Арсений Александрович Тарковский (1907-1989) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Арсений Александрович Тарковский (1907-1989)

2018-01-04 364
Арсений Александрович Тарковский (1907-1989) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самое главное в мире - это идея добра

А

. А. Тарковский родился в г. Кировограде (Елизаветграде) на Украине (тогда Хер­сонской губернии). Его отец принадлежал к партии «Народная воля», был обвинен по делу о покушении на харьковского генерал-губернатора, выслан на десять лет в се­ление Тунку (Туруханский край). По возвращении из ссылки женился на Марии Дани­ловне. «От этого брака родились Валерий, мой брат (1902 г.), и я», - напишет поэт в «Автобиографических заметках». Учился будущий поэт в гимназии, слушал приехав­ших в Елизаветград поэтов Ф. Сологуба, К. Бальмонта, И. Северянина. В семнадцать лет Тарковский приехал в Москву, учился на Высших государственных литературных курсах (1925-1929). Со стихами выступил в печати в 1926 г. С 1932 г. и в течение долгих лет занимался переводами. Вспоминая это время, в стихотворении 1960 г. поэт напи­шет: «Для чего я лучшие годы / Продал за чужие слова./ Ах, восточные переводы, / Как болит от вас голова».

В годы Великой Отечественной войны Тарковский был сотрудником армейской га­зеты «Боевая тревога» (1941-1943), после ранения лишился ноги. О перенесенной им операции Тарковский позже в стихотворении 1964 года «Полевой госпиталь» напи­шет проникновенные оптимистические строки: «Мне губы обметало, и еще / Меня по­или с ложки, и еще / Не мог я вспомнить, как меня зовут, / Но ожил у меня на языке / Словарь царя Давида./ А потом / И снег сошел, и ранняя весна /На цыпочки привстала, и деревья / Окутала своим платком зеленым».

Все стихи Арсения Тарковского о войне, как и вся его лирика, проникнуты верой в торжество жизни и разума. Беззаветная любовь к жизни, стремление к добру, чело­вечности - главные черты эстетики поэта.

В своих воспоминаниях, эссе Тарковский утверждает эти незыблемые основы: «Мне выпала на долю многолетняя жизнь. Я был пристрастным наблюдателем изме­нений, происходивших в самосознании человечества, в характере его знаний... Я был воспитан в преклонении перед законами человечности, уважения к личности и до­стоинству людей. Я считаю, что самое главное в мире - это идея добра. Идея добра во всех ее воплощениях».

Главная тема поэзии Тарковского - человек, осмысление связи людей и места чело­века в мире. «Кто я» - задает себе вопрос лирический герой в стихотворении «Ходить меня учила мать» (1956) и, отвечая на него, говорит о единстве людей в горе и радо­сти:

Пока топтать мне довелось Ковыль да зеленя, Узнал я, что земная ось Проходит сквозь меня.

Первая книга стихотворений Тарковского вышла в 1962 г, она была с горечью на­звана «Перед снегом». Признание к поэту пришло поздно. Он писал, но книги не из­давались. Набранный в 1946 г. первый сборник стихов не увидел света. Поэт держал в руках уже верстку, но после глотка свободы опять начались гонения на литературу, было напечатано разгромное ждановское постановление о журналах «Звезда» и «Ле­нинград», книгу Тарковского как «безыдейную» отправили под нож.

Поздний дебют поэта состоялся почти одновременно с режиссерским дебютом его сына - Андрея Арсентьевича Тарковского - выходом фильма «Иваново детство». Горе­чью пронизаны стихотворения «Вот и лето прошло» (1967), «Первые свидания» (1962), «Поздняя зрелость» (1965):


Не для того ли мне поздняя зрелость, Чтобы, за сердце схватившись, оплакать Каждого слова сентябрьскую спелость, Яблока тяжесть, шиповника мякоть...

Горечь присутствует и в замечательном стихотворении поэта «Первые свидания», в котором пропет гимн любви, молодости, счастью:

Свиданий наших каждое мгновенье, Мы праздновали, как богоявленъе, Одни на целом свете...

Финальные строки стихотворения стали поистине пророческими: «Когда судьба по следу шла за нами, / Как сумасшедший с бритвою в руке». Эти строки прозвучали в фильме Андрея Тарковского «Зеркало» и получили, как и весь фильм, международное признание. Поэт тяжело переживал гонения на сына, его смерть на чужбине. В эссе 1982 года «Пунктир» важным является его признание - «страдание - постоянный спутник жизни».

