Беседы с подростками. Программа «не хлебом единым» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Беседы с подростками. Программа «не хлебом единым»

2019-05-27 115
Беседы с подростками. Программа «не хлебом единым» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БЕСЕДЫ С ПОДРОСТКАМИ. ПРОГРАММА «НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ»

Куломзина С.С. Опубликована в кн.: С.С.Куломзина. Что значит молится Богу?. - М.: "Православный паломник-М", 2002 г.

 

http://www.synergia.itn.ru/kerigma/metod/kulomzin/BESEDsPODROST/BESEDsPODROST.zip

2.1 Библейское повествование о сотворении мира.

2.2 Что такое Ветхий Завет?

2.3 Почему мы не можем видеть Бога?

2.4 О Божией Матери

2.5 Кто был Иисус Христос?

2.6 Жизнь Иисуса Христа

2.7 Учение Иисуса Христа

2.8 Есть ли жизнь после смерти?

2.9 Об ангелах

2.10 О святых

2.11 О чудесах

2.12 Наука и вера

2.13 Что значит молиться Богу?

2.14 Что такое Церковь

2.15 Как была основана Церковь

2.16 О православных храмах

2.17 Об иконах

2.18 О священнослужителях

2.19 Что значит быть членом Церкви?

2.20 Каков смысл того богослужения, которое совершают в церкви в воскресенье утром?

2.21 О раскаянии

ЧТО ТАКОЕ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ?

 

Ветхий Завет — первая часть той книги, которую мы называем Библией. Слова «Ветхий Завет» значат «древнее завещание», т. е. древнее соглашение Бога с людьми. Когда родился на земле Господь Иисус Христос, Он открыл лю­дям совсем новые отношения с Богом и этим положил нача­ло Новому Завету. Новым Заветом называется вторая часть Библии — четыре Евангелия (четыре повествования о жиз­ни на земле Иисуса Христа), повествование о трудах Его учеников-апостолов и их послания. Ветхий Завет содержит писания многих авторов о Боге, о сотворении мира и челове­ка, об отношениях между Богом и людьми, о законах жизни под Богом, об истории избранного Богом еврейского наро­да. Есть в Ветхом Завете и рассказы о судьбе отдельных людей, размышления и молитвы великих древних святых и их предсказания о судьбе человека на земле.

Библию называют также Священным Писанием или Словом Божиим. Мы верим, что книги Библии не просто произведения талантливых авторов, но что в этих писани­ях Бог открыл Себя людям, что писания эти «богооткровенны». Это не значит, что Библия упала с неба, как ка­кая-то сказочная «Голубиная книга», или что Священное Писание — механическая, стенографическая запись, сде­ланная под диктовку Господа Бога. Мы верим, что Бог открыл Себя избранным Им святым людям и вдохновил их писать о Нем. Авторы библейских повествований писали их своими словами, языком своего времени, своей культу­ры, но этими словами они открывали нам вечную правду о Боге и о жизни, внушенную им Богом. Отдельные части Ветхого Завета записывались в течение многих сотен и даже тысяч лет. Писания эти собирались, тщательно хра­нились, переписывались и приблизительно за 250 лет до Рождества Христова были, по приказанию египетского фараона Птоломея-Филадельфия, переведены на гречес­кий язык. В то время греческий язык был самым распрос­траненным культурным языком в мире.

Первые пять книг Ветхого Завета связаны с именем великого пророка Моисея, выведшего еврейский народ из египетского плена. Первая книга называется Бытие, и в ней описаны доисторические события. В удивительно простых и в то же время торжественных словах там рассказано о постепенном, в несколько периодов, возникновении из хаоса по слову Божию нашего мира, о влагаемой Богом в этот мир силе произрастать, производить все новые и более раз­витые формы жизни и, наконец, о создании первых людей, на которых Бог возлагает ответственность за мир. И торже­ственно подтверждается, что этот мир был хорош. А потом в таинственных образах рассказывается, как первые люди нарушили данную им Богом заповедь и «вкусили плода от древа познания добра и зла», единственного дерева, плодов которого Бог велел им не есть. Люди потеряли блаженство жизни в постоянном общении с Богом, и началась их много­трудная жизнь на земле.

В этой же книге говорится о потопе — какой-то миро­вой катастрофе, великом наводнении, память о котором со­хранилась в преданиях всех народов и геологические следы которого находят и современные ученые. Может быть, это был результат таяния ледников, может быть — столкновения с землей какой-то кометы... Спасены от потопа были только отдельные существа, от которых опять пошла жизнь на земле. А за этим следует рассказ о разделении человече­ства на отдельные «языки», т. е. народы, уже не понимав­шие языка друг друга, и говорится об этом как о наказании Божием за человеческую гордость: люди захотели постро­ить башню до неба, чтобы не страшен был другой потоп.

