Библейское повествование о сотворении мира — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Библейское повествование о сотворении мира

2019-05-27 117
Библейское повествование о сотворении мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Все великие древние религии мира старались объяс­нить, как начался, как был сотворен мир, в котором мы живем. Много тысяч лет тому назад люди, не имевшие ни­каких научных знаний, создавали поэмы о том, как была создана наша земля. Вавилонская мифология, например, рассказывает, как богиня моря Тиамат и бог рек Апсу ро­дили множество второстепенных божеств, которые восстали против них. Эти молодые боги убили Тиамат и из ее крови, жил и костей создали небо, землю и первых людей. Мифы других древних религий тоже представляют возникновение нашего мира как результат борьбы между сверхчеловечес­кими существами. Как ни наивны, как ни сказочны эти мифы, они свидетельствуют о том, что человеческая мысль всегда искала какой-то сверхчеловеческий смысл в созда­нии видимого мира.

Но на фоне этих древних мифологий выделяется одна религия, одна вера, стоящая на совсем особом месте. Это — вера Израиля, вера еврейского народа, маленького пасту­шеского племени, никогда не создавшего ни могучей импе­рии, ни великой цивилизации. Именно этому народу — его пророкам, его святым, его вождям — было дано откровение о Боге, о мире как творении Божием, о добре и зле, о создании человека и об отношениях человека с Богом. Очень древние записи этого Богооткровения сохранились до наших дней, соединенные в одной книге — Библии, вернее, в той части Библии, которую мы называем Ветхим Заветом, то есть «древним завещанием».

Мне хочется поделиться с вами сегодня мыслями о биб­лейском ветхозаветном повествовании о сотворении мира и о том, как оно представляется нашему современному мыш­лению, основанному на современных научных изысканиях.

О сотворении мира и человека говорится в первых двух главах первой книги Ветхого Завета, которая называется Бытие. В этих главах рассказ о сотворении мира повторя­ется: один раз он дан в стихах 1—27 главы 1, а второй — в стихах 4—25 главы 2. Первое повествование написано почти в поэтической форме. В определенном ритме повторяются все те же слова: «И сказал Бог...», «И создал Бог...», «И уви­дел Бог, что это хорошо». Постепенное сотворение мира Бо­гом описывается во вдохновенных, торжественных словах, без повествовательных подробностей. Ученые считают те­перь, что этот текст был частью древнего богослужения.

Второй рассказ носит скорее повествовательный харак­тер. В нем говорится более подробно о первом человеке, Адаме, о его судьбе, тогда как в первой версии сказано просто: «И сотворил Бог человека, по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчиной и женщиной сотво­рил их» (1:27).

Первые слова Библии утверждают, что было начало мира. Бог вечен, но наш мир не вечен. По словам Библии, до сотворения нашего мира была «тьма над поверхностью бездны и Дух Божий носился над поверхностью». Трудно найти слова, более сильно выражающие понятие «ничто».

После этого о сотворении мира говорится в порядке «дней творения», т. е. каждый период приравнивается к одному «дню Бога», но с самого начала жизни христианской Церк­ви этот термин «день» понимался именно как период, а не как двадцать четыре часа. Библия говорит о творении мира как о длительном процессе.

И вот первое слово Божье: «Да будет свет!.. И стал свет». Не светила, не солнце, не огонь, а свет. Как могло возникнуть тысячи лет назад у людей, ничего не знавших об атомной энергии, это понятие о свете-энергии, свете-силе? Ведь только еще совсем недавно наука пришла к выводу, что началом нашего мира, миллиарды лет тому назад, был именно неописуемой силы взрыв некоего «сверхатома»...

Второе слово Божие было: «Да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды... И назвал Бог твердь небом». Насколько мы знаем сейчас, наша солнечная сис­тема образовалась из газов и паров, которые постепенно, под давлением какой-то силы, сжимались, образовывая сплющенную вращающуюся массу. Вокруг основной мас­сы образовались кольца газов и частиц, а со временем в этих кольцах как бы сгустились «комки» материи, из кото­рых образовались наши планеты. Невольно приходит мысль, как близок этот процесс превращения газов и паров в твердые тела к библейскому выражению: «Да будет твердь посреди воды».

Третьим словом Божиим, как сказано в Библии, было: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место и да явится суша». Было время, когда наш земной шар был мас­сой расплавленных минералов. Можно вообразить себе, как эта масса постепенно остывала, как долго земная кора еще оставалась горячей, так что вода на ее поверхности сразу испарялась, превращаясь в окружавший землю пар. А ког­да наконец земля достаточно остыла, в низинах стала соби­раться и образовались озера и моря.

