Основные принципы неиропсихологического подхода и диагностика познавательных процессов — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Основные принципы неиропсихологического подхода и диагностика познавательных процессов

2019-05-26 130
Основные принципы неиропсихологического подхода и диагностика познавательных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Морфогенез мозга

Мозг новорожденного значительно отличается в ана­томическом и функциональном плане от мозга взрослого и в ходе онтогенеза претерпевает существенные измене­ния.

Морфологическое созревание (морфогенез) мозга определяется размерами и различиями по клеточному составу как целого мозга, так и отдельных его структур. Кроме этого оценивается характер взаимосвязи и способ организации различных частей мозга, нейронных ан­самблей и нейронов. В качестве функциональных крите­риев развития мозга выделяют биоэлектрические, рефлекторные и собственно поведенческие показатели.

Вес мозга, как общий показатель изменения нервной ткани, составляет при рождении 371 г (у мальчиков) и 361 г (у девочек) и увеличивается соответственно до 1353 и 1230 г.к моменту полового созревания.

 

_________________

(1) Анохин П.К Биология и. нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1.968. С. 81.

 

 

Увеличение веса по годам выглядит следующим об­разом:

 

Год Мальчики Девочки
2 года 1011 896
3 года 1080 1000
4-6 лет 1305 1140
8-16 лет 1353 1230

 

Наибольшее увеличение веса мозга приходится на первый год жизни и замедляется к 7-8 годам, достигая максимального веса у мужчин в 19-20 лет, у женщин в -18 лет.      .

Данные онтогенетических исследований головного мозга свидетельствуют о том, что происходит постепен­ная дифференциация систем мозговой коры с неравно­мерным развитием отдельных мозговых структур.

При рождении у ребенка полностью сформированы подкорковые образования, и, в основном, те первичные области мозга, где заканчиваются нервные волокна, идущие от разных органов чувств (анализаторов). В то же время другие зоны коры, обеспечивающие сложную пе­реработку информации как в пределах одного анализато­ра, так и идущую от разных анализаторов, не достигающие достаточного уровня зрелости. Это проявляется в маленьком размере входящих в них клеток, недостаточ­ном развитии ширины их верхних слоев (выполняющих ассоциативную функцию), в относительно маленьких размерах занимаемой ими площади и незавершенностью в развитии проводящих нервных волокон.

Скорость роста коры во всех областях мозга наиболее высока в первый год жизни ребенка, но в разных зонах наблюдаются собственные темпы роста. К 3-м годам происходит замедление роста коры и прекращение роста коры в первичных отделах, к 7 -ми годам - в ассоциа­тивных.

Максимальные темпы дифференцировки и роста клеток коры, головного мозга наблюдаются в конце эм­брионального и в начале постнатального периода, затем процессы менее выражены. У трехлетних детей клетки уже значительно дифференцированы, а у восьмилетнего ребенка мало отличаются от клеток взрослого человека.

По некоторым данным, от рождения до двух лет происходит активное образование контактов между нервными клетками' (синапсов) и их количество в этот период выше, чем у взрослого человека. К семи годам их число уменьшается до уровня, свойственного взрослому. Более высокая синаптическая плотность в раннем воз­расте рассматривается как основа для усвоения опыта.

Классические исследования Флексига показали, что процесс миелинизации (образования вокруг нервного во­локна слоя миелина, величина которого прямо влияет на скорость проведения нервного импульса по волокну), по завершении которого нервные элементы готовы к полноценному функционированию, проходит неравномерно в разных зонах мозга. В первичных зонах анализаторов он завершается достаточно рано, а в ассоциативных ­затягивается на длительный срок.

Так, миелинизация двигательных, чувствительных корешков, зрительного тракта завершается в первый год после рождения; пирамидного тракта, постцентральной извилины - в два года; прецентральной извилины – в три года; слуховых путей, лобно-мостового пути - В че­тыре года; ретикулярной формации - в восемнадцать лет; ассоциативных путей - в двадцать пять лет. Это оз­начает, что в первую очередь формируются те нервные пути, которые играют наиболее важную роль на ранних этапах онтогенеза.

