II. Организация праздника в библиотеке — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

II. Организация праздника в библиотеке

2019-05-26 319
II. Организация праздника в библиотеке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В ходе празднования Дня национального героя пользователи библиотек знакомятся с его историей, национальными героями народа мари. 

Познавательные краеведческие часы, викторины, конкурсные программы, уроки мужества и слайд-программы, блиц-опросы, литературно-краеведческие гостиные, электронные презентации, театрально-информационные представления, информчасы, вечера исторического портрета, заочные путешествия в прошлое могут быть проведены в библиотеке.

Названия мероприятий могут быть самые разнообразные: «Легенды наших предков», «Национальные герои марийского края», «Герои земли марийской», «Богатыри земли марийской», «День национального героя», «Герои всех времён», «Былинные герои земли марийской», «Здесь край моих отцов и дедов», «Что мне известно о национальном герое?», «Могучие предки», «О тех, кто легендой овеян», «Верные долгу и чести», «Могучий Чумбылат», «Великий Онар», «Нунчык патыр», «Онары XXI века», «Гордятся ими все марийцы», «Патриоты марийского края», «Марийские богатыри в легендах», «И встают неоглядимы все былинные картины…», «Мы будем помнить героев прошлых лет», «Знаете ли вы героев марийской земли?», «Нам не дано забыть подвиг земляков»,  «Кого называют национальным героем», «Кого мы можем считать героями нашего времени?», «… и вновь зовёт Отчизна родная» и другие.        

Не следует отказываться и от традиционных форм библиотечной работы – внутриполочных подборок, книжно-иллюстративных выставок, дней исторической книги, дней памяти, необходимо тщательно подбирать литературу для показа читателям.

Желательно сопровождать выставки включением иллюстративного, текстового и цифрового материала, чтобы уже в процессе ознакомления с ней читатель узнавал что-то новое и интересное по теме: «Наши корни», «Страницы прошлого», «Память Родины моей», «Вижу я былые годы…», «Всматриваясь в прошлые века», «Земли родной минувшая судьба». Интересно можно оформить выставки-вопросы: «Кто такой лужавуй?», «Век XVI – век тревожный – о чём он говорит?», «Можно ли переделать историю?», «Болтуш, Мамич-Бередей – легенда или реальность?».

Описание предложенных иллюстраций может быть материалом для подготовки и проведения мероприятия «Национальные герои глазами художников», «Предания о марийских богатырях на полотнах живописцев» или одним из эпизодов театрализованного обзора, тематического вечера, организованного конкурса на лучшего знатока «Образы героев на холсте».

 

Примерные цитаты к выставкам:

«Нужно любить своё прошлое и гордиться им, но любить прошлое нужно не просто так, а лучшее в нём, чем действительно можно гордиться…» (Д. С. Лихачёв).

 

«Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и для чего… живём, как и к чему должны стремиться» (В. О. Ключевский).

 

«Власть и значение князя, судя по преданиям, были довольно значительными и в общем соответствовали власти и значению начальника рода, которому принадлежали управление, суд и отправление жреческих обязанностей». (Н. В. Никольский).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

III. Сценарии

1. Театрально-информационное представление «И встают неоглядимы, все былинные картины…»

 

И встают, неоглядимы,

Над просторами полей.

Все былинные картины –

Память Родины моей.

(Матюковский Г. «Гусли»)

 

Предполагается предварительное изучение имеющейся в фонде литературы по истории, искусству, быту, публицистической, художественной; тщательный подбор предметов живописи, быта, элементов костюма для участников.

Ведущие мероприятия: публицист, историк, сказочник, чтец, библиотекарь в костюмах.

Публицист: В истории каждого народа есть вехи и периоды, которые живут в памяти поколений на протяжении долгих столетий. Отзвуки событий тех далёких лет, как свет небесных светил, доходят до наших дней. В жизни мари крутые изменения происходили не раз, но героическая борьба народов за свою землю, проходившая на протяжении практически всего XVI столетия, изумляла современников, а позднее и историков.

(Звучит симфоническая поэма И. Молотова «Чоткар-патыр». Её магнитофонная запись имеется в фонотеке Республиканского радио и НБ им. С. Г. Чавайна).

Сказочник: Рассказывает народную сказку «Чоткар-патыр» (в сборнике «Марийские народные сказки», составитель В. А. Акцорин, Йошкар-Ола, 1984 год, с. 7-9)

Библиотекарь: Веками жива в народе мечта о свободе, добре, справедливости. Из поколения в поколение передавались героические песни, легенды, предания, сказки, рассказывавшие о былинной силе, богатырском величие отдельных героев, которые были в истории каждого народа. Отголоски исторических событий звучат в легендах, сказках, религиозных обрядах.

