Василь Быков (19 июня 1924 г. - 22 июня 2003 г.) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Василь Быков (19 июня 1924 г. - 22 июня 2003 г.)

2018-01-04 310
Василь Быков (19 июня 1924 г. - 22 июня 2003 г.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наша военная литература и впредь будет по сути своей антивоенной и сугубо гуманистической.

В

. Быков (Василий Владимирович Быков) - прозаик, один из самых ярких писате­лей-фронтовиков, выступивший с остро драматическими произведениями о войне в конце пятидесятых- начале шестидесятых годов. Быков, по собственному призна­нию, начал творить под впечатлением от произведений так называемой «второй вол­ны» военной прозы, когда о Великой Отечественной войне начали писать бывшие лейтенанты, солдаты. Быков объясняет это так: «Это было настоящим откровением: так ново, пронзительно и правдиво зазвучали слова о войне». Особенно большое впе­чатление на него произвели повести Г. Бакланова «Южнее главного удара», «Пядь земли», повесть Ю. Бондарева «Батальоны просят огня». Спустя годы, Быков писал о них на страницах «Литературной газеты»: «Эти превосходные повести сопрягались с моим знанием войны, моим отношением к ней. Они укрепили мою уверенность, что если писать о войне, то только на основе собственного видения ее, своего взгляда».

Таким образом, Василий Владимирович Быков - человек военного поколения, во­енной судьбы. Быков - народный писатель Белоруссии, но в равной мере его можно назвать и русским автором. Юность его поколения, оборванная 22 июня 1941 г., не бы­ла легкой. Родился он в деревне Бычки, под Витебском. На войну попал в восемна­дцать лет, командовал взводом автоматчиков, затем в истребительной противотанко­вой артиллерии - взводом «сорокопяток» (так называли противотанковые пушки со­рок пятого калибра). Из восьмидесяти человек, окончивших вместе с ним пехотное училище в Саратове (ускоренный выпуск младшего командирского состава), к концу войны в живых осталось только четверо. Быков был дважды ранен, лежал в госпита­лях. «По документам, - вспоминал писатель, - и сам я убит и похоронен в братской мо­гиле возле деревни Большая Севериновка на Кировоградчине». На обелиске одной из братских могил под Кировоградом в списке погибших есть его имя. В январе сорок четвертого Быков был тяжело ранен, его подобрали санитары другой части, а в род­ном полку посчитали погибшим, отправили матери «похоронку». Быков выжил и провоевал до самой победы. Войну закончил в Австрии офицером Советской Армии. После демобилизации в 1955 г. стал заниматься только литературной деятельностью. В 1980 г. стал народным писателем БССР, а в 1984-м - Героем Социалистического Труда.

За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» Быков был удостоен Государствен­ной премии СССР. Последние шесть лет писатель по приглашению ПЕН-центров жил в Финляндии, Германии, Чехии. Скончался в Боровлянах, под Минском.

Повесть - любимый жанр Василия Быкова. События первой из них («Журавлиный крик», 1959) переносят читателя к первым дням войны, в осень трагического сорок первого года. За ней последуют повести «Фронтовая станция» (1960), «Измена» (1960), «Третья ракета» (1961), «Альпийская баллада» (1963), «Атака с ходу» (1968), «Круг- лянский мост» (1969), «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Дожить до рассвета» (1972), «Волчья стая» (1974), «Его батальон» (1976), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1982), «Карьер» (1986). Все написанные повести Быкова опираются на его фронтовой, жизненный опыт, основаны на архивных документах, свидетельствах очевидцев - мирных жителей, бывших партизан. Суровая панорама войны, трагизм и героика военных будней, нравственные аспекты поведения человека на войне - ха­рактерные черты прозы писателя.

Основу сюжетов большинства повестей Быкова составляют локальные ситуации, от исхода которых зависит жизнь героев. Они часто оказываются перед нравствен­ным выбором, в которых проявляется истинная человеческая сущность. В таких ситу­ациях совершают подвиги только люди с кристально чистой совестью. Это солдат Иван Терешка из «Альпийской баллады», Сотников в одноименной повести, боец орудийного расчета Лозняк из «Третьей ракеты», который будет драться с наступаю­щими фашистами, когда погибнут все, кто стоял рядом с ним у орудия. Внутренний монолог Лозняка перед боем передает «внутреннее сражение» гороя, его чистоту, му-


чительные сомнения: «Я не герой, не храбрец, я очень обычный и, кажется мне, даже боязливый парень, но неужели я не смогу выдержать до конца? Да еще тут Люся, ми­лая, хорошая Люся. Так тяжело мне погибнуть с нею, но, кажется, еще более невыно­симой была бы трусость тут, перед боем».

