Бай-борода никита иванович (ош-пондаш) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Бай-борода никита иванович (ош-пондаш)

2019-05-26 533
Бай-борода никита иванович (ош-пондаш) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кугуз (князь) марийских земель в верховьях реки Ветлути в XIV веке. Ветлужское кугузство (княжество) существовало с XII до начала XIV века, и во время правления Бай-Бороды его столицей являлось Шангское городище (Ветля-Шангон. Шанга-Ала). Княжество находилось в вассальной зависимости от Золотой Орды и платило одновременно дань Галичскому княжеству. Бай-Борода, ставший кугузом в середине XIV века, повёл политику, направленную на избавление от ставшей обременительной опеки галичских князей. Бай-Борода принял христианство. хотя и не забыл при этом веру предков, крестил свою дочь под именем Мария и в 1345 году выдал её замуж за галичского князя Андрея Семёновича. На свадьбу прибыло много знатных гостей, в том числе великий князь московский Симеон Гордый с женой Евпраксией. В 1346 году галичским князем стал Андрей Федорович Ростовский, с которым кугуз не нашел взаимопонимания, и повёл против него долгую войну с 1350 по 1372 год. С помощью золотоордынских войск кугуз одержал победу и прекратил выплачивать дань Гашчскому княжеству. Умер Бай-Борода в 1385 году от чумы. Впоследствии ветлужские марийцы стали воспринимать Бай-Бороду (Ош-Пондаша) как своего покровителя.

КАМАЙ

Легендарный предводитель (князь) марийцев, населявших земли значительной пасти нынешних Сернурского и Куженерского районов Республики Марий Эл. В древности в этом краю жили удмурты. По мере роста численности марийцев между двумя народами стали возникать конфликты из-за земли. Предположительно в первой половине XVI века удмуртский князь Одо собрал войско с намерением изгнать марийцев, объединившихся в ответ на угрозу под предводительством Камая. Оба воинства сошлись, приготовившись к битве. Камай, стремясь избежать кровопролития, предложил решить конфликт в единоборстве и вызвал на бой князя Одо. «Если победит богатырь Одо», — сказал Камай. — то марийцы навсегда уйдут из этих мест, но если я одержу победу, то пусть удмурты покинут этот край». Согласится Одо. В жестокой схватке победу одержал Камай, и удмуртам пришлось уйти. Камай прославится как герой. Когда он умер, то марийцы его обожествили, как своего Покровителя. Ещё в XIX — начале XX века марийцы-горняки, добывавшие камень для изготовления жерновов в каменоломнях «Нолькинский камень» раз в год приносили Камай-Юм о (Богу Камаю) в жертву зайца. Марийцы верили, что он является в образе старика. Рядом с деревней Нур-Сола (Сернурский район) есть место, называемое Камай-Саҥга (Лоб Камая). Считается, что в полдень, или в полночь на этом месте появляются видения.

ПОЛТЫШ

Легендарный князь Малмыжского края, живший в XVI веке. Его резиденция находилась в городе Малмыж у реки Вятки. По преданиям это быта укрепленная крепость, окружённая широким рвом и высоким валом с дубовым частоколом. Полтышу довелось жить в суровые времена, когда царь Иван Грозный завоевывал Казанское ханство и весь Волго-Вятский край быт охвачен войной. Малмыжский князь, в то время уже старик, принял решение не подчиняться победителю, предпочитая лучше погибнуть свободным в бою. Первую волну наступавших врагов ему удаюсь отразить. Однако во второй раз против него были посланы более значительные силы. Полтыш с войском укрылся за стенами Малмыжа, подготовившегося к долгой осаде. Несмотря на огонь пушек, многочисленные штурмы, крепость не сдавалась. Осаждённые тщетно ждали, что соседние марийские князя придут им на помощь. Б городе заканчивалась еда. Было решено попытаться вырваться из окружения. В ожесточённом сражении, длившемся до полудня, Полтыш был смертельно ранен, но марийцам удалось уйти в леса. Малмыж был сожжён дотла. Согласно преданию, князь был похоронен в лодке на небольшом озере возле Малмыжа. Говорят, что раз в год ночью, Полтыш является на высоком берегу реки Шошмы, а к нему стекаются души погибших в бою.

