Различие Божественных Лиц по их личным свойствам — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Различие Божественных Лиц по их личным свойствам

2019-07-12 141
Различие Божественных Лиц по их личным свойствам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При полном равенстве по Божеству и единстве и тождестве природы Отца, Сына и Святого Духа, Лица Единосущной Троицы имеют и Свои особенности, которыми отличаются друг от друга; иначе Они не были бы три, и мы неизбежно смешивали бы Их между Собою. Особенности эти издревле называются в Церкви личными свойствами Божиими. По учению Православной Церкви, выраженному ею в своих символах, различительные свойства лишь Святой Троицы таковы: Отец ни от кого не рожден и не происходит ни от какого другого начала, – безусловно безначален, но Сам служит началом или виною по личному бытию Сына и Духа Святого, Сына – чрез рождение из Своего Существа, Духа – чрез изведение; Сын вечно рождается от Отца, а Дух Святой вечно исходит от Отца.

Личные свойства Лиц Святой Троицы суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежат тому или другому из Божеских Лиц. Нерожденность и отечество, принадлежа Отцу, уже не принадлежат Сыну и Духу Святому, равно как и рожденность, принадлежа Сыну, не принадлежит Отцу и Духу Святому; подобно этому и нахождение – свойство Ипостаси Духа Святого, только и принадлежит Духу, но чуждо Ипостаси Отца и Сына. Личное свойство непреложно, учит святитель Григорий Богослов, иначе, как оно осталось бы личным, если бы прелагалось и переносилось?

 

Личные свойства Бога Отца

 

Первое отличительное свойство Отца есть то, что Он «ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден» (символ святителя Афанасия Великого), – иначе – Его безначальность или нерожденность, то есть независимость по бытию от другого начала. Такая безначальность принадлежит только Ему одному, но не принадлежит другим Лицам Святой Троицы. Сын и Дух, хотя так же безначальны, но не по отношению к происхождению, а только по отношению к времени; оба Они имеют Свое начало в Отце, только не во времени, следовательно, безначальны относительно и в известном смысле. В Откровении яснейшее положительное свидетельство о безусловной безначальности Отца в словах Спасителя: «Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе» (Ин. 5, 26).

Богу Отцу, кроме безначальности, принадлежит еще отчество по отношению к Сыну и изведение Духа Святого.

Бог Отец называется Отцом по отношению к Сыну: «Никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти» (Мф. 11, 27). «Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда» (Ин. 1, 18). «Да вси чтут Сына, якоже чтут Отца, пославшаго Его» (Ин. 5, 23).

«Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс. 2, 7; Евр. 1, 5). «Из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс. 109, 3).

На свойство изведения Отцом Духа Святого яснейшее указание в словах Спасителя: «Дух истины, Иже от Отца исходит» (Ин. 15, 26).

Что касается того, как Отец рождает Сына и изводит Святого Духа и в чем различие между рождением и изведением, то это непостижимейшая для ограниченного разума тайна Божественной жизни. «Ты слышишь о рождении, – учит святитель Григорий Богослов, – не допытывайся знать, каков образ рождения. Слышишь, что Дух исходит от Отца, не любопытствуй знать, как исходит».

Изображая Бога Отца единым безначальным Лицом в Святой Троице, от Которого, как от вечной виновной причины, имеют личное бытие Сын и Дух Святой, Откровение тем показывает, что в Боге только одно начало Божества – Отец. У отцов Церкви такое отношение между Лицами Троицы называется единоначалием Лиц Святой Троицы и ими усвоялось этому учению особенное значение. В единоначалии, то есть в таком отношении между Лицами Троицы, что в Троице одно виновное начало Ипостасей – Отец, а Сын и Дух как Ипостаси, имея бытие от Отца, находятся во всегдашней внутренней зависимости от Него, они видели объяснение того, каким образом сохраняется нерасторжимым при внешнем единстве (по природе) и полнейшее и совершеннейшее внутреннее единство между Лицами Божества.

