Предложение. Главные и второстепенные члены предложения — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения

2017-11-21 168
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок 1

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения

Ц е л и: актуализировать знания учащихся о грамматических признаках предложения; развивать умения выделять грамматическую основу, второстепенные члены предложения.

Х о д у р о к а

I. Знакомство с учебником.

II. Актуализация опорных знаний.

У ч и т е л ь. Первая тема, над которой мы будем работать, называется «Предложение». Давайте вспомним, что мы с вами знаем о предложении.

1. И г р а «Найди и докажи».

О п и с а н и е. На доске записаны группы слов, среди которых учащиеся должны найти и назвать предложения.

У ч и т е л ь. Прочитайте группы слов и найдите среди них предложения. Назовите найденные предложения.

а) В нашей реке водятся щуки и окуни.

б) Из, высоко, дым, небо, трубы, в, поднимается.

в) Завтра мы рано утром вчетвером.

г) Грачи слетелись на вспаханное поле.

– Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)

– Опираясь на схему, расскажите, на какие виды делятся предложения по цели высказывания, по интонации.

На доске схема:

2. В ы п о л н е н и е упражнения 2 устно.

Учитель предлагает учащимся прочитать текст упражнения, затем организует беседу по вопросам:

– С какой интонацией вы прочитали каждое предложение? Какие это предложения по цели высказывания?

– Сравните первое и пятое предложение. Что у них общего, чем они отличаются?

– Какой вывод можно сделать? (Предложение может состоять из одного или нескольких слов.)

III. Формирование новых знаний.

В о п р о с ы:

– Чем являются в предложении подлежащее и сказуемое?

– Как найти в предложении подлежащее и сказуемое?

Стихотворение-подсказка.

Когда перед вами задача – найти

Главные члены предложения,

Прежде всего отыщите глагол,

Глагол в любом наклонении.

Когда обнаружится этот глагол

Между другими словами,

То подчеркните его поскорей

Сразу двумя чертами.

Потом от него мы вопросы кто? что?

К другим словам направляем

И подлежащее, как на крючок,

На эти вопросы поймаем.

Тут мы его одною чертой

Вмиг подчеркнем без сомнения.

И полюбуйся – перед тобой

Главные члены предложения.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 4 по заданию учебника.

У ч и т е л ь. Прочитайте сообщение.

– Как называют предложения, состоящие из одной грамматической основы?

– Что значит распространить предложение? Приведите пример.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 5 по заданию учебника.

Коллективная работа.

– Какой текст лучше: который приведен в учебнике или тот, который у вас получился? Почему?

V. Самостоятельная работа.

Найдите грамматические основы предложений и запишите их в тетрадь.

Н а д о с к е:

Плывут паутины

Над сонным жнивьем.

Краснеют рябины

Под каждым окном.

Хрипят по утрам

Петушки молодые.

Дожди налегке

Выпадают грибные.

А. Твардовский

VI. Итог урока.

У ч и т е л ь. Закончите предложение.

· Предложение выражает…

· Подлежащее и сказуемое – это…

· Словосочетание – слова, связанные друг с другом…

· Грамматическая основа предложения не является…

 

Урок 2

Второстепенные члены предложения.

Обстоятельства

Ц е л и: ознакомить учащихся с обстоятельствами, их обозначением на письме; развивать умения распознавать обстоятельства в предложении.

Х о д у р о к а

I. Актуализация опорных знаний.

И г р а «Поймай грамматическую основу».

О п и с а н и е. Учитель диктует текст. Учащимся нужно найти («поймать») и записать только грамматическую основу.

Осень заглянула в сады. Поспевают осенние яблоки. Ветки деревьев так и клонятся от спелых плодов. В ясный день садоводы собирают урожай.

П р о в е р к а. Учащиеся читают записанные грамматические основы и обосновывают свой выбор.

– Чем являются остальные слова в предложении? (Второстепенными членами.)

III. Закрепление.

1. Упражнение 10 выполняется по заданию учебника.

Учащиеся, комментируя, записывают предложения, разбирают их по составу. При выполнении последнего задания учитель обращает внимание учащихся на выделенные обстоятельства из упражнения 9.

2. Упражнение 11 выполняется устно.

– Прочитайте данные в упражнении выражения.

