Краеведческий урок «Образы богатырей глазами художников» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Краеведческий урок «Образы богатырей глазами художников»

2019-05-26 440
Краеведческий урок «Образы богатырей глазами художников» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из лучших и интересных работ И. И. Мамаева, живописца считается полотно «Акпатыр» (1961). Былинный строй, одухотворённость образов, скромная, но выразительная гамма, придающае картине яркий национальный колорит, выделяют образ национального героя.

К фольклору одним из первых обратился художник С. Подмарёв, написав картину «Онар» (1964). В легенде отражены вековые мечты народных масс о свободной, счастливой жизни. Художник изобразил молодого богатыря-великана в расцвете сил, мужественного и непреклонного воина. Из предания мы знаем, что Онар не пощадил даже жениха своей сестры, хотя тот просил прощения и клялся больше не нарушать Онаровых владений. Живописец нашёл типичный образ народного стража. В колорите полотна и трактовке образа чувствуется связь с «Богатырями» В. Васнецова, свидетельство того, что марийский эпос в живописи питается соками русского искусства. Однако художник не ограничился традициями. Образ Онара национален, что проявилось не столько в деталях (национальная вышивка на вороте рубашки, щит и копьё, какими пользовались в древности марийские воины), сколько в характере Онара. Погрудное изображение героя занимает всю плоскость холста. Крупная живописная лепка делает фигуру объёмной, весомой, по-боевому упругой. Онар словно вырублен из огромного куска дерева. Большими, сильными руками сжимает он щит и копьё. Весь его облик дышит силой и драматизмом. Отвага и непреклонность, мужество и ум читаются в чертах его лица. Простая и строгая композиция, сдержанная, суровая живопись как нельзя лучше способствует воплощению замысла художника. Созданная в пору молодости, картина и сейчас остаётся одним из лучших произведений художника и едва ли не единственным живописным полотном, посвящённым образу Онара. Картина правдиво выражает эпическую мощь легендарного образа и одновременно несёт в себе чувство глубокое уважение к далёкому прошлому марийского народа.

Образ былинного героя марийского народа Онара был использован при оформлении книги Ю. Юксерна для детей «Онар» Р. Е Янгельдиным. Он предстал здесь защитником родной земли, природы, в окружении зелени, белочки, с любимым музыкальным инструментом – гуслями (книга Юксерн В. Онар: Марий легенда-влак., 1968, 27 с.).

Былинным величием, силой, мужеством, народной мудростью отмечен образ Чоткара в эпическом полотне «Чоткар-патыр» Ивана Михайлина. В своём творчестве он также обратился к легенде о марийском богатыре. В картине, как и в самом эпосе, нет ничего мелочного, обыденного, житейского. В полотне Михайлина Чоткар стал ярким воплощением представлений о легендарном богатыре, надёжном и бескорыстном защитнике родной земли. Рождённый фантазией марийского народа, он вобрал в себя его типичные черты. Чоткар-патыр, словно гриб-боровик, выступает из земли, как бы сохраняя неразрывную связь с нею. Его сила, мужество, решимость и готовность оградить свой народ от нашествия врагов – всё это в Чоткаре от породившей его земли.

Крупная фигура богатыря заняла весь передний план, за которым виднеются лесные дали, крутой берег Волги, затаившаяся за курганами дружина. Широко расставив ноги, опершись обеими руками на богатырский меч, патыр стоит на высоком кургане. Серебристые волосы и длинную седую бороду треплет ветер. Встревоженный опасностью, Чоткар не замечает волнения природы. По-детски, добрыми голубыми глазами, он внимательно вглядывается вдаль. Образ вобрал в себя представления художника о непобедимости народа, о беззаветной любви к Родине.

