Краеведческий час «Марий талешке кече» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Краеведческий час «Марий талешке кече»

2019-05-26 548
Краеведческий час «Марий талешке кече» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учитель: Добрый день! Сегодня мы собрались в этом зале отметить прекрасный марийский праздник Марий талешке кече – День марийского национального героя.

Идея праздника родилась (слайд 1) в 1917 году на первом всемарийском съезде в Бирске, когда известный марийский просветитель Павел Глезденев предложил отмечать этот день как праздник всех национальных героев всех времен. Но начали отмечать только с 1990 года, благодаря общественной организации «Марий ушем». Так он и отмечается по наши дни – возложением цветов к памятникам национальным героям, тематическими книжными выставками и краеведческими викторинами, концертами, встречами. Сегодня вечером 26 апреля в Марийском национальном театре драмы им.Шкетана состоится праздничный вечер "Процветай, земля отцов!".

А кого можно считать национальным героем? Почему отмечают именно 26 апреля? Есть ли такие люди в нашем Савакском крае? На все эти вопросы вы сегодня найдете ответы.

Слушайте очень внимательно, а после рассказа вас ждет блицтурнир.

В истории у каждого народа есть национальные герои, их имена тесно переплетаются с освободительными движениями за свободу и независимость своего края. У венгров – Иштван, у эстонцев – Лембиту, у мордвы – Бурган, русского народа – Дмитрий Донской, (слайд 2) Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, (слайд 3) Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович. (Отрывок из мультфильма «Илья Муромец и Соловей разбойник).

А каких марийских героев назовете? (Онар, Чоткар, Чумбылат, Акпатыр, Акпарс).

Предания седой старины и другие источники сохранили имена и героев марийского народа.  (слайд 4)

Великаны Онар, Нöнчык патыр, Чоткар, Чумбылат наделены исполинским ростом и огромной физической силой. Они олицетворяют преклонение перед трудолюбивыми предками, корчевавшими лес под пашню, осваивавшими речные долины и прибрежные склоны.

1 чтец:

В марийских легендах Онар предстает как великан, был так огромен, что головой едва не доставал до радуги небесной, которую так и называют воротами Онара, самые высокие дубы были ему, как трава, по колено, самые обширные и глубокие топи – как лужицы.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке — серебряные украшения.

Он как-то поутру шагал полями,

Алея, солнца круг над ними рос.

Онар дубы повыдергал руками

И к матери охапкою принес:

 

- Смотри-ка, мама, коноплю какую

Я в поле для тебя натеребил,

Как роща частую, как тень густую,

Вот только посконь отделить забыл.

 

- Ой, сын мой! Ты вправду невезучий,

Не коноплю ты вырвал, а леса! —

И затуманились слезой горючей

Ее большие ясные глаза.

 

Онар ответу очень удивился.

Он постоял и дальше пошагал.

И вдруг заметил пахаря-марийца,

Что землю для посева поднимал.

 

- Какой жучок ползет передо мною! —

Подумал вслух идущий великан.

Он пахаря с лошадкой и сохою

В свой необъятный положил карман.

 

Потом Онар увидел на поляне,

Как топором работал человек,

И в этом Онаровом кармане

Стал пахарю соседом дровосек.

 

Онар весь день бродил в раздольях здешних,

А к вечеру сказал, увидев мать:

- Вот, мама, я жучков тебе потешных

Принес нарочно, чтобы показать!

 

Один копался, землю ворошил,

Другой, наверно, дерево пилил.

- Ой, сын, мой сын! Да это же ведь люди.

Или уже о них ты позабыл...

Они теперь всегда такими будут,

Онарам только рост не изменил!

Сынок, имея силу неземную,

Ты не кичись, не наноси обид!

 

…Сидит Онар последний и горюет,

И на него с печалью мать глядит.

А мир большой по-прежнему клокочет,

Бурлит волнами, птицами поёт,

И солнце, восходящее из ночи,

Лучами заливает небосвод. (С. Чавайн)

 

Про многие холмы и озера в Марий Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому-то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.