Любимые герои В. Быкова- солдаты, сержанты, младшие офицеры, рядовые вели­кой битвы. Их подвиги на войне писатель изображает с беспощадной правдивостью. Автора увлекали не масштабы боевых действий, а масштабы человеческого духа. Бы­ковский герой в критических ситуациях выбора, как правило, оказывается один на один со своей совестью, и нет рядом ни командира, ни товарища, когда, как об этом говорится в пословице, «на миру и смерть красна»: человек в таких ситуациях прояв­ляет истинную сущность.

Так, герой повести «Альпийская баллада» Иван Терешка, белорусский паренек из деревни Терешки, при всей своей застенчивости, скромности, поражает благород­ством, непосредственностью чувств, самоотверженностью. Он ничем не выделялся среди пехотинцев, получил три медали «За отвагу», тяжело раненный попал в плен. В плену Иван осознает, что «смерть не самое худшее из всех бед на войне». Ему удается убежать из лагеря, он пытается присоединиться к триестским партизанам, чтобы про­должить борьбу с фашистами. «Альпийская баллада» - это летопись войны, описание жестокостеи фашизма, мужества советских бойцов, но это и повесть о любви. Как и повести «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Первая любовь» В. Богомолова, «Аль­пийская баллада» повествует о ребятах, которые «ушли, не долюбив, не докурив по­следней папиросы» (слова Николая Майорова из стихотворения «Мы»), но сохранили честь и достоинство, преданность своей земле. На страницах повести этот белорус­ский паренек раскрывается как человек щедрого сердца, необычайного мужества: он жертвует собой, спасая полюбившую его итальянскую девушку Джулию, также убе­жавшую из лагеря пленных.

Разнообразны приемы создания образа главного героя «Альпийской баллады»: диалог, речевая характеристика, монологи, художественные детали. В Иване покоряет пробуждающееся сознание, любовь к своей земле, память о людях. В ответ на благо­дарные слова Джулии Иван скажет: «Кроме нас, кто бы Гитлера остановил?». С любо­вью вспоминает он людей деревни: «Кого же мне еще любить? Люди, правда, разные и у нас: хорошие и плохие. Но, кажется, больше хороших. Вот когда отец умер, корова перестала доиться, трудно было. На картошке жили. Так то одна тетка в деревне при­несет чего, то другая. Сосед Опанас дрова привозил зимой. Пока я подрос. Жалели вдо­ву. Хорошие ведь люди. Но были и сволочи. Нашлись такие: наговорили на учителя нашего, Анатолия Евгеньевича, ну его и забрали. Честного человека». Нежное светлое чувство - любовь, мечта о сыне - осветят жизнь Ивана и итальянки Джулии. Пронзи­тельным лиризмом окрашены монологи влюбленных.

Композиция повести позволяет Быкову передать благодарность солдатам войны, отстоявшим мирную жизнь. Обогащает содержание повести введение элементов эпи­столярного жанра. В последней части повести - «Вместо эпилога» - помещено письмо Джулии из Рима родным Ивана в деревню Терешки у Двух Голубых Озер в Белорус­сии.

У Джулии родился сын Джиованни (по-русски - Иван). В письме Джулия напомина­ет о том страшном времени, когда с отчаянием в сердцах умирали тысячи людей, вспомнит о тех, кто, как и Иван, в героическом противоборстве защищали жизнь и достоинство человека. В конце письма героиня благодарит всех, «родивших и воспи­тавших и знавших Человека, истинно русского по доброте и достойного восхищения по своему мужеству. Не забывайте его!».

Лучшей из своих повестей Быков считал повесть «Сотников», где, по словам авто­ра, его «интересовали два нравственных вопроса: Что такое человек перед сокрушаю­щей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности от­стоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно? Ис­пытание двух характеров в экстремальной ситуации и составляет сюжет книги. Сот­ников и Рыбак, посланные достать продукты для партизанского отряда, попадают в плен к фашистам и оказываются перед единственной возможностью спасти свою жизнь - стать полицаями.


