Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-05-27 | 117 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Все великие древние религии мира старались объяснить, как начался, как был сотворен мир, в котором мы живем. Много тысяч лет тому назад люди, не имевшие никаких научных знаний, создавали поэмы о том, как была создана наша земля. Вавилонская мифология, например, рассказывает, как богиня моря Тиамат и бог рек Апсу родили множество второстепенных божеств, которые восстали против них. Эти молодые боги убили Тиамат и из ее крови, жил и костей создали небо, землю и первых людей. Мифы других древних религий тоже представляют возникновение нашего мира как результат борьбы между сверхчеловеческими существами. Как ни наивны, как ни сказочны эти мифы, они свидетельствуют о том, что человеческая мысль всегда искала какой-то сверхчеловеческий смысл в создании видимого мира.
Но на фоне этих древних мифологий выделяется одна религия, одна вера, стоящая на совсем особом месте. Это — вера Израиля, вера еврейского народа, маленького пастушеского племени, никогда не создавшего ни могучей империи, ни великой цивилизации. Именно этому народу — его пророкам, его святым, его вождям — было дано откровение о Боге, о мире как творении Божием, о добре и зле, о создании человека и об отношениях человека с Богом. Очень древние записи этого Богооткровения сохранились до наших дней, соединенные в одной книге — Библии, вернее, в той части Библии, которую мы называем Ветхим Заветом, то есть «древним завещанием».
Мне хочется поделиться с вами сегодня мыслями о библейском ветхозаветном повествовании о сотворении мира и о том, как оно представляется нашему современному мышлению, основанному на современных научных изысканиях.
О сотворении мира и человека говорится в первых двух главах первой книги Ветхого Завета, которая называется Бытие. В этих главах рассказ о сотворении мира повторяется: один раз он дан в стихах 1—27 главы 1, а второй — в стихах 4—25 главы 2. Первое повествование написано почти в поэтической форме. В определенном ритме повторяются все те же слова: «И сказал Бог...», «И создал Бог...», «И увидел Бог, что это хорошо». Постепенное сотворение мира Богом описывается во вдохновенных, торжественных словах, без повествовательных подробностей. Ученые считают теперь, что этот текст был частью древнего богослужения.
|
Второй рассказ носит скорее повествовательный характер. В нем говорится более подробно о первом человеке, Адаме, о его судьбе, тогда как в первой версии сказано просто: «И сотворил Бог человека, по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчиной и женщиной сотворил их» (1:27).
Первые слова Библии утверждают, что было начало мира. Бог вечен, но наш мир не вечен. По словам Библии, до сотворения нашего мира была «тьма над поверхностью бездны и Дух Божий носился над поверхностью». Трудно найти слова, более сильно выражающие понятие «ничто».
После этого о сотворении мира говорится в порядке «дней творения», т. е. каждый период приравнивается к одному «дню Бога», но с самого начала жизни христианской Церкви этот термин «день» понимался именно как период, а не как двадцать четыре часа. Библия говорит о творении мира как о длительном процессе.
И вот первое слово Божье: «Да будет свет!.. И стал свет». Не светила, не солнце, не огонь, а свет. Как могло возникнуть тысячи лет назад у людей, ничего не знавших об атомной энергии, это понятие о свете-энергии, свете-силе? Ведь только еще совсем недавно наука пришла к выводу, что началом нашего мира, миллиарды лет тому назад, был именно неописуемой силы взрыв некоего «сверхатома»...
Второе слово Божие было: «Да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды... И назвал Бог твердь небом». Насколько мы знаем сейчас, наша солнечная система образовалась из газов и паров, которые постепенно, под давлением какой-то силы, сжимались, образовывая сплющенную вращающуюся массу. Вокруг основной массы образовались кольца газов и частиц, а со временем в этих кольцах как бы сгустились «комки» материи, из которых образовались наши планеты. Невольно приходит мысль, как близок этот процесс превращения газов и паров в твердые тела к библейскому выражению: «Да будет твердь посреди воды».
|
Третьим словом Божиим, как сказано в Библии, было: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место и да явится суша». Было время, когда наш земной шар был массой расплавленных минералов. Можно вообразить себе, как эта масса постепенно остывала, как долго земная кора еще оставалась горячей, так что вода на ее поверхности сразу испарялась, превращаясь в окружавший землю пар. А когда наконец земля достаточно остыла, в низинах стала собираться и образовались озера и моря.