И опять сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, тра­ву, сеящую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод». Мы можем представить себе, в свете совре­менных знаний, как в еще теплых водах земли зародилась органическая жизнь, как какие-то одноклеточные микроскопические организмы появились в воде и в сырой грязи берегов, как постепенно развивалось и усложнялось их стро­ение и на земле появились первые растения.

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи и да будут они для знамения времен и дней и годов». Что бы могло значить такое позднее появление светил, определяющих понятие времени, дня и ночи, времен года? Может быть, объяснением этого может послужить тот факт, что атмосфера на поверхности земли образовалась только тогда, когда земля покрылась расти­тельностью. В растениях происходит удивительный хими­ческий процесс: корни их поглощают углекислый газ из по­чвы, углерод используется для роста, а кислород попадает в воздух. Благодаря этому кислороду очень постепенно, в течение долгого времени, на земле образовалась атмосфе­ра, необходимая нам для дыхания, и исчез густой туман и пары, окружавшие нашу планету, стали видны тогда и солнце, и луна, и звезды.

Пятым действием творения было слово Божие о первых живых существах на земле: «Да произведет вода пресмыка­ющихся, душу живую, и птицы да полетят над землей...» Мы знаем теперь, что эволюция жизни на земле происходи­ла в определенном порядке, что не сразу появились более сложные живые существа, что жизнь зародилась именно в водах и что миллионы лет прошли, пока эти живые суще­ства не превратились в амфибии, стали дышать воздухом, а некоторые из них стали летать.

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов и зверей земных по роду их». Прими­тивной жизни пришли на смену более сложные и развитые формы животных. Удивительно сказано об этом в Библии. Не сказано: «Бог сделал таких-то и таких-то животных», а «Бог сказал: да произведет земля...». Бог как бы поручил земному миру вырастить разные формы животных, как бы пустил в ход процесс их возникновения. Вот библейское по­нимание процесса эволюции.

И этот процесс появления на земле все более совер­шенных и развитых живых существ завершается величай­шим актом Божьего творения: «И сказал Бог: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над всею землею». Таких слов не ска­зано ни о чем другом, созданном Богом. Только в человека вложены Божественное, сверхчеловеческое начало — не­видимая душа — и великая ответственность за мир Бо­жий, в котором человек живет.

Библия — не учебник геологии или палеонтологии. Биб­лия - боговдохновенное объяснение смысла жизни, мира, истории человека на земле. Библейские повествования за­писаны людьми, жившими тысячи лет назад и имевшими совсем другие научные представления, чем мы. И кажет­ся чудом, что эти древние повествования по существу сво­ему не противоречат тому, что нам открывает научное зна­ние теперь, а укрепляют нашу веру в Бога Творца, создав­шего мир в длительном процессе, в котором жизнь на зем­ле постепенно развивалась и усовершенствовалась, и что Бог творил мир, вкладывая в него способность расти и развиваться.

ЧТО ТАКОЕ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ?

 

Ветхий Завет — первая часть той книги, которую мы называем Библией. Слова «Ветхий Завет» значат «древнее завещание», т. е. древнее соглашение Бога с людьми. Когда родился на земле Господь Иисус Христос, Он открыл лю­дям совсем новые отношения с Богом и этим положил нача­ло Новому Завету. Новым Заветом называется вторая часть Библии — четыре Евангелия (четыре повествования о жиз­ни на земле Иисуса Христа), повествование о трудах Его учеников-апостолов и их послания. Ветхий Завет содержит писания многих авторов о Боге, о сотворении мира и челове­ка, об отношениях между Богом и людьми, о законах жизни под Богом, об истории избранного Богом еврейского наро­да. Есть в Ветхом Завете и рассказы о судьбе отдельных людей, размышления и молитвы великих древних святых и их предсказания о судьбе человека на земле.

Библию называют также Священным Писанием или Словом Божиим. Мы верим, что книги Библии не просто произведения талантливых авторов, но что в этих писани­ях Бог открыл Себя людям, что писания эти «богооткровенны». Это не значит, что Библия упала с неба, как ка­кая-то сказочная «Голубиная книга», или что Священное Писание — механическая, стенографическая запись, сде­ланная под диктовку Господа Бога. Мы верим, что Бог открыл Себя избранным Им святым людям и вдохновил их писать о Нем. Авторы библейских повествований писали их своими словами, языком своего времени, своей культу­ры, но этими словами они открывали нам вечную правду о Боге и о жизни, внушенную им Богом. Отдельные части Ветхого Завета записывались в течение многих сотен и даже тысяч лет. Писания эти собирались, тщательно хра­нились, переписывались и приблизительно за 250 лет до Рождества Христова были, по приказанию египетского фараона Птоломея-Филадельфия, переведены на гречес­кий язык. В то время греческий язык был самым распрос­траненным культурным языком в мире.

