Классика – Эстрада - Регистры. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Классика – Эстрада - Регистры.

2019-08-02 275
Классика – Эстрада - Регистры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Типы голосов и упражнения - распевки для них. Вокальные техники, МАНЕРА.

• Головной регистр. Упражнение «Вентилятор» (трель)

Разогрейте себя вначале на примарном тоне

- пр беззвучно (сначала затаимся, затем (короткий вдох и сцепка) начнём выдыхать беззвучно на «пр», держим себя в тонусе, диафрагма активно работает)

- тр беззвучно(сначала затаимся, затем начнём выдыхать беззвучно на «тр», держим себя в тонусе, диафрагма активно работает)

- делаем активно «беззвучно-звучно» (с закрытой цезурой, без добора дыхания, но со сцеплением диафрагмы – остановка подачи воздуха) сначала «пр», затем - «тр». Далее - «пр» - «тр»

Переходим к упражнению со сменой звуковысотности. От примарного тона (ре-ми первой октавы для женского голоса, соль - ля малой – для мужского) поднимитесь на большую терцию, вернитесь и вновь поднимитесь, но уже на квинту. Вы будете выполнять упражнение по мажорному тоническому трезвучию, цепляя, каждый раз, то одну, то уже две ноты головным регистром.

- «пр» и«тр» поём по гаммам (хроматические, мажорные, минорные, трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд). Уйдите от трели в слог «ДА» и проделайте упражнение на ОКТАВУ. Ваша нижняя нота будет грудной, верхняя – головной.

Автоматический, безболезненный и бесстрашный переход, из грудного в головной регистр, Вам обеспечен!!!

• Фальцет- головной голос с выдохом (на придыхательной атаке, дыхание впереди). Поём фальцетом по гаммам слоги:

- га!- гэ!- ги!- го!- гу! Буква«г» - украинская - ха!- хэ!- хи!- хо! - ху!

• Head voice (головной голос, академическая манера) - головной голос без выдоха (дыхание сзади)

Академическая позиция - поётся в головном регистре (в данном случае), гортань опущена, верхнее нёбо поднято, дыхание сзади.

Поём в академической манере по гаммам слоги:

- м (и, э, а, о, у)! - н (и, э, а, о, у)! - д (и, э, а, о, у)! - т (и, э, а, о, у)!

•Грудной регистр

Низ- спокойствие, середина - эмоции, верх- зов

• Упражнения на выработку красивого тембра

- гмммм (букву «г» продышать, буква«г» - украинская, «м» - сначала держим, потом подсвязочная вибрация)

• Эстрадная манера (речевая позиция)

Эстрадная позиция - поётся в груди, позиция рта как при разговоре.

Распевка по гаммам на слоги: (петь легато, нон легато и стаккато):

- м (а, э, и, о, у)! - н (а, э, и, о, у)! - д (а, э, и, о, у)! - т (а, э, и, о, у)!

- р (о)! - ви (we)!

• Народная манера (позиция). Народная позиция - поётся в груди, голос направляем в верхнее нёбо, дыхание сзади (т.е. не дышим). Звук легко узнаваемый, немного плоский.

- говорим эгей («г» - украинская), буквы«э» и«е» - говорим громко, звук направляем в верхнее нёбо

- гэ- э- э- э- эй(по гаммам)! - го- о- о- о- ой(по гаммам)! - ги- и- и- и- ий(по гаммам)

Смешение манер: Упражнение на «Й». От примарного тона на квинту, затем – октаву. Нижнее «И» будет народным, верхнее «Й» («хвостик» от «й») – головным. Великолепно трудятся мышцы, диафрагма постоянно в тонусе!!!

• Субтон! Поётся в груди, дыхание толкает звук (дыхание впереди).

Говорим низко и с воздухом га, га, га. Рот открываем вниз и в стороны. Это положение рта на субтоне. Поём на слоги: (дыхание экономим)!

- га, гэ, ги, го, гу («г» - украинская, дыхание толкает звук, воздух экономим)! - ха, хэ, хи, хо, ху!