Историк: При внимательном изучении религиозных верований и культа народа мари можно увидеть, какую важную роль в его общественной жизни играл когда-то родовой быт. Так, например, исследователи народа мари (Гольнберг и др.) находят, что так называемые низшие духи являются не чем иным, как обожествлёнными родовыми старейшинами, прославившими  чем-либо свой род. Таким духом был, всем марийским миром почитаемый, старейшина Чембулат (на реке Немда, Яранского уезда, Колянской волости), называемый марийцами Кугурак – старейшина, Курык кугыза – горный большой человек, который, по всей вероятности, прославился в борьбе с русской колонизацией или против походов князей, бывших по реке Вятке.

Сказочник: (Рассказывает сокращённо сказку «Чембылат могучий» из книги К. Васина «Сабля атамана»).

Историк: Первым мирским центром народа мари был город Кокшар, другое название – Шопшар. Но он стоял только до 1181 года. Летом ушкуйники из Новгорода на лодках по реке Вятке поднялись и напали на город, воспользовавшись тем, что все трудоспособные мужчины ушли в леса бортничать, а в городе остались лишь женщины и старики. Несмотря на это жители целый день отражали атаки Новгородских ушкуйников. Ночью захватчики подожгли город. Люди, покинув родные места, ушли в окружающие леса.

Марийский князь Чумбулат новый город предложил заложить у реки Немда. Об этом пишет в своей рукописи Уно Гольмберг. У князя были свои летописцы, толмачи (переводчики), стражники, ясачники, информаторы. В его организацию входили местные лужавуи – Олдыган, Азьмат, Актыган, Мокман, Талмек, Танатар, Далгоза, Ямблат, Пакшай, Аблат, Мамаш и др.

Все мужчины княжества считали своим долгом выполнение воинских обязанностей и детей с детства обучали военному делу. Лук и стрелы были их главным оружием. В 1527 году Герберштейн в своих сочинениях «Записки о Московитских делах» писал: «Все, особенно мужчины, очень проворны в беге, затем они весьма опытные стрелки, причём никогда не выпускают из рук лука, они находят в нём такое удовольствие, что дома не дают есть сыновьям, если те раньше не пронзят стрелою намеченную цель…»

Публицист: Когда умер Чумблат – Большой горный старик? Об этом история не даёт  точного ответа.

На город Кукарка у реки Немда в 1181 году вновь напали русские воины. По легенде, воины княжества Чумблата от Угарман до Уржумки храбро защищали свой город. Чумблат прожил до старости. И умер в начале монголо-татарского нашествия.

(Звучит старинная мелодия на гуслях).

Историк: По преданиям у народа мари, живущего по нижнему течению реки Вятка, в эпоху Камско-Болгарского царства, были свои князья: Алтыбай, Яшманай и Урус (Орос, Орослан), которые жили в своей резиденции Буртеке (Портек) в 25-30 верстах на восток от г. Малмыш.

По рассказам мамадышских мари, в начале возникновения Казанского царства на реке Казанке, была резиденция марийского князя Эшполдо. Народное предание гласит, что по его указанию и основана Казань Махмудом (Мамутеком), вторым ханом Казанского царства. Место жительства Эшполдо ныне русским называется Беш-Болдо, татарами – Биш-Балда.

Библиотекарь: О марийских воеводах написаны повести и легенды учёным-краеведом К. К. Васиным о Мироне Мумарине («Шумит Ветлуга»), об Акпае («Акпай») в книге «Кузнец песен».

Противоречивый образ воеводы Мамич-Бердея встаёт перед нами из рассказа-легенды «Крылатый человек» (в книге К. Васина «Сабля атамана»).

Сказочник: Рассказывает содержание легенды.

Историк: (читает отрывок из Патриаршей или Никоновской летописи о волнениях в марийском крае) («С лета 7064 (1556…), – до…а его изымали и государю привели»)

(В книге «История Марийского края в документах и материалах. Выпуск I. Эпоха феодализма, сост. Г. Н. Айплатов и А. Г. Иванов, 1992 г., с. 43-44)

Библиотекарь: «А из князей Казанского периода можно указать следующих лиц: Алека, Болтуша, Сабатора, Тулбая, Акпарса». (Никольский Н. В. История мари (черемис), 1920 г, с. 26).

Публицист: Уже в середине XIII столетия сложился союз мари – прообраз древнемарийского государства. Марийские князья – лужавуи создали сильные военные организации, противостоящие монголо-татарскому нашествию. Из тех далёких лет дошли до нас легенды о подвигах марийских патыров – Йыланды, Якетвуя, Кронуша, Сылвий. Народное движение против насильников было мощным и яростным и, к сожалению, потери марийцев были самыми горькими.

