Теория поведения потребителей. Кардиналистский и ординалистский подходы. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Теория поведения потребителей. Кардиналистский и ординалистский подходы.

2017-12-09 2338
Теория поведения потребителей. Кардиналистский и ординалистский подходы. 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Теория поведения потребителя - часть экономической теории, которая изучает потребительские предпочтения, а так же распределение средств потребителя на покупку товаров и услуг. Само по себе потребительское поведение является совокупностью признаков и показателей, которые характеризуют действия потребителей - их потребительские предпочтения, структуру потребления, спрос на товары или услуги, способы использования доходов.

Содержательную основу поведения потребителей составляют процессы принятия решений потребителями и факторы, его определяющие. Исходной точкой поведения потребителей является жизненный (организационный) стиль. Отмечено, что конечные потребители покупают для того, чтобы поддержать или улучшить свой жизненный (организационный) стиль.

Процесс принятия решения потребителем состоит из этапов:

· осознание потребителем наличия проблемы;

· информационный поиск

· оценка и выбор альтернатив покупки;

· покупка;

· использование покупки;

· оценка решения;

· освобождение.

Направления:

Кардиналисты ― Джевенс, Маршалл, Робертсон и др. – пытались найти измеритель полезности.

Ординалисты ― Парето, Хикс ― считали, что такого измерителя нет. Полезность можно найти только в сравнении с др. товаром.

Кардиналистская концепция

Поведение потребителя зависит от многих факторов. Главным фактором в кардиналистской концепции считают полезность.

Полезность - это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага.

Различают общую и предельную полезность:

Общая полезность - это совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу:.

Можно ли измерить полезность? Кардиналисты исходят из того, что полезность может измеряться в абсолютных единицах, вводится специальная единица полезности - ютиль.

В ординалистской концепции предлагается относительное измерение (товар А лучше товара B - A>B, товар А хуже товара В - A<B, товары А и В равнозначны - А=В), основанное на определении предпочтений потребителя.

Основами кардиналистской концепции являются:

· Спрос определяется полезностью

· Полезность имеет абсолютное измерение.

· Общая полезность увеличивается при увеличении количества потребительских благ. Графически это выглядит так:

· Увеличение количества потребляемого товара увеличивает меру насыщения, поэтому каждая дополнительная единица блага приносит всё меньше полезности по сравнению с предыдущей. Предельная полезность обратно пропорциональная объему потребляемых благ.

Закон убывающей предельной полезности: если потребление всех других товаров постоянно (при прочих равных условиях), то предельная полезность данного блага будет уменьшаться по мере роста потребления.

Для большинства товаров данный закон начинает действовать уже со второй единицы блага. Из этого правила есть исключения, но всё равно начиная с некоторой единицы этот закон имеет место.

Т.к. предельная полезность сокращается, то увеличение покупок приносит всё меньшее и меньшее удовлетворения. Следовательно, он будет наращивать потребление только при условии снижающейся цены за дополнительные единицы товара. Поэтому кривая предельной полезности, подобно кривой спроса, имеет отрицательный наклон и ту же конфигурацию.

Чтобы применить концепцию предельной полезности для исследования спроса, следует сделать следующие предположения (допущения):

· Упорядоченность предпочтений потребителя, т.е. предпочтения уже сформировались, для каждых конкретных товаров А и В потребитель может утверждать: A>B, A<B, A=B.

· Транзитивность предпочтений. Это допущение касается логики предпочтений: если A>B и B>C, то A>C.

· Наличие необходимой информированности о ситуации на рынке.

· Ненасыщенность потребностей, т.е. чем больше, тем лучше: A+1>A.

Каждый потребитель исключительно рационален (наибольший эффект при наименьших затратах) и приобретая товары стремится повысить общую полезность потребляемых благ. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации общей (интегральной) полезности: потребитель достигает максимального удовлетворения, если предельные полезности приобретаемых благ в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.

Потребительский выбор - это выбор, максимизирующий предельную полезность на единицу цены в условиях ограниченности данного дохода.

