Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-12-09 | 343 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Экономика и предпринимательство в СКС и Т
Классификация факторов, воздействующих и определяющих развитие туризма
1) По Бертону (америк.социолог): а. Технологические (развитие массовых коммуникаций) б. Инстициональные (законодательные) в. соц-экономические (демографич, величина доходов, профессии туристов)
2). а. Статичные (природно-географические, культурно-историч) б.динамичные (демограф, доходы и т.д)
3). А. внешние (экзогенные):
а. демографич и соц.развитие (половозврастная структура нас-я, рост числа работающих женщин, рост доли одиноких, эмиграционные ограничения, сроки выхода на пенсию, рабочее и свободное время, командировки);
б. экономич и финансовые (эк ситуация в стране, доходы семьи, доля средств на развитие туризма в бюджетах регионов, страны, общественные вложения в туризм)
в. соц-экономические (уровень образования, культуры, эстетические потребности нас-я)
г. политические (политико-правовое регулирование, условия безопастности, развитие транспорта и торговли)
Б. внутренние (эндогенные) – непосредственно в сфере туризма
а. материально-технические факторы (развитие инфраструктуры)
б. факторы туррынка (спрос и предложения, сегментация рынка)
в. роль СМИ и ПР – стимулирование спроса
г. роль кадрового обеспечения в туризме
4). а. экстенсивные (рост количества) – рост числа рабочих мест, рост вовлекаемых материальных ресурсов, строительство объектов тур назначения.
б. интенсивные (улучшение качества) – рост квалификации персонала, совершенствование мат-технической базы, компьютеризация
в. сдерживающие- кризисы, рост внешнего долга, милитаризация эк-ки, политич нестабильность, инфляция, безработица, криминогенная обстановка, неблагополучие экологии, ужесточение тур формальностей, нарушение контрактов т/фирмами.
|
5). Сезонность (устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет)– значительный удельный вес неполной занятости; сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки; низкий удельный вес квалифицированного персонала; ограниченные возможности профессионального роста; значительный удельный вес женского труда, дифференциация цен, конгресный и деловой туризм ей не подвержены.
6). Факторы влияющие на спрос на туррынке ( влияют на «черный ящик сознания покупателя») –
А. Общеэкономические факторы: -уровень материального благосостояния;соотношение рабочего и свободного времени у трудового населения
Б. Социо-демографические факторы: возраст; пол; профессия; образование; социальная группа; семейное положение; имущественное положение; состав семьи; регион проживания; город/сельская местность; величина населенного пункта; род занятий.
В. Факторы культурного и общественно-психологического характера: приоритеты в системе духовных ценностей общества; психология потребления.
Г. Личностно-поведенческие: личные особенности, стиль жизни, интересы в свободное время, система духовных ценностей, целевые установки, мотивы. е эти факторы оказывают воздействие на так называемый «черный ящик сознания покупателя», который в конечном счете является определяющем элементом поведения потребителя на рынке.
Совокупность факторов определяет следующ.показатели: предпочтения в выборе географии туризма; предпочитаемая форма организации тура; представления туриста о цене тура и т. д.
Туристская документация
Туристская документация –методическое обеспечение тура, описывает сам тур, процессы его производства и услуги, предоставляемые туристам. Нужна для гибкой и оперативной работы, возможности контроля за содержанием, качеством, выполнением тура, его совершенствования. Состав документации определен гостами и законами РФ, должна отвечать требованиям по защите прав потребителей. Контролируются с помощью сертификации.
