Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-11-28 | 204 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Все наблюдатели того времени отмечают то, что Макс Вебер назвал «распадом домашней общины», который, по его мнению, обязательно сопровождает развитие капиталистической экономики (Weber, 1971, р. 399-405). Его аргументация такова. Введение денег способствовало возможности рассчитывать вклад, который каждый из членов вносил в жизнь группы, и позволило некоторым из них, начиная с некоего порога, свободно удовлетворять свои индивидуальные потребности. Конечно, как замечает сам Макс Вебер, этот параллелизм не совершенен, но с той поры, как экономическая деятельность ориентируется на выгоду, она становится особой «профессией», которая в отличие от способов производства, назы-
[108]
ваемых автором «коммунистическими», осуществляется в рамках «предприятия». Он устанавливает, на его взгляд, решающее отличие («юридическое» и «поддающееся учету») между «домом» и «хозяйством», «домашним хозяйством» и «мастерской» и т. д.
Это отделение сопровождается распадом ценностей солидарности и обмена, которые регламентировали отношения между родственниками: деятельность членов группы, глубоко дифференцированная, в частности, по полу, вплоть до ее ритуального оформления, индивидуализируется и направлена отныне на определение и фиксацию социального статуса каждого.
В традиционной (главным образом сельской) экономике принцип распределения функций каждого из членов домашней группы, выступающего одновременно единицей производства и единицей потребления, покоится на неделимости имущества. Как многократно показывали антропологи, эта неделимость соотносится с вытеснением из сознания расчетов, которое этим способом присвоения и распоряжения имуществом поощряется (и которое в то же время позволяет его сохранять). Разумеется, и в экономике такого типа, «труд» социально определен (он оказывается предметом распределения, дифференциации и т. д.), но остается таковым в соответствии со всей системой общинных ценностей (главным образом, связанных с удовлетворением нужд и безопасности группы), а не с денежным обменом и всем тем, что с ним связано («изолированный» работник, «свободный» рынок и т. д.). Труд еще не осмысливается и не воспринимается в отрыве от других социальных функций.
|
Когда с развитием наемного труда и введением определения труда как продуктивной и рентабельной деятельности, взаимозависимость членов семейной группы все более приходит в расстрой-
[109]
ство, образуется новое видение «деятельности»: та, которая вознаграждается и оценивается, называется «трудом», а та, которая им не является, обесценивается вплоть до ее непризнания в качестве таковой («бездеятельность»). Восприятие «старости» как «бремени», которое необходимо нести, и как расходов для семейной группы оказывается тем сильнее в среде рабочего класса, чем скуднее средства, которыми располагают семьи. Многие исследователи в свое время описали нищенские условия рабочей старости. К концу XIX века более половины населения в возрасте 65 лет и старше не получало ни пенсии, ни зарплаты, опека большинства из них исходила от детей или благотворительных институций. Можно вспомнить в этой связи, что более 40% приютов было построено вXIXвеке, против26,5% —до 1800г., 23,3% в период между 1900 и 1944 г. и 9,3% —во время 1945-1970 г.; большинство из них было создано и профинансировано частными фондами, которые нередко субсидировались семьями промышленников и банкиров.
Действительно, переход от способа наследования, в соответствии с которым отношения между поколениями контролировались непосредственно родителями, к способу, когда доступ к позициям и благам обеспечивается все более посредством дипломов и конкурсов, способствовал тому, что изменились ставки в отношениях между детьми и родителями и способы определения содержания и интенсивности их обменов, короче говоря, их взаимных обязанностей. Более того, некоторые сферы деятельности, традиционно остававшиеся прерогативой семьи и способствовавшие ее существованию как группы, оказались постепенно переданы институциями и специализированному персоналу. Так, воспитание детей доверено с самых малых лет школе; доступ молодых на рынок труда обеспечивается все больше и больше путем конкурсов или че-Рез агентства по трудоустройству; ссуды молодым семьям
|
[110]
могут предоставляться финансовыми институциями; наконец, материальная поддержка старости отныне обеспечивается пенсионными кассами и специализированными учреждениями и т. д. Подобная переадресация в разных социальных классах способствует ограничению (в различной мере) той власти, которую родители осуществляли ранее в отношении своих детей (Lenoir, 1985, р. 69—88). В определенной мере основы единства и структуры семейной группы оказываются, таким образом, пошатнувшимися, а то, что позволяло осуществлять обмены и переговоры на личностном уровне, отныне все чаще и чаще перекладывается на институции, действующие в их собственной логике.