АКПАТЫР

Легендарный марийский герой XVI века, возглавлявший союз китяковских марийцев (Малмыжский район Кировской области). По преданию, Акпатыра, оставшегося сиротой, усыновил богатый татарин. Светловолосый и голубоглазый, он внешне отличался от двух родных сыновей своего опекуна, с которыми крепко сдружился. Возмужав, они много путешествовали, многое повидали и узнали. Вернувшись в родные края. Акпатыр заметно выделялся знаниями и мудростью. Общался с мусульманскими проповедниками, и те уважали его за ум и красноречие. Был умелым целителем и прекрасным музыкантом. Известен Акпатыр и как миротворец. В то непростое и жестокое время, в котором ему довелось жить, он умел улаживать конфликты, возникавшие между марийцами, татарами и русскими, сохраняя со всеми добрые отношения. По легенде, незадолго до смерти он искал место, где упокоиться. С высокого холма пустил он стрелу, упавшую у деревни Большой Китят (Малмыжский район), и на этом месте похоронили Акпатыра, когда пришло его время покинуть этот мир.

ПАШКАН

Легендарный богатырь, живший в XVI веке в деревне Юлъял (ныне село Сидельниково Звениговского района Республики Марий Эл). Он отличался высоким ростом и огромной силой. Как говорит предание, у него была лошадь, настолько быстрая, что за два часа могла проскакать от Юлъяла до Казани и обратно. Пашкан не раз ходил на Казань вместе с московскими войсками. Согласно легенде, он самонадеянно вознамерился верхом на лошади взобраться на крепостные стены Казани. Опешившие от такой наглости татары решили наказать его и выставили против него пятьдесят всадников. Пашкан повернул лошадь и ускакал от погони. Думая, что оторвался от преследователей, он спешился передохнуть. Однако татарские всадники не отставали. Пашкан вновь вскочил в седло и поскакал ещё быстрее. Не доезжая немного до Юлъяла, его лошадь завязла в озере, а погоня приближалась. Пашкан успел сказать землякам, что пришёл его последний час и просил своих сородичей помнить о нём. Только он сказал это, как налетели преследователи и в ожесточённой, но неравной схватке богатырь пал. Узнав о гибели своего богатыря, марийцы решили отомстить. Татары, расположившиеся после погони и схватки на отдых, были все перебиты. Марийцы не забыли о Пашкане и почитали его как духа-покровителя — Керемета. Место, где он погиб, до сих пор называется Пашкан-керемет.

АКПАРС

Один из легендарных старейшин «Горной стороны» (правобережье Волги, между реками Сура и Свияга), живший в середине XVI века. Участвовал во взятии Казани в 1552 году. Согласно легендам, Акпарс подал царю идею сделать подкоп под стены Казани. Чтобы измерить расстояние, он играл на гуслях грустную мелодию, храбро дошёл до стен кремля. Осажденные, очарованные музыкой, не стреляли в него, и Акпарс живым вернулся обратно. Когда подкоп был готов, в него заложили заряд, но порох долго не взрывался, и вспыльчивый царь, подозревал предательство, готов был казнить старейшину, и туч прогремел взрыв. В стене образовался пролом, в него ринулись войска Ивана Грозного. Казань была взята. В честь победы был устроен пир, на котором царь одарил Акпарса золотой чашей, а также оделил его земельным пожалованием. В исторических документах XVI-XVIII веков упоминается Акпарсова сотня. Возможно, это именно то владение, что было пожаловано марийскому старейшине Акпарсу.

ИРГА

Героиня преданий тоншаевских марийцев Нижегородской области. Рассказывают, что жила здесь когда-то девушка Ирга, статная, красивая, сильная, весёлая. Искусная охотница, она кормилась лесом, метко стреляя из лука, ловко орудуя топором и острогой. Жила с дедом, помогала ему по хозяйству, ухаживала за ним. Однажды с Ветлуги в их деревню направился отряд разбойников. Таясь и скрываясь, шли грабители, чтобы врасплох застать марийцев, но выследила их Ирга и предупредила о беде односельчан. Собрав свое имущество, спрятались они в глухом лесу, а вот Ирга, помогая им, не успела укрыться. Поймали её разбойники и, обозлённые, что нечем им поживится в деревне, издевались над ней, выпытывая, где находятся её односельчане. Однако отважная девушка ничего им не сказала, и тогда ее повесили на высокой сосне. Когда миновала беда, вернулись в деревню её жители и увидели, что сотворили с Иргой бандиты. Бережно сняли её с дерева и похоронили под сосной. Та сосна стояла ещё в прошлом веке, и марийцы приходили к ней помянуть храбрую девушку. Говорят, что мужчины поклялись отомстить разбойникам. Они настигли их и всех перебили. Предание об отважной девушке пережило века и, как сказал один сказитель: «Нет никакого права не верить ему: ведь мужество и верность шли бок о бок с верными людьми».

