Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-05-26 | 130 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Морфогенез мозга
Мозг новорожденного значительно отличается в анатомическом и функциональном плане от мозга взрослого и в ходе онтогенеза претерпевает существенные изменения.
Морфологическое созревание (морфогенез) мозга определяется размерами и различиями по клеточному составу как целого мозга, так и отдельных его структур. Кроме этого оценивается характер взаимосвязи и способ организации различных частей мозга, нейронных ансамблей и нейронов. В качестве функциональных критериев развития мозга выделяют биоэлектрические, рефлекторные и собственно поведенческие показатели.
Вес мозга, как общий показатель изменения нервной ткани, составляет при рождении 371 г (у мальчиков) и 361 г (у девочек) и увеличивается соответственно до 1353 и 1230 г.к моменту полового созревания.
_________________
(1) Анохин П.К Биология и. нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1.968. С. 81.
Увеличение веса по годам выглядит следующим образом:
Год | Мальчики | Девочки |
2 года | 1011 | 896 |
3 года | 1080 | 1000 |
4-6 лет | 1305 | 1140 |
8-16 лет | 1353 | 1230 |
Наибольшее увеличение веса мозга приходится на первый год жизни и замедляется к 7-8 годам, достигая максимального веса у мужчин в 19-20 лет, у женщин в -18 лет. .
Данные онтогенетических исследований головного мозга свидетельствуют о том, что происходит постепенная дифференциация систем мозговой коры с неравномерным развитием отдельных мозговых структур.
При рождении у ребенка полностью сформированы подкорковые образования, и, в основном, те первичные области мозга, где заканчиваются нервные волокна, идущие от разных органов чувств (анализаторов). В то же время другие зоны коры, обеспечивающие сложную переработку информации как в пределах одного анализатора, так и идущую от разных анализаторов, не достигающие достаточного уровня зрелости. Это проявляется в маленьком размере входящих в них клеток, недостаточном развитии ширины их верхних слоев (выполняющих ассоциативную функцию), в относительно маленьких размерах занимаемой ими площади и незавершенностью в развитии проводящих нервных волокон.
|
Скорость роста коры во всех областях мозга наиболее высока в первый год жизни ребенка, но в разных зонах наблюдаются собственные темпы роста. К 3-м годам происходит замедление роста коры и прекращение роста коры в первичных отделах, к 7 -ми годам - в ассоциативных.
Максимальные темпы дифференцировки и роста клеток коры, головного мозга наблюдаются в конце эмбрионального и в начале постнатального периода, затем процессы менее выражены. У трехлетних детей клетки уже значительно дифференцированы, а у восьмилетнего ребенка мало отличаются от клеток взрослого человека.
По некоторым данным, от рождения до двух лет происходит активное образование контактов между нервными клетками' (синапсов) и их количество в этот период выше, чем у взрослого человека. К семи годам их число уменьшается до уровня, свойственного взрослому. Более высокая синаптическая плотность в раннем возрасте рассматривается как основа для усвоения опыта.
Классические исследования Флексига показали, что процесс миелинизации (образования вокруг нервного волокна слоя миелина, величина которого прямо влияет на скорость проведения нервного импульса по волокну), по завершении которого нервные элементы готовы к полноценному функционированию, проходит неравномерно в разных зонах мозга. В первичных зонах анализаторов он завершается достаточно рано, а в ассоциативных затягивается на длительный срок.
Так, миелинизация двигательных, чувствительных корешков, зрительного тракта завершается в первый год после рождения; пирамидного тракта, постцентральной извилины - в два года; прецентральной извилины – в три года; слуховых путей, лобно-мостового пути - В четыре года; ретикулярной формации - в восемнадцать лет; ассоциативных путей - в двадцать пять лет. Это означает, что в первую очередь формируются те нервные пути, которые играют наиболее важную роль на ранних этапах онтогенеза.
|
Структурное развитие (ансамблевая организация) коры связано с формированием нейронных ансамблей (нервных центров). Американский физиолог Ф.Маунткасл рассматривает ансамблевую организацию как основной организационный принцип нервной системы.