В повести «Сотников» в наиболее концентрированной форме проявились харак­терные особенности прозы писателя, его художественное мастерство: философич­ность и психологизм; пристальное внимание к тончайшим изменениям в нравствен­ном облике героя, к его душевным переживаниям; исследование мотивов, определяю­щих поведение персонажей в критических ситуациях. Композиционно оправданы и вставные эпизоды с описанием прошлого героев повести, дающие ключ к пониманию их поведения в мирное время. Нравственная позиция Сотникова приводит его к един­ственно возможному выходу из сложившейся ситуации, своей смертью он подтвер­ждает свое право на высокое звание Человека. Рыбак, чтобы сохранить жизнь, стано­вится предателем, дает согласие стать полицейским и участвует в казни партизан и мирных жителей. Эпизод казни символичен: Сотников встретится с взглядом мальчи­ка в буденовке и увидит в его глазах «столько безутешного горя и столько сочувствия к ним». В последний миг своей жизни Сотников - сын комиссара Гражданской вой­ны - передает мальчику в буденовке - будущему поколению - свое понимание жизни и человеческой чести. Настоящее мужество, добро, человечность будут иметь продол­жение и после смерти героя.

Таким образом, проблемы, художественно исследуемые Быковым на всем про­странстве его творческого пути, облеклись в «Сот-никове» в философски емкую форму притчи.

Режиссер Л. Шепитько осуществила в 1977 г. экранизацию этой повести, назвав свой фильм «Восхождение».

Последнее произведение В. Быкова - это его единственная автобиографическая книга «Долгая дорога домой», которая вышла в Минске за три месяца до кончины писателя.

Рекомендуемые творческие задания

1. Напишите сочинение на тему: «Кроме нас, кто бы Гитлера остановил?».

2. Подготовьте сообщение на тему: «Нравственно-философская проблематика пове­сти В. Быкова „Альпийская баллада".

3. Напишите реферат на тему: «Изображение характера человека на войне в экс­тремальных условиях в повестях В. Быкова („Сотников", „Дожить до рассвета", „Аль­пийская баллада" - по выбору)».

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков В. В. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1985.

2. Быков В. В. Колокола Хатыни. - М., 1987.

3. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. - М., 1983.

4. Дедков И. Василь Быков. Очерк творчества. - М., 1980.

5. Лазарев Л. Василь Быков: Очерк творчества. - М., 1979.

6. Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. - М., 2003.

7. Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. - М., 1990. Борис Львович Васильев (21.5.1924)

Б

орис Васильев родился в городе Смоленске, в семье кадрового военного. Отец буду­щего писателя служил в царской армии, затем в Красной и в Советской Армии. Мать принадлежала к известной семье Алексеевых, ее отец и дядя были организато­рами народнического кружка «чайковцев». По воспоминаниям писателя, нравствен­но-философские традиции семьи оказали решающее влияние на формирование его мировоззрения. «Семья закладывает в ребенке некую „катушку", на которую вся по­следующая жизнь просто наматывает нити. Белые, черные, цветные, суровые, шелко­вые, гнилые - не „как повезет", а как примет их заложенная в нем „катушка". Может отринуть, может оборвать, может выровнять и уложить в строгой последовательно­сти, но все - оттуда».

Васильев с детства мечтал стать историком. Война «застала» его после 9-го класса, и уже 8 июля 1941 г. он прибыл на фронт под город Красный в составе истребительно­го комсомольского полка. Участвовал в боях под Смоленском, выходил из окружения. Был контужен. В 1942 г. Васильев был направлен учиться в Военную академию броне­танковых и механизированных войск им. И. В. Сталина, ныне им. Р. Я. Малиновского. После окончания академии работал испытателем боевых машин сначала в Свердлов­ске, затем - в Горьком.


В 1954 г. Васильев написал пьесу «Танкисты» и отправил рукопись в ЦТСА (Цен­тральный театр Советской Армии). Вскоре он телеграммой был вызван А. Д. Поповым, руководившим тогда театром. Васильев демобилизовался, чтобы заниматься литера­турным трудом, уехал в Москву. Пьесу под названием «Офицер» готовили к постанов­ке в ЦТСА. ГлавПУРом спектакль был запрещен. Следующая пьеса - «Стучите и откро­ете» - была поставлена в 1955 г. театрами Черноморского флота и театрами группы войск в Германии. Первая книга писателя - сборник сценариев «Клуб веселых и на­ходчивых» (1968). Васильев - составитель этой книги, которая содержит не только его работы.

Первое прозаическое произведение Бориса Васильева - повесть «Иванов катер», написана в 1967 г., опубликована в 1970 г. Повесть «А зори здесь тихие...» была опуб­ликована в 1969 г., инсценирована театром на Таганке, экранизирована режиссером С. И. Ростоцким, Кирилл Молчанов написал по ней оперу.