|
В состав обязательно включается:
-технологическая карта турпутешествия по маршруту (док-т, дающий все сведения и данные для работы по туру),
-график загрузки турпредприятия группами туристов (позволяет отслеживать и контролировать загрузку),
- лист бронирования (предварит. договор м/у туристом и организатором поездки, реквизиты: сведения об организ-ре и туристе, стоимость тура, порядок оплаты, протокол описания тура, дата, пункт отправл, наименов. и класс гостиницы, вид пит., перечень экск-ий, трансферт, доп услуги, подписи)
-информационный листок к путевке (указание вида и типа турпут-я, основное содержание программы обслуж-я, протяженность и продолж-ть маршрута, категория похода; описание трассы – пункты пребывания, продолж-ть пребывания, условия размещения; описание района путеш-я – достопримеч-ти, особенности рельефа, программы обслуж-я в каждом пункте; перечень дополнительных услуг, характеристика спорт сооружений, площадок, аттракционов, кинозалов; адрес турпредприятия и проезд к нему; доп информ-я – о возврастных ограничениях, спец информация исходя из особенностей тура, страны, составу групп)
-бланки путевок типовой формы ТУР-1 (бланк строгой отчетности, корешки отрывные, остаются у фирмы, служит основанием для льгот НДС)
- бланки договоров с клиентами –турагентами (в письменной форме (инф об исполнителе (фирме), о лицензии на осуществл. турдеят-ти, его юр адрес и банк реквизиты; сведения о заказчике (клиенте) в объеме, необходимом д/ реализации туристского продукта; достоверная информация о потребительских свойствах турпрод, включая инф-ю о программе пребывания и маршруте путеш., об условиях безоп. тур-ов, о результатах сертифик. турпродукта; дата и время начала и окончания путеш., его продолжит.; порядок встречи, проводов и сопровожд. туристов; права, обязанности и ответств. сторон; цена турпродукта и порядок оплаты; мин количество туристов в группе, срок информир.туриста о том, что путеш. не состоится по причине недобора группы; условия изменения и расторжения договора, порядок урегулир. споров и возмещения убытков сторон; порядок и сроки предъявления претензий туристом (20 дней, и 10 на расмотрение).
|
-бланки договоров с партнерами – поставщиками услуг
- калькуляция себестоимости
-график движения по маршруту (в табличной форме, с указ-ем дат и времени прибытия и отправления)
-карта-схема маршрута
-текст путевой информации
-описание тухнологических особенностей тура (памятка о сроках подачи заявок, заказов на транспорт, билеты, экскурсии, бронь гостиниц и предприятий общепита, бланки заявок, возможные пересадки на маршруте)
-тексты памяток туристам (по снаряжению, карантину, о опасностях в месте назначения)
- справочные материалы по маршруту (справочники, расписание движения транспорта, работы музеев, адреса и проезды к гостиницам)
-рекламные проспекты и буклеты (для ознакомления, информирования, рекламы,)
-прайс-листы (листовки, буклеты – кратко, лаконично, каталоги – развернутое ценовое предложение с перечнем сезонных расценок, перечнями необходимых документов для оформления туров, визы, брони, описаниями гостиниц)
-паспорт автобусного маршрута (на автобус.турах)
Все документы комплектуются в «папку тура»
ГОСТ Р 53997-2010
Настоящий стандарт устанавливает требования к информации, предоставляемой потребителям туристских услуг.
Положения настоящего стандарта применяются юридическими лицами, оказывающими туристские услуги, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере туризма без образования юридического лица. На основе настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты организаций, устанавливающие требования к информации для потребителей туристских услуг
Наименование документа: ГОСТ Р 53997-2010
Тип документа: стандарт
Статус документа: действующий
Название рус.: Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования
Название англ.: Тourist services. Consumer information. General requirements
Дата актуализации текста: 01.08.2013
Дата введения: 30.06.2011
Дата актуализации описания: 01.08.2013
Кол-во страниц в основном тексте документа: 12 шт.
Дата издания: 19.05.2011
|
Переиздание:
Дата последнего изменения: 22.05.2013
10. Проектирование туров,Основные требования к документации
Турпродукт – право на тур как комплекс услуг поперевозке, питанию, размещению, экскурс.обслуж-ю и т.д, кот-ый является объектом купли/продажи и подлежит продаже туристу / другой орг-ии.
Последовательность формирования туристских услуг в России регламентирует ГОСТ «Тур-экскурс обслуживание». Основа разработки туруслуги - ее краткое описани -набор требований, выявленных в результате исследования рынка, согласованных с заказчиком услуг и учитывающих возможности исполнителя услуги. Руководство туристского предприятия утверждает порядок и процедуры разработки конкретной услуги, организации предоставления услуги и определяет ответственность каждого участника процесса проектирования услуги.
Этапы проэктирования: 1 установление нормируемых характеристик услуги; 2 установление технологии процесса обслуживания туристов; 3 разработка технологической документации; 4 определение методов контроля качества;5 анализ проекта; 6. представление проекта на утверждение.
Конкретные характеристики услуги должны быть не ниже требований госстандарта на соответствующий вид услуги.
