Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2018-01-28 | 121 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Прежде чем приступить к анализу, рассмотрим содержательные рамки психодиагностики как таковой. В одной из своих работ В. П. Зинченко то ли с иронией, то ли с искренним сожалением цитирует одного из зарубежных авторов: «К сожалению, можно констатировать, что надежность прогнозов психодиагностических исследований намного ниже надежности реакции Вассермана...». С другой стороны, X. Шулер (1994) приводит данные собственных исследований, в которых достаточно убедительно показывает, что результаты даже избирательного тестирования (диагностика когнитивных способностей или тестирование личностных свойств) при приеме на работу или в учебное заведение с большой степенью достоверности (0,45–0,54) позволяют прогнозировать эффективность деятельности или обучения, соответственно. Эти данные внушают некоторый оптимизм, ибо других способов определения психологического соответствия человека его будущей или настоящей специальности пока нет. Именно существующее положение дел и побудило нас к детальному анализу методов психологического отбора — к анализу их достоинств и недостатков. Этот анализ завершился разработкой нового оригинального подхода к решению таких задач, как профотбор, профориентация, профдифференциация, внутренняя аттестация и пр. Обратимся к анализу методов решения задачи профессионального отбора. Эта задача является одной из основных, и на ее примере можно наглядно продемонстрировать всю технологическую цепочку решения, сравнить различные методы, оценить их корректность, перспективность дальнейшего развития, наметить пути необходимых исследований.
Технологическая цепочка решения этой задачи состоит из четырех этапов:
|
· выявление (формирование) профессионально важных качеств (ПВК): номенклатуры и степени выраженности (необходимости или недопустимости) психофизиологических и личностных свойств, обеспечивающих эффективную деятельность (психологический эталон специальности – ПЭС);
· подбор диагностических методик в соответствии с построенным ПЭС;
· диагностика претендента (претендентов);
· расчет и принятие решения.
Очевидно, что основным этапом указанной последовательности является первый. Если психологический эталон построен неверно, то все дальнейшие усилия напрасны. В связи с этим практически все существующие методы решения задачи профотбора так или иначе связаны с обеспечением первого этапа.
Метод инженерно-психологического анализа деятельности. Это наиболее распространенный в практике метод построения психологического эталона специальности (в литературе ПЭС обычно называют психограммой). Последовательность построения ПЭС такова. Психолог, призванный решить поставленную задачу, сначала строит профессиограмму — алгоритм решения задачи специалистом, чей ПЭС необходимо построить. Для этого используются такие методы как интервью, «заспинное» наблюдение, хронометрирование деятельности и т. п. Далее на основе анализа профессиограммы строится психограмма, то есть психолог определяет, какие психофизиологические функции и личностные характеристики обеспечивают каждый участок алгоритма. Это процесс длительный, он сродни творчеству, так как требует от психолога наличия незаурядной фантазии, не говоря уже о доскональном знании предмета.
Недостатки, присущие данному методу, можно условно разделить на два класса.
Субъективные:
· субъективизм при построении как профессиограммы, так и психограммы;
· зависимость психограммы от уровня профессионального мастерства психолога.
Объективные:
· отсутствие корректного шкалирования необходимого уровня выраженности тех или других ПВК для данной специальности;
|
· отсутствие шкалирования уровня недопустимости тех или других ПВК для данной специальности;
· отсутствие организации предметной области «профессиональная психодиагностика». Это приводит к тому, что зачастую перечень ПВК определяется с использованием понятий «класс свойств» и «свойство» совместно. В этом случае происходит нивелирование целого ряда свойств в рамках класса. Например, указывается на необходимость высокого уровня развития памяти без уточнения - оперативной, долговременной, зрительной или пр.
В силу указанных недостатков получается некорректный, практически количественно никак не определенный набор ПВК. Такая реализация первого этапа решения задачи сводит на нет все дальнейшие усилия по принятию корректного решения. Неверный набор ПВК предопределяет неверный подбор диагностических методик; отсутствие шкалирования меры необходимости того или иного свойства приводит к тому, что психограмма количественно не определена и, наконец, отсутствуют указания на недопустимые для данной специальности свойства. Последнее нуждается в дополнительном пояснении. Если недостаточный уровень развития каких-либо свойств еще можно компенсировать (компенсаторные возможности человека всегда были предметом научных обсуждений и увлекательных газетных материалов), то компенсировать (блокировать) наличие недопустимых для специальности свойств практически невозможно. Неучет этого факта может послужить источником необратимых последствий в деятельности человека, особенно если она связана с потенциально опасными технологиями.
