Мотив воспоминания, заявленный в стихотворении, также является сквозным в лирике выдающегося вологодского поэта. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Мотив воспоминания, заявленный в стихотворении, также является сквозным в лирике выдающегося вологодского поэта.

2017-12-22 354
Мотив воспоминания, заявленный в стихотворении, также является сквозным в лирике выдающегося вологодского поэта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н.М. Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдох­новения к самым острым душевным переживаниям и стремил­ся запечатлеть их в поэтической форме.

 

«Звезда полей»

Стихотворение «Звезда полей» — одно из самых извест­ных в творчестве Н.М. Рубцова. Оно посвящено родной Воло-годчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство. Для самого автора это про­изведение, безусловно, было программным, так как один из его поэтических сборников также носит это название.

Центральный образ стихотворения несет в себе социаль­ную окрашенность. Лирическому герою важно, что «звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли». Поэт под­черкивает статический характер образа, символизирующий вечность и незыблемость существующего миропорядка.

Звезда полей привносит в жизнь лирического героя мир и покой. Она гасит тревогу жителей земли, касаясь их городов приветливым лучом. Но только «во мгле заледенелой», вдали от больших городов эта звезда «восходит ярче и полней».

В последней строфе стихотворения лирический герой под­черкивает, что это звезда его полей. Таким образом, образ звезды соотносится с библейской путеводной звездой.

Интересно, что в первоначальном варианте текст стихо­творения звучал несколько по-иному. В нем глубже была под­черкнута тема родины. Звезда полей горела «над родственным пределом». В окончательном варианте Н.М. Рубцов заменил фрагмент строки «над родственным пределом» на словосоче­тание «во мгле заледенелой», что еще раз подчеркнуло коль­цевую композицию произведения и одновременно усилило в стихотворении аллитерацию «л», которая придает плавность и мелодичность поэтическому тексту. Также образ «мглы зале­денелой» необходим Н.М. Рубцову для создания контрастной пейзажной зарисовки.

Образ «звезды полей», озаряющий землю доброй энергией света подчеркнут анафорическим повтором («Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром») и повто­ром внутри строки («Горит, горит звезда моих полей...»). Этот ключевой для стихотворения образ подчеркивает необъятные земные просторы, драгоценную красоту природы («золото осеннее», «зимнее серебро»). В первоначальном варианте сти­хотворения описание просторов было более развернутым и пространным. В итоговом тексте Н.М. Рубцов сделал его ем­ким, но лаконичным.

Звезда — традиционный образ классической поэзии. Издрев­ле звезды покровительствовали поэтам, которые, в свою очередь, посвящали им лучшие стихотворения. Однако Н.М. Рубцову удалось творчески продолжить существующую традицию, соз­дав поэтичный образ звезды полей, содержащий в своем значе­нии нерасторжимую связь земного и небесного начал. Этот образ символизирует содержание художественного мира поэта, его ви­зитную карточку на небосклоне поэтических светил.

 

 

А.А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ

«Судьба, как ракета, летит по параболе...»

Стихотворение А.А. Вознесенского «Судьба, как ракета, летит по параболе...» воплощает флибустьерский дух шести­десятничества. В центре произведения — личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмо­сфера творческого поиска, преодоления трудностей, жизнен­ных невзгод.

В основе сюжета стихотворения лежит прием антитезы. Противопоставляются два разных жизненных пути: путь по прямой (так проще и короче идти) и путь по параболе (через творческие муки и поиски собственного «я»). В качестве при­мера судьбы с интересной траекторией автор приводит био­графию художника Гогена, который сначала был торговым агентом, а потом пробился в мир высокого искусства.

Символом признания таланта художника в стихотворе­нии становится Лувр. А.А. Вознесенский подчеркивает, что у Гогена была возможность войти в профессию через «главный порог»: по традиционному академическому пути, копируя «райские кущи», как это сделали многие художники, ибо библейские сюжеты щедро оплачивала церковь, делая доро­гие заказы. Но Гоген предпочел рисовать то, что хотел, и жить, как хотел. Отстранившись от цивилизации, он много лет прожил среди простых людей и рисовал их портреты и чудесную, непривычную для европейского глаза экзотиче­скую природу.

Однако истинного творца всегда ожидает признание, по­этому Гоген все равно попал в Лувр (символ ведущих музеев мира в данном случае), «параболой гневно пробив потолок!».

