Виды журналистских специализаций в зависимости от жанровой деятельности. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Виды журналистских специализаций в зависимости от жанровой деятельности.

2018-01-14 2042
Виды журналистских специализаций в зависимости от жанровой деятельности. 5.00 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Если мы говорим о профессии -- имеем в виду журнализм. Если о специальности, то подразумеваем газетчиков, тележурналистов, радиожурналистов, работников информационных агентств, журналистов интернет-СМИ и др.

В рамках специальностей можно выделить специализации по видам деятельности в рамках жанра: репортер, комментатор, интервьюер, расследователь и т.п. Кроме того, журналисты обычно специализируются в определенной тематике. Такое деление называется профилизацией: журналист, пишущий на политические, экономические, спортивные темы, специализирующийся в области культуры, семьи, криминальной хроники, светской жизни. Каждый из этих типов и видов журналистов имеет свои специфические черты, характеризуется устойчивой системой знаний, навыков, трудовых операций Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. -- М.: Аспект Пресс, 2003. -- 25 с..

Репортёр.

Репортёр -- это сотрудник СМИ, как штатный, так и фрилансер, который работает в кадре (ТВ) или эфире (радио) и за кадром -- в печатных или интернет-изданиях. В журналистике всё начинается именно с репортёрского труда: редакторы могут делать свою часть работы только после того, как репортёры добыли факты.

Репортёры обязаны распознавать информацию, интересную и полезную читателям, видеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, улавливать связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле есть части целого Мэллет, Малькольм Ф. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы: справочник / Ред.-сост. Малькольм Ф.Мэллет; Пер. с англ. И. Осадчей.? М.: Права человека, 1998.? 4 с..

Ключевое значение в этой профессии имеет оперативность. Репортёр не просто знакомит зрителя с новостями, а рапортует с места событий, являясь очевидцем происходящего и беспристрастно информируя о происходящем. В отличие от колумнистов и комментаторов, репортёры избегают давать оценку происходящему и обозначать позицию, это не их прерогатива.

Акрам Хазам, шеф московского бюро телеканала «Аль-Джазира» утверждает, что профессия репортёра? быть вовремя везде.

Пётр Любимов, ведущий телеканала «ТВ Центр» характеризует современного репортёра как неэмоционального, высокопрофессионального с точки зрения телевизионного мастерства человека. Это человек, который может беспристрастно смотреть на происходящие события, не испугаться чрезвычайных происшествий, проявлять выдержку в жестких ситуациях.

Комментатор.

Человек на должности комментатора является автором комментариев в отношении какой-нибудь конкретной сферы событий? например, общественной, политической, спортивной.

Должность комментатора обычно отдают журналисту-профессионалу, для которого соответствующая сфера является областью специализации. Часто для комментариев приглашают внештатных специалистов их соответствующей сферы деятельности.

Работа спортивного комментатора близка репортёру, т.к. ведущий жанр здесь? репортаж со спортивного состязания. Суть спортивного репортажа описание непосредственно происходящего на месте события. Однако спортивный комментатор должен уметь дополнить свой рассказ другой информацией Цвик, В.Л. Журналист с микрофоном: учебное пособие / В.Л. Цвик. -- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. -- 40 с..

Во время репортажа спортивный комментатор не имеет права демонстрировать собственные симпатии и антипатии. Он должен помнить, что среди слушателей есть приверженцы и той, и другой команды, и тех, и других спортсменов. Даже если приходится рассказывать о международных соревнованиях, когда практически вся аудитория переживает за свою национальную команду, за отечественных спортсменов, следует сохранять объективность в оценке выступлений.

Комментарий облегчает выработку аудиторией собственного мнения об актуальных событиях или проблемах. Он не может быть абсолютно объективным, так как передает суждения автора. Комментатор должен убедить читателя, зрителя или слушателя, и сделать это можно не только благодаря железной логике аргументов, но и доказательной манерой разговора, особыми интонациями рассказчика, если комментатор является телерадиожурналистом Цвик, В.Л. Журналист с микрофоном: учебное пособие / В.Л. Цвик. -- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. -- 47 с..

Обозреватель.

Журналист-обозреватель занимается анализом в определенной сфере деятельности, способен делать выводы и прогнозировать процессы.