Тема Великой Отечественной войны приобретает особую остроту и в повести «В списках не значился» (1974). В этих произведениях нет изображения больших исто­рических событий военных лет, в центре внимания писателя - локальный эпизод, приобретающий функции символа, широкого художественного обобщения.

В повести «А зори здесь тихие...» проявляются и другие характерные черты воен­ной прозы писателя: лиризм, романтизм в сочетании с трагизмом. К особенностям сю­жета повести относится и система литературных портретов-воспоминаний о каждой из пяти девушек-зенитчиц. Нравственно-философская идея повести - в несовместимо­сти войны с самой жизнью, с природой человека, с природой женщины, призванной приносить в мир ребенка, созидать жизнь. Художественному осмыслению войны по­священы и рассказ «Ветеран» (1976) и повести «Завтра была война» (1984), «Велико­лепная шестерка» (1980), «В списках не значился» (основана на документальных фактах).

Одним из лучших произведений о войне является повесть Бориса Васильева «А зо­ри здесь тихие...». Подлинные героини войны здесь юные зенитчицы с тихого разъез­да номер 171 - Рита Осянина, Женя Комелькова, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Галя Четвертак. Все они сложат свои головы в карельском лесу, чтобы не дать гитлеров­ским диверсантам пройти к важным стратегическим объектам - к Кировской желез­ной дороге и Беломорканалу.

Получив задание найти и захватить в лесу двух замеченных в лесу фашистских разведчиков, «поисковая группа», состоящая из пяти зенитчиц и их командира, стар­шины Васкова, неожиданно наталкивается на целый отряд вооруженных фашистских головорезов, готовящихся пройти в тыл наших войск. Готовность биться до конца и не отступить, не дать поисковой группе выполнить свой план писатель передает че­рез внутренний монолог Васкова: «Одно знал Басков в этом бою: не отступать. Не от­давать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, ни безнадежно - держать. Держать эту позицию, а то сомнут - и все тогда. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Басков, был сейчас ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия...».

Повесть состоит из 14-ти глав и эпилога, играющего важную роль для понимания одной из главных мыслей произведения - необходимости хранения памяти, жизни по высоким нравственным заветам погибших в годы войны.

Силу духа русского воина, защитника своей земли, воплощает в себе образ старши­ны Васкова. Басков - по-солдатски опытный, находчивый человек. Это он один, ране­ный, ворвавшись в блиндаж к четверым десантникам, свяжет их и приведет к своим. Это ему, умирая, Рита Осянина поручит сына, потому что знает: старшина совестлив, надежен, на него можно положиться.

Васильев пишет в разных жанрах. К жанру автобиографической повести относится повесть «Летят мои кони» (1982); к жанру исторического романа - «Вещий Олег» (1996) и «Князь Ярослав и его сыновья» (1997).

Повесть «Не стреляйте в белых лебедей» рассматривает нравственно-экологиче­ские проблемы. Борьба добра со злом разыгрывается в реалиях русской деревни.


В романе «Были и небыли» прослеживается история русской интеллигенции на фоне истории России. В этом произведении писатель обращается к событиям из жиз­ни рода Алексеевых, к которому принадлежала его мать (в романе фамилия Алексее­вых изменена на Олексиных). Это цикл из шести произведений: «И был вечер, и было утро» (1987); «Вам привет от бабы Леры» (1988); «Дом, который построил Дед» (1991); «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт» (1998); «Были и небыли. Утоли моя печали» (1997).

Васильев - автор многочисленных инсценировок, сценариев к фильмам: «Очеред­ной рейс» (1958); «Длинный день» (1961); «Офицеры» (1971).

Сегодня Б. Л. Васильев принимает участие в общественно-политической жизни. Он - член Союза писателей СССР с 1972 года, член Союза писателей России. Награжден тремя орденами, лауреат Государственной премии СССР (1975), премии Ленинского комсомола, премии им. Довженко, премии им. академика Д. Сахарова «За граждан­ское мужество» (1997), почетный гражданин г. Смоленска.

Рекомендуемое творческое задание

Напишите сочинение по теме: «Держат свой фронт, свою Россию. Держат!». Своеоб­разие композиции, поэтика повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...».

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Б. Л. Избранное: В 2 т. / Вступит. Слово А.Дементьева. - М., 1988.

2. Васильев Б. Л. Собр. соч.: В 8 т. - Смоленск, 1997.

3. Дементьев А. Статьи о советской литературе. - М., 1983.

4. Писатели России. Автобиографии современников. - М., 1998. Юрий Васильевич Бондарев (15.03.1924)

Ю

. В. Бондарев - прозаик, один из зачинателей так называемой «лейтенантской прозы».