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые образуют 3 типичных случая потребительского поведения:

Эффект присоединения к большинству (потребитель, стремясь не отстать от других, покупает то, что покупают другие; значит, потребитель зависит от мнения других, и эта зависимость прямая).

Эффект сноба (у потребителя есть стремление выделиться из толпы, зависимость от выбора других - обратная).

Эффект Веблена (описывается Вебленом в «теории праздного класса») (товары и услуги используются не по прямому назначению, а чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление).

Ординалистская концепция

Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса является более современным, чем кардиналистский (количественный) подход.

Ординалистский подход основан на следующих положениях:

· Спрос зависит от предпочтений потребителя. При этом предпочтения формируются не на абсолютной оценке полезности товара, а на относительном их соизмерении. В результате происходит ранжирование предпочтений потребителя.

· Спрос зависит от намерений по закупке других товаров и не только с точки зрения дохода, но и с точки зрения полезности.

· Инструментальный анализ спроса потребителя.

· Инструментами анализа выступают кривые безразличия и бюджетная линия.

Кривая безразличия - это линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Любая точка, лежащая выше и правее кривой (например, К) будет предпочтительнее, чем любая точка кривой. Точка, лежащая ниже кривой, принесет меньше удовлетворения (например, N).

Рассмотри свойства кривых безразличия:

· Кривая имеет отрицательный наклон, т.к. при постоянной полезности набора из двух товаров, чтобы увеличить количество одного товара в наборе, нужно отказаться от другого товара.

· Через любую точку в графическом пространстве можно провести соответствующую кривую безразличия. Так мы получим карту кривых безразличия:

· Любая кривая безразличия, лежащая выше и правее другой представляет собой высокий уровень полезности.

Две кривые безразличия не могут пересекаться и касаться друг друга.

Форма кривой - она вогнута по отношению к началу координат.

Это объясняется сокращением предельной нормы замещения (MRS):

MRS - это количество одного товара, от которого мы готовы отказаться ради увеличения потребления другого товара. Знак «-» перед дробью необходим, чтобы значение MRS было положительно, т.к. ДY отрицательно.

Есть два особых случая конфигурации кривых безразличия:

Товары А и В - абсолютные субституты. Тогда кривые безразличия имеют вид:

Здесь MRS = const.

Жесткая взаимодополняемость товаров (например, левый и правый ботинок):

Здесь MRS = 0.

Возможности потребления связаны с бюджетной линией. Спрос ограничивается ценой. Бюджетная линия потребителя - это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.

Уравнение бюджетной линии:

PхQх + PуQу = I.

· Бюджетная линия пересекает оси координат в точках (А) и (В):

· Наклон бюджетной линии равен отношению цен соответствующих товаров: Pх/Pу.

· Изменение соотношения цен на товары изменяет угол наклона бюджетной линии.

· При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение параллельное первоначальному.

 


68. Теория поведения производителей. Издержки производства. Определение оптимального объема производства.

Теория поведения производителя заключается в том, что любое лицо или фирма будут стремиться, при прочих равных условиях, приобрести определенное количество товаров или вводимых в производство ресурсов с наименьшими расходами. Теория поведения производителей утверждает, что при некоторых предпосылках с помощью функции издержек можно найти единственную комбинацию, сводящую к минимуму стоимость вводимых ресурсов для каждого из объемов выпуска товаров. Т. е, уровень минимальных издержек одновременно является уровнем максимизации прибыли.

На рынках готовой продукции фирма выступает как производитель – поставщик, а ее поведение характеризует положение товаров и услуг. Одним из наиболее важных факторов являются издержки производства.

Издержки производства (затраты или расходы) – это экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на приобретение необходимых ей материалов и услуг. Они бывают:

· Явные (внешние или бухгалтерские) издержки – это денежные выплаты за ресурсы внешним поставщикам.

· Неявные (внутренние) издержки – это издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных ресурсов

· Экономические издержки – это внешние + внутренние + нормальная прибыль (необходимый минимальный доход)

· Постоянные издержки (FC – fixedcosts) - это издержки которые несет фирма независимая от объема выпуска продукции, они представляют со­бой издержки ее постоянных факторов. Они могут включать в себя: - расходы по содержанию предприятия, по страховке, а также, иногда по привлечению минимального кол-ва работающих.