Метод классификации видов деятельности. Исходной точкой для разработки данного подхода явилось желание хоть как-то уменьшить число специальностей, а значит, и количество психологических эталонов путем их объединения, укрупнения. Кроме того, существовала иллюзия, что классификация специальностей может способствовать не только сокращению их числа, но и определению основных ПВК еще в процессе классификации. Выбранные критерии классификации помогут (так казалось разработчикам) ограничить круг психофизиологических характеристик и личностных свойств, участвующих в реализации предписанных специалистам алгоритмов деятельности для каждого класса специальностей. Не вдаваясь в подробный анализ недостатков данного метода (поскольку достоинств у него просто нет), отметим лишь, что иллюзии рассеялись достаточно быстро. Оказалось, что сколько авторов разрабатывали данную проблему, столько и было предложено различных критериев классификации специальностей. Более того, критерии классификации никак не помогли в определении ПВК для каждого класса специальностей, так как оказались достаточно общими. И последнее. Все объективные недостатки метода инженерно-психологического анализа деятельности и здесь остались не преодоленными. Результат — невозможность корректного принятия решения на последнем этапе профессионального отбора.
|
Метод «пилотажного обследования». Основой данного метода явилось следующее предположение: если по каждой специальности взять в качестве экспертов пять-шесть человек, эффективность деятельности которых не вызывает сомнений, и продиагностировать их по широкому спектру свойств, то полученный по результатам последующей обработки комплексный портрет и будет служить психологическим эталоном данной специальности. Такой подход изначально некорректен. Дело в том, что эффективность деятельности специалиста еще не гарантирует его психологическую пригодность к этой деятельности. Наши исследования убедительно это подтверждают. Компенсаторные возможности человека настолько велики, что достаточно часто психологическую непригодность к данной работе удается компенсировать. Однако расплата за такую компенсацию настигает человека либо вскоре, либо по прошествии некоторого времени. Постоянная работа в третьей фазе адаптационного синдрома, а именно такими энергетическими затратами удается компенсировать психологическое несоответствие занимаемой должности, вызывает со временем необратимые изменения в соматике, то есть приводит работника на больничную койку. Теперь представим себе, что среди отобранных экспертов несколько человек, пусть даже не все, не соответствуют психологическим требованиям своей специальности. Что за психологический эталон мы получим? А ведь в строгом соответствии с этим эталоном, как и предписывает технология решения задачи профотбора, мы будем подбирать диагностические методики, тестировать, обрабатывать полученные результаты и принимать решение о пригодности претендента.
|
Отдельно остановимся на последнем этапе – расчете и принятии решения. Этот этап неизбежен при любом подходе к процессу определения комплекса ПВК, поэтому наши дальнейшие рассуждения относятся в равной мере ко всем описанным выше и ниже методам профессиональной психодиагностики.
Представим себе следующую ситуацию: каким-то непостижимым образом мы все-таки угадали набор ПВК, необходимых для данной специальности, подобрали диагностические методики и провели тестирование претендента. Результатом диагностики явился набор «сырых» оценок по каждому из выполненных тестов. Предположим, что минимальный набор диагностических методик состоит из 10 тестов. Тогда для претендента, если он один, мы получаем 10 значений показателей, характеризующих уровень сформированности тех или иных психофизиологических свойств и личностных качеств. Что делать дальше? Тестовых норм нет, а если и есть, то получены они чаще всего не на нашей популяции и для бланковых методик; тестовых норм для разных специальностей нет тем более. Таким образом, мы оказались в ситуации, когда совершенно непонятно, что же делать с результатами тестирования дальше. Если претендентов много, то, переведя в балльную оценку результаты тестирования и свернув их к одному показателю, что само по себе не очень корректно, мы сможем проранжировать претендентов в соответствии с мерой, характеризующей качество выполнения диагностических методик. Но сколько ошибок мы привнесли? Постараемся проследить за их нарастанием: перевод в балльную оценку — потеря информации; сведение ряда показателей к одному (свертка) предполагает наличие весовых коэффициентов, как правило, ни на чем не основанных; сам процесс свертки – это снова потеря информации; далее, такое ранжирование возможно только для конкретной группы, участвующей и данном обследовании. Приход еще одного претендента может изменить весь список. И, наконец, последнее: как можно гарантировать, что все претенденты так или иначе подходят к данной специальности? Ведь мы просто проранжировали их относительно друг друга, а не относительно некоторых норм, требуемых данной специальностью. Из всего сказанного ясно, что отсутствие каких-либо нормативных точек отсчета не позволяет на последнем этапе принять корректное решение. И здесь беспомощна любая математика, ссылками на которую так изобилует известная нам литература.
|
Метод контрастных пар. Данный метод основан на следующей технологии:
· построение психологического эталона специальности;
· подбор диагностических методик;
· определение диапазона допустимых отклонений по каждой из подобранных диагностических методик;
· тестирование претендентов;
· оценка меры пригодности претендентов.