В этой же книге начинается рассказ об основателе ев­рейского народа Аврааме, о его твердой вере в единого Бога в мире, который такой веры еще не понимал; а потом пове­ствуется о потомках Авраама и их семьях, в которых эта вера сохранялась.

Следующая важная тема Ветхого Завета — это откро­вение, данное Богом великому пророку Моисею в такой пол­ноте, какой люди еще не знали. Моисей вывел свой народ из египетского плена, за долгие трудные годы странствования по пустыне выковал его дух, передал ему полученные от Бога законы жизни, правила богослужения, устройства на­родной жизни и даже социальной справедливости и гигие­ны. Главные принесенные им от Бога законы были десять заповедей. Они посвящены нашему отношению к Богу, еди­ному Богу, которого мы не можем изобразить и даже гово­рить о котором не смеем без благоговения, которому мы должны посвящать часть нашего времени, вознося к Нему молитву. Говорят эти заповеди и о наших отношениях между собой — о долге уважения и любви к родителям, о непозво­лительности убийства и нарушения верности супругов друг другу, запрещают кражу, ложь и зависть.

В остальных книгах, носящих имя пророка Моисея, раз­работаны до самых мелочей правила жизни еврейского народа.

Следующие книги Ветхого Завета передают историю евреев. Главный смысл этих повествований заключается в том, что все исторические события не случайны, что все совершается по воле Божией или вследствие нарушения ее людьми, что грех и измена Богу всегда приводят ко злу и что исправить грех можно только покаянием. Некоторые книги Ветхого Завета говорят о судьбе отдельных людей, но основная их мысль всегда та же: человек живет под Богом, отношение человека к Богу и Бога к человеку определяет всю его жизнь.

Некоторые книги Ветхого Завета ни о чем конкретном не рассказывают. Это просто размышления о Боге, о жизни, о людях. Таковы, например, Притчи Соломона или книга Екклесиаста. Они часто полны глубокий житейской мудро­сти. «Долготерпение лучше храбрости и владеющий собой лучше завоевателя города». «Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, чем богатый дом с раздором». «Может ли кто взять себе огонь за пазуху и не прожечь платье?» (это — о грешных чувствах).

Но особенно много значат для православного христиа­нина собранные в одной книге Псалмы — молитвы в форме песен. По преданию, многие из них были написаны царем Давидом. Псалмы стали частью православного богослуже­ния, и мы слышим их в церкви за каждой всенощной и каждой литургией.

Наконец, последняя часть Ветхого Завета состоит из повествований о пророках и писаний этих пророков. Проро­ки были совсем особенные люди — не священники, не пра­вители, не судьи, не военачальники. Они не были связаны ни с определенным местом, ни с определенным обрядом. Они ходили по всей стране, обращались ко всем людям, откликались на всякую беду и всегда во всем видели смысл события, волю Божию. Некоторые из них предвидели в удивительных подробностях будущие события Нового Завета — и в Евангелиях мы находим ссылки на такие пророчества. Да, действительно, Ветхий Завет — это слово Божие, услышанное и записанное людьми, слово о Боге, о смысле жизни, о смысле Божией воли в истории человечества, о нашем отношении к Богу и к людям, о людских грехах и страданиях. Ветхий Завет — это как бы предисловие к Но­вому Завету, принесенному нам Господом нашим Иисусом Христом.

О БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 

Когда входишь в православный храм, всегда видишь в нем множество икон, и большая часть икон изображает Божию Матерь с Младенцем на руках. Кто она? Что мы о ней знаем? Почему ей молятся? Разве она — Бог?

Нет, Матерь Божия, Богородица, Дева Мария — не Бог. Верующие почитают ее именно потому, что верят в Бога, в Иисуса Христа. Самая суть христианской веры в том и зак­лючается, что Бог, ради любви Своей к людям, чтобы по­мочь нам и спасти нас от зла, Сам стал как один из нас, как говорят — вочеловечился. Если бы мы не верили, что Иисус Христос — Бог, Сын Божий, как мы Его называем, мы не были бы христианами. Для христиан Иисус Христос не просто святой человек, Он — Бог, но Он жил с нами, как человек, как один из нас. Мария, Матерь Божия, стала Его Матерью на земле. В ней люди достигли своей самой большой святости, поднялись на самую большую высоту, потому что человечество оказалось способным принять Бога, дать Ему мать.