· Переменные издержки (VC – variablecosts) - издержки которые меняются в зависимости от объема выпуска продукции. Они представляют собой расходы переменных факторов предприятия. Они включают в себя: - расходы на з/п и сырье (соотв. растут по мере роста выпуска продукции).

· Общие издержки (совокупность или валовые – TC – totalcosts) – равны сумме постоянных и переменных издержек, т.е. это издержки на производство определенного объема продукции. FC + VC = TC

· Невозвратные издержки – представляют со­бой ранее произведенные и невозместимые расходы, например покупка спец. оборудования, которое было сконструировано по заказу фирмы (предприятия) и это оборудование нельзя использовать для других целей, нельзя реконструировать, и невозможно продать другому предприятию.

· Предельные издержки (MC – marginalcosts) маржинальные – это дополнительные затраты на производство каждой следующей еденицы продукции сверх имеющегося объема. MC = TC/Q

· Средние издержки – затраты на единицу вы­пускаемой продукции.

· Альтернативные издержки – издержки упущенных возможностей.

· Издержки обращения – затраты на реализацию продукции. Дополнительные (затраты, связанные с продолжением процесса производства: транспортировка, хранение и т.д.) и чистые (затраты, связанные с чистой торговлей).

· Издержки обмена (трансакционные) – расходы на введение рыночных операций.

Оптимальный объем производства, позволяющий максимизировать прибыль.

Существует два взаимосвязанных подхода (принципа) к определению оптимального объема производства:

сравнение совокупного дохода и совокупных издержек;

сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Сопоставление совокупного дохода и совокупных издержек. Начертив на одном графике кривые совокупного дохода (TR) и совокупных издержек (ТС) конкурентной фирмы, можно сопоставить доход и издержки, соответствующие разным объемам производства (рис. 15.5).



Рис. 15.5. Нахождение оптимального объема производства конкурентной фирмой

Анализ графика показывает, что при разных объемах производства соотношения между совокупными издержками и совокупным доходом различны.

Фирма получает прибыль, производя продукцию в объемах, при которых совокупный доход больше совокупных издержек (TR>TC). На графике - это объемы производства, расположенные между точками и .
Объем производства, при котором разница между совокупным доходом и совокупными издержками максимальна (TR-TC)max, обеспечивает фирме максимальную прибыль ().

Производство продукции в объемах, при которых совокупные издержки больше совокупного дохода (TC>TR), приносит фирме убытки (0- ). Фирма будет работать, даже получая убытки, если эти убытки меньше постоянных издержек, т.е. издержек, которые она имела бы при нулевом выпуске. Объем производства, при котором превышение совокупных издержек над совокупным доходом минимально, означает получение фирмой минимальных убытков (TC-TR)min.
Объем производства, при котором совокупные издержки равны совокупному доходу (TR=TC), не приносит фирме ни прибыли, ни убытков, т.е. имеет место нулевая прибыль ( и ). Обратите внимание на то, что нулевая прибыль не означает, что фирма не получает вообще никакой прибыли. Она получает нормальную прибыль, которая является частью издержек производства.
Если при определенном объеме выпуска () убытки фирмы равны постоянным издержкам (-Pr=FC), то фирме безразлично, производить или нет; она находится в точке безразличия, поскольку, приостанавливая производство, фирма все равно несет потери, равные постоянным издержкам.
Объем производства (), при котором убытки больше постоянных издержек (-Pr>FC), свидетельствует о том, что фирме следует временно прекратить производство.

Очевидно, что фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, будет выбирать объем производства, равный . Однако, в зависимости от рыночной конъюнктуры и, прежде всего, уровня цен, фирма может производить и в других объемах, получая убытки, или вообще приостановить производство на короткий срок. Если же производство будет приносить убытки в течение долгого периода, то фирма закроется, прекратит свое существование и вообще уйдет из отрасли.

Сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Определить оптимальный объем производства фирма может, сопоставив доход, приносимый дополнительной единицей продукции (МR), с приростом издержек производства, вызванным ее выпуском (МС). См. рис. 15.7.