В о п р о с ы:

– Как называются эти выражения? (Фразеологизмы.)

– Как вы понимаете значение первого и второго фразеологизма? Близки ли они по значению?

– Что вы можете сказать о третьем выражении?

Р а с с к а з у ч и т е л я.

V. Итог урока.

– Какие второстепенные члены предложения называются обстоятельствами?

– На какие вопросы они отвечают?

– Как обстоятельства выделяются при разборе предложений по составу?

Домашнее задание: упражнение 13, правило на с. 7.

 

Урок 3

Определение

Ц е л ь: познакомить учащихся с определениями; развивать умения выделять на письме главные и изученные второстепенные члены предложения.

Х о д у р о к а

III. Зрительный диктант.

– Прочитайте текст в учебнике. Определите количество предложений. Объясните расстановку знаков препинания.

– Найдите «ошибкоопасные» места, объясните правила их написания.

Учитель диктует текст.

После записи под диктовку дети самостоятельно сверяют написанное в тетради с текстом в учебнике.

– Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу и определения. Назовите грамматические основы, которые вы подчеркнули. Теперь назовите определения. (Проверка выполнения задания осуществляется по цепочке.)

IV. Итог урока.

– Какие второстепенные члены предложения вы уже знаете?

– Какие второстепенные члены предложения называются определениями?

– Как они обозначаются на письме?

– Всегда ли определения относятся к главным членам предложения?

Домашнее задание: упражнения 17, 18 (составьте схему к каждому предложению), правило на с. 10.

 

Урок 4

Дополнения

Ц е л и: познакомить учащихся с дополнениями и их признаками; развивать умения распознавать второстепенные члены предложения при разборе предложений по составу.

Х о д у р о к а

III. Закрепление.

1. Упражнение 22 учащиеся выполняют по заданию учебника. Комментированное письмо.

– Какие слова называются синонимами?

– Какие синонимы подобрали к выделенному слову? (Могучий, сильный.)

– Как называют слова, противоположные по значению? Подберите антоним к выделенному слову.

2. Упражнение 23 учащиеся выполняют самостоятельно по заданию учебника.

По окончании работы на доске составляют схемы предложений.

IV. Итог урока.

– На какие вопросы отвечают дополнения?

– Какой частью речи являются дополнения?

Н а д о с к е записан стихотворный текст.

Найдите дополнения в стихотворении и назовите их.

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли.

А он живой, он жив пока,

Жужжит в окне, расправив крылья!

И я зову на помощь маму:

– Там жук живой!

Раскроем раму!

П р и м е ч а н и е: обратить внимание учащихся на то, что слово «в окне» – обстоятельство места (где?).

Домашнее задание: составьте предложения по схемам:

а)

б)

в)

 

Урок 5

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся под диктовку записывают слова:

Белить, прибежать, бельё, болезнь, голубок, гористый, грибник, грозовая, громыхать, дворцовый, голосище.

– Подчеркните «ошибкоопасные» места, проанализируйте их написание.

– Что объединяет эти слова? (Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.)

Устно выполняется коллективная проверка.

IV. Итог урока.

– Какие трудности возникли при выполнении самостоятельной работы?

Домашнее задание: составьте и запишите предложения: 1) с обстоятельством; 2) с дополнением; 3) с определением.

 

Урок 6

Проверочное списывание

Ц е л ь: проверить умение списывать текст, обнаруживать в нем орфограммы, самостоятельно его проверять, исправлять допущенные ошибки.

Х о д у р о к а

I. Знакомство с текстом.

Лось

Из чащи леса показалось большое животное. Это был огромный лесной великан.

Как он был хорош в лучах солнца! Как красив на белом фоне березняка. Какой вид был у лесного зверя! Длинная морда, огромные рога, сам грузный. Ноги высокие, стройные, как у коня. И какая окраска шерсти! Сам весь бурый, а на ногах словно белые чулки натянуты.

По Г. Скребицкому.

з а д а н и е. Подчеркните одно восклицательное предложение.

Прочитайте текст самостоятельно и скажите, сколько в нем частей.

– Значение всех слов в тексте вам знакомо? Какие слова вызвали затруднения?

Далее проводится анализ слов с трудными орфограммами. Затем учащиеся списывают текст по предложениям, то есть логически законченным частям.

