Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-12-13 | 950 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В п. 2.2 утверждалось, что множества точек отрезка [0, 1] и отрезка [ a, b ] равномощны. Доказать это нетрудно: взаимно однозначное соответствие [0, 1] [ a, b ] может быть установлено функцией Y = (b - a) • X + a. Если X = 0, то Y = a; если X = 1, то Y = b, откуда, если
0≤ X ≤ 1, то a ≤ Y ≤ b (рис. 10).
Рис. 10
Тем самым отрезки разной длины равномощны (по-другому, эквивалентны). На рис. 11 графическая иллюстрация этого факта. Можно показать также равномощность отрезка и интервала, непосредственно указав взаимно однозначное соответствие (рис. 12).
Рис. 11 Рис. 12
На отрезке [0, 1] каждому числу вида (n- 1 ) / n: 0, 1/2, 2/3, 3/4, 4/5 и т.д. ставится в соответствие следующее число этой последовательности. На отрезке [1, 2] соответствие симметрично: последовательность имеет вид (n+ 1 ) / n: 2, 3/2, 4/3, 5/4... Всем остальным числам отрезка [0, 2] ставятся в соответствие они сами. Концы интервала не соответствуют при этом ни одной точке отрезка.
Однако можно воспользоваться более общим утверждением (равномощность множеств А и В обозначается А ~ В).
Теорема. Пусть А и В - два множества, А ¢, В ¢ - их подмножества: А¢ Í А, В¢ Í В. Пусть каждое из множеств А, В эквивалентно подмножеству другого: А ~ В ¢, А ¢ ~ В. Тогда А ~ В, т.е. множества эквивалентны.
Для любого отрезка и любого интервала отсюда следует их эквивалентность (рис. 13).
Рис. 13
Рис. 14 иллюстрирует равномощность интервала и множества точек всей прямой.
Рис. 14
Приложение 3
Двоичный 5-мерный куб
Рис. 15
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Составьте логическую схему базы знаний по теме юниты:
2. Решить задачи 1–10.
Для выполнения работы необходимо определить и записать в таблицу К1 значения переменных а 1- а 42(нули и единицы), исходя из следующих параметров:
|
F – первая буква фамилии,
N – первая буква имени, Впишите свои параметры в табличку:
F = | N = | S = |
S – число букв в фамилии.
(Пример. Евгений Онегин: F = О, N = Е, S = 6.)
Таблица К1
а 1 | а 2 | а 3 | а 4 | а 5 | а 6 | а 7 | а 8 | а 9 | а 10 | а 11 | а 12 | а 13 | а 14 |
а 15 | а 16 | а 17 | а 18 | а 19 | а 20 | а 21 | а 22 | а 23 | а 24 | а 25 | а 26 | а 27 | а 28 |
а 29 | а 30 | а 31 | а 32 | а 33 | а 34 | а 35 | а 36 | а 37 | а 38 | а 39 | а 40 | а 41 | а 42 |
Алгоритм заполнения таблицы К1. Значения а 1 - а 42выбираются из внутреннего кольца круговой диаграммы (рис. 1), разделенной на 28 секторов, которые обозначены буквами от А до Я (во внешнем кольце) и одновременно числами от 1 до 28 (в среднем кольце). Буква Ё считается совпадающей с Е; Й и Ы – совпадающими с И.