Структурное развитие (ансамблевая организация) ко­ры связано с формированием нейронных ансамблей (нервных центров). Американский физиолог Ф.Маунткасл рассматривает ансамблевую организацию как ос­новной организационный принцип нервной системы.

 

Концепция Ф. Маунткасла базируется на ряде от­правных точек. Во-первых, кора головного мозга состоит из многоклеточных ансамблей, состоящих из нейронных колонок, и их функцией является получение и перера­ботка информации. В каждой колонке содержится около ста вертикально связанных нейронов всех слоев коры. Кроме этого в колонке есть нейроны, которые получают входные сигналы от подкорковых структур, от других областей коры, и нейроны, которые передают выходные сигналы от колонки к подкорковым образованиям, дру­гим областям коры и иногда к клеткам лимбической сис­темы Колонки различаются по источнику получаемых сигналов и по мишеням, к которым направляются сигна­лы от них.

Во-вторых, несколько однотипных по функциям ан­самблей могут объединяться на основе межколончатых связей в более крупную единицу - модуль, осуществ­ляющий более сложную переработку информации.

В-третьих, модули работают в составе обширных петель, по которым информация не только передается из колонок в кору и подкорковые образования, но и воз­вращается обратно.  .

Таким образом, модуль выступает как основная единица переработки информации. Модули объединя­ются в большие группы, которые называют первичной зрительной, слуховой или двигательной корой. Большие группы связаны между собой и представляют части ши­роко разветвленной по всей коре сети, которые могут входить в состав различных систем, соответствующих конкретным психическим функциям.

 

Структурная организация коры в онтогенезе идет по пути формирования отдельных объединений нейронов и установлении ассоциативных связей между ними.

 

В возрасте от 3 до 5-6 лет происходит формирова­ние «гнездных» группировок нейронов, пирамидные нейроны упорядочиваются по вертикали и формируется колончатая организация нейронов; в s.-:6 лет продолжа­ется дифференцировка нейронов и формирование звездчатых клеток, расширяется система горизон­тальных связей, что увеличивает межнейрональное взаимодействие в системе нейронных ансамблей; в 9­-10лет происходит увеличение ширины клеточных груп­пировок, интенсивное развитие горизонтальных связей как внутри одного ансамбля, так и между ансамблями; в12-14 лет идет дальнейшее нарастание волокнистого компонента коры, т.е. развитие горизонтальных связей.

 

   Формирование ансамблевой организации коры в це­лом завершается в 18 лет. Наиболее длительное созрева­ние идет в лобной области - до 20 лет. Для различных областей мозга также характерна неравномерность созре­вания.

Затылочная область мозга обеспечивает работу цен­трального звена зрительного анализатора. Развитие нерв­ных структур периферического и центрального звена зрительного анализатора начинается еще во внутриут­робном развитии.

Ширина коры в затылочной области изменяется от рождения до 20 лет и наиболее сильный ее рост происходит в течение первого года жизни. Активный рост ко­ры в первичных и непосредственно прилегающих к ним ассоциативных полях зрительного анализатора происхо­дит до 3 лет, в выше расположенных полях - до 7' лет. После 8 лет рост коры в ширину относительно стабилизируется. По другим данным, первичные поля зритель­ного анализатора приближаются по размерам к взросло­му к 4-м годам, а ассоциативные - к 7-ми годам, и наи­более интенсивный рост коры идет в первые два года жизни.

 

К моменту рождения клетки коры затылочной об­ласти имеют основные признаки, соответствующие осо­бенностям каждого поля. В дальнейшем происходит дифференциация клеточных элементов и к 5-7 годам они приобретают специфическую форму, характерную для взрослых людей. Развитие клеток корковой части зрительного анализатора происходит несколько позд­нее, чем в двигательном и кожном.    .

Структурные преобразования в зрительной коре большого мозга в постнатальном периоде протекают неравномерно по срокам и темпам в различных полях. Наиболее выраженные изменения цитоархитектоники зрительной коры проходят в 1-й год, в 3 года, в 5, 7, 12­-13 лет.

 

Развитие корковых полей височной области, связан­ной с работой слухового анализатора, также проходит не­равномерно: формирование первичных полей заканчива­ется к 2-м годам, а ассоциативны зон - к 7-ми годам.

