Источникиданныхомиграциинаселения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Источникиданныхомиграциинаселения

2018-01-30 156
Источникиданныхомиграциинаселения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основнымиисточникамиинформацииоразмерах, структуреинаправленияхмиграционныхпотоковявляются: текущий учет миграции, переписи населения, специальные выборочные обследования населения, различные списки и регистры населения. Учетмиграцииорганизоватьзначительносложнее, чем естественногодвижения населения. Причем учетвнутреннеймиграцииналаженлучшепосравнениюсмеждународноймиграцией. Этитрудностисвязанысособенностямимиграции. Так, приучетевнутреннеймиграцииважнознать, какиегруппынаселения, перемещающиесявпространстве, следуетсчитатьмигрантами? Скольконужнопрожитьврайонеприбытия (илиотсутствоватьврайоневыбытия), чтобысчитатьсямигрантом? Отсутствиеобщепринятыхопределений «мигрант» и «миграция» осложняетучетмеждународноймиграции.

Взависимостиотисточникаполученияданныхвыделяютпрямойикосвенныйметодыучетамиграции.

Прямой метод учетамиграциизаключаетсявтекущейрегистрациикаждогомиграционногособытиякаквместевыбытиямигрантов, такивместеихприбытия. К освенные методы используютматериалыпереписейнаселенияивыборочныхобследований.

Учетм еждународной миграции осуществляетсянаоснове погранично-

го контроля, которыйфиксируетданныеоперемещенияхнаселениянамоментпересеченияграницы, и административных источников, связанныхсоформлениемвизы, виданажительство. Особенностьпоследнихзаключаетсявтом, чтоонификсируютмоментвыдачидокументов, аневремяфактическоймиграции, таккаксуществуетвременнойлагкакмеждувременемвыдачивизыифактическимвыездомизстраны, такимеждувъездомвстрануиполучениемвиданажительство. Данныепограничнойстатистики, будучимоментальнымснимкомпередвиженийкакиностранныхграждан, такигражданстраны, непозволяютдостаточнополновыделитьвпервыевъезжающихивыезжающихмеждународныхмигрантовизобщеймассыпересекающихграницу.

Текущий учет миграции населения смоментаегоорганизации (пооднойизоценок, 1923 г.) ипонастоящеевремянепосредственносвязанспропиской (выпиской), авпоследниегоды — срегистрациейнаселения. В 1930–1932 гг. наосновеобязательнойпропискиприбывшихивыпискивыбывшихбылвведенучетмиграциивовсехгородах, поселкахгородскоготипа, рабочихикурортныхпоселках, атакжевпаспортизованнойсельскойместности. Однакозначительнаячастьсельскихжителейнеполучилапаспортов. Поэтомунапротяжениипоследующихдесятилетийсостояниетекущегоучетамиграциивсельскойместностиоставалосьнеудовлетворительным, хотяв 1953 г. былаформальновведенаединаясистемаучетавнутреннеймиграции, втомчислеивнепаспортизованныхрайонахсельскойместности. Дажевконце 1970-хгг. отмечалсянедоучетвсехслучаевпередвиженийнаселения, посколькувсельскойместностивсеещефиксировалисьвосновномперемещениялиц, имевшихпаспорт. Вгородскойместностичисловыбывшихнесовпадалосчисломприбывшихвсоответствующемместеназначения.

Сточкизрениятекущегоучетамиграции, существовавшегодо 1996 г., следуетотметитьдвамомента. Во-первых, восновеидентификациимиграциибылипреждевсегопричинымиграции: наработу, учебу, брачносемейныеотношенияит.д. Такиекритерии, как, например, время, вотличиеотпереписей, имеливторостепенноезначение. Несчиталисьмигрантамилица, менявшиеместожительствавпределахгорода, прибывшие (выбывшие) наотдых, лечение, учебу (насрокменее 1,5 месяца), атакжеотдельныегруппынаселения, профессиональнаядеятельностькоторыхсвязанаспостояннымиперемещениями.

Во-вторых, проблематекущегоучетамиграцииимеетнепосредствен-

ноеотношениектакимпонятиямкак постоянное и наличное население. Всвязисэтимтекущийучетмиграцииоцениваетсякакнеполныйучетвременнойипостоянноймиграции, безкакого-либовыделенияпоследней. Переходкстрогомуучетупостоянноймиграциипотребовалбыограничениязаполненияилиразработкиотрывныхталоновисходяизстатистическогоопределенияпостоянногонаселения, принятоговпереписи.