МАМИЧ-БЕРДЕЙ

Сотенный князь, возглавивший национально-освободительную борьбу марийцев «Луговой стороны» (левый берег Волги) после завоевания Московским царством Казани. В истории это противостояние получило название Первая черемисская война (1552 — 1557 годы). Карательным экспедициям, посылаемым Иваном Грозным, не удалось уничтожить повстанческое войско. Мамич-Бердей договорился с Ногайской ордой об отправке к луговым марийцам царевича Ахполбея. Есть основания полагать, что сотенный князь планировал создать государство с новой династией на развалинах Казанского ханства. Однако Ахполбей не оправдал надежд марийцев. Царевич занимался бесчинствами и грабежами, уклонялся от участия в военных действиях. Рассерженные марийцы перебили людей царевича, а ему отрубили голову и насадили на кол. По словам Андрея Курбского, приближённого Ивана Грозного, Мамич-Бердей так объяснил расправу над Ахполбеем: «Мы было взяли тебя того ради на царство, с двором твоим, да обороняла: нас; а ты и сущие с тобою не сотворили нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел; а ныне глава твоя да царствует на высоком коле». К началу 1556 года Мамич-Бердею удалось взять под контроль всё левобережье Волги. Казань находилась в блокаде. В марте Мамич-Бердей переправился на правый берег Волги, пытаясь склонить на свою сторону здешних марийцев и чувашей. Здесь он был пленён и 21 марта доставлен в Москву. После допросов, на которых присутствовали бояре и Иван Грозный, сотенного князя скорее всего казнил: Луговые марийцы сложили оружие только в 1557 году.

Александр Акшиков,
Журнал «Ончыко», №1, 2012 г.

Интернет-ресурс:

http://kidsher.ru/ru/archives/15403

 

Игровая программа «ОНАРЫ»

Цель игры: увлечь детей историей и сегодняшним днём родного края, заставить задуматься о его будущем, воспитывать любовь и уважение к своей земле и народу.

 

/Звучат позывные Онара/


Чтец 1:
С. Чавайн. Последний Онар.

 

Нам повествуют старые былины,
Что в каждом уголке родной земли
Отважные Онары-исполины
Повыше вековых дубов росли.
А ведь тогда, густой листвой играя,
Деревья подпирали небосвод.

Теперь таких в марийском нашем крае
Никто и при желании не найдет.
С годами люди ниже ростом стали,
Да и леса постиг судьбы удар...
Лишь не познал тогда беды-печали,
Не изменился лишь один Онар.
Он как-то поутру шагал полями,
Алея, солнца круг над ними рос.
Онар дубы повыдергал руками
И к матери охапкою принес:

- Смотри-ка, мама, коноплю какую

Я в поле для тебя натеребил,

Как роща частую, как тень густую,

Вот только посконь отделить забыл.

- Ой, сын мой! Ты вправду невезучий,

Не коноплю ты вырвал, а леса! -

И затуманились слезой горючей

Ее большие ясные глаза.
Онар ответу очень удивился.
Он постоял и дальше пошагал.
И вдруг заметил пахаря-марийца,
Что землю для посева поднимал.

- Какой жучок ползет передо мною! -

Подумал вслух идущий великан.

Он пахаря с лошадкой и сохою

В свой необъятный положил карман.

Потом Онар увидел на поляне,

Как топором работал человек,

И в этом Онаровом кармане

Стал пахарю соседом дровосек.

Онар весь день бродил в раздольях здешних,

А к вечеру сказал, увидев мать:

- Вот, мама, я жучков тебе потешных
Принес нарочно, чтобы показать!
Один копался, землю ворошил,
Другой, наверно, дерево пилил.

- Ой, сын, мой сын! Да это же ведь люди.

Или уже о них ты позабыл...

Они теперь всегда такими будут,

Онарам только рост не изменил!
Сынок, имея силу неземную,
Ты не кичись, не наноси обид!

…Сидит Онар последний и горюет,

И на него с печалью мать глядит.

А мир большой по-прежнему клокочет,

Бурлит волнами, птицами поёт,

И солнце, восходящее из ночи,

Лучами заливает небосвод.
/ Выходят ведущие в национальных костюмах./

 

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости, учащиеся, учителя, все присутствующие в этом зале! Мы вас сегодня от всей души приглашаем на праздник посвящённый Дню национального героя.

 

Ведущий 2:  День национального героя – праздник с этим названием появился в нашем календаре недавно. В 1990 году «Марий ушем» утвердил этот праздник. В народе он не получил ещё широкого распространения и не всем знаком.

В нашем объединении стало уже традицией в этот день, 26 апреля, принимать новобранцев в члены «Наследников Акпарса».