Концепция Ф. Маунткасла базируется на ряде отправных точек. Во-первых, кора головного мозга состоит из многоклеточных ансамблей, состоящих из нейронных колонок, и их функцией является получение и переработка информации. В каждой колонке содержится около ста вертикально связанных нейронов всех слоев коры. Кроме этого в колонке есть нейроны, которые получают входные сигналы от подкорковых структур, от других областей коры, и нейроны, которые передают выходные сигналы от колонки к подкорковым образованиям, другим областям коры и иногда к клеткам лимбической системы Колонки различаются по источнику получаемых сигналов и по мишеням, к которым направляются сигналы от них.
Во-вторых, несколько однотипных по функциям ансамблей могут объединяться на основе межколончатых связей в более крупную единицу - модуль, осуществляющий более сложную переработку информации.
В-третьих, модули работают в составе обширных петель, по которым информация не только передается из колонок в кору и подкорковые образования, но и возвращается обратно. .
Таким образом, модуль выступает как основная единица переработки информации. Модули объединяются в большие группы, которые называют первичной зрительной, слуховой или двигательной корой. Большие группы связаны между собой и представляют части широко разветвленной по всей коре сети, которые могут входить в состав различных систем, соответствующих конкретным психическим функциям.
Структурная организация коры в онтогенезе идет по пути формирования отдельных объединений нейронов и установлении ассоциативных связей между ними.
В возрасте от 3 до 5-6 лет происходит формирование «гнездных» группировок нейронов, пирамидные нейроны упорядочиваются по вертикали и формируется колончатая организация нейронов; в s.-:6 лет продолжается дифференцировка нейронов и формирование звездчатых клеток, расширяется система горизонтальных связей, что увеличивает межнейрональное взаимодействие в системе нейронных ансамблей; в 9-10лет происходит увеличение ширины клеточных группировок, интенсивное развитие горизонтальных связей как внутри одного ансамбля, так и между ансамблями; в12-14 лет идет дальнейшее нарастание волокнистого компонента коры, т.е. развитие горизонтальных связей.
|
Формирование ансамблевой организации коры в целом завершается в 18 лет. Наиболее длительное созревание идет в лобной области - до 20 лет. Для различных областей мозга также характерна неравномерность созревания.
Затылочная область мозга обеспечивает работу центрального звена зрительного анализатора. Развитие нервных структур периферического и центрального звена зрительного анализатора начинается еще во внутриутробном развитии.
Ширина коры в затылочной области изменяется от рождения до 20 лет и наиболее сильный ее рост происходит в течение первого года жизни. Активный рост коры в первичных и непосредственно прилегающих к ним ассоциативных полях зрительного анализатора происходит до 3 лет, в выше расположенных полях - до 7' лет. После 8 лет рост коры в ширину относительно стабилизируется. По другим данным, первичные поля зрительного анализатора приближаются по размерам к взрослому к 4-м годам, а ассоциативные - к 7-ми годам, и наиболее интенсивный рост коры идет в первые два года жизни.
К моменту рождения клетки коры затылочной области имеют основные признаки, соответствующие особенностям каждого поля. В дальнейшем происходит дифференциация клеточных элементов и к 5-7 годам они приобретают специфическую форму, характерную для взрослых людей. Развитие клеток корковой части зрительного анализатора происходит несколько позднее, чем в двигательном и кожном. .
Структурные преобразования в зрительной коре большого мозга в постнатальном периоде протекают неравномерно по срокам и темпам в различных полях. Наиболее выраженные изменения цитоархитектоники зрительной коры проходят в 1-й год, в 3 года, в 5, 7, 12-13 лет.
|
Развитие корковых полей височной области, связанной с работой слухового анализатора, также проходит неравномерно: формирование первичных полей заканчивается к 2-м годам, а ассоциативны зон - к 7-ми годам.
После рождения наиболее важным этапом является возраст - 2 года, когда височная область по размерам начинает приближаться к величине височной области взрослого человека. После 2-х лет наблюдается некоторое замедление в процессе роста и развития клеток коры, ширины коры. К 7-ми годам величина поверхности коры височной области почти соответствует размерам коры взрослого человека.
