Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-05-27 | 150 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Почему мы не можем видеть Бога? Как часто мы слышим этот вопрос, и не только от детей. Задают его абсолютно искренно и взрослые, а те, которые понаивнее, даже говорят: «Ведь вот летают космонавты в космосе, и никто из них там Бога не видел!»
Чтобы разобраться в этом вопросе, надо сначала подумать о том, что мы в нашей жизни вообще можем видеть и чего мы видеть не можем, что значит выражение «видимый мир» и выражение «невидимый мир».
Видимый мир — это весь окружающий нас физический мир. Мы можем его изучать, измерять, исследовать. Конечно, и в этом мире много явлений, которых мы фактически не можем видеть глазами, например внутренняя структура атома, взаимодействие частиц атома или даже электрическая энергия. Но мы изучаем физическое действие этих частиц или этой силы, измеряем их, пользуемся ими. Мы сами часть этого физического мира, мы живем в нем, пользуемся им, он действует на нас.
Но есть и другие явления в нашей жизни, которых мы не можем видеть глазами, тронуть, измерить, хотя их влияние на нас, их значение в нашей жизни очень велико. Я называю таким «невидимым миром» мир человеческих отношений друг к другу, жизнь мысли, чувств, творчества, свободной воли. Как можно увидеть, каким мерилом можно измерить человеческую любовь, вражду, сочувствие, веру, талант? А разве все эти свойства не влияют на нашу жизнь? Разве может человек жить и не быть частью этого «невидимого мира»? И разве не именно эти явления дают нашей жизни и значение и смысл?
Видимая и невидимая части нашей жизни тесно связаны и влияют друг на друга. Чувство, переживаемое человеком, действует на него и физически, — он краснеет, бледнеет, плачет, смеется. А физические условия — голод и утоление голода, болезнь и выздоровление и т. д. — влияют на наше настроение, на нашу мысль. Видимое и невидимое тесно переплетены, и невозможно их разделить. Но свое главное значение, свой главный смысл наша жизнь получает именно от того, что невозможно физически измерить или увидеть. А каждый человек всегда ищет именно смысла своей жизни и несчастен, если жизнь его бессмысленна.
|
Верить в Бога значит прежде всего верить, что в жизни есть смысл. Можно сказать, что Бог — «Дух вечный, всеблагий, вездесущий, всемогущий», как нас учит Церковь, это смысл всех смыслов. От Бога у нас все то, что дает смысл нашей жизни, и все, что в нашей жизни имеет смысл, приближает нас к Богу. И если в нашей собственной человеческой жизни мы не можем увидеть, измерить то, что дает ей смысл, то тем более не можем мы увидеть Бога глазами, описать Его, Смысл всего, что существует. В Бога можно только верить, чувствовать Его силу, понимать Его правду, служить -Ему. «Бога никто никогда не видел», — пишет любимый ученик Иисуса Христа, Иоанн Богослов (1 Ин. 4:12) и дальше объясняет, как лучше всего узнать Бога: «Если мы любим друг друга, Бог в нас пребывает».
Это не значит, что Бог какая-то безличная, таинственная сила. Ведь когда мы говорим о «невидимом» в нашей собственной жизни, например о любви, мы не говорим о каком-то отвлеченном понятии. Любовь — это не теория. Не бывает «любви вообще», любовь всегда значит «я люблю его» (или ее, или их). Иоанн Богослов в том же послании пишет: «Бог есть Любовь», и это означает, что Бог не только Творец всего мира, не только Смысл всего, но что Он любит каждого из нас, что от Него ко мне тянется нить Его любви и что Он — Смысл и моей личной жизни.
Да, мы не можем видеть Бога, не можем даже умом нашим понять Его, мы только можем видеть мудрый смысл Его творения в жизни мира, а иногда мы видим смысл Его воли и в нашей собственной жизни. И хочется мне добавить, что когда делаешься уже очень старой и мысленно обозреваешь всю свою жизнь, то все яснее делается смысл Его воли в твоей жизни.