Самое интересное в этом методе — это способ построения ПЭС и определение допустимых отклонений по каждой из подобранных диагностических методик. Обе эти задачи решаются следующим образом: по каждой конкретной специальности приглашаются эксперты двух «контрастных» категорий — успешные и неуспешные. Другими словами, часть экспертов представляет собой группу работников данной специальности, эффективность деятельности которых не вызывает сомнений. Другая часть экспертов — антиподы первой. Это люди, неуспешность деятельности которых также не вызывает сомнений по тем же критериям. Эффективность деятельности определяется по сторонним, не психологическим критериям, таким как отсутствие брака или аварий в работе, наличие благодарностей, премий и пр. Набором необходимых критериев всегда владеет предприятие или структура, в которой проводятся подобные работы. Таким образом, как считают авторы, можно убить двух зайцев одним выстрелом: ПЭС можно построить, исходя из определения значимости показателей диагностических методик по результатам тестирования группы успешных экспертов, а общие результаты тестирования можно сгруппировать и проранжировать по категориям, например, «годен без ограничений», «годен с ограничениями», «непригоден» и т. п. Причем такая работа проделывается по каждой из подобранных диагностических методик. Попробуем разобраться, какими средствами и насколько корректно решается эта задача. Для репрезентативной статистики каждая категория экспертов должна состоять не менее чем из 50—100 человек. Подобное ранжирование может производиться только для конкретной специальности, то есть эта работа проводится каждый раз при смене специальности. Все это приводит к неоправданным затратам средств и времени (данные по каждой специальности готовятся около года). Кроме того, очевидно, что такой подход изначально делает невозможным унификацию – каждая новая специальность требует повторения всей оценочной процедуры в полном объеме. Пойдем дальше. Насколько корректно использование полученной информации для последующего принятия решения? Мы уже говорили о компенсаторных возможностях человека и о том, что успешные работники далеко не всегда психологически пригодны для данной специальности. Очевидно, что определенный процент психологически непригодных, но эффективно работающих экспертов участвует как в определении статистических норм для выбранной диагностической батареи, так и в формировании ПВК. А раз так, то и доверия к таким результатам нет, поскольку вероятная ошибка становится стандартом для отбора на данную специальность.
Прецедентные экспертные системы. Этот параграф я хочу построить несколько иначе, чем остальные. Дело в том, что в доступных (мне, по крайней мере) публикациях[1] не очень понятны правила принятия решения в прецедентных системах, а описание их работы вызывает больше вопросов, чем ответов. Вот почему даже название этого параграфа было бы корректнее сформулировать так: «По мотивам прецедентных экспертных систем». Но бог с ним, с названием, наша задача — попытаться разобраться в сути вопроса. Итак, прецедентные экспертные системы. На сайте НПО «Эталон» в разделе «Публикации» приводится достаточное количество статей для того, чтобы разобраться в принципах построения прецедентных экспертных систем. Но, к сожалению, все статьи, кроме, пожалуй, одной, носят чисто рекламный характер и не представляют для специалиста никакого интереса. Так что изберем в качестве оппонента одну статью под названием «Компьютерный инструментарий инновационного менеджмента».
Теперь осталось выбрать форму оппонирования. Наиболее наглядной, скорее всего, будет такая форма: абзац из статьи и мои вопросы или возражения.
Первая часть работы посвящена краткому анализу экспертных систем. Это очень полезная информация для тех, кто вечно путает экспертные системы с экспертными оценками, которые в той или иной форме используются в различных программных средствах (системах). Но есть два момента, на которые мне хотелось бы обратить особое внимание.
1. На стр. 3 автор призывает не сравнивать экспертные системы, которые разрабатываются для техники, с экспертными системами, имитирующими процесс принятия решения человеком. «Современные потомки подобных систем (имеются в виду ЭС 4-го поколения. – Прим. мое) встречаются сегодня и в России – как правило, их базы знаний содержат от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч неких констант, именуемых производителями: «переменными», «постоянными», «правилами» и т. п. Но сути это не меняет — подобные системы не могут обеспечить высокую точность результатов в кадровой работе по одной простой причине – они ЛИНЕЙНЫ по своей природе, т. е. имеют свод жестких правил и на его основе принимают всегда ЛОГИЧНЫЕ решения. И как бы ни старались авторы подобных программ увеличивая число правил в Базе Данных (возможно, здесь ошибка, ибо решающие правила всегда находятся в Базе Знаний. – Прим. мое) или привлекая профессиональных психологов к составлению этих правил, как говорят англичане, «из свиного уха не сделаешь бисерного кошелька». Не сделаешь в данном случае потому, что человек является объектом а) активным и б) нелинейным».
