Организация работы журналиста — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация работы журналиста

2018-01-14 853
Организация работы журналиста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Сегодня работа журналиста во многих газетах начинается с подписания контракта (трудового договора), который пришел на смену старой системе. Существовавший ранее порядок был довольно общий, критерии профессиональной непригодности журналиста нигде не были сформулированы и избавить редакционный коллектив от «балласта» среди творческих сотрудников с помощью КЗОТа было практически невозможно. Контракт же позволяет вносить дополнительные условия работы, оговаривать ее продолжительность и условия расторжения. Это предоставляет редактору удобную форму регулирования состава редакции, избавления от слабых работников, замены их на более опытных, инициативных. Контрактная система заставляет сотрудников редакции думать о продлении контракта и работать в полную силу.

Трудовой договор представляет собой соглашение между работником и редакцией, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку редакции, за которую администрация редакции обязуется выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательствами о труде и СМИ, коллективным договором и соглашением сторон. Заключив трудовой договор с редакцией, работник становится членом ее трудового коллектива и на него распространяются нормы трудового законодательства. Он получает право на соответствующие социальные гарантии и льготы, (компенсация за временную нетрудоспособность, ежегодный отпуск и др.).

В трудовом договоре конкретизируются обязанности редакционного работника в соответствии с той специальностью (должностью), на которую он принимается. Список обязанностей в виде должностных инструкций должен быть утвержден администрацией редакции, и с ним должны быть ознакомлены все вновь поступающие сотрудники редакции. Практика многих редакций свидетельствует, что в большинстве случаев администрация игнорирует эту норму, в результате чего при разделении труда возникают конфликты между членами редакционного коллектива

Поступая на работу в редакцию газеты, журналист занимает определенную должность, берет на себя выполнение конкретных обязанностей. Изучая в университете свою специальность «в целом» (организацию работы редакции, тематику, жанры публикаций и т.д.), он постигает ее тонкости только на практике. И здесь уже окончательно выбирает для себя определенную журналистскую специальность, которых довольно много в газетном деле.

Отраслевая специализация предлагает следующие направления:

 


  • журналист- политолог,

  • журналист-экономист,

  • журналист-аграрник,

  • журналист-международник,

  • журналист, специализирующийся в области науки и техники,

  • журналист, специализирующийся в области морально-нравственной тематики.


Функциональная специализация:

 


  • собственный корреспондент,

  • специальный корреспондент,

  • сотрудник секретариата,

  • фотокорреспондент,

  • газетный дизайнер.


Жанровая специализация:

 


  • репортер,

  • комментатор,

  • обозреватель,

  • рецензент,

  • очеркист,

  • фельетонист,

  • памфлетист.


Специализация по типу периодического издания:

 


  • журналист детской прессы,

  • журналист молодежной прессы,

  • спортивный журналист,

  • военный журналист,

  • журналист многотиражной прессы,

  • журналист корпоративной прессы

  • журналист районной прессы,

  • журналист деловой прессы,

  • журналист информационно-коммерческой прессы.


Специализация по типу СМИ:

 


  • газетчик,

  • сотрудник журнала,

  • сотрудник Интернет-издания.


Некоторые новые газеты, ориентирующиеся на западную модель прессы, вводят у себя и соответствующие должности. В их редакциях трудятся рирайтеры, стрингеры, фрилансеры, пруфридеры и т.п. Здесь работа строится, как на фабрике по типу «цепи», когда рабочий процесс разбивается на ряд последовательных операций, каждая их которых выполняется отдельным работником. Одни сотрудники занимаются только сбором информации (ходят на пресс-конференции, берут интервью), другие обрабатывают собранный материал, выстраивая его в соответствии с конкретными целями, третьи приводят его в удобочитаемую форму, излагают понятным языком, четвертые вылавливают из поступающей информации разного рода ошибки, пятые оценивают подготовленные материалы с точки зрения их ангажированности и т.д. Этот конвейер медиа-бизнеса далек от традиций отечественной журналистики и не всегда приживается на российской почве, особенно в региональной прессе.

