Почему мы не можем видеть Бога? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Почему мы не можем видеть Бога?

2019-05-27 150
Почему мы не можем видеть Бога? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Почему мы не можем видеть Бога? Как часто мы слы­шим этот вопрос, и не только от детей. Задают его абсолютно искренно и взрослые, а те, которые понаивнее, даже гово­рят: «Ведь вот летают космонавты в космосе, и никто из них там Бога не видел!»

Чтобы разобраться в этом вопросе, надо сначала поду­мать о том, что мы в нашей жизни вообще можем видеть и чего мы видеть не можем, что значит выражение «видимый мир» и выражение «невидимый мир».

Видимый мир — это весь окружающий нас физический мир. Мы можем его изучать, измерять, исследовать. Конеч­но, и в этом мире много явлений, которых мы фактически не можем видеть глазами, например внутренняя структура атома, взаимодействие частиц атома или даже электричес­кая энергия. Но мы изучаем физическое действие этих час­тиц или этой силы, измеряем их, пользуемся ими. Мы сами часть этого физического мира, мы живем в нем, пользуемся им, он действует на нас.

Но есть и другие явления в нашей жизни, которых мы не можем видеть глазами, тронуть, измерить, хотя их влияние на нас, их значение в нашей жизни очень велико. Я называю таким «невидимым миром» мир человеческих отноше­ний друг к другу, жизнь мысли, чувств, творчества, свобод­ной воли. Как можно увидеть, каким мерилом можно изме­рить человеческую любовь, вражду, сочувствие, веру, та­лант? А разве все эти свойства не влияют на нашу жизнь? Разве может человек жить и не быть частью этого «невиди­мого мира»? И разве не именно эти явления дают нашей жизни и значение и смысл?

Видимая и невидимая части нашей жизни тесно связа­ны и влияют друг на друга. Чувство, переживаемое челове­ком, действует на него и физически, — он краснеет, бледне­ет, плачет, смеется. А физические условия — голод и уто­ление голода, болезнь и выздоровление и т. д. — влияют на наше настроение, на нашу мысль. Видимое и невидимое тесно переплетены, и невозможно их разделить. Но свое главное значение, свой главный смысл наша жизнь получа­ет именно от того, что невозможно физически измерить или увидеть. А каждый человек всегда ищет именно смысла своей жизни и несчастен, если жизнь его бессмысленна.

Верить в Бога значит прежде всего верить, что в жизни есть смысл. Можно сказать, что Бог — «Дух вечный, всеблагий, вездесущий, всемогущий», как нас учит Церковь, это смысл всех смыслов. От Бога у нас все то, что дает смысл нашей жизни, и все, что в нашей жизни имеет смысл, приближает нас к Богу. И если в нашей собственной чело­веческой жизни мы не можем увидеть, измерить то, что дает ей смысл, то тем более не можем мы увидеть Бога глазами, описать Его, Смысл всего, что существует. В Бога можно только верить, чувствовать Его силу, понимать Его правду, служить -Ему. «Бога никто никогда не видел», — пишет любимый ученик Иисуса Христа, Иоанн Богослов (1 Ин. 4:12) и дальше объясняет, как лучше всего узнать Бога: «Если мы любим друг друга, Бог в нас пребывает».

Это не значит, что Бог какая-то безличная, таинствен­ная сила. Ведь когда мы говорим о «невидимом» в нашей собственной жизни, например о любви, мы не говорим о каком-то отвлеченном понятии. Любовь — это не теория. Не бывает «любви вообще», любовь всегда значит «я люб­лю его» (или ее, или их). Иоанн Богослов в том же послании пишет: «Бог есть Любовь», и это означает, что Бог не только Творец всего мира, не только Смысл всего, но что Он любит каждого из нас, что от Него ко мне тянется нить Его любви и что Он — Смысл и моей личной жизни.

Да, мы не можем видеть Бога, не можем даже умом нашим понять Его, мы только можем видеть мудрый смысл Его творения в жизни мира, а иногда мы видим смысл Его воли и в нашей собственной жизни. И хочется мне добавить, что когда делаешься уже очень старой и мысленно обозреваешь всю свою жизнь, то все яснее делается смысл Его воли в твоей жизни.

