Внедрение технологий «Умный город» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Внедрение технологий «Умный город»

2019-08-03 213
Внедрение технологий «Умный город» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из ключевых задач, направленных на повышение уровня жизни населения, проживающего в городах, является развитие качества городской среды, в том числе за счет внедрения передовых цифровых и инженерных технологий, основанных на концепции «умных» городов. Концепция «умного города» тесно связана с созданием и внедрением стандарта комплексного развития территорий, который станет методическим руководством для реализации проектов жилищного строительства при реконструкции или освоении застроенных территорий, а также при комплексной застройке новых территорий.

В настоящее время приказом Минстроя России от 31 октября 2018 г. № 695/пр утвержден паспорт ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» во исполнение национального проекта «Жилье и городская среда», который представляет собой комплекс мероприятий по преобразованию городского хозяйства путем внедрения цифровых технологий и инженерных решений, подлежащих реализации на территории городов Российской федерации в период с 2019 до 2024 год.

Целью построения и развития умных городов является повышение качества управления городами и уровня жизни населения в них за счет внедрения передовых цифровых и инженерных технологий (решений).

Достижение поставленной цели приведет к следующим положительным эффектам:

- повышению эффективности управления городской инфраструктурой, снижению аварийности и уровня потерь на коммунальных сетях;

- повышению эффективности сбора муниципальных налогов, увеличение объема начислений и сборов;

- повышению эффективности городских транспортных систем, внедрению единого проездного на все виды общественного транспорта;

- повышению удовлетворенности качеством жизни в городе;

- снижению числа инцидентов нарушений общественной безопасности;

- повышению прогнозируемости и управляемости городской инфраструктуры — снижению числа ЧС;

- обеспечению прозрачности и открытости данных городского хозяйства, актуальности, релевантности и анализируемости информации в разрезах городов, регионов;

- снижению расходов муниципальных и региональных бюджетов на неэффективные разработки информационных систем.

Задачами построения и развития умных городов на перспективу до 2024 года являются преодоление вызовов, стоящих в настоящее время перед городами и направленных на:

- создание безопасных и комфортных условий для жизни, в том числе:

· повышение надежности и эффективности электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, систем обращения с отходами;

· повышение мобильности граждан и эффективности организации транспортных систем города;

· создание безопасной, экологичной и комфортной для всех жителей окружающей и городской среды.

- формирование эффективной системы управления городским хозяйством, в том числе:

· повышение эффективности проектирования строительства и эксплуатации объектов недвижимости;

· повышение объема, качества и доступности в электронной форме информации об объектах и ситуации в городе, сервисов для ее обработки;

· повышение качества предоставляемых услуг и вовлеченности граждан, а также всех основных групп заинтересованных сторон, в процессы управления городом;

· повышение эффективности использования городских территорий;

- повышение конкурентоспособности российских городов, в том числе:

· повышение эффективности управления экономикой города;

· формирование и обеспечение развития инновационной инфраструктуры, решающей задачи технологического развития и развития человеческого капитала.

Реализация ведомственного проекта на территории субъектов Российской Федерации и городов будет осуществляться посредством реализации региональных, муниципальных программ цифровизации городского хозяйства, а также на территории отдельных городов пилотных проектов по цифровизации городского хозяйства, отобранных Минстроем России.

Задачами построения и развития умных городов на перспективу до 2024 года

В рамках концепции развития «умного города» представляется необходимым решить ряд задач в части цифровизации городского хозяйства на перспективу до 2030 года, в том числе:

- принятие нормативных правовых актов для создания условий по внедрению цифровых технологий и инженерных решений умного города на основании утвержденной методики определение индекса цифровизации городского хозяйства (IQ городов);

- определение наиболее перспективных технологий и решений, их систематизация и формирование базы данных практических решений по цифровизации городского хозяйства;

- реализация в отдельных городах «пилотных проектов» внедрения наиболее перспективных и тиражируемых инновационных решений для городского хозяйства;

- создание и функционирование в субъектах Российской Федерации центров компетенций по направлению «умный город»;

- регулирование процессов сбора, агрегации, обработки и управления данными в рамках единой информационной среды;

- управление процессами аутентификации пользователей в системе управления данными с определением их статуса, условий доступа к данным, полномочиями по использованию и распространению данных (в том числе в части уточнения законодательства об обращении с персональными данными).

