DCCCLXVI. Продолжение работы по теме урока — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

DCCCLXVI. Продолжение работы по теме урока

2019-08-03 147
DCCCLXVI. Продолжение работы по теме урока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Работа по учебнику Упр. 166 (с. 90).

— Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?

— Выполните задания.

DCCCLXVII. Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. {Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-СК-).)

DCCCLXVIII. Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-1 (Русский, конских.)

DCCCLXIX. А как называют жителей нашего города (села)?

DCCCLXX. Прочитайте ниже сведения о языке.

DCCCLXXI. Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

DCCCLXXII. Приведите примеры. Упр. 167 (с. 90).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.) 2. Шарады

Корень мой находится в цене. В очерке найдите приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.) Корень — с дорогой роднится, В сборе приставка таится, Суффикс как в слове дневник. Целым же — в космос проник. (Спутник.)

DCCCLXXII. Рефлексия

(Работа в парах.)

DCCCLXXIII. Прочитайте слова.

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

DCCCLXXIV. Разделите их на две группы. (I) Домик, берёзка, рыбак; 2) пе­реход, отлёт, пригород.)

DCCCLXXV. По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй — с по­мощью приставок.)

DCCCLXXVI. Что такое приставка? Для чего она служит?

DCCCLXXVII. Что такое суффикс? Для чего он служит?

DCCCLXXVIII. Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

DCCCLXXIX. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Записать десять слов с суффиксами.

Урок 4 4. Значения суффиксов

Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объ­яснять значения суффиксов.

Ход урока

DCCCLXXX. Организационный момент

DCCCLXXXI. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

— Что такое суффикс? Для чего он служит?

— Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

III. Фронтальная работа

• Подберите к прилагательным однокоренные существитель­ные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый, сильный, храбрый, дикий.

• Как найти в слове суффикс?

Словарный диктант

Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.

Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмеш­кой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», — писал -ик-.

«Большой дом».

«Домище», — писал -ищ-.

«Старый, дряхлый дом».

«Домишко», — писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетон­щик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

• Тортик! — закричал -ик-.

• Тортишко, — усмехнулся -ишк-.

• Тортище, — сказал -ищ-.

• Тортилыцик, — сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

• Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

DCCCLXXXII. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

— Прочитайте слова.

Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

— Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

— Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суф­фиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — пренебрежи­тельно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — от­рицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда го- ворят о мужском роде.

Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профес­сию, -ищ — суффикс места.

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (барани­на, свинина, телятина).

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть сло­на, имеет своё лицо и многое может рассказать.

III. Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 91).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова и называют суффиксы.)

— Какое значение словам придают эти суффиксы?

Анализ смысловых значений суффиксов

— Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)

— Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся — в тетрадях.)

Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

— С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Вы­делите их.

— Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

4. Работа по учебнику Упр. 169 (с. 91).

DCCCLXXXIII. Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

DCCCLXXXIV. Прочитайте суффиксы в рамочке.

DCCCLXXXV. Найдите данные суффиксы в словах.

DCCCLXXXVI. Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обо­значают слова-названия людей по роду их занятий.)

DCCCLXXXVII. Какого суффикса нет словах? (- тель -.)

DCCCLXXXVIII. Назовите слова с таким суффиксом.

DCCCLXXXIX. Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют

суффиксы.)

Упр. 170 (с. 92).

DCCCXC. Прочитайте.

DCCCXCI. Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

DCCCXCII. Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их

написание и называют суффиксы.)

DCCCXCIII. Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия де­тёнышей.

DCCCXCIII. Физкультминутка


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.