Ребенок должен немедленно получить НАПРАВЛЕНИЕ в раннюю помощь при выявлении хотя бы одного из данных критериев. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Ребенок должен немедленно получить НАПРАВЛЕНИЕ в раннюю помощь при выявлении хотя бы одного из данных критериев.

2019-05-27 200
Ребенок должен немедленно получить НАПРАВЛЕНИЕ в раннюю помощь при выявлении хотя бы одного из данных критериев. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Также согласно ст. 39, 41 и 43 Конституции РФ, которыми гарантируются права граждан на получение услуг образования, здравоохранения и социальной защиты, с целью обеспечения указанных конституционных прав граждан, предусматривается возможность самостоятельного обращения в раннюю помощь любой семьи, воспитывающей ребенка от рождения до трех лет, и имеющей беспокойство о наличии у ребенка особенностей развития или ограничений жизнедеятельности, несмотря на отсутствие направления из учреждений, ответственных за выявление детей, нуждающихся в услугах ранней помощи.

Таким образом, в службу ранней помощи может обратиться любая семья (лица, замещающие родителей), которая воспитывает ребенка в возрасте от рождения до 3 лет. Семья может обратиться в службу как самостоятельно, так и по направлению специалиста (врача, педагога, психолога, социального работника) и ей должно быть обеспечено право посещения первичного приема, на котором потенциальная нуждаемость ребенка в услугах ранней помощи будет подтверждена.

 

 «Как работают профессионалы?» (понятие абилитации, цели абилитационной работы).

 

В Подразделение ранней помощи обращаются семьи, в которых растет ребенок с уже выявленными ограничениями жизнедеятельности, возникшими по различным причинам, или риском их появления. Как правило, это ограничения жизнедеятельности, возникшие в связи с сенсорными нарушениями (зрение, слух, тактильная чувствительность), нарушениями движений, речи, коммуникации, социального взаимодействия. Всех родителей волнуют вопросы развития их ребенка: «Будет ли он сидеть, ходить, говорить, как все дети? Будет ли он учиться в школе, сможет ли он общаться, будут ли у него друзья?». Многих интересуют медицинские вопросы: «Сможет ли мой ребенок выздороветь? Полезен ли массаж? Какие есть методы лечения?». Иногда родители спрашивают об их правах, задают другие вопросы юридической направленности.

Специалисты Подразделения ранней помощи стараются в силу своей компетентности проконсультировать родителей по их вопросам и изучить их запрос, в основе которого лежат потребности ребенка и семьи. В большинстве случаев родители просят помочь им развивать ребенка, чтобы он мог максимально приблизиться в своем развитии к возрастным нормам. Однако философия абилитационной работы говорит, что этого недостаточно (1). Имеющиеся нарушения, если ребенку и его окружению не оказывать комплексную помощь, в будущем могут привести к ограничениям жизнедеятельности во всех областях:

- в повседневной жизни – в возможности самостоятельно обслуживать себя, следить за порядком в доме, приобретать и готовить еду и пр.;

- в общественной жизни – в возможности посещать образовательные учреждения, активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в том месте, где он живет, встречаться, общаться и дружить с другими людьми и пр.;

- в возможности выполнять ведущий для каждого возраста вид деятельности (для маленьких детей – это эмоциональное общение с взрослыми, игра, исследование, учение), иметь интересный досуг, хобби.

Данные ограничения могут возникать не только по причине имеющихся нарушений у ребенка, но и по причине неприспособленности окружающей среды к потребностям ребенка, отсутствия необходимых вспомогательных средств, непонимания другими людьми особенностей ребенка, неприятия его, нежелания его включать в общественную жизнь. В результате жизнь ребенка, а в последствии и взрослого человека, значительно отличается от жизни его сверстников. Отличия могут касаться различных аспектов жизни: другой режим дня, другая еда, отсутствие естественных детских занятий, минимизация общения и взаимодействия с другими людьми, малая подвижность, недостаток прогулок и пр. В случае, когда имеется риск дальнейшего развития ограничений жизнедеятельности, для маленьких детей проводятся абилитационные мероприятия.

Слово «абилитация» происходит от латинского слова «habilis», которое означает умелый, компетентный. В Швеции под абилитацией понимается процесс помощи и поддержки семьям и детям с функциональными ограничениями (22). Процесс абилитации направлен на развитие новых функций и способностей в отличие от реабилитации, которая направлена на восстановление потерянных функций и способностей.