2- й чтец:

Есть и другой богатырь, (слайд 5) защитник земли и народа, Чумбылат, в некоторых сказаниях Чоткар. Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это уже не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной.

Не тот батыр,

Кто в парчовом бешмете.

Не тот батыр,

У кого конь вьётся соколом.

Не тот батыр,

У кого язык полон мёду.

А тот батыр,

Кто сердце пламенное

Делу народа отдаёт.

А тот батыр,

Кто за счастье народа

Постоять готов.

Долгий период правления Чумбылата был одним из спокойных этапов развития мари. После смерти его вместе с оружием и конем похоронили на большой каменной горе вблизи Кукарки. Он и его жена Пиямбар были обожествлены. В 1830 году миссионеры взорвали могилу, но верующие мари до сих пор поклоняются его духу.

 

Й чтец:

По преданиям, недюжинной силой обладал АКПАТЫР (Акпатыр-чочой) из д. Кетек–Мучаш (16-й век), ныне Малмыжский район Кировская область. Рано оставшись сиротой, был усыновлен богатым татарином.

Светловолосый, голубоглазый и с детства отличался большой силой. Татары называли его Акбатыр («белый богатырь»). Он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры, был очень ловким, смелым и сильным. Владел русским и татарским языками, умел улаживать конфликты и старался жить в мире и дружбе с соседями. Впоследствии принял православную веру и служил русскому царю.

Источником силы была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила Акпатыра пропала, а сам он вскоре умер. Предание говорит, что перед смертью Акпатыр сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».

В Кировской области, недалеко от города Малмыжа, у деревни Большой Китяк находится могила Акпатыра. Его похоронили в поле и посадили березу. После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её. Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.

В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру. С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.

 

Учитель:

С давних времен народ мари жил в лоне природы, почитал Ош кугу Юмо, уважал старших, воспитывал детей. Тогда в нашем крае беспрестанно шли войны. Через нашу землю по реке Волге проходили огромные войска то хана – в Москву, то русского царя – в Казань. Чаще кровопролитные сражения проходили именно на нашей земле, кроме того, при неудачах грабили марийские же деревни. Марийцам постоянно приходилось вести оборонительные бои. Не всегда удача сопутствовала им, поэтому марийцы создают военную организацию, состоящую из «десяток», «сотен», «тысяч». Русский летописец писал, что в 1430 году марийцы могли выставить за короткий срок тридцатитысячное войско. Русские князья боялись марийцев, ведь они были умелые охотники, свободные и опытные воины. Всех больше из всех мари страдали горномарийцы, их от злых сил уберечь не было ни больших рек, ни дремучих лесов. Так самостоятельное развитие мари продолжалось до 1550 года.

 

Й чтец:

Горные марийцы, стремясь освободиться от власти Казани, послали своих наиболее уважаемых предводителей в Москву просить Ивана IV принять их под свою руку. Посланы были князья: Акпарс, Аказ, Ковяж, Яныга. Акпарс – сотный князь горных марийцев, легендарный герой марийского народа, видный политик, военачальник и дипломат. Акпарс - означает «белый барс», «белый богатырь». В 1552 году, когда царь Иван Грозный против монголо-татарского хана собрал 150 тысячное войско, в отряде участвовали и отряды горных марийцев. Долго бьются русские за Казань, но не могут взять. Тогда АКПАРС предложил устроить подкоп и взорвать крепость. Играя на гуслях, он подходит к крепости и узнает расстояние до стены. Затем устраивает подкоп, куда вкатывают пороховые бочки и ставят на них свечи. Свечу поставили и у входа в подкоп. Она уже догорела, а взрыва нет. ИВАН ГРОЗНЫЙ обвиняет АКПАРСА в измене, собирается казнить, тот объясняет царю причину запоздания взрыва. Стена разрушена, Казань пала, и вместе с ним горные марийцы добровольно присоединились к Русскому государству.