Хочу попросить извинения у читателя за большой объем цитирования, но не хочу, чтобы меня обвинили в выдергивании части текста для подтверждения собственной позиции. И далее по тексту: «Говоря словами М. Ботвинника, человек с точки зрения математики АЛОГИЧЕН и поэтому НЕФОРМАЛИЗУЕМ».
Как вы поняли, в приведенной цитате имеется явный призыв не проводить аналогии между техническими объектами и человеком. Но когда хочешь что-то доказать, не обращаешь внимание на то, что написано двумя строчками выше. Не последовал и автор собственному призыву. В качестве доказательства перспективности применения экспертных систем 5-го поколения (прецедентных ЭС) буквально несколькими абзацами ниже читаем: «Следует отметить, что принцип «прецедентов» оказался эффективным не только в кадровых экспертных системах, но и в других областях – в частности, бортовой компьютер американского самолета-невидимки «Стелс» содержит прецедентную экспертную систему на случай нештатных ситуаций...».
2. Приведу еще одну цитату, но пока не буду ее комментировать. «Такие системы (имеются ввиду прецедентные ЭС. – Прим. мое) в корне отличаются от своих предшественниц тем, что Базу знаний образуют не только логические правила, а и т. н. «База прецедентов» — результаты обследования реальных людей и информация о последующей успешности / неуспешности их деятельности» (выделено мной. – А.Ф.).
Дальнейшее изложение материала в статье очень удачно для выбранной формы оппонирования. В разделе «Что дает использование прецедентных экспертных систем отечественному специалисту по персоналу и руководителю» все преимущества пронумерованы. Так что остается только изложить свои сомнения по каждому из приведенных пунктов.
Точность
«Читатели должны четко представлять, что ни один тест и даже батарея тестов и близко не сопоставимы по точности с экспертными системами: в то время как точность разрозненных методик составляет 30–35 %, батареи тестов 40–45 %, экспертных систем 4-го поколения – 50–60 %, точность прецедентных экспертных систем (систем 5-го поколения) – 92–97 %. Наблюдаемый сейчас на российских предприятиях массовый отход от традиционных тестов во многом объясняется их недостаточной точностью для работы с персоналом».
Хочу порадовать автора, точность такого «огульного» тестирования еще меньше! Я уже приводил данные о прогностичности различных способов принятия кадровых решений по статье X. Шулера (1994). Но это означает только то, что нельзя просто использовать диагностические методики, не определив, а точнее, не обосновав их перечень. Очевидно, что каждая психологическая диагностическая методика предназначена для оценки уровня сформированности совершенно конкретного психического свойства или личностной характеристики. И, естественно, не зная, какие из них являются значимыми для данной специальности (должности), нельзя наугад бросаться тестировать. Возможно, именно это и поняли наконец-то психологи, работающие в службе кадров российских предприятий. Но это совсем не означает, что оценка психологической пригодности специалиста может производиться каким-либо иным способом без учета результатов тестирования.
Содержание параметров
«Традиционно психологические тесты (ММРI, Люшер, Кеттелл и т. п.) не рассчитывались на решение кадровых задач, поэтому их параметры скорее расскажут специалисту о личности работника, чем о его наилучшем использовании на предприятии.
Диалог, лично виденный автором:
– А вот у Сидорова высокая фрустрация.
– Высокая фру... что? – спрашивает руководитель.
– Фрустрация, говорю, высокая, – отвечает специалист.
– Ну и что, — спрашивает руководитель, – где я на основании этого могу его оптимально использовать — в каком цехе?
– На это, — отвечает специалист, – тест ответа дать не может. Он меряет фрустрацию, а не разные ненаучные понятия!
Занавес.
Специалисты МГП «Диапазон» недаром называют свои экспертные системы «непсихологическими» — психологическая компонента в них действительно является лишь одной из немногих составляющих — физиологических, медицинских и пр. Инновационный менеджмент, требующий, как известно, максимально комплексной оценки работника, сразу востребовал это принципиальное преимущество».