Традиционная цель абилитации состоит в том, чтобы улучшить функционирование ребенка, основываясь на его сильных сторонах, возможностях и ресурсах; дать ребенку оптимальные возможности для независимой жизни в будущем, опираясь в этом процессе на его семью. Цель абилитации достигается посредством:

- развития способностей ребенка настолько, насколько это возможно,

- адаптацией окружающей среды,

- использованием ассистентов и помогающих технологий.

Все это делается для того, чтобы уменьшить уровень инвалидности ребенка, дать ему возможность функционировать в повседневной жизни, помочь ему быть счастливым и независимым насколько это возможно вопреки его ограничениям.

Соответственно задачами абилитационной работы становятся:

Задача 1. Нормализация жизни ребенка и семьи через (1):

- создание нормальных ритмов жизни (поддержание физиологического суточного ритма, включающего в себя бодрствование днем, дневной и ночной сон; недельного ритма, подразумевающего наличие рабочих и выходных дней и разных занятий в эти дни; годового цикла со всеми праздниками и каникулами; жизненного цикла с переходом из младенчества в раннее, далее дошкольное детство, в школьный возраст, юность и т. д.);

- создание нормальных условий жизни, когда ребенок живет дома с родителями, в любящей атмосфере, кушает на стуле за столом, умывается в ванной, имеет прогулки и пр., как все дети в мире;

- создание нормальных условий для развития ребенка – это наличие развивающего общения, игрушек, занятий, посещение детского сада, кружков, возможность играть со сверстниками и пр.;

- создание нормального общества вокруг ребенка – людей, которые любят и принимают ребенка, которые стремятся помочь ему в развитии, понимая, что ему нужно чуть больше помощи, чтобы иметь столько же, сколько имеют другие дети.

Практическое осуществление задачи «нормализация» на практике.

Когда мы думаем о нормализации, мы должны помнить об очень важной вещи, касающейся всех людей, независимо от того, есть ли у них нарушение и ограничения или нет: считается нормальным иметь возможность самостоятельно изменять что-то (позу, режим дня, одежду и много чего другого), выражать собственное желание, иметь право знать, что с тобой сейчас собираются делать (особо актуально для маленьких детей и людей с множественными нарушениями, знать, что тебя сейчас будут умывать или переодевать или перевернут со спины на бок, возьмут на руки и пр.). Поэтому это важно – формировать отношение к ребенку с ограничениями жизнедеятельности, как к обычному маленькому ребенку, говорить с ним, спрашивать о его желаниях, советоваться с ним, предупреждать о том, что мама хотела бы сейчас сделать и спрашивать готов ли он к этому.

Существует несколько уровней нормализации.

Первый уровень. Физическая нормализация (функционирование человеческого организма) означает, что:

- ребенок имеет достаточно полноценной еды,

- ребенок имеет достаточное количество сна,

- его тело вертикализовано,

- у него происходит регулярная смена поз во время бодрствования и сна,

- у него нет пролежней, контрактур, достаточное количество движений,

- у него нет проблем со стулом,

- у него чистое тело, чистая одежда, чистый воздух,

- соблюдаются суточные ритмы и пр.

Второй уровень. Функциональная нормализация (как ребенок функционирует): как спит (позы и их смена), как кушает, как сидит, когда играет, как ходит в туалет, позы, в которых спит, смена занятий, наличие отдыха, как передвигается и пр.

Третий уровень. Социальная нормализация: рассматривается, имеет ли ребенок возможность общаться с другими людьми, посещать детский сад, усваивать общественные нормы поведения, иметь жизненный цикл, как у всех (недельный, годовой, жизненный), имеет ли свободное время, может им распоряжаться, имеет ли возможность развиваться и получать образование.

Четвертый уровень. Общественная нормализация: возможность у ребенка участвовать во всех делах, которые происходят дома, принимать решения, участвовать в обсуждениях, быть активным.

 

Опираясь на знание уровней нормализации, специалисты помогают родителям нормализовать важные аспекты жизни ребенка. Они дают им необходимую информацию (по вопросам кормления, сна, купания, ухода за ребенком), помогают освоить необходимые навыки ухода за ребенком в соответствии с его потребностями. К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что дети с ограничениями жизнедеятельности постоянно находятся в положении лежа на спине, их кормят на руках, не сажают на горшок, с ними мало гуляют, иногда им забывают стричь ногти или волосы, чистить зубы. Ребенок может также в неправильных позах спать, долгое время находиться в неудобном положении во время бодрствования, что неправильно и ненормально. Часто из-за имеющейся спастики, процесс ухода за ребенком и для мамы, и для ребенка превращается в тяжелый труд, задача специалистов – максимально облегчить его. То есть первый и второй уровни нормализации жизни ребенка обеспечивают окружающие его люди, изменяя способы ухода за ребенком и приспосабливая, если это необходимо, окружающую среду.