Иван Грозный ценил заслуги Акпарса, предоставил горным марийцам ряд льгот и подарил Акпарсу серебряный ковшик с изображением царя Соломона. В память о марийском князе бронзового Акпарса –– можно увидеть на правом берегу Волги, на живописном месте, окружённым полями, светлыми берёзовыми рощами и садами. Акпарс изображён стоящим, перед ним – гусли, одной рукой он играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем Анатолия Ширнина и Сергея Яндубаева.

Памятник князю горных марийцев, высотой около пяти метров, установлен у шоссе, на пути из Чебоксар в Козьмодемьянск. Здесь сходятся основные горномарийские дороги, и именно здесь, если верить преданиям, начинались родовые земли Акпарса.

«Марш Акпарса» – одно из дошедших из XVI века произведений народного музыкального творчества народа мари. Марши, исполняемые на гуслях, подымали марийцев на борьбу с врагом, придавали силу народным богатырям.

 

Учитель:

Так «русско-черемисские войны» продолжались еще около тридцати лет, так как луговые марийцы не хотели покоряться московскому государю.

Ружейная бьется в лесу стрекотня,

И пушки открыли дорогу огня.

Столетние сосны от горя черны,

И трупами светлые реки полны.

Звенят бердыши, громыхают кольчуги,

Без отдыха рыскают царские слуги.

Сражались мы тридцать отчаянных лет,

На каждой тропинке белеет скелет.

(С. Чавайн)

 

Й чтец:

После разгрома Казанского ханства, русские войска направились на марийский город Малмыж, что сейчас в Кировской области, но потерпели поражение. Марийским князем, (слайд) правителем Малмыжского княжества был Болтуш, по-марийски – Полтыш, что означает — застёжка, бляха. Через некоторое время, когда марийские воины молились в священной роще, а в такой день нельзя было браться за оружие, завоеватели жестоко расправлялись с местным населением, предавали всё огню и мечу. И тогда помогла спастись хитрость марийского предводителя.

Через год в 1556 году 26 апреля Малмыж встретил русских покорителей в качестве укреплённого пункта. Свободолюбивые марийцы не хотели покоряться московскому государю. Один из русских отрядов воеводы Даниила Адашева подошёл к Малмыжу. Гордо крепился князь Болтуш во время тяжелой осады, отважно правил своей ратью, гордо и храбро вышел за город, стремглав кинулся на врагов и геройски пал в битве. Упорство, решительность, неутомимая энергия, гордость, выносливость, отвага и храбрость – вот качества Болтуша.

Между стрельцами и марийцами завязался бой, в этом бою пушечным ядром был убит марийский князь, а Малмыж был взят. Князь Болтуш был погребён в боевых доспехах вместе со на близлежащей горе, а его жена Шошма (переводится как «весна»), увидев смерть мужа, бросилась с горы в реку, которая потом стала называться её именем. (Слайд)

По преданию: «Раз в год, ночью, Полтыш выходит из могилы и смотрит на свои владения с того самого места, где на высоком, обрывистом берегу Шошмы приносились жертвы и где лежит жертвенный камень, весь почерневший от дыма. Вокруг священного костра собираются души погибших в бою». Сегодня могила Полтыша является памятником истории, так и называется – Болтушева гора.

Князь Полтыш оказался черемисским патриотом и, решившись оказать неравное сопротивление сильнейшему врагу, заслужил репутацию национального героя. С ореолом геройства последний малмыжский князь перешел в народную память. О нём поют песни, рассказывают предания.

В память о легендарном марийском предводителе Болтыше в Марийском крае более 20-ти лет отмечается праздник День национального героя. Очерки о событиях тех далеких лет изданы книгой под названием «Полтыш – князь черемисский».

 

6-й чтец:

После смерти Болтуша марийским князем стал Мамич Бердей. Жил он в первой половине – середине XVI века. Был влиятельным князем, главой нескольких волостей Казанского ханства, а затем Русского государства. Мамич Бердей был сотенным князем. Под его руководством находилось двадцать тысяч повстанцев - луговых мари, татар, удмуртов. Марийцы и другие народы Среднего Поволжья ценили его как справедливого и умного вождя, опытного полководца, умелого организатора и блестящего дипломата.