После рождения наиболее важным этапом является возраст - 2 года, когда височная область по размерам начинает приближаться к величине височной области взрослого человека. После 2-х лет наблюдается некото­рое замедление в процессе роста и развития клеток ко­ры, ширины коры. К 7-ми годам величина поверхности коры височной области почти соответствует размерам коры взрослого человека.

Теменная область мозга является сложной структу­рой, в которой выделяют постцентральные и верхне­теменные отделы, а также нuжне-теменную зону. Эта область обеспечивает (при специфическом вкладе каж­дой из ее частей) работу кожно-кинестетического анали­затора. Первые из упомянутых отделов связаны с раз­ными видами кожной чувствительности, осязанием, мы­шечно-суставным чувством, тонкими предметными дви­жениями, выступают базисом развития схемы собствен­ного тела, артикуляций. Морфологическое оформление этих структур мозга начинается в период внутриутроб­ного развития и достигает зрелости к 2-м (пост­центральная область) и 4-м (верхне-теменная область) годам, хотя увеличение размера клеток и ширины коры постепенно продолжается до 7 лет..

Нuжне-теменная зона граничит с теми участками постцентрального отдела, где представлены руки и лицо, и поэтому связана с интеграцией сложных форм пред­метных и речевых действий, которые. Осуществляются под контролем зрения и. требуют опоры на ориентировку в пространстве. Значительные качественные и количест­венные изменения здесь наблюдаются в 2 года и в 7 лет, что является выражением возрастающей роли разных ти­пов сложных движений и действий в жизни ребенка.

Прецентральная область наряду с теменной областью обеспечивает работу двигательного анализатора. В пост­натальном периоде в первые два года более интенсивно развиваются двигательные поля и ассоциативные поля по сравнению с полями лобной области. Двигательное поле приобретает структуру, сходную с взрослыми в 2-4 года, а ассоциативное поле - к 7-ми годам.

В височно-теменно-затылочной области, являющейся зоной «перекрытия», разных анализаторных систем, осу­ществляется интеграция разномодальной информации в сложные пространственные и квазипространственные (символические) схемы. Здесь наиболее поздно наступает полная дифференцировка коры. Значительные морфо­логические перестройки (несинхронное развитие слоев, подслоев и цитоархитектоники в различных полях) про­ходят в первые 2 года (ширина полей увеличивается в два раза) и к 7-ми годам (в три раза).

От 8 до 12 лет рост коры в ширину в левом полуша­рии более интенсивен, чем в правом (в отдельных полях ускоренный рост идет до 10 лет, в других полях - до 11лет), и после 13 лет не изменяется.

Рост клеток всех типов наиболее сильно идет до 2-х лет. Основные количественные и качественные из­менения в цитоархитектонике полей височно-теменно-­затылочной подобласти происходят в 2 года и в 6-7 лет.

Лобная область (в частности ее передняя часть) обеспечивает регуляцию всех видов психической деятельности человека и является наиболее медленно фор­мирующимся отделом мозга. Значимые этапы микро­структурных изменений ансамблевой организации лоб­ной области приходятся на 1 год, 3 года, 5-6, 9-10, 12­-14, 18-20 лет. «Специфически человеческие» поля, отно­сящиеся к речевой деятельности, дифференцируются на поздних этапах и их дифференцировка продолжается по­сле 7 лет. Возраст 7 лет - критический, так как в этот период многие поля лобной области достигают макси­мального развития, а в других и позднее наблюдается большой подъем в развитии.

Функциональные возможности мозговых структур, связанных с разными анализаторными системами, также формируются с разными темпами.

Анализ вызванных потенциалов в корковых полях, вовлекаемых в зрительное восприятие, показывает, что в первые 3-4 года специализация полей невелика. В даль­нейшем она нарастает и наиболее выражена к 6-7 годам это позволяет рассматривать возраст 6-7 лет как соответствующий сензитивному периоду в становлении системной организации зрительного восприятия и опозна­ния целостного образа.

Слуховые рецепторы в слуховом анализаторе начи­нают функционировать сразу после рождения (реакция на звук), к концу l-го - первой половине 2-го года про­исходит усиленное образование условных рефлексов на речь. Функциональное развитие продолжается до 6-7 лет, обеспечивая образование тонких дифференцировок речевых раздражителей.

