Личное свойство Бога Духа Святого — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Личное свойство Бога Духа Святого

2019-07-12 131
Личное свойство Бога Духа Святого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Личное свойство Бога Духа Святого есть то, что Дух Святой исходит от Отца. Через вечное исхождение Святой Дух как Ипостась имеет бытие.

Учение Откровения. В Откровении учение о вечном исхождении Святого Духа от Отца и одного Отца выражено хотя в одном, но весьма ясном и определенном месте. В последней беседе Своей с учениками Спаситель сказал: «Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Ин. 15, 26). Выражением: «Иже от Отца исходит» – обозначается вечное исхождение Святого Духа, виною которого представляется один Отец.

Вечное и ипостасное исхождение Духа Святого от одного Отца можно видеть:

1) Из образа выражения открываемой Спасителем истины. Уже самое различие по формам времени глаголов послю и исходит ясно дает видеть, что словами Спасителя указываются различные состояния Духа.

2) Из внутреннего течения мыслей. Рассматриваемые слова сказаны Спасителем перед разлукою Его с учениками, когда Он хотел утешить их ниспосланием Параклита. Достоинство этого Утешителя – Параклита – показывается столь великим и безмерным, что даже Сын Божий и для временного посольства не Сам Собою и не от Себя имел послать Его ученикам, а от отца, Которого обещал умолить об этом. Между тем и удалявшийся от них Наставник был Лицо Божественное, Которого они исповедали Сыном Божиим, от Бога исшедшим (Мф. 16, 16; Ин. 16, 30). Естественно, что такая речь должна бы вызвать вопрос: почему же Он Сам не ниспосылает Утешителя Духа, почему Ему нужно умолить еще для этого Отца? Ответом на это и служат Его дальнейшие слова: «Иже от Отца исходит»; ими, следовательно, предполагается, что от Него Самого Он не исходит.

3) Наконец, если бы в приведенных словах Спасителя заключалась мысль об исхождении Святого Духа не от одного Отца, но от Отца и Сына, то Он сказал бы о Святом Духе: Иже от Нас исходит или: от Отца и Меня исходит.

Итак, по прямому смыслу слов Спасителя, Дух Святой имеет ипостас ное бытие от одного Отца, и имен но образом исхождения. Сыну принадлежит только участие в посланничестве Отцом Духа Святого, то есть в том, что относится к внешней деятельности Божией, а вся внешняя деятельность обща` у Единосущной и Нераздельной Троицы.

Учение древнецерковное. Таково было постоянное учение о личном свойстве Святого Духа и древней Церкви. Основываясь на словах Спасителя и руководствуясь еще голосом апостольского предания, она с самого начала учила не иначе исповедовать исхождение Святого Духа, как от одного Отца. Свидетельствами такого же верования служат:

1. Древние символы, в которых излагается догмат о личном свойстве Святого Духа.

2. Древние Соборы – все до одного Вселенские, а вслед за ними и все почти Поместные, каким только приходилось касаться этого догмата. На втором Вселенском Соборе Церковь исповедала в самом Символе веры исхождение от Отца, «что Отцем и Сыном спокланяема и сславима», то есть единосущного Им обоим Духа Святого, а на первом Соборе, без сомнения, всесторонне обсуждали вопрос, от Кого исходит Дух Святой, прежде чем внести в Символ решение его. На следовавших Вселенских Соборах Никеоцареградский Символ всегда читался так, как читается доселе в Православной Церкви. На них не возникало и мысли о дополнении чем‑либо учения Символа о Святой Троице, и в частности – никто ни на одном из этих Соборов не выражал мысли, что общецерковное верование об исхождении Святого Духа в Символе изложено не полно и требует каких‑либо дополнительных пояснений. Напротив, отцы Соборов выражали убеждение, что Символ «в совершенстве учит об Отце Сыне и Святом Духе». Согласно с учением Вселенских Соборов исповедуема была вера и исхождение Святого Духа и на Соборах Поместных – не только Восточных, но и на Западных.

3. Писания древних отцов и учителей Церкви. Исповедание представителями Церкви в Символах и на Соборах догмата об исхождении Святого Духа от Отца без допущения мысли о каком‑либо посредническом или виновническом участии Сына в изведении Святого Духа показывает, что таково же должно быть их учение об этом догмате и в их собственных писаниях.