Возглавив борьбу разных народов, он выступал не против России, а против подавления человеческого достоинства, за право жить по-своему, за свободу и независимость. Он одинаково яростно сопротивлялся и царизму, и произволу татарских феодалов. В марте 1556 попытался вовлечь в повстанческое движение горных марийцев и чувашей, но вследствие предательства был схвачен сотником Алтышом (охрана Мамич-Бердея 200 человек была перебита) и выдан русским властям. После мучительных пыток был казнён в Москве.

Судьбе Мамич-Бердея посвящён роман Л. Яндакова. В Оршанском районе Республики Марий Эл недалеко от деревни Кугунур установлен памятный камень в честь Мамич-Бердея. Мамич-Бердея также почитают татары и удмурты.

 

Й чтец:

Свою мощь смелые и отважные марийские мужчины показали и во время крестьянских войн под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева. Среди них нужно отметить Юкея Егорова – молодого патыра, любимца Пугачева, удалого джигита и певца. Песня патыра птицей летит по поднебесью:

Конь мой лихой быстро летит.

Как вольный орёл, стремлюсь я вперед.

Зоркий мой взгляд, как молнии блеск,

Острый мой меч, врага не щадит.

Не погаснет в сердце пламя,

Золотое солнце –

И свободы нашей знамя

Выше лишь взовьется.

Крылатая песня славит отчизну, ее красоту, ее богатства, победно звучит в сердцах пахарей, крестьян и умелых литейщиков.

Полилась песня, ее подхватили другие, а допеть ее их внукам…

 

8-й чтец:

Во время Великой Отечественной войны практически всё мужское население было мобилизовано в Красную Армию. Марийцы сражались на всех фронтах войны. Они, как и сыны других народов, храбро сражались с немецко-фашистскими захватчиками. 18 из них стали Героями Советского Союза. Первым Героем Советского Союза из мари стал наш земляк Сергей Суворов. Бывший сельский учитель в ожесточенном бою уничтожил 22 фашистов, но и сам после боя скончался от ран. Горномариец летчик Феофан Радугин совершил сотни боевых вылетов и перелетов через линию фронта. Василий Соловьев из Моркинского района и Зинон Прохоров из волжского закрыли своими телами вражеские пулеметы.

 

Учитель:

Не только на войне, но и в мирное время любой может стать национальным героем. К ним мы отнесем тех людей, кто внес огромный вклад в развитие и процветание нашей марийской нации в области культуры, образования, литературы, науки. Поэтому марийским национальными героями вправе можно считать первого академика Вас. Мосолова, первого профессионального композитора Ключникова-Палантая, основоположника литературы С.Чавайна, общественных деятелей Вл. Мухина и Петрова, киноактера Йывана Кырлю, первого художника Ал. Григорьева, поэта В. Колумба и многих других.

Ну а теперь обещанный блицопрос. Вы все внимательно слушали и, конечно же, легко ответите на наши несложные вопросы. Представители каждого класса подойдите за вопросом, после небольшой подготовки дайте ответ.

Блиц-опрос:

· С какого года отмечают День национального героя?

(1990)

· Почему отмечают 26 апреля?

(князь Болтуш геройски пал в битве в этот день)

· Имя горномарийского князя, возглавившего посланцев к русскому царю Ивану Грозному?

(Акпарс)

· Кто из марийских князей был казнен в Москве?

Мамич-Бердей

· Кого мы можем назвать национальным героем?

(того, кто внес огромный вклад в процветание и развитие нашего края.

Это талантливые, добрые, смелые люди – истинные патриоты Марийского края).

· Назовите имя одного из национальных героев марийского края.

(например, Сергей Суворов)

 

Добрая и светлая им память!

 

 

Интернет-ресурс:

http://www.openclass.ru/node/274082

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.