Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2018-01-05 | 266 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Наука - это сфера деятельности человека по выработке и систематизации объективных знаний, вскрывающих внутреннюю сущность объектов, явлений и процессов окружающей действительности.
Система научных знаний складывается из выявленных фактов, их понятийного, качественного и количественного описания, а также найденных на их базе эмпирических закономерностей. Но этого недостаточно. Для полного научного представления о действительности необходимо найти нечто всеобщее или общее, касающееся всего Мироздания или отдельных его частей, - закон или группу законов.
Закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между отдельными явлениями.
Среди множества законов, установленных наукой, выделяют всеобщие (фундаментальные), общие и частные. Всеобщие или фундаментальные (лат. fundamentum - основание) законы проявляются во всех сферах бытия, например, законы и принципы самоорганизации и эволюции. Общие законы затрагивают несколько смежных научных областей, например, законы сохранения, направленности процессов, периодичности непосредственно проявляются во всех естественных системах и опосредованно - в гуманитарных. Частные законы проявляются в ограниченной области, например, закон вектора исторического развития - в истории, законы генетики - в биологии, законы Ньютона - в физике. Но и это еще не все. Необходимо сформулировать основополагающие идеи, позволяющие разработать теорию или группу теорий, дающих возможность адекватно отобразить в нашем мышлении состояние природы и человеческого бытия и построить научную картину мира как некий обобщенный образ реальности, суть которого составляет совокупность объективных знаний, принципов и законов, заложенных в различных областях познания и объединенных общими идеями.
|
Раскрытие законов связано с поиском и установлением причинно-следственных отношений между отдельными явлениями. В процессе становления «зрелой» науки и философского осмысления ее результатов сложилось учение о всеобщей объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений социоприродной среды, которое получило название - детерминизм (лат. determino - определяю). Во всей совокупности существующих причинно-следственных отношений, законов и закономерностей выделяют два их уровня - динамические и статистические (стохастические, вероятностные).
Динамические законы отражают объективную закономерность в виде однозначной связи между средними значениями параметров, характеризующих состояние системы. Например, законы классической механики устанавливают взаимосвязь между параметрами движения отдельных макротел. Зная закон движения (уравнение), всегда можно достоверно и однозначно предсказать, каковы будут параметры состояния (движения) тела в любой момент времени. Однако абсолютно однозначных взаимосвязей просто не существует. В реальности всегдаимеют место случайные малые отклонения от среднего значения - флуктуации (лат. fluctuatio - колебание; малые случайные отклонения от среднего значения какого-либо параметра системы). Случайность является фундаментальным свойством природы, лежит в основе всех явлений и управляет их развитием. Но при классическом описании движения отдельных макротел она в большинстве случаев не играет существенной роли, принимается как досадное недоразумение и не учитывается.
Статистические законы описывают поведение сложных систем, состоящих из огромного числа частиц, например, закон распределения молекул газа по скоростям. В этом случае предсказать поведение системы в целом можно лишь с определенной долей вероятности. В микромире вероятностные представления становятся применимыми к описанию состояния даже одной, отдельно взятой элементарной частицы, а законы микромира представляются принципиально статистическими. В описании состояния таких систем флуктуации будут играть определяющую роль. При одновременном существовании множества флуктуаций будет существовать и множество возможных путей развития системы. Всякое случайное воздействие извне или случайные внутренние изменения могут инициировать какой-либо из путей, но для этого необходимо определенное стечение обстоятельств. В этих условиях причинно следственные связи нелинейны и многозначны, а детерминизм приобретает вероятностный характер.
|
В современной науке утвердилось положение, что динамические законы не являются абсолютно точным отражением действительного положения вещей в сложных системах. Так как случайность носит фундаментальный характер, то статистические соотношения являются наиболее глубокой и общей формой описания процессов социоприродной среды и более объективно, чем динамические, отражают взаимосвязи в природе. Наблюдаемая в опытах детерминированность событий появляется при переходе от микроописания поведения систем к макроописанию, когда приходится усреднять измеряемые величины.
НАУЧНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Важнейшим отличительным признаком науки является наличие метода исследования.
Научный метод исследования - это совокупность приемов и операций, способов обоснования системы знаний, контроля объективности полученных результатов, построения моделей, адекватно отражающих действительность.
Выделяют общие и особенные методы. Общие методы - общефилософские, общенаучные, математические - дают возможность с единых позиций описать разнородные объекты, явления и процессы. Особенные методы, как правило, отражают специфику узких областей познания или же используют только отдельные стороны процесса познания. Например, методы познания естественных и гуманитарных наук существенно различаются, ибо объекты их исследования имеют разную природу и к их изучению нельзя подходить с одними мерками.
В научном методе можно выделить несколько последовательных ступеней.
1. Наблюдение объектов, явлений или процессов, находящихся в естественных условиях, получение о них первичных сведений с помощью органов чувств, приборов и приспособлений.
|
2. Качественное и количественное описание - фиксация в той или иной форме результатов наблюдения с использованием научных понятий, схем, графиков, численное представление исследуемых качеств, их систематизация и классификация.
3. Устанавливаемые в результате наблюдения факты не просто фиксируются, но и осмысливаются через имеющиеся представления и понятия. В ходе научного анализа осуществляется сравнение и обобщение фактов, которые получают самостоятельное существование благодаря абстрагированию от частностей и выделению общих свойств. Выводы, полученные таким путем, носят вероятностный, проблематичный характер, поэтому большинство общих положений, сформулированных на этом этапе познания, носят характер предположения - гипотезы. Что касается мифологии и религии, то они как бы застывают, останавливаются на уровне гипотезы, в которую предлагают неукоснительно верить. Наука же ищет ее доказательство или опровержение.