По окончании работы учащиеся сверяют написанное в тетради с текстом на доске.

II. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Домашнее задание: подготовьтесь к диктанту.

 

Урок 7

Диктант

Ц е л ь: проверить умение детей писать слова с изученными орфограммами; находить и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Х о д у р о к а

I. Написание диктанта.

1. Ч т е н и е текста диктанта учителем.

2. О б ъ я с н е н и е значения и написания слов: кочаны, усыпано.

Поздняя осень

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжелые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.

По И. Соколову-Микитову.

С л о в а д л я с п р а в о к: кочаны, усыпано.

3. В ы п о л н е н и е грамматических з а д а н и й.

В а р и а н т I

1) Разберите по членам предложения четвертое предложение.

2) Подчеркните словарные слова.

3) К слову «срезают» запишите проверочное.

В а р и а н т II

1) Девятое предложение разберите по членам предложения.

2) Подчеркните словарные слова.

3) К слову «тяжелые» запишите проверочное слово.

II. Итог урока.

С а м о п р о в е р к а.

 

Урок 8

Работа над ошибками

Ц е л ь: развивать умения выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте.

Х о д у р о к а

I. Анализ типичных ошибок.

1. Н а д о с к е учитель выписывает 2–3 примера наиболее распространенных ошибок, допущенных учащимися в диктанте, объясняет их правильное написание и последовательность хода рассуждения, почему так или иначе следует писать, приводит другие примеры, в которых нужно применить знание данной орфограммы.

2. В ы п о л н е н и е работы над ошибками проводится учащимися под контролем (или с поддержкой) учителя, по его усмотрению.

Рекомендуется использовать п а м я т к у.

ПАМЯТКА

Я работаю над ошибками

1) Выпишу из текста слово, в котором сделана ошибка.

2) Подчеркну орфограмму.

3) Разберу по составу данное слово.

4) Найду, в какой части слова сделана ошибка.

5) Найду правило написания к части слова, в которой сделана ошибка.

6) Запишу несколько слов на данное правило написания.

7) Составлю предложение с этим словом.

II. Итог урока.

– Во всех ли ошибках разобрались?

– Все ли справились с работой?

Учащиеся обмениваются мнениями, какие ошибки они допустили и как их исправили.

 

Урок 9

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся под диктовку записывают слова:

Буфет, берет, акробат, вопрос, гладкий, глазки, лопатка, лодка, монетка, косьба, комнатка, краска, крепко, мягкий, узкий.

Подчеркните «ошибкоопасные» места, проанализируйте их написание.

– Что объединяет эти слова? (Парные согласные.)

Устно выполняется к о л л е к т и в н а я п р о в е р к а.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие однородные члены предложения вы знаете?

– Предположите, могут ли быть однородными членами дополнения, обстоятельства и определения. А вот верно ли вы предполагаете, мы узнаем на следующем уроке.

Домашнее задание: упражнение 27.

 

Урок 10

Связь однородных членов предложения
с помощью союзов или интонации перечисления

Ц е л ь: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, соблюдать интонацию перечисления, составлять предложения по схемам.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

З а п и с ь словосочетаний под диктовку.

Съемка фильма, тяжелый подъем, разъяренный зверь, маленькая обезьянка, интересное объявление.

– Какие слова написали с ъ? Почему?

– Подчеркните слова с ъ.

IV. Обобщение.

– С помощью каких слов бывают связаны между собой однородные члены предложения?

– Как называют эти слова? Приведите примеры. (Союзы а, и, но.)

– Как еще связываются между собой однородные члены? (Без союзов, интонацией перечисления.)

V. Итог урока.

Н а д о с к е записаны предложения. Вызванный учащийся читает предложение, объясняет вид связи однородных членов и расстановку знака запятой в предложении.

Налетел порывистый ветер обломал ветки деревьев.

На красноватой траве на былинках на соломинках блестели бесчисленные нити осенних паутин.

Пришло время, вывелись утята цыплята гусята.

Костюм на нем был не белый бежевый.

Катя любила не только петь танцевать играть и трудиться.

домашнее задание: упражнение 32.

 

Урок 11

связь однородных членов предложения
с помощью союзов или интонации перечисления.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся под диктовку записывают слова:

Доблестный, звездный, праздник, лестница, устный, солнце, чувство, радостно, ненастный, здравствуй, поздно, опасно, интересный.