 

Обеспечение третьего уровня нормализации (социальный уровень) обуславливает следующую задачу абилитационной работы.

 

Задача 2. Максимально возможное развитие и поддержка функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями, противодействие развитию зависимостей.

Решение задачи предполагает развитие у ребенка общих умений и навыков, предполагающих умение общаться и взаимодействовать с другими людьми, получать знания об окружающем мире, передвигаться и обслуживать себя (функциональные способности) (1).

Развитие способностей ребенка касается следующих областей:

- развитие навыков коммуникации и речи (в случае невозможности развития устной речи – развитие альтернативных способов коммуникации)

- познавательное развитие (развитие способов познания через наблюдение, исследование, игру, расширение знаний ребенка о самом себе, других людях и окружающем мире)

- социальное взаимодействие (обеспечение приобретения навыков общения с другими людьми, усвоение норм и правил общественной жизни, понимание и выражение эмоций)

- развитие движений (обеспечение возможности удерживать и менять по своему желанию позу, дотягиваться, брать, удерживать и манипулировать интересующими предметами, передвигаться в пространстве, в случае невозможности самостоятельного выполнения разнообразных движений – подбор вспомогательного оборудование, обучение мамы, как ассистента)

- навыки самообслуживания и заботы о себе (формирование предпосылок к овладению такими важными умениями, как самостоятельная еда, умывание и мытье, уход за телом, одевание, раздевание).

 

Задача 3. Образование и поддержка семьи в процессе абилитации.

Здесь уже упоминалось, что большая часть абилитационной работы выполняется дома, людьми, которые живут вместе с ребенком, осуществляют за ним уход. Для того, чтобы они умели это делать, необходимо помочь родителям: дать им нужную информацию, обучить важным навыкам, может быть даже немного потренировать. Касается это и обычных ежедневных процедур, когда речь идет о кормлении, переодевании или купании, и специальных домашних занятий, таких, как гимнастика, чтение, развивающие игры, и просто умения понимать своего ребенка, общаться с ним, выражать ему свою любовь. Часто родителям нужна эмоциональная помощь и поддержка, специалисты оказывают ее, внимательно выслушивая родителей, обсуждая с ними важные для них вопросы на индивидуальных занятиях. Также родителям предлагается такие услуги, как группы взаимной поддержки.

 

Соответственно каждой задаче работают разные специалисты: педиатр, логопед, специальный педагог, психолог, физический терапевт, в службах, где это возможно – эрготерапевт, специалист по сенсорной интеграции, социальный работник.

 

Все обучение ребенка строится на основе функционального подхода: формируемое умение должно быть функционально необходимо ребенку в его повседневной жизни. Поэтому специалисты формулируют цели обучения на основе его потребностей ребенка в повседневной жизни. Например, ребенку ежедневно нужны навыки захвата, удержания и манипуляции предметами, поэтому целью физического терапевта или эрготерапевта станут способности ребенка захватывать ручкой различные предметы. Обучение ребенка уверенному самостоятельному сидению даст ему возможность играть, кушать, купаться сидя. Формирование коммуникации при помощи картинок поможет ребенку сообщить взрослому о своем желании, поделиться радостью и главное, быть понятым.

Каждое формируемое умение должно использоваться ребенком дома и тем самым закрепляться, это еще один основополагающий подход абилитации – обучение в естественной среде, когда вся развивающая работа вписывается в повседневную жизнь ребенка и выполняется дома вместе с мамой. Специалисты поощряют маму давать ребенку возможность выполнять нормальные, обычные, повседневные задачи и придаем этому аспекту больше значения, нежели индивидуальной работе с ребенком.

Все обучение проходит в естественной для ребенка деятельности – игре, повседневных делах, во взаимодействии с самым главным и важным для него человеком – мамой, а, если это возможно, то во взаимодействии с другими детьми.

При этом в абилитации признается, что маленькие дети активно исследуют окружающий мир, постигают, организуют, отбирают и обрабатывают информацию об окружающем мире, что они инициируют взаимодействие с взрослыми и являются равным партнером для другого человека.

