Российский опыт управления качеством — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Российский опыт управления качеством

2017-12-12 1036
Российский опыт управления качеством 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

можно выделить три этапа разработки систем управления качеством:

- этап развития и совершенствования методов и форм контроля качества на промышленных предприятиях (конец 20-х – начало 50-х годов),

- этап поисков и внедрения различных организационных форм управления качеством труда (середина 50-х – начало 60-х годов),

- этап применения комплексно-системных методов управления качеством продукции на основе средств и методов стандартизации (середина 60-х – конец 80-х годов).

1. Наиболее традиционным для условий отечественной промышленности является первый из приведенных этапов. Суть контроля качества заключалась в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, стандартами и т.д. Отдел технического контроля являлся самостоятельной организационной структурой на предприятии.

В это время в мировой практике общепризнанным и экономически целесообразным является уже не контроль и фиксация брака, а его предупреждение. В начале 50-х годов отечественные предприятия приступили к активному поиску методов и организационных форм планомерной работы по обеспечению качества продукции.

2. саратовская система «бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (БИП)». В системе предусматривалось постоянное совершенствование производственного процесса, обеспечение соблюдения технологической дисциплины и ритмичности работ. Впервые в практику отечественных предприятий была введена количественная оценка труда, как каждого исполнителя, так и всего коллектива производственного подразделения. В число оценочных показателей качества труда входили процент сдачи продукции с первого предъявления, процент возврата продукции, потери от брака, состояние технологической дисциплины. От процента сдачи продукции с первого предъявления зависело материальное и моральное стимулирование исполнителей. В саратовской системе эффективно использован принцип демократизма, который реализовался в проведении еженедельных дней качества, праве на личное клеймо и самоконтроле исполнителя.

Горьковская система КАНАРСПИ, что означает «качество, надежность, ресурс с первых изделий» в отличие от БИП, предусматривала устойчивое взаимодействие разработчика продукции с ее заводом – изготовителем. Повышение надежности изделий обеспечивалось за счет усиления внимания к отработке как конструкторской, так и технологической документации. В системе было предусмотрено создание опытных образцов продукции и их испытания в специальных лабораториях. Наряду с этим применялись прогрессивные технологические процессы, методы статистического анализа качества, большое внимание уделялось стандартизации.

Создатели КАНАРСПИ не уделяли необходимого внимания вопросам планирования качества на всех этапах жизненного цикла продукции. Такое упущение было частично реализовано в системе НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса), разработанной на Ярославском моторном заводе. Целью внедрения системы было увеличение надежности и долговечности выпускаемых заводом двигателей. Организация работ была построена по принципу цикличности, при этом каждый новый цикл по повышению моторесурса начинался только после достижения ранее запланированного уровня моторесурса. На стадиях производства НОРМ включал в себя положения системы БИП, на стадиях проектирования – основные положения системы КАНАРСПИ.

3. области комплексная система управления качеством продукции (КСУКП), разработанная на предприятиях Львовской области. Комплексность КСУКП выразилась в совокупности и взаимосвязи организационных, технических, экономических, социальных и идеологических мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, обращении и эксплуатации. Целью КСУКП было создание продукции, соответствующей лучшим мировым образцам.

Недостатки КСУКП:

- имел место слабый межотраслевой уровень управления. В системе не было установлено четкое распределение функций управления и критериев ответственности, не было достигнуто комплексное управление качеством во взаимосвязи с другими направлениями производственной и социальной деятельности,

- система не охватывала всех этапов жизненного цикла изделия, отсутствовало главное звено – мнение потребителя конечной продукции,

- отсутствовала экономическая заинтересованность предприятий в улучшении качества продукции,

- не была проведена доработка государственных стандартов по их приближению к требованиям международных стандартов.


Лидерство в системе TQM

Всеобщее управление качеством - концепция, предусматривающая всестороннее и скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих и при рациональном использовании технических возможностей. Эффективность TQM зависит от 3 ключевых условий:

1. Руководитель предприятия возглавляет работу по непрерывному совершенствованию качества

2. Инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей

3. Организационные структуры создаются специально под систему управления качеством

П. Друкер заявил, что 21 век будет веком лидерства и повышения производительности умственного труда. Роль первого руководителя фирмы, компании, предприятия в управлении качеством становится все более значимой. Этому есть несколько объяснений:

1. растет конкуренция как на внешних, так и на внутренних рынках продукции и услуг, что требует от первого руководителя все более обширных знаний и стратегического мышления,

2. на предприятиях меняется стиль отношений (от прямого подчинения к демократическому партнерству) между руководителями и подчиненными,

3. динамика изменения внешних факторов увеличивает риск принятия решений без достаточной информации и требует от руководителя быстрых интуитивных решений,

4. необходимо обладать искусством подбора команды единомышленников,

5. большинство важнейших решений первого лица имеет отношение или напрямую к качеству продукции, или к проблемам ее продаж.

В соответствии со стандартом ИСО 9001:2000 от руководства предприятия требуется проявление следующих качеств:

демонстрировать постоянную готовность удовлетворить не только ожидания потребителей, но и придать им форму требований к разрабатываемой продукции; определить политику в области качества и обеспечить, чтобы она отвечала нуждам и требованиям потребителей и была понятна работникам предприятия; разработать задачи в области качества и согласовать их с декларируемой политикой по качеству; планировать качество работ с учетом достижения поставленных предприятием целей и задач и обеспечить работы необходимыми ресурсами; разработать систему менеджмента качества, обеспечивающую соответствие выпускаемой продукции установленным требованиям; обеспечить разработку руководства по качеству; обеспечить проведение систематического анализа работ в области обеспечения качества.

Первостепенными мероприятиями лидера-руководителя предприятия должны быть формирование миссии предприятия и объявление политики руководства предприятия в области качества. создании творческого климата

Руководители всех иерархических уровней предприятия должны быть готовы как к нововведениям, так и к противодействию к ним. Уровень соответствия самого первого лица ничем не подтверждается. Очевидно, что на государственном уровне целесообразно ввести условие наличия сертификата по качествуу лиц, претендующих на замещение должности генерального директора.

Дополнительно в исследовании были выделены 14 ключевых черт глобальных лидеров:

1) мыслит глобальными категориями; 2) предвидит потенциальные возможности;

3) создает общее видение будущего; 4) способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия; 5) ценит в людях различия; 6) развивает командный подход к работе, чувство партнерства; 7) приветствует перемены; 8) демонстрирует знание технологий; 9) поощряет конструктивный вызов; 10) обеспечивает удовлетворение клиентов; 11) достигает успехов в соревновании с конкурентами; 12) демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции;13) проявляет готовность к коллективному руководству; 14) действует в соответствии с провозглашенными ценностями.



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.