Первые пять книг Ветхого Завета связаны с именем великого пророка Моисея, выведшего еврейский народ из египетского плена. Первая книга называется Бытие, и в ней описаны доисторические события. В удивительно простых и в то же время торжественных словах там рассказано о постепенном, в несколько периодов, возникновении из хаоса по слову Божию нашего мира, о влагаемой Богом в этот мир силе произрастать, производить все новые и более раз­витые формы жизни и, наконец, о создании первых людей, на которых Бог возлагает ответственность за мир. И торже­ственно подтверждается, что этот мир был хорош. А потом в таинственных образах рассказывается, как первые люди нарушили данную им Богом заповедь и «вкусили плода от древа познания добра и зла», единственного дерева, плодов которого Бог велел им не есть. Люди потеряли блаженство жизни в постоянном общении с Богом, и началась их много­трудная жизнь на земле.

В этой же книге говорится о потопе — какой-то миро­вой катастрофе, великом наводнении, память о котором со­хранилась в преданиях всех народов и геологические следы которого находят и современные ученые. Может быть, это был результат таяния ледников, может быть — столкновения с землей какой-то кометы... Спасены от потопа были только отдельные существа, от которых опять пошла жизнь на земле. А за этим следует рассказ о разделении человече­ства на отдельные «языки», т. е. народы, уже не понимав­шие языка друг друга, и говорится об этом как о наказании Божием за человеческую гордость: люди захотели постро­ить башню до неба, чтобы не страшен был другой потоп.

В этой же книге начинается рассказ об основателе ев­рейского народа Аврааме, о его твердой вере в единого Бога в мире, который такой веры еще не понимал; а потом пове­ствуется о потомках Авраама и их семьях, в которых эта вера сохранялась.

Следующая важная тема Ветхого Завета — это откро­вение, данное Богом великому пророку Моисею в такой пол­ноте, какой люди еще не знали. Моисей вывел свой народ из египетского плена, за долгие трудные годы странствования по пустыне выковал его дух, передал ему полученные от Бога законы жизни, правила богослужения, устройства на­родной жизни и даже социальной справедливости и гигие­ны. Главные принесенные им от Бога законы были десять заповедей. Они посвящены нашему отношению к Богу, еди­ному Богу, которого мы не можем изобразить и даже гово­рить о котором не смеем без благоговения, которому мы должны посвящать часть нашего времени, вознося к Нему молитву. Говорят эти заповеди и о наших отношениях между собой — о долге уважения и любви к родителям, о непозво­лительности убийства и нарушения верности супругов друг другу, запрещают кражу, ложь и зависть.

В остальных книгах, носящих имя пророка Моисея, раз­работаны до самых мелочей правила жизни еврейского народа.

Следующие книги Ветхого Завета передают историю евреев. Главный смысл этих повествований заключается в том, что все исторические события не случайны, что все совершается по воле Божией или вследствие нарушения ее людьми, что грех и измена Богу всегда приводят ко злу и что исправить грех можно только покаянием. Некоторые книги Ветхого Завета говорят о судьбе отдельных людей, но основная их мысль всегда та же: человек живет под Богом, отношение человека к Богу и Бога к человеку определяет всю его жизнь.

Некоторые книги Ветхого Завета ни о чем конкретном не рассказывают. Это просто размышления о Боге, о жизни, о людях. Таковы, например, Притчи Соломона или книга Екклесиаста. Они часто полны глубокий житейской мудро­сти. «Долготерпение лучше храбрости и владеющий собой лучше завоевателя города». «Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, чем богатый дом с раздором». «Может ли кто взять себе огонь за пазуху и не прожечь платье?» (это — о грешных чувствах).

Но особенно много значат для православного христиа­нина собранные в одной книге Псалмы — молитвы в форме песен. По преданию, многие из них были написаны царем Давидом. Псалмы стали частью православного богослуже­ния, и мы слышим их в церкви за каждой всенощной и каждой литургией.

Наконец, последняя часть Ветхого Завета состоит из повествований о пророках и писаний этих пророков. Проро­ки были совсем особенные люди — не священники, не пра­вители, не судьи, не военачальники. Они не были связаны ни с определенным местом, ни с определенным обрядом. Они ходили по всей стране, обращались ко всем людям, откликались на всякую беду и всегда во всем видели смысл события, волю Божию. Некоторые из них предвидели в удивительных подробностях будущие события Нового Завета — и в Евангелиях мы находим ссылки на такие пророчества. Да, действительно, Ветхий Завет — это слово Божие, услышанное и записанное людьми, слово о Боге, о смысле жизни, о смысле Божией воли в истории человечества, о нашем отношении к Богу и к людям, о людских грехах и страданиях. Ветхий Завет — это как бы предисловие к Но­вому Завету, принесенному нам Господом нашим Иисусом Христом.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.