У Матери Божией не было мужа. Став Матерью, она осталась Девой. Тайна эта нам непонятна, как непонятны нам тайна вечности или тайна возникновения жизни, или судьба человека после смерти. В нашем мышлении долж­ны появиться еще какие-то совсем другие измерения, чтобы понимать эти тайны. В этом как раз и состоит вера; вера означает верить в то, что мы еще не видим, не понимаем, чего еще не знаем.

Известно, что в самых древних, доисторических религиях существовал культ богини Матери-земли, что язычники по­клонялись великой Матери богов. Такой культ был выражением инстинктивного, религиозного отношения людей к твор­ческой силе природы, к материнству. Существовали в древ­них религиях и различные мифы, о рождении героя без зем­ного отца, от какого-нибудь божества. Не из этих ли мифов произошло христианское почитание Божией Матери?

С христианской точки зрения неправильно все отвергать в язычестве. В самых наивных, а иногда и грубых языческих мифах подчас выражается предчувствие того, что потом ясно проявилось в христианстве. Но, читая эти языческие мифы о богах и богине-матери, замечаешь, что они сказочны, фанта­стичны, не похожи на настоящую жизнь, настоящих людей. Образ же Божией Матери, данный нам в Евангелии, как раз наоборот — простой, реалистичный, жизненный.

О самом чудесном, самом непонятном событии в жизни Божией Матери рассказывает евангелист Лука. Юной Деве Марии, жившей в доме Иосифа, которому она была обруче­на, явился ангел и приветствовал ее словами: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою, благословенна ты между женами!» Хотя Мария и смущена была необычайными сло­вами, она оставалась спокойной и раздумывала в себе самой о смысле этого странного приветствия. И сказал ей ангел: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. Ты родить Сына и дать Ему имя Иисус. Он будет велик, и назовут Его Сыном Всевышнего». Такое предсказание мог­ло бы смутить всякую девушку или вызвать у нее чувство гордости, но Мария, недоумевая, просто обращается к анге­лу: «Как это будет, когда я мужа не знаю?» И ангел отве­чает ей, что сила Бога Всевышнего осенит ее и что Дитя, Которое она родит, наречется Сыном Божиим. А потом ан­гел укрепляет ее, говоря, что не одна она является орудием в руках Божиих. Вот и родственница ее Елизавета в старо­сти стала ожидать младенца... И Мария смиренно отвеча­ет: «Я раба Господня, пусть будет мне по слову твоему».

Потрясенная бывшим ей видением, Мария должна была поделиться с кем-нибудь тем, что произошло. И она поспе­шила к старой родственнице своей Елизавете, о которой гово­рил ей ангел. Увидев Марию, Елизавета воскликнула: «Бла­гословенна ты между женами! И благословен плод чрева твоего!» Мария ответила Елизавете словами той хвалебной песни, которую мы часто слышим в церкви: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Спасителе Моем!»

Вскоре после этого в Иудее проводилась перепись насе­ления, Иосифу и Марии пришлось отправиться в город Виф­леем, откуда оба они были родом. Пришли они в Вифлеем ночью, места в гостинице не нашли, пришлось им остано­виться в пещере, куда загоняли скот в плохую погоду. Этой ночью наступило время Марии родить, и в этом загоне для скота родила она Сына, Иисуса Христа, спеленала Его и положила в ясли. Пастухи, сторожившие стадо неподалеку, в полночь увидели чудное видение в ночном небе и пришли поклониться Младенцу и Матери Его. Евангелист Лука до­бавляет: «Мария же сохраняла все слова эти, складывая их в сердце своем».

Вероятно, от Матери Божией и услышали евангелисты рассказы о детстве Иисуса Христа, которые и записали: как на сороковой день после рождения Мария и Иосиф отнесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм и там старец Симеон узнал в Нем Спасителя мира и благословил Его, а Матери предсказал, что ей придется много пострадать за Сына; как пришли поклониться Младенцу мудрецы из дальней восточной страны; как пришлось Иосифу и Марии с Младенцем бежать в Египет, чтобы спасти Младенца от царя Ирода. И еще один рассказ передает евангелист Лука. Когда Иисусу было двенадцать лет, родители взяли Его с собой на праздник в Иерусалим. Там Он отделился от них, и они долго искали Его. Только через три дня нашли они Его в храме, беседующим с учителями. На упреки родителей Иисус отвечал: «Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Отца Моего?»

Евангельский рассказ о первом чуде, совершенном Иисусом Христом, тоже связан с Божией Матерью. Иисус Христос и Матерь Его были приглашены на свадьбу, по-видимому, к людям бедным, так как у них не хватило вина для угощения гостей. Мария обратила на это внимание Своего Сына, и по Его слову вода в кувшинах стала вином.