Рис. 1
Выбор значений а 1 - а 42производится по следующему правилу:
а 1 - а 14– 14 чисел (нулей и единиц) подряд по часовой стрелке, начиная с позиции F;
а 15- а 28– 14 чисел подряд по часовой стрелке, начиная с позиции N;
а 29- а 42– 14 чисел подряд против часовой стрелки, начиная с позиции S;
Пример заполнения таблицы К1 для F = О, N = Е, S = 6:
а 1 | а 2 | а 3 | а 4 | а 5 | а 6 | а 7 | а 8 | а 9 | а 10 | а 11 | а 12 | а 13 | а 14 |
а 15 | а 16 | а 17 | а 18 | а 19 | а 20 | а 21 | а 22 | а 23 | а 24 | а 25 | а 26 | а 27 | а 28 |
а 29 | а 30 | а 31 | а 32 | а 33 | а 34 | а 35 | а 36 | а 37 | а 38 | а 39 | а 40 | а 41 | а 42 |
В каждой из нижеследующих задач (1–10) определенным образом осуществляется выбор переменных 0, 1 из заполненной таблицы К1; из этих цифр составляются многозначные двоичные числа, которые затем используются в качестве параметров (в виде двоичных чисел или переводятся в десятичную систему). Правильное выполнение этих арифметических операций наряду с правильным исполнением инструкции в условии задачи, является неотъемлемой частью решения. К задачам 1, 4, 8, 9 приведены примеры решения.
|
Задача 1. Перевести в десятичную систему четырехзначное двоичное число А 2= а 1 а 2 а 3 а 4и трехзначное двоичное число В 2= а 5 а 6 а 7. Вычислить число С 10= (A + 5) · (23 – А) + В. Перевести число С 10в двоичную систему. В полученном числе С 2зачеркнуть две последние цифры и перевести результат – двоичное число D 2– в десятичную систему.
Пример. Возьмем данные из примера заполнения табл. К1.
Задача 2. Двоичные числа a = a 11 a 12, b = a 13 a 14, c = a 15 a 16 a 17 a 18 a 19, d = a 20 a 21 (a, b, d –двузначные, c – пятизначное) перевести в десятичную систему. Изобразить на числовой прямой отрезок K = [ a, a +b+ 14 ] и интервал L = (c, c +d +18), а также множества K ∩ L, K È L, K \ L, L \ K.
Перевести в десятичную систему пятизначные двоичные числа E = a 22 a 23 a 24 a 25 a 26и
F = a 27 a 28 a 29 a 30 a 31. Заполнить таблицу К2, ставя на пересечении строки, соответствующей точке E и F, и столбца, соответствующего множеству K, L, K ∩ L, K È L, K \ L, L \ K, знак + или –
в зависимости от того, принадлежит ли точка этому множеству.
Таблица К2
K | L | K ∩ L | K È L | K \ L | L \ K | |
E | ||||||
F |
Задача 3. Перевести в десятичную систему двоичные числа А = а 21 а 22 а 23, В = а 24 а 25 а 26,
C = а 27 а 28, D = а 29 а 30 а 31 а 32, E = а 33 а 34 а 35 а 36, F = а 37 а 38 а 39 а 40, K = а 41 а 42. Решить задачу с номером (K +1) из четырех нижеследующих (числа A, B, C, D, E, F определяют содержащиеся в них параметры).
1. Из 100 школьников (50 + А) играют в баскетбол, (20 + В) - в волейбол, (35 + С) не играют в эти игры. Сколько человек играют и в баскетбол, и в волейбол? Сколько процентов школьников, играющих в баскетбол, играют в обе игры?
2. Из 100 студентов (53 + А) любят слушать музыку, (23 + В) занимаются спортом, причем
(5 + D) студентов занимаются спортом и любят слушать музыку. Сколько человек не увлекаются ни спортом, ни музыкой? На сколько процентов это число меньше числа любителей музыки?
3. Среди 100 туристов одним английским языком владеют (35 + D), английским и немецким -
Е человек; не владеют ни английским, ни немецким – F туристов. Сколько человек владеют немецким, сколько владеют только немецким? Сколько процентов туристов, владеющих немецким, не владеют английским?
|
4. Опрос 100 школьников показал, что (50 + D) человек умеют играть в шахматы, Е – и в шахматы, и в шашки, (20 + F) – только в шашки. Сколько школьников не играют ни в одну из этих игр? Сколько человек умеют играть в шашки? Сколько процентов школьников, играющих в шашки, не умеют играть в шахматы?
Задача 4. Перевести в десятичную систему двоичное число d = a 33 a 34 a 35.