 

Ведущий 1:

Кого мы считаем национальными героями?

Почему этот день отмечается именно 26 апреля?

Какого человека в наше время мы можем считать героем?

Есть ли такие герои, которыми мы можем гордиться, у нас в Еласовской стороне?

На все эти вопросы вы найдёте ответы, посмотрев нашу программу.

 

Ведущий 2: В истории каждого народа есть свои герои. С их именами связана борьба народа за свободу и независимость.

- Русский народ своими национальными героями считает Дмитрия Донского и Сергея Радонежского, венгерский народ – вождя Шитвана, эстонцы – князя Лембиту, мордва – князя Бургана.

- Марийский народ знает своих героев по легендам, которые дошли до нас с тех давних времён. Это Онар, Чоткар, Акпатыр и т.д.

- Наш народ своим этническом союзом начал жить тысячи лет назад. Вождями, предводителями в крае марийском были: Туга, Канай, Кронуш, Чумбылат, Атурай.

- В стародавние времена народ мари был лесным народом, жил среди больших, густых лесов. Наши предки были высокими, сильными, их тела мощными. Людей с такими данными называли Онарами. Они занимались лесным промыслом, т е. охотой, рыболовством, собирали мёд диких пчёл.


Чтец 2: / стихотворение Кима Васина «Акпай»/

Спросят люди: «Где живёшь?»

Я отвечу:

- В тёмной чаще.

«Что под голову кладёшь?»

- Кладу кочку моховую.

«Чем лицо ты умываешь?»

- Умываюсь я росой.

«Чем лицо ты вытираешь?»

- Полотенце - лист кленовый.

Дом родимый – лес глухой.

А родня мне – волчья стая.

Нынче я лесной охотник.

Голова зверью лесному.

/ танец «Танец охотника»/

 

Ведущий 1: После разгрома Казани, начиная с 1553 года, на земле марийской началось восстание, переросшее в мощную национально-освободительную войну. Эта война растянулась с перерывами на 30 с лишним лет.

 

Ведущий 2: В начале этих сражений московскими войсками были разгромлены остатки повстанческих отрядов, физически уничтожены их предводители.

 

Ведущий 1: К этому времени относится гибель в бою на Вятке предводителя малмыжских марийцев Болтуша. Дата его гибели – 26 апреля 1556 года. Этот день по решению объединения «Марий Ушем» отмечается как День национального героя.

Героем тех времён, кем мы гордимся, является наш земляк Акпарс.

 

/Звучит стихотворение М. Казакова «Марш Акпарса»/


Чтец 3:

В теплый вечер мая к Волге я шагаю,

И кругом родные сёла предо мной.

Слышу. Раздаётся песня боевая,

Близок мне и дорог звук её живой.

Под рукой искусной зазвучали гусли,

Девушки играют, девушки поют

Об Акпарсе нашем, что с дружиной русской

Под Казанью эту песню пел в бою.

Всё звучней, чудесней звуки этой песни!

С ними уношусь я в древние года.

Словно я с Акпарсом легендарным вместе

Штурмовал твердыню ханского гнезда.

Красотой сияя, девушки играют,

Повторяют песню славы боевой,

Песню об Акпарсе, о родимом крае,

О великой силе дружбы вековой.

Струны золотые, как в года былые,

Об Акпарсе славном до сих пор поют,

Эту песню дружбы времена седые,

Словно эстафету, нам передают.

 

Ведущий 2: По преданиям «Сказание об Акпарсе») Акпарс родом из Чермыш-Аула, теперь деревня Чермышево близ села Еласы. Он видел, что марийцам, самостоятельно жить невозможно и задумал со своими горными марийцами отдаться под покровительство московского царя. Акпарс со своим войском участвовал вместе с русским царём Иваном Грозным во взятии города Казани. Акпарс чудесно играл на гуслях, как никто из марийцев и мариек. Умение играть на гуслях сыграло неоценимую роль в победе над татарами и взятии Казани. Акпарс со своими воинами бросался, как лев, в самые опасные места и своею неустрашимостью, ловкостью и силою побеждал каждого соперника, осмелившегося выступить против него. Недаром значение имени Акпарс по- другому звучит, как «белый барс».

 Марийцы издревне славились своим бесстрашием, силой, умом. Не колеблясь, они поднимались на защиту родной земли, на призыв земли матушки.

 Прощаясь с родными местами, с близкими людьми, уходя на войну, на службу в армию они пели такие песни.