– Какая орфограмма объединяет эти слова?

IV. Закрепление.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 34 по заданию учебника.

– Почему во втором предложении однородные члены соединены союзом и, а запятая между ними не стоит? При ответе опирайтесь на правило на с. 20.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 37 по заданию учебника.

Коллективно учащиеся составляют первое и второе предложение.

3. Т е с т.

Н а д о с к е записаны предложения с однородными членами. Учащиеся должны определить предложения, в которых между однородными членами предложения нужно поставить запятую. Ответы с номерами предложений запишите в тетрадях.

1. Ветер по морю гуляет … и кораблик подгоняет.

2. Мультфильм был не цветной … а интересный.

3. Любит кошка рыбу … но в воду лезть не хочет.

4. Булька проболел шесть недель … и выздоровел.

5. Ребята пишут … читают … решают задачи.

6. Держи голову в холоде … а ноги в тепле.

О т в е т ы к т е с т у: 2, 3, 5, 6.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Когда между однородными членами ставится запятая?

– Что нужно помнить, если между однородными членами предложения стоит союз и?

домашнее задание: упражнение 36, правило на с. 20.

 

Урок 12

Х о д у р о к а

II. Зрительный диктант.

Учащиеся выполняют упражнение 38.

П р е д в а р и т е л ь н а я п о д г о т о в к а к диктанту включает:

1. Чтение текста учащимися (2–3 мин).

2. Объяснение написания пропущенных орфограмм.

3. Нахождение предложений с пропущенными знаками препинания. Объяснение их расстановки.

Н а п и с а н и е т е к с т а под диктовку. Затем учащиеся сверяют написанное в тетради с текстом в учебнике и разбирают предложения по составу.

III. Работа с учебником.

1. Упражнение 39 выполняется учащимися по заданию учебника.

К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о.

2. Р а б о т а с деформированным предложением.

Составьте предложение из первой группы слов.

– Какие однородные члены есть в этом предложении?

– Нужно ли ставить запятую между однородными сказуемыми? Почему?

– Запишите предложение и разберите его по составу.

Аналогичная работа проводится при составлении второго предложения.

IV. Самостоятельная работа.

Составьте предложения с данными однородными членами. Запишите их. Подчеркните однородные члены предложения.

Н а д о с к е даны однородные члены, с которыми учащиеся будут составлять предложения:

· светит, но не греет;

· искали, но не нашли;

· яблоки, груши и сливы;

· собираются в стаи и улетают.

V. Итог урока.

– Перед какими союзами ставится запятая между однородными членами?

– Перед каким союзом не ставится запятая?

Домашнее задание: упражнение 40.

 

Урок 13

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзом и

Ц е л и: совершенствовать умения распознавать в тексте предложения с однородными членами, употреблять их в речи; познакомить с правилом расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом и.

Х о д у р о к а

I. Письмо по памяти.

Н а д о с к е: Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

Н. Дубровина

п р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

Прочитайте четверостишие.

Подчеркните «ошибкоопасные» места, проанализируйте их.

– Какие однородные члены есть в первом предложении? Почему не по-ставили запятую?

– В каком еще предложении есть однородные члены? Почему в третьем предложении поставили запятую?

– Прочитайте загадку и запишите ее по памяти.

После окончания работы учитель открывает текст на доске, дети проверяют написанное.

III. Закрепление.

– Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм, расстановку знаков препинания.

– Спишите текст, подчеркивая однородные члены, расставляя знаки препинания.

– Какие слова называют синонимами?

– Подберите синонимы к слову доглядывал.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке о расстановке запятых между однородными членами?

Домашнее задание: упражнение 43, таблица на с. 25.

 

Урок 14

предложения с однородными членами,
соединенными союзами.
Утвердительные и отрицательные предложения

Ц е л и: развивать умения применять правило постановки запятой перед союзами а, и, но; познакомить учащихся с утвердительными и отрицательными предложениями.

Х о д у р о к а

I. Словарный диктант.

Запишите в тетрадь словарные слова, исправляя ошибки.

Н а д о с к е записаны слова с ошибками:

Лапата, ворабей, Питух, тетрать, учиник, Масква, Дикабрь, зимляника.