Теменная область мозга является сложной структурой, в которой выделяют постцентральные и верхнетеменные отделы, а также нuжне-теменную зону. Эта область обеспечивает (при специфическом вкладе каждой из ее частей) работу кожно-кинестетического анализатора. Первые из упомянутых отделов связаны с разными видами кожной чувствительности, осязанием, мышечно-суставным чувством, тонкими предметными движениями, выступают базисом развития схемы собственного тела, артикуляций. Морфологическое оформление этих структур мозга начинается в период внутриутробного развития и достигает зрелости к 2-м (постцентральная область) и 4-м (верхне-теменная область) годам, хотя увеличение размера клеток и ширины коры постепенно продолжается до 7 лет..
Нuжне-теменная зона граничит с теми участками постцентрального отдела, где представлены руки и лицо, и поэтому связана с интеграцией сложных форм предметных и речевых действий, которые. Осуществляются под контролем зрения и. требуют опоры на ориентировку в пространстве. Значительные качественные и количественные изменения здесь наблюдаются в 2 года и в 7 лет, что является выражением возрастающей роли разных типов сложных движений и действий в жизни ребенка.
Прецентральная область наряду с теменной областью обеспечивает работу двигательного анализатора. В постнатальном периоде в первые два года более интенсивно развиваются двигательные поля и ассоциативные поля по сравнению с полями лобной области. Двигательное поле приобретает структуру, сходную с взрослыми в 2-4 года, а ассоциативное поле - к 7-ми годам.
В височно-теменно-затылочной области, являющейся зоной «перекрытия», разных анализаторных систем, осуществляется интеграция разномодальной информации в сложные пространственные и квазипространственные (символические) схемы. Здесь наиболее поздно наступает полная дифференцировка коры. Значительные морфологические перестройки (несинхронное развитие слоев, подслоев и цитоархитектоники в различных полях) проходят в первые 2 года (ширина полей увеличивается в два раза) и к 7-ми годам (в три раза).
|
От 8 до 12 лет рост коры в ширину в левом полушарии более интенсивен, чем в правом (в отдельных полях ускоренный рост идет до 10 лет, в других полях - до 11лет), и после 13 лет не изменяется.
Рост клеток всех типов наиболее сильно идет до 2-х лет. Основные количественные и качественные изменения в цитоархитектонике полей височно-теменно-затылочной подобласти происходят в 2 года и в 6-7 лет.
Лобная область (в частности ее передняя часть) обеспечивает регуляцию всех видов психической деятельности человека и является наиболее медленно формирующимся отделом мозга. Значимые этапы микроструктурных изменений ансамблевой организации лобной области приходятся на 1 год, 3 года, 5-6, 9-10, 12-14, 18-20 лет. «Специфически человеческие» поля, относящиеся к речевой деятельности, дифференцируются на поздних этапах и их дифференцировка продолжается после 7 лет. Возраст 7 лет - критический, так как в этот период многие поля лобной области достигают максимального развития, а в других и позднее наблюдается большой подъем в развитии.
Функциональные возможности мозговых структур, связанных с разными анализаторными системами, также формируются с разными темпами.
Анализ вызванных потенциалов в корковых полях, вовлекаемых в зрительное восприятие, показывает, что в первые 3-4 года специализация полей невелика. В дальнейшем она нарастает и наиболее выражена к 6-7 годам это позволяет рассматривать возраст 6-7 лет как соответствующий сензитивному периоду в становлении системной организации зрительного восприятия и опознания целостного образа.
Слуховые рецепторы в слуховом анализаторе начинают функционировать сразу после рождения (реакция на звук), к концу l-го - первой половине 2-го года происходит усиленное образование условных рефлексов на речь. Функциональное развитие продолжается до 6-7 лет, обеспечивая образование тонких дифференцировок речевых раздражителей.
Темпы развития зрительного и слухового анализатора в функциональном плане не совпадают. Так, условные рефлексы со слухового анализатора начинают вырабатываться раньше, чем со зрительного.
В кожно-кинестетическом анализаторе первые два года - это этап формирования целевых специализированных действий. Способность к тонкому анализу проприорецептивных (кинестетических) раздражений в двигательном (проприоцептивном) анализаторе появляется с 2-3 месяцев и развивается до 18-20 лет. В то же время уже к 7 годам формируется высокая способность к анализу и синтезу различных кожно-кинестетических стимулов.
Количественные и качественные функциональные изменения в работе височно-теменно-затьточной подобласти в виде больших сдвигов происходят в 2 года и в 6-7 лет, что согласуется с данными ЭЭГ о значимости подобласти в опознании сложных зрительных стимулов и усилении активности ассоциативных отделов мозга.
