Исторический экскурс «Двенадцать марийских героев» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Исторический экскурс «Двенадцать марийских героев»

2019-05-26 487
Исторический экскурс «Двенадцать марийских героев» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предлагаемые читателю краткие жизнеописания 12 марийских героев, как легендарных, так и исторически, не претендуют на полноту данных о них. Они носят скорее ознакомительный характер, и имеют целью дать общее представление об описанных персонажах и понимании «героического» в представлениях марийского народа.

На первый взгляд, все 12 героических персонажей заметно различаются между собой, однако, у ряда из них можно найти что-то общее. Например, образы Онара и Идена, бесспорно, наиболее древние, преображенные за века народной фантазией в гиперболизированные персонажи. Тем не менее, в них отразилось и рациональное зерно, выраженное в идее о древних богатырях, защитниках марийцев.

Далее следующая по времени происхождения группа героев — вождей и военачальников, объединявших под своим началом марийцев: Чоткар, Чумбылат, Камай. В преданиях о них находит своё выражение мечта о свободе и единстве марийского народа.

С XVI веком соотносятся образы таких легендарных героев, как Акпатыр, Пашкан, Ирга, Полтыш, Акпарс. Версия о том, что Ирга жила в XVI веке, является лишь моим предположением. Это столетие, судьбоносное в истории народов Поволжья, занимает особое место в марийском фольклоре. Характерно, что героические персонажи этого времени уже индивидуализированы. В преданиях отразились, прежде всего, их личные качества, вызывавшие удивление и восхищение у соплеменников. Например: Акпатыр — это искусный гусляр, целитель и миротворец; Пашкан — герой, обладавший храбростью, доходящей до безрассудства; Ирга — отважная девушка, презревшая мучения и смерть, ради своих соплеменников; Полтыш — свободолюбивый князь, бесстрашно защищавший от врагов свои владения; Акпарс — смелый гусляр, хитроумный искатель царских милостей.

Обратимся к историческим героям марийцев, чья реальность существования подтверждается историческими источниками. Это Бай-Борода и Мамич-Бердей.

Летописи свидетельствуют, что в ХIV – середине XV веков на реке Ветлуге существовало марийское государственное образование — княжество, возглавляемое кугузом. Самым заметным кугузом был Бай-Борода — умелый политик, дипломат и военачальник, с успехом, насколько это было возможно в то время и в тех обстоятельствах, отстаивавшего интересы своего княжества и подвластных ему марийцев. Таким образом, документально подтверждается формирования у части марийцев своей государственности.

Как мне представляется, из всех упомянутых 12 героев, Мамич-Бердей наиболее значительная фигура. Его по праву можно назвать великим сыном марийского народа. Масштабы его деятельности и задачи, которые он перед собой ставил, впечатляют. После падения Казанского ханства в 1552 году, он впервые объединил марийцев, живших на левом берегу Волги и несколько лет, успешно противостоял ратям Московского царства. Мамич-Бердей попытался реализовать небывалую доселе задачу — создать марийское государство (источники, как я полагаю, позволяют именно так оценить его деятельность). Народная мысль, выстраданная в зеках и отражённая в преданиях о героях древности, о политическом единстве марийцев, как никогда была близка к своей реализации. Однако Мамич-Бердея вероломно предали, а его мечта о марийском государстве оказалась осуществлённой лишь в XX веке, на протяжении которого складывалась марийская государственность в рамках России.

Таковы, предлагаемые мною, характеристики представляемых героев. Читатель может и сам сделать свои выводы, прочитав предлагаемые жизнеописания. Может быть того, что он прочтёт, ему покажется мало и он захочет узнать больше, обратившись к литературе по указанной тематике. Возможно, мой опыт описания пробудит интерес читателя к истории марийского народа. Марийского края. Я буду только рад, если это произойдёт.

ОНАР

Согласно мифологическим представлениям до появления человека на земле жили великаны — онары. Они якобы спустились с небес, чтобы упорядочить жизнь на земле. По некоторым представлениям они являлись предками марийцев. Онар обладал огромным ростом и могучей силой. Был такой величины, что до его колен едва доходили верхушки самых высоких деревьев. На его ладони мог поместиться пахарь с лошадью и сохой. Там, где он спал, оставалось углубление в земле от его головы, заполнявшееся водой и становившееся озером, а где высыпал из обуви забившуюся землю, возникали холмы. У Онара были доспехи из металла, но они не воевали, по крайней мере, в землях, населённых марийцами.