Матери Божией пришлось пережить тягости, горе и за­боты о Сыне, Который отдает жизнь Свою за людей. Беспо­коясь о Нем, она старается сквозь толпу народа подойти к Нему, чтобы увести домой, и слышит в ответ на эту заботу горькие для себя слова: «Кто матерь Моя и кто братия Мои?» И, указав рукой на учеников, Иисус Христос про­должает: «Вот матерь Моя и братия Мои — все, кто испол­няет волю Отца Моего Небесного».

И, наконец, мы видим ее стоящей у креста, на котором распят в мучительной казни ее Сын, Иисус Христос. Одним из последних слов Иисуса Христа было обращение к матери. Евангелист Иоанн пишет: «Увидев Мать и ученика, близ стоящего, которого Он любил, говорит Матери: "Женщина, вот сын твой!" Потом говорит ученику: "Вот мать твоя!" И с того часа взял ученик ее к себе».

В описании трудов апостолов после Воскресения Хрис­това упоминается, что Матерь Божия оставалась с ними в Иерусалиме и была там, когда на апостолов сошел Святой Дух. Вот все, что мы знаем о Божией Матери из Евангелий, но некоторые другие события из ее жизни нам сохранило церковное предание.

С самых первых лет после Воскресения Христова среди ранних христиан сохранялись и передавались разные рас­сказы о жизни Иисуса Христа и Божией Матери. К началу второго века таких записанных рассказов собралось очень много. Некоторые из них были несомненно точной и верной записью того, что рассказывали ученики Иисуса Христа, а некоторые были скорее легендами. Собрался церковный собор, и был установлен список несомненных, истинных пи­саний Нового Завета, так называемый «канон», в который входят четыре Евангелия апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния апостолов, послания апостолов и Откро­вение Иоанна Богослова. Остальные предания и рассказы о событиях из жизни Иисуса Христа были разделены на та­кие, которые хотя и не так достоверны, как Евангелия, но не искажают истины, и другие, которые Церковь признала лож­ными. Многие предания, признанные Церковью, вошли с очень раннего времени в церковные богослужения, и на ос­новании этих преданий были установлены еще три празд­ника в честь Божией Матери, в добавление к празднованию дня Благовещения в память того, как ангел возвестил Деве Марии о том, что у нее родится Сын Иисус Христос.

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь праз­днует Рождество Богородицы. Родители ее, Иоаким и Анна, до старости не имели детей и очень из-за этого горевали. Рождение дочери их Марии было для них большой радос­тью, и они обещали посвятить ее Богу.

21 ноября (4 декабря по новому стилю) празднуется Введение Богородицы во храм. По преданию, когда Марии исполнилось три года, родители привели ее в Иерусалимс­кий храм и оставили там на воспитание. Встретил ее самый старший священник. Мария сама поднялась по ступенькам храма. Этот праздник — как бы праздник воспитания де­тей в вере и любви к Богу, праздник входа детей в Церковь.

15 августа (28 августа по новому стилю) наступает праз­дник Успения Божией Матери, день ее смерти. Божия Ма­терь прожила после Воскресения Христова около тридцати лет. Смерть свою она предчувствовала и ожидала ее с ра­достью. Ко дню ее кончины собрались все апостолы, кото­рые в это время проповедовали Христа в разных странах. Кончина Божией Матери была для нее переселением в небесную жизнь к Сыну Своему.

Став человеком, Сын Божий Иисус Христос соединился с нами, стал одним из нас. И Матерь Его, любившая Его на земле материнской любовью, стала и для нас всех любящей нас Небесной Матерью.

КТО БЫЛ ИИСУС ХРИСТОС?

 

Недавно мне задал вопрос тринадцатилетний мальчик Андрей: «А кто же, в конце концов, был Иисус Христос?» Вот на этот вопрос я и постараюсь ответить сегодня.

Когда родился Иисус Христос? Наше теперешнее лето­исчисление ведется от рождения Иисуса Христа, т. е. как бы считается, что Он родился тысячу девятьсот восемьдесят четыре года тому назад. Но, изучая древние исторические документы, ученые пришли к заключению, что это событие произошло немного раньше. В Евангелии сказано, что Иисус Христос родился при царе Ироде, а Ирод умер на четыре года раньше начала нашего летоисчисления. День рожде­ния Иисуса Христа в Евангелии не указан. Церковь празд­нует его 25 декабря (7 января по новому стилю), так как с этим временем года были связаны древние, дохристианские обычаи праздновать начало конца зимы: начинают удлиняться дни, свет как бы побеждает темноту. Это могло слу­жить символом для празднования Рождества Христова.