Поём букву «з» по гаммам, через сильное сопротивление губами и зубами (с шумом).

Петь бэндинг, шаутинг (джазовые приёмы).

Бэндинг- подтяжка ноты на полутон или тон.

Шаутинг- стон, плачь, шёпот. Придаёт эмоциональную окраску.

• Две, и более позиций (смешение манер) 

- поём слоги га- мэ- га- мэ- га (по квинтам или гаммам)!

Га - субтон (рот вниз и в стороны);

мэ - народность (звук направлен в верхнее нёбо)

- «для себя» - поём слова «для себя» (расстояние тон, т.е. нота, нота выше на тон, исходной + ещё один тон, т.е. ПОСТУПЕННО)

для- субтон;

се- звук в точку, собранный звук (далёкий микрофон)

бя- эстрадная позиция

• Йодль - резкий переход между регистрами (грудь-голова, голова-грудь; элемент народного пения тирольцев). Требует особой подвижности гортани!

Поём октавный йодль на гласные: - и, э, у, ы, а, о!

Поём квинтовый йодль на гласные: - и, э, у, ы, а, о!

Затем поём те же гласные йодлем на кварту, терцию и приму

•Мелизматика и стилистика (стилистические приёмы)

Мелизм - музыкальное украшение (форшлаг, группетто, трель, мордент)

Поём на слоги (мажорная гамма на квинту или полная гамма, в первом случае выделяя 1, 5, 3, 1 ступени, во втором- 1, 5, 7, 5, 3, 1 ступени; корень языка поднят):

- г (а, э, и, о, у)! - х (а, э, и, о, у)! - д (а, э, и, о, у)!

- т (а, э, и, о, у)! - н (а, э, и, о, у)! - м (а, э, и, о, у)!

В современной музыке мелизмы строятся на подсвязочности и определённом выделении нот.

Стилистические приёмы- приёмы, использующиеся в определённых стилях музыки (драйв, рык, скриминг, гроулинг, пигвойс, бэлтинг, штробас).

Драйв: На протяжении 2-5 минут (сначала занятий 2 минуты, затем увеличиваем до 5 минут) пытаемся легко от­каш­ляться, тем самым мы заставляем функционировать ложные связки. Активно пьём тёплую воду. Чистый голос с примесью драйва называется расщеплённый вокал (основной фактор – ВЫДОХ).

Вокальный рык: Расширяем и опускаем гортань, нижнюю челюсть чуть- чуть выдвигаем вперёд.  Пытаемся произвести короткий рык 3 раза. По ощущениям это происходит ниже голосовых связок. Делаем несколько подходов по 3 раза каждый день. В дальнейшем, пытаемся сымитировать звук мотоцикла (машинки), т.е. рык должен быть более протяжным (делаем данное упражнение петлёй - снизу в верх).

Активно пьём тёплую воду. Затем пытаемся добавить звук (тон, музыкальность) в рык (т.е. задействуем грудной резонатор).

Упражнение на одновременное использование разных регистров, вокальных техник: До начала данного упраж­нения, посмотрите выступление Уитни Хьюстон, возьмите любую песню и разберите со своим учеником, какие типы голосов и приёмов она применяет? От субтона до классики, включая йодль  и народные нотки. Это и подвигло меня взять в работу упражнение, в котором соединятся все типы голосов и часть вокальных приёмов.

В упражнение входит:   Пение субтоном, в нос, фальцетом, народными звуками, академическим головным регистром, йодлем. Возьмите джазовый квадрат и импровизируйте, произнося соответствующие техникам и регистрам слова (их названия). Поёте субтоном – называете слово «субтон»; поёте в нос, называете слово «Нос» и т.д.