Бондарев родился в городе Орске, детские годы будущего писателя прошли в Орен­буржье, на Южном Урале, в Средней Азии. С 1931 г. живет в Москве. Бондарев - участ­ник Великой Отечественной войны. После окончания военного училища сражался под Сталинградом. Был тяжело ранен. Войну окончил командиром противотанкового орудия. С 1946 по 1951 годы учился в Литературном институте имени А. М. Горького. Его учителем и наставником был К. Г. Паустовский.

Первый сборник рассказов писателя «На большой реке» вышел в 1953 г. Широкая известность к Бондареву пришла после выхода в свет его повестей и романов.

Произведения Бондарева, как и произведения Б. Васильева, В. Быкова, Г. Баклано­ва, В. Богомолова, относят к так называемой «литературе лейтенантов» - прозе писа­телей, которые начали войну в юности. Для произведений этих авторов характерно изображение не масштабных военных операций, а описание боевых действий силами взвода, роты, батальона и поведения отдельного частного солдата на войне. Правди­вое изображение ужасов войны и судеб ее рядовых участников составили содержание повестей и романов Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), «Горячий снег» (1969). Война в этих произведениях показана точно и без при­крас. После публикации книг Ю. Бондарева, Б. Васильева, В. Богомолова, В. Быкова, Г. Бакланова в литературоведении возникли термины «окопная правда», «окопный реа­лизм». По словам самого Юрия Бондарева, «сила и свежесть новых книг была в том, что, не отвергая лучшие традиции военной прозы, они во всей увеличительной по­дробности показали солдата „лица выраженье" и стоящие насмерть „пятачки", плац­дармы, безымянные высотки, заключающие в себе обобщение всей окопной правды. <...> В книгах была суровая и героическая солдатская правда».

Известность и признание к Бондареву пришли сразу после выхода в свет повести «Батальоны просят огня», которая несла в себе заряд жестокого драматизма. В ней показана та страшная цена, которой далась победа. В повести Бондарев вышел на са­мую сложную проблему, которая будет исследоваться и в последующих его книгах, приобретет центральное звучание - это соотношение норм права и морали. Батальон под командованием молодого капитана Бориса Ермакова, сковав значительную часть немецких сил при выполнении боевой операции - форсировании Днепра, - лишился обещанной огневой поддержки и был почти обречен. Молодой капитан винит самого себя в трагическом исходе операции, чувствует свою ответственность за погибших


людей: «Я командовал батальоном - и остался один. Так разве это не смерть? Так за­чем я еще живу, когда все погибли?». В неожиданной корректировке приказа коман­дованием дивизии Ермаков видит слабость командиров, позволивших подставить под удар два батальона. Соотношение норм права и морали станет предметом разго­вора комдива Изверзева и капитана Ермакова. Оказавшись перед выбором, куда на­править огонь артиллерии, в поддержку двух батальонов или всей дивизии, выполня­ющей новый приказ, командир дивизии остановился на последнем. Командование дивизии думало в целом о судьбе всей операции в изменившихся обстоятельствах, Ер­маков - о конкретных людях. Как оценить эту непростую ситуацию? Можно ли ее оправдать? Герои Бондарева по-разному отвечают на эти вопросы.

Сюжеты повестей Бондарева «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Го­рячий снег» характеризуются общим качеством: это «предельные», «непосильные» ситуации, действие в них сосредоточено на пятачке, на плацдарме, в окопе. В «По­следних залпах» батареи капитана Новикова сдерживают отход вражеских танков, в романе «Горячий снег» горстка молодых артиллеристов сражается с целой армией фашистского генерала Манштейна, рвущейся в окруженный Сталинград.

Одна из характерных особенностей повестей Бондарева о войне - это также психо­логизм, выявление внутреннего состояния солдата, его переживаний, мыслей, чувств. Поэтому большое место в пространстве бондаревского художественного текста отво­дится внутренним монологам героев. Конфликт в повестях Бондарева часто перено­сится в пространство памяти. Гибель друга, однополчанина, товарища по окопу, даже в случае победы может обернуться торжеством зла, побуждает героев размышлять о цене победы. Так, молодой капитан из повести «Батальоны просят огня», выбираясь из окружения, радуется не своему спасению, а думает о погибших товарищах: «Па­мять его, не угасая даже в мгновении забытья, была дана ему в наказание».

