II. Постановка учебной задачи. Повторение темы о склонении имен существительных. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

II. Постановка учебной задачи. Повторение темы о склонении имен существительных.

2017-11-21 84
II. Постановка учебной задачи. Повторение темы о склонении имен существительных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учитель читает стихотворение А. Грачева и просит детей помочь ей закончить строчку.

– Прочитайте повторяющееся в тексте существительное.

– Как изменяется существительное кот при связи с другими словами? (Выделяют окончания на доске.)

– А почему изменяются окончания у существительного кот?

– Прочитайте задание к упражнению 19. Как теперь вы ответите на мой вопрос? (Существительное «кот» просклоняли, то есть изменили слово по падежам.)

III. Наблюдения над особенностями падежей.

1. Учитель читает стихотворение.

спросили Лежебокина:

– А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок!

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

– В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться, а тем более

Творить я не хочу.

Такой падеж, как дательный,

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

– Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты мог новые

Придумать имена?

– Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец,

Простительный!

Г. Граубин

– А в нашем классе есть такой ученик? Сколько падежей в русском языке? Какие вопросы соответствуют какому падежу?

IV. Закрепление.

1. Упражнение 20 учащиеся выполняют по заданию учебника.

Под руководством учителя склоняют слова, данные в упражнении, выделяют окончания.

– Что происходит с существительными при склонении?

2. В ы п о л н е н и е упражнения 21.

Р а б о т а в группах. Дети объединяются в группы по 4 человека. После обсуждения делают выводы.

3. В ы п о л н е н и е упражнения 22.

Н а д о с к е учитель записывает пары слов.

Река – реку. яблоко – яблоки.

Весна – весны. Стена – стены.

Я уже выполнила задание. Оцените мою работу. Докажите, что задание выполнено неверно. А как вы его выполните?

4. Упражнение 23 учащиеся выполняют по заданию учебника.

– Найдите грамматическую основу в предложении.

– Какой частью речи выражено подлежащее? Укажите падеж.

В ы в о д. Нужно запомнить, что имя существительное, которое является подлежащим, всегда стоит в именительном падеже.

– Выпишите из предложения все оставшиеся словосочетания. Поставьте вопрос от зависимого слова к существительным. Определите падеж.

V. Итог урока.

– Что значит просклонять слово? (Изменить окончание в зависимости от падежа.)

– Сколько падежей в русском языке?

Домашнее задание: упражнение 24.

 

Урок 37

Распознавание падежей имен существительных

Ц е л и: совершенствовать умения склонять имена существительные с ударными окончаниями, распознавать падеж; ознакомить с предлогами, которые употребляются только с одним падежом.

Х о д у р о к а

I. Словарный диктант.

З а д а н и е «Продиктуй товарищу».

Карточка 1

Багаж, пассажир, экскурсия, горизонт, инженер, костер, черный, желтый, алфавит, восток.

Карточка 2

Интересно, газета, командир, алфавит, карандаш, иней, председатель, автомобиль, путешествие, космонавт.

II. Актуализация опорных знаний.

– Просклоняйте существительные: весна, стрела.

– Что изменилось при склонении существительных?

– Что записали в тетрадь: разные формы одного и того же слова или однокоренные слова?

III. Формирование новых знаний.

1. З н а к о м с т в о с управляющими словами.

Упражнение 25 учащиеся выполняют по заданию учебника.

– Прочитайте слова, от которых задается вопрос к выделенным существительным.

– Прочитайте сведения о языке на с. 77. Как называют такие слова?

2. Н а б л ю д е н и е над предлогами, употребляющимися только с одним падежом.

Упражнение 26 учащиеся выполняют по заданию учебника: одновременно на доске и в тетрадях.

Р. п. без воды, без

Р. п. до воды, до

..............

– Что вы заметили, выполнив работу? (От предлога можно задать вопрос к существительному; некоторые предлоги употребляются только с одним падежом.)

– Прочитайте сведения о языке на с. 78.

– Верно ли вы рассуждали?

IV. Закрепление.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 27. Комментированное письмо.

2. И г р а «Кто быстрее». Работа в парах.

Н а д о с к е записан текст стихотворения. Нужно определить падежи слова дорожка и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении.

Дорожка

Дорожка домой

Мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой

Красивее нет!

И если б зашел я, не знаю куда,

Дорожку домой,

Отыскал бы всегда.

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

К. Рейс

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие слова называют управляющими словами?

– Можно ли по предлогам определить падеж имени существительного?

– Какие предлоги указывают только на один падеж?

Домашнее задание: упражнение 28.

 

Урок 38


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.