Перечень вопросов к итоговой аттестации — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Перечень вопросов к итоговой аттестации

2018-01-05 133
Перечень вопросов к итоговой аттестации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Природа, цивилизация и культура как целостная система.

2. Человек как познающий субъект природы.

3. Способы постижения природы.

4. Познание, мировоззрение и картина мира.

5. Мировоззрение и культура.

6. Наука как компонент культуры.

7. Наука как способ объективного познания окружающего мира.

8. Научный метод исследования.

9. Динамика научного познания и формирование научных

парадигм.

10. Научные модели, их возможности и границы применимости.

11. Дифференциация и классификация наук.

12. Естествознание как система наук о природе.

13. Естествознание и современные трансдисциплинарные научные

направления.

14. Естественные науки и гуманитарное знание: проблема

интеграции.

15. Естественно-научная картина мира.

16. Основные понятия естествознания.

17. Стохастические и динамические закономерности.

18. Фундаментальные законы природы.

19. Основополагающие принципы естествознания.

20. Панорама доклассического естествознания.

21. Классическая наука и ее концептуальные основы.

22. Панорама классического естествознания.

23. Кризис классической науки.

24. Неклассическая наука и ее концептуальные основы.

25. Панорама неклассического естествознания.

26. Релятивистская картина мира.

27. Квантово-полевая картина мира.

28. Физика элементарных частиц.

28. Постнеклассическая наука и ее основные концепции.

29. Системный подход в естествознании.

30. Открытые системы и их свойства.

31. Мир как иерархия взаимосвязанных развивающихся систем.

32. Самоорганизация и эволюция открытых сложных систем, далеких от равновесия.

33. Роль случайного в поведении сложных систем.

34. Сходство механизмов самоорганизации систем разного уровня и универсальный эволюционизм.

35. Синергетическая картина мира.

36. Элементы теории организации (управления).

37. Самоорганизация и эволюция Вселенной.

38. Самоорганизация и эволюция звезд и звездно-планетных систем.

39. Самоорганизация и эволюция Земли.

40. Основные признаки живого и структурные уровни его организации.

41. Самоорганизация и эволюция биологических систем.

42. Биосфера - глобальная экосистема Земли.

43. Основные понятия экосистемного подхода.

44. Основные законы экологии.

42. Биологическая эволюция и концепция генетики.

43. Самоорганизация и антропогенез.

44. Биосоциальная природа человека.

45. Современные научные представления о происхождении и эволюции человека.

46. Эволюция головного мозга и развитие психики.

47. Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей.

48. Самоорганизация и эволюция социальных систем.

49. Достижения науки и социальная жизнь общества.

50. Антропосоциогенез и формирование экологических проблем.

51. Современный экологический кризис, его истоки и причины.

52. Экологический императив и экологическая культура.

53. Коэволюционная стратегия.

54. Новые модели развития цивилизации.

Дополнительная литература

1. Грушевицкая, Т.Г., Садохин, А.П. Концепции современного естествознания. - М., 2004.

2. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания. - М., 1997.

3. Игнатова, В.А. Естествознание. - М., 2002.

4. Игнатова, В.А. Естествознание и основы экологии. - Тюмень, 2007.

5. Игнатова, В.А. Эволюция естествознания: от античной натурфилософии к современной науке. Хрестоматия. - Тюмень, 2006.

6. Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания. - М., 1997.

7. Солопов, Е.Ф. Концепции современного естествознания. - М., 1998.

ГЛОССАРИЙ

Адаптация (лат. adaptatio - приспособление) - процесс приспособления элементов системы (в биологии - живых организмов) к условиям внешней среды.

Алгоритм (трансляция имени математика аль Хорезми) - набор правил, последовательность операций при выполнении какой-либо задачи.

Антропогенез (греч. antropos- человек, genes - рождающий) - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека.

Атрибут (лат. atributio - придаю, наделяю) - неотъемлемое и всеобщее свойство.

Аттрактор (лат. attraho - притягиваю к себе) - геометрическая структура, отражающая поведение системы в фазовом пространстве по прошествии длительного времени; синонимично понятиям «цель», «конечное состояние» (или некоторый этап эволюции системы).

Биоценоз (греч. bios -жизнь, koinos - общий) - сообщество различных видов организмов, связанных между собой определенными отношениями и приспособленностью к условиям окружающей среды, эаселяющих определенную область.

Биотоп (греч. topos - место, пространство) - совокупность взаимосвязанных участков литосферы, гидросферы и атмосферы, с которыми взаимодействуют организмы и которые являются средой их обитания и источником минеральных ресурсов.

Бифуркация (лат. bifurcus - вилка, раздвоенный) - состояние неустойчивости с потенциальной возможностью множества вариантов перехода в более сложное устойчивое состояние.

Гомеостаз (греч. homois - одинаковый, stasis - неподвижность) - состояние подвижного равновесия.

Детерминизм (лат. determinio - определяю) - учение о всеобщей объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений.

Диалектика (греч. dialektike - искусство вести беседу, спор) - теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении через разрешение противоречий, учение о способах доказательства и опровержения.

Диссипация (лат. dissipatio - рассеяние) – переход части энергии упорядоченных процессов в энергию неупорядоченных.

Диссипативные структуры - структуры, самопроизвольно возникающие благодаря малым флуктуациям в неустойчивой нелинейной среде, насыщенной энергией, способные к развитию и размножению и выводящие ее из равновесия.

Дифференциация (лат. differentiо - разделение) - расчленение целого на отдельные части, формы и ступени.