Священная книга, Библия, состоит из замечательных, Богом внушенных откровений о Боге, о жизни, об истории человечества. Часто в форме простых рассказов, записан­ных простыми, неучеными людьми, жившими много тысяч лет тому назад, Библия передает нам самые глубокие исти­ны о Боге. В одной из книг Библии написано, как Бог яв­лялся пророку Моисею, которого Он избрал, чтобы вывести еврейский народ из египетского плена. Моисей бежал из Египта, боясь преследований. Находясь в пустыне, он вдруг увидел странный куст терновника — куст горел, но не сго­рал. Моисей понял, что это место святое, подошел к нему, услышал голос Бога и закрыл лицо свое, потому что боялся взглянуть на Бога. И откровенье Божие ему было, что он станет вождем своего народа и выведет его из Египта. Моисей услышал голос Божий в непонятном ему, необъяснимом явлении, не посмел взглянуть на Бога, но всю свою жизнь отдал на исполнение воли Божией. А когда много лет спус­тя он уже вывел свой народ из Египта и они странствовали по пустыне, Моисей поднимался один на гору и там, в буре, в ударах грома и блеске молнии, общался с Богом и полу­чил от Него закон жизни под Богом... И Моисей просил Бога показаться ему, чтобы укрепить его в трудах его. Бог подкрепил Моисея, показав ему проходящую мимо него «сла­ву Божию». Мы не знаем, что значат эти слова. Но в то же время Бог сказал Моисею, что не может человек, пока он жив, увидеть Бога.

Так тысячи лет тому назад, в форме простых рассказов, было подтверждено людям, что видеть Бога нашим физи­ческим зрением невозможно.

Да, мы познаем Бога и в созданном Им физическом мире, мы чувствуем Его волю и в будничной, материальной жизни, и чувствуем своей душой любовь Его и правду Его. Вера наша в Бога свободна, и никто не может заставить нас верить или не верить.

Бог везде, во всем бесконечном космосе. Мы не можем Его увидеть или понять. Приближаемся мы к Нему и Он приближается к нам в нашей вере, любви и смирении, а не когда мы поднимаемся в космических кораблях на какие-то ничтожные несколько тысяч километров над поверхностью земли.

 

О БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 

Когда входишь в православный храм, всегда видишь в нем множество икон, и большая часть икон изображает Божию Матерь с Младенцем на руках. Кто она? Что мы о ней знаем? Почему ей молятся? Разве она — Бог?

Нет, Матерь Божия, Богородица, Дева Мария — не Бог. Верующие почитают ее именно потому, что верят в Бога, в Иисуса Христа. Самая суть христианской веры в том и зак­лючается, что Бог, ради любви Своей к людям, чтобы по­мочь нам и спасти нас от зла, Сам стал как один из нас, как говорят — вочеловечился. Если бы мы не верили, что Иисус Христос — Бог, Сын Божий, как мы Его называем, мы не были бы христианами. Для христиан Иисус Христос не просто святой человек, Он — Бог, но Он жил с нами, как человек, как один из нас. Мария, Матерь Божия, стала Его Матерью на земле. В ней люди достигли своей самой большой святости, поднялись на самую большую высоту, потому что человечество оказалось способным принять Бога, дать Ему мать.

У Матери Божией не было мужа. Став Матерью, она осталась Девой. Тайна эта нам непонятна, как непонятны нам тайна вечности или тайна возникновения жизни, или судьба человека после смерти. В нашем мышлении долж­ны появиться еще какие-то совсем другие измерения, чтобы понимать эти тайны. В этом как раз и состоит вера; вера означает верить в то, что мы еще не видим, не понимаем, чего еще не знаем.

Известно, что в самых древних, доисторических религиях существовал культ богини Матери-земли, что язычники по­клонялись великой Матери богов. Такой культ был выражением инстинктивного, религиозного отношения людей к твор­ческой силе природы, к материнству. Существовали в древ­них религиях и различные мифы, о рождении героя без зем­ного отца, от какого-нибудь божества. Не из этих ли мифов произошло христианское почитание Божией Матери?

С христианской точки зрения неправильно все отвергать в язычестве. В самых наивных, а иногда и грубых языческих мифах подчас выражается предчувствие того, что потом ясно проявилось в христианстве. Но, читая эти языческие мифы о богах и богине-матери, замечаешь, что они сказочны, фанта­стичны, не похожи на настоящую жизнь, настоящих людей. Образ же Божией Матери, данный нам в Евангелии, как раз наоборот — простой, реалистичный, жизненный.

О самом чудесном, самом непонятном событии в жизни Божией Матери рассказывает евангелист Лука. Юной Деве Марии, жившей в доме Иосифа, которому она была обруче­на, явился ангел и приветствовал ее словами: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою, благословенна ты между женами!» Хотя Мария и смущена была необычайными сло­вами, она оставалась спокойной и раздумывала в себе самой о смысле этого странного приветствия. И сказал ей ангел: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. Ты родить Сына и дать Ему имя Иисус. Он будет велик, и назовут Его Сыном Всевышнего». Такое предсказание мог­ло бы смутить всякую девушку или вызвать у нее чувство гордости, но Мария, недоумевая, просто обращается к анге­лу: «Как это будет, когда я мужа не знаю?» И ангел отве­чает ей, что сила Бога Всевышнего осенит ее и что Дитя, Которое она родит, наречется Сыном Божиим. А потом ан­гел укрепляет ее, говоря, что не одна она является орудием в руках Божиих. Вот и родственница ее Елизавета в старо­сти стала ожидать младенца... И Мария смиренно отвеча­ет: «Я раба Господня, пусть будет мне по слову твоему».