От судьбы Гогена А.А. Вознесенский обращается к жизни лирического героя — своего молодого современника, который уезжает то в Грузию, то в Сибирь вместо того, чтобы устроить свою личную судьбу, жениться и обрести тихое семейное сча­стье. Но строя свою жизнь и судьбу, герой думает и о своей возлюбленной, которая, возможно, устала уже ждать, поэтому парабола, которая так превозносилась в первой части, уже вдруг становится дурацкой. Символом разлуки в стихотворе­нии становятся «простывшие плечики» и «земные и озябшие» позывные любимой женщины.

В эпоху космических открытий образ летящей по параболе ракеты, заявленный в первой строке произведения, несомнен­но, выглядел модным и актуальным. Однако во второй части намечается новая антитеза: «полет» и «приземление». Любовь, земное чувство, заставляет лирического героя мечтать о при­землении рядом с любимой.

Сюжет стихотворения чрезвычайно динамичен. Неслучай­но в произведении доминируют глагольные формы, обозна­чающие движение («летит», «унесся», «уносился», «срываю­щий», «пробив», «уехал», «лечу», «несутся», «уезжает»).

Вместе с лирическим героем в едином жизненном потоке несутся те ценности, во имя которых он вершит свой маршрут по параболе: это искусство, любовь и история. Искусство при этом выдвигается на первое место как высочайшая жизненная доминанта. Этим живым, динамичным образам противопос­тавлены статичные и на века закрепленные, инертные пози­ции: «каноны, прогнозы, параграфы».

Динамизм сюжету, несомненно, придают риторические вопросы, восклицания и обобщения. В финале стихотворения звучит провокационный вопрос: «А может быть, все же пря­мая — короче?». Читателю предлагается самому сделать пра­вильный выбор, но совершенно очевидно, что для лирическо­го героя произведения нет и не может быть другого пути.

В стихотворении много «неточных рифм» («параболе» — «радуге», «Гоген» — «агент», «храбро» — «параболе»). Вме­сте с тем ключевой символ произведения «парабола» четыре раза выносится в конец стихотворной строки, что помогает сделать его более выразительным и ударным. А.А. Вознесен­ский, всегда склонный к звуковой игре, намеренно подбирает созвучия к этому слову: «правда», «парадное», «параграфы». Кроме того, образ «параболы» подкреплен в начале стихотво­рения аллитерацией «р» («Судьба, как ракета, летит по пара­боле Обычно — во мраке и реже — по радуге»), а также зву­ковым удвоением («ракетой ревущей»), затем «п» и «р» («Прости мне дурацкую эту параболу. Простывшие плечики в черном парадном...»).

В стихотворении А.А. Вознесенского ярко воплотились особенности шестидесятничества как мировоззрения. Образ ветра ассоциируется с ожиданием общественных перемен. Важна здесь также активная жизненная позиция лирического героя — романтика и искателя приключений.

 

«Первый лед»

Стихотворение А.А. Вознесенского «Первый лед» — не­большая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: «зябкое пальтецо», «пальцы — льдышки», «ледяная улочка», «мерзлый след на щеках» и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения ключевой образ произведения — «пер­вый лед». На протяжении развития сюжета этот образ пере­осмысливается. Сначала он воспринимается как обычное по­годное явление. Но затем метафора «первый лед телефонных фраз» подсказывает, что в стихотворении важен не холод приближающейся зимы, а лед, просочившийся в душу лири­ческой героини через ледяные нотки в голосе любимого, ко­торые девушка услышала по телефону. Финальные строки стихотворения завершают созданный автором образ на логи­ческой ноте: «Мерзлый след на щеках блестит — Первый лед от людских обид».

Девочка только вступает во взрослую жизнь. Сережки и губная помада являются символами пробуждения в ней жен­ского начала, потребности любить и быть любимой.

В стихотворении много назывных предложений, что при­дает сюжету определенную недосказанность, фрагментар­ность. Столкновение детской наивности с обманом больно ранит не только душу лирической героини, но и сердце авто­ра, который, с одной стороны, сочувствует своей героине, а с другой — не может изменить сюжет и сделать ее счастливой, ибо тогда он погрешит против правды — суровой правды жизни.

Образ первого льда соотносится в стихотворении с темой горя и одиночества. Между строк в стихотворении видна ав­торская досада на то, что, столкнувшись с обидой, трогатель­ное и наивное существо очерствеет душой. Эпитет «первый» постоянно напоминает о том, что таких любовных разочаро­ваний может быть много на жизненном пути.