Родился Иисус Христос в Палестине, в городе Вифлее­ме, недалеко от Иерусалима, а детство и отрочество провел в Назарете. Родом Он был еврей. Еврейское царство никог­да не было таким великим, как другие древние цивилиза­ции — Вавилон, Персия, Индия, Греция. От него не оста­лось великих памятников архитектуры или искусства, а ко времени рождения Иисуса Христа это была крошечная бед­ная страна, завоеванная римлянами. Но евреи были един­ственным народом на земле, в котором тысячи и тысячи лет хранилась вера в единого Бога — Бога, Который хотел от верящих в Него людей доброй, праведной жизни. Держа­лась среди евреев и вера в то, что когда-нибудь придет Спаситель (Мессия), который спасет их народ.

О жизни Иисуса Христа мы знаем главным образом из четырех Евангелий («Евангелие» по-гречески значит «доб­рая весть»), написанных четырьмя Его учениками — Мат­феем, Марком, Лукой и Иоанном. Иногда спрашивают, есть ли еще какие-нибудь древние документы об Иисусе Христе. Есть, но немного. Документов двухтысячелетней давности сохранилось очень мало. Больше всего об Иисусе Христе сказано у еврейского историка Иосифа Флавия, жившего с 39 по 96 год, и римского историка Корнелия Тацита (55— 120). Оба они не были христианами, но они рассказывают о новой религии их времени — христианстве и о том, кто был ее основателем. Но сами Евангелия являются замечательным историческим документом. Самый древний сохранив­шийся отрывок написан на папирусе в 120—125 гг. Он хра­нится сейчас в музее в Ирландии.

В самые первые годы рассказы об Иисусе Христе пере­давались устно Его учениками, близко знавшими Его. По­том их стали записывать, переписывать, дополнять. Не про­шло и ста лет после смерти и воскресения Иисуса Христа, как был собран церковный собор, просмотревший все изве­стные тогда записи. И собор решил считать верными, не­сомненными четыре Евангелия (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), двадцать одно письмо, написанное апостолами, рассказ Луки о трудах апостолов и таинственную, пророчес­кую книгу, написанную Иоанном. Из остальных записей не­которые были определены «может быть верными, а может и нет», а другие были признаны несомненно неверными.

С тех пор христиане с таким уважением и такой любо­вью относились к каноническим книгам Нового Завета, что, переписывая их, ни одного слова не меняли, даже когда в рассказах четырех Евангелистов, четырех свидетелей тех же самых событий, встречались различия в мелких подроб­ностях. Эти противоречия в Евангелиях — лучшее доказа­тельство того, что это записи живых свидетелей, так как всегда каждый свидетель какого-нибудь события видит его по-своему.

Что же мы узнаем о жизни Иисуса Христа из Еванге­лий? Иисус Христос родился в Вифлееме. Мать Его Мария и приемный отец Иосиф были там временно — они пришли на перепись населения, объявленную римлянами. Комнаты сво­бодной в городе не оказалось, и Младенец родился в хлеву для скота. Событие это отметили только бедные пастухи, увидевшие таинственное знамение на ночном небе. Позднее ученые-астрономы из дальних стран заметили не известную им звезду и пришли искать родившегося Младенца.

Рос Иисус Христос в бедности. Приемный отец Его Иосиф был плотником, и Иисус работал с ним. Он прожил дома до 30 лет и только тогда вышел в народ на проповедь. Начал Он с того, что крестился у святого Иоанна Крестителя, ко­торый узнал Его, увидел Духа Святого, сходящего на Него, и услышал глас Божий о Нем. Вокруг Иисуса Христа со­бралось двенадцать учеников, большей частью простых рыбаков. Три года Он странствовал по Иудее и Галилее, проповедуя учение о любви к Богу и к людям. Много, много раз Иисус Христос помогал людям во всех их несчастьях, исцелял больных, прощал грешных, кормил голодных и даже возвращал к жизни умерших. Все Его чудеса помогали лю­дям яснее видеть, больше понимать, полнее жить. Вокруг Него собирались огромные толпы народа, готовые видеть в Нем того Спасителя, Мессию, которого так давно ждал ев­рейский народ.

Но росла и вражда к Иисусу Христу. Ненавидели Его фарисеи — благочестивые законники, внешне очень тща­тельно исполнявшие все религиозные обряды и правила и хваставшиеся этим, но не имевшие глубокой веры. Ненави­дели Христа и богатые и гордые священники, саддукеи, раз­богатевшие на торговле жертвами для храма. Не верили Иисусу Христу и те, кто ждал, что Мессия будет земным царем и освободит их от власти Рима.

Три года проповедовал Иисус Христос, и вот враги Его схватили Его и отдали на суд римскому правителю Иудеи Понтию Пилату. Уступив требованиям обвинителей, Пи­лат, хотя и чувствовал, что перед ним стоит Праведник, осудил Иисуса Христа на страшную казнь — распятие.