С этой точки зрения крестьянская семья представляет типичный случай солидарности, которую она обеспечивает между поколениями и результатом которой она является: она покоится на наследственном имуществе, выступающем одновременно средством производства, средством существования и символом социального положения потомков. Кризис наследования в крестьянской среде особенно явственно позволяет обнаружить трансформацию силовых отношений между поколениями в семье (Champagne, 1979). Разумеется, более чем в других социальных категориях, в частности наемных работников, где вступление детей на рынок труда не принуждает родителей к выходу на пенсию, старость среди крестьян «приходит от» детей, которым для того, чтобы самим стать главами хозяйств, необходимо добиться хотя бы частичного отстранения родителей отдел. В отношении наследования положение младших производителей в семье, похоже, оказывается в рамках альтернативы и покоится на очень шатком равновесии: или родителям удается сохранить свою власть над детьми и держать их как можно дольше в положении «семейных помощников», или дети ради более раннего получения наследства должны
|
[111]
добиваться от родителей преждевременного отказа от управления наследственным имуществом. Возраст, в котором в крестьянской среде дети наследуют родителям, зависит от состояния силовых отношений между поколениями, которые сами зависят от возможности детей «выйти» из семейного предприятия, т. е. заняться ремеслом и устроиться жить в ином месте. Так, всеобщий доступ крестьянских сыновей к первому циклу среднего образования изменил властные отношения внутри крестьянской семейной группы, внеся перемены в разделение труда по обучению между семьей и институтом школы: он обеспечил сравнение с детьми из других социальных классов и, главное, наделил молодые поколения школьным капиталом.
Единственно возможным для сыновей крестьян остается только будущее крестьянина или — если они покидают землю — подсобного рабочего. Стать крестьянином — значит согласиться остаться в качестве семейного помощника, а это предполагает ожидание, которое отныне воспринимается как исключительно долгое. Тем более, что в результате развития местной промышленности и изменения установок в отношении городских профессий дети могут попытаться стать рабочими или служащими, т. е. «работниками по найму» со всеми относительными преимуществами (ранней материальной независимостью, еженедельными выходными, фиксированным временем труда), какие подобная ситуация предполагает по сравнению с порабощающими «обязанностями» крестьянство-вания. С этих пор отсрочка с наследством перестает быть привычным делом, и в результате дети обретают возможность вести переговоры об условиях возможной передачи им семейного хозяйства, прибегая при этом к своеобразному «шантажу отъездом» с целью снижения возраста, в котором родители оказываются вынуждены удалиться от дел.
[112]
Итак, социальная проблема, как всякая социологическая проблематика, является продуктом конструирования, исходящего из различных принципов. Социальная проблема есть не только результат плохого функционирования общества (к такой мысли может привести чрезмерное порой употребление таких терминов, как «дисфункция», «патология», «отклонение», «дезорганизация» и т. д.): она предполагает настоящую «социальную работу» (в дюргей-мовском смысле), два главных этапа которой заключаются в признании и легитимации «проблемы» как таковой. С одной стороны, ее «признание» — сделать очевидной особую ситуацию, превратить ее, как говорят, в «достойную внимания» — предполагает действие социально заинтересованных групп по производству новой категории восприятия социального мира с тем, чтобы на него воздействовать (Goffman, 1975). С другой стороны, ее «легитимация» не выводится непременно из просто публичного признания проблемы, но предполагает особую деятельность по ее продвижению для внедрения ее в поле актуальных «социальных» забот. Одним словом, к объективным трансформациям, без которых проблема не была бы поставлена, прибавляется специфическая работа по публичному формулированию, т. е. деятельность по мобилизации; социальные условия этой мобилизации и ее успеха составляют другой аспект социологического анализа социальных проблем.
|
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!