Стихотворение заставляет вспомнить о ценности довери­тельных человеческих отношений, о том, что легко разрушить их, но порой невозможно восстановить.

«Елка»

Стихотворение А.А. Вознесенского «Елка» отличает празд­ничное новогоднее настроение. Атмосфера обновления, ожида­ния чуда и просто веселье вечеринок перемежаются в нем с лю­бовной темой. Новый год традиционно отмечается как семейный праздник. Его всегда хочется встретить с любимыми людьми: «Любовь всегда—кануны. В ней — Новый год души».

Автор считает, что елка современной эпохи похожа немного на ракету: у нее реактивные крылья и огненные шары. На фоне новогоднего праздника рисуется лирическая героиня — девчонка с мандолиной и рыжей челкой, похожей на кожуру мандарина.

Праздничная атмосфера, устремленность в будущее под­черкивается восклицательной интонацией, назывными пред­ложениями, звуковыми повторами («буйство» — «будущее» — «бусы» (аллитерация «б»). В стихотворении есть интерес­ные находки в области рифмы («пророчатся» — «непорочно­сти», «с мандолиной» — «мандарином», «журя» — «кожура», «буйство» — «в бусах»).

Воплощая тему обновления в канун новогодних праздни­ков, когда все люди загадывают желания и пытаются хоть на миг заглянуть в будущее, узнать, что ожидает в следующем году, А.А. Вознесенский стремится и форму произведения сделать новаторской. Отсюда обилие риторических вопросов, необычный ритмический рисунок, неполные предложения. Сюжет стихотворения развивается динамично. Однако наряду с оригинальными творческими находками в произведении имеются и явные просчеты. Например, если мандарины — традиционный атрибут убранства праздничного стола, то об­раз мандолины явно нужен Вознесенскому только для звуко­вой игры («с мандолиной» — «мандарином»). На фонетиче­ском уровне восприятия текста эта рифма действительно выглядит творческой удачей, настоящей находкой. А вот в об­разном плане мандолина явно выбивается из контекста. Ведь это не слишком популярный в молодежной среде инструмент. Обычно в компаниях в качестве аккомпанемента используется гитара. Образ мандолины мог привнести в новогоднее стихо­творение тему карнавала, но тогда он должен быть подкреп­лен другими (например, масками и карнавальными костюма­ми). А.А. Вознесенский в своем воображении добавляет по­следние штрихи и детали. Его поэтические зарисовки пронизаны духом творческой фантазии и эксперимента.

 

 

B.C. ВЫСОЦКИЙ

«Мерцал закат, как блеск клинка...»

Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни.

Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка...» (извест­ной также под названиями «Военная песня» и «Альпийские стрелки») был написан для кинофильма «Вертикаль», как и «Вершина», «Песня о друге», «Прощание с горами» и другие.

Произведение переносит нас в далекие сороковые годы — годы Великой Отечественной войны. Действие происходит в горах. Сюжет разворачивается динамично.

Уже первая строфа «Мерцал закат, как блеск клинка» вво­дит в военную тему. Метафора «Свою добычу смерть счита­ла» передает атмосферу экстремальных условий, в которых ведутся военные действия.

Горы в творчестве B.C. Высоцкого — устойчивый сим­вол, символ преодоления жизненных невзгод, то художест­венное пространство, на фоне которого лучше всего раскры­вается человеческий характер, проверяются такие понятия, как дружба, взаимовыручка, да и просто элементарная чело­веческая порядочность. Однако в этом стихотворении опи­сывается не спортивное альпинистское восхождение, совер­шаемое с целью испытать себя. Для взвода наших войск отхол по перевалу — единственная возможность выжить и подготовиться к следующему бою. Солдаты верят, что горы помогут им победить, ведь они воюют на своей земле. В этом смысле горы выступают как своеобразный оберег. По-военному четко звучит припев: «Отставить разговоры. Впе­ред и вверх...».

Второй куплет песни переносит читателя в довоенное вре­мя, когда немецкий парень вместе с нашим покоряли верши­ны. Тогда они шли в одной связке («Он падал вниз, но был спасен»). А теперь (во время войны), может быть, он «свой ав­томат готовит к бою».