Вычислить десятичные числа ti = ai+ 35 + 2 (i = 1, 2,..., 7):
t 1 = a 36 + 2, t 2 = a 37 + 2,..., t7 = a 42 + 2.
Множество М определяется порождающей процедурой:
(1) d Î M;
(2) если b Î M, то b + 3Î M;
(3) если b Î M, то3 b Î M.
Вычислить результат применения к исходному значению d последовательности операций (t 1), (t 2), (t 3), (t 4), (t 5), (t 6), (t 7).
Пример. Значения t i могут равняться либо 2, либо 3. Пусть d = 5; t i = 3, 2, 2, 2, 3, 2, 3. Тогда последовательно получаем: b = 15, 18, 21, 24, 72, 75, 225.
Задача 5. Перевести в десятичную систему следующие двоичные числа:
C = a 35 a 36 a 37, D = a 38 a 39 a 40, E = a 41 a 42. Вычислить значения А = С – 6, В = D + 2.
Отрезок [ A, B ] отображается функцией f (x) = (x + E)2 в множество L. Найти множество (промежуток) L. Является ли отображение [ A, B ] L взаимно однозначным?
Задача 6. Перевести в десятичную систему следующие двоичные числа:
C = a 29 a 30 a 31, D = a 32 a 33 a 34. Вычислить А = С + 1, В = D – 6.
Определить номер, который получают при нумерации целочисленных точек плоской решетки, изображенной на рис. 2.2 (стр. 20), точки с координатами (А, В), (В, А), (-А, -В).
Задача 7. Перевести в десятичную систему следующие двоичные числа:
b = a 1 a 2 a 3, X = a 4 a 5 a 6 a 7, Y = a 8 a 9 a 10 a 11, Z = a 12 a 13 a 14 a 15.
Для чисел X, Y, Z вычислить значения суперпозиции с номером b:
0) min (X, max (Y, Z));
1) min (max (X, Y), Z);
2) max (min (X, Y), Z);
3) max (X, min (Y, Z));
4) max (min (X, Z), Y);
5) min (Y, max (X, Z));
6) min (max (Y, Z), X);
7) max (Z, min (X, Y)).
Задача 8. Схема из функциональных элементов имеет структуру, изображенную на рис. 2. Элементы реализуют двуместные функции, которые определяются двузначными двоичными числами, образованными из знаков
а 5 - а 16: S 1 = а 5 а 6 ; S 2 = а 7 а 8 ; S 3 = а 9 а 10 ; S 4 = а 11 а 12 ; S 5 = а 13 а 14 ; S 6 = а 15 а 16 .
00 + (сложение); 01 – (вычитание);
10 · (умножение); 11 / (деление).
1. Подставив на место элементов S 1– S 6конкретные арифметические операции, составить формулу для функции W (X, Y, Z), реализуемой схемой .
|
Рис. 2
2. Вычислить значение функции при значениях аргументов
X = 2 + a 17 a 18 a 19 ; Y = 3 + a 20 a 21 a 22 ; Z = 4 + a 23 a 24 a 25 .
Пример. Пусть а 5 - а 16 = 110010100111
S 1– 11 / На выходе элемента S 1 : Х / Y
S 2– 00 + На выходе элемента S 2: X + Z
S 3– 10 · На выходе элемента S 3 : Y · Z
S 4– 10 · На выходе элемента S 4 : (X / Y) · (X + Z)
S 5– 01 – На выходе элемента S 5 : (X + Z) – Y · Z
S 6– 11 / На выходе элемента S 6 , т.е. на выходе схемы:
(X / Y) · (X + Z) / ((X + Z) – Y · Z).
Если Х = 5, Y = 9, Z = 6, то W = • 11 / (11 – 54) = .
Задача 9. Перевести в десятичную систему следующие двоичные числа:
А = a 1 a 2, В = a 3 a 4, C = a 5 a 6 , D = a 7 a 8 , E = a 9 a 10;
X = 4 + a 11 a 12 a 13, Y = 5 + a 14 a 15 a 16 , Z = 6 + a 17 a 18 a 19.
