); мягкую (подача дыхания и смыкание складок происходят одновременно); придыхательную (сначала обильно подается через голосовую щель дыхание, затем включаются в работу складки). От того, как голосовые складки включились в работу, зависит дальнейшее звучание голоса. За основу в пении обычно берется мягкая атака звука. Другими пользуются, когда этого требуют технические и художествен­ные задачи. При напряженном звучании голоса наиболее полезна придыхательная атака. Так же, придыхательная атака, часто используется при пении в стиле «Джаз». Человек не может ощутить диафрагму, так как её расположение не позволяет этого сделать.

Однако мы прекрасно чувствуем брюшные мышцы и можем помочь себе в том, что бы научиться регулировать вдох и выдох так, как нам удобно, и так как правильно. Мы можем научиться делать вдох бесшумным и коротким, но при этом полным и достаточным, а так же освоить задержки выдоха и растяжки его во времени. Диафрагмальный толчок воздуха (атака звука), направленный в заданную высоту тона, гарантирует чистейшее интонирование!

Упражнение в пределах октавы: Начните выполнять его от ля малой октавы. Сделайте глиссандирующий скачок на слоге «ДА», бросьте его вверху (на ля первой октавы) и на твёрдой атаке повторите только гласный звук «А», от которого, так же через глиссандо спускайтесь вниз  и, бросив на ля малой октаве фонему «А», повторите на твёрдой атаке слог «Да». Стремитесь в упражнении снизу вверх и сверху вниз. Темп должен быть достаточно быстрым. Упражнение очень хорошее для распевания перед выступлением. Задействованы все регистры, активная работа дыхания, приводит в тонус мышцы живота!!!

ПРИРОДА ГОЛОСА. ДИАПАЗОН. В преддверии этого урока, расскажите ученику, как порой, ошибаются взрослые и приведите пример с одним из величайших баритонов  - Юрием Гуляевым, которого обучали в консерватории, как тенора, ставив постоянно за экзамены тройки, а он, в действительности, был баритон и сдал свой Гос. экзамен на «Отлично», исполнив (по собственному желанию, навеянному ему другом Борисом Штоколовым) программу, выбрав произведения для баритона. Данный рассказ служит доказательством того, что 4 года обучения в колледже, могут не определить на 100% тип голоса студента, тем более, что часть обучения может попасть на мутационный период.

ТИП ГОЛОСА. Каков он? КАК ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ?  Иногда певец поёт песни и теноровые и баритональные, или певица, исполняет и сопрановые и контральтовые…. КАК?  Определить можно по тесситуре. Какие  чаще всего поются? Для меццо-сопрано? Вот и ответ!

Тесситура. Что это такое? В переводе с итальянского   tessitura —ткань. То есть преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса. Моя методика преподавания построена на примерах, ассоциациях, ощущениях и.т.д. вот и здесь, я рассказываю ученикам о разных тканях и прошу их самих назвать ткань, которая бы точно отражала бас-профундо (драп), или колоратурное сопрано (шифон).  Термин тут же стано­вится доступным для понимания,  и мы ищем лучшую ткань для ученика, где он более, чем где- то звучит по – особенному, иными словами, ИЩЕМ СВОЙ ЗВУК.

Голос имеет несколько основных характеристик: тембр (индивидуальная окраска), диапазон (высота звучания), сила (громкость), которые можно развить и качественно улучшить с помощью специальных упражнений, индивидуальных для каждого.                                                                         

Развитие голоса необходимо вам, если: вы поете, но ваш голос звучит слабо, вы не достаете высокие ноты, у вас не звучат низкие ноты, тембр вашего голоса вам не нравится (скрипит, сипит, тусклый, надорванный). Ваше горло (связки) устаёт, если вы говорите громко или долго.

- диапазон голоса – у среднестатистического человека, никогда не занимавшегося пением, певческий диапазон составляет 1-1,5 октавы. После курса уроков вокала диапазон голоса становится в 2 - 3 раза больше, у вас появляются высокие и низкие ноты в диапазоне. Это происходит по причине использования всех регистров, заложенных в Вас природой, которых, до занятия вокалом, Вы не использовали.