В третьем куплете противопоставлены по настроению на­ши бойцы и альпийские стрелки — захватчики. Среди первых царит воодушевленная решимость ринуться в бой, а вторые «что-то не в ударе». B.C. Высоцкий метко подчеркивает, что стрелки из «Эдельвейс» внутренне понимают, на чьей стороне правда. Многим из них совершенно не нужна навязанная Гит­лером война, и это сказывается и на их настрое, и на отноше­нии к ним гор, которые покровительствуют нашим бойцам по праву справедливости.

Для пришедших на нашу землю врагов действует иной ко­декс чести, чем для туристов-альпинистов, некогда приезжав­ших с миром и дружбой. Стрелков будут безжалостно убивать и сбрасывать с перевала.

Мастерство B.C. Высоцкого в этом стихотворении состоит в том, что он показывает войну через мысли и переживания самих бойцов. И моральные мучения и тревоги оказываются при этом не менее тяжелыми, чем физические. Ведь совсем не просто выстрелить в солдат противника, зная, что среди них находится твой недавний товарищ, с которым ты покорял вершины этих же гор в одной связке.

Цикл песен B.C. Высоцкого, написанный для кинофильма «Вертикаль», представляет собой школу мужества, аккумули­рует те нравственные ценности, которые поэт завещал свято беречь потомкам. А баталии Великой Отечественной войны воспринимаются B.C. Высоцким как самые настоящие уроки мужества и героизма.

«Песня о земле»

«Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у зем­ли. Не отнять, как не вычерпать моря».

Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою правоту в споре со скептиками и слабыми духом людьми.

Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение («Кто сказал, что зем­ля умерла», «...Она почернела от горя», «Обнаженные нервы земли Неземное страдание знают» и т.д.). Земля, таким обра­зом, выступает в произведении как живое существо, которое способно петь и страдать. Образ земли воплощает душу Рос­сии, которую нельзя покалечить, как ее многострадальный лик, изуродованный, израненный воронками и траншеями.

Земле изначально присуще материнство как неотъемлемое и естественное качество. Все попытки уничтожить на ней жизнь тщетны и несостоятельны. Одновременно с этим под­черкивается целительная сила времени.

Примечательно, что B.C. Высоцкий изначально не разделяет землю на свою и чужую. Хотя речь в стихотворении идет прежде всего о судьбе измученной войной родины, в произведении про­является в определенной степени и планетарное мышление по­эта, которого волнует любое человеческое горе на свете.

В финальной строфе поэт выражает непоколебимую уве­ренность в том, что земля «вынесет все, переждет». Он спорит с теми, кто не верит в будущее и думает, что земля «замолчала навеки». Особое значение в этой связи в финале приобретает образ песни, воплощающий идею духовного возрождения, веру в лучшее будущее и преодоление невзгод, связанных с войной.

Создавая образ израненной земли, B.C. Высоцкий вместе с тем изображает войну как «неземное страдание» и величайшее из бедствий. Обобщенный образ страдания земли невольно проецируется на судьбу каждого ее жителя, познавшего боль, смерть и духовное опустошение, отчаяние, которое непремен­но нужно преодолеть для того, чтобы жизнь на земле вновь пошла обычным чередом, чтобы воплотилось животворное начало в народной песне, к которой, несомненно, восходят ис­токи творческого таланта B.C. Высоцкого.

 

«Песня о друге»

«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравст­венной категории.

Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъем­лемое качество человека с высокими моральными принципа­ми, и антимещанскую позицию, столь характерную для фли­бустьерского духа эпохи шестидесятничества.

B.C. Высоцкий выступает в «Песне о друге» как тонкий знаток человеческих душ, понимающий разницу между тем образом, который хочет создать человек в глазах окружаю­щих, и его истинной сущностью, которая порой бывает со­вершенно иной.

До конца раскрывается человек и его способность на са­моотверженные поступки только в экстремальных ситуациях, например в горах, где от поведения одного альпиниста, иду­щего в общей связке, напрямую зависит жизнь его товарищей. Здесь лучше всего проверяется такое понятие, как друг. Если в сложный момент человек готов подставить свое плечо, то он заслужил право называться другом, ему можно доверять.

Наряду с основной сюжетной линией произведения звучат рассуждения о социальном явлении, при котором человек вы­глядит как «и не друг, и не враг, а — так». Люди общаются, до­веряют друг другу свои мысли, делятся мечтами и радостями. Но как только человеку становится нужна реальная помощь и поддержка, дружеский настрой в отношениях куда-то исчезает.