Историк: (читает отрывок из книги Сигизмунда Герберштейна 2 «История марийского края в документах и материалах» Вып. I. Эпоха феодализма, сост. Г. Н. Айплатов и А. Г. Иванов, 1992 г., с. 12).

Публицист: XVI век принёс новые испытания народу, так и не сумевшему до конца образовать централизованное крепкое государство. Насильственный захват марийских земель, принудительная христианизация, предпринятые русским царём, всколыхнули гордое племя Онара.

Чтец:

Идёт среди лесов зелёных

Из уст в уста молва о том,

Как он, Онар, для угнетённых

Был и опорой, и щитом.

Он силу брал в земле родимой.

И воду, жаждою томимый,

Пил из горсти –

И не могли

Ни злая хворь,

Ни непогода,

Ни тяжесть дальнего похода

Сломать богатыря земли.

Он бил врага в бою упорном,

Держа подобно кистеню

Ветвистый дуб, что вырвал с корнем,

И нечесть предавал огню.

И под его рукой тяжёлой

Орда валилась мошкарой.

Он пел, огромный и весёлый

И слушал лес во мгле сырой.

(М. Казаков «Избранное. Стихи», 1984 г., с. 106.)

(Звучит народная песня).

 

Публицист: В конце первой половины XVI века у мамадышских и уржумских мари князем-вождём был Болтуш, личность вполне историческая.

Под знамёна Болдуша, Мамич-Бердея, Зейзета, Индии, Токтауша поднялись десятки тысяч марийских ратников – смелых, сильных воинов. Их действия носили хорошо организованный характер, и на первых порах отважным лесным воинам сопутствовал успех. Но неслыханная жестокость, с которой царские дружины расправлялись с местными жителями, подвергла в ужас марийское племя. В ходе долгой 30-летней войны против колонизаторов возникли распри между марийскими князьями. Царь сумел подкупом и обманом фактически расколоть национальные силы.

Мученическую смерть приняли почти все марийские военные предводители, тысячи молодых воинов были угнаны в плен или взяты в качестве заложников. В 1556 году 26 апреля, защищая последнюю резиденцию марийских князей, на месте современного Малмыжа, был убит Болдуш. Его соплеменники похоронили своего предводителя на высокой горе и с тех пор это возвышение называют Болдушиной горой.

Библиотекарь: В 1964 году в газете «Марий коммуна» за 7 июля было напечатано предание со слов Ивана Васильевича Болтушина, жителя с. Марий Малмыж, представителя рода Болтуша. Записал А. Бердников. Предание в переводе на русский язык гласит:

Сказочник (читает): В начале XVII века польские паны напали на земли Руси и полонили город Москву. В 1611 году Нижегородские купцы Кузьма Минин и Дмитрий  Пожарский для борьбы с завоевателями стали собирать ополчение. К. Минин отправился просить помощи и на марийские земли. Он пришёл в с. Шурма, ныне Кировской области. Здесь, на пристани, встретил двух марийских людей, владеющих русским языком – Иосифа Одыганова из верхней Шурмы и Болтуша Адаевича из Марий Малмыж. Благодаря им К. Минин собрал ополчение. Богатый купец Мосолов в качестве помощи дал один деревянный плот вместе со своими бурлаками.

В назначенный день марийцы Уржума, Малмыжа, Кильмезь собрались на пристань Шурмы и отправились на этом плоту. Достигнув реки Кама, плот продали местным купцам, а вырученные деньги отдали на хранение Болтушу.

В Нижнем собрались отряды мордвы, чувашей, удмуртов. Доведя их всех до Ярославля, стали обучать военному делу.

Затем отправили к Москве.

Под стенами древнего Кремля, ополченцам пришлось выдержать жаркий бой с гетманом Карлом Хоткевичем и его войском. Во время одного из боёв в отряде К. Минина руководитель марийцев Болтуш предложил интересный способ организации боя. Чтобы сильнее напугать врага, он предложил всем воинам бить в барабаны, играть на волынках, колотить в железные предметы, т. е. создать как можно больше шума. Неожиданные звуки, стрельба, шум очень удивили воинов-поляков, и они отступили. В бою под Ордынкой Болтуш проявил особое геройство, бесстрашие. Поэтому князь Дмитрий Пожарский подарил ему свою саблю. Сабля с инициалами Болтуша и в наше время хранится в городском музее г. Малмыж. Он же просил у царя Михаила Романова для Болтуша титул князя и выделить ему землю. Царь предложил марийскому князю взять столько земли, сколько он может обойти за три дня.

Возвратившись домой, Болтуш прошёл земли севернее Вятских Полян до с. Ципья. Но скартографировать эти земли он не успел.