|
Священная книга, Библия, состоит из замечательных, Богом внушенных откровений о Боге, о жизни, об истории человечества. Часто в форме простых рассказов, записанных простыми, неучеными людьми, жившими много тысяч лет тому назад, Библия передает нам самые глубокие истины о Боге. В одной из книг Библии написано, как Бог являлся пророку Моисею, которого Он избрал, чтобы вывести еврейский народ из египетского плена. Моисей бежал из Египта, боясь преследований. Находясь в пустыне, он вдруг увидел странный куст терновника — куст горел, но не сгорал. Моисей понял, что это место святое, подошел к нему, услышал голос Бога и закрыл лицо свое, потому что боялся взглянуть на Бога. И откровенье Божие ему было, что он станет вождем своего народа и выведет его из Египта. Моисей услышал голос Божий в непонятном ему, необъяснимом явлении, не посмел взглянуть на Бога, но всю свою жизнь отдал на исполнение воли Божией. А когда много лет спустя он уже вывел свой народ из Египта и они странствовали по пустыне, Моисей поднимался один на гору и там, в буре, в ударах грома и блеске молнии, общался с Богом и получил от Него закон жизни под Богом... И Моисей просил Бога показаться ему, чтобы укрепить его в трудах его. Бог подкрепил Моисея, показав ему проходящую мимо него «славу Божию». Мы не знаем, что значат эти слова. Но в то же время Бог сказал Моисею, что не может человек, пока он жив, увидеть Бога.
Так тысячи лет тому назад, в форме простых рассказов, было подтверждено людям, что видеть Бога нашим физическим зрением невозможно.
Да, мы познаем Бога и в созданном Им физическом мире, мы чувствуем Его волю и в будничной, материальной жизни, и чувствуем своей душой любовь Его и правду Его. Вера наша в Бога свободна, и никто не может заставить нас верить или не верить.
Бог везде, во всем бесконечном космосе. Мы не можем Его увидеть или понять. Приближаемся мы к Нему и Он приближается к нам в нашей вере, любви и смирении, а не когда мы поднимаемся в космических кораблях на какие-то ничтожные несколько тысяч километров над поверхностью земли.
О БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Когда входишь в православный храм, всегда видишь в нем множество икон, и большая часть икон изображает Божию Матерь с Младенцем на руках. Кто она? Что мы о ней знаем? Почему ей молятся? Разве она — Бог?
|
Нет, Матерь Божия, Богородица, Дева Мария — не Бог. Верующие почитают ее именно потому, что верят в Бога, в Иисуса Христа. Самая суть христианской веры в том и заключается, что Бог, ради любви Своей к людям, чтобы помочь нам и спасти нас от зла, Сам стал как один из нас, как говорят — вочеловечился. Если бы мы не верили, что Иисус Христос — Бог, Сын Божий, как мы Его называем, мы не были бы христианами. Для христиан Иисус Христос не просто святой человек, Он — Бог, но Он жил с нами, как человек, как один из нас. Мария, Матерь Божия, стала Его Матерью на земле. В ней люди достигли своей самой большой святости, поднялись на самую большую высоту, потому что человечество оказалось способным принять Бога, дать Ему мать.
У Матери Божией не было мужа. Став Матерью, она осталась Девой. Тайна эта нам непонятна, как непонятны нам тайна вечности или тайна возникновения жизни, или судьба человека после смерти. В нашем мышлении должны появиться еще какие-то совсем другие измерения, чтобы понимать эти тайны. В этом как раз и состоит вера; вера означает верить в то, что мы еще не видим, не понимаем, чего еще не знаем.
Известно, что в самых древних, доисторических религиях существовал культ богини Матери-земли, что язычники поклонялись великой Матери богов. Такой культ был выражением инстинктивного, религиозного отношения людей к творческой силе природы, к материнству. Существовали в древних религиях и различные мифы, о рождении героя без земного отца, от какого-нибудь божества. Не из этих ли мифов произошло христианское почитание Божией Матери?
С христианской точки зрения неправильно все отвергать в язычестве. В самых наивных, а иногда и грубых языческих мифах подчас выражается предчувствие того, что потом ясно проявилось в христианстве. Но, читая эти языческие мифы о богах и богине-матери, замечаешь, что они сказочны, фантастичны, не похожи на настоящую жизнь, настоящих людей. Образ же Божией Матери, данный нам в Евангелии, как раз наоборот — простой, реалистичный, жизненный.
|
О самом чудесном, самом непонятном событии в жизни Божией Матери рассказывает евангелист Лука. Юной Деве Марии, жившей в доме Иосифа, которому она была обручена, явился ангел и приветствовал ее словами: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою, благословенна ты между женами!» Хотя Мария и смущена была необычайными словами, она оставалась спокойной и раздумывала в себе самой о смысле этого странного приветствия. И сказал ей ангел: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. Ты родить Сына и дать Ему имя Иисус. Он будет велик, и назовут Его Сыном Всевышнего». Такое предсказание могло бы смутить всякую девушку или вызвать у нее чувство гордости, но Мария, недоумевая, просто обращается к ангелу: «Как это будет, когда я мужа не знаю?» И ангел отвечает ей, что сила Бога Всевышнего осенит ее и что Дитя, Которое она родит, наречется Сыном Божиим. А потом ангел укрепляет ее, говоря, что не одна она является орудием в руках Божиих. Вот и родственница ее Елизавета в старости стала ожидать младенца... И Мария смиренно отвечает: «Я раба Господня, пусть будет мне по слову твоему».
