Характеристика туристской фирмы — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Характеристика туристской фирмы

2018-01-14 452
Характеристика туристской фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрим сначала более общее понятие - понятие предприятия. Предприятие представляет собой имущественный комплекс, включаю­щий недвижимость, движимое имущество, требования и долги, право на обозначение и исключительные права на интеллектуальную собствен­ность, выступая преимущественно как объект управления со стороны собственника (государства, местных органов власти, фирмы и т.д.) или владельца.

Признаки предприятия:

• определенная обособленность - имущественная и неимуществен­ная (обособленность от собственности учредителей предприятия);

• юридический статус, закрепленный за предприятием (предпола­гает его государственную регистрацию в соответствии с дейст­вующим в стране законодательством);

• определенные права и обязанности, позволяющие рассматривать его как субъект права и правовых отношений;

• название предприятия и его организационно-правовая форма, по­зволяющая судить об объеме и форме ответственности такого предприятия по обязательствам.

В практике туристского бизнеса для обозначения туристского пред­приятия принято использовать термин «фирма».

Современные учебные пособия предлагают разные толкования фир­мы, но практически все они сходятся в одном: фирма - это самостоятель­ная предпринимательская единица с правами юридического лица, кото­рая в качестве собственника или титульного владельца (арендатора, тра­стового управляющего, рператора и т.д.) разрабатывает и реализует стра­тегию распоряжения имуществом, нематериальными активами и дохода­ми, используя организационно-плановые методы.

Таким образом, «фирма» является общим названием, которое исполь­зуется по отношению к любому хозяйствующему предприятию. Оно ука­зывает на то, что предприятие обладает правами юридического лица, т.е. является самостоятельным и независимым.

Фирма может обладать фирменным знаком и фирменным названием.

Передача активов и доходов фирмы другим хозяйствующим субъек­там (трансакции) основана на контрактах - договорах юридических лиц, действующих по законам рынка. (Маслова Е.В., Широкова Г.В. Управление туристской фирмой. - Изд. СПбГУ, 2003)

Таким образом, фирма - это самостоятельный хозяйствующий субъ­ект, обладающий статусом юридического лица и обособленным имуще­ством.

Туристскую фирму точнее следовало бы называть фирмой-органи­затором туристских услуг, так как по заявкам клиентов она привлекает к обслуживанию туристов большое количество предприятий и организа­ций, производящих необходимые для туризма услуги. Это гостиничные предприятия, которые предлагают услуги по размещению, транспортные предприятия, предоставляющие услуги по перевозкам различными вида­ми транспорта, туристско-экскурсионные бюро с разнообразным выбо­ром экскурсий, оздоровительные учреждения, выполняющие услуги по оздоровлению, и т.д. Пройдя в туристской фирме определенный творче­ский процесс, все эти услуги преобразуются в самостоятельный турист­ский продукт.

Как уже указывалось, под туристским продуктом понимается сово­купность предметов и услуг, необходимых для удовлетворения потреб­ностей туриста в период его туристского путешествия и вызванных именно этим путешествием. Таким образом, туристский продукт является совокупностью туристского товара и туристских услуг.

Туристский продукт можно представить графически в виде ком­плекса туристских услуг (рис. 22).

 

 

Рис. 22. Структура туристского продукта

 

Таким образом, роль организатора услуг, входящих в туристский про-'Дукт, а также заказчика на эти услуги принадлежит туристской фирме. Именно туристская фирма организует услуги и оказывает их туристам.

Потребитель туристского продукта может приобрести тур у турист­ской фирмы, разработавшей его (туроператора), или у фирмы-посредника (турагента), которая реализует туры на рынке по договору с туроператором. Отдельные виды туристских услуг могут быть куплены клиентом непосредственно у поставщика этой услуги - авиакомпании, гостиницы, ресторана, музея и т.д. Поставщики туристских услуг представлены на рис. 23.

Итак, туристская фирма - это коммерческая организация, имеющая главной целью своей деятельности получение дохода за счет оказания различных видов туристских услуг.

Туристские фирмы можно классифицировать:

• по виду собственности

- на государственные (федеральная собственность или собст­венность 'субъектов РФ); муниципальные;

- частные;

- содержащие собственность общественных организаций;

- кооперативные;

- совместные предприятия (находятся в собственности двух или более лиц на праве общей собственности);

• по организационно-правовой форме (В практике туристского бизнеса для малых предприятий наиболее употре­бима форма ООО, а для акционирования предприятий гостинично-ресторанного и туристского комплекса - форма ЗАО)

- на полное товарищество (участники в соответствии с за­ключенным между ними договором занимаются предпри­нимательской деятельностью от имени товарищества и не­сут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом);

- товарищество на вере (коммандитное товарищество), в ко­тором наряду с полными товарищами, отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандити­стов), которые несут ответственность в пределах сумм вне­сенных ими вкладов;