Таким образом, можно сделать ряд выводов, касающихся темпов анатомического и функционального созревания мозговой ткани в ходе индивидуального развития человека:
1. Мозг достигает морфологической зрелости в целом к 18-20 годам жизни.
2. Существуют пики максимальной готовности разных мозговых структур к работе. Один из наиболее значительных из них, связанный с созреванием целого ряда структур, приходится на возраст, равный 6-7 годам.
3. Развитие различных областей мозга происходит неравномерно. При этом наиболее рано оформляются зоны, относящиеся к работе анализаторных систем. Более позднее и постепенное созревание присуще структурам, обеспечивающим связи между анализаторами. И наиболее медленный темп развития характерен для лобных отделов мозга, функцией которых является произвольная (в том числе и речевая) регуляция всех видов психической деятельности.
4. Принцип гетерохронного развития можно наблюдать и в формировании различных анализаторных систем. Так, еще в эмбриогенезе закладываются анатомические предпосылки для наиболее раннего становления кожно-кинестетического и двигательного анализаторов, что указывают на их приоритетную и базисную роль в развитии ребенка.
5. для нормального психического развития в разные возрастные периоды необходимо полноценное совместное функционирование разных зон мозга, формирующего интегративную активность, и необходимой базисной предпосылкой для этого является морфологическая зрелость соответствующих отделов нервной системы.
Рис. 2 (А, Б) Копирование куба неуспевающими школьниками 7-8 лет
Рис. 3. Копирование куба неуспевающими школьниками 9-10 лет
Рис. 4. Копирование куба неуспевающими школьниками 11-12 лет
Таблица 7
Слухоречевая память
Зрительная память
Латеральные признаки
Правша
Двигательная память
__________________
(1) Результаты обследования (после нейропсихологической квалификации) вводятся в компьютер в форме символических обозначений, отражающих характер выполнения тестов для последующего статистического анализа данных. В итоге психолог получает распечатку количественных показателей, отражающих специфику памяти конкретного ребенка, и интегрированных показателей, позволяющих связать полученные данные с определенным нейропсихологическим типом, к которому относится данный ребенок. Также на распечатке сопоставляются результаты, показанные ребенком, с нормативными результатами выполнения тестов в соответствующей возрастной группе. Результаты представляются в числовой и графической форме (см. рис. 5, 6).
Рис.5. Мнестическая диаграмма.
Компьютерный вариант обработки результатов обследования.
«ДиаКор» Нейропсихологическое исследование мнестической деятельности. Школа №2376. Класс 1«г» Т. Таня 7 лет 6 мес., (05.02.96), г. Москва. (Оценки: чтение - 4, письмо - 4, математика - 4), выборка: девочки 7 лет
Модальные шкалы
Слухоречевая память
Наибольшая динамика изменений абсолютных показателей (уменьшение значения показателя более чем в три раза) при сравнении результатов обследования детей в возрастных группах 7-8-9-10 лет наблюдается в следующих параметрах: семантическая устойчивость (6), прочность следов (2), стабильность регуляции и контроля (4), устойчивость к интерференции (3), эффективность запоминания (1), сохранение порядка стимулов по варианту возникновения ригидных ошибок (8).
Рис.7. Динамика изменения различных параметров слухоречевой и зрительной памяти в разных возрастных группах. По оси ординат указаны относительные коэффициенты, получаемые путем деления средних показателей группы десятилетних детей. Это позволяет увидеть, во сколько раз показатели в каждой возрастной группе превышают показатели десятилетней группы.
Самая низкая динамика изменений абсолютных показателей связана с параметрами: наличие смыслового объединения стимулов (7), сохранение порядка стимулов по варианту ошибок неустойчивого типа (9), объем непосредственной памяти (5).
Наибольшая динамика изменений в диапазоне разброса абсолютных показателей наблюдается в параметрах: эффективность запоминания (1), устойчивость к интерференции (3), стабильность регуляции и контроля (4).
В остальных параметрах она незначительна.
При сопоставлении этих данных (максимальная динамика изменений абсолютных показателей и диапазона разброса в сторону уменьшения) можно выделить общие для каждого критерия параметры - 1,3,4.