Потрясенная бывшим ей видением, Мария должна была поделиться с кем-нибудь тем, что произошло. И она поспе­шила к старой родственнице своей Елизавете, о которой гово­рил ей ангел. Увидев Марию, Елизавета воскликнула: «Бла­гословенна ты между женами! И благословен плод чрева твоего!» Мария ответила Елизавете словами той хвалебной песни, которую мы часто слышим в церкви: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Спасителе Моем!»

Вскоре после этого в Иудее проводилась перепись насе­ления, Иосифу и Марии пришлось отправиться в город Виф­леем, откуда оба они были родом. Пришли они в Вифлеем ночью, места в гостинице не нашли, пришлось им остано­виться в пещере, куда загоняли скот в плохую погоду. Этой ночью наступило время Марии родить, и в этом загоне для скота родила она Сына, Иисуса Христа, спеленала Его и положила в ясли. Пастухи, сторожившие стадо неподалеку, в полночь увидели чудное видение в ночном небе и пришли поклониться Младенцу и Матери Его. Евангелист Лука до­бавляет: «Мария же сохраняла все слова эти, складывая их в сердце своем».

Вероятно, от Матери Божией и услышали евангелисты рассказы о детстве Иисуса Христа, которые и записали: как на сороковой день после рождения Мария и Иосиф отнесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм и там старец Симеон узнал в Нем Спасителя мира и благословил Его, а Матери предсказал, что ей придется много пострадать за Сына; как пришли поклониться Младенцу мудрецы из дальней восточной страны; как пришлось Иосифу и Марии с Младенцем бежать в Египет, чтобы спасти Младенца от царя Ирода. И еще один рассказ передает евангелист Лука. Когда Иисусу было двенадцать лет, родители взяли Его с собой на праздник в Иерусалим. Там Он отделился от них, и они долго искали Его. Только через три дня нашли они Его в храме, беседующим с учителями. На упреки родителей Иисус отвечал: «Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Отца Моего?»

Евангельский рассказ о первом чуде, совершенном Иисусом Христом, тоже связан с Божией Матерью. Иисус Христос и Матерь Его были приглашены на свадьбу, по-видимому, к людям бедным, так как у них не хватило вина для угощения гостей. Мария обратила на это внимание Своего Сына, и по Его слову вода в кувшинах стала вином.

Матери Божией пришлось пережить тягости, горе и за­боты о Сыне, Который отдает жизнь Свою за людей. Беспо­коясь о Нем, она старается сквозь толпу народа подойти к Нему, чтобы увести домой, и слышит в ответ на эту заботу горькие для себя слова: «Кто матерь Моя и кто братия Мои?» И, указав рукой на учеников, Иисус Христос про­должает: «Вот матерь Моя и братия Мои — все, кто испол­няет волю Отца Моего Небесного».

И, наконец, мы видим ее стоящей у креста, на котором распят в мучительной казни ее Сын, Иисус Христос. Одним из последних слов Иисуса Христа было обращение к матери. Евангелист Иоанн пишет: «Увидев Мать и ученика, близ стоящего, которого Он любил, говорит Матери: "Женщина, вот сын твой!" Потом говорит ученику: "Вот мать твоя!" И с того часа взял ученик ее к себе».

В описании трудов апостолов после Воскресения Хрис­това упоминается, что Матерь Божия оставалась с ними в Иерусалиме и была там, когда на апостолов сошел Святой Дух. Вот все, что мы знаем о Божией Матери из Евангелий, но некоторые другие события из ее жизни нам сохранило церковное предание.

С самых первых лет после Воскресения Христова среди ранних христиан сохранялись и передавались разные рас­сказы о жизни Иисуса Христа и Божией Матери. К началу второго века таких записанных рассказов собралось очень много. Некоторые из них были несомненно точной и верной записью того, что рассказывали ученики Иисуса Христа, а некоторые были скорее легендами. Собрался церковный собор, и был установлен список несомненных, истинных пи­саний Нового Завета, так называемый «канон», в который входят четыре Евангелия апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния апостолов, послания апостолов и Откро­вение Иоанна Богослова. Остальные предания и рассказы о событиях из жизни Иисуса Христа были разделены на та­кие, которые хотя и не так достоверны, как Евангелия, но не искажают истины, и другие, которые Церковь признала лож­ными. Многие предания, признанные Церковью, вошли с очень раннего времени в церковные богослужения, и на ос­новании этих преданий были установлены еще три празд­ника в честь Божией Матери, в добавление к празднованию дня Благовещения в память того, как ангел возвестил Деве Марии о том, что у нее родится Сын Иисус Христос.

