Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Восхождение к коэволюционной стратегии

2018-01-05 208
Восхождение к коэволюционной стратегии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Самоорганизация и эволюция человеческого общества на всем протяжении его становления происходила на фоне тесного взаимодействия с природой. В процессе своего развития оно периодически сталкивалось с проблемами, решение которых имело и имеет сегодня для него судьбоносное значение. Они были связаны с поиском ресурсов, обеспечивающих выживание человечества: продовольствия, энергии, минерального сырья. Необходимость удовлетворения насущных потребностей растущего населения требовала увеличения объема их добычи. Для этого человек совершенствовал орудия труда, искал источники энергии, осваивал новые территории, развивал науку, создавал машины и механизмы, облегчающие труд, строил города и государства. Однако его восхождение к современности, несмотря на грандиозные успехи в области техники и технологий, сопровождалось углублением и обострением противоречий с природой, которые выливались в череду экологических проблем. На заре цивилизации они носили локальный (лат. localis - местный) характер и природа сама залечивала раны, нанесенные ей человеком. По мере развития технического прогресса они перерастали в региональные, а сегодня приобрели глобальный характер.

Известный современный эколог, академик А.Л. Яншин, говорит: «Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу является не утопией (как полагают некоторые наши современники), а действительной стратегией выживания и достижения разумного будущего для всего человечества».

Академик Н.Н. Моисеев в своих книгах «Судьба цивилизации. Путь разума», «В раздумьях о будущем», «Новая планета» пишет, что эта стратегия направлена, прежде всего, на то, чтобы научить человечество грамотно вписываться в биосферные циклы и регулировать свою деятельность. Это стратегия коэволюции - гармоничного соразвития природы, общества и культуры человечества. В целях сохранения себя как вида человек должен стихии самоорганизации противопоставить разумную стратегию, общую для всей мировой цивилизации, - стратегию управляемого соразвития природы, общества, культуры и сознания человечества. Человек обязан найти такие способы жизнедеятельности, которые бы не только обеспечивали ему нормальную жизнь, но и не разрушали среду его обитания. Современному обществу необходимо искать новые концептуальные подходы и новые модели развития цивилизации, вырабатывать механизмы их реализации на практике.

 

Устойчивое развитие

 

В семидесятых годах в мировой литературе, посвященной проблемам развития цивилизации, появился термин «sustainable development», который в нашей стране перевели не совсем точно как «устойчивое развитие». Хотя, как мы убедились в разделе 3 теоретической части настоящего комплекса, устойчивого развития не бывает. Процесс развития любой системы - это череда периодически повторяющихся неустойчивостей. Однако термин утвердился и в научной литературе и даже вошел в государственные документы. Более точный перевод термина - допустимое, согласованное или самоподдерживающееся развитие. Употребляя его, будем помнить его настоящую суть. Устойчивое развитие - это модель развития глобальной экосистемы - биосферы, при котором сохраняется динамическое равновесие между отдельными ее подсистемами (природа, социум, геосистемы).

Концепция устойчивого развития была предложена мировому сообществу в 1987 году в докладе Международной комиссии ООН, а в 1992 году Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро утвердила ее как руководство к действию для всех стран планеты на ХХI век.

Она включает следующие основные положения:

1. Человечество способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, с тем чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей и не лишало этого будущие поколения. Для этого необходимо:

- соблюдать право людей на экологическую безопасность и благоприятную среду обитания;

- приостановить необратимое расходование невозобновляемых природных ресурсов;

- сохранить необходимое качество окружающей среды;

- преодолеть утраты генофонда планеты.

2. Основой устойчивости развития является бережное отношение к экологическому потенциалу планеты, ограничение и регулирование народонаселения, потребления, производства.

3. Снижение уровня бедности в планетарном масштабе, справедливое распределение ресурсов, предоставление всем возможности реализовать надежды на более благоприятную жизнь, демократическое обеспечение участия граждан в принятии решений, судьбоносных для всей планеты.

4. Отказ от чрезмерной эксплуатации высокоразвитыми странами природных ресурсов слаборазвитых стран.

5. Направление капиталовложений и развитие производств должно согласовываться с общепланетарными возможностями и будущими потребностями.

Выполнение этих условий связано с неизбежностью компромиссов и жертв особенно со стороны высокоразвитых стран, с осознанием всеми слоями населения планеты необходимости выполнять эти условия.

Этот вариант развития планеты вызывает много споров, отношение к нему неоднозначно. И получается так, что планета входит в ХХI век без единой концепции развития.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Грандиозное здание Природы предстает перед нами как целостная, развивающаяся суперсистема, в которой всё: жизнь Вселенной, Солнечной системы, Земли и ее природы, жизнь и творчество отдельного человека, жизнь общества - подчинено единым вселенским законам и функционирует не вопреки, а сообразно этим законам.