Определяющий признак жанра обозрения? единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. В чем отличие этого жанра от других жанров журналистики, в чем его своеобразие? Это становится ясным в ходе определения функции и предмета обозрения. Обозревать? значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им). В обозрении ярко проявляется позиция журналиста.

Обозреватель должен:

· возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах, происходящих в общественной жизни;

· отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан;

· обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности;

· через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогноз осмысливать ход общественного развития;

· способствовать практическому решению проблем общества Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А.А. Тертычный.? 2-е изд., испр. и доп.? М.: Аспект Пресс, 2002.? 312 с..

Редактор.

Редактор в СМИ выполняет очень важную функцию: в его непосредственном подчинении находится редакция и все журналисты.

Он отбирает и размещает информацию различного рода в своем СМИ, стремясь к достижению максимальной информативности и популярности своего издания. Также редактор занимается правкой текстов, стилистической или содержательной. В его власти? определение информационной политики, формирование облика издания или программы, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, компоновка номеров и выпусков. Редакторы конкретных отделов СМИ? например, спортивного или экономического? занимаются координацией работы журналистов своего подразделения, правкой материалов.

2.5 Интервьюер Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А.А. Тертычный.? 2-е изд., испр. и доп.? М.: Аспект Пресс, 2002.? 312 с.

В роли интервьюера журналист может ставить только вопросы, а отвечает на них интервьюируемый, который и формирует основное содержание публикации или передачи, ее характер. Интервьюер может лишь задать направление размышлениям интервьюируемого.

Журналист-собеседник является равноправным, наряду со своим партнером по коммуникативному акту, создателем содержания будущего текста. Поэтому вопросно-ответной форме обмена мыслями, присущей интервью, в беседе будет соответствовать обмен "равноправными", равнозначными репликами.

Настоящий серьезный интервьюер каждый раз придумывает новые вопросы? исходя из того, с кем предстоит беседовать и в какой ситуации. Хороший вопрос? вещь одноразовая Кузнецов, Г.В. Так работают журналисты ТВ: учебник / Г.В. Кузнецов.? М.: Изд-во МГУ, 2004.? 400 с..

Работа интервьюером требует терпения и доброжелательности. Основные качества: активность, общительность, коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника.

Журналист-расследователь.

Сам жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую информацию. Часто расследования связаны со злоупотреблениями властью и коррупцией. Но талантливый журналист сумеет сделать блестящий материал и вне этих рамок, попытавшись, к примеру, выяснить, почему из ближайшего озера ушли бобры.

Основное отличие журналистского расследования как жанра заключается, пожалуй, в том, что автор не ограничивается постановкой проблемы и ее самостоятельным исследованием. Он, как правило, предлагает какие-то варианты ответов на возникшие вопросы, выводы, которые вытекают из проделанной им работы. Иной раз он может даже не делать этого открытым текстом, но собранные факты и комментарии к ним сами подтолкнут читателя или зрителя к правильному заключению.

Журналистское расследование? задача чрезвычайно сложная и, случается, опасная для неподготовленного человека. Даже корифею от криминальной журналистики она не всегда по плечу, если действовать приходится в одиночку. Зато результаты могут превзойти все ожидания, если за дело берется целый коллектив. Именно тогда становится возможным полномасштабный сбор информации, ее грамотная обработка и проверка Шум, Ю.А. Журналистское расследование: учебник / Ю.А. Шум.? СПб: Изд-во СПбГУ, 2008.? 288 с..

Ведущий телерадиоэфира.

Дискуссии, круглые столы.

Дискуссия (от латинского discussio - исследование, обсуждение, рассмотрение) предполагает, что процесс развития мысли вокруг обсуждаемого предмета происходит на глазах телезрителей и радиослушателей и, тем самым, активизирует интеллектуальную деятельность аудитории, включая ее в процесс поиска истины.

Предварительная работа журналиста при подготовке передачи этого жанра может быть невелика, зато резко возрастает значимость таких качеств как умение регулировать разговор, давать возможность высказываться и вовремя останавливать участников, направлять общий ход дискуссии. Важно, чтобы разговор не ушел в какую-то узкопрофессиональную нишу, а оставался на уровне, интересном аудитории. Журналист в данном случае играет роль посредника между интересами зрителей и находящимися в студии специалистами по той или иной теме. Важное место здесь занимает умение журналиста импровизировать, так как ход дискуссии не всегда может быть предсказуем Князев, А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учебник / А.А. Князев.? Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001.? 160 с..