В формуле W = [(X A Y) B (Y C Z)] D (X E Z) заменить двузначные двоичные символы A, B, C, D, E на знаки арифметических операций:
00 + (сложение); 01 – (вычитание);
10 · (умножение); 11 / (деление).
Построить схему , реализующую эту формулу. Вычислить значение W (X, Y, Z) при заданных значениях X, Y, Z.
Пример. Пусть А = 1 0, В = 0 1, C = 1 1, D = 1 1, E = 0 0; X = 7, Y = 8, Z = 12.
Тогда формула приобретает вид W = [(X · Y) – (Y / Z)] / (X + Z). Подстановка значений X, Y, Z дает W = [(7 · 8) – (8 / 12)] / (7 + 12) = (56 – 2/3) / 19 = 166/57.
Задача 10. Перевести в десятичную систему двоичное число R = a 26 a 27 a 28.
Является ли бинарное отношение с номером R между числами, точками, геометрическими фигурами транзитивным, симметричным, антисимметричным?
0) Прямая l 1 пересекается с прямой l 2.
1) Квадрат K 1 на плоскости находится внутри квадрата K 2.
2) Точка А на оси ОХ находится между началом координат и точкой В.
3) Точка земной поверхности А находится на той же высоте над уровнем моря, что и точка В.
4) Целое число А делится без остатка на целое число В.
5) Целое число А имеет общий множитель, не равный 1, с числом В.
6) Точка А на окружности диаметрально противоположна точке В.
7) Дуга окружности между точками А и В составляет 90º.
ТРЕНИНГ УМЕНИЙ
Пример выполнения упражнения тренинга на умение № 1
Задание
Перевести в двоичную систему десятичные числа: 82, 173.
Решение
№ п/п | Алгоритм | Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму |
Использовать шкалу сте-пеней основания двоичной системы – числа 2 | 0 1 2 3 4 5 6 7 8... 1 2 4 8 16 32 64 128 256... | |
Представить заданное чис-ло в виде суммы элемен-тов шкалы, последователь-но выделяя максимально возможное слагаемое | 82 = 64 + 18 = 64 + 16 + 2 173 = 128 + 45 = 128 + 32 + 13 = = 128 + 32 + 8 + 5 = 128 + 32 + 8 + 4 + 1 | |
Выделить на шкале слага-емые, участвующие в раз-ложении: им соответст-вует цифра 1 в двоичном представлении; отсутст-вующим – цифра 0 | 6 5 4 3 2 1 0 64 32 16 8 4 21 1 0 1 0 0 1 0 8210 = 10100102 7 6 5 4 3 2 1 0 128 64 3216 8 42 1 1 0 1 0 1 1 0 1 17310 = 101011012 |
Решите самостоятельно следующие задачи:
Перевести в двоичную систему десятичные числа: 21, 56, 74, 90, 101, 123.
|
Пример выполнения упражнения тренинга на умение № 2
Задание
Перевести в десятичную систему двоичное число: 1101001.
Решение
№ п/п | Алгоритм | Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму |
Использовать шкалу сте-пеней основания двоич-ной системы числа 2 | 0 1 2 3 4 5 6 7 8... 1 2 4 8 16 32 64 128 256... | |
Сопоставить знакам 1 в двоичном представлении заданного числа элемен-ты шкалы | 1 1 0 1 0 0 1 6 5 4 3 2 1 0 64 3216 8 4 2 1 | |
Сложить выделенные числа – степени числа 2 | 11010012 = 64 + 32 + 8 + 1 = 10510 |
Решите самостоятельно следующие задачи:
Перевести в десятичную систему двоичные числа: 10010, 110101, 101001, 1000110, 1110100, 1011001.
Пример выполнения упражнения тренинга на умение № 3
Задание
А и В – множества действительных чисел: А = (-2, 4), В = [0, 7].
Найти и показать на числовой прямой множества А Ç В, A È В, А \ В, А \ В, .