Иисус Христос умер на кресте в пятницу днем, молясь за Своих врагов. Друзья Его сняли Его тело с креста и положили в гроб — каменную пещеру, как это было приня­то у евреев. По еврейскому закону в субботу ничего нельзя делать. Дождавшись рассвета следующего дня, воскресе­нья, несколько женщин, учениц Христа, пришли к пещере, чтобы омыть и убрать Его израненное тело. Но гроб оказал­ся пуст. У отваленного камня сидел юноша в белоснежной одежде. «Не ужасайтесь! — сказал он. — Вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес».

В течение сорока дней воскресший Христос являлся Своим ученикам, а потом вознесся, исчез из их глаз в небе­сах. Воскресение Его было победой Божией жизни над смертью. С самых же первых дней враги Иисуса Христа отри­цали Его воскресение, говорили, что ученики украли Его тело, и придумывали другие объяснения. Но уверенность, вера тех многочисленных учеников, которые видели Его, была так сильна, так тверда и непоколебима, что ничто не могло ее уничтожить. Их убивали, мучили, а они верили, они знали... Их изгоняли, а они пронесли свою веру по всему миру.

На этой вере, что Иисус Христос не просто святой чело­век, а Сын Божий, т.е. Бог, взявший на Себя прожить с нами нашу человеческую жизнь, пострадать, умереть и по­бедить смерть, основано христианство. Эта вера совершен­но изменила то, как мы понимаем смерть. Мы верим, что смерть не конец всего, а начало новой жизни.

Воскресение Христа — чудо, такое же, как когда в со­творенном Богом мире, в неорганическом хаосе появилась первая органическая клеточка или как когда в раститель­ном мире появилось первое животное или среди животных появился первый человек.

Христос жизнью Своей научил нас, как жить, как стра­дать, как умирать, а воскресением Своим Он дал нам веч­ную жизнь. И самым радостным приветствием для христи­ан стали навсегда слова: ХРИСТОС ВОСКРЕС!

ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА

 

В сегодняшней беседе я постараюсь очень коротко рас­сказать о главных событиях жизни Иисуса Христа в их пос­ледовательности, так как многие знают только отдельные, не связанные между собой подробности.

Мать Иисуса Христа Мария и Иосиф, который заботил­ся о Ней и которому Она была обручена, жили в маленьком иудейском городе Назарете. Мария ожидала Младенца, обещанного ей ангелом в особом видении, хотя у Нее не было мужа. В это время по всей стране производилась пе­репись населения, и все должны были прописываться в тех местах, откуда они были родом. Мария и Иосиф пошли в Вифлеем. Хотя они были люди простые и бедные, род их шел от царя Давида, из города Вифлеема. Вифлеем был переполнен, места в гостинице не нашлось, и им пришлось заночевать в пещере, в которую в плохую погоду загоняли скот. И в эту ночь наступило время Марии родить, и Она родила Сына, спеленала Его и положила в ясли. В это время в поле пастухи сторожили стадо, и вдруг в ночной темноте они увидели яркий свет: ангел явился им и сказал, что родился Спаситель. Пастухи пошли и поклонились Матери и Младенцу. Так эти простые люди стали единственными свидетелями события, изменившего жизнь мира.

Но рождение Иисуса Христа все-таки не прошло незаме­ченным. Восточные ученые астрономы, изучая небо и звез­ды, пришли к заключению, что где-то в мире произошло необычайное событие, и отправились на поиски. В Иеруса­лиме они узнали, что обещанный царь и спаситель еврей­ского народа должен родиться в Вифлееме. Следуя за необыкновенной появившейся в небе звездой, они дошли до Вифлеема и поклонились Младенцу Христу.

Узнать опасность и беду Иисусу Христу пришлось с младенчества. Испугавшись слухов о родившемся царе, царь Иудеи Ирод послал в Вифлеем воинов, приказав им убить всех младенцев-мальчиков моложе двух лет. Мария с Мла­денцем и Иосифом, предупрежденные вещим сном, успели бежать в Египет и оставались там до смерти Ирода. Потом они вернулись в Назарет.

О детстве Иисуса Христа мы знаем очень мало. Знаем, что еще до бегства в Египет Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, и там Его узнал и благословил праведный древний старец Симеон. Так святой Ветхого Завета увидел и обрадовался началу Нового Завета.

