Тема 7. Деловая игра как метод оценки кандидатов — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 7. Деловая игра как метод оценки кандидатов

2018-01-28 77
Тема 7. Деловая игра как метод оценки кандидатов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «Деловая игра», виды деловых игр, условия применения. Применения деловой игры как метода отбора персонала.

Цель: познакомить с методом деловой игры. Отработать умение использования деловой игры как метода отбора.

Для работы на практическом занятии студентам необходимо прослушать или прочитать лекцию по теме 7 «Деловая игра» и ответить на контрольные вопросы к теме.

На практическом занятии группа отвечает на следующие вопросы:

1. Что такое деловая игра?

2. Виды и цели применения деловых игр.

Далее проводится деловая игра, разработанная Н.С. Пряжниковым с коллегами деловая игра «Психо-бизнес» [4].

Смысл предлагаемой игровой методики – смоделировать некоторые особенности «предприни­мательства», когда, с одной стороны, необходимо побольше получить очков (внешняя цель игры), с другой стороны – не поступать слишком жестоко по отношению к своим товари­щам по игре.

Для работы необходимы две полные колоды карт (по 52 карточки с джокерами). Участвуют в игре от 2 до 6 человек, Если играют только 2 человека, то обязательно использу­ется так называемый «Болванчик», выполняющий роль третьего игрока (см. ниже). Можно использовать «Болван­чика» и при игре втроем, вчетвером и т.д.– на наш взгляд, игра с «Болванчиком» намного интереснее. Обычно одна игра может занять примерно 15–25 минут. Общая проце­дура игры следующая:

1. Ведущий знакомит участников с общей инструкцией, смыслом игры: «Каждый из Вас должен получить к концу игры как можно больше игровых очков. Но при этом я Вам советую не портить друг с другом отношения, а лучше даже – почаще демонстрировать друг другу свои симпатии, по­скольку все это будет учитываться при подведении итогов». С более подробными правилами ведущий знакомит всех в следующей последовательности действий (обязательно не на словах, а с реальными картами).

2. Игрокам раздаются в случайном порядке по 6 карт. Хотя сама игра проходит с закрытыми от других картами, объяснение основных правил лучше проводить с открытыми картами. Лучше первый раз вообще провести учебную игру с открытыми картами.

3. Игроки будут ходить по очереди. Во время каждого своего хода игрок может пользоваться только одной мастью. При этом он может, либо просто отправлять в свою «кассу» имеющиеся у него карты одной масти с очками; либо сначала сделать ход против какого-то одного, другого игрока, забрав у него часть карт и уже вместе со своими картами одной масти отправить все это в «кассу»; либо предложить кому-то из игроков обоюдовыгодную сделку (см. более под­робно ниже). Отправляя в «кассу» свои очки, каждый игрок обязан показывать их остальным участникам. После каж­дого хода игроки добирают карты до шести, но если карт больше, то добирать новые нельзя.

4. Ведущий кратко объясняет значение этих карт:

Карточки с двойки до десятки – этопоказатели «очков», они не играют никакой психологической роли, кроме радо­сти или огорчения, что этих очков оказалось слишком мало или слишком много...

Основные карты – это «Туз», «Король», «Дама», «Ва­лет» и «Джокер».

Туз забирает всю масть. Например, если игрок сделал ход против одного из своих товарищей (или против «болван­чика»), то товарищ обязан показать все свои карты и отдать все карты той масти, к которой принадлежит данный «Туз». Использованный Туз откладывается отдельно, рядом со своей «кассой» (при подведении итогов за каждый исполь­зованный Туз будет высчитываться 10 очков!..). Если игрок не хочет связываться с Тузом, то во время своего очередного хода он просто его откладывает в общую стопку карт, вы­шедших из игры (без вычета 10 баллов при подведении итогов).

Валет – такой же разбойник, как и Туз, только помель­че – он забирает лишь младшие карты своей масти за один ход, т.е. только карточки с очками (с 2 по 10). Например, во время своего очередного хода игрок ходит Валетом про­тив одного из своих товарищей (или против «Болванчика»). Тот, против кого выложен Валет, обязан открыть все свои карты и отдать все карточки с очками масти, к которой принадлежит данный Валет. Использованный Валет откла­дывается отдельно, рядом с «кассой» данного игрока (при подведении итогов за каждый такой Валет будут вычитать­ся 10 баллов). Если игрок не хочет связываться с Валетом, то во время своего очередного хода он просто его отклады­вает в общую стопку карт, вышедших из игры (без вычета 10 баллов при подведении итогов).

Дама – очень коварная карта, способная забирать все очки, отправляемые одним из игроков в свою «кассу» во время своего очередного хода. Особенность Дамы в том, что она используется вне очереди. Например, кто-то из игроков отправляет в «кассу» на трефах 15 очков, а владелец Дамы, чей ход еще не наступил, забирает все эти очки себе и, если пожелает, может даже сразу отправить их в свою «кассу». Использованная Дама также откладывается отдельно (при подведении итогов за каждую такую Даму высчитывается 10 баллов). Если игрок не хочет связываться с Дамой, то во время своего очередного хода он просто ее откладывает в общую стопку карт, вышедших из игры (без вычета 10 бал­лов при подведении итогов).

Король особая карта, которая позволяет игроку во время своего хода, имеющиеся или приобретенные (захва­ченные у кого-то) очки одной масти, к которой принадле­жит имеющийся Король, перед отправкой в «кассу» сразу же удваивать. При этом Король кладется рубашкой вверх, а на него складываются стопкой карты, с удвоенными очка­ми (так легче потом будет подсчитывать общие результа­ты).

