Верования древней церкви в троичность Лиц Божества — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Верования древней церкви в троичность Лиц Божества

2019-07-12 149
Верования древней церкви в троичность Лиц Божества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Церковь, следуя ясным свидетельствам Откровения, в содержимых ею ныне символах и других вероизложениях, научает исповедовать Отца, Сына и Святого Духа как три самостоя тельные Лица Божества.

Свидетельствами такого верования первенствующей Церкви служат:

1. Древние символы веры, употреблявшиеся в разных поместных церквах, которые, по своему происхождению, восходят ко временам Апостольским.

2. Вероизложения, встречающиеся у древних учителей Церкви. В символе святителя Григория чудотворца не только выражено исповедание троичности Лиц в Боге, но со всей точностью определены и взаимные отношения Лиц Божественных.

3. Некоторые священнодействия и обычаи первенствующей Церкви, такие, как:

– священнодействия крещения. По заповеди Спасителя, оно совершалось всегда во имя Святой Троицы и, чтобы яснее выразить исповедание трех Лиц в Божестве, трижды погружали крещаемого в воду;

– малое славословие Святой Троицы. Древнейшие его формы таковы: «Слава Отцу чрез Сына во Святом Духе» и «Слава Отцу с Сыном и Святым Духом»; иногда: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», или: «Ему же со Отцем и Святым Духом честь и слава во веки веков». Древность такого славословия – употребление его с того самого времени, как возвещено Евангелие, святитель Василий Великий доказывает свидетельствами Климента Римского, Иринея, Дионисия Александрийского, Дионисия Римского и других. Употребительнейшим оно было во всем христианском мире – как в восточных, так и западных Церквах.

– Вечерня песнь «Свете тихий», которую тот же святитель Василий Великий называет «песнею древнею». И не только в этих, но и во многих других песнопениях прославлялась в древней Церкви Божественная Троица Ипостасей. Святой Иустин, говоря язычнику о христианском Богослужении, пишет: «Отца и Того, Кто пришел от Него, – Сына, и Духа пророческого чтим и обожаем».

4. Литургии.

5. Мученические исповедания веры. Давая отчет в вере гонителям своим, мученики вслух исповедовали веру Церкви в Троицу; их исповедание записываемо было свидетелями и очевидцами. Исповедание свое мученики запечатлевали собственною кровию, – ясно, как глубоко насаждена была в их сердцах вера в Троицу и как дорожили они ею в деле спасения.

6. Писания святых отцов и учителей, живших в первые три века по Рождестве Христовом.

7. Определения Соборов против еретиков, отвергавших или извращавших учение о троичности Лиц в Божестве.

 

Божество и единосущее Лиц Святой Троицы

 

Научая веровать в троичность Божества, исповедовать Отца, Сына и Святого Духа, как три особые Лица, Церковь учит исповедовать вместе Божество каждого Лица: Отец есть Бог, Сын есть Бог, Дух Святой есть Бог потому что каждый из Них есть Лицо самостоятельное и обладающее всеми Божескими совершенствами. В обладании каждым из Лиц Святой Троицы одинаковыми Божескими совершенствами и состоит их равенство между Собою. Будучи равными и самостоятельными Божественными Лицами, Они однако же не три бога, а единый Бог, ибо имеют единое Божеское Естество и обладают Божескими совершенствами нераздельно, иначе – единосущны.

 

Божество Отца

 

Бог Отец, первое Лицо Святой Троицы, есть Истинный Бог. В этой истине не сомневался никто и даже из самих еретиков, отвергавших Божество Сына и Святого Духа. И это естествен но. Человек не может не признавать никого за Бога, не отказавшись прежде совершенно от здравого разума (Пс. 13, 1). О Божестве Отца свидетельствует почти каждая страница Священного Писания. Все выражения, какие употребляли о Нем Сын Божий и Его апостолы, представляют Его Богом в истинном смысле, обладающим всею полнотою совершеннейших свойств, приличных одному только Богу. Он называется Богом (Ин. 3, 16), Богом единым, истинным (17, 3), Богом благословенным (1 Петр. 1, 3), Господом неба и земли (Мф. 11, 25), Которому молился и Сам Спаситель, и научил молиться людей. Апостол Павел, научая «единодушно единеми усты славите Бога и отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15, 6), говорит о себе: «Преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется» (Еф. 3, 14–15).