«Учи единственно, – говорит святитель Григорий Богослов, – ведать сие: Единицу в Троице и Троицу, в Единице покланяемую, в Которой и раздельность, и единство непостижимы. Соблюдается же по моему рассуждению, вера в единаго Бога, когда и Сына и Духа будем относить к единому Виновнику (но не слагать и не смешивать с Ним), – относить как по одному и тому же (назову их) движению и хотению Божества, так и по тождеству Сущности».

 

Личное свойство Бога Сына

 

Личное свойство Бога Сына есть то, что Он, не рождая и не изводя от Себя другого Лица Божественного, Сам вечно и неизменно рождается от Бога Отца. Священное Писание указывает на рожденность или сыновство, как на ипостасное отличие Бога Сына от Бога Отца, уже самим наименованием Его – Сын. Если у Бога Отца, как учит Священное Писание, есть равный Ему по Божеству и Единосущный Сын, то сыновство или рожденность и есть отличительная черта Сына Божия по отношению к Отцу. Равенство же Его и единосущее с Отцом утверждает в мысли, что и самое Его рождение от Отца есть рождение по Божеству, а не рождение в каком‑либо несобственном, переносном смысле. Впрочем, Священное Писание и прямее показывает, что Сын Божий имеет ипостасное бытие от Отца образом рождения, и именно по Божеству.

Так, оно называет Его Единородным Сыном Божиим (Ин. 1, 14, 18; 3, 16, 18; 1 Ин. 4, 9; Гал. 4, 4). Единородный, собственно, и означает Того, Который только один родился у Отца; таково собственное значение слова Единородный и на языке священном (Лк. 7, 12; 8, 42; 9, 38; Евр. 11, 17). Если же Бог Слово есть Единородный Сын Божий, следовательно, Сын Божий в особенном, собственном смысле, а не в переносном, ибо в последнем многие называются сынами Божиими. Ясно, что Он рожден от Бога Отца по самому Его Божеству, а не только усвоен Им, как именуемые сынами Божиими в несобственном смысле, и рожден единственным образом, а не так, как, например, возрождаемые водою и Духом (Ин. 3, 3–8) чада Божии (1, 12 13). И Сам Иисус Христос воплотившийся Сын Божий, отличал Свое богосыновство от богосыновства других людей. Он никогда не говорил о Боге «наш Отец», а «Мой Отец» и «ваш Отец» ( например, Ин. 20, 17; Мф. 5, 45 и мн. др.), за исключением лишь употребления названия «наш Отец» однажды – в молитве от имени людей и данной для людей (Мф. 6, 9).

Апостол Павел называет Его Сыном Божиим собственным (Рим. 8, 32), в отличие от сынов Божиих, прославляемых по благодати (Рим. 8, 14–15). А если Он Сын Божий в собственном и строгом смысле, то, значит, и бытие от Отца Он имеет чрез рождение. Тот же Апостол называет Его перворожденным всея твари (Кол. 1, 15); этими словами показывается, что Он имеет и рождение от вечности и не есть тварь.

В других местах Священного Писания о Сыне Божием говорится, что Он Единородный Сын, Сый в лоне Отчи (Ин. 1, 18), Сын Божий Истинный (1 Ин. 5, 20).

Итак, ясно, что Сын Божий имеет бытие от Отца, и именно чрез рождение по Божеству, а не как‑либо иначе, например, не через произведение из ничего, как твари, или не через нахождение, как Дух Святой.

Утверждая истину происхождения Сына от Отца через рождение, Откровение не объясняет, как понимать самое рождение в приложении к Существу Божию, существу духовному и безусловно простому. Причина понятна. Это недоступная для человеческого усвоения и уразумения тайна Божественной жизни. самое слово «рождение», которым Откровение обозначает образ происхождения Сына – аналогичный термин, показывающий нам лишь то, что Сын имеет бытие от Отца и в Отце непостижимым образом, хотя и отличным от «исхождения».

Так учит Откровение о личном свойстве Сына Божия. Церковью основные положения этого учения в кратких, но точных выражениях изложены в символах.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.