Современнаясистематекущегоучетамиграцииосновананарегистра-

циинаселения, котораябылавведенавРФв 1996 г. всоответствиисЗакономоправегражданРоссийскойФедерациинасвободупередвижения, выбораместапроживанияижительствавпределахРоссийскойФедерации. Регистрацияпроисходит «поместупроживания» и «поместупребывания». Последняя, посвоейсути, соответствуетучетувременноймиграции. Местопребыванияозначаетвременноепроживание (гостиница, домотдыха, больница, туристическаябаза, атакжежилоепомещение, неявляющеесяместомжительства). Регистрация «поместупребывания» ограниченасрокомдо 6 месяцев.

Местомпроживанияявляетсяжилойдом, квартира, служебноежилоепомещение, специализированныедома (например, общежитие), атакжеиноежилоепомещение, вкоторомчеловекпостоянноилипреимущественнопроживаетвкачествесобственника, подоговорунаймаилиподнайма, договоруарендыилинадругихоснованиях, предусмотренныхзаконодательствомРФ.

Именнорегистрирующиеся «поместупроживания» подлежатстатистическомуучету.

Современнаяформалисткастатистическогоучетамигрантовсодер-

житразнообразныехарактеристикимигрантов: датуиместорождения, пол, гражданство, последнееместожительства, причинумиграции, занятиепопоследнемуместужительства, образованиеисемейноеположениеидр., сопоставимыеспрограммойрегистрациисобытийестественногодвижениянаселения.

Вцеломтекущийучетсодержитежегодныесведенияочислепри-

бывших, выбывшихичистоймиграциивразрезевсехсубъектовРФ, втомчислепогородскимпоселениями сельскойместности. Онпозволяетпроанализироватьмиграционныепотокиичистуюмиграциюсучетомрайоновприбытияивыбытиямигрантов, составаихпополу, возрасту, национальности. Всоставемигрантоввыделяютсявнутренниеивнешниемигранты, хотяпотенциальныевозможноститекущегоучетасточкизрениявозможнойинформации, преждевсегосоставамигрантовпообразованию, семейномуположению, остаютсянеиспользованными.

Длякосвеннойхарактеристикиразмеровинаправлениймаятниковой

миграциимогутбытьиспользованыматериалыстатистикитрудаитранспортнойстатистики. Источникомданныхомаятниковойисезонноймиграцииявляетсяединовременныйотчетополовомивозрастномсоставесельскогонаселения, составляемыйсельскойадминистрациейиданныеочислесельскихжителей, работающихнапредприятияхразныхформсобственности, находящихсявгородахипоселкахгородскоготипа.

Косвенныеметодыполученияданныхомиграциинемогутзаменитьпрямойучет, основанныйнатекущейрегистрацииактовмиграции. Толькоихсочетаниепозволяетполноивсестороннеучитыватьмиграционныепроцессы.

ПослераспадаСССРвсвязистрансформациеймежреспубликанской

миграциивмежгосударственнуюиначаломмассовойвынужденноймиграциинаселениявРоссию, регистрациюгражданстранСНГидругихгосударствближнегозарубежьясталиосуществлятьорганыиммиграционногоконтроля. Однакоучетвынужденныхмигрантовнельзясчитатьдостовернымиисчерпывающим, таккакмногиеизнихнеобращаютсявмиграционныеслужбы. Каналыобменастатистическимиданнымимеждурегиональнымимиграционнымислужбаминалаженынедостаточно: врезультатеодинчеловекможетбытьучтендважды, адругойнеприсутствоватьвподсчетахвообще.

Регистрынаселения

Регистр населения — административныйучетнаселения, представляющийсобойиндивидуализированнуюсистемуданных, основаннуюнапостоянномведениизаписей, касающихсякаждогочеловека, постояннопроживающеговстране.

РегистрынаселениябылисозданывШвециииФинляндиив 1749 г., вБельгии — в 1847 г., вГолландии — в 1850 г. ВначалеХХв. регистрациянаселенияпроизводиласьв 15 странах. Внастоящеевремя, пооценкамООН, административныерегистрынаселенияведутсяв 65 странахмира, изкоторыхнеболееполовиныиспользуютихдляполучениястатистическихданных.

Организацияиведениерегистровдолжныиметьправовуюоснову,

обязывающуюкаждогочеловека, постояннопроживающеговданнойстране, представлятьвсюинформациюособытиях, происходящихвтечениеегожизни. Еслидляполучениядоступаксистемездравоохранения, образования, трудоустройстваилиобеспеченияжильем, человекунеобходимовключениеврегистр, онбудет заинтересованврегистрацииидальнейшемсохранениисвоейинформацииврегистре.