Весьма резко, даже, можно сказать, жестко звучит вер­дикт, вынесенный B.C. Высоцким во второй строфе по от­ношению к парню, который «сразу раскис» в горах: «Ты его не брани — гони: Вверх таких не берут, и тут Про таких не поют». Дружеское отношение нужно заслужить своими лич­ными качествами. Для людей, которые не достойны этого, B.C. Высоцкий находит красноречивое определение: «чу­жой». Здесь же возникает образ песни, которой достойны только настоящие друзья. Наказанием же для трусов и сла­бых духом нытиков будет изгнание и забвение, как, напри­мер, был изгнан из племени людского эгоистичный Ларра в «Старухе Изергиль» A.M. Горького. Но Ларра совершил пре­ступление: он убил отказавшую ему девушку. Он достоин своей участи. Герой же B.C. Высоцкого, который не смог справиться с малодушием, может быть, еще попытался бы преодолеть свой страх и стать настоящим человеком. Однако поэт не оставляет ему второй попытки. В этом есть опреде­ленная категоричность и жесткость авторской позиции. Но такой уж он максималист по духу — лирический герой по­эзии B.C. Высоцкого. Для него не существует полутонов: в мире есть лишь добро и зло. белое и черное, а то, что кажет­ся серым, всегда может почернеть в любую минуту.

Однако несмотря на подлость и предательство, нередко поджидающие человека в жизни, поэт продолжает верить в людей, в то, что такое понятие, как дружба, не иссякнет.

Именно поэтому третья заключительная строфа посвящена положительному образу — образу настоящего друга, который «шел за тобой, как в бой». Предательство в горах тем самым приравнивается к предательству на поле битвы. Образ поко­рителей вершины в финале стихотворения обладает необык­новенной притягательной силой: ничто не приносит человеку такой огромной радости, как радость победы над собой. На­градой за преодоление тягот и испытаний становится для ли­рического героя и его верного друга прекрасный вид с поко­ренной вершины горы.

Покорение вершины — образ, обладающий в стихотворе­нии B.C. Высоцкого высокой силой художественного обобще­ния. Каждый из нас покоряет на жизненном пути свои верши­ ны, чтобы в конце концов взять самую сложную высоту — достигнуть духовного совершенства. Но человеку трудно пройти свой путь одному: настоящие друзья — это именно те, кто до конца разделяет с ним и огорчения, и радость победы.

 

«Зарыты в нашу память на века...»

Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели.

Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с прошлым, осторожно: Не разбейте глиняный сосуд!» — восклицает лирический герой. С позиции сегодняшнего дня, когда делаются попытки представить события Великой Отечественной и Второй мировой войны в ином свете (сме­стить акценты, заретушировать истинные причины тех или иных явлений, по-новому взглянуть на роль отдельных исто­рических лиц), призыв B.C. Высоцкого к бережному отноше­нию к истории звучит особенно актуально.

Поэт пишет о субъективности в восприятии действитель­ности: даже в памяти одного человека по-разному отразятся события прошлого через много лет.

B.C. Высоцкий предупреждает о том, что каждый из нас может ошибиться в поисках правды, ибо «разглядеть, что ис­тинно, что ложно, Может только беспристрастный суд». Ав­тор метафорично соотносит прошлое с глиняным сосудом. Глубину человеческой памяти он сравнивает с колодцем. Оба эти символа подчеркивают быстротечность времени и цен­ность истории. Ведь только даты, события и лица тех людей, которые заслужили право войти в нее, остаются потомкам в качестве информации о том, как жили на земле предыдущие поколения. Истлеют их кости в земле, разрушатся дома, кото­рые они построили, но навсегда останется жить память о ге-


 

роических подвигах тех, кто погиб за свободу и независимость родной земли. Эта память важна не только потому, что истин­ные герои заслужили, чтобы о них помнили, но и потому, что история дает нам великие жизненные уроки, которые просто неразумно забывать.

 

«Я не люблю»

Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю».

С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же жизненные явления отрицает он с такой силой? Все они в той или иной степени характеризуют его самого. Во-первых, это смерть, фатальный исход, сми­риться с которым трудно любому живому существу, жизнен­ные невзгоды, заставляющие отвлечься от творчества.

Герой также не верит в неестественность в проявлении че­ловеческих чувств (будь то цинизм или восторженность). Сильно ранит его чужое вмешательство в личную жизнь. Эту тему метафорично подчеркивают строки («Когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо»).

