Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-08-03 | 147 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Работа по учебнику Упр. 166 (с. 90).
— Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?
— Выполните задания.
DCCCLXVII. Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. {Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-СК-).)
DCCCLXVIII. Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-1 (Русский, конских.)
DCCCLXIX. А как называют жителей нашего города (села)?
DCCCLXX. Прочитайте ниже сведения о языке.
DCCCLXXI. Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?
DCCCLXXII. Приведите примеры. Упр. 167 (с. 90).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.) 2. Шарады
Корень мой находится в цене. В очерке найдите приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.) Корень — с дорогой роднится, В сборе приставка таится, Суффикс как в слове дневник. Целым же — в космос проник. (Спутник.)
DCCCLXXII. Рефлексия
(Работа в парах.)
DCCCLXXIII. Прочитайте слова.
Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.
DCCCLXXIV. Разделите их на две группы. (I) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород.)
DCCCLXXV. По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй — с помощью приставок.)
DCCCLXXVI. Что такое приставка? Для чего она служит?
DCCCLXXVII. Что такое суффикс? Для чего он служит?
DCCCLXXVIII. Оцените свою работу на уроке.
— Подведение итогов урока
DCCCLXXIX. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Записать десять слов с суффиксами.
Урок 4 4. Значения суффиксов
Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
Ход урока
DCCCLXXX. Организационный момент
DCCCLXXXI. Проверка домашнего задания
|
(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)
— Что такое суффикс? Для чего он служит?
— Что такое приставка? Для чего она служит?
III. Актуализация знаний
III. Фронтальная работа
• Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.
Толстый, болтливый, сильный, храбрый, дикий.
• Как найти в слове суффикс?
• Словарный диктант
Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.
• Самоопределение к деятельности
Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-
Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.
Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.
В тетради было написано: «Маленький дом».
«Домик», — писал -ик-.
«Большой дом».
«Домище», — писал -ищ-.
«Старый, дряхлый дом».
«Домишко», — писал -ишк-.
Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.
В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.
Дома их всех ждал вкусный торт.
• Тортик! — закричал -ик-.
• Тортишко, — усмехнулся -ишк-.
• Тортище, — сказал -ищ-.
• Тортилыцик, — сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.
• Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
DCCCLXXXII. Наблюдения над ролью суффиксов в словах
— Прочитайте слова.
Лисица, лисичка, лисонька, лиса.
— Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
— Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — отрицательная (деваха, старикан, старикашка).
|
Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда го- ворят о мужском роде.
Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.
Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ — суффикс места.
Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).
Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слона, имеет своё лицо и многое может рассказать.
III. Работа по учебнику
Упр. 168 (с. 91).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
— Какое значение словам придают эти суффиксы?
• Анализ смысловых значений суффиксов
— Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)
— Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.
(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся — в тетрадях.)
Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.
— С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.
— Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.
4. Работа по учебнику Упр. 169 (с. 91).
DCCCLXXXIII. Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.
DCCCLXXXIV. Прочитайте суффиксы в рамочке.
DCCCLXXXV. Найдите данные суффиксы в словах.
DCCCLXXXVI. Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)
DCCCLXXXVII. Какого суффикса нет словах? (- тель -.)
DCCCLXXXVIII. Назовите слова с таким суффиксом.
DCCCLXXXIX. Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют
суффиксы.)
Упр. 170 (с. 92).
DCCCXC. Прочитайте.
DCCCXCI. Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.
DCCCXCII. Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их
написание и называют суффиксы.)
DCCCXCIII. Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.
|
DCCCXCIII. Физкультминутка
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!