Вот как видит один из авторов книги «Деловая пресса России: настоящее и будущее» организацию работы журналистов в редакции деловой газеты: «Сдается, что деловые издания должны делать два типа людей, объединенных в одной редакции. Во-первых, люди с хорошей экономической подготовкой. И, во-вторых, рирайтеры. И много-много стрингеров и фрилансеров вокруг них. Экономически подготовленный человек сам прекрасно знает, когда нужно начертить в газете кривую Лафера, а когда – кривую Филлипса. И что все это будет означать. И куда-когда-какие таблицы забацать. Рирайт переведет все это на более или менее доступный язык (при этом рирайтера нельзя допускать на полосы статистики и биржевых новостей, сунется – руки отрывать). Стрингер сбегает на пять пресс-конференций и возьмет шесть интервью, принесет все это хозяйство экономическому человеку и пошла работа по новому циклу. Да плюс ко всему этому богатству да хорошую политику (с интригами, прогнозами и пояснениями, что все это будет означать для бизнеса), да заграницу (по типу: резня бхуто и тутси приведет к резкому взлету мировых цен на бананы), да криминальные новости, да светскую жизнь с элементами культур-мультур, спорт и немножко о погоде в разных частях света. Да на хорошей бумаге, чтоб не воняла и пальцев не пачкала. Да с хорошим шрифтом и макетом. С картинками и фотографиями. Броские заголовки, содержательные подписи».

Для фабрик новостей, медиа-бизнеса, это, возможно, приемлемая модель, но для полноценной работы журналиста она недостаточна. Чтобы написать добротный материал, нужно самому пройти все этапы его создания, не передоверяя другим людям. На качестве публикации отражается все: выбор темы, проблемы, постановка задачи, сбор фактического материала, создание концепции будущего произведения, язык и стиль изложения, сюжет и композиция, жанровая форма материала, затем его последующая правка, доработка. В ходе этого процесса всегда происходят какие-то изменения, возникают вопросы, которые может разрешить только автор, полностью погруженный в данную работу.

Одной из самых сложных, но и самых интересных является работа собственного корреспондента. К ней привлекаются наиболее опытные сотрудники редакции. Ведь им приходится выполнять практически функции сотрудников всех творческих подразделений да еще вдали от редакции, полагаясь только на собственные силы и знания. Собкоровский пункт за границей или в регионе – это фактически редакция в миниатюре. Собкор должен обладать тематической и жанровой универсальностью - писать на любую тему, в любом жанре, причем, оперативно. Кроме того, он должен быть специалистом по стране, региону, которые освещает – знать их историю, культуру, современную политическую, экономическую жизнь и т.д., выбирать из всего этого объема информации наиболее актуальную, интересную для своего читателя.

Сегодня содержание собкоровского пункта за границей обходится для любой редакции в солидную сумму в валюте. Не каждое крупное, федеральное издание может себе это позволить. Чтобы вовремя освещать все важные события на своей территории, собкор должен быть, в первую очередь, хорошим организатором. Поскольку время, расстояния, моральные и физические ресурсы не дают ему возможности побывать во всех местах сразу, он должен наладить бесперебойную информационную сеть, которая бы снабжала его необходимыми сообщениями. Ему важно установить связи с местными органами управления, их пресс-службами, различными социальными институтами, общественными организациями, учреждениями, предприятиями. Не последнюю роль играют связи с местными средствами массовой информации. Большую экономию времени и широкий диапазон информации дает собкору организация своего авторского актива, в который могут входить и местные журналисты. Собкор должен уметь быстро находить нужного газете автора, специалиста, помочь ему выбрать и четко сформулировать тему будущего выступления, подсказать, как лучше литературно оформить его.