В четвертой главе упоминаются ненавистные герою сплет­ни в виде версий, а в пятой он восклицает: «Досадно мне, коль слово «честь» забыто и коль в чести наветы за глаза». Здесь есть намек на сталинскую эпоху, когда по ложным доносам шли на смерть, сажались в тюрьмы, ссылались в лагеря или на вечное поселение ни в чем не виноватые люди. Эта тема под­черкивается и в следующей строфе, где лирический герой заяв­ляет, что не любит «насилья и бессилья». Идея подчеркивается образами «сломанных крыльев» и «распятого Христа».

Некоторые мысли на протяжении текста стихотворения в той или иной степени повторяются. Произведение, таким об­разом, насыщено критикой социальной дисгармонии. 222

Сытая уверенность одних сочетается со сломанными крыльями (то есть судьбами) других людей. У B.C. Высоцкого же всегда было обостренное чувство общественной справедли­вости: он моментально замечал любое насилие и бессилие во­круг себя, ибо сам ощущал их, когда ему долго не давали раз­решение на концертную деятельность. Творческое вдохновение окрыляло на новые свершения, а многочисленные запреты эти крылья ломали. Достаточно отметить тот факт, что поэт, оста­вивший столь обширное творческое наследие, при жизни не опубликовал ни одного поэтического сборника. О какой спра­ведливости по отношению к B.C. Высоцкому можно после это­го говорить? Однако поэт не ощущал себя внутренне в стане слабых, тех невинных, которых бьют. Он испытал на себе и бремя всенародной любви и славы, когда песни его стали попу­лярны, когда люди пытались изо всех сил достать билет в Театр на Таганке, чтобы познакомиться с B.C. Высоцким как с акте­ром. B.C. Высоцкий понимал, какой притягательной силой об­ладает эта слава, и образ иглы почестей в четвертой строфе стихотворения об этом красноречиво свидетельствует.

В финальной строфе появляется еще один примечатель­ный образ — «манежи и арены». Он символизирует попытки всяческого лицедейства в обществе, когда «мильон меняют по рублю», то есть размениваются на малое во имя каких-то ложных ценностей.

Стихотворение «Я не люблю» можно назвать жизненной программой, следуя которой человек способен сохранить та­кие качества, как честность, порядочность, возможность ува­жать себя и сохранить уважение других людей.

 

«Здесь лапы у елей дрожат на весу...»

Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое худо­жественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот ска­зочный мир является любовь.

Образный ряд произведения строится на противопостав­лении возвышенных и бытовых деталей. Их переплетение достигает максимальной концентрации в метафоре «Пусть че­ремухи сохнут бельем на ветру».

Центральным композиционным стержнем в стихотворении оказывается мотив препятствия, подчеркнутый аллитерацион­ным повтором «пусть». Колдовство, как это обычно бывает в русской волшебной сказке, мешает влюбленным сердцам со­единиться. Образ заколдованного леса поэт создает при помо­щи деталей пейзажа, которые свидетельствуют о нарушении обычного хода вещей: «птицы щебечут тревожно», «на листьях не будет росы поутру», «луна с небом пасмурным в ссоре».

Основным мотивом в стихотворении «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» является мотив света, который неразлучен с темой счастья («Твой мир колдунами на тысячи лет укрыт от меня и от света») и наиболее ярко выражен в образе «светлого терема с балконом на море». В финале недостижимый сказоч­ный дворец оборачивается предложением «рая в шалаше». Этот образ из известной русской поговорки воплощает в себе предельную искренность романтического чувства.

 

Б.А. АХМАДУЛИНА

«Влечет меня старинный слог»

Темой стихотворения Б. Ахмадулиной «Влечет меня ста­ринный слог» является соотношение материальных и духов­ных ценностей мира. Обращение к древности, к истории явля­ется своеобразным сюжетным ходом, который помогает осознать, что все материальные ценности мира тленны. Во­шедшая в историю фраза «Полцарства за коня» с позиции со­временности кажется тщетной: и конь, и сами древние царства с дворцами, замками и храмами оказались невечными. Жиз­ненная позиция лирической героини заключается в том, чтобы ценить лишь духовные блага, наиважнейшим из которых яв­ ляется общение: «Дитя, наученное веком, возьму коня, отдам коня за полмгновенья с человеком». Литота — прием художе­ственного приуменьшения — используется Ахмадулиной с одной целью: подчеркнуть безмерную ценность человеческого общения, через которое мы познаем любовь и дружбу, испы­тываем радость познания и эмоциональную поддержку.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.