/гусли, песня «Цеверын код»/

 

Ведущий 1: Гордится земля марийская своими героями, Героями Советского Союза, участниками Великой отечественной войны, героями афганцами, героями чеченской компании. Среди них и наши земляки, выпускники Еласовской школы – Ф.Г.Радуган, первый марийский генерал Виноградов.

Герои были, есть и будут! На них держится наша земля.

 

Ведущий 1: А теперь померятся силой богатырской, наши будущие защитники. Начинаем конкурс «Онары XXI века»

Борьбу за победу будут вести две команды:

(за победу на каждом состязании, победившая команда получает жетон)


Первое задание «Отжимание».

Участники по очереди отжимаются от пола. Суммируется результат всех членов команды, сравниваются баллы команд. Отжимаемся по правилам: руки сгибаются до конца, ноги прямые, туловище опускается. Неправильное отжимание в счёт не войдёт.

 

Ведущий 2:
Второе задание «Перетягивание каната»

По команде начинаем тянуть всей командой канат. Какая команда перетянет через линию на свою сторону другую команду.

 

Ведущий 1:
Третье задание «Борьба на палке»

Чертится линия, два соперника садятся по обе стороны черты лицом к лицу. Держась за палки обеими руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают по команде перетягивать друг друга. Побеждает тот, кто перетянет соперника за черту. Правило: нельзя менять положение рук и ног.

 

Ведущий 2: Ещё одно качество Онаров – это ловкость.
Следующий конкурс «Бумажный самолёт»

Всем членам команд нужно из бумаги сделать самолёт и запустить. Зрители внимательно смотрите у кого он полетит дальше. Время роли не играет.

 

Ведущий 1:
Конкурс «Скачки»

Лошади в этой эстафете не совсем обычные. Их заменят табуретки.

Что делает настоящий всадник перед забегом? Вскакивает в седло, берёт поводья в руки, стремительно ударяет по бокам лошади. «Всадник» в этой эстафете тоже должен оседлать табуретку, взяться за края вместо уздечки и, помогая себе ногами, проделать путь от старта до финиша и обратно. Вслед за первым «седоком» этот путь осиливает вся команда.

 

Ведущий 2:
Следующее задание называется «Удар меча»

Мечом ударяем по шару. От чьего удара лопнет шар – тот победил.

 

Ведущий 1: Наши предки хорошо владели луком. Сейчас посмотрим, как с этим заданием справятся наши участники.

Конкурс «Стрельба из лука»

Каждому даётся одна попытка, необходимо попасть в мишень. У какой команды будет больше попаданий, та забирает жетон.

 

Ведущий 2:
Воины умеют воевать, умеют и весело отдохнуть.
Конкурс военной песни.

 

Ведущий 1: Из уст в уста переходили рассказы о легендарных героях, об их победах, силе и мощи. Марийский народ с большим уважением относился к своим предкам, к своим вождям, полководцам, национальным героям.

 

Ведущий 2: Кого из героев-земляков знают наши молодые Онары?

Они нам об этом сейчас поведают.
Конкурс «Знание героев»

 

Ведущий 1: Нельзя достигнуть больших успехов без знаний, поэтому герои всегда отличаются умом.

Конкурс «Эрудиция»

Командам задаются вопросы:

1.Назовите имя героя, в честь которого мы теперь отмечаем День национального героя? /Болтуш/

2. Кого ещё из героев народа мари вы знаете?

3 Самый древний город республики. / г.Козьмодемьянск, 1583./

4.Столица Республики Марий Эл. /г. Йошкар-Ола/

5.Чем народ раньше расплачивался за товар вместо денег? /шкурками белок/

6.Предводитель горномарийского войска при взятии г.Казани в XVI веке./Акпарс/

7.Кому из марийцев царь Иван Грозный подарил Золотую чашу? /Акпарсу/

8.Сколько городов в Республике Марий Эл? Перечислите их./4/

9.Самая большая река республики. /р.Волга, 155 км/

10.В 1584 г. была основана крепость в лесах. Основанием какого города послужило это событие? /Царевококшайска/


/Подведение итогов состязания на звание «Онары XXI века».

Вручение грамот и подарков./

 

Ведущий 2: Мы помним и уважаем тех героев, которые прославили наш народ. Пусть и в будущем нация мари процветает и будет растить новых героев. Но чтоб они могли проявить себя не в войнах, а в мирной жизни. Пусть все войны останутся в прошлом. И никогда не наступает время «последнего Онара», как говорилось в начале нашего праздника.

- Спасибо за внимание! До новых встреч!


Интернет-ресурс:


http://nenuda.ru/игровая-программа-онары-ко-дню-национального-героя.html

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.