В связи с этим, собкор должен быть хороши редактором. В объем его работы входит правка, доработка материалов местных авторов, общественных корреспондентов, обработка материалов информационных агентств.

Собкор должен обладать сильным чувством самодисциплины. Он самостоятельно планирует собственную работу, строит свой рабочий день, организует массовые мероприятия от имени газеты и т.д. От его личных качеств, инициативы, ответственности, напористости будет зависеть, насколько полно и разносторонне освещает газета вверенный ему регион.

Вот какой распорядок дня в Лондоне, по словам Г. Сагала, был у известного журналиста-международника Мэлора Стуруа, собственного корреспондента «Известий» в Великобритании. В половине шестого утра он уже на ногах. К этому времени мальчик-разносчик приносит ему по договоренности кипу утренних лондонских газет. Журналист их просматривает, отмечая карандашом важные сообщения. После этого он садится готовить информацию для своей газеты. Утренние часы у него были самыми интенсивными. В 10.30 утра ему звонили из редакции и он уже передавал готовый материал. В час английского ланча он проводил деловые встречи, которые служили ему важным источником информации. От 15 до 17 часов, если не было приглашения на прием, пресс-конференцию, обязательно читал местную прессу. В течение всего дня в его кабинете постоянно работали радио, телевизор. Если что-то сообщалось важное, сразу же передавал в редакцию. Если же можно было немного повременить с передачей материала, ехал на место, потому что «эффект присутствия» незаменим никаким сообщением.

Непосредственной работой зарубежных корреспондентов руководит международный отдел редакции, а также один из заместителей главного редактора газеты. Деятельность собкоров планируется так же, как и работа сотрудников аппарата редакции. Однако планирование носит не жесткий характер, так как жизнь, развитие международной обстановки вносят иногда существенные поправки в дела корреспондента.

Несмотря на универсальность работы собкора, ему нужна еще и узкая специализация. При глубоком освоении какого-то круга проблем тематической, региональной специализации журналисту не обойтись без хороших подсобных справочных материалов, без досье. Постоянное пополнение, переработка, анализ различной информации в рамках интересов собкора является неиссякаемым источником новых тем газетных выступлений журналиста. Опытные собкоры советуют вести досье непрерывно: поленишься сделать нужную вырезку или запись в своей путевой книжке – образуется пробел, который затем уже никогда не восполнишь.

Специальные корреспонденты – мобильный отряд наиболее опытных журналистов, предназначенный для выполнения важных и оперативных заданий редакции. Как правило, на эту должность зачисляют талантливых, инициативных сотрудников, которые могут быстро подготовить необходимый для газеты материал, разобраться на месте в сложных ситуациях и проблемах. Спецкоры обычно закрепляются за отраслевыми отделами или работаю под руководством секретариата. Во многих газетах практиковалась совместная работа специальных и собственных корреспондентов над наиболее сложными, актуальными материалами.

Важное место в повышении профессиональной квалификации занимает постоянная творческая учеба журналиста. Она протекает в различных формах:

 


  • совместная работа над материалом молодого и более опытного журналиста;

  • обсуждение значительных материалов сотрудников в отделе перед их публикацией;

  • тематические семинары в рамках редакции;

  • творческие совещания по жанрам;

  • еженедельные производственные летучки;

  • творческие отчеты сотрудников;

  • совещания собкоров в аппарате редакции;

  • стажировки собкоров в отделах редакции.


Рабочее место, инструментарий журналиста. Эффективность работы журналиста во много зависит от конкретной организации его труда на рабочем месте. Новая техника, пришедшая в редакцию, значительно экономит рабочее время, дает возможность в короткие сроки получать и обрабатывать информацию. Персональный компьютер – сегодня основное орудие труда: на нем журналист совмещает работу автора, редактора, машинистки, сотрудника секретариата, оформляющего рукописи, и даже линотиписта, отливавшего газетные строчки в металл. Доступ к различным базам данных, в Интернет помогает ему оперативно собрать нужные факты. Если требуются сведения из первых рук о каких-то событиях, можно за час-два найти множество потенциальных источников информации, считают журналисты, работающие с Интернетом. Тщательно сформулированный запрос, направленный в нужные группы новостей или в электронные списки рассылок, принесет немало свидетельств очевидцев какого-либо события.