 

Пример из практический работы службы проиллюстрирует

 как строится абилитация.

В службу ранней помощи обратилась семья с ребенком в возрасте 1 год 2 месяца, с запросом «научите ребенка ходить», в тот момент ребенок умел только лежать на спине и приподнимать голову, при этом у ребенка имелся медицинский диагноз «гидроцефалия», была сделана операция по шунтированию, малыш был здоров, но имел вес 14 килограммов.

Сначала специалисты изучили особенности повседневной жизни ребенка, провели углубленную оценку и описали развитие ребенка.

Следующий шаг: специалисты обсудили с мамой предпосылки и этапы развития навыка ходьбы. Они вместе пришли к выводу, что сначала для этого важно снизить вес ребенка и развивать у него желание самостоятельно двигаться. Поэтому первые рекомендации специалистов касались нормализации питания ребенка (уменьшения его количества и калорийности), позы во время кормления (до сих пор мама кормила его, держа на руках в полулежачем положении), обеспечения двигательной активности ребенка в течение дня (гимнастика, сидение и стояние во вспомогательном оборудовании, активные игры с руками и ногами, стимуляция развития движений). Одновременно педагог предложил маме подходящие для уровня развития ребенка игры, обеспечивающие высокий уровень мотивации ребенка к совершению самостоятельных движений.

Все это происходило на индивидуальных сессиях с педагогом и физическим терапевтом, где мама научилась правильно сажать и ставить ребенка, использовать различные игрушки, стимулирующие ребенка двигаться.

Поскольку мама была очень заинтересована в развитии своего сына, она выполняла рекомендации специалистов и первые результаты стали заметны уже через 1 месяц. Мальчик научился переворачиваться со спины на живот, пытался опираться на руки и колени, самостоятельно сидел, удерживая равновесие, если посадят, активно тянулся к игрушкам, брал их, манипулировал ими, хорошо стоял у опоры. Вес мальчика не снизился, но не было и прибавки, при этом он добавил в росте.

Мама, увидев такие быстрые успехи сына, была очень воодушевлена и продолжала ходить на обучающие сессии, при этом она изменила свой запрос, она сказала: «Я знаю, как научить ребенка ходить, я это сделаю, помогите мне развивать его, чтобы он не отставал в познавательном развитии и развитии речи».

В соответствии с запросом мамы цели программы были немного изменены, большую часть времени посвящали работе педагога, который также обсудил с мамой этапы познавательного и речевого развития детей, они вместе составили индивидуальную программу ранней помощи. Педагог помог маме научиться играть и общаться с ребенком, чтобы стимулировать его развитие. Через два месяца занятий отставание ребенка не превышало 2-4 месяцев по всем областям, и мама с сыном начала посещать группу раннего детского развития. В индивидуальных встречах они больше не нуждались.

 

Таким образом, специалисты не борются с нарушением, а работают по трем направлениям:

- развитие самого ребенка (развитие общих умений для нормальной жизни и дальнейшего обучения, развитие специальных умений и знаний)

- приспособление окружающей среды (нет физических барьеров, может пользоваться всем, чем пользуются другие, есть вспомогательное оборудование)

- обучение окружающих людей (как стать ассистентом, как изменить свое отношение к ребенку с нарушениями, изменение норм и представлений, принятых в обществе)

Все это делается для того, чтобы ребенок мог жить дома, учиться в обычной школе или дошкольном учреждении, чтобы он был включен в систему социальных отношений и активно в ней участвовал.

 


«Что лежит в основе работы профессионалов?» (принципы и подходы в работе службы ранней помощи)

В данной главе мы рассмотрим общие принципы, на которых основывается работа службы ранней помощи в целом, а также специальные подходы, которые используют специалисты службы ранней помощи в построении своей работы с детьми и семьями.

Работа в целом службы ранней помощи и каждого специалиста строится на основе следующих принципов (16).

1. Добровольность – решение об обращении в службу и желание включить ребенка и семью в программу помощи или сопровождения исходят от родителей или лиц их заменяющих. Роль специалистов – донести информацию до родителей о возможностях службы, полезности ее для дальнейшего развития ребенка.

2. Бесплатность - услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей/законных представителей.

3. Доступность - услуги ранней помощи доступны для семей, максимально приближены к месту их проживания.