Документация к процессу обслуживания туристов: -описания процессов, форм и методов обслуживания туристов; -значения характеристик процесса обслуживания туристов;- требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;- количество необходимого персонала и уровень его профессиональной подготовки; -договорное обеспечение поставок изделий и услуг;- гарантии;
-необходимые согласования (с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, госавтоинспекцией и др.).
Разработка программы обслуживания: маршрута путешествия; перечня туристских предприятий — исполнителей услуги; периода предоставления туров каждым предприятием - исполнителем услуги; состава экскурсий и достопримечательных объектов; перечня туристских походов, прогулок; комплекса досуговых мероприятий; продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута; количества туристов, участвующих в путешествии; видов транспорта для внутримаршрутных перевозок; потребности в инструкторах-методистах по туризму, экскурсоводах, гидах-переводчиках, другом обслуживающем персонале и необходимой дополнительной их подготовки; необходимого количества транспортных средств; форм и подготовку рекламных, информационных и картографических материалов, описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам.
Результат проектирования туруслуги - технологические документы (технологическая карта, график загрузки предприятия, информационный лист к турпутевке, программы обслуживания).
|
Требования к услуге по госту: обязательные (безопасность жизни и здоровья, сохранность имущества туриста, охрана окружающей среды); рекомендуемые (соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность персонала, комфортность, эстетичность, эргономичность)
Контроль качества включает: -определение ключевых моментов в процессе обслуживания, существенно влияющих на характеристики услуги; -определение методов корректировки характеристик услуги; -определение методов оценки контролируемых характеристик.
Методы контроля: визуальные, аналитические (анализ документации), социологические (опрос персонала, туристов и т.д.)
Анализ проекта – заверш. этап проектирования, должен подтвердить, что: -характеристики услуги обеспечивают безопасность для жизни и здоровья туристов и охрану окружающей среды; -требования к процессам обслуживания туристов соответствуют запроектированным характеристикам услуг; -методы контроля качества обеспечивают объективную оценку характеристик процессов обслуживания.
Результатом анализа является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.
Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.
Различают два основных вида тура: 1. пэкидж-тур, комплексная туристская услуга, включающая в себя размещение, питание, экскурсионное обслуживание, транспортные, бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и прочие услуги. Стоимость этого тура указывают в каталогах и прайс-листах. 2. эксклюзив-тур, то есть отдельные туристские услуги, по выбору.
ГОСТ Р 50681-2010
Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила проектирования туристских услуг, в том числе входящих в туристский продукт.
Настоящий стандарт применяется юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристские услуги и/или услуги по разработке технических документов в сфере туризма
Наименование документа: ГОСТ Р 50681-2010
Тип документа: стандарт
Статус документа: действующий
Название рус.: Туристские услуги. Проектирование туристских услуг
Название англ.: Tourist service. Projection of tourists service
Дата актуализации текста: 01.08.2013
Дата введения: 30.06.2011
Дата актуализации описания: 01.08.2013
Кол-во страниц в основном тексте документа: 20 шт.
Взамен: ГОСТ Р 50681-94
Дата издания: 06.04.2011
Переиздание:
Дата последнего изменения: 22.05.2013
11. Программа обслуживания туристов:
Программа обслуживания – набор услуг, предоставляемых туристам в соответствии с их потребностями и теметикой тура, заранее оплаченный и распределенный по времени проведения тура.
Подходы к разработке п.о:
А. при заключении договора м/у т/о и т/а (либо при реализации индивидуального тура) – п.о. составляется в виде набора услуг (списком), без распределения по конкретным дням обслуж-я, т.к. трудно заранее определить конкретные даты работы музеев, проведения экскурсии, спектакля, концерта и т.д. Оговаривают размещение (номера, класс гостиницы), питание (тариф – пансион, полупансион), экскурсии (обзорные городские, музейные и т.д), дополнительные мероприятия (жопинг, театр), трансферт (встреча и отправка). Эта программа прикладывается к договору м/у партнерами или в виде листа бронирования.
Б. непосредственно перед заездом, за 3 дня до фирмы дополнительно согласуют конкретную программу обслуживания по дням с указанием наименования гостиницы. Указывают сроки (с 1ого-по 8 февраля). Размещение в гост-це «Дружба», питание – полный пансион в ресторане гостинице.