 

Таблица 16. Целевые показатели по направлению «Умный город»

№ п/п Наименование 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2030
1 Среднее значение индекса эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в субъектах Российской Федерации («IQ городов») N+5% N+10% N+15% N+22% N+30% N+35% N+50%
2 Доля жителей городов в возрасте старше 14 лет, имеющих возможность участвовать с использованием цифровых технологий в принятии решений по вопросам городского развития 10% 25% 40% 55% 60% 65% 80%

Ресурсная обеспеченность

Строительные материалы

На текущий момент объемы производства большинства традиционных строительных материалов полностью покрывают внутренний спрос. Доля импортных поставок стройматериалов удерживается в последние годы в пределах 10% от внутреннего спроса (за исключением лифтов и санитарно-технических изделий из керамики). По большинству строительных материалов в настоящее время наблюдается недозагрузка мощностей, что подтверждает наличие у промышленности стройматериалов определенной степени гибкости и способности оперативно подстраиваться под изменяющуюся динамику спроса в кратко- и среднесрочной перспективе.

С учетом прогноза спроса и предложения строительных материалов на горизонте до 2030 года все строительные материалы можно условно разделить на четыре группы:

I — материалы, по которым не ожидается дефицита продукции ни по федеральным округам, ни по Российской Федерации в целом на горизонте до 2030 года;

II — материалы, по которым не ожидается дефицита по России в целом, но может проявиться локальный дефицит на уровне отдельных федеральных округов;

III — материалы, по которым может возникнуть дефицит по России в целом в 2019–2030 годах;

IV — Материалы, по которым либо уже сложился дефицит в целом по России, либо может быть сформирован в краткосрочной перспективе, учитывая плановые параметры реализации национальных проектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Большинство стройматериалов относится ко II группе. При этом потенциально возникающий дефицит в конкретных регионах может быть перекрыт поставками из других субъектов Российской Федерации. К I группе строительных материалов, по которым прогнозируется полная обеспеченность, относятся категории «Товарный бетон и растворы строительные» и ЖБИ.

К III группе относятся галька, гравий, щебень и прочее, известь строитель­ная, строительный металлопрокат, изделия теплоизоляционные. По этим видам стройматериалов целесообразно в среднесрочной перспективе предусмотреть возможность организации дополнительных производств для удовлетворения потребностей экономики.

К IV группе относятся лифты и изделия санитарно-технические из керамики. По ним необходимо в краткосрочной перспективе рассмотреть возможность организации дополнительных производств, стимулирования ускоренной локализации импортных производств.

Существующие риски в области обеспечения строительными материалами в настоящее время во многом связаны не с их производством, а с ограничениями или высокой стоимостью транспортировки. Другая группа рисков связана со средствами производства строительных материалов.

Также приоритетным направлением выступает обеспечение безопасности и качества строительных материалов путем совершенствования технического регулирования. Один из главных принципов Стратегии «Можешь не регулировать — не регулируй» может быть реализован через диверсификацию подхода к процедуре подтверждения соответствия строительных материалов требованиям национальных и межгосударственных стандартов в зависимости от степени влияния на безопасность.

Таким образом, ключевыми целями и приоритетами развития отрасли строительных материалов на период до 2030 года являются:

1) создание условий для формирования устойчивого и сбалансированного функционирования отрасли промышленности строительных материалов, основанной на достоверной статистической информации, прогнозировании внутреннего и внешнего спроса и эффективном управлении производственными возможностями;

2) рост числа производств, использующих наилучшие доступные мировые и инновационные технологии в области организации производства и выпуска качественной, доступной и энергоэффективной продукции;

3) развитие тесной кооперации с отраслью машиностроения и снижение зависимости от зарубежных технологий, оборудования и сырьевых компонентов;

4) принятие единого технического регламента ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», который в достаточной мере закроет потребность в обеспечивающем безопасность техническом регламенте по строительным материалам.

Стратегическими задачами развития промышленности строительных материалов на период до 2030 года являются:

- поддержание внедрения современных технологий в целях освоения производства инновационной продукции, отвечающей более высоким качественным стандартам и экономичности производств;

- проведение импортозамещения за счет развития российской базы машиностроения и проведение технологического перевооружения и модернизации;

- создание условий для вовлечения техногенных и коммунальных отходов в производство строительных материалов в качестве сырьевых и топливных компонентов и мотивирование к снижению негативного воздействия на окружающую среду, в том числе путем внедрения наилучших доступных технологий. Достижение показателя в 10 кВт*час на тыс. руб. к 2030 году, рассчитываемого как отношение объема потребления электроэнергии предприятиями при производстве строительных материалов к объему произведенной (реализованной) продукции в сопоставимых ценах.

- создание программы модернизации асфальтобетонных заводов с целью повышения качества выпускаемой продукции до уровня, отвечающего лучшим мировым стандартам, исключив возможность применения устаревших технологий производства, в целях развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения;

- обеспечение условий для снижения транспортной составляющей в себестоимости продукции для выполнения целевого показателя по доступности строительных материалов, определенного Стратегией развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года (достижение целевого показателя к 2030 году на уровне –0,1 п.п., рассчитываемом как разница индексов цен прочих неметаллических минеральных продуктов и цен продукции обрабатывающих производств);

- создание условий для снижения импорта строительных материалов и поддержания спроса на отечественную продукцию и выработка мер стимулирования экспортно-ориентированных производств.