Решение
№ п/п | Алгоритм | Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму |
Изобразить множества А и В на числовой прямой | А = (-2, 4) - интервал, концы промежутка не принадлежат множеству В = [0, 7] - отрезок, концы промежутка принадлежат множеству | |
А Ç В – пересечение множеств А и В | А Ç В - полуинтервал [0, 4) | |
A È В - объединение множеств А и В | A È В - полуинтервал (-2, 7] | |
A \ В - разность множеств А и В | A \ В - интервал (-2, 0): точка 0 не входит в интервал, поскольку она принадлежит множеству В. -2 0 | |
B \ A - разность множеств А и В | В \ А - отрезок [4, 7]: точка 4 входит в отрезок, поскольку она не принадлежит множеству А. | |
- дополнение множества А | - объединение двух бесконечных промежутков (-¥, -2] È [4, +¥): концы интервала не принадлежат ему и поэтому входят в дополнение |
Решите самостоятельно следующие задачи:
Найти и показать на числовой прямой множества А Ç В, A È В, А \ В, А \ В, , для множеств:
1) А = [-2, 0], В = (-6, 1];
2) А = (0, 4), В = [-5, 1];
3) А = [-2, 5], В = [0, 3];
4) А = [-6, 4), В = [0, 7];
5) А = (-2, 4), В = (0, 7).
Пример выполнения упражнения тренинга на умение № 4
Задание
Определить, какую функцию двух переменных W (X, Y) реализует схема, изображенная
на рис. 3.
Рис. 3
Решение
№ п/п | Алгоритм | Конкретное соответствие задания заданному алгоритму |
Пронумеровать эле-менты и сопоставить им реализуемые ими одноместные и дву-местные операции | Нумерация элементов – на рис. 3 S 1 = X + Y; S 2 = Y • 3; S 3 = ; S 4 = max (S 1 , S 2); S 5 = S 4 – S 3. Для некоммутативной операции вычитания значение на выходе элемента S 4 подается на первый (левый) вход элемента S 5; вычитаемое S 3 – подается на второй (правый) вход S 5 | |
Записать формулами суперпозиции проме-жуточных данных, последовательно вы-полняя соответст-вующие подстановки | S 3 = = ; S 4 = max (S 1 , S 2) = max (X + Y, Y • 3); W = S 5 = S 4 – S 3 = max (X + Y, Y • 3) – |
Решите самостоятельно следующие задачи:
1. Определить, какую функцию двух переменных W (X, Y) реализует схема, изображенная на рис. 4, а, б, в.
а б в
Рис. 4
2. Определить, какую функцию трёх переменных W (X, Y, Z) реализует схема, изображенная на рис. 5, а, б.
а б
Рис. 5
Пример выполнения упражнения тренинга на умение № 5
Задание
Определить порядка действий при вычислении значения суперпозиции элементарных функций и простых многоместных функций. Построить схемы из функциональных элементов, реализующей функцию
Z = .
Решение
№ п/п | Алгоритм | Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму |
Определить состав пере-менных и констант в фор-муле, которая задает функ-цию | Переменные X, Y; константа 1. | |
Определить внешнюю опе-рацию (функцию) и основ-ные подформулы | Z = , где Z 2 = XY 2; Z 3 = lg Z 4; Z 4 = Y 2 + | |
Определить, какие из функ-ций, составляющих супер-позицию, являются одно-местными, а какие – двуместными | Оперaции lg (логарифмирование) и (извлечение квадратного корня) – одноместные; арифметические операции +, –, ·, / – двуместные | |
Составить иерархическую схему последовательности действий | Z = Z 2 = X · Z 5 Z 3 = lg Z 4 Z 4 = Z 5 + Z 6 Z 5 = Y 2 Z 6 = | |
Построить схему из функциональных элементов в соответствии с иерархической схемой вычисления а) определить совокупность используемых элементов с одним и двумя входами; б) выделить подформулы, имеющие в суперпозиции больше одного вхождения; в) осуществить необходимое соединение элементов |
Решите самостоятельно следующие задачи:
Построить схемы из функциональных элементов, реализующие функции:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Пример выполнения упражнения тренинга на умение № 6
Задание
Используя диаграмму Венна, решить следующую задачу. В экспресс-опросе 200 жителей выяснено, что 80 человек сегодня воспользовались метрополитеном и автобусом,
30 - метрополитеном и троллейбусом, 10 - автобусом и троллейбусом; 70 – только одним видом транспорта; 50 – сегодня не пользовались общественным транспортом. Определить число жителей, использовавших все три вида транспорта.
