Свидетельства Нового Завета о троичности Лиц в Боге — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Свидетельства Нового Завета о троичности Лиц в Боге

2019-07-12 178
Свидетельства Нового Завета о троичности Лиц в Боге 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После того, как многочисленными и многообразными Откровениями в ветхозаветные времена Бог подготовил к восприятию умами и сердцами людей тайны о Святой Троице, в новозаветные времена чрез воплотившееся вечное ипостасное Слово Он благоволил открыть ее людям и в возможно ясном свете. Учение об этой тайне есть главнейший предмет всего новозаветного учения о Боге. Места, в которых утверждается, что Бог, действительно, троичен и что троичность эта состоит в том, что в Боге три Лица, можно разделить на два класса: в одних из них указывается действительность троичности Божией и личность всех трех Лиц Божества вместе, в других – личность того или другого Лица в частности и отдельности его от других Лиц.

I. Свидетельств о действительной личности всех трех Лиц Божества вместе в Новом Завете много. Приведем только главнейшие из них и наиболее ясные.

1) Первое положительное и торжественное свидетельство о Святой Троице в Новом Завете было при крещении Иисуса Христа во Иордане. Здесь открылись миру: Отец, глаголавший с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих», Сын, крестившийся от Иоанна и свидетельствованный от Отца, Дух, снисшедший в виде голубя на Сына (Мф. 3, 16–17; Мк. 1, 10–11; Лк. 3, 22), – проповедь о трех Лицах Божества ясная. Церковь это исповедует в своем тропаре на Богоявление.

2) Второе главнейшее свидетельство – это свидетельство Самого Иисуса Христа в последней Его беседе с учениками пред крестными страданиями (Ин. гл. 16–17). Утешая их в предстоящей с ним разлуке, Он говорил им: «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век […] Утешитель же, Дух Святый, Егоже после Отец во имя Мое, Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам» (14, 16, 26). Здесь еще яснее различаются все три Лица Святой Троицы: Сын, Который говорит о Себе: «Аз умолю Отца»; Дух Святый, Который называется иным Утешителем, следовательно отличен от Сына; Он послан будет Отцом, следовательно, отличен от Отца, послан для того, чтобы заменить для апостолов Сына и научить их всему, следовательно, есть такое же Лицо, как и Сын.

3) Но самое главное свидетельство, составляющее основу и семя всего учения об этом глубочайшем таинстве веры, – в заповеди Спасителя о крещении: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). То, что здесь содержится учение о троичности Лиц в Боге, открывается:

– из прямого значения этих слов;

– из обстоятельств, при которых они были сказаны;

– из всегдашнего понимания их Церковью в этом смысле.

4) Есть ясные свидетельства о действительной личности всех трех Лиц Божества вместе и в Посланиях апостольских, особенно у апостола Павла. Он, например, пишет: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13). Все три Лица Божеские различны и именами, и желанием верующим от каждого из них особого блага.

II. В Новом Завете есть немало и таких свидетельств, в которых раздельно показывается в частности личность того или другого Лица Святой Троицы и отдельность его от других Лиц.

1) Что Бог Отец есть Лицо, а не какое‑либо безличное и бесконечное начало, ясно уже из того, что Бог не только по учению Откровения, но и по требованию здравой естественной мысли человеческой должен быть представляем не иначе, как личностью. Понятно, что все те черты, в которых Откровение изображает личность Божества, ближайшим образом относятся к первому Лицу Святой Троицы. Поэтому‑то и еретики, отвергавшие личность Сына и Духа Святого, не отвергали личности Отца. Но новозаветное учение о Боге, открывая тайну Триипостасности Божией, показывает не только личность Отца (когда изображает Его личным Духом со всеми свойствами личности), но и отдельность личности Отца от других Божеских Лиц. Это указывается уже в самом наименовании Его – Отец, когда оно усвояется Ему не для обозначения внешних отношений Его к миру и человеку, но для обозначения Его ипостасного различия от других Божеских Лиц. Ясно, что Отец есть не то же, что Сын или Дух Святой в Триипостасном Существе Божием, но иная Личность. То же видно и из усвояемых Ему свойств. Об Отце, например, говорится: «Никтоже знает Сына, токмо Отец» (Мф. 11, 27). Этими словами показывается, что Отец сознает Себя Отцом и не смешивает Себя с Сыном, следовательно, представляет иное Лицо. Эта же мысль и в словах Спасителя об Отце: «Отец бо любит Сына и вся показует Ему, яже Сам творит» (Ин. 5, 20). Любящий не может не отличать себя от любимого Лица и, следовательно, есть особое Лицо. И подобных свидетельств в Писании Нового Завета очень много. Ясно, что если Отец есть отличное от Сына Лицо, то Он отличен и от Духа Святого, от Него исходящего (Ин. 15, 26).