4. Регулярность - услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) предоставляются семьям на регулярной основе в течение всего времени действия индивидуальной программы.

5. Открытость - информация об услугах ранней помощи открыта и доступна для родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми лиц в различных источниках, включая интернет ресурсы.

6. Конфиденциальность – информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам службы, не полежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

7. Этичность - услуги ранней помощи предоставляются потребителям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этно-культурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов.

8. Компетентность - услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи.

9. Научная обоснованность - при оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно-обоснованные методы и технологии ранней помощи.

 

Далее мы несколько подробнее рассмотрим подходы, которые непосредственно касаются работы специалистов с ребенком и семьей.

1. Функциональный подход – это подход, целью которого является такое функционирование ребёнка, в основе которого лежит его собственная активность и его способность к выполнению различных функций. Функциональный подход рассматривает целостные повседневные ситуации и способность ребёнка участвовать в них.

В функциональном подходе ребенок обучается функциональным навыкам: это практические, полезные навыки, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях. Основная задача специалистов, согласно функциональному подходу - улучшать способности ребенка функционировать в его обычной жизни. Смысл функционального подхода заключается в том, что ребенок обучается не отдельным изолированным навыкам, которых ему не хватает согласно возрастной норме и которые когда-то в будущем, возможно, смогут помочь ему успешнее обучаться, а функциональным навыкам, которые непосредственно связаны с его обычной жизнью и могут помочь ему успешно играть, гулять и общаться уже сейчас.

Маленький ребенок учится через многократное повторение одних и тех же действий, распределенных по времени. Поэтому ребенок наиболее эффективно приобретает навыки, встроенные в его обычную бытовую жизнь. Эффективность интенсивных обучающих занятий со специалистом, на которых за короткий промежуток времени ребенку предъявляется большое количество требований, существенно ниже для работы с детьми раннего возраста.

В основе работы специалистов функционального подхода лежит Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).

Коды этой классификации представляют функции и структуры организма, характеристики активности и участия, а также факторы окружающей среды, оказывающие воздействие на здоровье и жизнедеятельность детей и подростков.

МКФ предназначена для использования клиницистами, педагогами, членами семей и другими специалистами из разных областей. МКФ предлагает концепцию и единый стандартизированный язык (терминологию) для обозначения проблем, проявляющихся в младенческом, детском, подростковом и взрослом возрасте.

МКФ охватывает весь комплекс жизнедеятельности и отражает все изменения, связанные с ростом и развитием человека.

С философской точки зрения МКФ определяет составляющие здоровья и функционирования человека, в ее основе заложены фундаментальные права человека с инвалидностью и ограничениями жизнедеятельности.

МКФ описывает активность и участие ребенка по 9 основным доменам (областям):

d1 – Обучение (научение) и применение знаний

d2 – Общие задачи и требования

d3 – Коммуникация

d4 – Мобильность

d5 – Забота о себе

d6 – Бытовая жизнь

d7 – Межличностное взаимодействие

d8 – Основные жизненные сферы (игра)

d9 – Общественная жизнь

По каждому из этих доменов описываются основные умения и навыки, которыми может обладать ребенок. При этом также описываются различные факторы, которые могут влиять на активность и участие ребенка по каждому из доменов: состояние здоровья, функции и структуры организма, личностные особенности ребенка, факторы окружающей среды.

В ранней помощи МКФ рассматривается как вектор работы с детьми и семьями. МКФ предоставляет:

1. Концептуальные рамки или способ осмысления здоровья и ограничений жизнедеятельности

2. Понятие здоровья и того, как взаимодействие между ребенком и его окружением мешает или способствует качеству жизни (совместно с МКБ – Международной классификацией болезней)

3. Функциональную точку зрения: ранняя помощь, основанная на функционировании ребёнка в повседневной жизни в естественной среде

4. Объединяющий язык для обсуждения здоровья и ограничений жизнедеятельности специалистами междисциплинарной команды

5. Иллюстрирует комплексные отношения между измерениями:

•   состояние здоровья

•   телесные факторы (функции и структура тела)

•   активность (способность совершать действия)

•   участие (опыт быть частью общества)

•   контекстуальные факторы - факторы среды

•   контекстуальные факторы – факторы личности

Функциональный подход (в целом) и использование МКФ (в частности) является «стержнем», на котором держатся услуги, оказываемые службой ранней помощи на всех этапах сопровождения семьи: первичный прием для оценки наличия ограничений жизнедеятельности у ребенка, функциональная междисциплинарная оценка, составление индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) с функциональными целями и реализация программы, основанная на помощи семье в улучшении и нормализации их повседневной жизни. 