Потрясенная бывшим ей видением, Мария должна была поделиться с кем-нибудь тем, что произошло. И она поспешила к старой родственнице своей Елизавете, о которой говорил ей ангел. Увидев Марию, Елизавета воскликнула: «Благословенна ты между женами! И благословен плод чрева твоего!» Мария ответила Елизавете словами той хвалебной песни, которую мы часто слышим в церкви: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Спасителе Моем!»
Вскоре после этого в Иудее проводилась перепись населения, Иосифу и Марии пришлось отправиться в город Вифлеем, откуда оба они были родом. Пришли они в Вифлеем ночью, места в гостинице не нашли, пришлось им остановиться в пещере, куда загоняли скот в плохую погоду. Этой ночью наступило время Марии родить, и в этом загоне для скота родила она Сына, Иисуса Христа, спеленала Его и положила в ясли. Пастухи, сторожившие стадо неподалеку, в полночь увидели чудное видение в ночном небе и пришли поклониться Младенцу и Матери Его. Евангелист Лука добавляет: «Мария же сохраняла все слова эти, складывая их в сердце своем».
Вероятно, от Матери Божией и услышали евангелисты рассказы о детстве Иисуса Христа, которые и записали: как на сороковой день после рождения Мария и Иосиф отнесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм и там старец Симеон узнал в Нем Спасителя мира и благословил Его, а Матери предсказал, что ей придется много пострадать за Сына; как пришли поклониться Младенцу мудрецы из дальней восточной страны; как пришлось Иосифу и Марии с Младенцем бежать в Египет, чтобы спасти Младенца от царя Ирода. И еще один рассказ передает евангелист Лука. Когда Иисусу было двенадцать лет, родители взяли Его с собой на праздник в Иерусалим. Там Он отделился от них, и они долго искали Его. Только через три дня нашли они Его в храме, беседующим с учителями. На упреки родителей Иисус отвечал: «Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Отца Моего?»
|
Евангельский рассказ о первом чуде, совершенном Иисусом Христом, тоже связан с Божией Матерью. Иисус Христос и Матерь Его были приглашены на свадьбу, по-видимому, к людям бедным, так как у них не хватило вина для угощения гостей. Мария обратила на это внимание Своего Сына, и по Его слову вода в кувшинах стала вином.
Матери Божией пришлось пережить тягости, горе и заботы о Сыне, Который отдает жизнь Свою за людей. Беспокоясь о Нем, она старается сквозь толпу народа подойти к Нему, чтобы увести домой, и слышит в ответ на эту заботу горькие для себя слова: «Кто матерь Моя и кто братия Мои?» И, указав рукой на учеников, Иисус Христос продолжает: «Вот матерь Моя и братия Мои — все, кто исполняет волю Отца Моего Небесного».
И, наконец, мы видим ее стоящей у креста, на котором распят в мучительной казни ее Сын, Иисус Христос. Одним из последних слов Иисуса Христа было обращение к матери. Евангелист Иоанн пишет: «Увидев Мать и ученика, близ стоящего, которого Он любил, говорит Матери: "Женщина, вот сын твой!" Потом говорит ученику: "Вот мать твоя!" И с того часа взял ученик ее к себе».
В описании трудов апостолов после Воскресения Христова упоминается, что Матерь Божия оставалась с ними в Иерусалиме и была там, когда на апостолов сошел Святой Дух. Вот все, что мы знаем о Божией Матери из Евангелий, но некоторые другие события из ее жизни нам сохранило церковное предание.
С самых первых лет после Воскресения Христова среди ранних христиан сохранялись и передавались разные рассказы о жизни Иисуса Христа и Божией Матери. К началу второго века таких записанных рассказов собралось очень много. Некоторые из них были несомненно точной и верной записью того, что рассказывали ученики Иисуса Христа, а некоторые были скорее легендами. Собрался церковный собор, и был установлен список несомненных, истинных писаний Нового Завета, так называемый «канон», в который входят четыре Евангелия апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния апостолов, послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова. Остальные предания и рассказы о событиях из жизни Иисуса Христа были разделены на такие, которые хотя и не так достоверны, как Евангелия, но не искажают истины, и другие, которые Церковь признала ложными. Многие предания, признанные Церковью, вошли с очень раннего времени в церковные богослужения, и на основании этих преданий были установлены еще три праздника в честь Божией Матери, в добавление к празднованию дня Благовещения в память того, как ангел возвестил Деве Марии о том, что у нее родится Сын Иисус Христос.