Решение
№ п/п | Алгоритм | Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму |
Представить соотношения между множествами, заданными в условии диаграммой Венна: универсальное множество U и его подмножества в общем положении, образующие разбиение { Bi } множества U | U – универсальное множество участников опроса. М – подмножество пассажиров метрополитена, А – подмножество пассажиров автобусов, Т – подмножество пассажиров троллейбусов. M = B 1 È B 2 È B 4 È B 5; A = B 2 È B 3 È B 5 È B 6. T = B 4 È B 5 È B 6 È B 7. |
№ п/п | Алгоритм | Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму |
Обозначить заданную в условии численность подмножеств, составленных из элементов разбиения множества U | ½ U ½= 200. ½ B 8½= 50. ½ B 2 È B 5½= 80. ½ B 4 È B 5½= 30. ½ B 5 È B 6½= 10. ½ B 1 È B 3 È B 7½= 70. Требуется найти ½ B 5½. | |
Составить численные соотношения между заданными множествами | Общее число пассажиров: ½ M È A È T ½= ½ B 1½+½ B 2½+½ B 3½+½ B 4½+½ B 5½+½ B 6½+½ B 7½= = ½ U ½–½ B 8½= 200 – 50 = 150. (1) Поскольку попарные пересечения блоков разбиения пусты, то: ½ B 2 È B 5½ = ½ B 2½+½ B 5½ = 80. ½ B 4 È B 5½ = ½ B 4½+½ B 5½ = 30. ½ B 5 È B 6½ = ½ B 5½+½ B 6½ = 10. | |
Из полученных соотноше-ний найти требуемое число | Почленное сложение трех предыдущих равенств дает: ½ B 2½+½ B 4½+½ B 6½+ 3·½ B 5½= 80 + 30 + 10 = 120. (2) Число использовавших только один вид транспорта, равно: ½ B 1 È B 3 È B 7½= ½ B 1½+½ B 3½+½ B 7½ = 70. Составляем соотношение: 150 = 70 + ½ B 2½+½ B 4½+½ B 6½+½ B 5½ Þ Þ ½ B 2½+½ B 4½+½ B 6½+½ B 5½ = 150 – 70 = 80. (3) Почленно вычитаем из равенства (2) равенство (3): 2·½ B 5½= 120 – 80 = 40 Þ ½ B 5½ = 20. |
Решите самостоятельно следующие задачи:
Проверить, истинны ли соотношения между множествами:
1. А \ (В È С) = А \ В \ С
2. (А \ В) È (В \ А) = (А È В) \ (А ∩ В)
3. А \ (В ∩ С) = (А \ В) È (А \ С)
4. А \ (А \ В) = (А ∩ В)
5. А \ (В \ А) = А \ В
ГЛОССАРИЙ
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
Множество | совокупность элементов, набор каких-либо предметов (объектов); обозначение A = { x: p (x)} - A есть множество элементов х, удовлетворяющих условию p (x) | |
Характеристическое свойство элементов множества А | свойство, которым обладают все элементы множества А и не обладает ни один из элементов, не принадлежащих А | |
Подмножество | множество Н, каждый элемент которого принадлежит также множеству М, называется подмножествоммножества М | |
Пересечение множеств | множество А ∩ В, состоящее из элементов, принадлежащих множеству А и множеству В одновременно | |
Объединение множеств | множество А È В, состоящее из всех элементов, которые принадлежат множеству А или множеству В | |
Разность множеств | множество А \ В, состоящее из тех элементов множества А, которые не принадлежат множеству В | |
Симметрическая разность множеств | множество А Δ В, состоящее из всех элементов, которые принадлежат ровно одному из множеств А и В | |
Дополнение множества | множество , состоящее из всех элементов универсального множества, не входящих в множество А | |
Разбиение множества | система { B α} непустых подмножеств множества A, что все попарные пересечения – пусты (Bi ∩ Bj = Æ, если i ≠ j, а их объединение È B α равно A. Сами B α называются классами, или блоками разбиения. | |