Функциональный подход тесно связан с естественно-средовым подходом: родители обучают ребенка новым навыкам в семейной, домашней среде, в ежедневных жизненных ситуациях (ЕЖС). Основная работа над новыми навыками происходит не в специально организованной обстановке обучения, на занятиях со специалистом, а дома, в ходе обычной и привычной ребенку деятельности; основными же задачами специалиста на встречах с семьей являются следующие:

1) научить родителей таким образом взаимодействовать и организовывать среду вокруг ребенка, чтобы это помогало развитию и закреплению новых навыков;

2) поддержать их в этом процессе и дать рекомендации, если возникли какие-либо трудности.

В ходе осуществления программы происходит работа не над отдельными изолированными навыками, в которых ребенок отстает от сверстников (например, складывать пирамидку из пяти колец, использовать пинцетный захват), а над функциональными навыками, которые могут пригодиться ему уже сегодня в его повседневной жизни (например, пить самостоятельно из чашки; включать и выключать кран во время мытья рук; уметь отказываться, когда мама предлагает не ту игрушку).

2. Личностно-ориентированность - все мероприятия, которые планируются и осуществляются в службе для оказания помощи и поддержки ребенку строятся на основе представлений о том, что ребенок является самостоятельной ценной для всех личностью. Его затруднения, его сильные стороны, его потребности и желания становятся отправной точкой в составлении ИПРП, но не представления профессионалов о том, как должен ребенок функционировать и что для этого нужно в нем изменить. Ребенок воспринимается, как активный человек, который имеет собственные ресурсы для развития, а профессионалы должны создать для этого подходящие условия.

Кроме того, для всех сотрудников службы ранней помощи ребенок с нарушениями в развитии воспринимается, в первую очередь, как ребенок с его естественными детскими интересами и потребностями, такими, как потребность общаться, наблюдать, играть, изучать мир и пр. Они стремятся помочь семье осознать, что их ребенок, так же, как все дети в мире, нуждается в нормальной организации его жизни, в том, чтобы у него были выходные дни и праздники, поездки и путешествия, веселые, интересные и развлекательные игры, чтобы он мог общаться со сверстниками, наслаждаться лакомствами, купанием, мыльными пузырями и многим-многим другим (6).

Только после этого специалисты думают о тех особенностях ребенка, которые нужно учитывать, организуя познание, общение, игру или поездку. Например: в своем познании мира ребенок с тяжелой формой церебрального паралича так же, как все дети, постигает, что все в мире постоянно, при этом сам он может только наблюдать, ему не доступно самостоятельное экспериментирование. В этом случае педагог и мама играют с ним в обычные «прятки», но делают это своими руками, на его глазах. Так, они дают ребенку возможность увидеть, что исчезнувший на его глазах предмет, не пропал навсегда, а только невидим и, если убрать ширму или платочек, он сможет увидеть этот предмет вновь. Если ребенок не может задать вопрос, не может указать на предмет – на помощь приходят альтернативные формы коммуникации. Не может дойти до интересной игрушки – ему предлагается другой способ передвижения – каталка.

При проведении оценки в первую очередь описываются сильные стороны и личные достижения ребенка, специалисты исследуют развитие именно данного ребенка, не сравнивая, и не соотнося его успехов с другими детьми, а тем более с возрастными нормативами. Здесь важно определить, чему уже научился малыш, и наметить, каков будет следующий шаг в его развитии. Ведь ребенок с тяжелыми нарушениями не может развиваться тем же темпом и так же, как дети, не имеющие нарушений. Но нам важно, чтобы он развивался.

Так же, планируя программу помощи, специалисты вместе с родителями составляют «Индивидуальную программу ранней помощи », которая создается персонально для каждого ребенка и его семьи. При составлении программы специалисты и родители ориентируются на сильные стороны, интересы, ресурсы и индивидуальные потребности ребенка и семьи. Благодаря этому каждый план специфичен и предназначен только для одной семьи.

Поскольку в традиционной системе оказания помощи привычным для большинства специалистов стало концентрироваться не на ребенке, а на том, что в ребенке недостаточно развито или нарушено, на том, что нужно изменить, компенсировать или скорректировать в нем, описанный выше подход (несмотря на давнюю используемость названия) - принципиально новый для нашей страны.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.