8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь празднует Рождество Богородицы. Родители ее, Иоаким и Анна, до старости не имели детей и очень из-за этого горевали. Рождение дочери их Марии было для них большой радостью, и они обещали посвятить ее Богу.
21 ноября (4 декабря по новому стилю) празднуется Введение Богородицы во храм. По преданию, когда Марии исполнилось три года, родители привели ее в Иерусалимский храм и оставили там на воспитание. Встретил ее самый старший священник. Мария сама поднялась по ступенькам храма. Этот праздник — как бы праздник воспитания детей в вере и любви к Богу, праздник входа детей в Церковь.
15 августа (28 августа по новому стилю) наступает праздник Успения Божией Матери, день ее смерти. Божия Матерь прожила после Воскресения Христова около тридцати лет. Смерть свою она предчувствовала и ожидала ее с радостью. Ко дню ее кончины собрались все апостолы, которые в это время проповедовали Христа в разных странах. Кончина Божией Матери была для нее переселением в небесную жизнь к Сыну Своему.
Став человеком, Сын Божий Иисус Христос соединился с нами, стал одним из нас. И Матерь Его, любившая Его на земле материнской любовью, стала и для нас всех любящей нас Небесной Матерью.
КТО БЫЛ ИИСУС ХРИСТОС?
Недавно мне задал вопрос тринадцатилетний мальчик Андрей: «А кто же, в конце концов, был Иисус Христос?» Вот на этот вопрос я и постараюсь ответить сегодня.
Когда родился Иисус Христос? Наше теперешнее летоисчисление ведется от рождения Иисуса Христа, т. е. как бы считается, что Он родился тысячу девятьсот восемьдесят четыре года тому назад. Но, изучая древние исторические документы, ученые пришли к заключению, что это событие произошло немного раньше. В Евангелии сказано, что Иисус Христос родился при царе Ироде, а Ирод умер на четыре года раньше начала нашего летоисчисления. День рождения Иисуса Христа в Евангелии не указан. Церковь празднует его 25 декабря (7 января по новому стилю), так как с этим временем года были связаны древние, дохристианские обычаи праздновать начало конца зимы: начинают удлиняться дни, свет как бы побеждает темноту. Это могло служить символом для празднования Рождества Христова.
Родился Иисус Христос в Палестине, в городе Вифлееме, недалеко от Иерусалима, а детство и отрочество провел в Назарете. Родом Он был еврей. Еврейское царство никогда не было таким великим, как другие древние цивилизации — Вавилон, Персия, Индия, Греция. От него не осталось великих памятников архитектуры или искусства, а ко времени рождения Иисуса Христа это была крошечная бедная страна, завоеванная римлянами. Но евреи были единственным народом на земле, в котором тысячи и тысячи лет хранилась вера в единого Бога — Бога, Который хотел от верящих в Него людей доброй, праведной жизни. Держалась среди евреев и вера в то, что когда-нибудь придет Спаситель (Мессия), который спасет их народ.
О жизни Иисуса Христа мы знаем главным образом из четырех Евангелий («Евангелие» по-гречески значит «добрая весть»), написанных четырьмя Его учениками — Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Иногда спрашивают, есть ли еще какие-нибудь древние документы об Иисусе Христе. Есть, но немного. Документов двухтысячелетней давности сохранилось очень мало. Больше всего об Иисусе Христе сказано у еврейского историка Иосифа Флавия, жившего с 39 по 96 год, и римского историка Корнелия Тацита (55— 120). Оба они не были христианами, но они рассказывают о новой религии их времени — христианстве и о том, кто был ее основателем. Но сами Евангелия являются замечательным историческим документом. Самый древний сохранившийся отрывок написан на папирусе в 120—125 гг. Он хранится сейчас в музее в Ирландии.
В самые первые годы рассказы об Иисусе Христе передавались устно Его учениками, близко знавшими Его. Потом их стали записывать, переписывать, дополнять. Не прошло и ста лет после смерти и воскресения Иисуса Христа, как был собран церковный собор, просмотревший все известные тогда записи. И собор решил считать верными, несомненными четыре Евангелия (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), двадцать одно письмо, написанное апостолами, рассказ Луки о трудах апостолов и таинственную, пророческую книгу, написанную Иоанном. Из остальных записей некоторые были определены «может быть верными, а может и нет», а другие были признаны несомненно неверными.