- создание системы мониторинга баланса спроса и предложения на рынках строительных материалов и прогнозирование потребностей строительной индустрии, в том числе с учетом параметров реализации национальных и федеральных проектов, в том числе национальных проектов «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

 

Таблица 17. Целевые показатели по направлению «Промышленность строительных материалов» [12]

№ п/п Наименование 2020 2025 2030
1 Технологичность строительных материалов (отношение объема работ по виду деятельности «строительство» к общему объему ввода площади зданий (жилых и нежилых) за последние 5 лет в сопоставимых ценах), тыс. руб. на 1 кв. м 37,9 37 36
2 Доля ввоза строительных материалов (с учетом ввоза из стран ЕАЭС и импорта из других стран) в потреблении в Российской Федерации в стоимостном выражении в сопоставимых ценах, % 2,5% 2% 1,5%
3 Использование и обезвреживание отходов производства и потребления в промышленности строительных материалов, млн. тонн 30 50 75
4 Доля инвестиций в отечественные машины, оборудование, транспортные средства и инжиниринговые услуги в общем объеме инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства, % 85% 90% 95%

4.2. Строительно-дорожная техника

С учетом прогнозируемой динамики строительства спрос на ключевые виды строительно-дорожной техники в перспективе до 2030 года будет активно расти: среднегодовые темпы роста рынка экскаваторов составят 5,8%, экскаваторов-погрузчиков — 5,2%, бульдозеров — 6,6%. Главным драйвером роста рынка экскаваторов и бульдозеров до 2030 года станет увеличение объемов промышленного строительства. Если в 2018 году доля экскаваторов, приобретенных для промышленного строительства, составляла 17%, то к 2030 году она достигнет 24%, а доля бульдозеров, приобретаемых для промышленного строительства, вырастет с 35% в 2018 году до 45% к 2030 году.

 

Таблица 18. Прогноз ежегодной потребности в строительной технике в период с 2018 по 2030 годы, шт.

№ п/п

Наименование

2018 (факт)

2020

2024

2030

Среднегодовые темпы роста до 2030, %

1

Грейдеры

915

1076

1403

1979

+6,6

2

Автокраны

2097

2457

3197

4206

+6,0

3 Асфальтосмесительные установки

96

120

142

196

+6,1

4

Асфальтоукладчики

405

507

601

826

+6,1

5

Автобетоносмесители

483

547

743

919

+5,5

6

Башенные краны

140

148

219

242

+4,7

7

Бульдозеры

2144

2461

3320

4593

+6,6

8

Гусеничные краны

92

104

142

183

+5,9

9

Катки

1577

1870

2414

3449

+6,7

10 Мини-погрузчики (с бортовым поворотом)

1895

2228

2921

4254

+7,0

11

Мини-экскаваторы

738

784

1151

1258

+4,5

12 Фронтальные погрузчики

5384

6149

8292

10836

+6,0

13

Ресайклеры

27

33

41

61

+7,1

14

Трубоукладчики

38

44

60

99

+8,3

15

Фрезы дорожные

123

152

185

265

+6,6

16

Экскаваторы

3680

4122

5706

7272

+5,8

17 Экскаваторы-погрузчики

2896

3199

4484

5327

+5,2

18 Автосамосвалы

13486

15401

20702

26343

+5,7

Источник: Росстат, расчеты ассоциации «Росспецмаш»

 

Доля импортной техники на отечественном рынке по итогам 2018 года составила 60–70%, в том числе в сегменте самосвалов — 35%, в сегменте специальной строительно-дорожной техники техники — 75–80%. Для повышения уровня обеспеченности российских строительных компаний строительно-дорожной техникой, снижения сроков ремонта и сервисного обслуживания техники необходимо развитие отечественного машиностроения и повышение уровня локализации продукции иностранных производителей, осуществляющих производство на территории России.

При проведении анализа обеспеченности отечественной строительной отрасли строительно-дорожной техникой на горизонте 2013 года, все виды строительной техники были условно разделены на три группы:

I группа — техника, потребность в которой удовлетворяется преимущественно отечественными производителями и по которым не ожидается дефицита на горизонте до 2030 года;

II группа — техника, потребность строительной отрасли в которой в настоящее время удовлетворяется преимущественно иностранными производителями, однако существует потенциал для снижения импортозависимости путем развития отечественного производства и локализации иностранных компаний;

III группа — техника, потребность в которой удовлетворяется и будет удовлетворяться главным образом за счет импорта по соображениям экономической эффективности.