Темпы развития зрительного и слухового анализатора в функциональном плане не совпадают. Так, условные рефлексы со слухового анализатора начинают вырабатываться раньше, чем со зрительного.

В кожно-кинестетическом анализаторе первые два года - это этап формирования целевых специализиро­ванных действий. Способность к тонкому анализу про­приорецептивных (кинестетических) раздражений в двигательном (проприоцептивном) анализаторе появ­ляется с 2-3 месяцев и развивается до 18-20 лет. В то же время уже к 7 годам формируется высокая способность к анализу и синтезу различных кожно-кинестетических стимулов.

Количественные и качественные функциональные изменения в работе височно-теменно-затьточной подоб­ласти в виде больших сдвигов происходят в 2 года и в 6­-7 лет, что согласуется с данными ЭЭГ о значимости по­добласти в опознании сложных зрительных стимулов и усилении активности ассоциативных отделов мозга.

Таким образом, можно сделать ряд выводов, касаю­щихся темпов анатомического и функционального созре­вания мозговой ткани в ходе индивидуального развития человека:

1. Мозг достигает морфологической зрелости в це­лом к 18-20 годам жизни.

2. Существуют пики максимальной готовности раз­ных мозговых структур к работе. Один из наиболее зна­чительных из них, связанный с созреванием целого ряда структур, приходится на возраст, равный 6-7 годам.

3. Развитие различных областей мозга происходит неравномерно. При этом наиболее рано оформляются зоны, относящиеся к работе анализаторных систем. Бо­лее позднее и постепенное созревание присуще структурам, обеспечивающим связи между анализаторами. И наиболее медленный темп развития характерен для лоб­ных отделов мозга, функцией которых является про­извольная (в том числе и речевая) регуляция всех видов психической деятельности.

4. Принцип гетерохронного развития можно наблю­дать и в формировании различных анализаторных сис­тем. Так, еще в эмбриогенезе закладываются анатомиче­ские предпосылки для наиболее раннего становления кожно-кинестетического и двигательного анализаторов, что указывают на их приоритетную и базисную роль в развитии ребенка.

5. для нормального психического развития в разные возрастные периоды необходимо полноценное совмест­ное функционирование разных зон мозга, формирующего интегративную активность, и необходимой базисной предпосылкой для этого является морфологическая зре­лость соответствующих отделов нервной системы.

 

Рис. 2 (А, Б) Копирование куба неуспевающими школьниками 7-8 лет

 

 

Рис. 3. Копирование куба неуспевающими школьниками 9-10 лет

Рис. 4. Копирование куба неуспевающими школьниками 11-12 лет

Таблица 7

Слухоречевая память

Зрительная память

Латеральные признаки

1.Эффективность заучивания   13,3   2,7 11.Эффективность заучивания   1,0   0,2   Правые признаки   8   62% 2.Прочность следов памяти   3,3   1,8 12.Прочность следов памяти   0,0   0,0   Левые признаки   4   31% 3.Устойчивость следов памяти к интерферирующим воздействиям   38,0   2,9 13.Устойчивость следов памяти к интерферирующим воздействиям   1,0   0,1   Оба признака   0   0% 4.Стабильность регуляции и контроля   20,0   3,1 14.Стабильность регуляции и контроля   0,7   0,1 Итоговая оценка

Правша

5.Объем непосредственной памяти   1,3   0,8 15.Объем непосредственной памяти   0,7   0,3

Двигательная память

6.Устойчивость семантической отнесенности стимулов   12,0   3,8 16.Устойчивость семантической отнесенности стимулов   0,7   0,1 21.Объем непосредственной памяти (правая рука)   0,0   0,0 7.Объединение различных стимулов в целостную смысловую структуру   7,0   1,0 17.Объединение различных стимулов в целостную смысловую структуру   6,7   0,5 22. Объем непосредственной памяти (левая рука)   0,0   0,0 8.Сохранение в памяти порядка предъявления стимулов (1 рода)   13,3   1,3 18.Сохранение в памяти порядка предъявления стимулов (1 рода)   0,0   0,0 23.Сохранение стимула при переходе с левой на правую   0,2   1,1 9. Сохранение порядка предъявления стимулов (2 рода)   8,7   1,3 19.Сохранение порядка предъявления стимулов (2 рода)   0,0   0,0 24. Сохранение стимула при переходе с правой на левую   0,4   2,8 10.Интегральный показатель памяти   117,0   2,1 20.Интегральный показатель памяти   10,7   0,2 25. Интегральный показатель памяти   0,6   1,1