Современныерегистрынаселенияведутсявформеэлектроннойбазы

данных, вкоторойвсяинформацияокаждомлице, постояннопроживающемнаопределеннойтерритории, записываетсянаиндивидуальномфайле. Онаобновляетсяпомеренаступлениятогоилииногодемографическогособытия. Кдемографическимхарактеристикам — фамилии, имени, полу, датеиместурождения, адресупостоянногоместажительства, семейномусостоянию, национальности, профессии, — добавляетсяинформацияорожденииребенка (мертворождениянеучитываются), вступлениивбрак, разводе, усыновлении, измененииименифамилий, окончанииучебногозаведения, переменеместажительства, измененииместаработыилипрофессии, наступлениисмерти. Изменениясоциально-экономическиххарактеристикучитываютсяврегистрахвовремяежегоднопроводимыхпроверокправильностиихведения.

Объектомнаблюденияявляетсякакотдельноелицо, такисемьяили

домохозяйство.

Врядестранведутсяместныерегистрывмуниципальныхорганах

дляполучениятакихсведенийкакидентификацияличности, ведениесписковизбирателей, учетновобранцев, ведениеналоговыхсписков, списковизбирателейит.д.

ТакиерегистрысуществуютвГермании, Нидерландах, Испании, Швейцарии, Австрии, ИталиииРумынии, до 1968 г. — вДании, до 1980 г. — вПольше, Болгарии, Венгрии, ЧехиииСловакии. Обычноведениеместныхрегистровзначительнозатрудняетполучениедетализированнойстатистическойинформациинаобщенациональномуровне.

Вставка 4.6. ВДаниизакономестныхрегистрахбылпринятв 1924 г. ВГерманииправовыенормы, регулирующиеведениеместныхрегистров, былиустановленывсоответствиисФедеральнымзакономорегистрации 1980 г. иЗемельнымизаконамиорегистрации, вступившимивсилув 1982–1986 гг. ВИспанииведениеместныхрегистровкоординируетсяНациональныминститутомстатистики. Источник: БилсборроуР.Е. идр. Статистикамеждународныхмиграций, М., 1999. С. 99.

В 1960-егг. вНорвегии, Бельгии, Дании, Финляндии, ШвециииЛюксембургебыларазработанасистема электронных общенациональных регистров населения. Так, вШвециирегистрациявсегонаселенияосуществляетсяСтатистическимБюроШвецииспомощьюкомпьютеризованногорегистра, которыйвключаетбольшуючастьпостояннообновляющейсяинформации, содержащейсявместныхрегистрах. Каждуюнеделювнегопередаетсяболее 40 тыс. измененийтекущейинформации.

Восновуфункционированиянациональногорегистраположенметодидентификацииединицинформации, которыйзаключаетсявтом, чтоприрождениииливъездевстрану человекуприсваиваетсяперсональныйрегистрационныйномер, содержащий взакодированном видехарактеристикиданноголица, которыехранятсяврегистре.

ВпервыеперсональныйномербылвведенвШвециив 1947 г. Онсостоитиздвухчастей, первой — зашифрованнойдатырождения, второй — серийногономера, включающегошифрместарождения, очередностьрожденияиконтрольныеотметки, позволяющиепроверитьправильностьобразованияномера. Персональныйрегистрационныйномерпозволяетустановитьсвязьмеждуинформацией, касающейсяодногоитогожечеловекаинаходящейсявразличныхбазахданных. Например, дляполучениястатистикисемейнеобходимообъединитьиндивидуальныезаписиовступлениивбрак, разводеилисмертиодногоизсупругов. Дляполученияжилищнойстатистикиперсональнаяинформация, полученнаяизрегистранаселения, должнабытьпривязанакинформацииожилье.

Программырегистровсоставляютсясучетомнациональныхособенно-

стейкаждойстраны. Обычноонисодержатпризнаки, которыепостояннынапротяжениижизничеловекаилиихизменениеможнопроследитьподаннымтекущегоучета. Однакоониимеютопределенныеограничения, связанныестем, чторегистрсодержитданные, интересующиепреждевсегоадминистративныеорганыиневсегдавключаетсведенияозанятости, безработице, жилищныхусловиях, составесемьиидомохозяйства, офактическихбраках.

