Сценарии развития строительного комплекса Российской Федерации с учетом установленных в Стратегии целей и механизмов их достижения, а также долгосрочных макроэкономических прогнозов — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Сценарии развития строительного комплекса Российской Федерации с учетом установленных в Стратегии целей и механизмов их достижения, а также долгосрочных макроэкономических прогнозов

2019-08-03 212
Сценарии развития строительного комплекса Российской Федерации с учетом установленных в Стратегии целей и механизмов их достижения, а также долгосрочных макроэкономических прогнозов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Базовый сценарий

Одним из ключевых показателей, характеризующих строительную отрасль, является объем работ по виду деятельности «Строительство». В целях долгосрочного прогнозирования динамики объема строительных работ в Российской Федерации до 2030 года были рассмотрены четыре ключевых сегмента: жилищное, промышленное и инфраструктурное строительство и строительство социальных объектов, а также капитальный ремонт. В процессе моделирования учитывались отраслевые особенности и взаимосвязи отдельных факторов. За основу моделирования принят среднесрочный[15] и долгосрочный[16] макроэкономический прогноз Минэкономразвития России.

 

Таблица 20. Прогноз объемов строительных работ в разрезе основных сегментов строительства (базовый сценарий), млрд. руб. в текущих ценах

№ п/п

Сегмент строительства

2017 (факт) 2018 (факт)

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2030
1

Жилищное строительство

3 475 3 797

3 624

4 090

4 698

6 460

6 941

7 468

7 684

9 326
2

Капитальный ремонт
в жилищном строительстве

235 235

235

284

94

290

287

90

363

135
3

Строительство в социальном секторе

210 248

267

308

356

402

427

454

469

567
4

Промышленное строительство

2 989 3 340

3 354

3 595

3 906

4 225

4 679

5 184

5 579

7 564
5

Инфраструктурное строительство

664 765

1 083

1 264

1 378

1 436

1 424

1 463

1 516

1 985
6

Совокупный объем работ по виду деятельности «Строительство»

7 573 8 386

8 561

9 542

10 432

12 812

13 757

14 658

15 612

19 577

Источник: расчеты Аналитического центра. Примечание: итоговая сумма может не совпадать из-за округления в отдельных сегментах строительства

 

Помимо объема строительных работ была проведена оценка совокупных инвестиций в здания (жилых и нежилых) и сооружения. Показатель отражает совокупный спрос на все виды строительных услуг, а также услуг в области проектирования, инженерных изысканий, архитектуры и т.п.. Согласно данным Росстата, в 2018 году инвестиции в здания (жилые и нежилые) и сооружения составили 9,9 трлн. руб.

Прогноз до 2030 года был сформирован на основе среднесрочного и долгосрочного прогноза Минэкономразвития России в части инвестиций в основной капитал, а также оценок АО «ДОМ.РФ» относительно вложений в объекты жилищного строительства.

 

Таблица 21. Результаты прогнозирования инвестиций в здания и сооружения (базовый сценарий), трлн. руб.

№ п/п

Наименование

2017

(факт)

2018

(факт)

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2030

1

Инвестиции в здания и сооружения, всего

9,2

9,9

11,0

12,4

13,1

14,5

15,9

17,2

18,7

23,6

1.1

Жилые здания

2,2

2,2

2,8

3,5

3,4

4,0

4,5

5,1

5,3

6,4

1.2

Нежилые здания и сооружения

7,0

7,6

8,1

8,9

9,7

10,5

11,3

12,2

13,4

17,2

2

Инвестиции в здания и сооружения всего, в ценах 2018 года

-

9,9

10,4

11,3

11,4

12,1

12,7

13,3

13,8

14,2

Источник: данные Росстата, Минэкономразвития России, ДОМ.РФ, расчеты Аналитического центра.

Оценка вклада строительства в ВВП отражает долю валовой добавленной стоимости по виду деятельности «Строительство» в совокупной валовой добавленной стоимости по всей экономике (в текущих ценах). Согласно данным Росстата, в 2018 году значение показателя составило 6%.Согласно результатам расчетов, к 2030 году вклад строительства в ВВП увеличится до 7,8%. Прогноз сделан на основе взаимосвязи между объемом работ по виду деятельности «Строительство» и создаваемой валовой добавленной стоимостью. В части прогнозного объема ВВП в 2030 году использовался показатель прогноза Минэкономразвития России.

Альтернативный сценарий

Консервативный сценарий развития строительного сектора базируется на консервативном среднесрочном и долгосрочном прогнозах Минэкономразвития России, предполагающих меньшие темпы роста российской экономики относительно базового сценария. В частности, за основу были взяты данные по динамике ВВП, заработных плат, промышленного выпуска и инвестиций в основной капитал. Кроме того, закладывалось более ограниченное снижение процентных ставок по ипотечным ссудам и по кредитам компаниям нефинансового сектора.

Рассматриваемый сценарий также учитывает более медленный переход строительной отрасли на инновационные и передовые технологии, сравнительно более высокий уровень административной нагрузки, а также более низкий темп достижения целевых показателей и реализации стратегических инициатив.