При этом владелец Короля может во время своего хода предложить какому-то игроку (у кого также есть какой-то Король) вступить во взаимовыгодную «коммерческую» сделку (Король – он же «Коммерсант»), которая позволит каждому уже утроить все свои очки соответствующей (со­ответствующей имеющемуся Королю) масти. Например, владелец трефового Короля договорился о сделке с владель­цем бубнового Короля. Уже после такой договоренности оба игрока обязательно открывают все свои карты. Владелец трефового Короля к своим трефовым очкам добавляет тре­фовые очки другого игрока и сразу же отправляет уже ут­роенную сумму этих очков в свою «кассу» (при этом Король кладется рубашкой вниз, а на него – все карты с утроен­ными очками, что облегчает подведение итогов в конце игры). Аналогично поступает владелец бубнового Короля, забирая у первого все бубновые очки, утраивая их и отправ­ляя в свою «кассу». Все это возможно только между двумя игроками во время очередного хода кого-то из них,

Джокер – может использоваться в разных вариантах (по договоренности между участниками). Первый, наибо­лее простой вариант: Джокер вне очереди может нейтрали­зовать Туза, Короля, Валета, Даму, такого же Джокера и даже чьего-то Короля, когда кто-то уже сделал соответст­вующими картами свой ход (даже, если этот ход сделан не к владельцу Джокера, а к какому-то другому игроку...).

Второй вариант: владелец Джокера только во время сво­его очередного хода забирает у любого другого игрока (или у «Болванчика») все его карты всех мастей.

Третий вариант: Джокер используется одновременно и по первому, и по второму варианту (см. выше).

Использованный Джокер также откладывается отдельно в стопочку игрока и при подведении итогов за каждый такой Джокер вычитается 10 баллов. Если игрок не желает связы­ваться с Джокерами, то во время своего очередного хода он откладывает его в общую стопку использованных карт и при подведении итогов у данного игрока 100 баллов не высчи­тывается.

В двух колодах имеются 4 джокера, что позволяет про­водить игру достаточно остро, а у игроков имеются немало возможностей, как для «заграбастывания» очков своих то­варищей, так и для совершения добрых дел...

Особую роль в игре выполняет «Болванчик». На месте Болванчика просто выкладываются 6 закрытых карт (будто там кто-то играет) и когда кто-то из игроков во время очередного хода будет выбирать себе «жертву», то он может сыграть и против Болванчика. Если кто-то пошел против Болванчика, то все карты Болванчика открываются и игрок проделывает с ними все, что пожелает (но в пределах пра­вил использования Туза, Валета, Джокера и Короля), По­сле этого карты Болванчика остаются открытыми, но новые карты вновь выкладываются закрытыми (рубашкой вверх), – карты Болванчика как и у других игроков после каждого хода добираются до шести.

Игрок может сыграть вместе с Болванчиком и на Коро­лях. Но при этом он сильно рискует. Например, если игрок не видит карт Болванчика (когда они еще не раскрыты), то тогда «коммерческая» сделка срывается, и игрок вынужден отложить своего Короля как уже неудачно использованного в общую стопку. Но если у Болванчика Король имеется, то игрок получает двойную выгоду, поскольку он забирает себе не только утроенные очки под масть своего Короля, но и утроенные очки под масть Короля Болванчика...

Особый случай, если у Болванчика при раскрытии карт оказался Джокер. При игре на Королях это не опасно. Но если игрок пошел против Болванчика (с Джокером) своим Тузом, Валетом или Джокером, то Джокер Болванчика ав­томатически нейтрализует эти карты игрока. Он отклады­вает соответствующую карту в свою стопку использованных карт и при подведении итогов за каждую такую карт ему вычитается 10 баллов (за то, что хотел «обидеть» Болванчика...).

В игре «Психо-бизнес» могут возникать интересные про­цедурные моменты, поскольку используются две одинако­вые колоды и все карты продублированы. Например, если кто-то пошел против своего товарища, использовав Джоке­ра, то такой же Джокер может нейтрализовать этот ход. Или, например, кто-то решил перехватить своей пиковой Дамой все пиковые очки у игрока, отправляющего их в «кассу», а другой владелец такой же пиковой Дамы также перехватывает эти очки у игрока, который только что ис­пользовал Даму первым... Если два участника игры решили сыграть на Королях, а после раскрытия своих карт оказа­лось, что у обоих Короли бубновой масти, то каждый игрок утраивает только свои бубновые очки.

5. После проведения учебной игры с открытыми картами организуется основная игра (а лучше – серия из 2–3 небольших игр).

6. При подведении итогов можно просто в уме сосчитать все очки на картах, находящихся в «кассе» у игрока (включая удвоенные очки на Королях, положенных рубашкой вверх и утроенные очки на Королях, положенных рубашкой вниз), а также не забыв вычесть за использование каждой «нехорошей» карты (Туза, Валета, Дамы и Джокера) по 10 очков. Но можно каждому игроку завести вместо «кассы» специальную табличку, куда после каждого своего хода выписываются заработанные (или вычитаемые за использование «нехороших» карт) очки.

После проведения нескольких игр в группе, студенты отвечают на вопрос: отбор на какие должности может предполагать использование данной методики. Обсуждение в группе.

Для самостоятельной работы: Проведите предложенную деловую игру среди своих знакомых. Проанализируйте поведение участников игры, письменно укажите, какие диагностические моменты можно увидеть, если предположить, что данная игра использовалась для кандидатов на должность менеджера среднего звена.

Список рекомендуемой литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск. 1994.

2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1984.

4. Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Метод. пособие 4. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

5. Разработка и применение деловых игр. Метод. указания. / Сост. Пермь: Изд-во ППИ, 1987.

6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.