Иосиф был плотником, и Иисус Христос мальчиком по­могал Ему и Сам научился этому ремеслу. Всю молодость Он провел послушным сыном, любимый всеми, знавшими Его, и Сам любя всех окружающих людей и Бога. «В любви у Бога и человеков», как сказано у евангелиста Луки. Толь­ко один, совсем особенный случай из детства Христа описы­вает Лука. Когда Иисусу Христу было двенадцать лет, его родители взяли Его с собой на праздник в Иерусалим, про­вели там несколько дней, а когда возвращались, заметили, что Отрока нет с ними. Три дня искали они Его, боялись, горевали и наконец нашли в храме, беседующего с учителя­ми. Когда Мать упрекнула Его, Он ответил: «Разве вы не знали, что Мне нужно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Послушание Богу значило больше, чем послуша­ние родителям.

Иисусу Христу было тридцать лет, когда Он вышел на проповедь. Он пошел на реку Иордан, где появился святой Иоанн Креститель, призывавший всех грешных людей ка­яться в своих грехах и креститься. Иоанн не хотел крестить безгрешного Иисуса, но Христос настоял, говоря: «Так надо исполнить всякую правду», т.е. Он хотел показать пример всем людям и взять на Себя их грехи. Когда Иисус Христос выходил из воды, Иоанн увидел Духа Божия, сходящего на Него, и услышал голос Бога: «Вот Сын Мой возлюбленный!»

После крещения Его вокруг Иисуса Христа стали соби­раться ученики. В то время это было в обычае: учитель и ученики жили вместе, вместе ходили по пыльным дорогам Палестины, задерживались то здесь, то там, жили на то, что им подавали люди, а иногда из этих подаяний кормили те толпы, которые собирались их слушать. Сначала Иисус Христос отобрал двенадцать учеников, апостолов, а потом еще семьдесят. Он посылал их по двое в тот город или мес­то, куда Он хотел идти.

Три года Иисус Христос проповедовал, учил и исцелял людей и совершил много чудес. Он учил, как надо жить, и часто делал это в притчах, т. е. в рассказах или примерах из будничной, всем знакомой жизни. Его исцеления больных всегда давали им новую жизнь: слепые начинали видеть, глухие слышать, парализованные — двигаться, бесноватые делались разумными, голодные насыщались. Господь ни­когда не занимался волшебством, чтобы показать Свою силу. Когда дьявол, искушая Его, преложил Ему превратить камни в хлеб, чтобы утолить голод после длительного поста, Он отказался это сделать. Особенно поражало всех, как лю­бовно относился Христос к грешникам: беседовал с ними, приходил к ним в дом, заступался за них...

Почему начала расти вражда к Иисусу Христу среди еврейских вождей и первосвященников? Конечно, они зави­довали Ему, ведь этого простого Плотника собирались слу­шать тысячные толпы людей. Но возмущались они и тем, что Он не обращал внимания на мелкие правила их закона, а придавал больше значения любви, добру, вере, молитве. А главное, Иисус Христос учил, что Царствие Божие внут­ри нас, а они мечтали о могущественном земном царстве.

Иисус Христос знал, что Он пострадает и отдаст жизнь Свою за людей. Чтобы приготовить к этому Своих учеников, Он дал трем, самым близким из них, увидеть чудесное явле­ние. Поднявшись с ними на гору, Он стал там молиться, а утомленные ученики заснули. И вдруг они проснулись и увидели Христа, сиявшего как свет, и беседующих с Ним Моисея и Илию, двух великих пророков, умерших за тысячи лет до того. Христос говорил с ними о предстоявших Ему страданиях и смерти. Пока они беседовали, облако осенило их и был слышен голос: «Вот Сын Мой возлюбленный, Его слушайте!» Ученики поклонились лицом до земли, а Иисус Христос подошел к ним и велел никому не говорить о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых.

Предал Иисуса Христа Его врагам один из двенадцати учеников — Иуда. Он мечтал о Спасителе-Мессии, кото­рый установит на земле еврейское царство, и он был к тому же жаден до денег. Когда, за неделю до еврейского празд­ника пасхи, огромные толпы народа радостно встретили у ворот Иерусалима ехавшего верхом на ослике Иисуса Христа, первосвященники еврейские собрались на совеща­ние и решили во что бы то ни стало погубить Его. Иуда пришел к ним и за тридцать сребренников пообещал сооб­щить им, когда Христос будет находиться где-нибудь в пустынном месте, чтобы они могли арестовать Его.

За два дня до пасхи Иисус Христос собрался со своими учениками на пасхальный ужин. За этим ужином Он уста­новил таинство Причастия: Он преломил хлеб и раздал его ученикам со словами: «Сие есть тело Мое, за вас ломимое...», и подал им чашу вина, говоря: «Сия есть кровь Моя, за вас проливаемая». После вечери и длинной беседы с учениками Он пошел в Гефсиманский сад и там долго мо­лился, зная о предстоящей Своей смерти. И туда привел Иуда воинов взять Господа и дал им условленный знак, поцеловав Учителя. Началась длинная ночь суда, допросов, мучений и издевательств.