По словам святителя Василия Великого, «корень и источник Святого Духа есть Отец». Бог остается единым, говорит святитель Григорий Богослов. Святитель Григорий Нисский разъясняет, что «во Святой Троице от одного и того же Лица Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Посему мы утверждаем, что собственно есть одна причина происшедшие от Него – Бог, так как Он и существует вместе с Ними». В других местах древние учители утверждали, что свойства Лиц Святой Троицы – свойства несообщимые, почему принадлежащее Отцу свойство быть началом других лиц уже не принадлежит ни Сыну, ни Духу Святому. «Сыну принадлежит, – говорит, например, святитель Григорий Богослов, – все, что имеет Отец, кроме виновности». Очевидно, такими выражениями также прямо утверждается то положение, что Дух Святой не исходит от Сына, исходя от Отца. Святитель Кирилл Александрийский писал: «Решительно терпеть не можем, чтобы кто‑нибудь потрясал веру или Символ веры, изданный некогда святыми отцами Никейскими. И решительно не позволим ни себе, ни кому‑нибудь другому изменять хоть одно слово, там поставленное, ни пропасть хоть одному слову, помня слова сказавшего: “Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои” (Притч. 22, 28). Ибо не сами они говорили, а Сам Дух Бога и Отца (Мф. 10, 20), Который и исходит от Него».

Тот же святитель Кирилл Александрийский писал: «Веруем и в Духа Святого, истинного, владычественного, благого, Утешителя, от Отца исходящего, нерожденного, ибо один Единородный, и несотворенного, ибо нигде в Святом Писании не находим, чтобы Дух причислялся к твари, напротив, поставляется наравне с Отцом и Сыном. Мы знаем, что Он исходит от Отца, но не доискиваемся, как исходит, держась в тех пределах, которые положили богословы и блаженные мужи».

Святой преподобный Иоанн Дамаскин, согласно с древнейшими учителями, настойчиво внушает признавать во Святой Троице строго единоначалие. Он прямо утверждает, что Дух Святой не исходит от Сына: «Сына мы не называем ни виновником, ни Отцом, но говорим, что Он от Отца и есть Сын Отца; говорим также, что Дух Святой от Отца, и именуем Его Духом Отца».

 

 

ОТНОШЕНИЕ ДОГМАТА

О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ

К РАЗУМУ

 

Учение о Святой Троице есть глубочайшая тайна внутренней жизни Божества, живущего во свете неприступном. Разум ограниченный не только не в состоянии сам по себе открыть ее, но не может вполне понять и усвоить ее и после Откровения ее Богом. Иначе, если бы какой‑либо сотворенный ум, как бы ни был он высок, мог постигнуть ее вполне, то пришлось бы отвергнуть самое первое положение нашей веры и всего христианского богопознания, что Бог есть Существо бесконечное и потому непостижимое. Для созданного и конечного духа обнять несозданное и бесконечное значило бы самому сделаться несозданным и бесконечным.

Но это не значит, будто учение о триедином Боге совершенно чуждо человеческому уму, что оно безусловно непостижимо и непонятно для него, и что, в силу этого, если оно и может быть принято мыслящим разумом, то не сознательно и разумно, а слепою верою. В подобном случае это учение не было бы Откровением бесконечного ума Божия уму человеческому. Между тем эту тайну принимали и принимают не только люди простые, всё усвояющие на веру, но и люди мысли и науки, относившиеся к истинам Откровения с уместною долею рассуждения и здравой критики; в этом явное доказательство, что в тайне Святой Троицы есть сторона ясная, постижимая и удобоприемлемая без всякого противоречия законным требованием мысли.

Понятна и доступна нашему разумению общая мысль этого догмата. Это мысль о внутренней жизни Бога вне отношений Его к миру, о самооткровениях этой внутренней Божественной жизни. Бог один, но в трех Лицах, – по выражению учителя Церкви. Существо единого Бога составляют: Отец, Сын и Дух. Они различны как особые Лица и нераздельны по Существу. Следовательно, в Существе Божием есть самостоятельная, независимая от мира жизнь и есть условия для ее проявления, есть как бы особые, различные «образы» существования в бытии Божием – в Боге, как глубокомысленно говорили отцы Церкви, выясняя этот догмат. Есть образ бытия под формою «отчества» – это как бы средоточие внутренней Божией жизни, есть образ бытия под формою «сыновства» или «рождения» и образ бытия под формою «исхождения». Но отчество, рождение и исхождение вечны, как вечно само Существо Божие. Это как бы акты Божественной жизни, говоря аналогически, но акты вечные, из которых слагается внутренняя жизнь Божества. Вечная рождаемость и вечное исхождение суть как бы различные Откровения Божественной жизни, жизни вечного и бесконечного Существа.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.