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь праз­днует Рождество Богородицы. Родители ее, Иоаким и Анна, до старости не имели детей и очень из-за этого горевали. Рождение дочери их Марии было для них большой радос­тью, и они обещали посвятить ее Богу.

21 ноября (4 декабря по новому стилю) празднуется Введение Богородицы во храм. По преданию, когда Марии исполнилось три года, родители привели ее в Иерусалимс­кий храм и оставили там на воспитание. Встретил ее самый старший священник. Мария сама поднялась по ступенькам храма. Этот праздник — как бы праздник воспитания де­тей в вере и любви к Богу, праздник входа детей в Церковь.

15 августа (28 августа по новому стилю) наступает праз­дник Успения Божией Матери, день ее смерти. Божия Ма­терь прожила после Воскресения Христова около тридцати лет. Смерть свою она предчувствовала и ожидала ее с ра­достью. Ко дню ее кончины собрались все апостолы, кото­рые в это время проповедовали Христа в разных странах. Кончина Божией Матери была для нее переселением в небесную жизнь к Сыну Своему.

Став человеком, Сын Божий Иисус Христос соединился с нами, стал одним из нас. И Матерь Его, любившая Его на земле материнской любовью, стала и для нас всех любящей нас Небесной Матерью.

КТО БЫЛ ИИСУС ХРИСТОС?

 

Недавно мне задал вопрос тринадцатилетний мальчик Андрей: «А кто же, в конце концов, был Иисус Христос?» Вот на этот вопрос я и постараюсь ответить сегодня.

Когда родился Иисус Христос? Наше теперешнее лето­исчисление ведется от рождения Иисуса Христа, т. е. как бы считается, что Он родился тысячу девятьсот восемьдесят четыре года тому назад. Но, изучая древние исторические документы, ученые пришли к заключению, что это событие произошло немного раньше. В Евангелии сказано, что Иисус Христос родился при царе Ироде, а Ирод умер на четыре года раньше начала нашего летоисчисления. День рожде­ния Иисуса Христа в Евангелии не указан. Церковь празд­нует его 25 декабря (7 января по новому стилю), так как с этим временем года были связаны древние, дохристианские обычаи праздновать начало конца зимы: начинают удлиняться дни, свет как бы побеждает темноту. Это могло слу­жить символом для празднования Рождества Христова.

Родился Иисус Христос в Палестине, в городе Вифлее­ме, недалеко от Иерусалима, а детство и отрочество провел в Назарете. Родом Он был еврей. Еврейское царство никог­да не было таким великим, как другие древние цивилиза­ции — Вавилон, Персия, Индия, Греция. От него не оста­лось великих памятников архитектуры или искусства, а ко времени рождения Иисуса Христа это была крошечная бед­ная страна, завоеванная римлянами. Но евреи были един­ственным народом на земле, в котором тысячи и тысячи лет хранилась вера в единого Бога — Бога, Который хотел от верящих в Него людей доброй, праведной жизни. Держа­лась среди евреев и вера в то, что когда-нибудь придет Спаситель (Мессия), который спасет их народ.

О жизни Иисуса Христа мы знаем главным образом из четырех Евангелий («Евангелие» по-гречески значит «доб­рая весть»), написанных четырьмя Его учениками — Мат­феем, Марком, Лукой и Иоанном. Иногда спрашивают, есть ли еще какие-нибудь древние документы об Иисусе Христе. Есть, но немного. Документов двухтысячелетней давности сохранилось очень мало. Больше всего об Иисусе Христе сказано у еврейского историка Иосифа Флавия, жившего с 39 по 96 год, и римского историка Корнелия Тацита (55— 120). Оба они не были христианами, но они рассказывают о новой религии их времени — христианстве и о том, кто был ее основателем. Но сами Евангелия являются замечательным историческим документом. Самый древний сохранив­шийся отрывок написан на папирусе в 120—125 гг. Он хра­нится сейчас в музее в Ирландии.

В самые первые годы рассказы об Иисусе Христе пере­давались устно Его учениками, близко знавшими Его. По­том их стали записывать, переписывать, дополнять. Не про­шло и ста лет после смерти и воскресения Иисуса Христа, как был собран церковный собор, просмотревший все изве­стные тогда записи. И собор решил считать верными, не­сомненными четыре Евангелия (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), двадцать одно письмо, написанное апостолами, рассказ Луки о трудах апостолов и таинственную, пророчес­кую книгу, написанную Иоанном. Из остальных записей не­которые были определены «может быть верными, а может и нет», а другие были признаны несомненно неверными.