 

Таблица 22. Основные прогнозные показатели деятельности строительной отрасли в разрезе основных сегментов (консервативный сценарий)

№ п/п

Наименование

2017

(факт)

2018

(факт)

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2030

1

Объем работ по виду деятельности «Строительство», трлн. руб.

7,5

8,4

8,2

9

9,6

10,8

11,4

11,8

12,8

17,1

2

Доля строительства в ВВП, %

6,1

6

5,7

6,3

6,4

6,8

6,7

6,6

6,9

7,0

Источник: данные Росстата, Минэкономразвития России, ДОМ.РФ, расчеты Аналитического центра.

Риски реализации Стратегии

Достижению поставленных стратегических целей и выполнению задач Стратегии могут препятствовать следующие группы рисков:

- макроэкономические;

- риски нормативного и административного характера;

- кадровые и управленческие риски;

- риски технологической перестройки;

- градостроительные риски и риски, связанные с территориальным планированием.

Макроэкономические риски включают:

- низкие темпы экономического роста или спад экономики, а также сильная дифференциация экономического роста в зависимости от размера населенного пункта и региона;

- ухудшение динамики доходов населения, что негативно повлияет на потребительский спрос;

- процентные риски, связанные с неблагоприятной динамикой процентных ставок в экономике, что может снизить доступность заемного финансирования для строительных компаний, а также доступность ипотечных кредитов для населения;

- наличие невостребованных производственных мощностей и недостаточный инвестиционный спрос, а также отсутствие свободных рынков для реализации строительных материалов и техники могут стать ограничивающим факторов для ускорения темпов роста объема строительства;

- инфляционные риски, в том числе рост логистических затрат и затрат на энергоресурсы в структуре конечной цены реализации, что может привести к значительному уменьшению маржинальности бизнеса.

Риски нормативного и административного характера включают:

- опережающее по сравнению с технологическими и кадровыми возможностями отрасли развитие нормативной правовой базы;

- несовершенство текущих законодательных механизмов в части жилищного строительства, в том числе в отношении ранее застроенных территорий и промышленных зон;

- несогласованность системы показателей в документах стратегического и территориального планирования;

- неэффективность взаимодействия со смежными профильными федеральными органами исполнительной власти при подготовке изменений в нормативные правовые акты, в том числе в части изменения/упрощения процедур, преобладание локальных ведомственных интересов;

- отсутствие нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области типового проектирования, территориального планирования и технологий информационного моделирования.

Кадровые и управленческие риски включают:

- отставание квалификации кадров от потребностей отрасли и возможностей, которые могут возникнуть вследствие опережающего развития нормативной правовой базы;

- дефицит кадров в отраслевой науке, низкая техническая оснащенность, слабое финансирование отраслевых научных институтов;

- дефицит квалифицированных кадров в области архитектурно-строительного проектирования, строительства и у заказчиков и эксплуатирующих организаций;

- недостаточная компьютерная грамотность участников градостроительных отношений;

- отсутствие единых стандартов требований, методов оценки компетенций специалистов;

- методологическая несостоятельность оценки влияния миграционных процессов всех видов на отраслевой рынок труда;

- методологическая несостоятельность оценки влияния технологических изменений в строительстве на отраслевой рынок труда.

Риски технологической перестройки включают:

- замедление процесса модернизации строительной индустрии по причине сложностей и наличия высоких барьеров для обновления технологической базы;

- недостаточная обеспеченность современной компьютерной техникой и программным обеспечением участников градостроительных отношений;

- большие издержки на приобретение аппаратного и программного обеспечения, на обучение персонала для внедрения и использования ТИМ, особенно для субъектов малого бизнеса;

- существенный уровень зависимости внедрения технологий информационного моделирования от зарубежных производителей программного обеспечения.

Градостроительные риски и риски, связанные с территориальным планированием, включают:

- высокий уровень износа основных городских систем жизнеобеспечения (ЖКХ, транспорт, общественная, социальная инфраструктура и иное), что может стать существенным ограничением для ускорения темпов роста строительства;

- риски продолжительной подготовки территорий, занятых частной недвижимостью, к редевелопменту;

- несогласованность и отсутствие обоснованности в документах территориального планирования и документах градостроительного зонирования;

- дублирование программ социально-экономического развития регионов и отраслевых программ в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, повторение объектов регионального значения, отнесенных к полномочиям соответственно субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

- избыточная детализация генеральных планов, порождающая необходимость их постоянной актуализации, затягивание сроков подготовки исходно-разрешительной документации на строительство.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Стратегии развития
строительной отрасли
Российской Федерации
до 2030 года