__________________

(1) Результаты обследования (после нейропсихологической квалификации) вводятся в компьютер в форме символических обозначений, отражающих характер выполнения тестов для по­следующего статистического анализа данных. В итоге психолог получает распечатку количественных показателей, отражающих специфику памяти конкретного ребенка, и интегрированных показателей, позволяющих связать полученные данные с опре­деленным нейропсихологическим типом, к которому относится данный ребенок. Также на распечатке сопоставляются результа­ты, показанные ребенком, с нормативными результатами вы­полнения тестов в соответствующей возрастной группе. Резуль­таты представляются в числовой и графической форме (см. рис. 5, 6).

 

 

Рис.5. Мнестическая диаграмма.

Компьютерный вариант обработки результатов обследования.

«ДиаКор» Нейропсихологическое исследование мнестической деятельности. Школа №2376. Класс 1«г» Т. Таня 7 лет 6 мес., (05.02.96), г. Москва. (Оценки: чтение - 4, письмо - 4, математика - 4), выборка: девочки 7 лет

Модальные шкалы

Слухоречевая память

Наибольшая динамика изменений абсолютных пока­зателей (уменьшение значения показателя более чем в три раза) при сравнении результатов обследования детей в возрастных группах 7-8-9-10 лет наблюдается в сле­дующих параметрах: семантическая устойчивость (6), прочность следов (2), стабильность регуляции и кон­троля (4), устойчивость к интерференции (3), эффектив­ность запоминания (1), сохранение порядка стимулов по варианту возникновения ригидных ошибок (8).

 

 

       Рис.7. Динамика изменения различных параметров слухоречевой и зрительной памяти в разных возрастных группах. По оси ординат указаны относительные коэффициенты, получаемые путем деления средних показателей группы десятилетних детей. Это позволяет увидеть, во сколько раз показатели в каждой возрастной группе превышают показатели десятилетней группы.

 

Самая низкая динамика изменений абсолютных по­казателей связана с параметрами: наличие смыслового объединения стимулов (7), сохранение порядка стимулов по варианту ошибок неустойчивого типа (9), объем не­посредственной памяти (5).

Наибольшая динамика изменений в диапазоне раз­броса абсолютных показателей наблюдается в парамет­рах: эффективность запоминания (1), устойчивость к ин­терференции (3), стабильность регуляции и контроля (4).

В остальных параметрах она незначительна.

При сопоставлении этих данных (максимальная ди­намика изменений абсолютных показателей и диапазона разброса в сторону уменьшения) можно выделить общие для каждого критерия параметры - 1,3,4.

Минимальная динамика изменений, сопровождаемая минимальной величиной диапазона разброса, характерна для параметров 7, 9, 5.

На основании этих данных можно сделать вывод, что в слухоречевой памяти в возрасте от 7 до 10 лет наиболее интенсивно идет формирование таких параметров систе­мы памяти, как:

  1 - эффективность запоминания (определяется по количеству предъявлений);

  3 - устойчивость к интерференции (определяется по количеству недостающих элементов в ряду);

  4 - стабильность регуляции и контроля (опре­деля-

Рис. 8. Диапазон разброса показателей по                      ется по количеству персевераций и замен).

различным параметрам зрительной и                              Наименее интенсивные изменения происходят в слухоречевой   памяти в разных возрастных         от­ношении параметров:

 группах.                                                                           7 - синтагматизация (объединение слов в текст);

      

  9 - сохранение порядка стимулов по варианту оши­бок неустойчивого типа;

  5 - объем непосредственного запечатления (запоминание с первого предъявления).