Декартово (прямое) произведение множеств | 1) для двух множеств: произведение A ´ B - множество всех пар (a, b), где a Î A, b Î B; 2) для n множеств: произведение A1 ´ A2 ´ ... ´ An – множество всех векторов (a 1, a 2,…, an), где ai Î Ai (т.е. a 1Î A 1, a 2 Î A 2,..., an Î An); если все Ai одинаковы и равны A, то произведение A ´ A ´ …. ´ A обозначается An и n раз называется n -й степенью множества A | |
Соответствие между множествами | соответствие A → B: всем или некоторым элементам множества А сопоставлены каким-нибудь способом один или несколько элементов множества В | |
Образ элемента а при соответствии А→В | множество всех элементов b Î B, соответствующих элементу а Î А | |
Прообраз элемента b при соответствии А→В | множество всех элементов a Î A, которым соответствует элемент b Î B | |
Однозначное (функциональное) соответствие A → B, или отображение множества A в множество B | соответствие, при котором каждому элементу a Î A поставлен в соответствие единственный элемент b Î B | |
Взаимно-однозначное соответствие (взаимно-однозначное отображение) множеств | правило, при котором каждому элементу A поставлен в соответствие один элемент множества B, и при этом соответствии каждый элемент B соответствует одному и только одному элементу А | |
Эквивалентные множества | множества, между которыми можно установить взаимно однозначное соответствие |
Счетное множество | множество, эквивалентное множеству натуральных чисел | |
Интервал (открытый промежуток) | множество чисел A = { x: a < x < b }, расположенных в промежутке между числами a и b; обозначение (a, b). Концы промежутка не принадлежат интервалу | |
Отрезок (замкнутый промежуток) | множество чисел B = { x: a ≤ x ≤ b } обозначается [ a, b ]. Концы промежутка принадлежат интервалу | |
Окрестность точки | любой интервал, содержащий эту точку | |
Суперпозиция функций | функция, полученная из n -местной функции f (x 1, x 2,.., xn) и системы n функций g 1, g 2,..., gn некоторой подстановкой функций g 1, g 2,..., gn во внешнюю функцию f вместо переменных и переименованиями переменных | |
Формула | выражение, описывающее суперпозицию и содержащее функциональные знаки, символы независимых переменных (аргументов) и констант (параметров) | |
Характеристическая функция множества | пусть В = {0, 1} – множество из двух чисел. Для подмножества М универсального множества U (M Í U) – отображение χ M: U → B, ставящее в соответствие элементам множества M единицу, а элементам дополнения – ноль | |
Булеан В (Е) | множество всех подмножеств множества Е | |
Схема из функциональных элементов | сеть, элементам которой приписаны (сопоставлены) функции, так что элементу S с k входами соответствует k -местная функция f (x 1, x 2,..., xk) | |
Бинарная алгебраическая операция φ (a, b), или a φ b на множестве М | паре элементов a, b множества М сопоставляется элемент того же или другого множества | |
Множество, замкнутое относительно операции φ | применение операции φ не выводит за пределы множества М, т.е. всякий результат операции φ над элементами множества М также принадлежит М | |
Алгебра | система А = (L; Ω), состоящая из множества L и набора операций Ω = { φ 1, φ 2,..., φk }, действующих на множестве L. Множество L называется носителем, а система операций Ω – сигнатурой алгебры А | |
Алгебра множеств (алгебра Кантора) | система (В (U), È, ∩, ‾‾) на булеане В (U) с операциями объединения, пересечения и дополнения | |
Ассоциативная бинарная операция | операция φ, обладающая сочетат |
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!