V. Самостоятельная работа.

Спишите, вставляя пропущенные однородные члены, расставьте знаки препинания, где это необходимо.

В лесу цвели … и …. Над водой кружились … …стрекозы. Но вдруг неожиданно … и … ветер. … птицы. Лесная мышка …….

С л о в а д л я с п р а в о к: налетел, зашумел, ландыши, фиалки, забеспокоились, заволновались, комары, мошки, торопится, спешит.

VI. Итог урока.

– С какими предложениями познакомились на уроке? Приведите свои примеры.

Домашнее задание: упражнение 49.

 

Урок 15

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

П и с ь м о п о д д и к т о в к у.

В молодом осиннике дрожат, постукивают друг о друга нежные листики. В лучах заходящего солнца блестит, переливается золотом река. Покачивается, шуршит камыш на ее берегах.

З а д а н и я по тексту:

Подчеркните изученные орфограммы. Объясните расстановку знаков препинания.

Подчеркните однородные члены.

IV. Закрепление.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 53.

Устно разбираются выделенные предложения по членам, объясняется расстановка знаков препинания.

– Спишите последнее предложение и разберите его по членам.

– Сколько дополнений в этом предложении?

– Выпишите словосочетания, в которые входят только дополнения. (Работа выполняется на доске и в тетрадях.)

– Почему не все дополнения, отвечающие на вопрос что?, являются однородными?

– А какие дополнения будут однородными? Назовите их.

– Что можете сказать о сказуемых в этом предложении? (Они являются однородными членами предложения, так как отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову в предложении.)

2. Упражнение 54 учащиеся выполняют по заданию учебника.

Устно разберите каждое предложение, письменно составьте схемы к предложениям.

1)

2)

Остальные предложения анализируются аналогично.

Сравнивая расстановку знаков препинания, учащиеся под руководством учителя делают в ы в о д: правила расстановки знаков препинания между однородными главными членами предложения и однородными дополнениями одинаковы.

– Спишите предложения с однородными дополнениями.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие два условия должны выполняться, чтобы дополнения были однородными членами предложения?

– Расскажите о расстановке знаков препинания между однородными дополнениями.

Домашнее задание: упражнение 55.

 

Урок 16

Х о д у р о к а

I. Самостоятельная работа.

Учащиеся получают карточки, в которых записаны предложения с однородными членами без знаков препинания.

В а р и а н т I – выписывают предложения с однородными сказуемыми, расставляют знаки препинания.

В а р и а н т II – выписывают предложения с однородными дополнениями, расставляют знаки препинания.

1. Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.

2. Там висят портреты ученых космонавтов инженеров рабочих.

3. Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.

4. Шофер засмеялся влез к себе в кабину и включил мотор.

5. Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.

6. В магазине продают овощи фрукты ягоды и соки.

По окончании учащиеся проводят взаимопроверку.

II. Сообщение темы урока.

Н а д о с к е записано предложение.

Дама сдавала в багаж диван чемодан саквояж картину корзину картонку и маленькую собачонку.

– Есть ли в этом предложении однородные члены? Какие? (Дополнения.)

Докажите, что все дополнения в этом предложении являются однородными членами. (Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову.)

– Какие ошибки вы видите в записи предложения? (Не расставлены знаки препинания.)

– Какие еще второстепенные члены предложения есть в этом предложении? (Обстоятельства.)

– Как вы думаете, могут ли быть они однородными? Сформулируйте тему урока.

IV. Закрепление.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 57.

Комментированное письмо.

Ученик, работающий у доски, записывает предложение, разбирает его по составу, объясняет расстановку знаков препинания, формулирует правило, какие члены предложения называются однородными.

2. П и с ь м о п о п а м я т и.

Учащиеся читают упражнение 59 в течение 1–2 мин, обращают внимание на «ошибкоопасные» места, отвечают на вопросы:

– Есть ли в этом предложении однородные члены?

– Почему в этом предложении нет запятых?

По сигналу учителя записывают текст по памяти.

V. Словарная работа.

– Р а з г а д а й т е р е б у с.

● Л ексическая работа: объяснение значения словарного слова.

– одна из четырех сторон света, противоположная западу; часть горизонта, где восходит солнце.

Этимология: объяснение происхождения словарного слова. Изначально восток – «место восхода солнца».