Естественные науки во всем этом множестве разнородных объектов, явлений и процессов стремятся увидеть нечто общее, выявить механизмы их функционирования, выразить это в строгих аналитических выражениях. Но при этом они всего лишь строят модели с определенной степенью их подобия реальным явлениям. Однако окружающая действительность гораздо сложнее самых совершенных научных моделей. Более того, современная наука пока не имеет достаточного количества данных, чтобы построить ее непротиворечивую картину, многое в ней остается на уровне гипотез. И чем активнее человек проникает в глубины Мироздания, тем больше у него возникает вопросов и неясностей. Являясь лишь малой песчинкой Мироздания, может ли он до конца постичь работу его грандиозной машины, которая летит сквозь пространство и время, увлекая за собой в гигантский круговорот все, что есть в этом мире?

Функционирование нашего мира столь сложно, а его процессы столь мало изучены, что сама попытка описать его только языком науки кажется весьма ограниченной. Многомерность и безграничность окружающего мира обуславливают и многомерность его восприятия. Рядом с наукой существуют и уживаются и другие формы его постижения - мифология, религия, искусство, философия. Все они выступают как разные интерпретации действительности. Их наложение воспроизводит в сознании человека некую объемную голографическую картину мира, в которой природа, человек, его дух, поиски истины, творчество, труд неотделимы друг от друга. Вступая в резонанс, они дают новое видение истоков человеческого разума и культуры, приносят более глубокое понимание связи духовного мира человека с природой и практической деятельностью.

Современная наука, ощутив границы познания, подойдя к пределу измерения в микро- и мегамире и изведав их парадоксы, пытается изменить стереотипы мышления, переосмыслить мировоззренческие ориентиры, направить свои усилия не на бесконечное расширение границ познания, а на поиски некоторого внутреннего равновесия, которое позволит человеку понять и осознать границы допустимого и вместе с тем обрести веру в свои силы и возможности.

 

Тематика творческих работ

 

1. Развитие взглядов на устройство природы в процессе становления человечества.

2. Эволюция образа природы в культурных традициях народов мира.

3. Натурфилософия: истоки современных научных программ.

4. Концептуальные основы классической науки.

5. Жизнь и творчество И. Ньютона.

6. Неклассическая наука и ее концептуальные основы.

7. А. Эйнштейн - человек и ученый.

8. Постнеклассическая наука и ее особенности.

9. Основополагающие концепции современного естествознания.

10. Фундаментальные принципы естествознания как отражение фундаментальных законов природы.

11. Симметрия в природе.

12. Функциональная асимметрия головного мозга и типы познавательной деятельности.

13. Закон минимума энергии и устойчивость систем.

14. Периодические и апериодические процессы в природе.

15. Симметрия пространства-времени и законы сохранения.

16. Влияние естественных наук на духовную жизнь общества.

17. Системный подход к описанию окружающего мира.

18. Систематика элементарных частиц.

19. Систематика химических соединений.

20. Систематика живых организмов.

21. Концепция самоорганизации. Работы И. Пригожина.

22. Работа Н. Винера «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине».

23. Гипотезы о происхождении Вселенной.

24. Гипотеза Большого Взрыва. Работы Г. Гамова.

25. Внеземные цивилизации. Поиски и проблемы.

26. Самоорганизация и эволюция Солнечной системы.

27. Самоорганизация и эволюция Земли.

28. Химический процесс: самоорганизация и организация.

29. Работа А.Л. Чижевского «Земное эхо солнечных бурь».

30. Гипотезы о происхождении живого вещества. Работы А. Опарина.

31. Эволюционные идеи XYIII века.

32. Эволюционная теория Ч. Дарвина в свете современных достижений генетики.

33. Вероятностная сущность естественного отбора.

34. Энергетика функционирования клетки.

35. Химические основы наследственности.

36. Живой организм как электромагнитная автоколебательная система.

37. Автокаталитические реакции в природе.

38. Энергоинформационный обмен в природе.

39. Информационные системы в жизни современного общества.

40. Биосфера как глобальная экосистема.

41. Жизнь и творчество В.И. Вернадского.

42. Биосоциальная природа человека.

43. Развитие психики человека и вторая сигнальная система.

44. Современные представления о происхождении и эволюции человека.

45. Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей.

46. Современные представления о самоорганизации и эволюции общества.

47. Работа Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли».

48. Работа Н.Н. Моисеева «Человек и биосфера».

49. Глобальные экологические проблемы современности.

50. Учение о ноосфере.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.