Война отразилась во многих стихах поэта, таких как: «Вы нашей земли не считае­те раем» (1941), «Стояла батарея вот за этим вот холмом» (1942), «Когда возвратим­ся домой после этой неслыханной бойни...» (1942), «Проводы» (1943), «Хорошо мне в теплушке» (1943), «Земля» (1944), «Русь моя, Россия» (1941-1945), «Суббота, 21 июня» (1945), «Памяти друзей» (1945), «Иванова ива»

(1958), «Песня под пулями» (1960). Война рассматривается Тарковским, как косми­ческая трагедия, однако четко прослеживаются истоки победы советского народа на войне: «Мы намертво знаем, за что / умираем, - / Мы землю родную у вас / отбираем. / А вам - за ворованный хлеб умереть» («Вы нашей земли не считаете раем», 1941).

Поэзии Тарковского присуще постоянство мотивов, с годами углубляющаяся разра­ботка излюбленных тем. Неприятие насилия, сопротивление злу найдет отражение во многих произведениях поэта. В стихотворениях, посвященных истории России, та­ких, как «Петр» (1928), «Петровские казни» (1958), четко выражена гуманная позиция поэта - утверждение самоценности человеческой жизни, отстаивание чести и досто­инства человека.

Жизнеутверждающий пафос присущ всей поэзии Тарковского. Стремление высто­ять, преодолеть препятствия, реализовать себя, когда тебя не могут понять, выражено в иносказательных стихах «Верблюд» (1947), «Кактус» (1948). Не проповедь терпения, а необходимость постижения смысла существования на земле выражено в стихотво­рении «Верблюд»:

Привыкла верблюжья душа К пустыне, тюкам и побоям. А все-таки жизнь хороша, И мы в ней чего-нибудь стоим.

В поэзии Тарковского явно прослеживаются традиции Серебряного века, слышны отзвуки стихов О. Мандельштама, М. Цветаевой, А. Ахматовой. Боль времени, отра­женная в «Реквиеме» Ахматовой, в строках Маяковского («Я хочу быть понят моей страной»), в строках Мандельштама («Мы живем, под собою не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны»), - звучит в стихотворениях Тарковского «Стол накрыт на шестерых» (1940), «Зимой» (1958), «В музее» (1960), «Поэт» (1963), «Тот жил и умер» (1975), посвященном О. Мандельштаму, в стихотворениях «Зимой» и «Как два­дцать два года тому назад» (1963), посвященных М. Цветаевой:

Куда ведет меня подругаМоя судьба, моя судьба? Бредем, теряя кромку круга И спотыкаясь о гроба. Не видно месяца над нами, В сугробах вязнут костыли,


И души белыми глазами Глядят вослед поверх земли.

(«Зимой»)

Цветаевой Тарковский посвятил цикл «Памяти М. И. Цветаевой» (1939,1946,1962, 1963).

Тарковский придавал большое значение гармонии стиха, его рифме. «Неточной рифмы я не люблю, - писал он, - потому что она не нужна. Мне неясно, зачем надо увеличивать свободу рифмовки, если рифма никогда никого не связывает, не может устареть, не имея собственного существования нигде, кроме рекламы и буриме, - риф­ма неточная вычурна для нормального слуха». Эстафету культуры, связи времен, пре­емственность между русской классической литературой и эпохой Серебряного века Тарковский передал современной поэзии, авторам, пишущим в рамках акмеистиче­ской традиции, таким, как Е. Рейн, Б. Кенжеев и др.

Рекомендуемые творческие задания

1. Напишите реферат на тему: «Земная ось проходит сквозь меня...». Жизненный, творческий путь Арсения Тарковского.

2. Напишите сочинение на тему: «Мы намертво знаем, за что умираем...». Тема вой­ны в поэзии А. Тарковского.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тарковский А. А. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1981.

2. Винокурова И. Ладья на стремнине // Новый мир. 1991. № 3.

3. Седакова О. Памяти Арсения Александровича Тарковского // Волга. 1990. № 12. Давид Самуилович Самойлов (1920-1990)

Пока в России Пушкин длится, Метелям не задуть свечу

/|лл /"\-70-e годы - время творческой зрелости талантливых «городских» поэтов -_L U OUh. Коржавина, А. Кушнера, Б. Слуцкого, А. Тарковского, Б. Чичибабина, Д. Самойлова.

Давид Самуилович Самойлов (настоящая фамилия - Кауфман) родился 1-го января 1920 г. в Москве. С 1938 по 1941 год учился в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории). Добровольцем ушел на фронт, был рядовым бойцом, разведчиком. Печа­таться Д. Самойлов начал с 1941 года. Он - автор девяти поэтических сборников, среди них «Ближние страны» (1958), «Второй перевал» (1963), «Дни» (1970), «Равноден­ствие» (1972), «Волна и камень» (1974), «Весть» (1978), «Залив» (1981), «Беатриче» (1989). Девятая книга стихов «Снегопад» была подготовлена автором к изданию, но опубликована посмертно. В 1962 году в переводе Д. Самойлова вышла книга «По­эты-современники. Стихи зарубежных поэтов».