Важнейший принцип: ведущий дискуссии не является ее участником, не становится на сторону кого-либо из собеседников. Безусловно, он имеет право выражать сомнение или ставить под вопрос чье-то мнение - все это необходимый арсенал ведения передачи. Часто судят о личности ведущего по тому, как он держится с высокопоставленными гостями. Отрицательную реакцию аудитории вызывает как невоспитанность и грубость, так и льстивое заискивание. Первостепенное значение имеет быстрота реакции ведущего, остроумие, дружелюбие, контактностьКузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика: учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский.? М.: Изд-во МГУ, 2005.? 368 с..

«Круглые столы»? разновидность передач, на которых обсуждается какое-либо явление или проблема. Столкновение различных точек зрения в разговоре нередко приводит к эволюции жанра: беседа перерастает в дискуссию.

Задача журналиста? не «потерять тему», не давать участникам уходить от предмета спора, который может быть очерчен и в предварительной беседе, до эфира. Всегда есть и другая опасность - потерять горячность и спонтанность, т. е. как раз то, что является особенностью передачи Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика: учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский.? М.: Изд-во МГУ, 2005.? 368 с..

Ток-шоу.

Слово «шоу» напоминает о том, что разговор становится зрелищем. Темой «ток-шоу» может стать обсуждение подготовки крупного города к зиме или конкурс архитектурных проектов, но чаще обсуждаются скандальные темы, взбудоражившие общество.

Для работы в ток-шоу недостаточно иметь журналистский опыт. «Держать» большую группу, формируя из людских характеров, темпераментов, пристрастий единое зрелище,? особая профессия. Это «массовик-затейник» высшего класса. Возможно, эта работа требует больше актерских, нежели журналистских, навыков.

Работа талантливого шоумена поражает широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели должны приводить к поиску истины через диалоги и, тем самым, оказывать огромное духовное воздействие на телезрителей. В подобных передачах, можно только догадываться, сколь тщательно готовился журналист к этим беседам, как просчитывал возможные варианты ответов на свои вопросы и линию своего поведения в спонтанно возникающих противоречивых диалогах. Талантливый шоумен выступает не перед своей аудиторией, он работает внутри нее. Это и есть «высший пилотаж», доступный лишь немногим Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика: учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский.? М.: Изд-во МГУ, 2005.? 368 с..

Информационная программа.

Телевизионный журналист, начинавший репортером в информационной программе, может со временем занять высшую в иерархии престижности должность ведущего такой программы. Престиж обеспечивается ежедневным появлением на экране с самыми важными новостями дня.

По сути, ведущий новостей делает то же, что и диктор: читает строчки, бегущие по телесуфлеру. Импровизации в подобных случаях не поощряются, так как рано или поздно досадная оговорка может привести к весьма печальным последствиям.

Строгая научная терминология несвойственна речи ведущего. Все понимают, что не сам ведущий добывал новости, но его обязанность - умело и тактично подать их. Он сама уверенность, но не самоуверенность, обладает четкой дикцией и выразительными интонациями.

Ведущий должен быть олицетворением спокойствия и стабильности. Его телевизионный талант, интеллигентность и эрудиция должны позволять ему не только «сохранять лицо» в любых событийных политических ситуациях, сколь бы сложны и двусмысленны они ни были, но и давать зрителям уверенность в том, что они получают самую объективную, самую правдивую, самую свежую, самую необходимую информацию Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика: учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский.? М.: Изд-во МГУ, 2005.? 368 с..

Авторская программа.

Авторские программы занимают особенное место на телевидении: это своего рода продукт, который не всегда может найти своего потребителя, несмотря на то, что у каждого товара есть свой покупатель. Именно поэтому работа над такими проектами порой проводится не один год. Нужно продумать всё до мелочей, прежде чем программа выйдет в эфир. Любая недоработанная деталь может оказаться слабым звеном. Работа над авторской программой происходит в команде.

Для того чтобы телепередача пользовалась успехом, нужна определённая «изюминка», черта, выгодно отличающая передачу от других. Необходимо добиться расположения телезрителя, тогда у программы будет будущее, и, соответственно, определенный круг постоянных зрителей.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.