В колорите полотна преобладают тёплые голубые, белые, охристо-красные, зелёные тона, олицетворяющие природу марийского края и эстетические вкусы народа. Белая с золотистым отливом рубаха Чоткара украшена национальным орнаментом глухого кирпично-красного цвета. В облике и характере богатыря, в оружие и одежде, украшениях и вышивке, отделке обуви и даже в такой мелочи, как обработка рога и ножен меча. Художник знает, что в языческую эпоху орнамент имел магическое значение – оберегал от злых духов. Он тщательно поработал над достоверностью этнографических особенностей одежды, вышивки, украшений, но они не заслонили главного, а ещё рельефнее высветили характер народа – приветливого, доброжелательного и вместе с тем гордого и самолюбивого. Из всего этого складывается поэтический художественный образ, раскрываются национальные особенности марийцев, их бытовой уклад и образ жизни.

В широкую раму картины, выполненную чеканкой по меди, введены эпизоды жизни патыра, борьбы с кочевниками и название полотна. Это позволило шире охватить содержание легенды и усилило монументальный характер образа богатыря. Художник поднялся до философского осмысления исторического пути марийского народа, раскрыв его извечное стремление к справедливости, свободе и независимости.

Эпоха борьбы русского государства с Казанским ханством, образ Акпарса получили разработку в монументальном полотне А. Михайлина «Акпарс и Эрвий» (1983).

Ратными заботами живёт Свияжская крепость, воздвигнутая на крутом берегу Волги, по которой плывут под парусами струги. Присмотревшись внимательнее, в воротах крепости под боевым стягом мы замечаем Ивана Грозного и Акпарса. Их энергичные фигуры, окружённые стрельцами, полны молодого задора, уверенности в победе.

Мощная фигура Акпарса с сидящей у его ног Эрвий доминирует в полотне. Красно-голубой плащ объединяет героев в единую группу, усиливает радужные блики на белоснежных одеждах. Под задумчивую мелодию гуслей Акпарс вспоминает минувшее, пристально вглядываясь в сторону Казани, с которой придётся вести упорную борьбу.

Мужественный облик воина оттеняет хрупкость и женственность Эрвий, решившейся искупить поруганную честь смертью. Задумчивое выражение лица, ушедший в себя взгляд, бессильно поникшая фигура, зажатый в руке кубок с ядом свидетельствуют о трагической развязки судьбы героини. Характеры Эрвий и Акпарса раскрыты психологически тонко и достоверно. Национальные черты проступают не только в образах героев, но также в деталях картины – марийской вышивке, щите и мече, колчане со стрелами, украшениях головного убора и берестяном туеске.

 

Значение слов:

 

Карты – жрецы.

Лужавуи – князья. От устн. лужа – сельский староста.

Ушкуйники – вольные люди, совершавшие набеги с вооружённой дружиной и промышлявшие на ладьях с парусом и вёслами по Волге и Каме.

Ясачники – сборщики натурального налога, которыми облагались в старину некоторые народности Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.

 

Рекомендуемые источники литературы и репродукций:

Изобразительное искусство Марийской АССР. – Йошкар-Ола, 1992. – 257 с.

Новосёлова, Г. Г. Национальный герой Акпарс в литературе, музыке, изобразительном искусстве: разработка урока  / Г. Г. Новосёлова // История и культура марийского народа в школе. – Йошкар-Ола, 1998. – С. 27-31.

Прокушев, Г. Иван Михайлин / Г. Прокушев // – Йошкар-Ола, 1983. – 128 с.

Прокушев, Г. Картина И. Михайлина «Акпарс и Эрвий» / Г. Прокушев // История и культура марийского народа: Хрестоматия для уч-ся 5-6 кл. – Йошкар-Ола, 1993. – С. 20-21.

Товаров-Кошкин, Б. Ф., Червонная, С. М. Художники Марийской АССР. – Йошкар-Ола, 1978. – 87 с., 12 л ил.

Художники Марийской АССР. – Л., 1963. – 9 с., 25 репродукций.

 

Используемая литература:

26 апреля – марий талешке кече = [26 апреля - День национального героя]: методико-библиографические материалы. Вып. 2, доп. / сост. Р. В. Савельева., ред. С. К. Белых. – Йошкар-Ола: НБ им. С. Г. Чавайна. – 18 с.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.