Уровень обслуживания зависит от составляющих услуг: проживание, питание, экскурсионное, транспортное обслуживание, их соответствии цели.
Технология организации и проведения тура определяется оптимальностью обслуживания, которая заключается в комплексном подходе к формированию п.о. и составлению ежедневных экскурсионно-досуговых программ.
Технология обслуживания –процесс обслуживания основанный на принципа гостеприимства (на первом плане – интересы туриста, принцип освобождения туриста от обреминитульных организационных работ)
Оптимальная программа обслуживания – такая п.о, которая учитывает потребности клиентов и тематику обслуживания с точки зрения содержания, состава услуг, их количества и порядка предоставления. (соответствие услуг мироваому уровню, тематике тура, адресная направленность на опред-ую целевую группу, гибкость программы, ненавязчивость услуг)
Разработка программы обслуживания: маршрута путешествия; перечня туристских предприятий — исполнителей услуги; периода предоставления туров каждым предприятием - исполнителем услуги; состава экскурсий и достопримечательных объектов; перечня туристских походов, прогулок; комплекса досуговых мероприятий; продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута; количества туристов, участвующих в путешествии; видов транспорта для внутримаршрутных перевозок; потребности в инструкторах-методистах по туризму, экскурсоводах, гидах-переводчиках, другом обслуживающем персонале и необходимой дополнительной их подготовки; необходимого количества транспортных средств; форм и подготовку рекламных, информационных и картографических материалов, описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам.
Требования к услуге по госту: обязательные (безопасность жизни и здоровья, сохранность имущества туриста, охрана окружающей среды); рекомендуемые (соответствие назначению и тематике, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность и квалификация персонала, комфортность, эстетичность, эргономичность)
Виды стратегий
1. по отношению к рыночной цене: выше, ниже, такая же.
2. на новом сегменте рынка: а. Стратегия престижных цен (на сегменте обеспеченных лиц, высокие цены); б. Стратегия «снятия сливок» (новый турпродукт, нет конкурентов, мах возможная цена); проникновение на рынок (низкие цены, чтобы конкуренты не успевали реагировать); следование за лидеров
3. стратегии на сформировивавшемся рынке: а. Скользящей падающей цены- продолжение стратегии снятия сливок, но цена последовательно скользит по кривой спроса; б. Стратегия преимущественных цен- продолжение стратегии цен проникновения на рынок, применяется в случае опасности проникновения конкурента (достижение преимущества по качеству т/п.); в. Стратегия цены сегмента рынка- учет спроса в различных сегментах и учет ожидания потребителей по цене.
Налогообложение в туризме
Система налогообложения – система налогов, сборов, пошлин, других платежей, взимаемых с плательщиков в соответствии с нал.законодательством.
Нал законод-во – свод законов, определяющих виды и правила сбора налогов, их начисления, рередачи гос.органами.
Принцыпы налоговой системы: обязвтельность, легальность, точность определения размиера и способа уплаты налога, удобство уплаты, оптимальность, справедливость, всеобщность, стабильность, гибкость.
Налог – обязательный взнос, кот-ый осуществл-ся платедбщиком в бюджет какого-либо уровня или внебюджетные фонды на условиях налогового законодательства.
Сбор – целевой платеж, плата гос-ву за определенные услуги.
Свойства налогов: односторонний характер установления налогов, безвозмездность и безвозвратность, принудительный характер, обязательность.
Функции налогов: фискальная (формирование бюджетных и внебюджетных фондов), регулирующая, контролирующая (бух и налог. учет), распределительная (гос перераспределяет часть прибыли предприятий).
Классификация:
1. по объекту обложения: косвенные (включены в стоимость, оплачиваются потребителем, НДС, акцизы, на пользование автодорогами), прямые (изымаются с дохода, на прибыль, подоходный, имущество);
2. по месту поступления: закрепленные (в полном объеме в один бюджет, на рекламу), регулирующие (распред-ся м/у бюджетами, нал. на прибыль); 3. по уровню управления: федеральные (НДС), субфедеральные (на имущ-во), местные (на рекламу). 4. по срокам взымания: регулярные (чаще 2 раза в нал период, н.на прибыль, на имущ-во), разовые 5. по цели использ-ия: общие (в бюджет), целевые (в целевые небюджет фонды).