З а д а н и е: подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень. С одним из слов составьте словосочетание.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие обстоятельства называются однородными?

Домашнее задание: упражнение 58.

 

Урок 17

Х о д у р о к а

I. Словарная работа.

1. З а п о м и н а е м словарное слово г?азета.

Отгадайте з а г а д к у.

У нее ряд в ряд

Буквы к буквам стоят.

Грамотным без робости

Рассказывает новости.

Лексическая работа: объяснение значения словарного слова.

– периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей общественной и политической жизни.

Этимология: объяснение происхождения словарного слова. Изначально газета – «монета в 2 сольди» (итальянские деньги) с изображением сороки. На нее можно было купить газету. По-итальянски сорокагазза. Отсюда и газета.

Ассоциативная запоминалка.

Что случилось тут у нас?

Из г А зеты вышел г А з!

Словно снег г А зета тает

И по ветру не летает!

Меньше марки стала эта

Очень странная г А зета!

Все решим проблемы разом,

Мы ее наполним г А зом!

– Газированной г А зете

Газ нужней всего на свете?

– Нет, сказать я должен ей,

Буква А всего нужней!

В. Агафонов

2. З а п о м и н а е м словарное слов алфави?т.

Отгадайте з а г а д к у.

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

Лексическая работа.

Учитель спрашивает учащихся о значении слова «алфавит».

(Алфавитпоследовательность букв русского языка.)

Ассоциативная запоминалка.

А как лесенка стоит

Перед входом в алфавит.

3. З а п о м и н а е м словарное слово интересно.

Лексическая работа.

Как растолкуете это слово?

( – любопытно, занимательно.)

Подберите синонимы к этому слову. (Увлекательно, занятно.)

– Как вы понимаете слова-антонимы: интересно – скучно.

– Составьте словосочетание со словом интересно.

4. З а п о м и н а е м словарное слово командир.

Лексическая работа. Объяснение значения слова дают учащиеся.

( – начальник воинской части или военного судна.)

Этимология. Объяснение происхождения слова дает учитель.

Слово образовано от латинского «командаре» – «рекомендовать, перепоручать», а оно, в свою очередь, от латинского «мандаре» – «передавать, вручать».

Подберите однокоренные слова к слову командир.

III. Работа с учебником.

1. Упражнение 60 учащиеся выполняют по заданию учебника.

2. Упражнение 61 учащиеся выполняют, работая в парах.

Ученики устно составляют предложения к схемам, используя слова для справок. После совместного обсуждения самостоятельно записывают предложения в тетрадь, разбирают их по членам.

3. З р и т е л ь н ы й д и к т а н т.

Используется текст диктанта из упражнения 62.

– Прочитайте текст. Подумайте, как можно его озаглавить.

– Объясните написание пропущенных орфограмм.

– Объясните расстановку пропущенных знаков препинания.

После записи текста под диктовку дети сверяют написанное с текстом в учебнике.

Разберите предложения по составу.

В а р и а н т I – 2-е предложение.

В а р и а н т II – 3-е предложение.

4. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.

Н а д о с к е: 1. В зоопарке мы видели лисиц, медведя, слона, волчат, обезьян, змей. 2. Коля чувствовал себя радостно, беззаботно и уверенно. 3. Делает свое гнездо белочка из веточек, сучьев, соломинок. 4. Клюкву собирают осенью или ранней весной. 5. Голуби очень быстро и точно возвращаются в свои голубятни. 6. Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад, полезный сок, джем и варенье.

В а р и а н т I – выпишите в тетрадь предложения с однородными дополнениями, подчеркните их.

В а р и а н т II – выпишите предложения с однородными обстоятельствами, подчеркните их.

По окончании работы учащиеся проводят взаимопроверку.

IV. Итог урока.

– Над чем работали на уроке?

– Какие трудности возникали при выполнении самостоятельной работы?

Домашнее задание: упражнение 63.

 

Урок 18

Х о д у р о к а

I. Словарная работа.

1. З а п и с ь словарных слов под диктовку.

Алфавит, дежурный, магазин, столица, газета, восток, интересно, командир, кровать, сапоги.

Поставьте ударение в словах.

2. З н а к о м с т в о с новым словарным словом.