С тех пор христиане с таким уважением и такой любовью относились к каноническим книгам Нового Завета, что, переписывая их, ни одного слова не меняли, даже когда в рассказах четырех Евангелистов, четырех свидетелей тех же самых событий, встречались различия в мелких подробностях. Эти противоречия в Евангелиях — лучшее доказательство того, что это записи живых свидетелей, так как всегда каждый свидетель какого-нибудь события видит его по-своему.
Что же мы узнаем о жизни Иисуса Христа из Евангелий? Иисус Христос родился в Вифлееме. Мать Его Мария и приемный отец Иосиф были там временно — они пришли на перепись населения, объявленную римлянами. Комнаты свободной в городе не оказалось, и Младенец родился в хлеву для скота. Событие это отметили только бедные пастухи, увидевшие таинственное знамение на ночном небе. Позднее ученые-астрономы из дальних стран заметили не известную им звезду и пришли искать родившегося Младенца.
Рос Иисус Христос в бедности. Приемный отец Его Иосиф был плотником, и Иисус работал с ним. Он прожил дома до 30 лет и только тогда вышел в народ на проповедь. Начал Он с того, что крестился у святого Иоанна Крестителя, который узнал Его, увидел Духа Святого, сходящего на Него, и услышал глас Божий о Нем. Вокруг Иисуса Христа собралось двенадцать учеников, большей частью простых рыбаков. Три года Он странствовал по Иудее и Галилее, проповедуя учение о любви к Богу и к людям. Много, много раз Иисус Христос помогал людям во всех их несчастьях, исцелял больных, прощал грешных, кормил голодных и даже возвращал к жизни умерших. Все Его чудеса помогали людям яснее видеть, больше понимать, полнее жить. Вокруг Него собирались огромные толпы народа, готовые видеть в Нем того Спасителя, Мессию, которого так давно ждал еврейский народ.
Но росла и вражда к Иисусу Христу. Ненавидели Его фарисеи — благочестивые законники, внешне очень тщательно исполнявшие все религиозные обряды и правила и хваставшиеся этим, но не имевшие глубокой веры. Ненавидели Христа и богатые и гордые священники, саддукеи, разбогатевшие на торговле жертвами для храма. Не верили Иисусу Христу и те, кто ждал, что Мессия будет земным царем и освободит их от власти Рима.
Три года проповедовал Иисус Христос, и вот враги Его схватили Его и отдали на суд римскому правителю Иудеи Понтию Пилату. Уступив требованиям обвинителей, Пилат, хотя и чувствовал, что перед ним стоит Праведник, осудил Иисуса Христа на страшную казнь — распятие.
Иисус Христос умер на кресте в пятницу днем, молясь за Своих врагов. Друзья Его сняли Его тело с креста и положили в гроб — каменную пещеру, как это было принято у евреев. По еврейскому закону в субботу ничего нельзя делать. Дождавшись рассвета следующего дня, воскресенья, несколько женщин, учениц Христа, пришли к пещере, чтобы омыть и убрать Его израненное тело. Но гроб оказался пуст. У отваленного камня сидел юноша в белоснежной одежде. «Не ужасайтесь! — сказал он. — Вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес».
В течение сорока дней воскресший Христос являлся Своим ученикам, а потом вознесся, исчез из их глаз в небесах. Воскресение Его было победой Божией жизни над смертью. С самых же первых дней враги Иисуса Христа отрицали Его воскресение, говорили, что ученики украли Его тело, и придумывали другие объяснения. Но уверенность, вера тех многочисленных учеников, которые видели Его, была так сильна, так тверда и непоколебима, что ничто не могло ее уничтожить. Их убивали, мучили, а они верили, они знали... Их изгоняли, а они пронесли свою веру по всему миру.
На этой вере, что Иисус Христос не просто святой человек, а Сын Божий, т.е. Бог, взявший на Себя прожить с нами нашу человеческую жизнь, пострадать, умереть и победить смерть, основано христианство. Эта вера совершенно изменила то, как мы понимаем смерть. Мы верим, что смерть не конец всего, а начало новой жизни.
Воскресение Христа — чудо, такое же, как когда в сотворенном Богом мире, в неорганическом хаосе появилась первая органическая клеточка или как когда в растительном мире появилось первое животное или среди животных появился первый человек.
Христос жизнью Своей научил нас, как жить, как страдать, как умирать, а воскресением Своим Он дал нам вечную жизнь. И самым радостным приветствием для христиан стали навсегда слова: ХРИСТОС ВОСКРЕС!
ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА
В сегодняшней беседе я постараюсь очень коротко рассказать о главных событиях жизни Иисуса Христа в их последовательности, так как многие знают только отдельные, не связанные между собой подробности.
Мать Иисуса Христа Мария и Иосиф, который заботился о Ней и которому Она была обручена, жили в маленьком иудейском городе Назарете. Мария ожидала Младенца, обещанного ей ангелом в особом видении, хотя у Нее не было мужа. В это время по всей стране производилась перепись населения, и все должны были прописываться в тех местах, откуда они были родом. Мария и Иосиф пошли в Вифлеем. Хотя они были люди простые и бедные, род их шел от царя Давида, из города Вифлеема. Вифлеем был переполнен, места в гостинице не нашлось, и им пришлось заночевать в пещере, в которую в плохую погоду загоняли скот. И в эту ночь наступило время Марии родить, и Она родила Сына, спеленала Его и положила в ясли. В это время в поле пастухи сторожили стадо, и вдруг в ночной темноте они увидели яркий свет: ангел явился им и сказал, что родился Спаситель. Пастухи пошли и поклонились Матери и Младенцу. Так эти простые люди стали единственными свидетелями события, изменившего жизнь мира.
Но рождение Иисуса Христа все-таки не прошло незамеченным. Восточные ученые астрономы, изучая небо и звезды, пришли к заключению, что где-то в мире произошло необычайное событие, и отправились на поиски. В Иерусалиме они узнали, что обещанный царь и спаситель еврейского народа должен родиться в Вифлееме. Следуя за необыкновенной появившейся в небе звездой, они дошли до Вифлеема и поклонились Младенцу Христу.
Узнать опасность и беду Иисусу Христу пришлось с младенчества. Испугавшись слухов о родившемся царе, царь Иудеи Ирод послал в Вифлеем воинов, приказав им убить всех младенцев-мальчиков моложе двух лет. Мария с Младенцем и Иосифом, предупрежденные вещим сном, успели бежать в Египет и оставались там до смерти Ирода. Потом они вернулись в Назарет.
О детстве Иисуса Христа мы знаем очень мало. Знаем, что еще до бегства в Египет Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, и там Его узнал и благословил праведный древний старец Симеон. Так святой Ветхого Завета увидел и обрадовался началу Нового Завета.
Иосиф был плотником, и Иисус Христос мальчиком помогал Ему и Сам научился этому ремеслу. Всю молодость Он провел послушным сыном, любимый всеми, знавшими Его, и Сам любя всех окружающих людей и Бога. «В любви у Бога и человеков», как сказано у евангелиста Луки. Только один, совсем особенный случай из детства Христа описывает Лука. Когда Иисусу Христу было двенадцать лет, его родители взяли Его с собой на праздник в Иерусалим, провели там несколько дней, а когда возвращались, заметили, что Отрока нет с ними. Три дня искали они Его, боялись, горевали и наконец нашли в храме, беседующего с учителями. Когда Мать упрекнула Его, Он ответил: «Разве вы не знали, что Мне нужно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Послушание Богу значило больше, чем послушание родителям.
Иисусу Христу было тридцать лет, когда Он вышел на проповедь. Он пошел на реку Иордан, где появился святой Иоанн Креститель, призывавший всех грешных людей каяться в своих грехах и креститься. Иоанн не хотел крестить безгрешного Иисуса, но Христос настоял, говоря: «Так надо исполнить всякую правду», т.е. Он хотел показать пример всем людям и взять на Себя их грехи. Когда Иисус Христос выходил из воды, Иоанн увидел Духа Божия, сходящего на Него, и услышал голос Бога: «Вот Сын Мой возлюбленный!»
После крещения Его вокруг Иисуса Христа стали собираться ученики. В то время это было в обычае: учитель и ученики жили вместе, вместе ходили по пыльным дорогам Палестины, задерживались то здесь, то там, жили на то, что им подавали люди, а иногда из этих подаяний кормили те толпы, которые собирались их слушать. Сначала Иисус Христос отобрал двенадцать учеников, апостолов, а потом еще семьдесят. Он посылал их по двое в тот город или место, куда Он хотел идти.
Три года Иисус Христос проповедовал, учил и исцелял людей и совершил много чудес. Он учил, как надо жить, и часто делал это в притчах, т. е. в рассказах или примерах из будничной, всем знакомой жизни. Его исцеления больных всегда давали им новую жизнь: слепые начинали видеть, глухие слышать, парализованные — двигаться, бесноватые делались разумными, голодные насыщались. Господь никогда не занимался волшебством, чтобы показать Свою силу. Когда дьявол, искушая Его, преложил Ему превратить камни в хлеб, чтобы утолить голод после длительного поста, Он отказался это сделать. Особенно поражало всех, как любовно относился Христос к грешникам: беседовал с ними, приходил к ним в дом, заступался за них...