Минимальная динамика изменений, сопровождаемая минимальной величиной диапазона разброса, характерна для параметров 7, 9, 5.
На основании этих данных можно сделать вывод, что в слухоречевой памяти в возрасте от 7 до 10 лет наиболее интенсивно идет формирование таких параметров системы памяти, как:
1 - эффективность запоминания (определяется по количеству предъявлений);
3 - устойчивость к интерференции (определяется по количеству недостающих элементов в ряду);
4 - стабильность регуляции и контроля (определя-
Рис. 8. Диапазон разброса показателей по ется по количеству персевераций и замен).
различным параметрам зрительной и Наименее интенсивные изменения происходят в слухоречевой памяти в разных возрастных отношении параметров:
группах. 7 - синтагматизация (объединение слов в текст);
9 - сохранение порядка стимулов по варианту ошибок неустойчивого типа;
5 - объем непосредственного запечатления (запоминание с первого предъявления).
Зрительная память
Наибольшая динамика изменений абсолютных показателей (более чем в 2,5 раза) при сравнении результатов обследования детей в возрастных группах 7-8-9-10 лет наблюдается в параметрах: прочность следов (12), устойчивость к интерференции (13), эффективность запоминания (11), семантическая устойчивость (16), стабильность регуляции и контроля (14).
Наименьшая динамика - в параметрах: сохранение порядка стимулов по варианту ошибок ригидного типа (18) и неустойчивого типа (19), объем непосредственной памяти (15), сохранение пространственных характеристик стимула (17).
Наибольшая динамика изменений в диапазоне разброса абсолютных показателей была в параметрах: устойчивость к интерференции (13), стабильность регуляции и контроля (14), сохранение порядка стимулов по варианту ошибок ригидного типа (18), эффективность запоминания (11).
Наименьшая - в параметрах: 15, 12, 17, 16, 19. При сопоставлении этих данных можно выделить общие для каждого критерия параметры: эффективность запоминания (11), устойчивость к интерференции (13), стабильность регуляции и контроля (14).
Таким образом, можно сделать вывод, что в зрительной памяти в возрасте от 7 до 10 лет наиболее интенсивно идет формирование таких параметров в системе памяти, как:
11 - эффективность запоминания (определяется по количеству предъявлений);
13 - устойчивость к интерференции (определяется по количеству недостающих элементов в ряду);
14 - стабильность регуляции и контроля (определяется по количеству персевераций и замен).
Наименее интенсивные изменения происходят в отношении параметров: .
17 - сохранение пространственных характеристик;
19 - сохранение порядка стимулов по неустойчивому типу;
15 - объем непосредственного запечатления (за поминание с первого предъявления).
При этом параметры 17 и 19 отличаются высокой нестабильностью (большой диапазон разброса показателей), а параметр 15 - достаточно стабилизирован (небольшой диапазон разброса показателей). Можно предположить, что параметр 15 формируется в более раннем возрасте, а параметры 17 и 19 не вступили в стадию активного формирования.
Двигательная память
Наибольшая динамика изменений абсолютных показателей (более чем в 3 раза) при сравнении результатов обследования детей в возрастных группах 7-8-9-10 лет наблюдается в параметре «правильность переноса с левой руки на правую» (23). Минимальная - в параметре «объем запоминания поз пальцев на правой руке» (21).
Наибольшая динамика изменений в диапазоне разброса абсолютных показателей была в параметрах: «объем запоминания поз пальцев на левой руке» (22) и «правильность переноса с левой руки на правую» (23). В остальных параметрах нет выраженных тенденций к изменению.
При сопоставлении этих данных можно выделить общий для каждого критерия параметр, формирование которого идет наиболее интенсивно, «правильность переноса с левой руки на правую» (23).
Сравнительный анализ изложенных данных позволяет сделать следующие общие выводы:
· Прослеживается динамика изменения абсолютных показателей по всем параметрам в виде уменьшения количества допускаемых в тестировании ошибок по мере увеличения возраста детей. Это можно расценивать как возрастание уровня сформированное и повышение эффективности работы функциональных систем памяти. В то же время динамика возрастных изменений различна для разных параметров.
· В возрасте 7-10 лет наиболее интенсивно осуществляется формирование и стабилизация в слухоречевой и зрительной памяти устойчивости к интерференции, эффективности запоминания, регуляции и контроля, а также параметров, связанных с межполушарным взаимодействием в двигательной памяти.