 

Божество Сына

 

Христианское Откровение в самых ясных чертах изображает и ту мысль, что Сын Божий есть Бог, Бог в собственном и строгом смысле (метафизическом), Бог по Естеству, а не Бог или Сын Божий в каком‑либо не собственном или переносном смысле, как называются в Писании иногда люди и ангелы богами и сынами Божиими. Правда, в Откровении Нового Завета Сын Божий изображается по преимуществу как Бог воплотившийся, явившийся для спасения мира, но в нем много мест, которые относятся к Божескому Естеству Второго Лица Святой Троицы и изображают Его равным Отцу. Учение о Божестве Сына и равенстве Его с Отцом находится и в наставлениях Самого Сына Божия – Иисуса Христа и святых апостолов.

 

Учение Самого Иисуса Христа

 

Христос Спаситель учил о Себе, как об Истинном Сыне Божием, как о Боге, во всем равном Отцу. Из многочисленных примеров этого укажем на некоторые.

1. Как на яснейшее Откровение и исповедание Себя Сыном Божиим и Богом со стороны Иисуса Христа можно указать прежде всего на Его беседы по поводу исцеления Им расслабленного при овчей купели в день субботний (Ин. гл. 5). Иисус Христос сказал: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (гл. 17).

2. В другой раз Иисус Христос с особенной ясностью предложил учение о Своем Божеском достоинстве при таких обстоятельствах. Иудеи в один из праздников (обновления храма), окружив Иисуса в притворе Соломоновом, спрашивали Его – кто Он. В ответе им (Ин. 10, 25–39), указав на данное прежде свидетельство дел Своих, Он говорил: «Не восхитит их [овец] никтоже от руки Моея: Отец Мой, Иже даде мне [овец], болий всех есть, и никтоже может восхитити их от руки Отца Моего: Аз и Отец едино есма» (ст. 28–30).

3. Ту же истину засвидетельствовал Иисус Христос пред Своею кончиною на суде пред первосвященниками и старейшинами. Здесь, по выслушании лжесвидетелей на Иисуса, Каиафа первосвященник спросил: «Заклинаю Тя Богом Живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий» (Мф. 26, 63). Христос, не отвечавший на лживые обвинения, на такой торжественный, именем Божиим сделанный вопрос, и притом относительно истины, для утверждения которой Он и жил, отвечал: «Ты рекл еси» (Мф. 26, 64), – то есть твои уста исповедали, что Я Сын Божий. – «Аз есмь» (Мк. 14, 62). Подтверждая и усиливая это, Он сказал: «Отселе узрите Сына Человеческаго седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных» (Мф. 26, 64).

 

Учение святых апостолов

 

Учение святых апостолов о Сыне Божием таково же, как и Иисуса Христа. Все, что говорил о Себе Сам Спаситель, творят и они, с тем отличием, что добавляют к этому и свои взгляды, как взгляды самовидцев служения и Дел Его. Эту веру в Божество Иисуса Христа святой апостол Петр от лица всех апостолов исповедал пред Самим Господом, когда на вопрос Его: «Вы же кого Мя глаголете быти», – ответил: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15–16). На этой вере, как на краеугольном камне, Господь обетовал непоколебимо основать Свою Церковь. Ту же веру исповедал святой апостол Фома, когда, увидев явившегося по воскресении Спасителя, сказал: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 28). В посланиях святых апостолов Иакова, Петра, Иуды даются Ему наименования: Господь славы (Иак. 2, 1), Господь и Спас Иисус Христос (Иак. 1, 1; 2 Петр. 1, 1–2), Сын Божий или Сын Отца (2 Петр. 1, 17; 1, 3), Владыка Бог и Господь Иисус Христос (Иуд. 1, 4 ст.), предназначенный прежде сложения мира, но явившийся в последние времена (1 Петр. 1, 20). Более же частными чертами изображено Божество Сына Божия святыми апостолами Иоанном и Павлом.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.