Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2018-01-05 | 170 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1. Природа, цивилизация и культура как целостная система.
2. Человек как познающий субъект природы.
3. Способы постижения природы.
4. Познание, мировоззрение и картина мира.
5. Мировоззрение и культура.
6. Наука как компонент культуры.
7. Наука как способ объективного познания окружающего мира.
8. Научный метод исследования.
9. Динамика научного познания и формирование научных
парадигм.
10. Научные модели, их возможности и границы применимости.
11. Дифференциация и классификация наук.
12. Естествознание как система наук о природе.
13. Естествознание и современные трансдисциплинарные научные
направления.
14. Естественные науки и гуманитарное знание: проблема
интеграции.
15. Естественно-научная картина мира.
16. Основные понятия естествознания.
17. Стохастические и динамические закономерности.
18. Фундаментальные законы природы.
19. Основополагающие принципы естествознания.
20. Панорама доклассического естествознания.
21. Классическая наука и ее концептуальные основы.
22. Панорама классического естествознания.
23. Кризис классической науки.
24. Неклассическая наука и ее концептуальные основы.
25. Панорама неклассического естествознания.
26. Релятивистская картина мира.
27. Квантово-полевая картина мира.
28. Физика элементарных частиц.
28. Постнеклассическая наука и ее основные концепции.
29. Системный подход в естествознании.
30. Открытые системы и их свойства.
31. Мир как иерархия взаимосвязанных развивающихся систем.
32. Самоорганизация и эволюция открытых сложных систем, далеких от равновесия.
33. Роль случайного в поведении сложных систем.
34. Сходство механизмов самоорганизации систем разного уровня и универсальный эволюционизм.
|
35. Синергетическая картина мира.
36. Элементы теории организации (управления).
37. Самоорганизация и эволюция Вселенной.
38. Самоорганизация и эволюция звезд и звездно-планетных систем.
39. Самоорганизация и эволюция Земли.
40. Основные признаки живого и структурные уровни его организации.
41. Самоорганизация и эволюция биологических систем.
42. Биосфера - глобальная экосистема Земли.
43. Основные понятия экосистемного подхода.
44. Основные законы экологии.
42. Биологическая эволюция и концепция генетики.
43. Самоорганизация и антропогенез.
44. Биосоциальная природа человека.
45. Современные научные представления о происхождении и эволюции человека.
46. Эволюция головного мозга и развитие психики.
47. Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей.
48. Самоорганизация и эволюция социальных систем.
49. Достижения науки и социальная жизнь общества.
50. Антропосоциогенез и формирование экологических проблем.
51. Современный экологический кризис, его истоки и причины.
52. Экологический императив и экологическая культура.
53. Коэволюционная стратегия.
54. Новые модели развития цивилизации.
Дополнительная литература
1. Грушевицкая, Т.Г., Садохин, А.П. Концепции современного естествознания. - М., 2004.
2. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания. - М., 1997.
3. Игнатова, В.А. Естествознание. - М., 2002.
4. Игнатова, В.А. Естествознание и основы экологии. - Тюмень, 2007.
5. Игнатова, В.А. Эволюция естествознания: от античной натурфилософии к современной науке. Хрестоматия. - Тюмень, 2006.
6. Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания. - М., 1997.
7. Солопов, Е.Ф. Концепции современного естествознания. - М., 1998.
ГЛОССАРИЙ
Адаптация (лат. adaptatio - приспособление) - процесс приспособления элементов системы (в биологии - живых организмов) к условиям внешней среды.
Алгоритм (трансляция имени математика аль Хорезми) - набор правил, последовательность операций при выполнении какой-либо задачи.
|
Антропогенез (греч. antropos- человек, genes - рождающий) - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека.
Атрибут (лат. atributio - придаю, наделяю) - неотъемлемое и всеобщее свойство.
Аттрактор (лат. attraho - притягиваю к себе) - геометрическая структура, отражающая поведение системы в фазовом пространстве по прошествии длительного времени; синонимично понятиям «цель», «конечное состояние» (или некоторый этап эволюции системы).
Биоценоз (греч. bios -жизнь, koinos - общий) - сообщество различных видов организмов, связанных между собой определенными отношениями и приспособленностью к условиям окружающей среды, эаселяющих определенную область.
Биотоп (греч. topos - место, пространство) - совокупность взаимосвязанных участков литосферы, гидросферы и атмосферы, с которыми взаимодействуют организмы и которые являются средой их обитания и источником минеральных ресурсов.
Бифуркация (лат. bifurcus - вилка, раздвоенный) - состояние неустойчивости с потенциальной возможностью множества вариантов перехода в более сложное устойчивое состояние.
Гомеостаз (греч. homois - одинаковый, stasis - неподвижность) - состояние подвижного равновесия.
Детерминизм (лат. determinio - определяю) - учение о всеобщей объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений.
Диалектика (греч. dialektike - искусство вести беседу, спор) - теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении через разрешение противоречий, учение о способах доказательства и опровержения.
Диссипация (лат. dissipatio - рассеяние) – переход части энергии упорядоченных процессов в энергию неупорядоченных.
Диссипативные структуры - структуры, самопроизвольно возникающие благодаря малым флуктуациям в неустойчивой нелинейной среде, насыщенной энергией, способные к развитию и размножению и выводящие ее из равновесия.
Дифференциация (лат. differentiо - разделение) - расчленение целого на отдельные части, формы и ступени.
Естествознание - система наук о природе.
Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между отдельными явлениями.
Иерархия - (греч. hieros - священный и arche - власть) - расположение элементов в порядке от низшего к высшему, последовательность усложняющихся структур.
Императив (лат. imperativus - повелительный) - система норм и правил, обязательных к исполнению.
|
Интеграция (лат. integratio - восполнение, объединение, суммирование) - объединение на какой-то обшей основе.
Интеллект (лат. intellectus - познание, понимание, рассудок).
Информация (лат. informatio - разъяснение, изложение; совокупность сведений) - всеобщее свойство материи, проявляющееся через отражение и допускающее количественное описание.
Кибернетика (греч. kybernetike - искусство управления) - наука об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации; разрабатывает общие принципы создания систем управления.
Концепция (лат. conceptio - понимание, система, основная точка зрения) - определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, совокупность основополагающих идей.
Критерий (греч. kriterion - средство для суждения; мерило оценки) - признак, на основании которого производится оценка или определение; классификации каких-либо объектов или систем.
Коэволюция - взаимоподдерживающее соразвитие элементов системы, способствующее сохранению ее устойчивости.
Культура (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие) - «системы исторически развивающихся надбиологических программ жизнедеятельности, которые обеспечивают воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях» (В.С. Степин) и включают ценности, традиции и творчество.
Материя - философская категория для обозначения «объективной реальности, данной нам в ощущениях и не зависящей от них» (В. Ленин).
Менталитет (от лат. mentalis - умственный) - образ мышления, духовные установки.
Мировоззрение -система обобщенных взглядов общества или индивида на мир и место в нем человека, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, отношения, принципы познания и деятельности.
Модель (лат. modelus - мера, образец) - любой образ (мысленный или условный) или упрощенная схема какого-либо объекта, процесса или явления, используемые в качестве его заместителя.
Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения объективной действительности, позволяющий получить знания о внутренних, скрытых свойствах объектов, которые не могут быть непосредственно восприняты на основе ощущений, восприятий и представлений.
|
Наука - это сфера деятельности человека по выработке и систематизации объективных знаний, вскрывающих внутреннюю сущность объектов, явлений и процессов окружающей действительности.
Научная картина мира - форма систематизации объективных знаний об окружающем мире; включает в себя частнонаучные картины, те модели понимания окружающей действительности, которые построили гуманитарные, естественные и технические науки.
Научный метод исследования - совокупность приемов и операций, способов обоснования системы знаний, контроля объективности полученных результатов, построения моделей, адекватно отражающих действительность.
Ноосфера (греч. noos - разум, spaira - шар) - биосфера, преобразованная разумом человека.
Обратная связь - воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования, отражающее ее способность к саморегулированию и обеспечивающее управление ее развитием.
Объективная истина - знание, которое адекватно отражает свойства объекта познания и закономерности его развития.
Отражение - фундаментальное свойство материи, проявляющееся в способности материальных явлений, предметов и систем взаимодействовать друг с другом, каким-то образом проявлять себя по отношению к другим, вступать с ними в определенные отношения, воспроизводить в себе особенности объектов, с которыми осуществляется взаимодействие, и сохранять их «следы».
Парадигма (греч. paradeigma - пример, образец) - модель постановки проблемы и ее решения, исходная концептуальная схема, лежащая в ее основе, совокупность фундаментальных научных теорий и стиль мышления, разработанные в рамках этой схемы, которые разделяют члены какого-либо научного сообщества.
Параметр (греч. parametron - отмеривающий) - величина, характеризующая какое-либо свойство процесса, явления или системы.
Постулат (лат. postulatum - требование) - утверждение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, хотя и недоказуемое ее средствами и поэтому играющее в ней роль аксиомы.
Принцип научный (лат. principium - начало, основа) - общие исходные положения какой-либо теории, учения, науки, используемые для адекватного отражения законов и закономерностей окружающего мира в мышлении.
Революциянаучная - смена концептуальных моделей, сопровождающаяся качественным скачком в научном мышлении.
Самоорганизация - процесс самоупорядочивания системы.
Социогенез (лат. societas - общество) - процесс историко-эволюционного формирования человеческого общества.
|
Синергетика (греч. synergos - совместно действующий) - наука о самоорганизации и эволюции сложных систем, далеких от равновесия.
Система (греч. systema - целое, соединение) - целостный, развивающийся комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в определенной иерархической подчиненности и образующий единство с окружающей средой.
Теория (греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности; обобщение и объединение знаний в логически стройную систему.
Флуктуация (лат. fluctuatio - колебание) - малые случайные отклонения от среднего значения параметра системы.
Фрактал (англ. fractial - дробный) - диссипативная динамическая микроструктура - прообраз будущего состояния системы.
Фундаментальный (лат. fundamentum - основание) - проявляющийся во всех сферах бытия.
Эволюция (лат. evolutio - развертывание) - целенаправленный процесс усложнения системы, связанный с ее переходом на более высокий иерархический уровень.
Эквивалент (лат. aequivalens - равноценный) - предмет или количество, равноценные, равнозначные или соответствующие в каком-либо отношении другим и могущие служить им выражением или заменой.
Экосистема - целостный, развивающийся природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и неживые компоненты связаны между собой и средой обитания потоками вещества, энергии и информации.
Энтропия (греч. entropia - поворот, превращение) - вероятностная мера неупорядоченности процессов и структур; степень беспорядка системы.
Энергия (от греч. еnergeia - действие, деятельность) - способность тел совершать работу.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!