· Наименее подвержены изменениям в этом возрасте объем непосредственного запечатления, сохранение порядка стимулов по неустойчивому типу, а также объединение слов в текст (синтагматизация) в слухоречевой памяти и сохранение пространственных характеристик стимулов в зрительной памяти.
· Высокая стабильность объема непосредственного запечатления может свидетельствовать о формировании этого параметра на более ранних этапах онтогенеза.
· В то же время сохранение порядка (по неустойчивому типу) в слухоречевой и зрительной памяти и синтагматизация в слухоречевой памяти в своих абсолютных показателях не уменьшаются и имеют небольшой разброс в этом возрастном периоде. Можно предположить, что звенья функциональных систем, связанные с этими параметрами, не вступили в период активного формирования.
Не менее важно, что в зрительной памяти сохранение пространственных характеристик и порядка стимулов обнаруживают высокую нестабильность, что позволяет оценить данный этап развития как период интенсивного формирования этих параметров
Варианты отклонений в развитии памяти
В группы риска были отобраны дети, показатели тестирования которых превышали нормативные значения на величину 0,58. Это составляет около 30% обследованной популяции (51 ребенок из 165 обследованных) и соответствует литературным данным разных авторов относительно общего количества неуспевающих школьников.
Можно разделить группу риска на ряд подгрупп, в которых наблюдается превышение показателей только по одному виду памяти или по различным сочетаниям слухоречевой, зрительной и двигательной памяти. В данном контексте будут рассмотрены только два варианта из всех возможных.
Внутри каждой возрастной группы были выделены варианты по критерию большего преобладания штрафных баллов по слухоречевой или по зрительной памяти и затем.эти группы сопоставлялись между собой.
Анализ показателей тестирования группы с преобладанием штрафных баллов по слухоречевой памяти (всего 27 человек по всем возрастным группа м) выявил ряд параметров, по которым имелось превышение абсолютных нормативных показателей (больше х +0,5 8) во всех возрастных группах.
Эти параметры следующие: устойчивость к интерференции (3), эффективность заучивания (1), объем непосредственной памяти (5), стабильность регуляции и контроля (4) в слухоречевой памяти; стабильность регуляции и контроля в зрительной памяти (14); наличие смыслового объединения стимулов (7), сохранение порядка стимулов по ригидному типу (8) в слухоречевой памяти, сохранение порядка стимулов по неустойчивому типу в зрительной памяти (19).
Ниже нормативных были показатели параметров: прочность следов (12), сохранение порядка стимулов по ригидному типу (18) в зрительной памяти; сохранение порядка стимулов по неустойчивому типу в слухоречевой памяти (9); сохранение пространственных характеристик стимулов в зрительной памяти. (17).
Если рассматривать в качестве «негативных симптомов» параметры, по которым наблюдались отклонения от нормативных показателей, то можно описать соответствующий «негативный нейропсихологический синдром развития слухоречевой памяти».
В его состав войдут такие симптомы как: повышенная тормозимость слухоречевых следов интерферирующими воздействиями; трудности заучивания слухоречевых стимулов, несмотря на многократные предъявления материала; снижение объема воспроизведения слухоречевого материала непосредственно после предъявления; большое количество персевераций и замен при припоминании слухоречевого и зрительного материала; трудности в смысловом объединении слухоречевых стимулов; нарушение запоминания порядка слухоречевых стимулов в виде инертных стереотипов и неустойчивость в сохранении порядка зрительных стимулов.
При соотнесении этих параметров с соответствующими мозговыми структурами можно определить распределенную топическую локализацию этого синдрома (с ранжированием по вкладу мозговых зон, инициирующих соответствующие «симптомы»). Она будет выглядеть следующим образом -- задние и передние отделы левого полушария -- передние отделы правого полушария.
Это означает, что в формировании системы слухоречевой памяти возможен функциональный дефицит, связанный с работой в первую очередь мозговых зон левого полушария, а также передних отделов правого полушария (l).