 

Зрительная память

  Наибольшая динамика изменений абсолютных пока­зателей (более чем в 2,5 раза) при сравнении результатов обследования детей в возрастных группах 7-8-9-10 лет наблюдается в параметрах: прочность следов (12), устой­чивость к интерференции (13), эффективность запоми­нания (11), семантическая устойчивость (16), стабиль­ность регуляции и контроля (14).

Наименьшая динамика - в параметрах: сохранение порядка стимулов по варианту ошибок ригидного типа (18) и неустойчивого типа (19), объем непосредственной памяти (15), сохранение пространственных характери­стик стимула (17).

Наибольшая динамика изменений в диапазоне раз­броса абсолютных показателей была в параметрах: устой­чивость к интерференции (13), стабильность регуляции и контроля (14), сохранение порядка стимулов по варианту ошибок ригидного типа (18), эффективность запомина­ния (11).

Наименьшая - в параметрах: 15, 12, 17, 16, 19. При сопоставлении этих данных можно выделить общие для каждого критерия параметры: эффективность запомина­ния (11), устойчивость к интерференции (13), стабиль­ность регуляции и контроля (14).        

Таким образом, можно сделать вывод, что в зритель­ной памяти в возрасте от 7 до 10 лет наиболее интенсив­но идет формирование таких параметров в системе памя­ти, как:

  11 - эффективность запоминания (определяется по количеству предъявлений);

  13 - устойчивость к интерференции (определяется по количеству недостающих элементов в ряду);

  14 - стабильность регуляции и контроля (опреде­ляется по количеству персевераций и замен).

Наименее интенсивные изменения происходят в от­ношении параметров:    .

  17 - сохранение пространственных характеристик;

  19 - сохранение порядка стимулов по неустойчиво­му типу;

  15 - объем непосредственного запечатления (за­ поминание с первого предъявления).

 

При этом параметры 17 и 19 отличаются высокой нестабильностью (большой диапазон разброса показате­лей), а параметр 15 - достаточно стабилизирован (небольшой диапазон разброса показателей). Можно предположить, что параметр 15 формируется в более раннем возрасте, а параметры 17 и 19 не вступили в ста­дию активного формирования.

 

Двигательная память

Наибольшая динамика изменений абсолютных пока­зателей (более чем в 3 раза) при сравнении результатов обследования детей в возрастных группах 7-8-9-10 лет наблюдается в параметре «правильность переноса с левой руки на правую» (23). Минимальная - в параметре «объем запоминания поз пальцев на правой руке» (21).

Наибольшая динамика изменений в диапазоне раз­броса абсолютных показателей была в параметрах: «объем запоминания поз пальцев на левой руке» (22) и «правильность переноса с левой руки на правую» (23). В остальных параметрах нет выраженных тенденций к из­менению.

При сопоставлении этих данных можно выделить общий для каждого критерия параметр, формирование которого идет наиболее интенсивно, «правильность пе­реноса с левой руки на правую» (23).

Сравнительный анализ изложенных данных позволяет сделать следующие общие выводы:

· Прослеживается динамика изменения абсолютных показателей по всем параметрам в виде уменьше­ния количества допускаемых в тестировании ошибок по мере увеличения возраста детей. Это можно расценивать как возрастание уровня сфор­мированное и повышение эффективности работы функциональных систем памяти. В то же время динамика возрастных изменений различна для разных параметров.

· В возрасте 7-10 лет наиболее интенсивно осуществляется формирование и стабилизация в слухоречевой и зрительной памяти устойчивости к ин­терференции, эффективности запоминания, регу­ляции и контроля, а также параметров, связанных с межполушарным взаимодействием в двигатель­ной памяти.

· Наименее подвержены изменениям в этом возрас­те объем непосредственного запечатления, сохра­нение порядка стимулов по неустойчивому типу, а также объединение слов в текст (синтагматизация) в слухоречевой памяти и сохранение пространст­венных характеристик стимулов в зрительной па­мяти.

· Высокая стабильность объема непосредственного запечатления может свидетельствовать о форми­ровании этого параметра на более ранних этапах онтогенеза.