Попробуем прокомментировать. Вообще, написано красиво – ничего не скажешь (не очень, правда, понятно, как можно «увидеть диалог»). Жаль становится руководителя, который незнаком с эдаким мудреным словечком, но еще больше жаль «специалиста», который так и не понял (да, видимо, и не поймет уже никогда), зачем же он все-таки измерял фрустрацию... Кто просил его об этом, а если сам додумался, то как?!? Естественно, с таким заключением к начальству даже показываться не надо, а руководителю следует подумать, и крепко, о замене такого «специалиста» на профессионального психолога.
Ни для кого не секрет, что лицензирование персонала, определение места его «оптимального использования» и пр. не может, да никогда и не основывается только на психологической пригодности. Есть еще и медицина и профессиональная компетентность, о которой авторы стыдливо умалчивают. Я уже писал об этом, но не могу не повторить. Ни в коем случае нельзя объединять в один профиль (прецедент) психологическую и профессиональную составляющие. Единый профиль, составленный из психологических показателей и показателей профкомпетентности, — это большая методическая ошибка, которая может привести к некорректному принятию решения (подробнее см. параграф об ассессменте).
В остальном опять тот же неверный посыл для критики. Уже ни для кого не является секретом, что нельзя просто так использовать ту или иную диагностическую методику! Для комплексирования кортежа тестов надо знать (определить, угадать, наконец!) перечень психологических требований к специальности, обеспечивающий эффективную деятельность — психологический эталон специальности (должности). Тогда любой психолог, придя к руководителю, совершенно точно сможет сказать ему, годен или негоден пресловутый Сидоров на конкретную должность и где его, бедного, лучше «оптимально использовать».
Качество параметров
«Еще один камень преткновения для использования традиционного психологического тестирования в инновационном НК-менеджменте – так называемый «вопрос параметров». Попросту речь идет вот о чем: если психолог проводит научное психологическое тестирование, он точно знает, какие параметры ему необходимо замерить. Но если менеджер по персоналу проводит обследование работников, то параметры, отличающие хорошего работника от плохого, могут быть различными для разных должностей, причем какие именно параметры определяют успешность / неуспешность работника в конкретном случае, зачастую заранее неизвестно. Нельзя сказать, что разработчики психологических тестовых батарей не пытались решить этот вопрос: одно уважаемое учебное заведение породило систему с числом параметров более 10 000 – как вы понимаете, работать с такой системой было невозможно (слава богу, ее так никто и не купил)... Именно вопрос параметров окончательно похоронил на Западе идею использовать традиционные психологические тесты как основу диагностики в инновационном кадровом менеджменте».
Ну что можно сказать? Леденящая душу история!! Вот уж где, действительно, работает приведенное мною ранее изречение В. П. Зинченко: «При решении любой задачи нельзя подходить ко всему ранее сделанному как к кладбищу умственно отсталых предшественников».
Но давайте, как говорит М. М. Жванецкий, «переживать неприятности по мере их поступления». Итак, параметры, какие, сколько их и т. д. Начнем с уточнения: величина, определяющая уровень сформированности того или иного психического свойства или личностной характеристики, называется показателем, а не параметром. Иногда они совпадают. Главный вопрос – какие показатели необходимо диагностировать для той или иной должности (специальности). Да, это, действительно, вопрос правомерный. Естественно, тут не возьмешь числом, а надобно умение. Что в переводе на обыденный язык означает профессионализм. Именно эту задачу мы и решили. И характеристик этих не 10000 и даже не 1000, а всего 60, да и то для унификации. А так для каждой специальности (должности) значимыми являются не более 10–20 показателей.
И все они четко определяются. Причем не только номенклатура, но и степень их необходимости или недопустимости! Теперь только остается определить уровень их сформированности у претендента и абсолютно точно сказать начальству, что и как делать. А дополнительно еще и рассказать, что это за человек, какие у него сильные и слабые стороны, то есть дать полный словесный психологический портрет...
Так что видите, уважаемый читатель, не так все и страшно. Надо только уметь грамотно поставить задачу! И еще один момент, прежде чем пойти по тексту дальше. Если вы внимательно прочитали, как трактуются в статье все три преимущества прецедентных ЭС, а если быть точным, то три недостатка других способов решения кадровых задач, можно заметить следующее. В основании всех трех пунктов лежит один и тот же выпавший из технологической цепочки профотбора кирпич – не сформулирован перечень психических функций и личностных характеристик, определяющих эффективную деятельность на данном служебном месте. Если бы это можно было сделать, то и недостатков бы не было! А от сложных, а главное – некорректных, прецедентных систем можно было бы отказаться!
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!