Глоссарий

№ п/п Термин / Аббревиатура Определение
1 R&D Research and Development, НИОКР
2 ГИП Главный инженер проекта
3 ГАП Главный архитектор проекта
4 ГИСОГД Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
5 ГрК Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 190-ФЗ
6 Градостроительное зонирование Зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов
7 ГЭСН Государственные элементные сметные нормы
8 ДСК Домостроительный комбинат
9 ДПТ Документация по планировке территории, документированный результат планировки территории, представленный в виде проекта планировки территории или/и проекта межевания территории
10 ЕГРЗ Федеральная государственная информационная система ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства
11 ЕГРН Федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости
12 ЕСИА Единая система идентификации и аутентификации
13 ЖБИ Железобетонные изделия
14 ИЖС Индивидуальное жилищное строительство
15 Информационная система (ИС) Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств
16 Ипотечные ценные бумаги Долговые ценные бумаги, рефинансируемые с помощью обязательств по одному или нескольким ипотечным кредитам. Процентные выплаты и выплаты по основной сумме долга по таким ценным бумагам производятся из средств, полученных по обеспечивающим кредитам
17 КНД Контрольно-надзорная деятельность
18 КОС Контрольно-оценочные средства
19 НОК Независимая оценка квалификаций
20 НРС Национальный реестр специалистов
21 НТД Нормативные технические документы
22 НЦКР Норматив цены конструктивного решения
23 ОКС Объект капитального строительства
24 Органы и организации государственного сектора Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании и иные организации, наделенные в соответствии с федеральными законами полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации государственного управления в установленной сфере деятельности
25 ОРК Отраслевые рамки квалификаций
26 ПК Профессиональные квалификации
27 ПОА Профессионально-общественная аккредитация
28 Проект межевания территории Документация по планировке территории, определяющая местоположение границ, образуемых и изменяемых земельных участков, устанавливающая границы элементов планировочной структуры, местоположение красных линий, их изменение и отмену, а также определяющая линии отступа от красных линий и границы зон действия публичных сервитутов
29 Проект планировки территории Документация по планировке территории, подготовка которой осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства
30 ПС Профессиональные стандарты
31 СМЭВ Система межведомственного электронного документооборота
32 СРО Саморегулируемая организация
33 Стадии жизненного цикла ОКС Обоснование инвестиций; архитектурно-строительное проектирование; строительство; эксплуатация (включая текущий и капитальный ремонт); реконструкция; снос
34 СТУ Специальные технические условия
35 Территориальное планирование Планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения
36 ТИМ Технологии информационного моделирования
37 Типовое проектирование Комплекс мероприятий по разработке проектно-сметной документации для сходных по типу (функциональному назначению, технологическому процессу, мощности, по территориальному признаку и др.) зданий и сооружений заданных параметров в определенных границах проектирования для их многократного применения
38 Типовое проектное решение Архитектурно-строительные, конструкторские, инженерные, технологические решения для многократного использования, выполненные в границах проектирования, применяемые при разработке проектной документации объектов капитального строительства определенной мощности и заданного функционального назначения, отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе техническим регламентам о безопасности зданий и сооружений, рекомендуемые для использования
39 Устойчивое развитие территорий Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений
40 ФГИС ТП Федеральная государственная информационная система территориального планирования
41 ЦП Цифровая платформа
42 ЦП ИСЭ Цифровая платформа института строительной экспертизы, единая облачная система экспертных организаций с последующей интеграцией в единую цифровую платформу строительной отрасли
43 Эскроу-счета Специальные счета, на которых хранятся средства граждан до момента оформления права собственности на жилье. Застройщики могут получить средства граждан только после передачи квартиры. В случае банкротства застройщика, граждане получают свои средства в полном объеме, риски потерь при банкротстве будут лежать на банке, выдавшем кредит на строительство. Сами средства дольщиков на счета эскроу застрахованы Агентством по страхованию вкладов по аналогии с банковскими вкладами

 


[1] Базовое значение показателя за 2018 год будет рассчитано к ноябрю 2019 года

[2] В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2015 г. № 220 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам)».

[3] Контракты, заключенные в рамках федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

[4] Паспорт федерального проекта «Жилье» утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21 декабря 2018 г. № 3.

[5] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696.

[6] Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[7] Оставшиеся 25% приходится на объекты, перевод проектирования которых на применение ТИМ может потребовать больше времени (объекты, информация о которых отнесена к государственной тайне, или военные объекты) или нецелесообразен

[8] В ряде сегментов частного сектора применение ТИМ нецелесообразно, например индивидуальное жилищное строительство, занимающее существенную часть в объемах жилищного строительства

[9] Международные рекомендации ООН-ХАБИТАТ по городскому и территориальному планированию. ООН 2015, стр. 10.

[10] Новая программа развития городов. ООН-ХАБИТАТ. 2016 п. 15.

[11] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р.

[12] За основу взяты целевые показатели Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. № 868-р.

[13] Приказ Минпромторга России от 26 сентября 2014 г. № 1919 «О формировании Перечня технологических направлений по соответствующим государственной программе Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

[14] За основу взяты целевые показатели проекта Стратегии развития производства строительно-дорожной, коммунальной, наземной аэродромной, прицепной, лесной и пожарной техники в Российской Федерации до 2030 года.

[15] Прогноз социально-экономического развития на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

[16] Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.