Научная гипотеза должна удовлетворять ряду требований: опираться на все касающиеся исследуемой области факты; учитывать установленные наукой и подтвержденные практикой положения; объяснять известные факты; быть способной предсказывать новые факты; допускать возможность экспериментальной проверки. При построении гипотезы широко используются методы сходства, различия, остатка и сопутствующих изменений.
Критерием перехода гипотезы в истинное знание является практика, доказывающая правомерность высказанной гипотезы. Одним из видов практики является эксперимент - воспроизведение явления или объекта в искусственных условиях, подтверждающее или опровергающее выдвинутую гипотезу. Кроме этого, эксперимент служит источником новых дополнительных сведений об объектах исследования, их свойствах или связях.
В том случае, когда непосредственное наблюдение объекта затруднено (например, процессы, происходящие в недрах звезд, прогнозирование развития событий, модели будущего) или когда для понимания сути непосредственно исследуемого процесса необходимо выяснить влияние определенных факторов, осуществляют его моделирование.
|
По мере накопления знаний, подтверждающих выдвинутую гипотезу, выявления причинно-следственных связей, свойств и отношений, касающихся одной и той же области действительности, возникает потребность обобщения и объединения их в логически стройную систему. Эта познавательная задача решается построением теории, которая является наиболее сложной и развитой формой научного знания. Ей, как правило, предшествуют определенные предпосылки - научные программы или частные теории.
Теория как система включает множество подсистем, важнейшими из которых являются: эмпирический базис, понятийный аппарат, основополагающие идеи и принципы, язык теории, правила ее построения, методы исследования, ранее известные теории, категории и законы философии. При построении любой теории прежде всего устанавливается набор исходных положений (аксиом, постулатов) (лат. postulatum - требование, утверждение, принимаемое без доказательства), затем по строго определенным правилам из них выводятся следующие положения, из этих - третьи - и так вплоть до полного построения целостной, логически связанной системы знаний. В теории каждое понятие или положение занимает строго определенное место и необходимым образом связано с другими понятиями и положениями. По мере развития математики и логики содержательная сторона аксиоматического метода начинает вытесняться чисто формальными построениями, а построение самой научной теории осуществляется дедуктивным (лат. deductio - выведение, вывод по правилам логики, следование от общего к частному)методом. Наряду с логикой при этом огромную роль в научном познании играет интуиция, фантазия, творческое воображение и предвидение.
Теория представляет собой систему идеальных образов - упрощенных схем или моделей, отражающих совокупность свойств и связейобъектов и явлений, взятых в их естественной взаимозависимости. Мир наук, в особенности естественных и технических, - это мир моделей. Например, модель – это материальная точка, точечный заряд, точечный источник света, математический маятник и другие. Таких объектов в природе нет. Мы конструируем их, когда абстрагируемся от несущественных признаков объекта, в данном случае - от его размеров. Но это позволяет выявить в исследуемых явлениях, процессах или объектах их суть, отделить существенные черты от несущественных на данном уровне познания. При переходе на более высокий уровень некоторые второстепенные связи переходят в разряд важных, поэтому приходится усложнять модели и строить новые теории, охватывающие более широкие области или вскрывающие более глубокие взаимосвязи.
|
Конечно, построенная таким образом модель оказывается ограниченной, и хотим мы этого или не хотим, но отдельные эмпирические факты оказываются за ее рамками. Любое явление или процесс неповторимы и уникальны, а построенные наукой модели есть лишь некоторые приближения, которые более или менее адекватно отражают реальность в нашем мышлении.В процессе развития науки принятые ею на определенном этапе модели сменяются более точными. И процесс этот бесконечен, как бесконечны сама природа и наше познание. Предлагаемые наукой для описания реальных процессов модели приемлемы лишь в определенных границах, за пределами которых их применение бессмысленно, так как приводит к противоречивым результатам. Например, классическая механика, как модель макромира, соответствует реальности, она описывает законы движения макротел при скоростях, много меньших скорости света. Для описания движения тел со скоростями, близкими к скорости света, используют другую модель - специальную теорию относительности (СТО). Используя принцип соответствия и границы применимости теории, можно из более сложной теории получить более простую как частный случай. Принцип соответствия гласит:
новая теория, претендующая на более широкую область применимости, чем старая, должна включать последнюю как предельный случай.
Можно выделить три группы теорий:
- описательные (теория этногенеза Л.Н. Гумилева, эволюционная теория Ч. Дарвина, теории происхождения и развития естественных языков);
- математизированные (большинство космологических, физических, химических теорий);
- дедуктивные (все математические теории).
Модели широко используются и в мире гуманитарных наук - модели языка, исторического процесса, этногенеза, экономики и т.д. Однако есть области науки, в которых до сих пор отсутствуют приемлемые модели, способные непротиворечиво описать явления или процессы. Это физика элементарных частиц, генетика, психология и другие. В истории науки были и ошибочные модели, например, модель теплорода (флогистона), геоцентрическая система мира.
Поле науки, как и поле культуры, неоднородно, одновременно в нем существует множество научных программ и множество теорий, отражающих ту или иную сторону реальности. И лишь благодаря их взаимодействию удается более или менее полно описать единство мира и построить его научную картину.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!