Суптон – нос – нос - субтон

Субтон – Народный (вверх мелодия, интервальные скачки) - субтон – нос

Нос – фальцет - нос – фальцет

Вокализ на «У» и «О» - голова – фальцет

Грудь – голова (Слово «Грудь» всегда на одном тоне + подъёмы по мелодии на интервалах, согласно мелодии + мелизматика в головном регистре)

Субтон-субтон-субтон + мелизм

Но-но-но-но-но-НОС

Наро-о-оооооо дный звук

Нос-нос-нароООооодный звук

Но-но-но-но НОС – субтон

Но-нос- Народный (вниз мелодия) – субтон

Нос – голова (мелодия вверх) – нос – голова (мелодия вниз)

Упражнение на технику ЙОДЛЬ:  «Йоделе ИУ». ХуУ – Ху-у-у-у-УУУУ. – Качайтесь на разных интервалах, в различном ритме (частотой), меняя положение гортани (гортань ОЧЕНЬ подвижная, вертикальная работа), посылая звук из грудного в головной регистр и обратно. «Ху» - в груди, «У» - в голове. «Йоделе» - в груди, «ИУ» - в голове.

Из личного опыта: Уделяя много внимания на плавное соединение регистров со своими студентами, я почти утратила способность петь Йодлем. Моя физиология настолько запомнила, как ВЕРНО соединять регистры, что для пения приёмом «Йодль» мне необходимо приложить усилия.

Вывод: Все вокальные приёмы, необходимо вспоминать, время от времени, напоминая своему телу, голосовому аппарату, мимике, артикуляции о них, включая все группы мышц для точного исполнения.

В классической манере исполнения иногда маскируют (редуцируют)  гласную фонему, помогая интонировать её точно при помощи замены «А» на «О», «Ё», округляя звук, минимально меняя артикуляцию. При такой «маскировке» одной гласной под другую певец увеличивает акустическое сопротивление верхней, надскладочной части своего вокального тракта (импеданс). Импеданс помогает растянутым (речь-то идет о фальцетном режиме работы) складкам справляться с воздушным потоком так, чтобы голос не звучал фальцетом, а максимально был приближен к миксту и далее – естественному, грудному регистру.

Выполняя этот прием, певец достигает «соединения» двух регистров таким образом, что различие в звучании, в тембре голоса исчезает. Или, если быть более точной, становится незаметным сам переход от грудного, богатого обертонами тембра к более бедному головному.

Поскольку задача регистрового соединения, связанная с наличием в нашем голосе нескольких различных механизмов работы голосовых складок, принципиально неустранима, нетрадиционная школа тоже вынуждена ее решать. И эта задача успешно решается! Только решается по-другому, нежели это принято в вокале традиционном.

Контролю - НЕТ! Во-первых, не надо изменять положение гортани, какой бы высоты ноты не приходилось петь, то есть отпадает уже один из контролируемых факторов. Во-вторых, не надо менять одну гласную на другую и «искать», тем самым, необходимый для данной высоты звука импеданс. Отпал еще один фактор контроля. В-третьих, не нужно контролировать и другие мышечные приемы, которые (я имею ввиду вокал классический) во всем этом «действе» тоже принимают участие – «купол мягкого нёба», «вокальную маску» и др. В эстраде Вам даётся карт-бланш.

Зевок – это панацея для правильного пения? Зевок для классического певца не просто один из приемов, он насущно необходим, потому что увеличивает ротоглоточное пространство и подключает верхние резонаторы.

Зевок для эстрадного вокалиста. Существует утверждение, что именно зевок даёт точно положение гортани, а я утверждаю, что для эстрадного вокалиста зевок необходим крайне редко, и, где, если всё – таки он будет применён,  будет находиться гортань – певца не должно беспокоить, т. к. профессиональные певцы гортани не ощущают.

Улыбка – это панацея для правильного пения? На улыбке петь нельзя, так как устанут мышцы  лица. Улыбка уводит звук от вертикальности в горизонталь, что недопустимо для многих типов голосов. В некоторых моментах, вы автоматически, чтобы взять высокую ноту, или окрасить эмоционально своё пение, улыбнётесь. Если улыбка вам помогает, используйте её. Мимика способна оставлять отпечаток на вашем лице, переходящая в штамп.

Существует такое понятие, как СОЗДАНИЕ ФАКТУРЫ ГОЛОСА. Есть и дыхательно – гортанные приёмы, но, на первом этапе обучения я советую эстрадному исполнителю  научиться координировать силу дыхания со степенью натяжения голосовых складок и…..