Регистрынаселенияпризнаютсялучшимиисточникамиданныхомиграциинаселения. Онисодержатинформациюокаждомперемещениивстраненапродолжающейсяоснове. Так, например, вФинляндиис 1990 г. олюбомизмененииместажительстванеобходимоуведомитьпочтовоеуправление, откудаэтаинформацияпередаетсявместныйрегистрнаселения, аоттуда, всвоюочередь, внациональныйрегистр.

Учетмиграцииспеременойместажительстваосуществляетсянаосновезаявления, котороеподаетмигрант. Онполучаетспециальноеудостоверениеовыезде, котороепредъявляетсявместныеорганымуниципальногорегистрапоновомуместужительства, тудажепозапросупересылаютсяииндивидуальныесведениявыбывшего, которые, всвоюочередь, направляютсявстатистическиеорганыдляразработки.

Заверенныеудостоверения, заполняемыепривъездевстрануивыезде

изнееинаправляемыенепосредственновцентральныестатистическиеорганы, являютсяпервичнымидокументамиучетамеждународноймиграции, который, однако, страдаетопределеннойнеполнотой. ВГермании, Венгрии, Японии, Швейцарииразработаныспециальныерегистрыдляиностранцев (Register of foreigners), которыеотражаютперемещениякакиностранцев, такигражданданнойстраны, исодержатданныекакпопритоку, такипооттокумигрантов. Однакостатистикаэмиграции, получаемаянаосноверегистровнаселения, обычнонедооцениваетфактическийобъемэмиграции.

Организацияобщенациональногорегистраисключаетдвойнойучетна-

селения, обеспечиваетполучениеоперативныхданныхкакочисленности, такиодвижениинаселения,атакжесведениябиографическогохарактераокаждомлице, занесенномврегистр. Этопозволяетполучатьинформациюо «демографическойсудьбе» какотдельногочеловека, такисемейидомохозяйств. Такимобразом, регистрпокругурегистрируемыхпризнаковсближаетсяспереписяминаселения, еслионохватываетвсенаселение.

Страны, имеющиеобщенациональныеэлектронныерегистрынаселения, проводятпереписинаселенияпосокращеннойпрограммеиприподготовкекнимиспользуютрегистры. Так, припроведениипереписинаселенияФинляндиив 2000 г. поданнымрегистровбылизаранеезаполненыответынавопросыпереписноголиста, аопрашиваемыедолжныбылитолькоисправитьнеточности. Этопривелокснижениюрасходовнапроведениепереписис 200 млн. финскихмарок, затраченныхприпереписи 1980 г., до 5 млн. исокращениюпереписногоперсоналас 2 тыс. человекдо 15–20 человек.

Однаковозможностьиспользованиярегистровдлянаучныхцелейсталкиваетсяснеобходимостьюрешенияпроблемыконфиденциальностиперсональныхданныхиуваженияличныхсвободгражданприведениирегистра. Крометого, одновременноефункционированиеместныхиобщенациональногорегистровтребуетпериодическойпроверкиобеихсистемсцельюобеспечениясогласованностиихданных.

Современныерегистрынаселенияиспользуютсякакбазаданныхдляпроведениявыборочныхсоциально-демографическихобследований.

ВозможностьорганизациирегистравбывшемСССРобсуждаласьеще

в 1980-егг. Вконце 1980-хгг. натерриториинекоторыхреспубликПрибалтикииМолдавиипроводиласьтакаяработа. ВРоссииэтапроблемаполучиласвоепродолжениев 1990-егг., благодаряУказуПрезидентаРФот 24 мая 1994 г. №1016 «ОнеотложныхмерахпореализацииФедеральнойпрограммыРоссийскойФедерациипоусилениюборьбыспреступностьюна 1994–1995 гг.», которыйпредполагалсозданиеавтоматизированнойсистемыучетанаселения (Государственногорегистранаселения) Вдекабре 1994 г. вышлопостановлениеПравительстваРФ№1454 «ОразработкепроектаФедеральнойцелевойпрограммы "Созданиеобщегосударственнойавтоматизированнойсистемыучеталиц, проживающихвРоссийскойФедерацииивременнопребывающихнаеетерритории, иофициальныхдокументов, удостоверяющихихличность"». Всоответствиисэтимпостановлениемот 29 мая 1995 г. былизданприказГоскомстатаРоссии

«ОсозданиивременноготворческогоколлективадляразработкипроектаконцепцииГосударственногорегистранаселения». ПриучастииспециалистовГоскомстатабылразработанпроектконцепцииорганизациирегистранаселения, которыйдонастоящеговремениостаетсянереализованным.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.