Краеведческий урок «День национального героя» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Краеведческий урок «День национального героя»

2019-05-26 334
Краеведческий урок «День национального героя» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее мероприятие, как вы уже догадались, называется…(Показываю на доску)

Ученики: День национального героя.

Учитель: Правильно. Именно о дне национального героя мы сегодня будем говорить. Может вы слышали об этом празднике? Кого почитают в этот день?

Ученики: Богатырей, народных героев.

Учитель: Правильно. В этот день почитают героев прошлого, отдавших жизнь за свободу, процветание своего народа и лучшей части марийского народа сегодняшнего времени, укрепляет веру в будущее, пробуждает чувство гордости за свой народ, патриотизм, любовь к родному краю.

День национального героя отмечается 26 апреля. История создания праздника: именно 26 апреля 1556 года (вывешиваю на доску дату), защищая крепость Малмыж, погиб марийский князь Полтыш. Легенду о героической борьбе Полтыша и его смерти сохранили марийские жрецы – карты. Идея праздника родилась (слайд 1) в 1917 году на первом всемирном съезде в Бирске, когда известный марийский просветитель Павел Глезденев предложил отмечать этот день как праздник всех национальных героев всех времен. Но начали отмечать только с 1990 года, благодаря общественной организации «Марий ушем». Впервые он был проведен в 1991 году. И с этого времени он отмечается повсеместно в Республике Марий Эл, получает распространение за её пределами, где компактно проживает марийское население.

Полтыш (слайд 2) – это легендарный марийский князь, национальный герой, который в стародавние времена сражался против русских, не желая принять христианство и зависимость от московского царя. Упорство, решительность, неутомимая энергия, гордость, выносливость, отвага и храбрость – вот качества, которые присущи марийскому князю.

Ученик: Тудын илемже Виче вӱд воктенсе Малмыж олаште верланен. Преданий почеш, тиде ола йыр вынемым лопкан кÿнчымö да тумо чашма чоҥгам ыштыме улмаш. Шкешотан (ор крепость) лийын. Полтыш пеш пуламыр жапыште илен. Иван Грозный Озан ханствым сеҥен налнеже, Юл- Виче кундемыште сар каен шоген. Шонго Малмыж князь сеҥалташ шонен огыл, тудо эрык верч шоген.Тушманын икымше гана керылтмыжым марий сарзе- влак чактарен кертыныт. Кокымшо гана нунын ваштареш пеш кугу вий виктаралтын. Полтыш войскаж дене Малмыж ола пырдыж шеҥгек шылын шинчын. Крепостьым шуко жап налын кертын огытыл. Йыр авыралтше-влак пошкудо марий патыр-влак деч полышым вученыт. Кочкыш пытен. Тунам Полтыш пунчалтын: авырымаш гыч кузе-гынат лекташ!Кечывал марте шуйнышо пеш кугу кредалмаште князь-он нелын сусырген, но марий –шамыч чодыра коклаш шылын шуктеныт. Малмыжым ломыж марте йÿлатеныт. Преданийын ойлымыж почеш,тудым Малмыж воктенсе изи ерыш пушыш пыштен тоеныт.Ойлат,идалыклан ик йÿдым Полтыш талешке Шошма эҥерын кÿкшö сер курыкышко лектеш,тудын деке кредалмаште пырля вуйым пыштыше марий сарзе-влакын чонышт шуйнат. Учитель: Недалеко от города Малмыж в Кировской области находится могила Полтыша (слайд 2). В честь Полтыша назвали и гору, которая возвышается над самым Малмыжем. Это Болтушина гора, предполагаемое место захоронения марийского князя, погибшего в неравной схватке с русскими войсками.

Учитель: Вижу я в былые годы…Грозный царь Казань берет, в помощь русскому народу Войско наш Акпарс ведет. Как вы поняли из этого стихотворения, сейчас мы поговорим об Акпарсе.

Акпарс (настоящее имя Гази) (слайд 3) – легендарный герой марийского народа, глава горных марийцев. Как говорит народ, Акпарс – это прозвище, которое было дано одному из отважных предводителей горных мари, и означает оно «белый барс», «белый богатырь». Предания и сам народ твердо утверждают, что Акпарс является действительно исторической личностью. Он жил в деревне Чермыш-аул Горномарийского района, был старейшиной города, хорошо играл на гуслях.