После романа «Горячий снег» Бондарев пишет романы «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985), «Искушение» (1991), образующие тетралогию. Это остросюжет­ные романы о судьбах интеллигенции. Герои этих произведений - писатели, худож­ники, кинорежиссеры, ученые. Эти книги объединяет авторская мысль о месте худож­ника в жизни общества, о поиске своего пути. В центре романов - человек, склонный к беспощадному самоанализу, предъявляющий повышенный спрос к самому себе. Те­ма судьбы и сознательного выбора, прозвучавшая в «лейтенантской» прозе Бондаре­ва, нашла в тетралогии дальнейшую разработку.

Эстетические принципы, воззрения писателя на статус художника, его литератур­ные взгляды отражены в книге «Поиск истины» (1976).

Произведения Ю. Бондарева пользуются большой популярностью. По сценариям писателя сняты кинофильмы «Тишина», «Берег».

Новые книги автора вызывают пристальный интерес, их всегда ждут читатели.

Ю. Бондарев - Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Ленинской и Государ­ственной премий (1984), литературной премии Л. Толстого (1993).

Рекомендуемое творческое задание

Напишите рецензию на повесть Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» или «Горя­чий снег» (по выбору).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарев Ю. В. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1993-1996.

2. Горбунова Е. Н. Юрий Бондарев: Очерк творчества. - М., 1989.

3. Идашкин Ю. В. Юрий Бондарев. - М., 1987.

4. Коробов В. Юрий Бондарев. - М., 1984.

5. Михайлов О. Юрий Бондарев. - М., 1976.

6. Федь Н. М. Художественные открытия Бондарева. - М., 1988. Евгений Иванович Носов (1925-2002)

Е

. И. Носов родился 15 января 1925 г. в селе Толмачево под Курском. Отец будущего писателя работал слесарем, молотобойцем, котельщиком, воспитывал сына в ре­месленных и хлебопашеских традициях. В 18 лет Носов ушел на фронт. В боях под Ке­нигсбергом был тяжело ранен. После госпиталя окончил среднюю школу, работал ли­тературным сотрудником в газете в Средней Азии. В 1951 г. вместе с семьей поселился в Курске. Учился на Высших литературных курсах в Москве вместе с В. Астафьевым, Б.


Можаевым, В. Беловым.

Литературный дебют Евгения Носова состоялся на страницах Курского областного альманаха для детей с публикации рассказа «Радуга» в 1957 году. Повести и рассказы Носова, собранные в книгах «На рыбачьей тропе» (1958), «Рассказы» (1959), «Трид­цать зерен» (1961), «Где просыпается солнце?» (1965), «За долами, за лесами» (1967), - принесли писателю заслуженную известность подлинного мастера слова, певца нравственной силы человека. Правдивое изображение ужасов войны и судеб ее рядовых участников в рассказах «Красное вино победы» (1969) и «Шопен, соната но­мер два» (1972) определили достойное место Е. Носова в кругу писателей «лейте­нантской прозы», таких, как Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов. О судьбах слав­ных солдат Великой Отечественной войны, преодолевших неимоверные тяжести и со­хранивших в себе человечность, доброту, живые души повествуют рассказы «Яблоч­ный спас», «Памятная медаль», повесть «Моя Джомолунгма».

Тема исторической правды, памяти живых и погибших славных солдат Великой Отечественной войны звучит в рассказе «Костер на ветру» (1993). Герой рассказа, во­площающий лучшие черты русского национального характера, житель хутора Бело-глин Алексей, прошедший трудными дорогами войны, через многие годы в день Побе­ды, предлагая помянуть погибших, с горечью и болью выскажет и авторскую тревогу о сегодняшнем времени, когда «геройские медали на толкучке продают».

Лучшие рассказы и повести Е. Носова «Объездчик», «За долами, за лесами», «И уплывают пароходы, и остаются берега», «Варька», «Домой за матерью», «Усвятские шлемоносцы», «Алюминиевое солнце», «Шуба», «Яблочный спас» ввели их автора в круг писателей «деревенской» темы, таких как В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев. Их отличительная особенность - живописность, глубокий психологизм в разработке ха­рактеров, ориентация писателя на народное слово, интонационное богатство, юмор, конкретность бытовых деталей, глубина гуманистического пафоса.

Художественным открытием Носова является повесть «Усвятские шлемоносцы» (1977). В ней писатель утверждает гуманную мысль о миролюбии русского человека, о приоритете естественных ценностей в его жизни, таких, как обыденная мирная жизнь в своем доме, в кругу родных, работа на своей земле, общение с односельчана­ми, воспитание детей, готовность прийти на помощь. Ключом к пониманию замысла повести являются слова писателя: «Суть человека труда и особенно хлебороба такова, что он к войне не готов. Обращение земледельца в солдата - это всегда трудный пси­хологический порог, всегда тяжелая внутренняя ломка».