Почему начала расти вражда к Иисусу Христу среди еврейских вождей и первосвященников? Конечно, они завидовали Ему, ведь этого простого Плотника собирались слушать тысячные толпы людей. Но возмущались они и тем, что Он не обращал внимания на мелкие правила их закона, а придавал больше значения любви, добру, вере, молитве. А главное, Иисус Христос учил, что Царствие Божие внутри нас, а они мечтали о могущественном земном царстве.
Иисус Христос знал, что Он пострадает и отдаст жизнь Свою за людей. Чтобы приготовить к этому Своих учеников, Он дал трем, самым близким из них, увидеть чудесное явление. Поднявшись с ними на гору, Он стал там молиться, а утомленные ученики заснули. И вдруг они проснулись и увидели Христа, сиявшего как свет, и беседующих с Ним Моисея и Илию, двух великих пророков, умерших за тысячи лет до того. Христос говорил с ними о предстоявших Ему страданиях и смерти. Пока они беседовали, облако осенило их и был слышен голос: «Вот Сын Мой возлюбленный, Его слушайте!» Ученики поклонились лицом до земли, а Иисус Христос подошел к ним и велел никому не говорить о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых.
Предал Иисуса Христа Его врагам один из двенадцати учеников — Иуда. Он мечтал о Спасителе-Мессии, который установит на земле еврейское царство, и он был к тому же жаден до денег. Когда, за неделю до еврейского праздника пасхи, огромные толпы народа радостно встретили у ворот Иерусалима ехавшего верхом на ослике Иисуса Христа, первосвященники еврейские собрались на совещание и решили во что бы то ни стало погубить Его. Иуда пришел к ним и за тридцать сребренников пообещал сообщить им, когда Христос будет находиться где-нибудь в пустынном месте, чтобы они могли арестовать Его.
За два дня до пасхи Иисус Христос собрался со своими учениками на пасхальный ужин. За этим ужином Он установил таинство Причастия: Он преломил хлеб и раздал его ученикам со словами: «Сие есть тело Мое, за вас ломимое...», и подал им чашу вина, говоря: «Сия есть кровь Моя, за вас проливаемая». После вечери и длинной беседы с учениками Он пошел в Гефсиманский сад и там долго молился, зная о предстоящей Своей смерти. И туда привел Иуда воинов взять Господа и дал им условленный знак, поцеловав Учителя. Началась длинная ночь суда, допросов, мучений и издевательств.
Сначала Иисуса Христа повели к первосвященнику Анне, а потом к главному первосвященнику Каиафе, у которого собрался суд старейшин. Долго они не могли найти свидетелей против Иисуса Христа, и тогда Каиафа воскликнул: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос Сын Бога?» Иисус ответил: «Ты сказал», что значит «да». Тогда все закричали: «Он богохульствует! Он повинен смерти!»
Еврейский суд не имел права казнить преступников, и Иисуса Христа повели к римскому правителю Иудеи — Понтию Пилату. Пилат не нашел в Нем никакой вины и, желая избавиться от неприятного дела, послал Иисуса к правителю Галилеи Ироду-Агриппе, бывшему проездом в Иерусалиме, так как Иисус Христос был из Галилеи. Ирод любил слушать интересных проповедников, но он не смог ни слова добиться от Христа и, поиздевавшись над Ним, отправил Его обратно к Пилату. Пилат поначалу всячески старался не выносить смертного приговора. Он предлагал, согласно обычаю, освободить Иисуса Христа ради праздника пасхи, но толпа кричала, требуя освобождения разбойника Варравы. Пилат велел бичевать Иисуса и вывел Его израненным, надеясь разжалобить народ. Наконец, когда Пилат услышал крики, что если он оправдает человека, обвиненного в том, что называет себя царем, то он, Пилат, враг римскому императору; тогда он испугался и осудил Иисуса Христа на смерть через распятие.
Христа пригвоздили ко кресту на холме, называвшемся Голгофой. Рядом с Ним были распяты два разбойника. Иисус Христос молился за распинавших Его, говоря: «Отче, прости им, потому что не знают, что делают». Один из разбойников издевался над Ним, а другой сказал: «Помяни меня, Господи, когда Ты придешь в Царствие Твое». Иисус ответил ему: «Сегодня ты будешь со Мной в раю».