Жёлтый – цвет яичного желтка.

К данному слову подберите и запишите несколько однокоренных слов (желтоватый, желтеть, желтизна); несколько синонимов (золотой, лимонный, янтарный, яичный, соломенный).

V. Закрепление.

З р и т е л ь н ы й д и к т а н т.

Учащиеся читают текст (1–2 мин), объясняют написание пропущенных и помещенных в скобки орфограмм.

– Какие однородные члены есть в этом предложении?

– Объясните расстановку знаков препинания.

После записи текста под диктовку учащиеся сверяют написанное с текстом в учебнике, разбирают предложения по составу:

1-й ряд – первое предложение;

2-й ряд – второе предложение;

3-й ряд – третье предложение.

VI. Итог урока.

– С какими однородными членами предложения познакомились на уроке? Назовите условия, при которых определения являются однородными.

Домашнее задание: упражнение 70.

 

Урок 19

Проверочная работа (тест)

Ц е л ь: проверить усвоение учащимися учебного материала по теме «Однородные члены предложения».

Х о д у р о к а

Учащиеся самостоятельно выполняют задания теста.

1. Выберите и отметьте знаком «+» правильный ответ.

Однородные члены предложения относятся:

а) к разным словам в предложении, но отвечают на один и тот же вопрос;

б) к одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы;

в) к одному и тому же слову в предложении.

2. Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните одной чертой те слова, которые относятся к слову Женя.

Женя вытерла слезы, приложила телеграмму к губам и тихо прошептала: «Папа, приезжай скорей!» (А. Гайдар.)

3. Прочитайте предложение. Выберите и подчеркните одной чертой те слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.

Зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер.

4. Выберите и отметьте значком «+» предложения с однородными членами.

а) В кабинете у доктора по-прежнему жили ежики, зайцы и белки.

б) Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

в) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.

г) Ветер весело шумит, судно весело бежит.

5. Вставьте в правило пропущенные слова.

Однородные члены предложения относятся к _______ слову в предложении и отвечают на _______ вопрос.

6. Подчеркните одной чертой однородные члены в каждом предложении.

1) Я спустил ноги с кровати, потихонечку оделся и вышел на улицу.

2)* Земля от листьев желтая стала, а под кленом она красная и оранжевая, как на картинках.

7. Вставьте, где надо, пропущенные знаки препинания.

Муравей сидит на листике и думает: «Ничего, успею: вниз ведь скорей». А листок был плохой: желтый сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несется листок через лес через реку через деревню. (В. Бианки.)

8. Исправьте, где надо, ошибки в знаках препинания.

1) Кот переплыл реку, и выбрался на берег.

2) Чик перестал задираться с соседями и крепко подружился с ласточками.

3) Без рук без топоренка построена избенка.

4) Человек сидел у окошка и смотрел на двор.

5) Дождик вымочит а солнце высушит.

6) Душный ветер пыль приносит, и глаза песком заносит.

О ц е н к а р е з у л ь т а т о в.

1-е з а д а н и е – 2 балла.

2-е з а д а н и е – 6 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ; за каждую ошибку – минус 1 балл).

3-е з а д а н и е – 4 балла (по 2 балла за каждый правильный ответ, за каждую ошибку – минус 1 балл).

4-е з а д а н и е – 4 балла (по 2 балла за каждый правильный ответ).

5-е з а д а н и е – 3 балла.

6-е з а д а н и е

1) 6 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ);

2)* 6 баллов (по 3 балла за каждый правильный ответ).

Это задание является дополнительным, ошибки не учитываются.

7-е з а д а н и е – 6 баллов (по 2 балла за правильный ответ, каждая ошибка – минус 1 балл).

8-е з а д а н и е – 8 баллов (по 2 балла за правильное исправление, минус 1 балл за ошибочное).

Менее 8 баллов – тема не усвоена;

От 8 до 20 баллов – тема усвоена удовлетворительно;

От 21 до 36 баллов – тема в целом усвоена хорошо;

От 37 до 39 баллов – тема усвоена практически полностью.

Итог урока.

– Все задания выполнили?

– Что оказалось трудным?

Домашнее задание: повторите написание тех орфограмм, которые вызвали у вас трудности при выполнении заданий теста.

 

Урок 20

Диктант

Ц е л ь:


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.363 с.