ПОДРУЖИТЬСЯ С ГОРТАНЬЮ. Свободная гортань = свободные связки.

В моих видео уроках есть ряд упражнений на опору, на сохранение гортани в одной позиции (средней, как при разговоре), или давая ей вольную, точнее себе, получая определённый звук, то опуская её, то поднимая, оставляя небольшую голосовую щель. Звук при этом сохраняет свою обертонность, не является плоским, но узким. Звуку есть где образовываться и окрашиваться, таким образом, вокалист может брать высокие (переходные) ноты грудным регистром. Опять же, без согласования всех физических действий мышц, дыхания и гортани, которыми руководите именно ВЫ, ничего не получится. Вы, или киксанёте, или автоматически, по принципу самосохранения, перейдёте в головной регистр, что никогда не навредит Вашим связкам, но, опёртого, сочного звука вы не получите. Но, как быть, если песня в стиле «РОК», «ДЖАЗ»…. где необходим драйв, кураж?

Ученик, во что бы то ни стало, хочет спеть высокие ноты именно грудным регистром, не переходя на фальцет. В этом случае необходимы следующие факторы:

ВЕРА

Отсутствие страха

Правильное дыхание (короткое, активное)

Усиленная работа диафрагмы

Максимальный толчок воздуха диафрагмой

Точечное взятие нужной ноты твёрдой атакой

Удержание тона в позиции при высоком положении гортани  НА ЗЕВКЕ

Участие всего корпуса в помощь для взятия ноты

Жестикуляция

Артикуляция

Иными словами – СПЕТЬ И ВСЁ!!! Высокие ноты оформляются в некий крик, что имеет своё название, термин «Белтинг»

Вот, о БЕЛТИНГЕ нам нужно поговорить. Существуют упражнения для определения переходных нот, и для поиска микстового звучания. БЭЛТИНГ!!!! - самый знаменитый прием, пришедший в вокал из соула. Студенту, иногда, необходимо взять очень высокую ноту и она вне его грудного регистра. Взять её, используя только регистр головной – обрести звучание, пусть и сочное, посадив ноту на хорошую опору, НО, больше академическое, нежели эстрадно-джазовое.

 Что делают в большинстве таких случаев  педагоги? Они максимально понижают тональность, тем самым лишая певца красивых обертонов и вибрато в сочном, родном, грудном регистре.

Нижние ноты звучат, как шёпот, заваливая звук глубоко, середина – безвкусная, зато одна нота вверху торчит, порой, как гвоздь во всём вокальном произведении.

Не рационально поступать, таким образом, и лучше всего, искать для студента грамотный репертуар, а, если всё- таки сталкиваемся с подобной проблемой, то, решать её нужно именно используя методы бэлтинга, получение звука, который является все же продуктом голосовых складок.

Итак,  «грудной голос» - это очень общий термин, который применяется как для определения звучания, мускульных функций разговорной речи, пения в низких регистрах, так и крика. Кто в совершенстве владеет бэлтингом??? Ответ лежит на поверхности, это - НОВОРОЖДЕННЫЙ! Как только он появляется на этот свет, кричит,  и это ничто иное, как бэлтинг в чистом виде. Никто – то его не учит этому, никаких методик он не знает, голос, при этом, НЕ ТЕРЯЕТ, сутками может исполнять и исполнять вам высоченные партии…. НО, «Не бэлтингом единым жив вокалист».  Определенное звучание в верхнем регистре, можно получить различными методами, в том числе и родиться с подобным даром, хотя правильней будет сказать - не утратить его с годами.

А, что делают родители? Что они постоянно говорят: «Заткнись», «да, закрой ты рот, наконец»….. вот, ребёнок и теряет, с возрастом, ту способность, что дана человеку при рождении.