Почти все ученики разбежались, только несколько женщин провожали Господа к месту казни, а у самого креста стояли Мать Его и любимый Его ученик Иоанн, которому перед самой Своей смертью на кресте Иисус поручил заботу о Своей матери. Страдания Господа на кресте длились до трех часов дня. Наконец Он громко воскликнул: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой!» — и с этими словами скончался.
Друзья Иисуса Христа Иосиф и Никодим получили разрешение от властей снять Его тело с креста. Обвив Его плащаницей (большим куском полотна), они положили Его во гроб. По еврейскому обычаю, это была пещера, высеченная в скале. Наступала суббота, и все разошлись по домам, так как по еврейскому закону в субботу нельзя было ничего делать. А на следующий день рано утром, на рассвете, женщины, следовавшие за Христом во время Его страданий, пришли ко гробу омыть и помазать душистыми травами Его израненное тело. Они нашли камень отваленным от входа в пещеру, а тела Иисуса Христа там не было. Ангел, блистающий, как молния, сидел на камне, и он сказал женщинам: «Его нет здесь. Он воскрес. Скажите об этом ученикам Его, и пусть они Его ждут в Галилее». Воскресший Христос несколько раз являлся Своим ученикам, давая им Свои последние наставления, а на сороковой день после смерти Он вышел с ними из Иерусалима, благословил их в последний раз и стал отделяться от них, возносясь на небо.
Жизнь Иисуса Христа рассказана четырьмя евангелистами, Его учениками: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. В сегодняшней беседе я постаралась очень коротко рассказать вам только о некоторых, самых главных событиях ее, чтобы для вас стали понятнее те подробности, которые вы, может быть, уже знаете. Но даже евангелисты не могли рассказать всего, о чем знали, и евангелист Иоанн, автор последнего, четвертого Евангелия, заканчивает его словами: «Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг».
УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА
Много тысяч лет самым высоким нравственным законом древнего дохристианского мира был Ветхий Завет — откровение о Боге, о правилах жизни людей, полученное еврейским народом. Когда родился на земле Иисус Христос, Он принес людям Новый Завет, открыл новые отношения людей с Богом, новое понимание жизни. Ветхий Завет этим не был упразднен и не потерял своего значения, он стал как бы предисловием, введением к Новому Завету. Ветхий Завет говорил о вере в Бога, о верности Богу, о справедливости и правде, о страхе Божием. Новый Завет принес новую заповедь — любовь. На Тайной Вечери, за последним ужином, на который собрались перед Его смертью Иисус Христос и Его ученики, Христос сказал им: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как я возлюбил вас». А любимый ученик Христа писал: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
Любовь идет дальше, чем закон, требования любви больше, чем требования закона. Закон запрещает убийство, а любовь изгоняет злобу из сердца. Закон справедлив, а любовь прощает зло, закон осуждает злые дела, а любовь изгоняет злые чувства.
Много веков уже христиане стараются понять учение Христа, стараются осуществлять учение Христа в своей жизни. Жизнь многих святых освещал этот путь поисков, и каждому из нас надо, хотя бы в самой малой мере, задуматься о том, что значит учение Христа в моей собственной жизни, что говорит мне это учение о моем отношении к Богу, к людям и к себе самому.
Иисус Христос часто излагал Свое учение в притчах, т. е. в рассказах и примерах из обычной жизни, и смысл этих примеров должны были находить сами слушатели. Это показывает, что Иисус Христос хотел, чтобы Его слушатели слушали Его активно, творчески, а не просто как какого-то занимательного рассказчика. Надо было задуматься над рассказом, понять скрытый в нем смысл и увидеть, как этот смысл приложим к собственной жизни.
Вот притча, в которой Иисус Христос говорит об отношении человека к Богу и Бога к человеку.
У одного человека было два сына, и сказал младший из них отцу: «Дай мне причитающуюся мне часть имения!». И отец разделил им имение. Через несколько дней младший сын, забрав все свое, пошел в далекую сторону. Там он жил распутно и все растратил. Когда младший сын прожил все, в стране начался великий голод, и он начал нуждаться. Он пошел искать работу, и один из жителей той страны послал его пасти свиней; и он рад был бы утолить голод свой тем, что ели свиньи, но никто и этого не давал ему. Тогда он пришел в себя и подумал: «Сколько работников у моего отца едят досыта, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отец мой, я согрешил против неба и перед тобой, и уже не достоин называться сыном твоим, прими меня в число работников твоих!»». Младший сын встал и пошел и, когда он еще был далеко, отец увидел своего младшего сына, сжалился и побежал ему навстречу, обнял его и поцелов<
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!