Естествознание - система наук о природе.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между отдельными явлениями.

Иерархия - (греч. hieros - священный и arche - власть) - расположение элементов в порядке от низшего к высшему, последовательность усложняющихся структур.

Императив (лат. imperativus - повелительный) - система норм и правил, обязательных к исполнению.

Интеграция (лат. integratio - восполнение, объединение, суммирование) - объединение на какой-то обшей основе.

Интеллект (лат. intellectus - познание, понимание, рассудок).

Информация (лат. informatio - разъяснение, изложение; совокупность сведений) - всеобщее свойство материи, проявляющееся через отражение и допускающее количественное описание.

Кибернетика (греч. kybernetike - искусство управления) - наука об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации; разрабатывает общие принципы создания систем управления.

Концепция (лат. conceptio - понимание, система, основная точка зрения) - определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, совокупность основополагающих идей.

Критерий (греч. kriterion - средство для суждения; мерило оценки) - признак, на основании которого производится оценка или определение; классификации каких-либо объектов или систем.

Коэволюция - взаимоподдерживающее соразвитие элементов системы, способствующее сохранению ее устойчивости.

Культура (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие) - «системы исторически развивающихся надбиологических программ жизнедеятельности, которые обеспечивают воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях» (В.С. Степин) и включают ценности, традиции и творчество.

Материя - философская категория для обозначения «объективной реальности, данной нам в ощущениях и не зависящей от них» (В. Ленин).

Менталитет (от лат. mentalis - умственный) - образ мышления, духовные установки.

Мировоззрение -система обобщенных взглядов общества или индивида на мир и место в нем человека, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, отношения, принципы познания и деятельности.

Модель (лат. modelus - мера, образец) - любой образ (мысленный или условный) или упрощенная схема какого-либо объекта, процесса или явления, используемые в качестве его заместителя.

Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения объективной действительности, позволяющий получить знания о внутренних, скрытых свойствах объектов, которые не могут быть непосредственно восприняты на основе ощущений, восприятий и представлений.

Наука - это сфера деятельности человека по выработке и систематизации объективных знаний, вскрывающих внутреннюю сущность объектов, явлений и процессов окружающей действительности.

Научная картина мира - форма систематизации объективных знаний об окружающем мире; включает в себя частнонаучные картины, те модели понимания окружающей действительности, которые построили гуманитарные, естественные и технические науки.

Научный метод исследования - совокупность приемов и операций, способов обоснования системы знаний, контроля объективности полученных результатов, построения моделей, адекватно отражающих действительность.

Ноосфера (греч. noos - разум, spaira - шар) - биосфера, преобразованная разумом человека.

Обратная связь - воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования, отражающее ее способность к саморегулированию и обеспечивающее управление ее развитием.

Объективная истина - знание, которое адекватно отражает свойства объекта познания и закономерности его развития.

Отражение - фундаментальное свойство материи, проявляющееся в способности материальных явлений, предметов и систем взаимодействовать друг с другом, каким-то образом проявлять себя по отношению к другим, вступать с ними в определенные отношения, воспроизводить в себе особенности объектов, с которыми осуществляется взаимодействие, и сохранять их «следы».

Парадигма (греч. paradeigma - пример, образец) - модель постановки проблемы и ее решения, исходная концептуальная схема, лежащая в ее основе, совокупность фундаментальных научных теорий и стиль мышления, разработанные в рамках этой схемы, которые разделяют члены какого-либо научного сообщества.

Параметр (греч. parametron - отмеривающий) - величина, характеризующая какое-либо свойство процесса, явления или системы.

Постулат (лат. postulatum - требование) - утверждение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, хотя и недоказуемое ее средствами и поэтому играющее в ней роль аксиомы.

Принцип научный (лат. principium - начало, основа) - общие исходные положения какой-либо теории, учения, науки, используемые для адекватного отражения законов и закономерностей окружающего мира в мышлении.

Революциянаучная - смена концептуальных моделей, сопровождающаяся качественным скачком в научном мышлении.

Самоорганизация - процесс самоупорядочивания системы.

Социогенез (лат. societas - общество) - процесс историко-эволюционного формирования человеческого общества.

Синергетика (греч. synergos - совместно действующий) - наука о самоорганизации и эволюции сложных систем, далеких от равновесия.

Система (греч. systema - целое, соединение) - целостный, развивающийся комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в определенной иерархической подчиненности и образующий единство с окружающей средой.

Теория (греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности; обобщение и объединение знаний в логически стройную систему.

Флуктуация (лат. fluctuatio - колебание) - малые случайные отклонения от среднего значения параметра системы.

Фрактал (англ. fractial - дробный) - диссипативная динамическая микроструктура - прообраз будущего состояния системы.

Фундаментальный (лат. fundamentum - основание) - проявляющийся во всех сферах бытия.

Эволюция (лат. evolutio - развертывание) - целенаправленный процесс усложнения системы, связанный с ее переходом на более высокий иерархический уровень.

Эквивалент (лат. aequivalens - равноценный) - предмет или количество, равноценные, равнозначные или соответствующие в каком-либо отношении другим и могущие служить им выражением или заменой.

Экосистема - целостный, развивающийся природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и неживые компоненты связаны между собой и средой обитания потоками вещества, энергии и информации.

Энтропия (греч. entropia - поворот, превращение) - вероятностная мера неупорядоченности процессов и структур; степень беспорядка системы.

Энергия (от греч. еnergeia - действие, деятельность) - способность тел совершать работу.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.