В г. Малмыж татаро-монголы подняли мятеж. В этом бою марийский князь погиб. Тело его было похоронено вблизи г. Малмыж на возвышении. Сейчас это место называют «Болтушевой горой».

Библиотекарь: Так говорит предание. А легенду о героической борьбе Болтуша в 1555-1556 годах и его последней битве – историческую песню о Болтуше сохранили марийские карты. Правду о нём рассказали народу первые марийские просветители. На первом съезде мари в Бирске в 1917 году выдающийся марийский просветитель, профессор Павел Петрович Глезденёв призвал марийцев ежегодно отмечать День национального героя 26 апреля, в день гибели Болтуша.

(Звучит финальная часть симфонической поэмы «Чоткар-Патыр).

Историк: Современник Болтуша, князь горных мари Акпарс жил в Козьмодемьянском кантоне, в четырёх верстах от села Еласы, в селении Нуженал (Нужа в переводе на русский язык – «сельское должностное лицо»). За свою преданность царю Ивану Грозному он, после покорения Казани, получил от последнего в удел земли и леса. Местные жители до сего времени рассказывают, что на территории Акпарсовой земли стоят г. Козьмодемьянск и сёла Петнур, Пернягаш, Еласово и другие с ближайшими к ним селениями. Ему же принадлежали леса по реке Ветлуге.

По обширности территории, на которую простиралась власть Акпарса, его сравнивают с русскими удельными князьями.

(из книги Ф. Егорова Материал по истории народа мари, 1929, с. 45).

Чтец:

…Вижу я былые годы…

Грозный царь Казань берёт,

В помощь русскому народу

Войско наш Акпарс ведёт.

(Г. Матюковский Гусли: стихотворения, 1954, с. 8)

Публицист: «У каждого памятника свой век. Проходят годы и памятники исчезают с лица земли. Ни мрамор, ни бронза не могут бесконечно сопротивляться времени.

Но есть памятники вечные – они в сердце народа. Пока жив хоть один человек – жива память. Такой памятник воздвиг в сердцах марийский народ Аказу Тугаеву, прозванному Акпарсом.

Будь я ваятель, я вылепил бы Акпарса стоящим на берегу реки. Его волосы раздувает ветер Волги, его мужественное лицо обращено к бесконечным просторам лесов марийского края. Правая рука на эфесе сабли, левая простёрта в сторону Москвы. У ног его гусли.

Но я не ваятель. Я просто человек, родившийся на марийской земле, и считаю святым долгом почтить его память. Я долго ходил по земле, собирал слова-цветы. Одни нашёл на берегу могучей Волги, другие – на берегах Суры и Юнги. Был у стен седого Кремля и у подножия башни Сююмбике. Много ходил по лесам и лугам родного края. И всюду я находил слова-цветы. Из них я свил венок…

Венок этот с сыновьей любовью я кладу к подножию народного памятника».

Библиотекарь: Такими словами предваряет свою книгу «Марш Акпарса» Аркадий Степанович Крупняков, изданную марийским книжным издательством в 1965 году, вошедшую впоследствии в известную трилогию «Гусляры».

О славном народном герое Акпатыре написал историческую драму С. Г. Чавайн, основоположник марийской литературы. Позже молодым композитором Эриком Сапаевым написана и одноимённая опера.

(Звучит отрывок из драмы С. Г. Чавайна «Акпатыр» из книги «Антология марийской драматургии», 1970 г., с. 10-63).

Публицист: Владеющим марийским языком будет небезынтересно познакомиться с публицистическим материалом Валентина Картьяла и Василия Яная «Древние марийские князья» (журнал «Ончыко», 1991 г., № 4, с. 143-155).

Библиотекарь: Интересной представляются исторические драмы молодого драматурга Г. Гордеева «Ӧртомӧ он», «Болтуш», поставленные на сцене Театра юного зрителя, рассказывающие о судьбе марийского князя – лужавуя (журнал «Ончыко», № 7, 8, 1995 г.).

(На фоне марийской классической музыке звучит стихотворение С. Г. Чавайна «Последний Онар»).

Историк: Золотыми буквами вписаны в историю имена солдат-героев, совершивших замечательные подвиги во имя Родины. Народ никогда их не забудет. Среди имён Героев Советского Союза и представители марийского народа: Сергей Суворов, Андрей Яналов, Зинон Прохоров и многие другие, всего только в годы Великой Отечественной войны 132 уроженца марийской республики были удостоены этого звания. Их именами названы улицы, им воздвигнуты памятники и обелиски, установлены мемориальные доски и памятные знаки.

Библиотекарь: Но о них мы поговорим на следующей встрече, которая состоится ….. Приходите! Мы вас ждём.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.