Сначала Иисуса Христа повели к первосвященнику Анне, а потом к главному первосвященнику Каиафе, у которого собрался суд старейшин. Долго они не могли найти свидете­лей против Иисуса Христа, и тогда Каиафа воскликнул: «Зак­линаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос Сын Бога?» Иисус ответил: «Ты сказал», что значит «да». Тогда все закричали: «Он богохульствует! Он повинен смерти!»

Еврейский суд не имел права казнить преступников, и Иисуса Христа повели к римскому правителю Иудеи — Понтию Пилату. Пилат не нашел в Нем никакой вины и, желая избавиться от неприятного дела, послал Иисуса к правителю Галилеи Ироду-Агриппе, бывшему проездом в Иерусалиме, так как Иисус Христос был из Галилеи. Ирод любил слушать интересных проповедников, но он не смог ни слова добиться от Христа и, поиздевавшись над Ним, от­правил Его обратно к Пилату. Пилат поначалу всячески старался не выносить смертного приговора. Он предлагал, согласно обычаю, освободить Иисуса Христа ради праздни­ка пасхи, но толпа кричала, требуя освобождения разбой­ника Варравы. Пилат велел бичевать Иисуса и вывел Его израненным, надеясь разжалобить народ. Наконец, когда Пилат услышал крики, что если он оправдает человека, обвиненного в том, что называет себя царем, то он, Пилат, враг римскому императору; тогда он испугался и осудил Иисуса Христа на смерть через распятие.

Христа пригвоздили ко кресту на холме, называвшемся Голгофой. Рядом с Ним были распяты два разбойника. Иисус Христос молился за распинавших Его, говоря: «Отче, прости им, потому что не знают, что делают». Один из разбойников издевался над Ним, а другой сказал: «Помяни меня, Госпо­ди, когда Ты придешь в Царствие Твое». Иисус ответил ему: «Сегодня ты будешь со Мной в раю».

Почти все ученики разбежались, только несколько жен­щин провожали Господа к месту казни, а у самого креста стояли Мать Его и любимый Его ученик Иоанн, которому перед самой Своей смертью на кресте Иисус поручил заботу о Своей матери. Страдания Господа на кресте длились до трех часов дня. Наконец Он громко воскликнул: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой!» — и с этими словами скончался.

Друзья Иисуса Христа Иосиф и Никодим получили раз­решение от властей снять Его тело с креста. Обвив Его плащаницей (большим куском полотна), они положили Его во гроб. По еврейскому обычаю, это была пещера, высечен­ная в скале. Наступала суббота, и все разошлись по домам, так как по еврейскому закону в субботу нельзя было ничего делать. А на следующий день рано утром, на рассвете, жен­щины, следовавшие за Христом во время Его страданий, пришли ко гробу омыть и помазать душистыми травами Его израненное тело. Они нашли камень отваленным от входа в пещеру, а тела Иисуса Христа там не было. Ангел, блистающий, как молния, сидел на камне, и он сказал жен­щинам: «Его нет здесь. Он воскрес. Скажите об этом учени­кам Его, и пусть они Его ждут в Галилее». Воскресший Христос несколько раз являлся Своим ученикам, давая им Свои последние наставления, а на сороковой день после смерти Он вышел с ними из Иерусалима, благословил их в последний раз и стал отделяться от них, возносясь на небо.

Жизнь Иисуса Христа рассказана четырьмя евангелис­тами, Его учениками: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. В сегодняшней беседе я постаралась очень коротко расска­зать вам только о некоторых, самых главных событиях ее, чтобы для вас стали понятнее те подробности, которые вы, может быть, уже знаете. Но даже евангелисты не могли рассказать всего, о чем знали, и евангелист Иоанн, автор последнего, четвертого Евангелия, заканчивает его словами: «Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг».

УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА

 

Много тысяч лет самым высоким нравственным зако­ном древнего дохристианского мира был Ветхий Завет — откровение о Боге, о правилах жизни людей, полученное еврейским народом. Когда родился на земле Иисус Христос, Он принес людям Новый Завет, открыл новые отношения людей с Богом, новое понимание жизни. Ветхий Завет этим не был упразднен и не потерял своего значения, он стал как бы предисловием, введением к Новому Завету. Ветхий Завет говорил о вере в Бога, о верности Богу, о справедливости и правде, о страхе Божием. Новый Завет принес новую запо­ведь — любовь. На Тайной Вечери, за последним ужином, на который собрались перед Его смертью Иисус Христос и Его ученики, Христос сказал и


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.