Компьютер позволяет журналисту создавать досье по различным тематическим направлениям, вести собственный «темник» (внесение разных тем про запас), ничего не упускать из виду, значительно расширять тематику выступлений отдела. Накопление, переработка, анализ различной информации, касающейся специализации журналиста, держит его в курсе всех актуальных проблем. Портативные ноутбуки незаменимы для срочной работы вдали от редакции, передачи подготовленного материала по модему в отдел. Эта же связь очень удобна и для собкоров. Особую роль играет персональный компьютер в работе секретариата в ходе верстки номера. Оформители, дизайнеры, художники, журналисты с его помощью создают готовые полосы, заменяя весь громоздкий в прошлом типографский процесс верстки на таллере (когда в металлическую раму выставляли по рисованному макету газетные материалы, отлитые в металлических строчках, а затем делали бумажные оттиски). Компьютерная сеть редакции удобна и для руководителей: не сходя со своего рабочего места, они видят наполняемость материалами полос номера. Корректура вовремя вычитывает поступившие в электронную папку материалы, служба выпуска – верстает полосы.

Социально-психологический климат (СПК) в редакции газеты - существенный фактор, влияющий не эффективность работы сотрудников. Недооценка его ведет к весьма серьезным последствиям. Отрицательный СПК, установившийся в коллективе, оказывает непосредственное влияние не только на внутреннюю жизнь, но и на качество продукции журналистов, а отсюда — на степень действенности их публикаций и, в конечном счете, на уровень взаимодействия того или иного средства массовой информации с аудиторией.

СПК трактуют как совокупность межличностных отношений, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива и создают стойкие групповые настроения, мысли, определенное социально-психологическое состояние, проявляющееся во всех сферах деятельности коллектива, характеризующее уровень коллективного сознания, состояние, от которого зависит степень активности коллектива в достижении целей, стоящих перед ним. Вбирая в себя всю совокупность отношений, возникающих между членами коллектива в процессе их совместной деятельности, СПК не сводится, однако, к сумме этих отношений, а представляет собой интегральное образование, обладающее собственными характеристиками, которые и определяют тип климата. Он приобретает относительную самостоятельность и начинает оказывать обратное влияние на групповую деятельность и отдельную личность. Другими словами, СПК имеет двойственное значение. С одной стороны, это продукт совместной деятельности людей, а с другой, он же - фактор, оказывающий влияние на эффективность этой деятельности.

Социально-психологический климат является элементом в системе СПК общества, который формируется на основе определенной социально-экономической формации, господствующего в ней способа производства (макросреды). Элементами СПК основного коллектива (локальной макросреды) служит социально-психологический климат первичных коллективов (микросреды), в которых отдельные сотрудники оказываются в непосредственном контакте. В редакционном коллективе таким первичным коллективом выступает творческое подразделение — отдел. Элементами системы СПК первичного коллектива является эмоционально-психологическое состояние отдельных сотрудников. В понятие «эмоционально-психологическое состояние личности» психологи включают самооценку человеком своего «я» в коллективе, оценку, которую дают ему его коллеги, руководство, степень его удовлетворенности своим положение в коллективе. Таким образом, перед нами — цепь различных уровней СПК, на одном конце которой находится эмоционально-психологическое состояние отдельной личности, а на другом - социально-психологический климат общества в целом. Все эти уровни взаимозависимы и оказывают друг на друга влияние. Так, эмоционально-психологическое состояние отдельных сотрудников оказывает непосредственное воздействие на формирование психологического климата в отделе, а тот, в свою очередь, — на климат редакции.