Рис. 15.7. Правило максимизации прибыли

Согласно правилу максимизации прибыли фирма, производящая продукцию в объемах, при которых MR=MC, получает максимально возможную при данных ценах прибыль, т.е. оптимальный объем производства - это объем, при котором предельные издержки (МС) и предельный доход (МR) равны.

При этом надо помнить, что фирму интересует прибыль на всю массу выпуска, а не только на дополнительную единицу.

Равенство MR и МС является условием максимизации прибыли для любой фирмы независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует (совершенная или несовершенная конкуренция).

Любые отклонения от объема, соответствующего равенству MR и , приводят к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при большем, чем оптимальный, объеме производства, либо в виде сокращения массы прибыли при объеме меньшем, чем оптимальный.

Фирма, достигшая в краткосрочном периоде оптимального объема производства, т.е. равенства MR и MC, находится в состоянии равновесия.

Однако достижение оптимального объема производства еще не является гарантией фактического получения максимальной прибыли. Все зависит от соотношения средних издержек производства и сложившегося на рынке уровня цены. Если:

рыночная цена выше минимума средних совокупных издержек (Р>min ATC), то фирма получает прибыль;

рыночная цена ниже минимума средних совокупных издержек, но выше минимума средних переменных издержек (min ATC > Р >min AVC), то фирма несет убытки

рыночная цена равна минимуму средних совокупных издержек производства (Р = min ATC), то прибыль равна 0, т.е. фирма не имеет ни прибыли, ни убытков.

рыночная цена ниже минимума средних переменных издержек (Р <min AVC), то фирме следует прекратить производство, так как ее убытки больше постоянных издержек, существующих и при нулевом объеме производства.


69. Особенности рынков ресурсов. Рынок труда и формирование заработной платы.

Рынок факторов производства отличается от обычного традиционного рынка, где реализуются товары для удовлетворения обычных потребностей человека, тем, что на этом рынке покупателями являются производители самых различных товаров личного и производственного назначения. Расходы, которые осуществляют в данном случае производители, выступают как доходы для продавцов ресурсов. Продавцами ресурсов выступают домашние хозяйства. Уровень развития общественного производства зависит от количества этих ресурсов, их рационального использования.

Рынки ресурсов играют важную роль в экономическом кругообороте. Через взаимодействие спроса и предложения они регулируют распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов между отдельными потребителями. На рынках ресурсов формируются издержки производства, которые определяются ценами на ресурсы. Кроме этого, на рынках ресурсов формируются доходы домашних хозяйств, которые проставляют факторы производства на рынки ресурсов, продают их предприятиям, а в обмен получают свои доходы.
В рыночной экономике основные факторы производства - это земля, труд и капитал. Спрос на ресурсы предъявляют фирмы для производства товаров, которые потом будут проданы. Предложения исходят главным образом от агентов, владеющих землей, трудом или капиталом, то есть от домашних хозяйств. Когда фирма обеспечивает себя соответствующим фактором производства, она несет издержки, но надеется, что ее производство возрастет и ее выручка также увеличится с увеличением производства продукции. Для фирмы-производителя большое значение имеют цены на ресурсы, так как именно от них будет зависеть уровень издержек производства.
Трудовые ресурсы принципиально отличаются ото всех других видов экономических ресурсов.

Ры́нок труда́ — совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленная многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства. Рынок труда наряду с рынком благ, рынком денег и рынком ценных бумаг входит в фундаментальные совокупные макрорынки, которые изучаются учеными-экономистами в макроэкономике (экономика страны, региона, группы стран).