С тех пор христиане с таким уважением и такой любо­вью относились к каноническим книгам Нового Завета, что, переписывая их, ни одного слова не меняли, даже когда в рассказах четырех Евангелистов, четырех свидетелей тех же самых событий, встречались различия в мелких подроб­ностях. Эти противоречия в Евангелиях — лучшее доказа­тельство того, что это записи живых свидетелей, так как всегда каждый свидетель какого-нибудь события видит его по-своему.

Что же мы узнаем о жизни Иисуса Христа из Еванге­лий? Иисус Христос родился в Вифлееме. Мать Его Мария и приемный отец Иосиф были там временно — они пришли на перепись населения, объявленную римлянами. Комнаты сво­бодной в городе не оказалось, и Младенец родился в хлеву для скота. Событие это отметили только бедные пастухи, увидевшие таинственное знамение на ночном небе. Позднее ученые-астрономы из дальних стран заметили не известную им звезду и пришли искать родившегося Младенца.

Рос Иисус Христос в бедности. Приемный отец Его Иосиф был плотником, и Иисус работал с ним. Он прожил дома до 30 лет и только тогда вышел в народ на проповедь. Начал Он с того, что крестился у святого Иоанна Крестителя, ко­торый узнал Его, увидел Духа Святого, сходящего на Него, и услышал глас Божий о Нем. Вокруг Иисуса Христа со­бралось двенадцать учеников, большей частью простых рыбаков. Три года Он странствовал по Иудее и Галилее, проповедуя учение о любви к Богу и к людям. Много, много раз Иисус Христос помогал людям во всех их несчастьях, исцелял больных, прощал грешных, кормил голодных и даже возвращал к жизни умерших. Все Его чудеса помогали лю­дям яснее видеть, больше понимать, полнее жить. Вокруг Него собирались огромные толпы народа, готовые видеть в Нем того Спасителя, Мессию, которого так давно ждал ев­рейский народ.

Но росла и вражда к Иисусу Христу. Ненавидели Его фарисеи — благочестивые законники, внешне очень тща­тельно исполнявшие все религиозные обряды и правила и хваставшиеся этим, но не имевшие глубокой веры. Ненави­дели Христа и богатые и гордые священники, саддукеи, раз­богатевшие на торговле жертвами для храма. Не верили Иисусу Христу и те, кто ждал, что Мессия будет земным царем и освободит их от власти Рима.

Три года проповедовал Иисус Христос, и вот враги Его схватили Его и отдали на суд римскому правителю Иудеи Понтию Пилату. Уступив требованиям обвинителей, Пи­лат, хотя и чувствовал, что перед ним стоит Праведник, осудил Иисуса Христа на страшную казнь — распятие.

Иисус Христос умер на кресте в пятницу днем, молясь за Своих врагов. Друзья Его сняли Его тело с креста и положили в гроб — каменную пещеру, как это было приня­то у евреев. По еврейскому закону в субботу ничего нельзя делать. Дождавшись рассвета следующего дня, воскресе­нья, несколько женщин, учениц Христа, пришли к пещере, чтобы омыть и убрать Его израненное тело. Но гроб оказал­ся пуст. У отваленного камня сидел юноша в белоснежной одежде. «Не ужасайтесь! — сказал он. — Вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес».

В течение сорока дней воскресший Христос являлся Своим ученикам, а потом вознесся, исчез из их глаз в небе­сах. Воскресение Его было победой Божией жизни над смертью. С самых же первых дней враги Иисуса Христа отри­цали Его воскресение, говорили, что ученики украли Его тело, и придумывали другие объяснения. Но уверенность, вера тех многочисленных учеников, которые видели Его, была так сильна, так тверда и непоколебима, что ничто не могло ее уничтожить. Их убивали, мучили, а они верили, они знали... Их изгоняли, а они пронесли свою веру по всему миру.

На этой вере, что Иисус Христос не просто святой чело­век, а Сын Божий, т.е. Бог, взявший на Себя прожить с нами нашу человеческую жизнь, пострадать, умереть и по­бедить смерть, основано христианство. Эта вера совершен­но изменила то, как мы понимаем смерть. Мы верим, что смерть не конец всего, а начало новой жизни.

Воскресение Христа — чудо, такое же, как когда в со­творенном Богом мире, в неорганическом хаосе появилась первая органическая клеточка или как когда в раститель­ном мире появилось первое животное или среди животных появился первый человек.

Христос жизнью Своей научил нас, как жить, как стра­дать, как умирать, а воскресением Своим Он дал нам веч­ную жизнь. И самым радостным приветствием для христи­ан стали навсегда слова: ХРИСТОС ВОСКРЕС!

ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА

 

В сегодняшней беседе я постараюсь очень коротко рас­сказать о главных событиях жизни Иисуса Христа в их пос­ледовательности, так как многие знают только отдельные, не связанные между собой подробности.

Мать Иисуса Христа Мария и Иосиф, который заботил­ся о Ней и которому Она была обручена, жили в маленьком иудейском городе Назарете. Мария ожидала Младенца, обещанного ей ангелом в особом видении, хотя у Нее не было мужа. В это время по всей стране производилась пе­репись населения, и все должны были прописываться в тех местах, откуда они были родом. Мария и Иосиф пошли в Вифлеем. Хотя они были люди простые и бедные, род их шел от царя Давида, из города Вифлеема. Вифлеем был переполнен, места в гостинице не нашлось, и им пришлось заночевать в пещере, в которую в плохую погоду загоняли скот. И в эту ночь наступило время Марии родить, и Она родила Сына, спеленала Его и положила в ясли. В это время в поле пастухи сторожили стадо, и вдруг в ночной темноте они увидели яркий свет: ангел явился им и сказал, что родился Спаситель. Пастухи пошли и поклонились Матери и Младенцу. Так эти простые люди стали единственными свидетелями события, изменившего жизнь мира.

Но рождение Иисуса Христа все-таки не прошло незаме­ченным. Восточные ученые астрономы, изучая небо и звез­ды, пришли к заключению, что где-то в мире произошло необычайное событие, и отправились на поиски. В Иеруса­лиме они узнали, что обещанный царь и спаситель еврей­ского народа должен родиться в Вифлееме. Следуя за необыкновенной появившейся в небе звездой, они дошли до Вифлеема и поклонились Младенцу Христу.

Узнать опасность и беду Иисусу Христу пришлось с младенчества. Испугавшись слухов о родившемся царе, царь Иудеи Ирод послал в Вифлеем воинов, приказав им убить всех младенцев-мальчиков моложе двух лет. Мария с Мла­денцем и Иосифом, предупрежденные вещим сном, успели бежать в Египет и оставались там до смерти Ирода. Потом они вернулись в Назарет.

О детстве Иисуса Христа мы знаем очень мало. Знаем, что еще до бегства в Египет Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, и там Его узнал и благословил праведный древний старец Симеон. Так святой Ветхого Завета увидел и обрадовался началу Нового Завета.

Иосиф был плотником, и Иисус Христос мальчиком по­могал Ему и Сам научился этому ремеслу. Всю молодость Он провел послушным сыном, любимый всеми, знавшими Его, и Сам любя всех окружающих людей и Бога. «В любви у Бога и человеков», как сказано у евангелиста Луки. Толь­ко один, совсем особенный случай из детства Христа описы­вает Лука. Когда Иисусу Христу было двенадцать лет, его родители взяли Его с собой на праздник в Иерусалим, про­вели там несколько дней, а когда возвращались, заметили, что Отрока нет с ними. Три дня искали они Его, боялись, горевали и наконец нашли в храме, беседующего с учителя­ми. Когда Мать упрекнула Его, Он ответил: «Разве вы не знали, что Мне нужно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Послушание Богу значило больше, чем послуша­ние родителям.

Иисусу Христу было тридцать лет, когда Он вышел на проповедь. Он пошел на реку Иордан, где появился святой Иоанн Креститель, призывавший всех грешных людей ка­яться в своих грехах и креститься. Иоанн не хотел крестить безгрешного Иисуса, но Христос настоял, говоря: «Так надо исполнить всякую правду», т.е. Он хотел показать пример всем людям и взять на Себя их грехи. Когда Иисус Христос выходил из воды, Иоанн увидел Духа Божия, сходящего на Него, и услышал голос Бога: «Вот Сын Мой возлюбленный!»

После крещения Его вокруг Иисуса Христа стали соби­раться ученики. В то время это было в обычае: учитель и ученики жили вместе, вместе ходили по пыльным дорогам Палестины, задерживались то здесь, то там, жили на то, что им подавали люди, а иногда из этих подаяний кормили те толпы, которые собирались их слушать. Сначала Иисус Христос отобрал двенадцать учеников, апостолов, а потом еще семьдесят. Он посылал их по двое в тот город или мес­то, куда Он хотел идти.

Три года Иисус Христос проповедовал, учил и исцелял людей и совершил много чудес. Он учил, как надо жить, и часто делал это в притчах, т. е. в рассказах или примерах из будничной, всем знакомой жизни. Его исцеления больных всегда давали им новую жизнь: слепые начинали видеть, глухие слышать, парализованные — двигаться, бесноватые делались разумными, голодные насыщались. Господь ни­когда не занимался волшебством, чтобы показать Свою силу. Когда дьявол, искушая Его, преложил Ему превратить камни в хлеб, чтобы утолить голод после длительного поста, Он отказался это сделать. Особенно поражало всех, как лю­бовно относился Христос к грешникам: беседовал с ними, приходил к ним в дом, заступался за них...