Первые страницы повести описывают сенокосную страду, знакомят нас с главным героем, Касьяном, красивым, достойным человеком из деревеньки Усвяты, передают его радостное мироощущение, чувство довольства от возможности работать на своей земле, устремленность к красоте, гармонию между внутренним и внешним миром. «Радуясь погожему утру, выпавшей удаче и самой косьбе, Касьян в эти минутные остановки со счастливым прищуром озирал и остальной белый свет: сызмальства утешную речку Остомлю, помеченную на всем своем несмелом увертливом бегу при­брежными лозняками, столешную гладь лугов на той стороне, свою деревеньку Усвя­ты на дальнем взгорье, уже затеплившуюся избами под ранним червонным солнцем, и тоненькую свечечку колокольни, розово и невесомо сиявшую в стороне над хлеба­ми, в соседнем селе, отсюда не видном, - в Верхних Ставцах».

В эти мирные трудовые дни приходит известие о начале войны с фашистами. Сель­чане уходят с покоса, потрясенные нелепостью, ненужностью происходящего.

Носов не описывает сами фронтовые сражения: страшная фронтовая реальность отодвинута, дается через переживания, мысли, чувства героев, воспринявших начало войны как бедствие, как непоправимое горе, ворвавшееся в мирную, налаженную жизнь сельчан и принесшее страдания. Слово «война», «ужалившее» Касьяна на поко­се, «как внезапный ожог, который он поначалу вроде бы и не очень почувствовал, те­перь, однако, пока он бежал, начало все больше саднить, воспаленно вспухать в его голове, постепенно разрастаться, заполняя все его сознание ноющим болезненным присутствием». Все происходящее воспринимается через мирочувствование Касьяна, мирного труженика, воплощающего лучшие черты русского национального характе­ра. Он нетороплив, несуетен, любит свои Усвяты, где родился и вырос, весь крестьян-


ский мир, осененный «тоненькой свечечкой колокольни... в стороне над хлебами»; любит свою мать, брата, жену, двух детей, с нежностью думает о третьем, еще не ро­дившемся, но так страстно ожидаемом ребенке. Мысли его и о недокошенной траве, и о «не подкрепленном на зиму погребе», и о Куликовом поле, соединяющем прошлое, настоящее и будущее в единую цепь. Состояние усвятцев и самого Касьяна передает емкий эпиграф из «Слова о полку Игореве»: «И по Русской земле тогда/ Редко пахари перекликалися, / Но часто граяли вороны». Ментальную установку усвятцев, готов­ность их, как и их предков, заслонивших святую Русь от неприятеля, защитить мир­ный хлебопашеский труд на своей земле, передают слова старого Селивана, не соглас­ного с тем, что армия усвятцев маленькая: «Снег... братка, тоже по капле тает, а поло­водье собирается. Нас тут капля, а погляди туда, за речку, вишь, народишко по стол­бам идет? - Вот и другая капля. Да вон впереди, дивись-ка, мосток переходят - третья. Да уже Никольские прошли, разметинские... Это, считай, по здешним дорогам. А и по другим путям, которые нам с тобой не видны, поди тоже идут, а? По всей матуш­ке-земле нашей! Вот тебе и полая вода. Вот и главная армия!».

В финальные строки повести, перед тем, как Касьян переступит порог своего дома, чтобы стать в ряды усвятских шлемоносцев, в колонну новобранцев, отправляющихся на фронт, автор включит пронзительный, «звеняще-отчаянный голосок» ребенка, Сер-гунка: «Папка! Папка-а!.. Я с тобой!.. Я с тобой, папка-а-а!». И этот пронзительный крик, пробившийся к Касьяну сквозь «бабьи вопли», воплощает весь ужас и античело­вечность, противоестественность войны.

Таким образом, вся повесть Е. Носова «Усвятские шлемоносцы» передает веру писа­теля в животворные силы миролюбивого русского человека, говорит об истоках побе­ды в священной для всех советских людей войне. Примечательно и то, что своего ге­роя, воплощающего в себе силу и благородство человека, верность отечественным за­ветам, Носов назовет говорящим именем - Касьян («нареченный Касьяном да возгор­дится именем своим, ибо несет оно в себе освящение и благословение Божие к подви­гам бранным и славным»), приобретающим в повести символическое звучание.