В 1960 году, через пятнадцать лет после победы над фашизмом в Великой Отече­ственной войне, Д. Самойлов напишет стихотворение с явными реминисценциями стихотворения «певца бессмертного»

Г. Р. Державина «Снигирь», вызывающее исторические аналогии. Державинское стихотворение написано в мае 1800 года на смерть великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, неизменно отстаивавшего свою общественную и творческую независимость. Об истории написания стихотворения Г. Р. Державин рас­сказывал, что у него был дома снегирь, умевший насвистывать военные марши. Услы­шав его пение после известия о смерти Суворова, Державин написал стихотворение с известными строками - «Что ты заводишь песню военну / Флейте подобно, милый снигирь?». В стихотворении Д. Самойлова равнодушные созерцатели советуют дер­жавному пииту, «разумом великому», воспевшему славу русского оружия, передать лиру «некоему малому способному», но не воинам, залезшим после трудного зада­ния - обороны под деревней Лодвой - «в блиндаж спать».

Рукоположения в поэты Мы не знали. И старик Державин


Нас не заметил, не благословил... В эту пору мы держали Оборону под деревней Лодвой. На земле холодной и болотной С пулеметом я лежал своим. Это не для самооправданья: Мы в тот день ходили на заданье И потом в блиндаж залезли спать...

Как и у всех фронтовых поэтов, тема памяти, «светлой печали» (А. С. Пушкин) ста­нет самой священной темой творчества Д. Самойлова. Мартирологом о бойцах Отече­ственной войны, «повыбитых железом», памятью о «трудных и невозвратных поте­рях», станет его стихотворение «Перебирая наши даты» (1961) о фронтовом единстве, о подлинных гуманистах:

А гуманизм не просто термин, К тому же, говорят, абстрактный. Я обращаюсь вновь к потерям, Они трудны и невозвратны.

Стихотворение содержит аналогии со стихотворением А. Ахматовой «Победите­лям» (1944). О «незатейливых парнишках» (Ахматова), сложивших «жизнь свою за друга своя», - все стихотворения Д. Самойлова о войне. Строки - «Мы хотели, чтоб бы­ло лучше, / Потому и не знали страху» - из стихотворения «Слава богу! Слава богу» (1961) иллюстрирует мысль поэта об истоках силы советского солдата.

Беспокойная память поэта вновь и вновь возвращается в военные годы («Осень со­рок первого», «Светлые печали», «Двор моего детства», «Памяти юноши», «За Непрядвой», «Часовой»). Сильным и волнующим стихотворением Д. Самойлова о войне является стихотворение «Часовой» (1980), где автор просит сменить солдата на посту, ведь он - «человек живой», а не куст:

Нельзя не сменить часового, Иначе заснет на посту. Нельзя человека живого Во всемуподобитъ кусту. Горячего чаю в землянке Напиться ему не грешно. Пускай переменит портянки И другу напишет письмо.

Стихотворением, ставшим символом, эмблемой военного времени, является самой-ловское «Сороковые, роковые». Поэт хочет, чтобы его читатели помнили, какие неимоверные трудности, лишения, потери перенес советский солдат. Как крылатые слова для обозначения военных лет употребляются строки «сороковые, роковые». Сти­хотворение реалистично воссоздает эпоху, когда «война гуляла по России» и когда «мечта», «юность» столкнулись с «бедой»; в нем создана целая лирическая симфония, воспевающая молодость и жизнь, несовместимых с войной и разрушением:

Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенъя похоронные И перестуки эшелонные... Как это было! Как совпало

Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало, И лишь потом во мне очнулось!

Стиль стихотворения, отличающийся живописными и звуковыми ассоциациями -аллитерациями, ассонансами, сближает его с русским народным стихом, с песнями,


частушками, пословицами, поговорками. Это произведение Самойлова вошло во все учебные хрестоматии.

Центральными мотивами в поэзии Д. Самойлова являются мотивы дороги, памяти, сострадания. Одно из стихотворений так и называется «Память» (1964), оно переложе­но на музыку и стало популярной песней.

Понятие «память» в стихотворении Д. Самойлова наполняется глубоким нрав­ственно-философским содержанием: память «возвращает образы и множит», не поз­воляет рассыпаться цепи времен. Образы природы - ветра, деревьев, птиц - создают в стихотворении сложный образ лирического героя:

Я зарастаю памятью, Как лесом зарастает пустошь.

Мотив памяти звучит и в самойловских стихотворениях «Голоса за холмами» (1980), «Северянин» (1981), «Памяти юноши» (1978) и др. Память, в контексте поэзии Самойлова, является катализатором совести, она побуждает к взыскательному анали­зу жизни, поступков, дел:

Память тайная тихо казнит, Совесть тихая тайно карает.