И опять сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву, сеящую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод». Мы можем представить себе, в свете современных знаний, как в еще теплых водах земли зародилась органическая жизнь, как какие-то одноклеточные микроскопические организмы появились в воде и в сырой грязи берегов, как постепенно развивалось и усложнялось их строение и на земле появились первые растения.
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи и да будут они для знамения времен и дней и годов». Что бы могло значить такое позднее появление светил, определяющих понятие времени, дня и ночи, времен года? Может быть, объяснением этого может послужить тот факт, что атмосфера на поверхности земли образовалась только тогда, когда земля покрылась растительностью. В растениях происходит удивительный химический процесс: корни их поглощают углекислый газ из почвы, углерод используется для роста, а кислород попадает в воздух. Благодаря этому кислороду очень постепенно, в течение долгого времени, на земле образовалась атмосфера, необходимая нам для дыхания, и исчез густой туман и пары, окружавшие нашу планету, стали видны тогда и солнце, и луна, и звезды.
Пятым действием творения было слово Божие о первых живых существах на земле: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землей...» Мы знаем теперь, что эволюция жизни на земле происходила в определенном порядке, что не сразу появились более сложные живые существа, что жизнь зародилась именно в водах и что миллионы лет прошли, пока эти живые существа не превратились в амфибии, стали дышать воздухом, а некоторые из них стали летать.
|
«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов и зверей земных по роду их». Примитивной жизни пришли на смену более сложные и развитые формы животных. Удивительно сказано об этом в Библии. Не сказано: «Бог сделал таких-то и таких-то животных», а «Бог сказал: да произведет земля...». Бог как бы поручил земному миру вырастить разные формы животных, как бы пустил в ход процесс их возникновения. Вот библейское понимание процесса эволюции.
И этот процесс появления на земле все более совершенных и развитых живых существ завершается величайшим актом Божьего творения: «И сказал Бог: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над всею землею». Таких слов не сказано ни о чем другом, созданном Богом. Только в человека вложены Божественное, сверхчеловеческое начало — невидимая душа — и великая ответственность за мир Божий, в котором человек живет.
Библия — не учебник геологии или палеонтологии. Библия - боговдохновенное объяснение смысла жизни, мира, истории человека на земле. Библейские повествования записаны людьми, жившими тысячи лет назад и имевшими совсем другие научные представления, чем мы. И кажется чудом, что эти древние повествования по существу своему не противоречат тому, что нам открывает научное знание теперь, а укрепляют нашу веру в Бога Творца, создавшего мир в длительном процессе, в котором жизнь на земле постепенно развивалась и усовершенствовалась, и что Бог творил мир, вкладывая в него способность расти и развиваться.
ЧТО ТАКОЕ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ?
Ветхий Завет — первая часть той книги, которую мы называем Библией. Слова «Ветхий Завет» значат «древнее завещание», т. е. древнее соглашение Бога с людьми. Когда родился на земле Господь Иисус Христос, Он открыл людям совсем новые отношения с Богом и этим положил начало Новому Завету. Новым Заветом называется вторая часть Библии — четыре Евангелия (четыре повествования о жизни на земле Иисуса Христа), повествование о трудах Его учеников-апостолов и их послания. Ветхий Завет содержит писания многих авторов о Боге, о сотворении мира и человека, об отношениях между Богом и людьми, о законах жизни под Богом, об истории избранного Богом еврейского народа. Есть в Ветхом Завете и рассказы о судьбе отдельных людей, размышления и молитвы великих древних святых и их предсказания о судьбе человека на земле.
|
Библию называют также Священным Писанием или Словом Божиим. Мы верим, что книги Библии не просто произведения талантливых авторов, но что в этих писаниях Бог открыл Себя людям, что писания эти «богооткровенны». Это не значит, что Библия упала с неба, как какая-то сказочная «Голубиная книга», или что Священное Писание — механическая, стенографическая запись, сделанная под диктовку Господа Бога. Мы верим, что Бог открыл Себя избранным Им святым людям и вдохновил их писать о Нем. Авторы библейских повествований писали их своими словами, языком своего времени, своей культуры, но этими словами они открывали нам вечную правду о Боге и о жизни, внушенную им Богом. Отдельные части Ветхого Завета записывались в течение многих сотен и даже тысяч лет. Писания эти собирались, тщательно хранились, переписывались и приблизительно за 250 лет до Рождества Христова были, по приказанию египетского фараона Птоломея-Филадельфия, переведены на греческий язык. В то время греческий язык был самым распространенным культурным языком в мире.