Элементы налога: источник платежа, налоговая база, ставка, льготы, метод налогооблажения (прогрессивное= с ростом ставки увелич-ся база, регрессивное= с уменьшением ставки база растет), способ уплаты (на основе декларации=НДС, имущ-во, из источника дохода =подоходный, кадастровый способ).
Планирование, его виды и роль в СКС и туризме
Планирование –это один из этапов процесса управления, на кот. определяются цели любой туристической структуры, а также методы их достижения. В одних случаях фирма прекращает свое существование после достижения поставленных целей, в других становятся новые, более значимые цели. Это указывает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового действия. Роль планирования –изучение новых путей и методов совершенствования деятельности туристической фирмы за счет выявленных возможностей, условий и фактов. Применительно к конкретному региону речь должна идти прежде всего о его конкурентоспособности. Конкретно функция планирование включает в себя следующие виды работ: -участие в разработке устанавливаемых управлениями туризма целей развития региона, -текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, прямые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль); -разработку стратегий конкурентоспособности региона, его особой позиции; -претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности региона – прежде всего оказание консультаций туристическим предприятиям, проведение инновационного менеджмента.
План-е- это систематический информационно обработанный процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей предприятия, средств и методов формировании, управления и развития предприятия.
3 уровня планирования: 1. Стратегическое планирование –высший уровень- это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя на рынке туристических услуг. Стратегическое планирование – это набор действий и решений предпринимаемых руководителем с помощью кот. вырабатываются специфические стратегии д/ достижения организацикй долгосрочных целей. Виды управленческой деятельности: -распределение ресурсов (материальные, челов., технологич-е.); -адаптация к внешней среде (изучение возможностей и угроз); -внутренняя координация (выявление сильных и слабых сторон организации). Функции стратегического планирования: 1) определение миссии организации, 2) определение целей, 3) оценка и анализ внешней среды, 4) управленческие исслед-я сильн. и слаб. сторон. 5) выбор стратегий, 6) анализ стратегических альтернатив. 2. Тактическое планирование- средний уровень – определяет промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути схоже со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации например есть три начальника различных подразделений, то каждый их них должен координировать свою деятельность с остальными двумя. И это должно быть отражено в плане. В связи с этим их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идей, рожденные при стратегическом планировании. Гл. задача –обеспечить продвижение к намеченным целям. 3.Оперативное планирование- нижний уровень- Это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при кот каждый направляет свои усилия на достижения общих и главных целей организации.
В основе эффективности планиров-я лежат след. критерии: точность, ясность (простая и ясная формулировка целей и задач предприятия), полнота, непрерывность и экономичность план-я.
Валютные формальности.
Валютный контроль - составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операции:- контроль за перемещением через таможенную границу валютных ценностей;- контроль за валютными операциями;- контроль за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.
Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.
Валютный контроль осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании_и валютном контроле», а также другими нормативно-правовыми актами. Под действие валютного контроля попадают:1. Валюта РФ2. Ценные бумаги в валюте РФ 3. Иностранная валюта4. Валютные ценности: Страховые формальности. Страховой полис – именной документ,
Схема 1
Перед экскурсоводом стоит задача переместить определенные знания по теме к экскурсантам. Делается это в связи с определенными памятниками, но без их экскурсионного анализа. На этой стадии из трех компонентов в состоянии активности находится только один — экскурсовод, как источник устно сообщаемого материала. Экскурсант пассивен. Памятник еще не «заговорил».
Схема 2
На этой стадии поставленная перед экскурсией задача сколько усложняется. Передавая свои знания по теме экскурс; там, экскурсовод адресует их к объектам. При этом он делает попытку связать устную речь (свои пояснения) и зрительный ряд (объект - памятник, памятное место). Экскурсовод активизируется как руководитель показа. Появляются первые пизнаки активности экскурсантов. (Схема 3)
Показывая экскурсантам объекты (памятники, памяти места) и сопровождая это пояснениями по теме, экскурсовод пытается использовать методические приемы, способствующие пониманию и запоминанию экскурсионного материала. Экскурсовод не только передает свои знания экскурсант; но и создает у них объективно правильное представление объекте и событиях, с ними связанных. Опорой активности экскурсовода становится методика показа и рассказа. Экскурсовод заставляет экскурсантов наблюдать объект, экскурсанты становятся более внимательными.