Отношения членов коллектива друг к другу подразделяются на две группы: отношения между руководителями и подчиненными и отношения между сотрудниками, равными между собой по должности. Взаимосвязи сотрудников в первой группе («по вертикали») складываются под воздействием стиля руководства, планирования, организации, стимулирования труда членов коллектива, подбора и расстановки кадров, их профессиональной учебы, соблюдения производственной дисциплины и т. д. Отношения во второй группе («по горизонтали») строятся с учетом понимания и исполнения возложенных на сотрудников профессиональных ролей и выражаются в их сработанности, согласии, совместимости, сплоченности, дружбе. На взаимоотношения людей большое влияние оказывают и личные качества членов коллектива — общительность, замкнутость, застенчивость, скрытность, самостоятельность, ответственность, отзывчивость, принципиальность, справедливость, честность и др.

Творческий характер журналистского труда накладывает особый отпечаток на весь климат в коллективе, организационные формы совместной деятельности. Здесь особенно актуальна проблема совмещения свободы с дисциплиной, разнообразия и изменчивости с постоянством, независимости с подчинением. Перегибы как в одну, так и в другую сторону могут привести к крайне отрицательным последствиям, а порой свести на нет работу целого коллектива, подчеркивает А. Матейко в книге «Условия творческого труда». Журналистский труд, однако, несмотря на свою ярко выраженную творческую окраску, существенно отличается от других видов творческой работы благодаря его специфическим чертам — оперативности, непрерывности, индивидуально-коллективному и производственно-творческому характеру. Учет этих характеристик или, наоборот, игнорирование каких-либо из них придает взаимоотношениям сотрудников редакции тот или иной тон, непосредственно влияет на работу всего коллектива.

В некоторых редакциях новых изданий формирование коллектива происходит по принципу создания единой команды, под которой понимается сплоченная группа людей, работающая на общее дело. Это слово употребляют там, где руководителю необходимы для достижения цели не просто подчиненные, а единомышленники, преданные ему и идее. Такой подход существенно повышает социально-психологический, творческий климат коллектива. Главный редактор «Московского комсомольца» П. Гусев подчеркивает, что он создает свою команду, куда входят его заместители, заведующие отделов и предлагает, чтобы те поступали таким же образом на своем уровне. Сам он, создавая свою команду, старается привлекать к журналистской работе не только профессиональных журналистов, выпускников факультета журналистики, но и людей других профессий, способных, по словам П. Гусева, «мыслить нетрадиционно». Эксперимент в «МК» отчасти удался. Некоторые из числа ведущих журналистов редакции не имели журналистского образования.

Лекция №12.

Объекты, субъекты и принципы планирования

Редакционной деятельности


Плановое начало являлось одним из главных отличительных признаков социалистического общества. Оно пронизывало все сферы общественной жизнедеятельности – экономику, политику, идеологию, науку, культуру, в том числе и печать. Но вот социалистический строй сошел в нашей стране с арены истории, а планирование редакционной работы все также продолжает существовать. Чтобы газета выходила точно в срок, а ее подразделения функционировали ритмично, планирование работы редакции необходимо. Редакционный план – это конкретная программа действий журналистов на определенном отрезке времени. В нем указаны тематические направления, содержание материалов, их жанровые особенности, сроки подготовки, последовательность публикации, организационно-массовые мероприятия редакции, лица, ответственные за исполнение всего намеченного.

Однако одного плана недостаточно, чтобы охватить все стороны деятельности редакционного коллектива. Поэтому в его работе задействована целая система планирования, состоящая из ряда локальных редакционных планов.