· В то же время сохранение порядка (по неустойчи­вому типу) в слухоречевой и зрительной памяти и синтагматизация в слухоречевой памяти в своих абсолютных показателях не уменьшаются и имеют небольшой разброс в этом возрастном периоде. Можно предположить, что звенья функциональ­ных систем, связанные с этими параметрами, не вступили в период активного формирования.

Не менее важно, что в зрительной памяти сохране­ние пространственных характеристик и порядка стимулов обнаруживают высокую нестабильность, что позво­ляет оценить данный этап развития как период интен­сивного формирования этих параметров

 

Варианты отклонений в развитии памяти

В группы риска были отобраны дети, показатели тес­тирования которых превышали нормативные значения на величину 0,58. Это составляет около 30% обследован­ной популяции (51 ребенок из 165 обследованных) и со­ответствует литературным данным разных авторов отно­сительно общего количества неуспевающих школьников.

Можно разделить группу риска на ряд подгрупп, в которых наблюдается превышение показателей только по одному виду памяти или по различным сочетаниям слу­хоречевой, зрительной и двигательной памяти. В данном контексте будут рассмотрены только два варианта из всех возможных.

Внутри каждой возрастной группы были выделены варианты по критерию большего преобладания штраф­ных баллов по слухоречевой или по зрительной памяти и затем.эти группы сопоставлялись между собой.

  Анализ показателей тестирования группы с преобла­данием штрафных баллов по слухоречевой памяти (всего 27 человек по всем возрастным группа м) выявил ряд параметров, по которым имелось превышение абсолютных нормативных показателей (больше х +0,5 8) во всех воз­растных группах.

Эти параметры следующие: устойчивость к интерфе­ренции (3), эффективность заучивания (1), объем непо­средственной памяти (5), стабильность регуляции и кон­троля (4) в слухоречевой памяти; стабильность регуляции и контроля в зрительной памяти (14); наличие смысло­вого объединения стимулов (7), сохранение порядка сти­мулов по ригидному типу (8) в слухоречевой памяти, со­хранение порядка стимулов по неустойчивому типу в зрительной памяти (19).

Ниже нормативных были показатели параметров: прочность следов (12), сохранение порядка стимулов по ригидному типу (18) в зрительной памяти; сохранение порядка стимулов по неустойчивому типу в слухоречевой памяти (9); сохранение пространственных характеристик стимулов в зрительной памяти. (17).

Если рассматривать в качестве «негативных симптомов» параметры, по которым наблюдались отклонения от нормативных показателей, то можно описать соответст­вующий «негативный нейропсихологический синдром развития слухоречевой памяти».

В его состав войдут такие симптомы как: повышен­ная тормозимость слухоречевых следов интерферирую­щими воздействиями; трудности заучивания слухорече­вых стимулов, несмотря на многократные предъявления материала; снижение объема воспроизведения слухорече­вого материала непосредственно после предъявления; большое количество персевераций и замен при припо­минании слухоречевого и зрительного материала; труд­ности в смысловом объединении слухоречевых стимулов; нарушение запоминания порядка слухоречевых стимулов в виде инертных стереотипов и неустойчивость в сохра­нении порядка зрительных стимулов.

При соотнесении этих параметров с соответствующими мозговыми структурами можно определить рас­пределенную топическую локализацию этого синдрома (с ранжированием по вкладу мозговых зон, инициирующих соответствующие «симптомы»). Она будет выглядеть сле­дующим образом -- задние и передние отделы левого по­лушария -- передние отделы правого полушария.

Это означает, что в формировании системы слухоре­чевой памяти возможен функциональный дефицит, свя­занный с работой в первую очередь мозговых зон левого полушария, а также передних отделов правого полуша­рия (l).

Результаты тестирования группы риска, в которой преобладают штрафные баллы по зрительной памяти (всего 24 ребенка по всем возрастным группам), такж е выявил ряд параметров, по которым имел ось превыше­ние абсолютных нормативных показателей (больше х + 0,5 8) во всех возрастных группах. Это следующие параметры: устойчивость к интерференции (13) и эффек­тивность заучивания (11) в зрительной памяти; объем непосредственной памяти (5) и стабильность регуляции контроля (4) в слухоречевой памяти; стабильность ре­гуляции и контроля (14) и семантическая устойчивость(16) в зрительной памяти.