К группе I в первую очередь относятся автосамосвалы, выпуск которых осуществляют специализированные компании преимущественно на базе шасси производства ПАО «КАМАЗ» (доля самосвалов российского производства в 2018 году составила 65%, в 2017 году — 74%). С учетом программы технологического развития ПАО «КАМАЗ» доля отечественной техники на внутреннем рынке сохранится на высоком уровне (на уровне 70–80%). В соответствии со Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 831-р), доля продукции российского производства на рынке грузовой техники должна составлять не менее 85%.

Ко II группе относятся виды строительно-дорожной техники (асфальтоукладчики, фронтальные погрузчики, автокраны), по которым доля импортной техники на отечественном рынке в отдельных случаях достигает 100%. В частности, объем импорта асфальтоукладчиков в 2018 году достиг 4,4 млрд. руб. (398 шт.), фронтальных погрузчиков — 15,5 млрд. руб. (5 тыс. шт.). Доля импортной техники на внутреннем рынке в результате составила 98% и 92% соответственно. Учитывая потенциал развития производства в этих сегментах (к 2030 году объем рынка достигнет 0,8 тыс. шт. и 10,8 тыс. шт. соответственно) экономически целесообразно развивать производство таких видов продукции на территории России.

В настоящее время в перечень приоритетных технологических направлений гражданской промышленности, развитие которых является целевым в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»[13] включено производство самоходных фронтальных телескопических погрузчиков с высотой подъема 7 метров и грузоподъемностью до 3,5 тонн (целевой объем выпуска — 350 шт.), асфальтных катков эксплуатационной массой от 7 до 13 тонн с гидростатической трансмиссией и шарнирно-сочлененной рамой (целевой объем выпуска — 400 шт.), автокранов грузоподъемностью 25–35 тонн с длиной стрелы от 23 до 40 метров (целевой объем выпуска — 300 шт.), автокранов грузоподъемностью 32–50 тонн (целевой объем выпуска — 1284 шт.).

К III группе относятся виды техники, производство которых полностью отсутствует в России (дорожные фрезы, ресайклеры). При этом общий объем продаж некоторых видов техники сравнительно мал: рынок дорожных фрез в 2018 году составил 2,2 млрд. руб. (123 шт.), ресайклеров — 0,9 млрд. руб. (27 шт.), поэтому целесообразность их производства на территории России должна рассматриваться с учетом возможности создания экспортно ориентированного производства. Импортозависимость по таким видам техники будет сохраняться.

В рамках поддержки строительно-дорожной отрасли до 2024 года будут проводиться мероприятия, направленные на обеспечение технологической модернизации и обновление производственных мощностей российских предприятий. Будут реализованы меры, направленные на повышение качественных характеристик отечественной продукции и на стимулирование производства комплектующих (компонентной базы). Предполагается использовать механизмы прямой государственной поддержки технологического перевооружения и модернизации производств, в том числе предоставление льгот и кредитов на указанные цели (поддержка инвестиций в НИОКР).

Ключевым направлением государственной политики в период 2024–2030 годов на внутреннем рынке останется борьба с недобросовестной конкуренцией. Для стимулирования экспорта планируется продолжить поддержку производителей техники путем компенсации части затрат на сертификацию и транспортировку отечественной продукции, а также оказывать поддержку участия российских производителей на выставочных мероприятиях за рубежом.

Основной стратегической целью развития отрасли производства строительно-дорожной техники до 2030 года является расширение номенклатуры и инновационное развитие техники российского производства для снижения зависимости отечественных потребителей от техники импортного производства.

Основными стратегическими задачами развития отрасли производства строительно-дорожной техники до 2030 года являются:

˗ стимулирование производств, имеющих современную технологическую базу, компетенции и высокий экспортный потенциал;

˗ создание высокоэффективной доступной (по территориальному и ценовому признаку) сервисной модели по обслуживанию (в том числе гарантийное) техники;

˗ стимулирование спроса за счет развития механизмов финансирования, в том числе краткосрочного и долгосрочного лизинга;

˗ увеличение степени локализации иностранных производителей;

˗ создание института сертификации серийно выпускаемой техники, а также комплектующих изделий, агрегатов и запасных частей;

˗ внедрение современных профессиональных стандартов и образовательных программ в целях подготовки высококвалифицированных специалистов

˗ развитие единой информационной платформы, на базе которой будут решены задачи планирования (координации планов по строительству и выпуску/приобретению техники, загрузки мощностей), информирования покупателей о параметрах рынка, а поставщиков — о технических требованиях со стороны заказчика.

 

Таблица 19. Целевой показатель по направлению «Строительно-дорожная техника» [14]

№ п/п Наименование

2017 (оценка)

2018

2019

2020

2025

2027–2030

1 Доля российской продукции специализированного машиностроения на внутреннем рынке, % 29 34 39 45 70 не менее 75

Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.