Исследователи печати в книге «Планирование работы в редакции» выделяют несколько принципов редакционного планирования. В их числе:

 


  • системный подход к планированию – необходим, прежде всего, для последовательности, ритмичности и непрерывности в работе редакции. Редакционный план должен представлять собой продуманную систему взаимосвязанных элементов, охватывающую все стороны редакционной жизни. Недооценка системного подхода приводит к тому, что из поля зрения редакции выпадают важные общественные явления и процессы, требующие оперативного, глубокого анализа. Этим же объясняются неравномерность в разработке важной проблематики, недостаточная четкость в решении актуальных тем;

  • сочетание перспективности и оперативности. Этот принцип связан с поисками рациональных вариантов освещения текущих и перспективных проблем, позволяет не терять из виду главную цель, сохранять системность в работе, преемственность в развитии проблематики;

  • комплексность. В ее основе лежит стремление к охвату редакционным планом всех важнейших тем и проблем, к учету всех факторов, обуславливающих развитие общественных процессов;

  • программно-целевой подход – находит широкое применение при долговременной кампании, дискуссии по важной проблеме, позволяет скоординировать усилия нескольких журналистских коллективов;

  • гибкость – при изменении ситуации, подхода к освещению той или иной проблемы, срока проведения кампании в ход идет другой, заранее предусмотренный вариант действий;

  • учет прямой и обратной связи – дает возможность определить уровень требований аудитории к газете, т.е. получить те качественные характеристики, без знания которых планирование не может быть успешным. Обратная связь является для редакции инструментом самопроверки, самоконтроля своей деятельности.


Все редакционные планы различаются, прежде всего, по субъектам планирования (по тому, кто планирует свою деятельность), по объектам планирования (по тому, что планируется) и по периоду планирования (время действия плана).

Субъектами планирования в редакции является большая часть коллектива, практически это все творческие работники, так как каждый из них в той или иной мере участвует в разработке планов. Выше уже говорилось о процессе планирования, который осуществляется в редакции двумя путями — «снизу вверх» и «сверху вниз». Путь «снизу вверх» начинается в каждом отделе, за каждым письменным столом. Сотрудники, используя свои «темники» и досье, в рамках своей тематической, жанровой, региональной специализации, профиля отдела, создают собственные индивидуальные творческие планы на определенные отрезок времени, например, на квартал, полугодие (имеются в виду не оперативные темы, которые диктуются быстроменяющейся действительностью, а серьезные общественные проблемы). Выступая субъектами планирования собственной деятельности, журналисты используют свои индивидуальные планы при составлении планов отдела. Далее в качестве субъекта планирования вступает в дело заведующий творческим подразделением: на основе заявок в план своих сотрудников, собкоров он создает общий план отдела, учитывая также рекомендации редактора и редакционной коллегии, общередакционные решения и документы. По ходу продвижения отдельческих планов к вершине управленческой пирамиды, над ними трудятся ответственный секретарь, его заместители, заместители главного редактора и, наконец, сам глава коллектива. Результатом их работы становится общередакционный план. Таким образом, практически каждый творческий сотрудник является субъектом планирования деятельности редакции.

Планирование работы редакции сегодня включает в себя не только творческие, но и хозяйственные задачи. Так в ЗАО «Концерн "Вечерняя Москва» крупные хозяйственные проекты утверждаются на Совете директоров - наблюдательном органе, куда входят представители крупных акционеров редакции. Вопросы, связанные с содержанием издания и профессиональной деятельностью работников редакции, утверждаются на редколлегии и планерках, проводимых ежедневно с участием других работников.

Объекты планирования заложены в каждой позиции плана. Это, прежде всего:

 


  • тематика (отраслевая, общеполитическая, региональная),

  • жанры (информационные, аналитические, художественно-публицистические),

  • авторы материалов (с учетом их социального, профессионального, возрастного, регионального состава),

  • организационные мероприятия для сбора и распространения информации (пресс-конференции, «круглые столы», опросы, анкеты, «горячие линии»).


Здесь же указываются меры, пути и средства для выполнения плана, ответственные и исполнители.