Заработная плата – это плата работнику за труд, за использование его рабочей силы. Её размер определяется целым рядом факторов:

· Стоимость рабочей силы (стоимость средств обеспечения жизни и трудоспособности работника), количество и качество труда,

· Рост производительности работника,

· Квалификация работника и характер труда,

· Конъюнктура (сложившаяся обстановка) на рынке труда (соотношение между спросом и предложением рабочей силы, острота конкуренции между соискателями вакансий, положение с безработицей и т.д.),

· Степень обобществления заработной платы (часть зарплаты идет на льготные медицинские и образовательные услуги, на пенсионное гособеспечение и т.д.),

· Национальность, пол, религия и др. признаки

Заработная плата также делится на два вида:

· Номинальная – это сумма денег, получаемая работником в качестве платы за труд. Номинальная зарплата включает еще не выплаченные налоги и не учитывает изменение цен, поэтому по ней нельзя судить о действительных размерах потребления трудящихся.

· Реальная – зарплата, которая представляет собой стоимостное выражение того количества товаров (включая услуги), которое приобретают работники на свою номинальную зарплату при данном уровне налогов и цен. Отсюда следует, что реальные заработки определяются следующими факторами: величиной самой номинальной заработной платы, размерами действующих налогов, уровнем потребительских цен.

Две основные формы зарплаты:

· Повременная – зависит от количества отработанного времени. Повременная зарплата = почасовая ставка отработанные часы.

· Сдельная – зависит от количества произведенной продукции. Сдельная зарплата = количество продукции поштучная расценка.

Системы заработной платы:

· Простая повременная. Определяется только почасовой ставкой и фактически отработанным временем.

· Повременно-премиальная. Предполагает премию за достижение каких-либо повышенных показателей.

· Прямая сдельная – это денежное вознаграждение за фактически произведенную продукцию по неизменным поштучным расценкам и независимо от степени выполнения нормы выработки.

· Сдельно-прогрессивная. Предусматривает два уровня поштучных расценок: обычные (по продукции в пределах норм выработки) и повышенные (за выпуск изделий сверх норм)

· Сдельно-премиальная система – оплата по неизменным расценкам дополняется премией за достижение определенных трудовых показателей.

· Аккордная – это сдельная зарплата работникам за весь объем полностью выполненных работ, осуществляется по специальному договору, которым заранее устанавливаются общая сумма заработка, сроки и качество.

Анализ спроса и предложения на рынке труда позволяет выяснить, как определяются конкретные уровни заработной платы. Конкурентный рынок труда предполагает наличие большого числа фирм-покупателей рабочей силы, с одной стороны, и многочисленных рабочих разной квалификации, способных работать на этих фирмах, с другой стороны. Рыночный спрос на данном рынке будет определяться совокупным спросом всех фирм, а предложение - совокупным предложением всех рабочих, ищущих работу.
Сама рабочая сила в рыночной экономике приобретает также форму человеческого капитала. Человеческий капитал представляет собой оценку потенциальной способности индивидуума приносить доход; он включает в себя врожденные способности и таланты, а также полученное образование, приобретенную квалификацию, накопленный опыт.

Инвестиции в человеческий капитал выступают, прежде всего, в трех видах:

· инвестиции в образование.

· инвестиции в здравоохранение.

· инвестиции в мобильность.

Главная особенность рынка труда состоит в том, что в качестве собственников рабочей силы и ее потенциальных продавцов выступает значительная часть населения страны.

Функционирование рынка труда характеризуется своими специфическими особенностями. Качественную и количественную характеристику рынка труда наиболее полно можно характеризовать структурой занятости населения, в частности распределение работающих по отраслям и профессионально-квалификационными признакам. Можно отметить следующие главные изменения в структуре занятости:

· сокращение занятости в сельском хозяйстве;

· рост численности занятых в сфере нематериального производства и услуг;

· увеличение занятости в наукоемких отраслях экономики (медико-биологической и аэрокосмической промышленности, производство вычислительной техники, средств связи, электронных компонентов) в связи с развитием телекоммуникационных и информационных технологий;

· рост числа работников умственного труда за счет уменьшения числа работников физического труда;

· общий рост образовательного уровня и квалификации экономически активного населения.


70. Кейнсианская модель формирования уровня национального производства. Государство в модели совокупного спроса.

В простейшей модели формирования уровня национального производства (стандартная кейнсианская модель совокупного спроса, Совокупный спрос — это сумма планируе­мых расходов на отечественные товары и услуги для каждого из уровней совокупного дохода.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.