- общество с ограниченной ответственностью - ООО, устав­ный капитал которого разделен на доли; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов);

- общество с дополнительной ответственностью (участники несут дополнительную ответственность по обязательствам ОДО в кратном размере к стоимости вклада);

- акционерное общество - АО (уставный капитал АО разде­лен на определенное число акций, и участники АО (акцио­неры) не отвечают по обязательствам АО, они несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций); открытое акционерное общество - ОАО, участники которого могут продавать свои акции без согласия других акционеров;

- закрытое акционерное общество - ЗАО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного ограниченного круга лиц;

- производственный кооператив (добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производст­венной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов);

- государственное и муниципальное унитарное предприятие (коммерческая организация, не наделенная правом собст­венности на закрепленное за ней собственником имущество); потребительский кооператив (добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов);

- общественную организацию (объединение) - добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных потребностей;

• по целям

- на коммерческие (1 Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме товариществ, общественных и производственных коопера­тивов, государственных и муниципальных предприятий.) (фирмы, основная цель которых - извле­чение прибыли);

- некоммерческие (Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религи­озных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую дея-Тгельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради кото­рых они созданы, и соответствующую этим целям деятельность.) (фирмы, которые не стремятся к получе­нию прибыли, и прибыль не распределяется между участ­никами).

 

По региону функционирования туристские фирмы делятся:

• на фирмы страны - потребителя туристских услуг (направляю­щая сторона);

• фирмы страны - исполнителя туристских услуг (принимающая сторона).

Направляющая сторона или направляющие (инициативные) фирмы специализируются на организации туристских поездок граждан своей страны за границу. Для этих фирм исключительную важность представ­ляет наличие широких возможностей работы на рынке выездного туриз­ма своей страны, т.е. привлечение местных жителей в качестве потреби­телей туристских услуг за границей. Для них необходимы хорошие дело­вые связи с иностранными туристскими фирмами, обеспечивающими исполнение этих услуг.

Туристские фирмы, специализирующиеся на приеме иностранных туристов в своей стране, т.е. принимающие фирмы заинтересованы в на­личии тесных связей с предприятиями туристской индустрии своей стра­ны, которые выступают исполнителями туристских услуг для иностран­ных туристов. Немаловажны и контакты с иностранными туристскими фирмами, выполняющими роль потребителей туристских услуг.

По виду туризма, виду туристского продукта и сегменту рынка ту­ристские фирмы делятся на фирмы, занимающиеся:

• рекреационным туризмом (отдых и лечение);

• культурно-познавательным (экскурсионным) туризмом;

• деловым туризмом (выставки, ярмарки, конгрессы, симпозиумы);

• этническим туризмом (знакомство с этнокультурой других стран, республик, регионов);

• спортивным туризмом (горнолыжные, парусные, велотуры, кон­ные туры);

• приключенческим туризмом (сафари, дайвинг, охота);

• молодежным и студенческим туризмом;

• семейным туризмом;

• специфическими видами туризма (событийный, экологический, деревенский);

• индивидуальным туризмом;

• групповым, массовым туризмом и т.д.

Следует отметить, что в настоящее время, наряду с дифференциаци­ей туристского продукта, в туристских фирмах усиливается тенденция к диверсификации как к одному из источников выживания в нелегкой кон­курентной борьбе за клиентов.

Одним из основных делений туристских фирм является их деление на туроператрров и турагентов по своему отношению к исполнителям и потребителям соответствующих услуг.

Туроператор (оптовик, принципал) собирает отдельные компоненты туристской поездки в единый тур, планирует и создает маршруты, про­граммы и пакеты услуг для поездок туристов на групповой или индиви­дуальной основе.

К числу туроператоров относятся:

• туристские организации, имеющие собственные или арендован­ные средства туристского обслуживания и предлагающие своим клиентам комплекс услуг;

• оптовые посредники между турагентствами и предприятиями ту­ристской индустрии.

Туроператоры предоставляют широкие возможности по выбору и использованию средств:

транспортных (водных, наземных, воздушных); размещения (гостиницы, мотели, кемпинги и т.д.);

- сервиса (спортивные площадки, сооружения, инвентарь, оз­доровительные комплексы, предприятия индустрии развлече­ний и т.д.); -экскурсионного обслуживания, услуг гида и переводчика;

- страхования на время путешествия.

В классическом варианте туроператор представляет собой особое многоцелевое предприятие в сфере туризма по проектированию и пре­доставлению комплексных туристских услуг как по приему и обслужива­нию въездных туристов, так и при работе с выездными туристами.

Турфирма-туроператор покупает определенный набор туруслуг у своих партнеров-поставщиков услуг. Ее прибыль формируется из разни­цы между ценой покупки и ценой продажи. Таким образом, турфирма-туроператор формирует свой механизм ценообразования.