 Термин «бэлтинг» появился из английского литературного жаргона: to belt, являющегося синонимом to shout или to yell, оба эти слова означают «кричать, орать». To belt out переводится как «гнать, шпарить во всю», и во многих музыкальных словарях можно найти to belt - петь громко, в полную мощь. Вот здесь и зарыт корень зла, который шпарить вокалисту никак не даёт и этот корень называется так: «Я не ребёнок». Как только мы становимся взрослыми, появляются комплексы, страхи, зажимы и нежелание играть и шалить дальше, как это было в детстве. Вы убиваете в себе ребёнка, а значит тормозите сами свою природу.

Глядя на известных исполнителей, использующих бэлтинг (Celine Dion; Lara Fabian; Whitney Houston…) - это именно умение брать высокие ноты полным голосом. Такое умение становится возможным только при определенной комбинации составляющих: диапазон, сила голоса, его проекция, или правильнее сказать, направленность на слушателя, а не на акустику зала (например оперного театра), наличие врожденного, или приобретенного механизма здорового крика и желание эту ноту взять, невзирая на карикатурную, порой, артикуляцию, мимику лица, жестикуляцию, позу.  Я твержу своим студентам: «Пойте ВСЕМ телом!»; «Читайте внутрен­ний монолог!»; «Шалите, играйте, будьте искренны!»

Темнокожие певцы превосходно брали высоченные ноты полным голосом, даже не думая,   и не называя это бэлтингом. Но вокальная бэлтинговая методика есть и появилась она из-за того, что белая Европа желала так же научиться петь, как чёрная Америка.

Тема бэлтинга, стала объектом настоящей «войны» между современными методами обучения вокалу и классическими: первые его практикуют, как метод, и как выразительное средство, в то время как другие его осуждают, потому что считают вредным и, в какой-то степени, вне правил техники bel canto, называя бэлтинговое звукоизвлечение уродливым и неприятным на слух.

Я больше склоняюсь ко  второй категории  практиков, но, наряду с лирическими эстрадными песнями, мы поём, рок, джаз, свингуем…. даём полную свободу выбора стиля. Вот здесь, я считаю, что можно и нужно учиться владеть методикой бэлтинга, нарабатывать разные техники для украшения своего исполнения и, основываясь на собственных ощущениях добиваясь СВОЕГО звука.

 Один из моих  разделов обучения студентов на первом курсе звучит так: «Диапазон – регистры – соединение – превра­щение – возвращение». Вот так длинно, но, моим ученикам всё понятно.  Говоря о диапазоне важно отличать различные ноты. Одни спеть в полном звучании без определенной силы голоса просто невозможно, так как если их петь тихо, то голос неминуемо уходит в фальцетный режим. Другие,  возможно, спеть не в полную силу голоса и полным звуком. Таким образом, именно для достижения полного звука вступает в действие механизм бэлтинга, а если нет, то певец попросту пытается перекричать сам себя, и при таком неправильном голосообразовании  возникает риск повреждения голосовых связок. Как же научиться «орать» в полную силу, но, при этом ОЧЕНЬ КРАСИВО?

 А, почему, собственно «не уйти в фальцетный режим»? Именно с этого, на мой взгляд, нужно начинать работать над методом бэлтинга  и, «подтолкнув дыханием», стараться переходить из регистра в регистр, добиваясь сочного и без киксового (поймать петуха) звучания. Высокая гортань, в данном случае, отлично поможет смешиванию.

Это длительный процесс и, как - только студент добьется этого, уже переходить к более серьёзным методикам, и они рознятся.  

Слушая различных певиц, можно отметить значительную разницу в звуке, когда поют высокие ноты в полный голос, делают это по-разному, что довольно любопытно. Например:

ротовое раскрытие среднее, звук довольно пронзительный и прямой.

звук полный, но другой, более округлый, больше ротовое раскрытие.

хорошее ротовое раскрытие, звук довольно объемный, хорошее резонирование, вибрато, без труда можно заметить, что и мягкое небо очень хорошо поднято.

 Так что же все-таки означают эти различия? Другая техника? Другой стиль? Просто напросто другая физиология?

НЕЛЬЗЯ возвести в догму какую-то технику, как абсолют­ную и действенную для всех. Бэлтинг - это довольно сложный способ фонации и результат целого ряда «надстроек» (высокая гортань, особая осанка, наклон перстневидного хряща и т.п.) и может нанести вред, если не хватает должной дыхательной поддержки (пожалуй, это нужно было поставить на первое место).