Схема 4
На этой стадии возникает экскурсионная ситуация. Роль Э-да еще более возрастает. Показ становится главным элементом Э. Сочетая методику показа и рассказа, экскурсовод приковывает внимание Э-нтов к объекту, заставляя их изучать памятник, где все три компонента активны. Появляется треугольник, где все 3 компонента активны.
Схема 5
Каждая из приведенных пяти схем дает представление об определенной стадии развития экскурсии. Однако, для того, чтобы получить правильное представление о процессе развития экскурсии в целом, необходимо проследить, как происходит активизации каждого из компонентов экскурсии. Например, рать экскурсовода на всех пяти стадиях становления экскурсии повышается следующим образом. На первой стадии (схема I) руководитель экскурсионного мероприятия (пока еще на экскурсии) — это лектор, который, раскрывая тему, рассказывает о событиях и только незначительно привлекает зрительный ряд, но на этой стадии зрительного ряда может вообще и не быть. На второй стадии (схема 2) руководитель экскурсии выступает в роли лектора. Он подтверждает выдвинутые в рассказе положения зрительными доводами (аргументами). При этом несколько усиливается наглядность проводимого мероприятия. На третьей стадии (схема 3) руководитель экскурсионного мероприятия по характеру своей деятельности псе еще лектор. Однако в его речи появляются первые методические приемы экскурсионного рассказа. На четвертой стадии {схема 4) руководитель экскурсионного мероприятия перестает быть лектором. Устная речь (рассказ) и зрительные доказательства к выдвигаемым положениям (показ) обмениваются своими местами. На пятой стадии это уже не лектор, а экскурсовод в полном смысле этого слова. Экскурсовод доносит до аудитории знания по экскурсионной теме на основе показа с максимальным использованием принципа наглядности. Рассказ играет вторичную роль, он становится комментарием к зрительному ряду.
7. Методика подготовки новой экскурсии. Три ступени: 1. Предварительная работа (состоит из двух частей: организационное вступление или знакомство, информационное вступление), 2. Разработка экскурсии (кол-во подтем от 5 до 12), 3. Заключительная(прием экскурсий, итог по экскурсии. информация о других экскурсиях по этой тематике). Этапы подготовки экскурсий (1976 г.): определение целей и задач Э, выбор темы, отбор лит-ры и составление библиографии, определение источников экс-го материала, подбор и изучение экс-х обьектов. Классификация экс обьектов: 1.по содержанию: одноплановые, многоплановые. 2.по функциональному назначению: основные и доп-ные. 3.по степени сохранности: полностью сохр-еся, дошедшие до нас с изменениями, частично сох-еся, утраченные. Критерии оценки экс объектов, включенных в Э: познавательная ценность, известность, необычность, выразительность, сохранность, местонахождение, временные ограничения показа объекта. Карточка экс объекта: наименование объекта, историческое событие, место нахождения, описание объекта, источник сведений, сохранность, охрана, в каких э он используется, дата составления карточки, ФИО составителя. (1) Составление маршрута-наиболее удобный путь следования группы. Показ – в логическом порядке. Варианты построения маршрута. Хронологический, тематический, тематико-хронологический. Требования к маршруту: 1.показ экс объекта в определенной логической последовательности без петель,2.доступность объекта, 3.переезд не более 15 мин., 4.наличие благоустроенных остановок, 5.объезд или обход маршрута. Задачи: 1.познакомиться с планировкой улиц, 2.уточнить место остановок, 3.освоить подъезд к местам остановок, 4.провести хронометраж, 5.проверить целесообразность использования объектов, 6.выбрать методику ознакомления с экс объектом, 7.выявить опасные места. (2) Подготовка текста Э: краткость, четкость формулировок, наличие ин-фы по теме, полное раскрытие темы, лит-ый язык. (3) Комплектование портфеля экс-вода. (4) Определение методических приемов проведения Э. (5) Определение техники ведения Э. (6) Составление методической разработки (документ, который определяет как провести данную Э, как лучше показать памятники): 1.Тит лист (тема, вид, протяженность, продолжительность, категория экс-тов, ФИО), 2.цель Э, 3.схема маршрута, 4.технологическая карта (маршрут, остановки, объекты показа, продолжительность, наименование подтем, организ-ые указания, методич. указания). (7) Составление индивидуального текста. (8) Прием, сдача Э. (9) Утверждение Э. Техника ведения Э: 1.знакомство с группой, 2.выход из автобуса, 3.расстановка группы, 4.передвижение группы от объекта к автобусу, 5.ответы на вопросы. 6.паузы в Э (смысловые, кратковременный отдых), 7.использование портфеля.