(«Северянин», 1981)

Мотив сострадания постоянно присутствует в поэзии Д. Самойлова, побуждая от­кликаться на все боли и тревоги мира. Сострадание, по мнению автора, заложено в са­мой природе человека, поэтому надежда никогда не покидает лирического героя:

Что за странность все же это Состраданье!

В поле отзвук, в роще - эхо, В нас - рыданье.

(«Что за странная забота...», 1981)

Д. Самойлов творчески развивает традиции русской классической литературы, прежде всего - Г. Ф. Державина, А. С. Пушкина. Имя А. Пушкина, яркие черты его сти­листики, пушкинские образы часто встречаются в стихотворениях Д. Самойлова, вы­зывая множество аналогий и ассоциаций. Пушкин для Д. Самойлова - нравственный идеал, «ясновидец»:

Мы послушники ясновидца... Пока в России Пушкин длится, Метелям не задуть свечу.

(«Пусть нас увидя без возни», 1978)

Самойлов - поэт интеллектуально-аналитического склада, у него много стихотво­рений - размышлений о творчестве, о долге художника, диалогов со своими любимы­ми поэтами. Отсюда - повторы, цитаты, полуцитаты из А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фе­та, А. Блока, В. Соколова. О роли традиции, ее преемственности и развитии говорится в стихотворении Самойлова «И тогда узнаешь вдруг» (1973):

... И тогда узнаешь вдруг, Как звучит родное слово. Ведь оно не смысл и звук, А уток пережитого, Колыбельная основа Наших радостей и мук.

В критической литературе о Давиде Самойлове подчеркивались легкость, ирония, свойственные его поэтической речи. Фраза поэта «Я сделал вновь поэзию игрой <...> Веселой серьезной / Игрой» - определяет его творческий метод. В раннем стихотворе­нии 1962 года Самойлов раскроет некоторые «секреты» своей творческой лаборато­рии:


Дай выстрадать стихотворенье! Дай вышагать его! Потом, Как потрясенное растенье, Я буду шелестеть листом.

(«Дай выстрадать стихотворенье»)

Таким образом, поэзия, в понимании автора, «внушена поэту высшей силой», «рождена для сокрушенья зла», но в ней присутствует и тайна, загадка:

Но все равно пленительно мила Игра, забава в этом мире грозномИ спица-луч, и молния-игла, И роспись на стекле морозном.

(«Я сделал вновь поэзию игрой», 1979)

Последние стихи Д. Самойлова приобретают особую философскую глубину. «Брен­ность мира», над которой плакал его лирический герой в стихотворении «Из детства» (1956), сменяется мыслью о бессмертии:

Примеряться к вечным временам, К бесконечным расстояньямЭто все безмерно трудно нам, Вопреки стараньям. Легче, если расстоянье - пядь, Если мера времени - минута. Легче жить. Труднее умирать Почему-то.

(«Примеряться к вечным временам», 1981) Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Пушкинские мотивы в творчестве Д. Самойлова. Как вы понимаете строки поэта «Пока в России Пушкин длится, / Метелям не задуть свечу»?

2. Составьте перечень стихотворений Д. Самойлова с пушкинскими образами и ре­минисценциями. Проанализируйте. Сделайте выводы о творческой преемственности поэтических традиций «золотого века» в творчестве Д. Самойлова.

3. Проведите анализ стихотворения «Поэт, Пестель и Анна». Какова философская наполненность образов Пестеля и Пушкина в стихотворении?

4. Прочитайте стихотворение Д. Самойлова «Банальностью солдатских писем...» Какова функция мотива «памяти» в его лирике? В каких еще стихотворениях поэта присутствует мотив памяти?

5. Каковы, на ваш взгляд, истинные ценности для лирического героя Д. Самойлова (рекомендуются стихотворения: «В деревне», «Девочка», «Примеряться к вечным вре­менам», «Батюшков», «Памяти юноши», «Звезда», «Хлеб», «Поэт, Пестель и Анна»)?

6. Каковы основные черты поэтики Д. Самойлова? На материале стихотворений «Выезд», «1942 г.», «Сороковые, роковые» определите функции эвфонии, роль антите­зы, значение художественной детали в его поэзии.

7. В каких стихотворениях и в какой художественно-образной форме выражены размышления поэта о творчестве и долге художника?

8. В чем вы усматриваете влияние поэтики Д. Самойлова на современную поэзию? Аргументируйте свою позицию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Самойлов Д. С. Избранные произведения: В 2-х тт. / Вступ. ст. И. Шай-танова. - М., 1990.

2. Самойлов Д. С. Стихотворение. - М., 1985.

3. Чупринин С. Крупным планом: Поэзия наших дней: Проблемы и характеристи­ки.-М., 1983.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.