Нет превышения нормативных показателей по пара­метрам: эффективность заучивания (1), прочность следов (2), устойчивость к интерференции (3), наличие смыслового объединения стимулов (7) в слухоречевой памяти; сохранение порядка стимулов по ригидному типу в слу­хоречевой (8) и зрительной (18) памяти.                                                   .

На основе выявленных отклонений в показателях можно описать совокупность симптомов «негативного нейропсихологического синдрома развития зрительной памяти». В него войдут: повышенная тормозимость зри­тельных следов интерферирующими воздействиями, трудности заучивания зрительных стимулов, несмотря на многократные предъявления материала, сужение объема непосредственного запоминания зрительного материала, персеверации и замены при воспроизведении, ошибки при воспроизведении зрительно предъявляемых фигурок по типу параграфий. Кроме этого наблюдаются персеве­рации и замены и в слухоречевой памяти.

Распределенная топическая локализация этого син­дрома (с учетом степени вовлеченности мозговых зон): передние отделы правого полушария - задние отделы ле­вого и правого полушарий. Это означает, что в формиро­вании системы зрительной памяти возможен функцио­нальный дефицит, связанный с работой мозговых зон левого полушария, а также задних отделов правого по­лушария.

С целью выявления общих дефицитарных звеньев функциональных систем слухоречевой и зрительной па­мяти проводилось сравнение описанных выше негатив­ных нейропсихологических синдромов. Был и выделены общие (первичные) «симптомы», характерные как для сниженной слухоречевой, так и зрительной памяти. Они соотносились с превышением штрафных баллов по па­раметрам:

4, 14 - регуляция и контроль в слухоречевой и зри­тельной памяти;

5 - объем непосредственной слухоречевой памяти,

В то же время при сниженной слухоречевой памяти в синдром включаются «симптомы» ухудшения показате­лей для параметров:

3 - устойчивость к интерференции в слухоречевой памяти;.

1 - эффективность заучивания в слухоречевой памя­ти.

При сниженной зрительной памяти в синдром вклю­чаются «симптомы» ухудшения показателей для парамет­ров:

13 - устойчивость к интерференции в зрительной

         памяти;

11 - эффективность заучивания в зрительной памя­ти.

Это может свидетельствовать о том, что основной дефицит в становлении слухоречевой и зрительной памя­ти связан с недостаточной сформированностью регуля­ции и контроля в слухоречевых процессах. На это указы­вает сочетание в нарушениях и зрительной и слухорече­вой памяти симптомов снижения регуляции и контроля, и симптома сужения объема непосредственной слухоре­чевой памяти, который близко связан с процессом слу­хоречевого восприятия.

Кроме этого, не исключено, что существуют разные мозговые механизмы, обеспечивающие устойчивость к интерференции в зрительной и слухоречевой памяти.

Очевидно, что можно проводить дальнейшую детали­зацию описанных выше синдромов. Задние и передние отделы левого и правого полушарий мозга не являются однородными образованиями. Они, в свою очередь, со­стоят из ряда отделов, каждый из которых выполняет определенную функцию в разных психических процес­сах. Выявление этих функций в общей структуре мнести­ческой деятельности является следующим шагом в опи­сании различных вариантов отклонений развития памя­ти.

____________________________

(1) После выхода первого издания были получены уточненные результаты по большому количеству испытуемых (около 500 детей

Примеры снижения в развитии слухоречевой и зрительной памяти

Для иллюстрации рассмотренных выше положений были отобраны два ребенка 7-ми и 9-ти лет с противо­положными, по данным обследования, вариантами со­стояния слухоречевой и зрительной памяти. Один ребе­нок при сниженной слухоречевой памяти имеет доста­точно высокий уровень продуктивности зрительной па­мяти, в то время как у другого ребенка наблюдается об­ратная картина.

Протокол №156

К.С. - девочка, возраст 7 лет 7 месяцев. Учится в l классе общеобразовательной школы г. Москвы. Оценки по основным предметам (математика, русский язык, чтение) - 3 балла.

В обследовании эмоциональна, переживает по пово­ду правильности выполнения тестов. К концу обследова­ния устает, снижает темп работы. Рисует медлен


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.