Ученик: Озаҥ налмаште 1552 ийыште ойыртемалтын. Легенде почеш, Акпарс руш кугыжалан (царьлан) Озаҥ йыр улшо пырдыжым йымачше кÿнчаш ойым темлен. Мыняр кужытым кузе палаш? Тунам Акпарс кидышкыже кÿслем налын да шÿлыкан семым шоктен, Кремль марте шотлен ошкылын. Кÿсле йÿкым колыштын, тушман -шамыч Акпарс ÿмбак лÿйкален огытыл. Мланде йымач рокым кÿнчымек, тушко тарым пыштеныт, но тудо кужу жап пудештын огыл. Шыде кугыжа, «Акпарс шойыштын» шонен, казнитлаш ямде улмаш. Но теве пудештме йÿк шоктен. Грозныйын войскаже керылтын. Тыге Озаҥ налалтын. Сеҥымаш лÿмеш кугу йÿмаш (пир) лийын, тошто руш кугыжа Акпарслан шöртньö коркам кучыктен да тыгак мландым пÿчкын пуэн.

Учитель: Вот видите, ребята, даже музыка выручала марийский народ в трудные минуты. А сейчас, давайте послушаем этот очаровательный звук гуслей. (Прослушивание музыки – марш Акпарса).

Учитель: Ребята, а может вы знаете, кто из богатырей является целителем?

Ученики: Акпатыр.

Учитель: Правильно. Молодцы! Акпатыр – национальный герой марийского народа (слайд 4).

Ученик: Преданий почеш, Акпатырым, ача- ава деч посна кодмеке, поян татар ончаш налын. Патыр ош ÿпан, канде шинчан лийын,тÿжвал тÿсшö дене ашнаш налше ачажын кок эргыж дечын ойыртемалтын. Туге гынат нуно ваш- ваш келшен иленыт. Кушкын шумек, Акпатыр шуко эл мучко ончен коштын, ятыр онайым пален налын, вара шочмо кундемышкыже пöртылын. Тудо пÿсö уш- акыл да келге шинчымашыж дене ойыртемалтын. Кутырымо йылмыжат пеш поян лийын, мусульман юмыеҥ- влак дене кылым кучен. Нунышт Акпатырым ушан да пÿсö йылмыжлан кöра пагаленыт. Шке калыкшым чер дечын эмлен. Тыгак мурым мураш, тÿрлö семÿзгар дене шокташ мастар лийын. Тунамсе пуламыр пагытыште Акпатыр марий, руш, татар кокласе ÿчашымашым керек- кунамат чарен моштен.Кажныж дене икойыш шуын илен. Садлан тудым уло калык пагален, йöратен. Тошто ой почеш, Акпатыр вес тÿняш кайымыж (колымыж) деч ончыч шкаланже верым кычалын. Кÿкшö чоҥгаш кÿзен шогалмек, пикшым умбаке колтен. Пикш Кугу Кетек ял воктек волен возын.

Учитель: Марий Чоткар сонарзе ешеш шочын. Ондак капым поген. Моткоч лÿддымö да виян лийын: маска дене кучедалын, мушкындыж дене перен, пÿнчым тодыштын, шÿдö ияш тумым вожге куклен луктын кертын. Ту ожнысо жапыште Марий мландеш степьыште кусныл илыше-шамыч(кочевник) толын лектыныт… Чоткар йырже сарзе- влакым поген да тушманым кырен шалатен. Тылеч вара марий -шамыч умыленыт: пырля чумырген, кеч- могай осал вийым сеҥаш лиеш. Талешке кужу ÿмырым илен,курымжо мучко шочмо калыкшым арален. Эсогыл, колымекыжат,шÿгарже гыч полшаш кынелын. Но икана тудым ондален помыжалтареныт. Патыр чот сырен да кычкырмылан кынелмым чарнен. Но марий- шамыч тыге шонен иленыт, кунам нунын ÿнарышт пыта да шÿм- чон ÿшанышт йомеш, Чоткар талешке уэш кынелеш да калыкым пиалан илыш дек вÿден наҥгая.