Источники планирования исследователи подразделяют на три группы:

 


  • официальные;

  • неофициальные;

  • внутриредакционные


Официальными источниками считаются правительственные учреждения, властные структуры на разных иерархических уровня общества, а также организация, учреждение, чьим органом является газета или журнал (это касается, прежде всего, ведомственной, партийной, корпоративной, многотиражной прессы).

Неофициальными источниками информации считаются редакционная почта, телефонные звонки читателей, авторский актив газеты, общественные корреспонденты, информаторы.

К внутриредакционным источникам относят редактора, секретариат, собкоров, редакционный банк информации.

Контроль за выполнением отдельческих планов осуществляют заведующий отделом, ответственный секретарь, заместитель главного редактора, курирующий отдел.

В последнее время в редакционном планировании, пишет С.М. Гуревич, произошли серьезные изменения. Выдвижение в большинстве газет на первый план оперативной информации (социально-политической, коммерческой) привело к разрушению прежней системы редакционных планов. Ее основой являлись перспективные планы, разрабатывавшиеся на длительные периоды (квартал, полугодие, год). Отказ от перспективного планирования аргументируется, прежде всего, невозможностью определения перспективы политического и экономического развития в условиях перехода общества к новой социальной системе, непрерывного изменения конкретной ситуации, в которой выходят газеты, и необходимостью быстрого ее отображения в их сообщениях. В результате столь осуждавшийся прежде метод подготовки газетных номеров, заполняющихся материалами «с колес» – доставляемых корреспондентами в самый последний момент перед формированием полос, стал во многих редакциях основным. Это привело к утверждению в газетах «фактологической журналистики», к отказу от подготовки и публикации аналитических и проблемных материалов, к исчезновению в газетной периодике ряда жанров публицистики – очерка, обозрения, проблемной статьи и других. Одно из последствий подобной практики – использование в редакциях лишь некоторых видов оперативных планов – плана очередного номера и недельного плана.

Такое сокращение периода редакционного планирования вскоре привело к отрицательным результатам. Быстро уменьшается разносторонность публикаций газеты. Господство на полосах лишь нескольких жанров оперативной информации - заметок, интервью, отчетов, корреспонденций – неблагоприятно сказалось на масштабности и глубине анализа событий и ситуаций, о которых сообщают газеты. Стало очевидным, что редакция даже ежедневной газеты не может успешно решать встающие перед ней задачи, не представляя себе своей перспективы хотя бы на ближайший период – несколько недель или месяц вперед. И если в самом деле невозможно предугадать развитие событий в ближайшее время, в силу чего полосы очередного номера действительно приходится заполнять оперативными сообщениями «с колес», то предугадать направление развития событий и даже просчитать варианты возможных изменений ситуации часто вполне возможно. Оказалось, что планирование тематических рубрик с помощью так называемого сетевого графика и в новых условиях служит достаточно прочной основой для организации работы редакции и выпуска газеты на несколько недель вперед. Определение оптимальной системы планирования, соответствующей современным требованиям и конкретным условиям, в которых выходит газета – одна из задач, которую необходимо решать.


Лекция №13.

Виды редакционных планов


Редакционное планирование представляет собой систему различных по времени охвата планов. В их числе долговременный план развития газеты, перспективный план, месячный план, недельный план, план номера, план целевого номера, план газетной кампании, план организационно-массовой работы, план внутри редакционной работы, индивидуальный творческий план журналиста, бизнес-план редакции.