2) Сын Божий также есть Лицо, отличное от Отца и Духа Святого, а не тот же Отец, только открывшийся в образе Сына, равно не сила или свойство Его. Он Сам учил: «Якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца» (Ин. 10, 15; 17, 25; Мф. 11, 27; Лк. 10, 22); «Люблю Отца, и якоже заповеда Мне Отец, тако творю» (Ин. 14, 31); «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин. 5, 17, 36; 17, 4). Указывая на свидетельство о Себе Отца, Он говорит: «Ин есть свидетельствуяй о Мне» (Ин. 5, 32). Все эти изречения показывают, что Он есть отличное от Отца Лицо. Наиболее ясное учение о Святом Духе содержится в прощальной беседе Спасителя с учениками (Ин. гл. 14–15). Уже самое название Его здесь Утешитель показывает, что Он есть Личность, а не свойство или сила Божия, ибо оно применимо только к личности. Прибавление же «иной» еще более усиливает его значение в означенном смысле. Раскрывая подробнее учение об этом Утешителе, Спаситель указывает, что этот Дух, быв послан Им от Отца, наставит апостолов на всякую истину, напомнит о всем, чему учил Сын, причем Он не Свое будет говорить, а что услышит от Отца, от Которого возьмет и самое учение, кроме того – Он возвестит будущее (16, 13–15), а также обличит мир о грехе и о правде, и о суде (там же, ст. 8), прославит Сына (там же, ст. 14). Все это такие свойства и действия, которые не могут быть приложимы к одной безличной силе или свойству Божию, а необходимо заставляют признать в Духе‑Утешителе личное Существо, действующее с самосознанием и волею. Показаны Спасителем и отличность Духа Святого от Лица Сына, имеющего умолить Отца о ниспослании Духа.

3) В учении апостолов о Святом Духе мысль о Его личном бытии особенно ясно выражена апостолом Павлом. Преподавая наставление о различии духовных дарований (1 Кор. 12, 1–13), он ясно различает от них Раздаятеля – Духа Святого, и при том так, что показывает в Раздаятеле разумение, свободную волю и могущество: «Разделения же дарований суть, а тойжде Дух […] Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» (ст. 11). О том же Духе Святом говорится в Писании, что Он поставляет епископов (Деян. 20, 28), говорит устами пророков (2 Петр. 1, 21; Деян. 1, 16; 2, 26). Все это такие действия, которые приличествуют только лицу.

В заключение должно заметить, что действительность и отдельность Божеских Лиц ясно предполагается и во всех тех изречениях Писания, где говорится о личных свойствах Троицы и отношении их к миру.

Личные свойства Их таковы: Отец рождает Сына, Сын рождается от Отца, Дух Святой исходит от Отца.

Отношение же Лиц Святой Троицы к миру Откровение изображает так: Отец посылает Сына в мир для спасения человеков; Сын воплощается, совершает тайну спасения, возносится к Отцу и умоляет Его ниспослать Святого Духа; Дух Святой приходит в мир и действием Благодати довершает дело спасения, совершенное Сыном, прилагая его к каждому человеку.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.