Почему начала расти вражда к Иисусу Христу среди еврейских вождей и первосвященников? Конечно, они зави­довали Ему, ведь этого простого Плотника собирались слу­шать тысячные толпы людей. Но возмущались они и тем, что Он не обращал внимания на мелкие правила их закона, а придавал больше значения любви, добру, вере, молитве. А главное, Иисус Христос учил, что Царствие Божие внут­ри нас, а они мечтали о могущественном земном царстве.

Иисус Христос знал, что Он пострадает и отдаст жизнь Свою за людей. Чтобы приготовить к этому Своих учеников, Он дал трем, самым близким из них, увидеть чудесное явле­ние. Поднявшись с ними на гору, Он стал там молиться, а утомленные ученики заснули. И вдруг они проснулись и увидели Христа, сиявшего как свет, и беседующих с Ним Моисея и Илию, двух великих пророков, умерших за тысячи лет до того. Христос говорил с ними о предстоявших Ему страданиях и смерти. Пока они беседовали, облако осенило их и был слышен голос: «Вот Сын Мой возлюбленный, Его слушайте!» Ученики поклонились лицом до земли, а Иисус Христос подошел к ним и велел никому не говорить о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых.

Предал Иисуса Христа Его врагам один из двенадцати учеников — Иуда. Он мечтал о Спасителе-Мессии, кото­рый установит на земле еврейское царство, и он был к тому же жаден до денег. Когда, за неделю до еврейского празд­ника пасхи, огромные толпы народа радостно встретили у ворот Иерусалима ехавшего верхом на ослике Иисуса Христа, первосвященники еврейские собрались на совеща­ние и решили во что бы то ни стало погубить Его. Иуда пришел к ним и за тридцать сребренников пообещал сооб­щить им, когда Христос будет находиться где-нибудь в пустынном месте, чтобы они могли арестовать Его.

За два дня до пасхи Иисус Христос собрался со своими учениками на пасхальный ужин. За этим ужином Он уста­новил таинство Причастия: Он преломил хлеб и раздал его ученикам со словами: «Сие есть тело Мое, за вас ломимое...», и подал им чашу вина, говоря: «Сия есть кровь Моя, за вас проливаемая». После вечери и длинной беседы с учениками Он пошел в Гефсиманский сад и там долго мо­лился, зная о предстоящей Своей смерти. И туда привел Иуда воинов взять Господа и дал им условленный знак, поцеловав Учителя. Началась длинная ночь суда, допросов, мучений и издевательств.

Сначала Иисуса Христа повели к первосвященнику Анне, а потом к главному первосвященнику Каиафе, у которого собрался суд старейшин. Долго они не могли найти свидете­лей против Иисуса Христа, и тогда Каиафа воскликнул: «Зак­линаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос Сын Бога?» Иисус ответил: «Ты сказал», что значит «да». Тогда все закричали: «Он богохульствует! Он повинен смерти!»

Еврейский суд не имел права казнить преступников, и Иисуса Христа повели к римскому правителю Иудеи — Понтию Пилату. Пилат не нашел в Нем никакой вины и, желая избавиться от неприятного дела, послал Иисуса к правителю Галилеи Ироду-Агриппе, бывшему проездом в Иерусалиме, так как Иисус Христос был из Галилеи. Ирод любил слушать интересных проповедников, но он не смог ни слова добиться от Христа и, поиздевавшись над Ним, от­правил Его обратно к Пилату. Пилат поначалу всячески старался не выносить смертного приговора. Он предлагал, согласно обычаю, освободить Иисуса Христа ради праздни­ка пасхи, но толпа кричала, требуя освобождения разбой­ника Варравы. Пилат велел бичевать Иисуса и вывел Его израненным, надеясь разжалобить народ. Наконец, когда Пилат услышал крики, что если он оправдает человека, обвиненного в том, что называет себя царем, то он, Пилат, враг римскому императору; тогда он испугался и осудил Иисуса Христа на смерть через распятие.

Христа пригвоздили ко кресту на холме, называвшемся Голгофой. Рядом с Ним были распяты два разбойника. Иисус Христос молился за распинавших Его, говоря: «Отче, прости им, потому что не знают, что делают». Один из разбойников издевался над Ним, а другой сказал: «Помяни меня, Госпо­ди, когда Ты придешь в Царствие Твое». Иисус ответил ему: «Сегодня ты будешь со Мной в раю».