Первые пять книг Ветхого Завета связаны с именем великого пророка Моисея, выведшего еврейский народ из египетского плена. Первая книга называется Бытие, и в ней описаны доисторические события. В удивительно простых и в то же время торжественных словах там рассказано о постепенном, в несколько периодов, возникновении из хаоса по слову Божию нашего мира, о влагаемой Богом в этот мир силе произрастать, производить все новые и более развитые формы жизни и, наконец, о создании первых людей, на которых Бог возлагает ответственность за мир. И торжественно подтверждается, что этот мир был хорош. А потом в таинственных образах рассказывается, как первые люди нарушили данную им Богом заповедь и «вкусили плода от древа познания добра и зла», единственного дерева, плодов которого Бог велел им не есть. Люди потеряли блаженство жизни в постоянном общении с Богом, и началась их многотрудная жизнь на земле.
В этой же книге говорится о потопе — какой-то мировой катастрофе, великом наводнении, память о котором сохранилась в преданиях всех народов и геологические следы которого находят и современные ученые. Может быть, это был результат таяния ледников, может быть — столкновения с землей какой-то кометы... Спасены от потопа были только отдельные существа, от которых опять пошла жизнь на земле. А за этим следует рассказ о разделении человечества на отдельные «языки», т. е. народы, уже не понимавшие языка друг друга, и говорится об этом как о наказании Божием за человеческую гордость: люди захотели построить башню до неба, чтобы не страшен был другой потоп.
|
В этой же книге начинается рассказ об основателе еврейского народа Аврааме, о его твердой вере в единого Бога в мире, который такой веры еще не понимал; а потом повествуется о потомках Авраама и их семьях, в которых эта вера сохранялась.
Следующая важная тема Ветхого Завета — это откровение, данное Богом великому пророку Моисею в такой полноте, какой люди еще не знали. Моисей вывел свой народ из египетского плена, за долгие трудные годы странствования по пустыне выковал его дух, передал ему полученные от Бога законы жизни, правила богослужения, устройства народной жизни и даже социальной справедливости и гигиены. Главные принесенные им от Бога законы были десять заповедей. Они посвящены нашему отношению к Богу, единому Богу, которого мы не можем изобразить и даже говорить о котором не смеем без благоговения, которому мы должны посвящать часть нашего времени, вознося к Нему молитву. Говорят эти заповеди и о наших отношениях между собой — о долге уважения и любви к родителям, о непозволительности убийства и нарушения верности супругов друг другу, запрещают кражу, ложь и зависть.
В остальных книгах, носящих имя пророка Моисея, разработаны до самых мелочей правила жизни еврейского народа.
Следующие книги Ветхого Завета передают историю евреев. Главный смысл этих повествований заключается в том, что все исторические события не случайны, что все совершается по воле Божией или вследствие нарушения ее людьми, что грех и измена Богу всегда приводят ко злу и что исправить грех можно только покаянием. Некоторые книги Ветхого Завета говорят о судьбе отдельных людей, но основная их мысль всегда та же: человек живет под Богом, отношение человека к Богу и Бога к человеку определяет всю его жизнь.
Некоторые книги Ветхого Завета ни о чем конкретном не рассказывают. Это просто размышления о Боге, о жизни, о людях. Таковы, например, Притчи Соломона или книга Екклесиаста. Они часто полны глубокий житейской мудрости. «Долготерпение лучше храбрости и владеющий собой лучше завоевателя города». «Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, чем богатый дом с раздором». «Может ли кто взять себе огонь за пазуху и не прожечь платье?» (это — о грешных чувствах).
Но особенно много значат для православного христианина собранные в одной книге Псалмы — молитвы в форме песен. По преданию, многие из них были написаны царем Давидом. Псалмы стали частью православного богослужения, и мы слышим их в церкви за каждой всенощной и каждой литургией.
Наконец, последняя часть Ветхого Завета состоит из повествований о пророках и писаний этих пророков. Пророки были совсем особенные люди — не священники, не правители, не судьи, не военачальники. Они не были связаны ни с определенным местом, ни с определенным обрядом. Они ходили по всей стране, обращались ко всем людям, откликались на всякую беду и всегда во всем видели смысл события, волю Божию. Некоторые из них предвидели в удивительных подробностях будущие события Нового Завета — и в Евангелиях мы находим ссылки на такие пророчества. Да, действительно, Ветхий Завет — это слово Божие, услышанное и записанное людьми, слово о Боге, о смысле жизни, о смысле Божией воли в истории человечества, о нашем отношении к Богу и к людям, о людских грехах и страданиях. Ветхий Завет — это как бы предисловие к Новому Завету, принесенному нам Господом нашим Иисусом Христом.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!