Организация работы в библиотеке, её сущность и значение. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация работы в библиотеке, её сущность и значение.

2017-12-09 754
Организация работы в библиотеке, её сущность и значение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Управление библиотечными технологиями базируется на теории, методике и практике научной организации труда (НОТ). Под НОТ понима­ется комплекс организационных, технико-экономических, гигиенических и социально-психологических мероприятий, обеспечивающих рациональное выполнение библиотечных технологических процессов и операций.

При научной организации труда практическому внедрению конкрет­ных технологических решений предшествует тщательный научный анализ библиотечных процессов и условий их выполнения, а практические рекомендации базируются на достижениях современной науки и инновацион­ной техники. НОТ позволяет наилучшим образом использовать библио­течные ресурсы в целях совершенствования деятельности библиотеки; повышения производительности и качества библиотечного труда; сохра­нения здоровья сотрудников и укрепления престижа библиотечной про­фессии. Базируясь на общих принципах научной организации труда, НОТ в библиотечном деле имеет свои особенности, связанные с его спецификой. Поэтому один из основных принципов НОТ — добиваться максимальных результатов при минимальных затратах труда и средств — имеет библиотечном деле особое значение. Здесь задача НОТ заключается в том, чтобы, рационально организуя выполнение технологических процес­сов и операций, добиваясь экономии рабочего времени, использовать его для творческой работы, для улучшения обслуживания читателей.

НОТ в библиотеках — это рациональная организация труда не только библиотекаря, но и читателей, на заботу о которых и должны быть направ­лены, прежде всего, все усовершенствования в библиотечной технологии. В частности, недопустимо, когда библиотекари в целях экономии рабоче­го времени и облегчения своего труда перекладывают часть своих произ­водственных обязанностей на плечи читателей.

Как уже неоднократно отмечалось выше, специфичной чертой биб­лиотечной работы является ее многофункциональность и многоплано­вость, что особенно характерно для небольших библиотек. Эта особен­ность затрудняет управление библиотечными процессами и требует чет­кой организации труда на каждом рабочем месте библиотекаря. При всей многоплановости библиотечной работы в ней присутствует много повто­ряющихся процессов и операций (обслуживание читателей, обработка литературы, статистический учет и т. п.), что позволяет автоматизиро­вать и механизировать выполнение таких процессов.

Основными направлениями НОТ в библиотечном деле и управлении библиотечными технологиями являются:

• разделение и кооперация библиотечного труда;

• внедрение передовой технологии и прогрессивных методов труда;

• совершенствование организации рабочих мест и улучшение усло­вий труда;

• нормирование и планирование библиотечного труда.

В структуру управления библиотечными технологиями входит также инновационная деятельность библиотеки, направленная на поиск наибо­лее рациональных и эффективных путей и способов выполнения библио­течных работ, а также забота о повышении профессионального уровня библиотекарей. Эти направления входят в структуру методической рабо­ты библиотеки и рассмотрены в разделе «Методическое обеспечение биб­лиотечной деятельности».

4..Организационное развитие системы управления библиотекой.

Структура управления б-кой – под ней понимают совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся между собой в устойчивых взаимоотношениях и обеспечивают их функционирование как единого целого.

Элементы:

1. Отдельные руководители;

2. Службы;

3. отдельные части аппарата управления.

Отношения поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным связям; линейным и функциональным.

Горизонтальные связи – носят хар-р соглашения и располагаются на одном уровне.

Вертикальные связи – связи подчинения.

Структура управления в б-ке поострена в соответствии с принципами управления.

В начале 20 века создавались формальные структуры управления или бюрократические. В них главное внимание уделялось разделению труда на ф-ции. Основные характеристики:

1. очень точное разделение труда;

2. иерархичность управления;

3. характерно наличие формальных правил и норм.

1. Горизонтальные связи.

2. Вертикальные связи.

Линейная связь – движение управленческих решений между линейными руководителями.

Функциональные связи – действуют по линии движения управленческих решений и информации. В зависимости от различных ф-ций управления.

ЛИНЕЙНАЯ структура.

Встречается в небольших б-ках, б-ках-филиалах. Она основана на взаимодействии руководителя и подчинённых (нет приказа – не функционирует, есть – работаем). Руководитель единолично отвечает за работу подчинённых звеньев.

ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ.

В б-ках подразделения собирают, анализируют информацию и подают на верх, где и принимают управленческие решения. Здесь руководители подразделений не принимают решений, а только могут подготовить его (решения принимают линейные руководители). Она более эффективна. Б-ка более крупная.

ЛИНЕЙНО-ШТАБНАЯ.

Она характеризуется созданием особых координационных звеньев, которые имеют право воздействовать на все подразделения б-ки, например, Совет при директоре.

ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ.

Централизация координации с децентрализованным управлением, в современных условиях сюда можно отнести управление ЦБС.