Результаты тестирования группы риска, в которой преобладают штрафные баллы по зрительной памяти (всего 24 ребенка по всем возрастным группам), такж е выявил ряд параметров, по которым имел ось превышение абсолютных нормативных показателей (больше х + 0,5 8) во всех возрастных группах. Это следующие параметры: устойчивость к интерференции (13) и эффективность заучивания (11) в зрительной памяти; объем непосредственной памяти (5) и стабильность регуляции контроля (4) в слухоречевой памяти; стабильность регуляции и контроля (14) и семантическая устойчивость(16) в зрительной памяти.
Нет превышения нормативных показателей по параметрам: эффективность заучивания (1), прочность следов (2), устойчивость к интерференции (3), наличие смыслового объединения стимулов (7) в слухоречевой памяти; сохранение порядка стимулов по ригидному типу в слухоречевой (8) и зрительной (18) памяти. .
На основе выявленных отклонений в показателях можно описать совокупность симптомов «негативного нейропсихологического синдрома развития зрительной памяти». В него войдут: повышенная тормозимость зрительных следов интерферирующими воздействиями, трудности заучивания зрительных стимулов, несмотря на многократные предъявления материала, сужение объема непосредственного запоминания зрительного материала, персеверации и замены при воспроизведении, ошибки при воспроизведении зрительно предъявляемых фигурок по типу параграфий. Кроме этого наблюдаются персеверации и замены и в слухоречевой памяти.
Распределенная топическая локализация этого синдрома (с учетом степени вовлеченности мозговых зон): передние отделы правого полушария - задние отделы левого и правого полушарий. Это означает, что в формировании системы зрительной памяти возможен функциональный дефицит, связанный с работой мозговых зон левого полушария, а также задних отделов правого полушария.
С целью выявления общих дефицитарных звеньев функциональных систем слухоречевой и зрительной памяти проводилось сравнение описанных выше негативных нейропсихологических синдромов. Был и выделены общие (первичные) «симптомы», характерные как для сниженной слухоречевой, так и зрительной памяти. Они соотносились с превышением штрафных баллов по параметрам:
4, 14 - регуляция и контроль в слухоречевой и зрительной памяти;
5 - объем непосредственной слухоречевой памяти,
В то же время при сниженной слухоречевой памяти в синдром включаются «симптомы» ухудшения показателей для параметров:
3 - устойчивость к интерференции в слухоречевой памяти;.
1 - эффективность заучивания в слухоречевой памяти.
При сниженной зрительной памяти в синдром включаются «симптомы» ухудшения показателей для параметров:
13 - устойчивость к интерференции в зрительной
памяти;
11 - эффективность заучивания в зрительной памяти.
Это может свидетельствовать о том, что основной дефицит в становлении слухоречевой и зрительной памяти связан с недостаточной сформированностью регуляции и контроля в слухоречевых процессах. На это указывает сочетание в нарушениях и зрительной и слухоречевой памяти симптомов снижения регуляции и контроля, и симптома сужения объема непосредственной слухоречевой памяти, который близко связан с процессом слухоречевого восприятия.
Кроме этого, не исключено, что существуют разные мозговые механизмы, обеспечивающие устойчивость к интерференции в зрительной и слухоречевой памяти.
Очевидно, что можно проводить дальнейшую детализацию описанных выше синдромов. Задние и передние отделы левого и правого полушарий мозга не являются однородными образованиями. Они, в свою очередь, состоят из ряда отделов, каждый из которых выполняет определенную функцию в разных психических процессах. Выявление этих функций в общей структуре мнестической деятельности является следующим шагом в описании различных вариантов отклонений развития памяти.
____________________________
(1) После выхода первого издания были получены уточненные результаты по большому количеству испытуемых (около 500 детей
Примеры снижения в развитии слухоречевой и зрительной памяти
Для иллюстрации рассмотренных выше положений были отобраны два ребенка 7-ми и 9-ти лет с противоположными, по данным обследования, вариантами состояния слухоречевой и зрительной памяти. Один ребенок при сниженной слухоречевой памяти имеет достаточно высокий уровень продуктивности зрительной памяти, в то время как у другого ребенка наблюдается обратная картина.
Протокол №156
К.С. - девочка, возраст 7 лет 7 месяцев. Учится в l классе общеобразовательной школы г. Москвы. Оценки по основным предметам (математика, русский язык, чтение) - 3 балла.
В обследовании эмоциональна, переживает по поводу правильности выполнения тестов. К концу обследования устает, снижает темп работы. Рисует медлен
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!