Турфирма-турагент является розничным продавцом. Его прибыль складывается из комиссионных туроператора.

Как правило, в тур, организуемый туроператором, входит не менее двух (а по некоторым нормам трех) видов услуг, причем всегда одна из них - размещение.

По международному законодательству туроператор, формируя и продвигая свой турпродукт на туристский рынок, не ведет самостоятель­ной деятельности по его розничной продаже собственно туристу, а реа­лизует туры оптовикам или туристским агентствам по каталогам. Для розничной продажи туроператор организует свое собственное централь­ное агентство и сеть мелких агентств на местах.

Определения туроператора в действующем законодательстве Рос­сийской Федерации нет, но есть определение туроператорской деятель­ности. Согласно статье 1 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператорская деятельность - это деятель­ность по формированию, продвижению и реализации туристского про­дукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператором). Из данно­го определения можно сделать вывод о том, что туроператор - юридиче­ское лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий туроператорскую деятельность на основании лицензии.

Анализ составляющих функций туроператора приводит к их неод­нозначному толкованию, по крайней мере, одной из них. Собственно тур-операторская деятельность включает три вида функций - формирование, продвижение и реализацию туристского продукта. Первые две функции не вызывают вопросов. Более сложно определиться с толкованием треть­ей функции - реализации.

Если обратиться к русскому языку, то в нем термин «реализация» рассматривается как исполнение или осуществление, а также продажа чего-либо. Неоднозначное толкование термина «реализация» позволяет достаточно свободно обращаться с такой функцией туроператора, как реализация. Если ее рассматривать только как продажу, то туроператору достаточно реализовать (продать) тур и, получив за него деньги, можно скрыться (что, кстати, и делают наиболее активные мошенники). При этом в понятии реализация утрачивается смысл исполнения туристского продукта, а значит и ответственность за него. Хотя именно исполнение Довольно часто является предметом рекламаций со стороны клиентов.

Формально в силу неоднозначности толкования можно с опреде­ленной степенью уверенности утверждать, что оператор, не исполнив­ший свои обязательства, и не должен был их исполнять, поскольку право На получение услуг он продал, и на этом его функции закончены (Биржаков М.Б. Функции туроператора // Туристские фирмы. - Вып. 17. -1998.-С. 34-38).

В отличие от туроператоров, турагенты не создают собственных ту­ров, а выступают на основе заключенных договоров продавцами турист­ских путешествий, созданных первыми. Турагенты продают эти туры непосредственно потребителю и поэтому считаются розничными торгов­цами.

Турагентами являются розничные посреднические туристские организации, предлагающие услуги других предприятий - туроператоров, транспортных организаций, предприятий общественного питания, средств размещения и т.д. Как правило, это коммерческие организации, обслужи­вающие непосредственно клиентов.

В удобной для потребителя форме турагенты:

• комплектуют желаемые клиентом туристские услуги;

• согласовывают маршруты движения;

• договариваются о предоставлении

-мест в транспортных средствах,

- мест в средствах размещения,

- экскурсоводов, гидов и проводников и т.д. Кроме того, турагент может обеспечить движение как групп, так и отдельных граждан. В зависимости от желания клиента его маршрут мо­жет быть массовым (совершаемым по уже отработанному направлению и графику движения) либо индивидуальным (разрабатывается по желанию клиента).

Как правило, фирмы-турагенты являются филиалами или дочер­ними предприятиями других фирм, причем не обязательно туристских. Помимо туроператоров, фирмы-турагенты организуются торговыми и транспортными фирмами, крупными банками и страховыми обществами, производителями товаров туристского назначения, образовательными учреждениями и т.д.

Независимые турагентства обычно функционируют в странах со слабой конкурентной средой в области туристского бизнеса. При этом независимость обычно касается лишь финансовой самостоятельности, поскольку турагент не может осуществлять свою коммерческую деятельность нормально без теснейшего контакта с большим количеством других фирм - гостиниц, транспортных предприятий, оптовых туристских фирм и т.д.

Перечень основных отличий между туроператором и турагентом представлен в табл. 25.

 

Таблица 25 Основные отличия между туроператором и турагентом

 

Туроператор

Формирует новый продукт

Работает по инклюзивным ценам

Осуществляет оптовые закупки и продажи (фрахтует суда, чартеры, блоки)

Продает организованный тур

Организует рекламно-информационное и методическое обеспечение

Турагент

Продает отдельные туруслуги

Работает на комиссионной основе

Осуществляет непосредственную работу с клиентом

Не создает новый продукт

 

Создание туристской фирмы

Создание и начало деятельности предприятия (юридического лица) определяется Гражданским кодексом РФ. Рассмотрим основные этапы создания туристской фирмы.

В общем виде создание турфирмы представлено на рис. 24.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.