Е. И. Носов награжден боевыми орденами и медалями. В 1975 году за книгу «Шу­мит луговая овсяница» награжден Государственной премией РСФСР им. А. М. Горько­го. Е. Носов - лауреат Международного литературного конкурса имени Андрея Плато­нова. Книги писателя постоянно переиздаются, переведены на многие иностранные языки.

Рекомендуемые творческие задания

1. Напишите рецензию на рассказ Е. Носова «Яблочный спас».

2. Напишите реферат на тему: «Жизненный, творческий путь Е. Носова. Поэтика прозы».

ЛИТЕРАТУРА

1. Носов Е. И. Избранные произведения.: В 2 т. - М., 1989.

2. Носов Е. И. Усвятские шлемоносцы. - М., 1980.

3. Носов Е. И. Алюминиевое солнце // Москва. 1999. № 7.

4. Астафьев В. П. Посох памяти. - М., 1980.

5. Кузнецов Ф. Самая кровная связь: Судьбы деревни в современной прозе // Ф. Куз­нецов. Избр.: В 2 т. - М., 1981.

6. Ломунова М. Самая жгучая связь. - М., 1982.

7. Чалмаев В. Храм Афродиты. Творческий путь и мастерство Е. Носова. - М., 1972. Владимир Осипович Богомолов (1926-2003)

В

. О. Богомолов - прозаик, автор известнейших произведений о Великой Отечествен­ной войне, поражающих глубиной и точностью воспроизведения жизни. Богомолов родился 3 июля 1926 г. в деревне Кирилловка Московской области, до де­сятилетнего возраста воспитывался у бабушки и дедушки в деревне. Дедушка - пол­ный Георгиевский кавалер, участник Русско-японской войны, Первой мировой войны, оказал большое влияние на формирование личности будущего писателя. «Как с дет­ства приучил меня дед, я делал все добросовестно». С 1936 года Богомолов жил в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, Богомолов прибавил себе два года, чтобы отправиться на фронт. Прошел путь от рядового до командира взвода (стрелкового, автоматчиков, пешей разведки) и в конце войны исполнял должность


командира роты.

Первая повесть Богомолова «Иван» (1958) выражала новый взгляд на войну, сво­бодный от идеологических схем. Причина, побудившая Богомолова взять в руки пе­ро, - желание рассказать правду о войне. Этими мыслями он делится с читателем сво­их книг в «Автобиографии»: «Я очень много читал, в том числе и о войне. Меня коро­било от множества нелепейших несуразностей, особенно в художественной литерату­ре. Полагаю, именно это побудило меня написать повесть „Иван".

Повесть «Иван» - это трагическая судьба двенадцатилетнего мальчика на войне, с другой стороны - это точное описание «зеленой тропы», переброски через линию фронта разведчика Ивана. В повести создан образ юного разведчика, одержимого жаждой мести врагу. Детально показан труд бойцов, профессионально исполняющих свой долг. Повесть была опубликована в журнале «Знамя» в 1962 г. По воспоминаниям Богомолова, редактор издательства «Художественная литература» «обнаружил в „Ива­не" влияние Ремарка, Хемингуэя и Олдингтона» и «вчинил» ему модное тогда обвине­ние в «окопной правде». Повесть приобрела популярность, имя автора стало извест­ным в стране и за рубежом. На основе повести «Иван» режиссером А. А. Тарковским был снят фильм «Иваново детство».

Богомолов работает в разных жанрах. Им написаны замечательные рассказы: «Первая любовь», «Второй сорт», «Кладбище под Белостоком», «Сосед по палате», «Сердца моего боль». В повести «Зося» (1974) психологически убедительно и художе­ственно достоверно, как и ранее в повести В. Быкова «Альпийская баллада» (1963), в повести В. Астафьева «Пастух и пастушка» (1971) исследуется тема любви. Философ­ская основа этих произведений - мысль о несовместимости войны с самой жизнью, со всепоглощающей любовью, не спрашивающей, «когда ей прийти».

Герои повести «Зося» - польская девушка и юный русский офицер. Мотив несосто­явшейся любви приобретает трагическое звучание: в жизни героя «не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое».

В роман «Момент истины» («В августе сорок четвертого...») (1974) Богомолов вло­жил собственный военный опыт. Обращает на себя внимание стиль писателя в рома­не, разительно отличающийся от предыдущей прозы. Подчеркнуто-документальный, протокольный, суховатый язык романа оправдан: он подчеркивает важность и опера­тивность задания «оперативно-розыскной группы» по обезвреживан


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.