Долговременный план развития газеты рассчитан на несколько лет. В годы советской власти это был, как правило, пятилетний план, который совпадал с пятилетним народнохозяйственным планом страны (так было удобно сверять собственные цели с целями, поставленными перед обществом в целом). В настоящее время, изменчивое и непредсказуемое, редакции уже не планируют работу на такой длительный срок. Однако долговременный план развития газеты на год-два все же составляют, чтобы обеспечить себя необходимыми материальными ресурсами для стабильной работы. Этот вид плана охватывает основные стороны деятельности и включает в себя:

 


  • материально-техническое обеспечение развития газеты (типографское, компьютерное оборудование, оргтехника, внедрение научной организации труда);

  • изменение структуры редакции, ее состава, определение потребности в журналистских кадрах и уровня их подготовки (некоторые редакции, издательские дома организуют в своих стенах школы журналистики для подготовки тех сотрудников, которые им нужны);

  • изменение читательской аудитории, обуславливающее повышение тиража издания, привлечение новых категорий подписчиков, покупателей;

  • изменение объема и долговременной модели газеты – ее тематической структуры, системы рубрик, верстки и оформления в связи с расширением читательской аудитории.


Перспективный план является основой работы редакции. Последующие виды редакционных планов представляют его конкретизацию в той или иной степени. В крупных, федеральных изданиях перспективный план разрабатывается на квартал, в местных – на полугодие. В нем указываются:

 


  • основные тематические направления,

  • рубрики,

  • важнейшие темы, которые должны освещать отделы.


Вспомогательными планами к основному служат тематические планы собственных корреспондентов, краткосрочных кампаний, внутриредакционной работы (творческие совещания, конкурсы, тематические летучки), массовой работы.

Месячный план представляет собой среднесрочное планирование, является важным видом текущих рабочих планов. Он дает отделам редакции время, достаточное для подготовки серьезных выступлений, обеспечивая вместе с тем оперативность в постановке важнейших тем. Дробя на три части квартальный перспективный план, он конкретизирует последний, обеспечивает его последовательное выполнение. В месячном плане уже конкретно указываются: рубрика, тема, автор, отдел или сотрудник, отвечающий за подготовку выступления, жанр публикации, ее объем в строчках, срок предоставления материала в секретариат. Для отделов, специализирующихся на оперативных материалах (отделы информации, писем, иллюстрации), которые нельзя предвидеть на месяц вперед, планирование ограничивается конкретными рубриками, они и ориентируют сотрудников в их работе.

Недельный план – один из видов оперативного планирования. Тематический, максимально конкретный. Он отражает содержание газетных номеров в течение недели и участие в них каждого творческого подразделения, служит непосредственным фундаментом для плана номера. В нем кроме конкретного указания тем, объема, авторов материалов учитывается география публикаций, рациональные пропорции положительных и критических, крупных и мелких, проблемных и оперативных публикаций разнообразие жанров.

Вспомогательным звеном недельного и месячного планов является сетевой график публикаций по основным разделам и рубрикам. Он представляет собой сетку – сверху указываются дни недели, а сбоку – рубрики. График позволяет газете четко соблюдать появление рубрик в определенные дни недели, приучает к этому читателей, контролирует работу отделов, ведущих ту или иную рубрику, а в небольших редакциях – работу каждого сотрудника. Подобные графики можно применять и в журналах, только вместо дней писать недели или месяцы в зависимости от периодичности издания. В нынешних условиях, считают специалисты, при разработке сетевого графика необходимо отрегулировать его «жесткость». Выпуск газеты в условиях, когда значительную часть ее площади занимает оперативная информация, приходящая в редакцию в самый последний момент, предопределяет уровень этой «жесткости». Оптимальный результат сетевой график дает, если покрывает 50-60% площади газетного номера. Остальная его часть используется для незапланированной оперативной информации и аналитико-проблемных публикаций, отобранных в результате творческого «конкурса» материалов, представленных отделами или журналистами редакции.

План номера – конечная цель в планировании всей газетной работы. В нем указываются все сведения – заголовки материалов, точные формулировки тем, рубрики, объем текстов в строчках, жанры, в которых они написаны, отделы редакции и авторы, подготовившие материалы, их графическое расположение на газетных полосах. При планировании номера важно соблюдать следующие условия:

 


  • широту географии публикаций;

  • разнообразие жанров;

  • разномасштабность материалов (крупные, мелкие);

  • соо

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.