 Поэтому начинать обучаться бэлтингу, не закончив базо­вый вокальный курс, то есть, не уяснив и не введя в привычку азы вокального механизма, в частности, перехода из одного регистра в другой - не только неэффективно, но и опасно. Физиологически невозможно взять некоторые ноты бэлтингом, при низком уровне громкости, и часто именно этот факт критикуется теми вокальными педагогами, кто не любит звук мощный и пронзительный.

 Существуют правила, которые гипотетически могут приме­няться ко всем, но, это  не значит, что на практике обязательно данное правило сработает. Мы все разные и каждый из нас с легкостью делает что-то одно, не затрачивая почти никаких усилий, но испытывает сложности в другом.

Таким образом, не существует одного метода на всех, одного верного пути, к счастью, их гораздо больше. Но, есть ОДНО, что всегда приносит результат – ЖЕЛАНИЕ. Нет природной способности  петь высокие ноты полным голосом? …. Имей желание и добьешься результата!..... Не получается из – за физиологических индивидуальных особенностей????....  Не горюй, возьмем другим!!!

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Белтинг (или вокальных белтинг) относится к конкретной технике пения, в которой певец издает громкий звук в верхнем диапазоне. Певцы могут использовать бельтинг для передачи повышенных эмоций (ДРАЙВ)

ВАРИАНТНАЯ  ДИАГНОСТИКА  БЭЛТИНГА. Встаньте ровно, обопритесь, как следует о пол…. сожмите руки в кулачки, держите их на уровне груди….. сосредоточьтесь… задумайте самую, на ваш взгляд (ВАШУ), высокую ноту…. Подумайте о ней ещё раз…. Скажите себе: «Я тебя сейчас достАнуууу!..... тут же выкрикните её (очень коротко, основной упор на «А») на фонемы «АУ», резко дёрнув кулачками в пол.

Уверена, у Вас получилось. Далее, Вы можете фонему «А» продлевать постепенно по времени, до полноценного удерживания её на дыхании настолько, чтобы Вам хватило его (дыхания) только – лишь спуститься на фонему «У» (но, на опоре, а не на издыхании), плотно поставив тем самым ТОЧКУ, причём, Ваша фонема «А» должна быть выше фонемы «У» (по звуковысотности).

Остается только добавить, что при бэлтинге перстневидный хрящ скрывается в гортани вплоть до того, что становится невидимым, и у него такая же позиция, когда мы кричим или восклицаем: “Yeah!” (Йееееа!)

 СОЕДИНЕНИЕ РЕГИСТРОВ. Способы координации связок. МИКСТ - регистр

1). Фарингальный (глоточный) с  согласным «Н». Он образуется в районе заднего нёба. Звук напоминает героев мультяшек. Звук становится тоньше, выходя за рамки мягкого нёба,  и расширяется у задней стенки зева, напротив глотки, точнее – носоглотки. Есть ротоглотка, есть носоглотка. Звук, в этом случае, идёт от ротоглотки к носоглотке, расширяясь, увеличиваясь. Позвольте  здесь гортани приподниматься.

2). Плотное смыкание связок. Изображаем плачь, стон, в общем, некую истерику, но, не до самозабвения. С каждым новым гундением тон поднимается. Подлобное невозможно будет сделать в фальцетном режиме, таким образом, вы пройдёте границу незаметно. Продолжайте «ныть» на звуке «а» и стоните, каждый из звуков. У голосовых связок просто напросто не будет возможности разомкнуться. Обратите внимание здесь на твёрдую атаку звука при каждом новом стоне. Всё происходит само – собой по физиологии (вспомните опять же РЕБЁНКА, он не гундит фальцетом).

3). Уханье совиное. На «Хи», гортань в этом случае немного опускается.

4). Сирена. Закрытым ртом на согласной «М» прокатиться от Вашего удобного тона до верхней ноты диапазона, остановиться на ней, удерживать до сброса дыхания.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.