- сила голоса – если до занятий пением ваш голос звучал слабо, и от большой нагрузки быстро уставало горло, то после обучения вокалу ваш голос зазвучит в несколько раз громче, появится полетность звука, связки перестанут уставать

- тембр голоса – после регулярно посещаемых уроков вокала тембр голоса становится более мясистым (объемным), чистым, звонким, обогащается новыми интересными красками

 - подвижность голоса – «Большое значение для певцов имеет овладение техникой замедленного выдоха». Я его называю «затаённое»

Пояснение: Все, без исключения студенты, приходят учиться в колледж, не имея понятия о головном регистре. Все исполняемые ими песни невероятно занижены по тональности, низ не звучит совершенно (шепчут), но верхнее «си» второй октавы звучит сочно. Диапазон скуден, максимум децима.

Проверено  на практике: Студентка, Диана Похабова, пришла учиться в колледж с отличными тембровыми данными голоса, чистотой интонации, диапазоном почти две октавы, но, не имея возможности взять «Си» малой октавы. Нижний регистр был не развит, голос больше носил высокочастотную характеристику. Ей с трудом давалась нота «До» первой октавы и все распевки начинались (на первом этапе обучения) с ноты «РЕ» первой октавы. Сегодня, когда я пишу эту методичку, Диана расширила свой диапазон в нижнем регистре до «Соль» малой и  продолжает трудиться над низкой частотой, при сохранении своего уникального тембра.

Проверено на практике. Авторское упражнение «Аквалангисты» Данное упражнение (текст) придуман не мною. Когда - то, обучаясь актёрскому мастерству, я услышала его впервые и, вот сейчас, решила положить текст на музыку, чтобы использовать его при обучении вокалу.

Очень важно, при пении, использовать ВСЕ резонаторы (ресурсы, данные нам при нашем сотворении), звук становится обертонным, сочным, играет разными красками (у звука так же есть своя палитра). Упражнение можно просто говорить (что я и делаю на своих уроках по актёрскому мастерству), но, петь - то интересней, да и голос сильно резонирует, окрашивая звук обертонами. Аудиозапись является совместным авторским решением с моим коллегой – Александром Валерьевичем Контузоровым. Если в основе упражнения лежит раскрытие грудного резонатора, то мы остановились на интервале большая терция. Начиная с соль первой октавы, Вы сможете пятикратно пропеть всё упражнение, закончив его на "Ре" малой октавы. Данный вариант предлагается для женского голоса и, начиная поступенно спускаться (нельзя выходить за пределы своих возможностей, делайте это постепенно, приучая гортань  оставаться в среднем положении), увеличивайте количество пропеваний. Для мужского голоса запись данного упражнения сделана в соответствии с мужским диапазоном.

Благодаря своей работе, мой личный диапазон увеличился до 3-х октав. Моё нижнее - «РЕ» малой и верхнее  - «Ми бемоль» третьей. До начала преподавания, мой предел грудного регистра заканчивался на «ДО» второй, сегодня, это «ФА» второй октавы.

Следующим шагом будет знакомство с диапазоном певца. Если говорить точнее, то с диапазоном будет знакомиться сам певец, так как порой начинающий певец не вполне знает свои возможности, и тем более боится своих надуманных недостатков. Бывают случаи, когда начинающий исполнитель пытается скрыть свои переходные ноты за форсированным звуком. Потом голос теряет свою естественную окраску и срывается на фальцет. Это очень расстраивает ученика, он закрепощается и теряет веру в свой талант. На самом деле всё просто. Студенту  не нужно опасаться переходных нот, а напротив, следует познакомиться с ними лучше, чтобы знать наверняка, все особенности своего голоса. Переходные ноты есть у всех без исключения. От грудного регистра к фальцету, и от фальцета к свистковому регистру. Кроме того, в природе вокала имеется микст. У кого-то он уже есть, а кому-то,  нужно только научиться им  пользоваться.

Из практики: Студентке Диане Похабовой, я задала однажды на уроке следующий вопрос: «А, зачем нам нужен этот микстовый регистр, ведь можно спокойно петь грудным регистром, а потом переходить в головной». На что мне студентка ответила: «Он обязательно нужен, так как, проходя две-три ноты в миксте, мы достигаем более высокой ступени для сочного исполнения тона в головной регистре, а, если перейти сразу же на голову, то звук будет малоокрашенный, порой, сиплый и не громкий. Опора, в данном случае поможет, но, физиология всё равно своё возьмёт, и нужной сочности не будет, а, если это кульминация, то микст просто НЕОБХОДИМ».


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.