Учитель: (слайд 6) Посмотрите как Чоткара изобразил И. Михайлин. Чоткар- патыр стоит спокойно, положив руки на меч, т.к по его взгляду можно понять, что поблизости врагов нет. Позади него изображено войско, готовое к сражению. А также у него есть рог, с помощью которого он сообщает народу о нападении.

Учитель: А что надо делать, чтобы быть героем?

Ученики: Надо заниматься спортом, нужно быть сильным.

Учитель: (физкультминутка). А сейчас, давайте немного отдохнем. Прошу всех встать и повторять за мной.

На одной ноге постой-ка, если ты солдатик стойкий.

Ногу правую к груди, да смотри не упади

А теперь постой на левой, если ты солдатик смелый.

Учитель: Ребята, а вы знаете героя нашего района. Как его зовут? Где он родился? (ответы детей). А вот послушайте о нем.

Ученик: Тудо кугу капше да куатле вийже дене ойыртемалтын. Преданий почеш, Пашканын пеш писе имньыже улмаш: тугай писе, Юльял гыч Озаҥыш да мöҥгешла кок шагат жапыште савырнен пöртылеш улмаш. Марий талешке моско сарзе–влак дене ик гана веле огы Озаҥым налаш коштын.Легенде почеш, тудо Озаҥ крепостьын пырдыжышкыже имньыжге кÿзен шогалын. Лÿмынак. Тыгай ÿскырт койышыжым ужын, ажгыныше татар-шамыч тудын ваштареш витле имнешкым луктын шогалтеныт. Пашкан имньыжым савыралын да кудалын. «Поктышо-влак деч утленам» манын шонен,каналташ шинчын. Но татар тушман-влак почешыже поктеныт. Тунам Пашкан тöрштен кынелын, имньыжым кушкыжын да эшеат талын кудалын. Юлъял марте изишак миен шуын огвл, имньыже ерышке пижын. Пашкан марий- шмычлан илыме пытартыш татше толын шумо нерген каласен да тудым курымеш шарнаш йодын.Тыге ойлен гына шуктен, ÿмбакше татар сарзе- влак керылтыныт,шучко кредалмаш тÿналын. Вий иктöр лийын огыл, Пашкан колен. Тиде уверым колмек,марий-влак тушманлан ÿчым шукташ пунчаленыт. Кредалмаш деч вара шичше татар-влакым, икте кодде кырен шалатеныт. Марий калык патыржым монден огыл, тудым осал деч аралыше» Керемет» семын ужеш.Тудын колымо верже кызытыт Пашкан- керемет маналтеш.

Итог мероприятия.

Учитель: Ребята, вы сегодня прослушали о национальных героях. И мне бы хотелось узнать, что вы запомнили. Скажите мне, пожалуйста, какого числа отмечается День-национального героя?

Ученики: 26 апреля

Учитель: А давайте, мы проверим, как вы внимательно слушали и отгадаем кроссворд

Учитель: Молодцы! (слайд ответов)

Учитель: А как вы думаете сейчас, в настоящее время есть герои?

Ученики: Да

Учитель: А кого мы можем считать героями нашего времени?

Ученики: Солдат, тех, кто воевал на войне, служит в армии, защищает нашу Родину.

Учитель: Правильно. Марийцы сражались на всех фронтах войны. Они, как и сыны других народов, храбро сражались с немецко-фашистскими захватчиками.

18 из них получили звание Героя Советского Союза. Первым героем Советского Союза из мари стал наш земляк Сергей Суворов.

Не только на войне, но и в мирное время любой может стать национальным героем. К ним мы можем отнести тех людей, кто внес огромный вклад в развитие и процветание нашей марийской нации в области культуры и образования, литературы и науки. Например: композитор И. С. Ключников-Палантай; основоположник марийской литературы С. Г. Чавайн; общественные деятели Вл. Мухина и Петрова; киноактер Йыван Кырля, первый художник Ал. Григорьев и многие другие.

Учитель: В заключении мы с вами соберем пазлы-пословицы. Можем ли мы отнести эти пословицы к героям? (групповая работа)

Учитель: Сейчас мы с вами проверим, правильно вы собрали или нет. (Слайд ответов)

Учитель: Молодцы! А сейчас мы подведем итоги по вашим рисункам о героях.

Объявление победителей «Конкурса рисунков».

 

Интернет-ресурс:

https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2014/11/23/vneklassnoe-merop

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.