8. Методика подготовки и проведения экскурсий. Методика подготовки и проведения экскурсий предполагает умение наиболее убедительно раскрыть тему экскурсии, правильно расположить экскурсионный материал, полно использовать зрительные и словесные доказательства. Различают две группы методических приемов проведения экскурсий: приемы показа и приемы рассказа. Показ и рассказ должны вестись экскурсоводом в соответствии с требованиями контрольного текста и методической разработки, с учетом особенностей данной конкретной экскурсионной группы. Основой для проведения экскурсии на любую тему является ряд методических документов. В число таких документов входят: контрольный текст экскурсии, методическая разработка, схема маршрута следования экскурсионной группы, карточки (паспорта) экск.объектов, включенных в экскурсию, «портфель экскурсовода», паспорт маршрута (для автобусной экскурсии), список литературы по теме, материалы к экскурсии (рефераты, справки, статистические данные, доп.фотографии, репродукции, копии документов, адреса учреждений, где хранятся материалы по теме), список экскурсоводов, которые допущены к проведению данной экскурсии. Большую роль играет хорошо составленный текст экскурсии. Существуют два вида текстов: контрольный и индивидуальный. Контрольный текст составляется творческой группой при разработке новой темы экскурсии. Он выполняет контрольные функции. Контрольный текст представляет собой материал, необходимый для наиболее полного раскрытия всех подтем входящих в экскурсию, содержит факты и примеры, характеризующее основные вопросы каждой из подтем. Индивидуальный текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно после ознакомления с объектами, изучения литературы и других источников, рекомендованных по теме. При этом он использует положения, фактический материал и выводы, которые содержатся в контрольном тексте. Требования к любому тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала (даты, цифры, факты, названая, фамилии и др.), наличие информации по теме, обязательное полное раскрытие темы, хороший литературный язык. Методическая разработка — документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какие методические приемы следует применить для того, чтобы экскурсия прошла наиболее успешно. В методической разработке содержатся советы, в какой последовательности вести показ и рассказ, какие наглядные материалы из «портфеля экскурсовода» и когда именно нужно продемонстрировать. Здесь же даются рекомендации по технике проведения экскурсии — расположению группы у объектов, темпу движения экскурсантов па маршруте, пути следования от объекта к объекту. Методическая разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение располагаются до и после материалов, излагаемых в схеме по следующей форме: 1) маршрут экскурсии, 2) остановки, 3) объекты показа, 4) продолжительность, 5) наименование подтем, 6) организац.указания (о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов па маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правил поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры, а также требований к экскурсантам по охране природы и противопожарной безопасности), 7) методические указания (конкретные указания по методике проведения экскурсии). Методические приемы показа: предварительный осмотр, зрительный анализ, зрительная реконструкция, зрительный монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, прием заданий. Прием абстрагирования - представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо его частей с целью их отвлеченного наблюдения. Этот методический прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки конкретного предмета (памятника истории и культуры, монументальной скульптуры), которые служат основой для раскрытия темы (подтемы). Прием зрительной аналогии - основан действии одного из общих методов научного познания — тода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении: а) сходных признаков или сторон двух или нескольких экскурсионных объектов; б) данного объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее (до начала экскурсии). Прием аналогии более сложен, чем методический прием зрительного сравнения, когда сопоставляются два схожих между собой здания, сооружения, монумента, растения, памятных места, портрета, находящихся в данный момент перед экскурсантами. Прием зрительного монтажа - является вариантом использования методического приема зрительной реконструкции — восстановления несохранившегося объекта в его первоначальном виде. Прием предварительного осмотра - ставит своей задачей дать экскурсантам возможность: а) составить представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые события; б) определить в пространстве и представить себе место данного объекта на местности; в) дать оценку объекту, особенно, если это архитектурный памятник или обелиск: г) выявить наиболее существенные пр<
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!