ИДЕН

В давние времена на берегу реки Шыгыр, что впадает в реку Уфу, родился марийский богатырь Иден. Вырос он огромным — голова его достигала небес, в день съедал до трёх быков. Славен он был как защитник марийцев. Когда пришла пора умирать, предсказал Иден соплеменникам, что с юга идут орды кочевников. Защиту от них мощно будет найти на севере, потому что скоро там появится новый богатырь Султан. Горе охватило марийцев: кочевники близки и уже нет времени укрыться от них. Умирающий богатырь, видя беду сородичей, согласился последний раз сослужить им, предложив перебраться по нему, как по мосту, на север, через речки, леса и овраги, через большую реку Ош (Белую). Для того чтобы тело стало твёрдым наполнили богатыря кровью пяти быков: для туловища, рук и ног. Однако не хватило одного быка для левой руки, и богатырь наполнил её тремя бочками медовухи. Распластался богатырь по земле и испустил дух. Марийцы пошли по нему. Те, кто шли по правой руке, благополучно перешли реку Ош. Левая же рука не выдержала, лопнула, а марийцы, шедшие по ней, утонули в разлившейся медовухе. С тех пор на этом месте течёт река Бирь. Говорят, что от горя сжалась у богатыря ладонь правой руки, так сильно, что выступила кровь, окропившая землю, и здесь появилась гора, называемая Красной.

ЧОТКАР

Легендарный богатырь, живший в незапамятные времена. Родился Чоткар в семье охотника. Рано возмужал. Отличался бесстрашием и огромной силой: один на один выходил драться с медведем, ударом кулака мог сломать сосну, вырвать с корнем столетний дуб. В те далёкие времена вторглись в марийские земли степные кочевники. Чоткар собрал войско и отразил нашествие степняков. После этого марийцы поняли, что объединившись, можно одолеть любого врага. Всю свою долгую жизнь богатырь посвятил защите родного народа и даже после смерти восставал из могилы и оказывал помощь марийцам в борьбе с неприятелями. Но однажды потревожили покой Чоткара понапрасну, без причины, и богатырь, обидевшись. более не откликался на призывы соплеменников. Но есть у марийцев вера, что когда покинут их силы, и отчаяние поселится в их сердцах, воспрянет Чоткар ото сна и поведёт марийцев к счастливой жизни.

ЧУМБЫЛАТ

Легендарный вождь и военачальник, живший приблизительно в ХIII-XIV веках. Стоял во главе союза марийцев, населявших бассейны рек Немда и Пижма, с центром, находившемся в районе города Советска Кировской области (в прошлом — Кукарка). Отличался богатырской силой, суровостью и мудростью. Под его началом марийские рати не знали поражений. В боевых доспехах, на коне, во главе своих воинов беспощадно крушил он врагов, осмелившихся вторгнутся в пределы подвластных ему земель. Долгая была жизнь у Чумбылата, но пришла пора умирать. Легенда гласит, что со слезами собрались вокруг него марийцы. Чумбалат же утешал их «Не плачьте, я и мёртвый буду вам помогать. Когда станет плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите: «Чумбылат, вставай! Пришёл враг!..». Я встану оборонять вас». Его торжественно похоронили в полном боевом облачении вместе с конём на горе, что высится на берегу реки Немды. С тех пор называют её марийцы Чумбылат-Курык (Гора Чумбылата), а русские — Чимбулатов Камень. Велика была слава героя, и не было марийца, кто не знал бы о нём. Не обманул вождь соплеменников, откликался на их зов: выезжал из горы на своём любимом коне Чумбылат, круша неприятеля. Однажды, дети, балуясь, стали вызывать богатыря. Чумбылат, увидев, что беспокоят его из озорства, пообещал более не являться на зов о помощи. Но все же не оставил богатырь совсем марийцев без покровительства, и чтущим его он придаёт сил и хранит от зла.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.