АДАПТИВНАЯ.

Индивидуальная ответственность каждого за общий итог, результат:

-- Отрицание формальных отношений;

-- Сокращение качества иерархических отношений;

-- и т.д.

ВИДЫ:

-- Программно-целевые;

-- Проектные;

-- Матричные;

-- Бригадные.

5.Финансово-экономическая деятельность библиотек.

в настоящее время период ФЭ положение библиотек слабое. Причины:

1.Абсолютизация ассигнований. Бюджетные организации находятся в основном на одном источнике финансирования.

2.Принципы финансирования (остаточный, затратный, сетевой).

3.Мизерность бюджетных ассигнований выделенных на культуру.

4.Отсутствие в библиотечных учреждениях собственных денег (наличных).

5.Переход всех издающих учреждений на хозрасчёт и удорожание изданной продукции.

6.Несоответствие оплаты труда библиотечных работников, объёму выполняемой работы.

принципы финансирования.

1.Остаточный – выделение средств из бюджета на культуру после выделения средств на приоритетные области.

2.Затратный – выделение средств на основе затрат текущего года.

3.Сетевой – выделение средств в среднем на одну организацию, а затем путём умножения количества библиотек выделение на систему.

Прогрессивные принципы: 4. Нормативный принцип (в зарубежных странах).

1.Программно-целевой – выделение средств из различных источников для выполнения определённых программ.

источники финансирования.

1. Бюджет учреждений (БУ).

2. Дополнительные источники финансирования.

I.а) 1. Государственный бюджет (только НББ), в тоже время часть расходов независимо от ведомственных процессов государства, это подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров.

2. Содержание методических центров (центральные, областные)

3. Проведение централизованного книгоснабжения.

4. Местный бюджет – областные библиотеки, ЦБС, Горисполком, Райисполком.

Из чего состоит бюджет.

Подоходный налог;

1.Налог на добавленную стоимость.

2.Плата за землю.

3.За использование природных ресурсов.

4.Налоги с кооперативов.

5.За оформление документов.

6.Штрафные санкции.

б) Бюджет организаций и учреждений государственных (библиотеки учебных заведений, медицинские библиотеки). Организации решают сами сколько денег выделить.

в) Предприятия, организации не государственные. (Информационные центры, фирмы, учебные коммерческие учреждения).

II. Дополнительные источники:

-- доходы от предпринимательской деятельности;

-- спонсоры, меценаты.

Дополнительное финансирование б-к может осуществляться за счёт средств физических и юридических лиц (оказание платных услуг, добровольное пожертвование). Б-ки РБ стали притягивать внебюджетные источники, получать доходы от:

-- свышнормативной прибыли, услуг;

-- прибыль от совместной деятельности и с коммерческими структурами;

-- спонсорство.

Услуга – итог деятельности, которая направлена на удовлетворение определённых потребностей пользователей, материально не измеряется.

Группы библиотечно-информационных услуг (платных):

1. Копирование;

2. Составление библиографических списков;

3. Продажа списанной литературы;

4. Сдача в аренду помещений и т.д.

Финансовые документы.

Все б-ки ведут финансовую документацию. Финансовая деятельность ведётся бухгалтерией.

Основные финансовые документы:

1. Договоры и контракты с партнёрами;

2. Положения, которые регламентируют финансовую деятельность б-ки;

3. Планы экологического и социального развития.

Базовыми документами, которые регламентируют финансово-экономическую деятельность б-ки, являются:

1. Статут или Положение б-ки;

2. Положения и инструкции, которые регламентируют разные аспекты деятельности б-ки.

Основным финансовым документом независимо от работы является смета.

Смета состоит из 3-х частей:

1. Производственные показатели

2. Расход средств за текущий год и распределение по статьям и поквартально

3. Планирование средств на следующий год по статьям и поквартально

Библиотечные учреждения используют следующие статьи сметы:

Ст 1. Заработная плата (зависит от группы библиотек по оплате труда, от категории работника, доплата за стаж и знание иностранного языка)

Ст 2. Начисления на заработную плату. Данная ст. рассчитывается 36% от первой статьи и используется на оплату по социальному страхованию, а также на проведение оздоровительных мероприятий для членов семьи.

Ст 3. Канцелярские и хозяйственные расходы, текущий ремонт, оплата за телефон, отопление, освещение и оплата льгот с этой статьи.

Ст. 4. Командировочные и служебные расходы. Поездки на семинары… (проживание, проезд)

Ст. 5. Приобретение литературы и др. документов

Ст. 12. Приобретение оборудования и инвентаря

Ст. 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений

Ст. 18. Прочие расходы

В связи с переходом на самофинансирование учредители финансовых средств имеют возможность определять расходы по статьям кроме ст 1 и ст 2 и объединять статьи 3, 4, 5, 12 и 18 как прочие расходы минус – в банке деньги стоят по общей статье.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.