Почти все ученики разбежались, только несколько жен­щин провожали Господа к месту казни, а у самого креста стояли Мать Его и любимый Его ученик Иоанн, которому перед самой Своей смертью на кресте Иисус поручил заботу о Своей матери. Страдания Господа на кресте длились до трех часов дня. Наконец Он громко воскликнул: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой!» — и с этими словами скончался.

Друзья Иисуса Христа Иосиф и Никодим получили раз­решение от властей снять Его тело с креста. Обвив Его плащаницей (большим куском полотна), они положили Его во гроб. По еврейскому обычаю, это была пещера, высечен­ная в скале. Наступала суббота, и все разошлись по домам, так как по еврейскому закону в субботу нельзя было ничего делать. А на следующий день рано утром, на рассвете, жен­щины, следовавшие за Христом во время Его страданий, пришли ко гробу омыть и помазать душистыми травами Его израненное тело. Они нашли камень отваленным от входа в пещеру, а тела Иисуса Христа там не было. Ангел, блистающий, как молния, сидел на камне, и он сказал жен­щинам: «Его нет здесь. Он воскрес. Скажите об этом учени­кам Его, и пусть они Его ждут в Галилее». Воскресший Христос несколько раз являлся Своим ученикам, давая им Свои последние наставления, а на сороковой день после смерти Он вышел с ними из Иерусалима, благословил их в последний раз и стал отделяться от них, возносясь на небо.

Жизнь Иисуса Христа рассказана четырьмя евангелис­тами, Его учениками: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. В сегодняшней беседе я постаралась очень коротко расска­зать вам только о некоторых, самых главных событиях ее, чтобы для вас стали понятнее те подробности, которые вы, может быть, уже знаете. Но даже евангелисты не могли рассказать всего, о чем знали, и евангелист Иоанн, автор последнего, четвертого Евангелия, заканчивает его словами: «Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг».

УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА

 

Много тысяч лет самым высоким нравственным зако­ном древнего дохристианского мира был Ветхий Завет — откровение о Боге, о правилах жизни людей, полученное еврейским народом. Когда родился на земле Иисус Христос, Он принес людям Новый Завет, открыл новые отношения людей с Богом, новое понимание жизни. Ветхий Завет этим не был упразднен и не потерял своего значения, он стал как бы предисловием, введением к Новому Завету. Ветхий Завет говорил о вере в Бога, о верности Богу, о справедливости и правде, о страхе Божием. Новый Завет принес новую запо­ведь — любовь. На Тайной Вечери, за последним ужином, на который собрались перед Его смертью Иисус Христос и Его ученики, Христос сказал им: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как я возлюбил вас». А любимый ученик Христа писал: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».

Любовь идет дальше, чем закон, требования любви боль­ше, чем требования закона. Закон запрещает убийство, а любовь изгоняет злобу из сердца. Закон справедлив, а лю­бовь прощает зло, закон осуждает злые дела, а любовь из­гоняет злые чувства.

Много веков уже христиане стараются понять учение Христа, стараются осуществлять учение Христа в своей жизни. Жизнь многих святых освещал этот путь поисков, и каждому из нас надо, хотя бы в самой малой мере, заду­маться о том, что значит учение Христа в моей собственной жизни, что говорит мне это учение о моем отношении к Богу, к людям и к себе самому.

Иисус Христос часто излагал Свое учение в притчах, т. е. в рассказах и примерах из обычной жизни, и смысл этих примеров должны были находить сами слушатели. Это показывает, что Иисус Христос хотел, чтобы Его слушатели слушали Его активно, творчески, а не просто как какого-то занимательного рассказчика. Надо было задуматься над рассказом, понять скрытый в нем смысл и увидеть, как этот смысл приложим к собственной жизни.

Вот притча, в которой Иисус Христос говорит об отно­шении человека к Богу и Бога к человеку.

У одного человека было два сына, и сказал младший из них отцу: «Дай мне причитающуюся мне часть имения!». И отец разделил им имение. Через несколько дней млад­ший сын, забрав все свое, пошел в далекую сторону. Там он жил распутно и все растратил. Когда младший сын прожил все, в стране начался великий голод, и он начал нуждаться. Он пошел искать работу, и один из жителей той страны послал его пасти свиней; и он рад был бы утолить голод свой тем, что ели свиньи, но никто и этого не давал ему. Тогда он пришел в себя и подумал: «Сколько работников у моего отца едят досыта, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отец мой, я согрешил против неба и перед тобой, и уже не достоин называться сыном твоим, прими меня в число работников твоих!»». Младший сын встал и пошел и, когда он еще был далеко, отец увидел своего младшего сына, сжалился и побежал ему навстречу, обнял его и поцелов<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.